Инф. технологии

Примеры сентиментализма в русской литературе. Литература сентиментализма (XVIII век)

Главные представители этого направления в России – Карамзин и Дмитриев . Сентиментализм появился в Европе , как противовес французскому философскому рационализму (Вольтер). Зарождается сентиментальное направление в Англии, затем распространяется в Германии, Франции и проникает в Россию.

В противовес ложно-классической школе авторы этого направления выбирают сюжеты из обыкновенной, будничной жизни, героями – людей простых, среднего или низшего сословия. Интерес сентиментальных произведений заключается не в описании исторических событий или деяний героев, а в психологическом анализе переживаний и чувств обычного человека в обстановке повседневной жизни. Авторы задавались целью разжалобить читателя, показывая глубокие и трогательные переживания простых, незаметных людей, привлекая внимание на их грустную, часто драматическую судьбу.

Сентиментализм в литературе

От постоянного обращения к переживаниям и чувствам героев у авторов этого направления развился культ чувства , – от этого и произошло название всего направления (чувство – sentiment), сентиментализм . Наряду с культом чувства развивается культ природы , появляются описания картин природы, располагающей душу к чувствительным размышлениям.

Сентиментализм в русской поэзии. Видеолекция

В литературе сентиментализм выражается главным образом в форме чувствительных романов, сентиментальных путешествий и так называемых мещанских драм; в поэзии, – в элегиях. Первым автором сентиментальных романов был английский писатель Ричардсон . Его романами, «Чарльз Грандисон», «Кларисса Гарлоу» зачитывалась пушкинская Татьяна . В этих романах выведены типы простых, чувствительных героев и героинь и рядом с ними яркие типы злодеев, оттеняющих их добродетель. Недостаток этих романов – их необыкновенная растянутость; в романе «Кларисса Гарлоу» – 4.000 страниц! (Полное название этого произведения в русском переводе: «Достопримечательная жизнь девицы Клариссы Гарлов, истинная повесть»). В Англии первым автором так называемых сентиментальных путешествий был Стерн . Он написал. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»; в этом произведении внимание обращается главным образом на переживания и чувства героя в связи с местами, по которым он проезжает. В России Карамзин написал свои «Письма русского путешественника » под влиянием Стерна.

Сентиментальные мещанские драмы, прозванные «Слезными комедиями» (Comedies larmoyantes), появившиеся тоже сперва в Англии, распространились в Германии и Франции и появились в переводах в России. Еще в начале царствования Екатерины Великой в Москве была поставлена пьеса Бомарше «Евгений», в переводе Пушникова. Сумароков , убежденный сторонник ложно-классицизма, негодовал на постановку этой «слезной комедии» и искал сочувствия и поддержки Вольтера.

В поэзии сентиментализм выразился главным образом в элегиях . Это – лирические стихотворения и размышления, чаще всего грустные. «Чувствительность», грусть, меланхолия, – вот главные отличительные черты сентиментальных элегий. Авторы элегий часто описывали ночь, лунный свет, кладбище, – все, что могло создать таинственную, мечтательную атмосферу, соответствовавшую их чувствам. В Англии одним из самых известных поэтов сентиментализма был Грей, написавший «Сельское кладбище », которое впоследствии так удачно было переведено Жуковским .

Главным представителем русского сентиментализма был Карамзин . В духе этого литературного направления им написаны «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» (см. краткое содержание и полный текст) и другие повести .

Надо заметить, что всякая художественная и литературная «школа» ярче всего выражает свои характерные особенности в произведениях «учеников-подражателей», так как крупные художники, родоначальники «школы», начинатели «направления», всегда разнообразнее и шире своих учеников. Карамзин не был исключительно «сентименталистом», – даже в ранних своих произведениях, «разуму» он отводил почетное место; кроме того, у него есть следы и будущего романтизма («Остров Борнгольм») и неоклассицизма («Афинская жизнь»). Между тем, многочисленные ученики его не заметили этой ширины карамзинского творчества и довели до смешной крайности исключительно его «чувствительность». Тем самым они подчеркнули недостатки сентиментализма и привели это направление к постепенному исчезновению.

Из учеников Карамзина наиболее известны – В. В. Измайлов, А. Е. Измайлов, кн. П. И. Шаликов, П. Ю. Львов. В. Измайлов написал в подражание «Письмам русского путешественника» Карамзина – «Путешествие в полуденную Россию». А. Измайлов сочинил повесть «Бедная Маша» и роман «Евгений, или пагубные следствия духовного воспитания и сообщества». Впрочем, это талантливое произведение отличается таким реализмом, что его можно причислить и к «реалистическому » направлению этой эпохи. Князь Шаликов был самым типичным сентименталистом: он писал и чувствительные стихи (сборник «Плод свободных чувствований»), и повести (два «Путешествия в Малороссию», «Путешествие в Кронштадт»), отличающиеся крайней чувствительностью. Л. Львов был более талантливым романистом, – от него осталось несколько повестей: «Российская Памела», «Роза и Любим», «Александр и Юлия».

Можно назвать и другие тогдашние литературные произведения, написанные в подражание «Бедной Лизе»: «Обольщённая Генриетта, или Торжество обмана над слабостью и заблуждением», «Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Воробьёвых гор», «История бедной Марии», «Инна», «Марьина роща» Жуковского , А. Попова «Лилия» (1802), «Бедная Лилла» (1803), А. Кропотова «Дух Россианки» (1809), А. Э. «Милые и нежные сердца» (1800), Свечинского «Украинская сирота» (1805), «Роман моих ближних» (1804), князя Долгорукова «Несчастная Лиза» (1811).

Плеяда чувствительных поэтов в среде русской публики имела поклонников, но имела и много врагов. Ее высмеивали и старики-псевдоклассики, и молодые писатели-реалисты.

Теоретиком русского сентиментализма был В. Подшивалов, современник и литературный союзник Карамзина, в одно время с ним издававший журналы («Чтение для вкуса и разума», «Приятное препровождение времени»). По такой же программе, как и Карамзин, в 1796 году он напечатал интересное рассуждение: «Чувствительность и причудливость», в котором старался определить различие между настоящею «чувствительностью» в ложной «манерностью», «причудливостью».

Сентиментализм сказался в это время у нас и в процветании «мещанской драмы». Напрасны были усилия псевдоклассиков бороться с этим «незаконным» чадом драматургии, – публика отстаивала свои любимые пьесы. Особенно популярны были переводные драмы Коцебу («Ненависть к людям и раскаянье», «Сын любви», «Гуситы под Наумбургом»). В продолжение нескольких десятков лет эти трогательные произведения охотно смотрелись русской публикой и вызывали многочисленные подражания на русском языке. H. Ильин написал драму: «Лиза, или Торжество благодарности», «Великодушие, или Рекрутский набор»; Федоров – драму: «Лиза, или Следствие гордости и обольщения»; Иванов: «Семейство Старичковых, или За Богом молитва, а за царем служба не пропадает» и др.

Классицизм в русской литературе 18 века

Собственно литература 18 века

Литература петровского времени

Знать отличия литературы 18 в. от древней литературы.

Иметь представление о том, что такое классицизм и сентиментализм;

Своеобразие литературного процесса в 18 в.

Занятие №1

Цели:

Ход занятия:

1. Оргмомент, цели:

2. Актуализация:

3. Лекция:

18 литературный век равен веку хронологическому. Общее значение литературного 18 века заключается в его переходном характере: от древней литературы словесность делала переход к классике (19 век).

Отличия русской литературы 18 века от древней литературы:

1. Древняя литература была рукописной, а в 18 веке литература получила печатный станок, что сделало печатное слово распространённым;

2. Древняя литература не претендовала на авторство, чего нельзя сказать о литературе 18 века, хотя в это время было всё еще много безымянных произведений, всё же появились первые профессиональные писатели;

3. Древняя литература во многом была церковной, а среди литературы 18 века достаточно много и светских произведений;

Внутри литературы 18 века можно выделить 2 этапа её развития:

Этот этап охватывает 1/3 18 века вплоть до 30-х гг.

Именно в это время большое развитие получает книгопечатание. Происходит 1–ая орфографическая реформа, в результате которой из алфавита уходят устаревшие буквы (например, юсы). В петровскую эпоху впервые начинает выходить газета с политическими новостями. Именно в это время появились следующие книги: «Юности честное зеркало», «Приклады, как писать комплименты» и др. Активно в петровскую эпоху развивается лирика, т.е. стихи. Они пишутся не в привычном для нас виде, а часто даже не имеют рифмы, хотя первые поэты уже записывают их в столбик. Именно в это время назревает необходимость реформы русского стихосложения, которую начинает проводить Василий Кириллович Тредиаковский. Позднее этот вопрос вызывает интерес и у Михаила Васильевича Ломоносова, который предлагает свой проект реформы. 17 октября 1672 года принято считать датой рождения русского театра. В этот день состоялась первая премьера при дворе царя Алексея Михайловича, длившаяся без антрактов 10 часов.

Данный период характеризуется развитием двух литературных направлений: классицизма и сентиментализма. С возникновением и развитием классицизма связаны такие имена, как Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Петрович Сумароков. Денис Иванович Фонвизин, Гаврила Романович Державин.


Имя Ломоносова связано не только с историей развития словесности, но и других наук. В филологию этот человек вошел не только как автор «Российской грамматики» и создатель теории о трех «штилях» языка (высоком, среднем и низком), не только как автор драматургических произведений, но и как талантливый поэт, переводивший оды древнегреческого поэта Анакреона, а также создавший свои. Самыми известными из них стали «Ода на взятие Хотина» (написана после захвата русскими войсками турецкой крепости, расположенной в Молдавии), «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». В этой оде есть такие строки: «…может собственных Платонов,/ И быстрых разумом Невтонов/ Российская земля рождать».

Фонвизин вошел в русскую литературу как автор самого известного на тот период драматического произведения – комедии «Недоросль» (1782), которая до сих пор не сходит со сцены. Главной темой этого произведения стал очень волновавшийся писателя вопрос о дворянском «злонравии». Фонвизин писал: «Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков… Я дворянин, и вот что растерзало моё сердце». Главный герой пьесы – Митрофан - предстаёт перед нами полным невеждой, он недоросль в моральном отношении, т. к. не умеет уважать достоинство других людей и в гражданском смысле, так как совсем не понимает своих обязанностей перед государством.

Развитие сентиментализма связано в русской литературе, прежде всего, с именем Карамзина . Этот писатель стал одним из наиболее последовательных просветителей, осуждавших тиранию и деспотизм правителей, ратовавших за внесословную ценность человека. Наиболее известны такие произведения, как «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза». Оба они впервые были опубликованы в журнале, издаваемым самим Карамзиным («Московский журнал»). Огромным подвигом писателя была его работа над «Историей государства Российского». Пушкин писал: «Древняя Россия … найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». Однако всем этим не исчерпываются заслуги писателя. Белинский полагал, что творчество Карамзина оказало существенное влияние на развитие литературы 19 века. Критик даже говорил о карамзинском периоде в русской литературе, продолжавшемся вплоть до 20-х гг. 19 века. Белинский писал: «Карамзин … первый заменил мёртвый язык книги живым языком общества».

4. Д/З

Учить лекцию, выписать определения того, что такое классицизм, сентиментализм, что такое ода; доклады по творчеству Державина и Радищева (на 5 мин).

Сентиментализм (от фр. sent – чувство, чувствительный, англ. sentimental чувствительный) – художественное направление в искусстве и литературе, которое пришло на смену классицизму.

Уже по названию понятно, что новое направление в противовес культу разума провозгласит культ чувства. На первом месте стоят чувства, а не великие идеи. Автор делает упор на восприятие читателя и его чувства, возникающие во время чтения.

Истоки направления приходятся на Западную Европу в 20-е годы XVIII века, до России же сентиментализм дошел в 70-е годы, а за первых три десятилетия XIX века занял ведущее положение.

По времени появления сентиментализм предшествовал романтизму. Это было завершение эпохи Просвещения, поэтому в произведениях сентименталистов сохраняются просветительские тенденции, что проявляется в назиданиях, морализаторстве. Но появились и совершенно новые черты.

Основные черты сентиментализма

  • Во главу угла ставится не разум, а чувство. Умение сочувствовать, сопереживать рассматривалось писателями как важнейшее достоинство человеческой личности.
  • Главные герои – не вельможи и цари, как в классицизме, а обычные люди, незнатные и небогатые.
  • Прославлялся культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности.
  • Основное внимание писателей направлено на богатый внутренний мир человека, его чувства и эмоции. А также на то, что душевные качества человека не зависят от его происхождения. Таким образом, в литературе появились новые герои – простые люди, которые по своим нравственным качествам зачастую превосходили героев-дворян.
  • Прославление в произведениях писателей сентименталистов вечных ценностей – любви, дружбы, природы.
  • Природа у сентименталистов – не просто фон, а живая сущность со всеми ее мелочами и особенностями, как бы заново открытая и прочувствованная автором.
  • Свою главную цель сентименталисты видели в том, чтобы утешить человека в его жизни, полной горестей и страданий, обратить его сердце к добру и красоте.

Сентиментализм в Европе

Наиболее законченное выражение это направление получило в Англии, в романах С. Ричардсона, Л. Стерна. В Германии яркими представителями были Ф. Шиллер, И. В. Гете и предреволюционной Франции сентименталистские мотивы нашли наиболее полное выражение в творчестве Жан-Жака Руссо.

Само название литературного направления укоренилось после написания авторами многочисленных «Путешествий», которые открывали читателю красоту природы, бескорыстную дружбу, семейную идиллию. Затрагивали самые нежные чувства читателей. Первый роман «Сентиментальное путешествие» был написан Л. Стерном в 1768 году.

Сентиментализм в России

В России представителями сентиментализма являлись М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин со своим наиболее известным произведением «Бедная Лиза», молодой В. А. Жуковский. Просветительские традиции сентиментализма ярче всего проявились в произведениях А. Радищева.

В России существовало два направления сентиментализма:

Дворянский

Направление, которое не выступало за отмену крепостного права. Николай Карамзин, автор повести «Бедная Лиза» в конфликте между сословиями выдвинул на первое место не социальный фактор, а моральный. Он считал: «и крестьянки умеют любить…».

Революционный

В литературе это направление выступало за отмену крепостного права. Основой всей культуры, как и основой общественного бытия, считал Радищев, является личность, которая заявляет о своем праве на жизнь, свободу, счастье, творчество.

Сентименталисты создали множество новых жанров в литературе. Это бытовой роман, повесть, дневник, роман в письмах, очерк, путешествие и другие, в поэзии это элегия, послание. Так как в противовес классицизму не было четких правил и ограничений, очень часто жанры смешивались.

Поскольку героями произведений сентименталистов стали простые люди, получил значительное упрощение и язык произведений, в нём появилось даже просторечие.

Отличительные черты русского сентиментализма

  • Проповедь консервативных взглядов: если все люди, независимо от их положения в обществе, способны на высокие чувства, значит, путь к всеобщему счастью лежит не в изменении государственного устройства, а в нравственном самосовершенствовании, нравственном воспитании людей.
  • Ярко выражены просветительские традиции, поучение, наставление, морализаторство.
  • Совершенствование литературного языка путём введения разговорных форм.

Сентиментализм сыграл важную роль в литературе обращением к внутреннему миру человека, в этом плане он стал предвестником психологической, исповедальной прозы.

Русский сентиментализм. Особенности становления и развития.

Русский сентиментализм явился частью общеевропейского литературного движения и вместе с тем закономерным продолжением национальных традиций, складывавшихся в эпоху классицизма. Произведения крупнейших европейских писателей, связанные с сентиментальным направлением («Новая Элоиза» Руссо, «Страдания молодого Вертера» Гете, «Сентиментальное путешествие» и «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» Стерна, «Ночи» Юнга и др.) очень скоро после их появления на родине становятся хорошо известны в России; их читают, переводят, цитируют; имена главных героев приобретают популярность, становятся своего рода опознавательными знаками: русский интеллигент конца 18 века не мог не знать, кто такие Вертер и Шарлотта, Сен-Пре и Юлия, Йорик и Тристрам Шенди.

Вместе с тем, во второй половине 18 века появляются русские переводы многочисленных второстепенных и даже третьестепенных авторов. Некоторые сочинения, оставившие не очень заметный след в истории своей отечественной литературы, воспринимались иногда с большим интересом в России, если в них были затронуты проблемы, актуальные для русского читателя, и переосмысливались в соответствии с представлениями, уже сложившимися на основе национальных традиций. Таким образом, период формирования и расцвета русского сентиментализма отличался чрезвычайной творческой активностью восприятия европейской культуры. При этом русские переводчики преимущественное внимание стали уделять современной литературе, литературе сегодняшнего дня (см. об этом подробно: Стенник Ю.В., Кочеткова Н.Д., с.727 и далее)

Хронологические рамки:

Сентиментальные произведения впервые возникают в Англии в конце 1720-х – начале 1730-х (как реакция на революцию 1688-1689 годов, выход на арену третьего сословия и превращения его во влиятельную политическую и общественную силу). Это произведения Дж. Томсона «Времена года» (1726-1730), Г.Грея «Элегия, написанная на сельском кладбище» (1751), С.Ричардсона «Памела» (1740), «Кларисса» (1747-1748), «История сэра Чарлза Грандисона» (1754).

Как самостоятельное литературное направление сентиментализм оформляется в 1760-1770-х годах в Англии, Франции и Германии. С 1764 по 1774 год здесь вышли в свет произведения, которые создали эстетическую основу метода и определили его поэтику; их можно считать и своеобразными эстетическими трактатами сентиментального направления (это уже упоминавшиеся романы Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» 1761; Л.Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» 1768; И.-В. Гете «Страдания молодого Вертера» 1774).

Хронологические рамки русского сентиментализма определяются более или менее приблизительно. П.А.Орлов, например, выделяет 4 этапа:

    1760-1775.1760 год – дата появления журнала «Полезное увеселение», сплотившего вокруг себя целую группу молодых поэтов во главе с М.Херасковым. Продолжением «Полезного увеселения» были журналы «Свободные часы» (1763) и «Доброе намерение» (1764), в которых в основном сотрудничали те же авторы.

В поэзии преимущественное внимание уделялось любовной, дружеской и семейной проблематике. Жанры пока заимствовались у предшествующей классицистической литературы (анакреонтическая ода, идиллия), использовались также готовые европейские образцы.Проза представлена романами Ф.Эмина «Письма Эрнеста и Доравры» и В.А. Левшина «Утренники влюбленного».

Драматургия – «слезными пьесами» М.Хераскова.

Необходимо отметить, что именно с Хераскова начинается история русского сентиментализма. Для него характерно новое отношение к иерархии жанров: высокие и низкие не только уравниваются, но, более того, предпочтение отдается низким жанрам (например, песне). Неприемлемым становится и сам термин «низкий жанр»: Херасков в данном случае противопоставляет «громкой» поэзии – «тихую», «приятную». Поэт и драматург, он сосредоточивает свое внимание на отдельном, частном человеке. В связи с этим особую привлекательность для него начинают привлекать камерные жанры. Поющая и пляшущая пастушка для Хераскова «милей гремяща хора».

У представителей первого этапа критерием общественных и духовных ценностей уже признана природа и как одно из ее проявлений – чувствительность.

Большую роль в общественной мысли этого времени играет масонство (Н.И.Новиков, А.М.Кутузов, И.П.Тургенев, А.А.Петров и др.). В этом ряду самого серьезного внимания заслуживает, в первую очередь, творческая деятельность А.М.Кутузова. Анализ его поэтических произведений, частной переписки, переводов свидетельствует об отрицательном отношении художника к рационалистическому искусству классицистов, внимании к европейскому предромантическому движению, преимущественной ориентации на традиции английской и немецкой литературы и игнорировании французской, интересе к внутреннему миру и психологизму. А.М.Кутузов писал: «Не наружность жителей, не кафтаны и рединготы их, не домы, в которых они живут, не язык, которым они говорят, не горы, не море, не восходящее или заходящее солнце суть предмет нашего внимания, но человек и его свойства…»

В середине 70-х гг. наблюдается и расцвет дарования М.Н.Муравьева. В лирике его постепенно становится определяющим автобиографическое начало. Адресатами произведений становятся друзья и близкие, основным жанром – послание. Герой Муравьева – человек с «чувствительной душой», его идеал – скромная, но деятельная жизнь, приносящая пользу обществу и удовлетворение самому себе. Муравьев обращает внимание на необходимость проникновения во внутренний мир человека. Поэт должен постигнуть «сердечные таинства», «жизнь души» с ее противоречиями и переходами из одного состояния в другое. В сознании поэта иной представляется и сама категория времени. Каждое мгновение неповторимо, и задача художника – уловить и запечатлеть его. Новые художественные задачи предопределили и новое отношение поэта к языку. Г.Гуковский отмечал: «Слова начинают звучать не столько своим привычным словарным значением, сколько своими обертонами, эстетико-эмоциональными ассоциациями и ореолами». В поэзии Муравьева появляются эпитеты, характерные и для более поздней лирики сентиментализма: «разговора сладкий ток», «сладостны дыханья», «сладкий покой», «кроткий луч», «стыдливая луна», «милое мечтанье»; эпитет «тихий» (ранее антоним к эпитету «громкий») приобретает новые нюансы – «приятный», «нежный», «безмятежный» («тихий сон», «тихий трепет», «тихая светлость»).

Важным фактом данного периода стал и выход в 1776 году комической оперы Н.Николева «Розана и Любим». По мнению П.Орлова, именно в данном жанре прежде всего получает дальнейшее развитие социальное начало русского сентиментализма: в основе конфликта таких пьес – факты помещичьего произвола над добродетельными, «чувствительными» крестьянами, которые впервые выступают главными героями, превосходящими по духовному развитию своих обидчиков.

Третий этап.1789-1796.Это наиболее яркий и плодотворный период в истории русского сентиментализма. В это время созданы лучшие произведения Н.Карамзина. Период в целом характеризуется преобладанием прозаических произведений: роман, повесть, сентиментальное путешествие, эпистолярные жанры (образцы практически всех известных сентиментализму прозаических жанров предложены Карамзиным); из стихотворных жанров предпочтение отдается песне (Дмитриев, Капнист, Нелединский-Мелецкий, Львов), сатирической сказке и басне (Дмитриев).

С 1791 года появляются лучшие сентиментальные периодические журналы - «Московский журнал», «Приятное и полезное препровождение времени». В них обсуждаются вопросы о внесословной ценности человека, законах природы и государственного строительства.

4 период:1789-1811 Период кризиса русского сентиментализма. Былую славу направления поддерживает только Н.Карамзин, но и он постепенно оставляет художественное творчество и пробует себя в качестве исследователя истории России

Философская основа сентиментализма – сенсуализм. Его основоположник английский философ Дж. Локк (1632-1704), основной труд - «Опыт о человеческом разуме» (1690). По мнению философа, внешний мир дан человеку в его физиологических ощущениях – зрении, слухе, обонянии, осязании; общие идеи возникают на основе эмоционального переживания этих ощущений и аналитической деятельности разума, который сравнивает, сочетает и абстрагирует свойства вещей, познанных сенситивным путем.

Весьма популярными среди сентименталистов были и идеи ученика Локка А.Э.К.Шефтсбери (1671-1713). В центре его внимания – нравственные категории. Шефтсбери утверждал, что нравственное начало заложено в самой природе человека и связано не с разумом, а с особым моральным чувством, которое одно может указать путь к счастью. Поступать нравственно человека побуждает не осознание долга, а веление сердца. Счастье, следовательно, заключается не в тяге к чувственным наслаждениям, а в тяге к добродетели. Таким образом, «естественность» натуры трактуется у Шефтсбери, а вслед за ним и у сентименталистов, не как ее «скандальность», но как потребность и возможность добродетельного поведения, а сердце становится особым индивидуальным органом чувств, соединяющим конкретного человека с общим гармоничным и нравственно-оправданным устройством мироздания.

К вопросу о сушности сентиментализма как художественного направления

Необходимо прежде всего отметить, что далеко не все исследователи считают сентиментализм самостоятельным научным направлением. У англоязычных ученых до сих пор остаются в ходу главным образом такие понятия, как «сентиментальный роман». «сентиментальная драма», «сентиментальная поэзия». Французские и немецкие критики выделяют скорее «сентиментальность» как особую категорию, в той или иной мере присущую художественным произведениям самых различных эпох и направлений.

Лишь в России, начиная с конца 19 века, предпринимаются попытки осмыслить сентиментализм как целостное историко-культурное явление. Для него характерны следующие черты:

    культ чувства (или сердца), которые в данной системе взглядов становятся «мерилом добра и зла»;

    в эстетике «возвышенное» начало заменяется категорией «трогательного»;

    создан свой тип героя: «чувствительного человека», воплощающего в себе гуманистический идеал эпохи, живущий сложной внутренней жизнью, замечательный не воинскими подвигами или государственными делами, а своими душевными качествами, умением «чувствовать». Достоинства личности обнаруживаются в новой сфере – сфере чувств.

Система жанров сентиментализма

В первую очередь необходимо иметь в виду следующее:

    преимущественное внимание уделяется прозаическим жанрам;

    жанры могут смешиваться.

В области прозы на первом месте – роман со следующими разновидностями: роман в письмах (Ричардсон, Руссо, Эмин), связанный с романом в письмах жанр частной переписки (Свифт, Вольтер, Дидро, Кутузов, Петров, Дмитриев, Карамзин); роман-путешествие (Стерн, Карамзин); роман воспитания (Виланд, Гете, Карамзин); затем повесть – философская на Западе и любовно-психологическая, повесть-сказка, рассказ-миниатюра, философско-психологический очерк – в России (образцы всех разновидностей повести представлены в творчестве Карамзина).

В области драматургии – «слезная драма» (Дидро, Херасков), комическая опера (Николев).

В области лирики – на Западе – философско-дидактическая поэма, элегия, баллада; в России – анакреонтическая ода, идиллия, элегия, песня, романс, альбомный стих, сатирическая сказка и басня.

Художественные завоевания и открытия.Писателями-сентименталистами открыты новые типы повествования (психологические пейзажные зарисовки, лирические медитации, элегии в прозе); разработаны приемы передачи внутреннего мира героя (лирические отступления, авторский анализ психологии, внутренний монолог); значительно усложнен синтаксис (перифразы, лексические и синтаксические повторы, приемы музыкально-ритмического построения, звукопись); введены новые тропы (психологические эпитеты).

Писательский состав. В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете , Памелы , Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802), Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева (История бедной Марьи ; Несчастная Маргарита ; Прекрасная Татьяна ) и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть Марьина роща в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

Русская литература 18 века

(сентиментализм и классицизм)

Ученицы 9А класса

Школы-гимназии №3

Ахмедовой Азизы.


Вступление. 3

1. Литература петровского времени. 4

2. Эпоха классицизма. 5

3. Эпоха сентиментализма. 13

Заключение. 18


Вступление

Первого января 1700 года по указу Петра Первого неожиданно для всех было отпраздновано наступление "нового года и столетнего века".

Отныне россияне должны были жить по новому календарю. Дворянам велено было носить немецкое платье и стричь бороды. Быт, образование и даже церковное управление приобретают светский характер. При активной поддержке Петра создается и новая светская литература.

"Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке", - писал А.С. Пушкин.

Хотя к началу этого столетия русская литература прошла многовековой путь развития, создатели новой культуры - сторонники нововведений Петра - видели в прошлом не опору, а нечто устаревшее, что следует переделать. Петровские реформы они понимали как сотворение России из мрака исторического небытия. Противники Петра, напротив, видели в преобразованиях гибель старинных устоев Московского государства. Но внезапность, масштабность перемен, их последствия ощутили все.


1. Литература петровского времени

Начало XVIII века было бурным для России. Создание собственного флота, войны за выход к морским путям, развитие промышленности, расцвет торговли, строительство новых городов - все это не могло не отразиться на росте национального сознания. Люди Петровских времен чувствовали свою причастность к историческим событиям, величие которых они ощущали на своих судьбах. Ушла в прошлое боярская Россия.

Время требовало дел. Каждый обязан был трудиться на пользу общества и государства, подражая неустанному "работнику на троне". Всякое явление оценивалось прежде всего с точки зрения его полезности. Словесность же могла быть полезна в том случае, если она прославляла успехи России и разъясняла государеву волю. Поэтому главные качества литературы этой эпохи - злободневность, жизнеутверждающий пафос и установка на общедоступность. Так в 1706 году появились, так называемые " школьные драмы", пьесы, написанные преподавателями духовных учебных заведений.

Школьная драма могла наполняться политическим содержанием. В пьесе, написанной в 1710 году по случаю победы под Полтавой, библейский царь Давид прямо уподоблен Петру Первому: как Давид победил великана Голиафа, так и Петр победил шведского короля Карла XII.

Многочисленное духовное сословие к реформам было настроено враждебно. Петр не раз безуспешно пытался привлечь на свою сторону деятелей Церкви. Он искал верных людей, которые обладали бы даром слова и убеждения и послушно проводили его линию среди духовенства.

Таким человеком стал Феофан Прокопович, церковный деятель и писатель. Проповеди Феофана - всегда политические выступления, талантливое изложение официальной точки зрения. Их печатали в государственных типографиях и рассылали по церквам. Большие публицистические сочинения Феофана - "Духовный регламент" (1721г) и "Правда воли монаршей"(1722г) - написаны по поручению Петра. Они посвящены обоснованию неограниченной власти монарха над жизнью подданных.

Разнообразно поэтическое творчество Прокоповича. Он сочиняет духовные вирши, элегии, эпиграммы. Его "Песнь победная на пресловутую победу Полтавскую"(1709) положила начало многочисленным одам восемнадцатого века на победы русского оружия.

Феофан был не только практиком, но и теоретиком литературы. Он составил курсы " Поэтики" и " Риторики" (1706-1707г) на латинском языке. В этих трудах он отстаивал литературу, как искусство, подчиняющееся строгим правилам, приносящее" услаждение и пользу". В стихах он требовал ясности и осуждал "темноту" ученой поэзии XVII века. В "Риторике" он, вслед за европейскими авторами, предложил различать три стиля: "высокий","средний" и "низкий", закрепляя каждый из них за конкретными жанрами. Трактаты Прокоповича не были своевременно изданы, но стали известны теоретикам русского классицизма, - Ломоносов изучал их в рукописи.

2. Эпоха классицизма

Литература петровского времени во многом напоминала литературу ушедшего столетия. Новые идеи говорили старым языком - в церковных проповедях, школьных драмах, рукописных повестях. Только в 30-40-х годах в русской словесности открывается совершенно новая страница - классицизм. Однако, как и литература петровского времени, творчество писателей-классицистов (Кантемира, Сумарокова и других) тесно связана с текущей политической жизнью страны.

В русской литературе классицизм появился позже, чем в западноевропейской. Он был тесно связан с идеями европейского просвещения, такими как: установление твердых и справедливых законов, обязательных для всех, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение равенства людей всех сословий, признание ценности человеческой личности независимо от положения в обществе.

Для русского классицизма характерна также система жанров, обращение к разуму человека, условность художественных образов. Важным было признание решающей роли просвещенного монарха. Идеалом такого монарха для русского классицизма был Петр Первый.

После смерти Петра Первого в 1725 году возникла реальная возможность свертывания реформ и возвращения к старому образу жизни и правления. Было поставлено под удар все, что составляло будущее России: наука, просвещение, долг гражданина. Вот почему для русского классицизма особенно характерна сатира.

Наиболее видным из первых деятелей новой литературной эпохи, пишущим в этом жанре был князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744г. г) Его отец, влиятельный молдавский аристократ, был известным писателем и историком. Сам князь Антиох, хотя по писательской скромности и называл свой ум " недозрелым плодом недолгой науки", на самом деле был человеком образованнейшим по самым высоким европейским меркам. Латинскую, французскую и итальянскую поэзию он знал в совершенстве. В России его друзьями были архиепископ Феофан Прокопович и историк В.Н. Татищев. Последние двенадцать лет жизни Кантемир был посланником в Лондоне и Париже.

С ранней молодости Антиох желал видеть окружавшее его дворянское общество образованным, свободным от предрассудков. Предрассудком же он считал следование древним нормам и обычаям.

Кантемир более известен как автор девяти сатир. В них обличаются разные пороки, но главные враги поэта - святоша и бездельник - щеголь. Они выведены в строках первой сатиры "На хулящих учение". Во второй сатире "На зависть и гордость дворян злонравных" представлен ни на что не годный бездельник Евгений. Он проматывает состояние предков, надевая камзол стоимостью в целую деревню, и при том завидует успехам простых людей, которые добились высоких чинов своими заслугами перед царем.

Мысль о природном равенстве людей - одна из самых смелых идей литературы того времени. Кантемир считал, что необходимо воспитать дворянство, чтоб не дать дворянину опуститься до состояния непросвещенного мужика:

"Мало пользует тебя звать хоть сыном царским,

Если нравом с гнусным ты не разнствуешь псарским. "

Одну из своих сатир Кантемир специально посвятил воспитанию:

"Главно воспитания в том состоит дело,

Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело

В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен

Сын твой был отечеству, меж людьми любезен и всегда желателен. "

Кантемир писал и в других жанрах. Среди его произведений есть " высокие" (оды, поэма), "средние" (сатиры, стихотворные письма и песни) и " низкие" (басни). Он старался найти в языке средства, чтоб писать по-разному в разных жанрах. Но средств этих ему еще не хватало. Новый русский литературный язык не установился. Чем "высокий" слог отличается от "низкого", было не вполне ясно. Стиль самого Кантемира пёстр. Он пишет длиннющими фразами, выстроенными по латинскому образцу, с резкими синтаксическими переносами, нет никакой заботы о том, чтобы границы предложений совпадали с границей стиха. Читать его произведения очень сложно.

Следующим ярким представителем русского классицизма, чье имя известно всем без исключения - является М.В. Ломоносов (1711-1765). Ломоносов в отличие от Кантемира врагов просвещения осмеивает редко. В его торжественных одах возобладало "утверждающее" начало. Поэт прославляет успехи России на поле брани, в мирной торговле, в науках и искусстве.

"С Ломоносова начинается наша литература…он был ее отцом, ее Петром Великим". Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В.Г. Белинский.

Родился М.В. Ломоносов близ города Холмогоры, на берегу Северной Двины, в семье зажиточного, но неграмотного крестьянина, занимавшегося мореходства. Мальчик чувствовал такую тягу к учению, что в 12 лет пошел из родной деревни пешком в Москву. Поэт Н. Некрасов рассказал нам, " как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик".

В Москве Михаил поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, несмотря на то что жил в страшной нужде, блестяще закончил ее. В числе лучших выпускников академии Ломоносова направили учиться в Петербург, а затем, в 1736 году, - в Германию. Там Ломоносов прошел курс всех наук, как математических, так и словесных. В 1741 году Михаил Васильевич вернулся в Россию, где до конца жизни служил в Академии наук. Ему покровительствовал граф И.И. Шувалов, любимей императрицы Елизаветы. Поэтому и сам Ломоносов был в милости, что позволило по-настоящему развернуться его талантам. Он занимался множеством научных работ. В 1755 году по его предложению и плану был открыт Московский университет. В служебные обязанности Ломоносова входило также сочинение стихов к придворным праздникам, и большинство его од по таким случаям и написано.

"Архангельский мужик", первый из деятелей русской культуры завоевавший мировую известность, один из выдающихся просветителей и самый просвещенный человек своего времени, один из крупнейших ученых восемнадцатого века, замечательный поэт Ломоносов стал реформатором русского стихосложения.

В 1757 году ученый пишет предисловие к собранию сочинений " О пользе книг церковных в российском языке", в котором излагает знаменитую теорию " трех штилей". В нем Ломоносов выдвигал в качестве основы литературного языка общенациональный язык. В русском языке, по мнению Ломоносова, слова по стилистической окраске могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму - знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему - слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие церковнославянские слова, вульгаризмы и некстати заимствованные из чужих языков варваризмы.

В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль. Так сложились "три штиля" русской поэзии: "высокий"-церковнославянские слова и русские,

"посредственный" (средний) - русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, "низкий" - русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.

Каждому стилю соответствуют свои жанры: " высокие" - героические поэмы, оды, трагедии, "средние" - драмы, сатиры, дружеские письма, элегии, "низшие" - комедии, эпиграммы, песни, басни. Такое четкое разграничение, теоретически очень простое, на практике приводило к обособлению высоких жанров.

Сам Ломоносов писал преимущественно в "высоких" жанрах.

Так, "Ода на день восшествия не престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года" написана "высоким штилем" и прославляет дочь Петра Первого. Отдав должное добродетелям императрицы, ее "кроткому гласу", " доброму и прекрасному лику", стремлению " расширять науки", поэт заводит речь об её отце, которого называет "человеком, каков не слыхан был от века". Петр - идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с её необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема родины и служения ей - ведущая в творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в "Оде 1747 года" нашли выражение просветительские идеалы поэта.

"Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде".

Вера в человеческий разум, стремление познать "тайны множества миров", дойти до сути явлений через " малый вещи знак" - это темы стихотворений "Вечернее размышление", "Случались вместе два астронома в пиру…".

Для того чтоб принести стране пользу, нужно не только трудолюбие, но и просвещение, утверждает Ломоносов. Он пишет о "красоте и важности учении", которое делает человека творцом. "Сами свой разум употребляйте", - призывает он в стихотворении "Послушайте, прошу"….

При Екатерине II русский абсолютизм достиг невиданного могущества. Дворянство получило неслыханные привилегии, Россия стала одной из первых мировых держав. Ужесточение крепостного права стало основной причиной крестьянской войны1773-1775 годов, под руководством Е.И. Пугачева

В отличие от европейского русский классицизм более тесно связан с народными традициями и устным народным творчеством. Он часто использует материал русской истории, а не античности.

Гавриил Романович Державин был последним в ряду крупнейших представителей русского классицизма. Он родился 3 июля 1743 года в семье мелкопоместного казанского дворянина. Все состояние семьи Державиных заключалось в десятке душ крепостных. Бедность помешала будущему поэту получить образование. Лишь шестнадцати лет от роду смог он поступить в казанскую гимназию, да и то проучился там недолго. В 1762 году Гавриила Державина призвали на военную службу. Бедность сказалась и здесь: в отличие от большинства дворянских недорослей он был вынужден начинать службу рядовым и только через десять лет получил офицерский чин. В те годы он уже был поэтом. Не правда ли, странное сочетание: рядовой царской армии и поэт? Но пребывание в солдатской, а не в офицерской среде позволило Державину проникнуться тем, что называется духом русского народа. Он был необычайно уважаем солдатами, задушевные беседы с выходцами из русских крестьян научили его восприятию народной нужды и горя как государственной проблемы. Слава пришла к Державину только в сорок лет, в 1783 году, когда Екатерина II прочла его "Оду к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице". Незадолго перед тем Екатерина в одной нравоучительной сказке вывела под именем царевны Фелицы себя. К царевне Фелице, а не к императрице обращается поэт:

Едина ты лишь не обидишь,

Не оскорбляешь никого,

Дурачества сквозь пальцы видишь,

Лишь зла не терпишь одного;

Проступки снисхожденьем правишь,

Как волк овец, людей не давишь,

Ты знаешь прямо цену их.

Самые высокие похвалы высказаны самым обычным разговорным языком. Себя же автор выводит как "ленивого мурзу". В этих насмешливых строфах читатели различали очень едкие намеки на самых сильных вельмож:

То, возмечтав, что я султан,

Вселенну устрашаю взглядом,

То вдруг, прельщаяся нарядом,

Скачу к портному по кафтан.

Так описан всемогущий любимец Екатерины - князь Потёмкин. По правилам литературного этикета все это было немыслимо. Сам Державин боялся своей дерзости, но ода императрице понравилась. Автор сразу стал знаменитым поэтом и попал в милость при дворе.

Екатерина неоднократно говорила Державину, что ждет от него новых од в духе "Фелицы". Однако Державин был глубоко разочарован, когда увидел вблизи жизнь двора Екатерины Второй. В аллегорической форме поэт показывает свои чувства, которые он испытывает от придворной жизни, в маленьком стихотворении "На птичку".


И ну сжимать ее рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: "Пой, птичка, пой! "

Он был обласкан Екатериной II - Фелицей - и вскоре получил назначение на пост губернатора Олонецкой губернии. Но чиновничья карьера Державина, несмотря на то, что он не был оставлен монаршей милостью и получил еще не одну должность, не сложилась. Причиной тому были честность и прямота Державина, его действительное, а не традиционно-притворное радение о пользе Отечества. Так, например, Александр I назначил Державина министром юстиции, но затем отстранил его от дел, объяснив свое решение недопустимостью столь "ревностной службы". Литературная слава и государственная служба сделали Державина богатым человеком. Последние свои годы он провел в спокойствии и достатке, живя попеременно то в Петербурге, то в собственном имении под Новгородом. Ярчайшим произведением Державина стала прославившая его "Фелица". В ней соединены два жанра: ода и сатира. Явление это явилось поистине революционным для литературы эпохи классицизма, ведь, согласно классицистической теории литературных жанров, ода и сатира принадлежали к разным "штилям", и смешивание их было недопустимо. Однако Державину удалось соединить не только тематику этих двух жанров, но и лексику: в "Фелице" органично сочетаются слова "высокого штиля" и просторечье. Таким образом, Гавриил Державин, предельно развивший в своих произведениях возможности классицизма, стал одновременно первым русским поэтом, преодолевшим классицистические каноны.

На протяжении второй половины восемнадцатого века наряду с классицизмом формировались и другие литературные течения. В период, когда классицизм был ведущим литературным течением, личность проявляла себя преимущественно в государственной службе. К концу века сформировался взгляд на ценность отдельной личности. "Человек богат своими чувствами".

3. Эпоха сентиментализма

С шестидесятых годов XVIII века в русской литературе складывается новое литературное направление, получившее название сентиментализм.

Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Но если для классицистов на первом месте было государство и общественные интересы, то для сентименталистов - конкретный человек с его чувствами и переживаниями. Классицисты все подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, настроению. Сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, что на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в общество. Отсюда вера сентименталистов в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. В произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию. Первоисточником добродетели сентименталисты считали чувствительность, поэтому стихи их были наполнены состраданием, тоской и печалью. Сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. На первое место вышли элегии, послания, песни и романсы.

Главные герой - обычный человек, стремящийся слиться с природой, найти в ней мирную тишину и обрести счастье. Сентиментализм, как и классицизм, тоже страдал определенной ограниченностью и слабыми сторонами. В произведениях этого направления чувствительность перерастает в меланхолию, сопровождаемую вздохами и слезами.

Идеал чувствительности сильно повлиял на целое поколение образованных людей и в Европе и в России, для многих определив стиль жизни. Чтение сентиментальных романов входило в норму поведения образованного человека. Пушкинская Татьяна Ларина, которая " влюблялася" в обманы и Ричардсона, и Руссо", получала таким образом в российской глуши такое же воспитание, как и все барышни во всех европейских столицах. Литературным героям сочувствовали, как реальным людям, подражали им. В целом сентиментальное воспитание принесло немало хорошего.

В последние годы правления Екатерины II (приблизительно с 1790 года и до ее кончины в 1796 году) в России происходило то, что обычно происходит в конце долгих царствований: в государственных делах начался застой, высшие места были заняты старыми сановниками, образованная молодежь не видела возможности приложения своих сил на службе отечеству. Тогда и вошли в моду сентиментальные настроения - не только в литературе, но и в жизни.

Властителем дум молодых людей 90-х годов стал Николай Михайлович Карамзин - писатель, с именем которого и принято соотносить понятие " русский сентиментализм". Родился 1(12).12.1766 в с. Михайловка Симбирской губернии. Воспитание получил в частных пансионах в Симбирске и Москве. Посещал лекции в Московском университете. Знал несколько новых и древних языков.

В 1789 - 1790 гг. писатель предпринял путешествие по Европе. Посетил Германию, Швейцарию, Францию, Англию, причем в Париже стал свидетелем событий французской революции, увидел и услышал почти всех ее деятелей. Поездка дала Карамзину материал для его знаменитых "Писем русского путешественника", которые являются не путевыми заметками, а художественным произведением, продолжающим традицию европейского жанра "путешествия" и "романов воспитания".

Вернувшись в Россию летом 1790 г., Карамзин развивает бурную деятельность, собирая вокруг себя молодых литераторов. В 1791 г. начинает издавать "Московский журнал", где публикует свои "Письма русского путешественника" и повести, положившие начало русскому сентиментализму: "Бедная Лиза", "Наталья, боярская дочь".

Главной задачей журнала Карамзин видел перевоспитание "злых сердец" силами искусства. Для этого требовалось, с одной стороны, сделать искусство понятным людям, освободить от высокопарности язык художественных произведений, а с другой стороны, для воспитания вкуса к изящному, изображать жизнь не во всех ее проявлениях (подчас грубых и некрасивых), а в тех, которые приближаются к идеальному состоянию.

В 1803 г. Н.М. Карамзин начал работу над задуманной им "Историей государства Российского" и ходатайствовал об официальном назначении его историографом. Получив эту должность, он изучает многочисленные источники - летописи, грамоты, другие документы и книги, пишет ряд исторических работ. Восемь томов "Истории государства Российского" были выпущены в январе 1818 г. тиражом 3000 экз. и сразу же разошлись, так что потребовалось второе издание. В Петербурге, куда Карамзин переехал для издания "Истории... ", он продолжал работать над последними четырьмя томами.11-й том вышел в 1824 году, а 12-й - уже посмертно.

Последние тома отразили перемену в воззрениях автора на исторический процесс: от апологии "сильной личности" он переходит к оценкам исторических событий с моральной точки зрения Значение "Истории... " Карамзина трудно переоценить: она пробудила интерес к прошлому России в широких кругах дворянского общества, воспитывавшегося в основном на античной истории и литературе, и о древних греках и римлянах знавших больше, чем о своих предках.

Н.М. Карамзин умер 22.5(3.6).1826 г.

Творчество Николая Михайловича Карамзина сыграло в русской культуре огромную и неоднозначную роль. Карамзин-писатель выступил как реформатор русского литературного языка, став предшественником Пушкина; основоположник русского сентиментализма, он создал абсолютно идеальный и не имеющий ничего общего с действительностью образ народа. Со времен Карамзина язык литературы все больше стал сближаться с разговорной речью - сначала дворян, а потом и народной; однако одновременно все больше обозначался и усиливался разрыв в мировоззрении этих двух слоев русского общества. Как журналист, Карамзин показал образцы самых разных видов периодических изданий и приемы тенденциозной подачи материала. Как историк и общественный деятель, он был убежденным "западником" и повлиял на целое поколение пришедших ему на смену творцов отечественной культуры, однако стал настоящим просветителем дворянства, заставив его (особенно женщин) читать по-русски и открыв ему мир российской истории.


Заключение

Таким образом, в литературе 18 века существовало два течения: классицизм и сентиментализм. Идеал писателей-классицистов - гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями " злонравия и тирании" Такому человеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить свои чувства долгу. Сентименталисты все подчиняли чувствам, всевозможным оттенкам настроений. Язык их произведений становится подчеркнуто эмоциональным. Герои произведений - представители средних и низших классов. С восемнадцатого века начинается процесс демократизации литературы.

И снова российская действительность вторглась в мир литературы и показала, что только в единстве общего и личного, причем при подчинении личного общему, может состояться гражданин и человек. Но в поэзии конца XVIII века понятие "русский человек" отождествлялась лишь с понятием "русский дворянин". Державин и другие поэты и писатели 18 века сделали только первый шаг в понимании национального характера, показав дворянина и на службе Отечеству, и в домашней обстановке. Цельность и полнота внутренней жизни человека еще не были раскрыты.

Павел I успел прожить только 40 дней. Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Она развивалась медленно, но русская просветительская мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития искусства больших гражданственных идей, масштабных проблем, ...


Материал, меняющий облик русской литературы XVIII в., созданный некогда буржуазными исследователями. Революционное брожение среди крестьянства, непосредственно не нашедшее своего отражения в письменной литературе, все же своеобразно сказалось в ней. Еще в начале века протест крестьянства против...


Свободолюбивых персонажей трагедии Сума­рокова, не сходивших со сцены в то время.СентиментализмКлассицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Просвещения. На смену ему пришел сентиментализм. Он принес с собой внимание к чувствам и интересам простого человека, преимущественно из « ...


  • Санкт-Петербург второй половины XVIII века. Российское Просвещение
  • Пейзажа и архитектуры. Написанием этой картины завершилось складывание городского пейзажа в искусстве второй половины XVIII века. 4. Новые принципы строительства Петербурга в эпоху Просвещения. Архитектура классицизма 4.1 Старый город В начале царствования Екатерины II, пишет М. ...


    Зарождение и первые шаги отечественного машиностроения - все эти явления, определявшие уровень материальной культуры, возникли только в XIX столетии, их не знал предшествующий век. Крепостничество в этот период являлось огромным препятствием на пути общественно-экономического и культурного развития...


    1739). Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций. Поскольку в православной России традиционно не развивалась скульптура, то статуи для дворцово-парковых ансамблей закупали за границей, в основном в Италии. Первая четверть XVIII века стала временем превращения...


  • Сравнительная характеристика литературы Эпохи Просвещения и Сентиментализма
  • Его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более...


  • Литература ХVIII века: М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев
  • В человеке достоинство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям независимо от положения в обществе. М. В. ЛОМОНОСОВ (1711 - 1765) «С Ломоносова начинается наша литература... он был ее отцом, ее Петром Великим». Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича...