Непознанное

Про ивана федорова кто он такой. Первопечатник иван федоров краткая биография

Первопечатник Иван Фёдоров сделал для развития грамоты, культуры и литературы на Руси больше, чем многие другие деятели и до, и после него. Живший ещё в XVI веке, он немало поспособствовал развитию книгопечатания, и именно благодаря ему литература стала намного доступнее. Конечно, грамота ещё долго оставалась уделом дворян, но именно Фёдоров заложил первые камни в основание будущего её распространения по территории России.

Факты из биографии Ивана Фёдорова

  • Именно он издал первую печатную книгу на Руси, дату выхода которой можно достоверно установить. Поэтому его и называют первым русским книгопечатником.
  • Так как фамилии тогда ещё не установились, Иван Фёдоров подписывался по-разному, иногда именуя себя Иваном Фёдоровичем Москвитиным.
  • Никаких сведений о раннем этапе жизни Ивана Фёдорова до нас не дошло. Сведений о его семье и роде тоже нет, и доподлинно известно лишь, что родился он в Московском княжестве.
  • Книгопечатание на Руси началось в эпоху правления Ивана Грозного, по приказу которого были выписаны некоторые европейские мастера этого дела. Считается, что в первой типографии и трудился на правах ученика Иван Фёдоров.
  • До того, как Фёдоров отпечатал «Апостола», первую книгу, его предшественники-европейцы, приглашённые царём, отпечатали ряд других книг, но на них нет сведений ни о дате печати, ни об авторах.
  • На то, чтобы напечатать первую книгу, у Ивана Фёдорова ушло целых 11 месяцев.
  • Жизнь Ивана Фёдорова, как отмечено в его биографии, осложняли натянутые отношения с духовенством. Некоторые его представители выступали против печатного дела, возможно, потому, что печатные станки грозили существенно снизить стоимость литературы и лишить заработка монахов-переписчиков, копировавших книги вручную.
  • Сам Иван Фёдоров писал, что Иван Грозный был благосклонен к нему, но из-за многочисленных нападок разного рода начальников ему пришлось оставить родную Москву и перебраться в Речь Посполитую, на территорию современной Литвы ().
  • Приютивший Ивана Фёдорова литовский гетман предоставил в его распоряжение типографию, но через несколько лет он повредился рассудком, и первый русский первопечатник переселился в город Львов.
  • После очередного переезда для того, чтобы начать книгопечатание, Иван Фёдоров нуждался в деньгах, но богатые местные купцы отказались спонсировать его. Проблема решилась благодаря помощи местных священников и их прихожан, которые собрали необходимую для открытия типографии сумму.
  • Именно Иван Фёдоров отпечатал первую полную Библию на церковнославянском языке.
  • Сын первопечатника стал торговцем книгами (

В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник первопечатнику Ивану Федорову. Перенесемся в XVI в., когда царствовал Иван Грозный. Люди и тогда тянулись к просвещению. Недаром же старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. «Книги - это реки, напояющие вселенную, в них ведь неисчетная глубина», - говорили они.

Но удовлетворить тягу к книжному просвещению в те времена было нелегко. В России еще не умели печатать книги. Их переписывали от руки особые переписчики - писцы. Порой такой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: «Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу». Конечно, таких книг было очень мало, и стоили они дорого.

К этому времени книгопечатание было уже широко распространено в большинстве европейских стран (см. ст. «Первые печатные книги»). И в России потребность в печатных книгах все росла.

В 1553 г. в Москве был построен Печатный двор. Он стоял на Никольской улице (ныне улица 25 Октября). Там и до сих пор осталось одно строение Печатного двора - «правильня», т. е. корректорская, построенная в 1679 г. и перестроенная в 1879 г.

Первой книгой, вышедшей в Москве с обозначением места и года печати, был «Апостол» - 1564 г. Это довольно объемистая книга церковного содержания. Печатники старались сохранить в ней все особенности рукописи. Шрифт воспроизводит рукописное письмо, первая буква каждой главы выделена красной краской. Начало главы украшают заставки - орнаменты, на которых переплетаются виноградные лозы с кедровыми шишками. В конце книги рассказывается, почему введено было книгопечатание в России, и названы печатники - дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец.

Отсюда мы впервые узнаем об Иване Федорове. В то время ему было лет 30 - 40. Сан дьякона (младший церковный чин) дали первопечатнику, чтобы поставить его в более привилегированное положение по сравнению с простыми людьми. Нет никакого сомнения, что Федоров был русским, и притом москвичом; он сам писал о себе: «Иван Федоров, печатник из Москвы». Он был не только печатником, но и знал различные ремесла, был одним из образованных и предприимчивых людей своего времени.

Его товарищ - Петр Мстиславец, судя по прозвищу, происходил из города Мстиславля на Смолен-щине. Следовательно, и второй первопечатник был русским или белорусом. Навыки печатного дела получены были, вероятно, из Италии, где в то время книгопечатание достигло особенного расцвета. Но печатались книги по образцу русских рукописей.

Памятник Ивану Федорову в Москве. Скульптура С. М. Волнухина. 1909 г.

Печатный двор работал недолго. В октябре 1565 г. он выпустил вторую книгу - «Часовник», - содержащую различного рода молитвы. В России того времени «Часовник» служил первой книгой для обучения чтению. «Апостол» печатался год и стоил очень дорого. «Часовник» же печатался всего два месяца.

Что случилось дальше, не вполне ясно. В России наступило тревожное время опричнины. Позднейшие рассказы говорят о гибели Печатного двора от пожара, но подтверждения этому мы не имеем. Рассказывают о бегстве первопечатников из Москвы в Литовское великое княжество, но и это только предположение. Может быть, первопечатники покинули Москву даже с согласия самого царя, чтобы помочь развитию книгопечатания в Белоруссии, в условиях, когда родственная белорусская культура подвергалась преследованиям со стороны польских феодалов.

«Апостол» - первая русская печатная книга 1564 г.

Во всяком случае, через несколько лет после выхода «Часовника» печатники оказались в Литовском княжестве. Здесь они работали в Заблудове, белорусском местечке, принадлежавшем крупнейшему землевладельцу и гетману Ходкевичу. 8 июля 1568 г. печатники стали набирать первую свою книгу в Литве. Через 9 месяцев она вышла из печати. Петр Мстиславец вскоре покинул Заблудово и переехал в столицу Литвы Вильну (современный Вильнюс), где продолжал печатать книги. Иван Федоров остался в Заблудове и напечатал там еще одну книгу - «Псалтирь», окончив работу над ней в марте 1570 г.

Но Ходкевич состарился и больше не хотел утруждать себя хлопотами, связанными с печатанием книг. Он предложил первопечатнику прекратить дело и стать небольшим землевладельцем. Но Иван Федоров гордо ответил старому гетману, что найдет иное поле для своей деятельности, потому что хочет «рассевать духовные семена по вселенной», а не работать сохою.

И вот Иван Федоров вместе с семьей отправился в новые скитания. Он поехал в богатый украинский город Львов, где надеялся найти помощь. Но деньги ему удалось достать только у местных ростовщиков, и то с большим трудом.

Модель печатного станка XVI в.

В 1573 г. Иван Федоров приступил к созданию первой печатной украинской книги. Это был тоже «Апостол», походивший на московский экземпляр, только, пожалуй, более красивый. Он был напечатан в 1574 г.

В этом же году Иван Федоров выпустил во Львове первую славянскую печатную азбуку (букварь). В послесловии «Апостола» Иван Федоров рассказал о том, как составилась «друкарня», т. е. типография, в Москве и во Львове. По его словам, в Москве «получилось великое озлобление» против него не от самого царя, а от многих начальников и священнослужителей. Злоба их изгнала первопечатника из своего отечества и заставила переселиться в незнакомые страны. Когда же он поселился во Львове и начал устраивать печатное дело, то и здесь не встретил никакой помощи, хотя и обращался к богатым и благородным, кланялся им, стоя на коленях, ноги их омывал слезами.

«Апостол» был выпущен, но ростовщики потребовали уплаты долга, и напечатанные книги со всем оборудованием типографии остались у них в закладе. Так Иван Федоров опять сделался почти нищим.

Неожиданно он получил предложение работать у богатейшего украинского феодала - князя Острожского, создавшего свою типографию в городе Остроге. Иван Федоров переехал в Острог вместе со своей семьей. Здесь он начал устраивать новую друкарню. Из Острожской типографии вышла громадная книга «Библия», напечатанная двумя изданиями - в 1580 и 1581 гг.

Прожив несколько лет в Остроге, печатник опять вернулся во Львов. Богатый князь Острожский не постыдился преследовать его за долги, и суд постановил наложить арест на вещи Ивана Федорова. Так у печатника было отнято его последнее имущество.

Незаметно подошла старость и болезнь. Однажды к постели тяжелобольного печатника пришел один из ростовщиков и потребовал денег. Это было последним ударом. 6 декабря 1583 г. Иван Федоров умер. Необычна была надпись, которую друзья вырезали на могильном памятнике: «Иоанн Федорович, друкарь москвитин, который своим старанием печатание небывало обновил. Умер во Львове, года 1583, декабря 6». А под гербом Ивана Федорова была вырезана и другая надпись: «Друкарь книг, перед тем невиданных». Да, это воистину был первопечатник, друкарь книг, невиданных до него в России и на Украине.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Иван Фёдоров родился между 1510 и 1530 годами. Точных сведений о дате и месте его рождения (равно как и вообще о его роде) нет. Генеалогическая трактовка его типографского знака, тождественного с гербом белорусского шляхетского рода Рагоза, дает основания предполагать о его связи с этим родом либо по происхождению, либо в результате приписки к гербу «Шренява» — в другом прочтении «Сренява» — так называемым «актом адаптации». К этому гербу принадлежало несколько десятков белорусских, украинских и польских фамилий.

В 1553 году Иоанн IV приказал построить в Москве особый дом для типографии, которая в 1550-е годы выпустила несколько «анонимных», то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них).

Предполагают, что в этой типографии работал и Иван Федоров. Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Федорова и помогавшего ему Петра Мстиславца, стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Это первая точно датированная русская книга.

Издание это как в текстологическом, так и в полиграфическом смысле значительно превосходит предшествовавшие анонимные. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга - «Часовник».
Через некоторое время начались гонения на печатников со стороны переписчиков. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское.

В 1566 году вместе с Петром Мстиславцем Иван Фёдоров оставил Москву и переехал на Украину. По одной версии это произошло из-за гонения церкви, но есть сведения и о том, что причиной была просветительская деятельность.
После отъезда из Москвы он жил и трудился в Заблудове, Остроге и Львове. Но и в Москве основанное им типографское дело продолжалось.

В Заблудове, небольшом местечке на западе Белоруссии, типографский станок появился в июле 1568 года. И хотя типография просуществовала всего около 2 лет, её роль в истории славянского книгопечатания велика: в те далёкие времена это было примером дружественных связей братских народов. Здесь были напечатаны "Учительное Евангелие", "Псалтырь" и "Часословец". За работу Ивану Фёдорову была предоставлена возможность вести безбедную жизнь шляхтича — землевладельца.

Но он решил иначе: собрал типографские инструменты, шрифты, нехитрые свои пожитки и отправился во Львов, где в скором времени тоже основал типографию.

Места деятельности Ивана Фёдорова

Иван Фёдоров обратился с просьбой о помощи к зажиточным украинским ремесленникам, и через год, в 1573 году, уже начал печатать "Апостол". В книге есть послесловие: "Повесть... откуда начася и како свершися друкарня сiя" — это первый образец мемуарной литературы.

Львовское издание «Апостола» содержит в себе также вступительное слово от самого Ивана Фёдорова, где он рассказывает о гонениях: «Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли», которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые».

Макет города Острога на Волыни

В начале 1575 года крупный украинский феодал князь Константин Острожский, давно уже думавший об издании полной славянской Библии, пригласил Ивана Фёдорова к себе на службу. Первопечатник увидел в этом приглашении возможность продолжать любимое дело и согласился.

Четвёртая в его жизни типография в Остроге (ныне около г. Ровно) была наиболее продуктивной. За неполных 4 года (1578—1581) она выпустила 5 изданий и среди них — прославленную Острожскую Библию. В острожских и иных украинских и беларуских изданиях Федоров подписывался как Иван Федорович.

Острожская Библия Ивана Фёдорова

Иван Фёдоров был разносторонне просвещённым человеком. Он не только занимался издательским делом, но и отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру с взаимозаменяемыми частями. Первый русский книгопечатник имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В Дрезденском архиве найдена его переписка с саксонским курфюрстом Августом.

Между 26 февраля и 23 июля 1583 года он совершил поездку в Вену, где демонстрировал своё изобретение при дворе императора Рудольфа II. Определенное время он работал в Кракове и Вене, имел тесные связи с просвещёнными людьми Европы. В частности, в Дрезденском архиве найдена переписка Ивана Федорова с саксонским курфюрстом Августом (письмо написано 23 июля 1583 года).

Жизненный путь Ивана Фёдорова закончился во Львове в 1583 году. 5 (15) декабря 1583 г. Иван Фёдоров скончался в предместье Львова. Похоронен во Львове в Святоонуфриевском монастыре. В 1971 году при разборе монастырской стены были найдены останки первопечатника и его сына Ивана, загадочно умершего через 3 года после смерти отца.

Святоонуфриевский монастырь в г. Львове

В 1977 году в Святоонуфриевском монастыре был открыт музей Ивана Фёдорова. В 1990 году музей был выселен из этого помещения в связи с передачей монастыря ордену василиан, и все его экспонаты хранились в подвалах Львовской картинной галереи. В 1997 музей вновь открыт в новом помещении под названием «Музей искусства старинной украинской книги».

Каково значение Ивана Федорова в истории книгопечатания?

Был ли он первопечатником на Украине, и непосредственно во Львове?

По мнению украинских исследователей Ореста Мацюка, Якима Запаско и Владимира Стасенко, в XV веке во Львове существовала типография, которую в 1460 году её владелец Степан Дропан подарил монастырю св. Онуфрия.

По мнению данных исследователей, её деятельность прекратилась. Таким образом, эти три исследователя утверждают, что Иван Фёдоров лишь возродил печатное дело в городе .

Впервые эту точку зрения сформулировал Иларион Огиенко в своей работе «История украинской печати» (укр. Історія українського друкарства) в 1925 году, а в советское время развил Орест Мацюк.

Памятник Ивану Фёдорову в г. Львове

На надгробии Федорова было написано что он «друковане занедбаное одновил » — то есть, возобновил. Сам Федоров в одном из предисловий указывает что во Львове шел «по стопам некоего благочестивого мужа.

Впрочем, всё это не умаляет заслуг русского печатника перед Украиной.

(По материалам интернета)

Надгробная плита на могиле Ивана Фёдорова

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №4

г. Искитима Новосибирской области

Секция для учащихся школ города, объединений дополнительного образования

Доклад

«Первопечатник Иван Фёдоров»

Выполнила: Максимова Лада Геннадьевна

ученица 6 «Б» класса

Руководитель: Тупаева Валентина Викторовна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

e-mail: [email protected]

I. Введение

II. Первый книгопечатник Иван Федоров

2.1. Загадки рождения и формирования личности Ивана Федорова

2.2. Возникновение книгопечатания в Москве

2.3. Великий подвиг Ивана Федорова

III. Заключение

IV. Список литературы

V. Приложения

I . Введение

Врезан в сияющий свод небесный,

Стоишь ты, дьяк, у стены старинной,

Лоб величав, бронзово чист.

Ты для России, для Украины

Держишь первый печатный лист.

В. ЛУГОВСКОЙ

Богата Россия выдающимися талантами. В любой области знания есть имена, прославившие страну нашу на весь мир. И увековечивают потомки славные дела своих героев в мраморе и граните, в бронзе и чугуне. Но не щадит время ни гранит, ни мрамор, разрушается память людская, забываются имена... И только книга, бережно сохраняемая потомками, из века в век передает бесценную информацию о великих делах прошлого. Правда, сейчас, к великому сожалению, читают гораздо меньше, чем еще 20-30 лет назад. Но разве может сравниться живая плоть книги с холодными строчками на мониторе компьютера? «Книга - великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодежи, а значит - зависит наше будущее»,- сказал Председатель издательского совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин).

Для меня любая книга - это живое существо, некто мудрый, с кем можно беседовать на любые темы. Тем радостнее было известие, что в нашей стране учрежден День православной книги. Решение учредить ежегодный День православной книги было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25 декабря 2009 года. Праздник приурочен к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта (по старому стилю) 1564 года.

С точки зрения современных ученых, в биографии Федорова много темных пятен, загадок, которые вызывают у меня желание разгадать их.

II. Первый книгопечатник Иван Федоров

2.1.Загадки рождения и формирования личности Ивана Фёдорова

Точной даты рождения Ивана Фёдорова ученым установить не удалось. Считается,что он родился около 1510 года. О ранних годах первопечатника почти ничего неизвестно. Некоторые учёные-историки высказывают предположение, что он обучался в Краковском университете, другие упоминают о его имени, встречавшемся в списках студентов немецких учебных заведений. Так или иначе, Иван Фёдоров был высокообразованным человеком, профессионалом своего дела. Он не только обладал высокими литературными достоинствами, которые ярко проявились в его послесловии к московскому «Апостолу» , но и виртуозно владел техникой двухцветной печати, знал литейное дело и даже лил пушки. Он также изобрёл многоствольное орудие с взаимозаменяемыми частями.

В 1550-60 годах Иван Фёдоров был дьяком церкви Николая Чудотворца Гостунского в Московском Кремле, которая не сохранилась. Наиболее подробные сведения об организации типографии были изложены впоследствии к «Апостолу». Написание послесловий являлось правилом для рукописных текстов. Этой традиции придерживался и Иван Фёдоров.

2.2.Возникновение книгопечатания в Москве

Возникновение книгопечатания в Московском государстве совпало с эпохой Ивана Грозного. Это было время упрочения государственности и окончательного утверждения монархического централизованного государства. Прежде всего Грозный решал политические проблемы Руси на Востоке. В 1552 г. он покорил Казанское царство, чуть позже Астраханское. Огромные просторы, населенные неправославными народами, оказались под властью Московского царя. Органическое включение их в государство требовало христианского просвещения, и вскоре появилась Казанская епархия, которой требовались богослужебные книги. Казалось бы, проблема могла быть решена традиционным рукописным производством, но в Европе уже был изобретен печатный станок. Наш царь стремился выглядеть не хуже иностранцев (Грозный был первым венчан на царство, первым из русских царей стал открыто выставлять свою персону вселенским царем - наследником Рима и Византии) и требовал вести просветительскую работу. Митрополит Макарий, продолжая традицию новгородских владык и московских митрополитов, выразил просветительские стремления ХV-ХVI столетий, вылившиеся в обширную программу - идеологическую основу реформ эпохи Ивана Грозного, превращавших Русь из Великого княжества в Царство (монархию).

Основываясь на свидетельство первопечатника, считают, что типография в Москве была открыта в 1563 году. Для начала типографской деятельности Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт, использовав рисунок полуустава. Изготовление шрифта - трудоёмкая работа. Вначале изготавливалась матрица – вырезалась в твёрдом металле выпуклая форма для каждой буквы, изготавливалась её копия путём оттиска на более мягком металле. Полученная углубленная форма и называлась матрицей. Наливая в неё металл, получали литеры в нужном количестве. Затем из этих букв набирался текст, который требовал ювелирной точности соблюдений промежутков между буквами и словами. «Апостол» издан как совершенное произведение печатного искусства.

Первые печатные издания в средневековой Европе продолжали искусство современных рукописных книг. По этому пути шёл Иоганн Гутенберг, когда напечатал в Майнце в 1455году «Библию». Создавая свои первые книги, Иван Фёдоров мог использовать опыт в оформлении не только рукописных образцов, но и привезённых из-за рубежа печатных книг. Исследователи установили, что текст «Апостола» отличается от распространённых в то время рукописных «Апостолов». Это могло означать только одно – производилось тщательное редактирование текста. Учёные допускают, что его редактировали либо в кружке митрополита Макария, либо самим первопечатниками Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.

Второй книгой, вышедшей из московской типографии Ивана Фёдорова, был «Часовник», выпущенный двумя изданиями в 1565 году. Первое из них было напечатано 7 августа 1565 года и окончено 29 сентября 1565 года. Другое печатное печаталось со 2 сентября по 29 октября. По этой книге учились читать. Других книг, изданных Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в Москве, мы не знаем. Но они скорее всего, существовали, поскольку о некоторых из них упоминает библиограф XVIII века епископом Дамаскин (1737-17950).

2.3 Великий подвиг Ивана Федорова

В 1565 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была выпущена еще одна книга - "Часовник". Иван Федоров и его товарищ в Москве были людьми весьма заметными и уважаемыми. Но опричнина, введенная Иваном Грозным, внушала им большое беспокойство. "На нас многие зависти ради многие ереси умышляли", - писал впоследствии Иван Федоров, объясняя свой и Метиславца отъезд в Белоруссию, которая тогда принадлежала Польской Литовскому государству. Так что Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили в Москве всего две книги, но и этого вполне достаточно, чтобы Иван Федоров навсегда остался первопечатником Руси. Имевший церковный сан дьякона, Иван Федоров вывез из Москвы не только жену и детей, но и необходимые для продолжения книгопечатания инструменты и материалы. Вскоре Федоров и Мстиславец смогли возобновить работу в Литве, в имении гетмана Ходкевича в Заблудове. Здесь в 1569 г. было напечатано "Евангелие Учительное". В отличие от московских эта книга была не богослужебной и предназначалась для домашнего чтения. Из имения Ходкевича Иван Федоров в 1572 г. переехал во Львов, несмотря на то, что Ходкевич в награду за труды подарил Федорову сельцо, где первопечатник мог заниматься земледелием, безбедно жить. Но Федоров отказался от оседлой жизни, считая свою печатную деятельность апостольским служением. (Апостолами, что в переводе с греческого значит "посланные", назывались ученики Христа, которых он отправил по всемумиру рассказывать о себе.) Во Львове 14 февраля 1574 г. вышла первая на Украине точно датированная печатная книга, так называемый львовский "Апостол"; Шрифт и часть заставок в этой книге были заимствованы из московского "Апостола", но концовки и узорные инициалы были изготовлены заново. В том же году в Львове Иван Федоров впервые напечатал книгу для русских детей - "Азбуку".

Второе издание "Азбуки" вышло в 1576 г. в городе Остроге, куда Федорова пригласил князь Константин Острожский. В 1580 г. Федоров выпустил Новый завете Псалтирью небольшого формата, удобного для чтения. Это первая книга в русской истории, которая сопровождена алфавитно-предметным указателем.

Но настоящим подвигом Ивана Федорова являлась колоссальная работа на