Домашний очаг

Проблема героизма людей мирных профессий в годы великой отечественной войны. Проблема подвига и предательства во время войны Образ Мелани от Маргарет Митчелл

Известной американской поэтессе и писательнице Элеонор Мэрри Сартон, известной миллионам читателей как Мэй Сартон, принадлежат часто цитируемые слова: «Мысли как герой - и ты будешь вести себя как порядочный человек».

Много написано о роли героизма в жизни людей. Эта добродетель, имеющая ряд синонимов: мужество, доблесть, отвага, проявляется в нравственной силе ее носителя. Моральная сила позволяет ему следовать действительному, реальному служению родине, людям, человечеству. В чем заключается проблема истинного героизма? Аргументы можно употребить разные. Но главное в них: подлинный героизм не слеп. Различные примеры героизма являются не просто преодолением неких обстоятельств. Все они имеют одну общую черту - привносят в жизнь людей чувство перспективы.

Многие яркие классики литературы, как русские так и зарубежные, искали и находили для освещения темы появления феномена доблести свои яркие и неповторимые аргументы. Проблема героизма, к счастью для нас, читателей, освещается мастерами пера ярко, нетривиально. Ценно в их произведениях то, что классики погружают читателя в душевный мир героя, высокими поступками которого восхищаются миллионы людей. Темой данной статьи является обзор некоторых произведений классиков, в которых прослеживается особый подход к вопросу героизма и мужества.

Герои - вокруг нас

Сегодня в обывательской психике, к сожалению, преобладает искаженное понятие о героизме. с головой погружены в свои проблемы, в свой маленький эгоистичный мирок. Поэтому для их сознания принципиально важны свежие и нетривиальные аргументы по проблеме героизма. Поверьте, нас окружают герои. Мы просто их не замечаем из-за того, что наши души близоруки. Не только мужчины совершают подвиги. Присмотритесь - женщина, по приговору медиков, неспособная родить в принципе - рожает. Героизм может проявиться и проявляется нашими современниками у постели больного, за столом переговоров, на рабочем месте и даже у кухонной плиты. Нужно просто научиться это видеть.

Литературный образ Бога как камертон. Пастернак и Булгаков

Жертвенность отличает настоящий героизм. Многие гениальные литературные классики пытаются повлиять на убеждения своих читателей, поднимая планку для осознания сути героизма максимально высоко. Они находят творческие силы, чтобы уникально донести до читателей самые высокие идеалы, по-своему рассказывая о подвиге Бога, сына человеческого.

Борис Леонидович Пастернак в «Докторе Живаго», предельно честном произведении о своем поколении, пишет о доблести как о высшей эмблеме человечества. По мнению писателя, не в насилии, а в добродетели раскрывается проблема истинного героизма. Аргументы свои он высказывает устами дяди главного героя, Н. Н. Веденяпина. Тот считает, что зверя, дремлющего в каждом из нас, не в состоянии остановить укротитель с хлыстом. Но это по силам проповеднику, жертвующему собой.

Классик русской литературы, сын профессора богословия, Михаил Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» преподносит нам свою оригинальную литературную интерпретацию образа Мессии - Иешуа Га-Ноцри. Проповедь Добра, с которой Иисус пришел к людям - дело опасное. Слова правды, совести, идущие вразрез с устоями общества, чреваты гибелью для произнесшего их. Даже прокуратор Иудеи который, не колеблясь, может прийти на помощь Марку Крысобою, окруженному германцами, боится сказать истину (при этом он тайно согласен со взглядами Га-Ноцри.) Мирный мессия мужественно следует своей судьбе, а закаленный в боях римский военачальник трусит. Убедительны булгаковские аргументы. Проблема героизма у него тесно связана с органичным единством мировоззрения, мировосприятия, слова и дела.

Аргументы Генрика Сенкевича

Образ Иисуса в ореоле мужества возникает и в романе Генрика Сенкевича «Камо Грядеши». Яркие находит польский литературный классик оттенки для создания неповторимой сюжетной ситуации в своем известном романе.

Уже после того, как Иисус был распят и воскрес, пришел в Рим, следуя своей миссии: обратить Вечный Город в христианство. Однако он, незаметный путник, едва прибыв, становится свидетелем торжественного въезда императора Нерона. Петр потрясен поклонением римлян императору. Он не знает, какие найти данному явлению аргументы. Проблема героизма, мужества человека, идейно противостоящего диктатору, освещается, начиная с опасения Петра, что миссию выполнить не удастся. Он, разуверившись в себе, удирает из Вечного Города. Однако, оставив позади городские стены, апостол увидел Иисуса в человеческом обличье, идущего навстречу. Пораженный увиденным, Петр спросил Мессию, куда тот следует: «Камо грядеши?» Иисус ответил, что, поскольку Петр оставил его народ, то ему остается одно - пойти на распятие вторично. Настоящее служение безусловно предполагает мужество. Потрясенный Петр возвращается в Рим…

Тема мужества в «Войне и мире»

Богата рассуждениями о сущности героизма русская классическая литература. Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир» поднял целый ряд философских вопросов. В образ князя Андрея, идущего по пути воина, писатель вложил свои особые аргументы. Проблема героизма и мужества мучительно переосмысливается и эволюционирует в сознании молодого князя Болконского. Его юношеская мечта - совершить подвиг - уступает пониманию и осознанию сути войны. Быть героем, а не казаться, - так изменяются жизненные приоритеты князя Андрея после битвы под Шенграбеном.

Штабной офицер Болконский понимает, что настоящим героем этого сражения является командир батареи Скромный, теряющийся в присутствии начальства. Объект насмешек адъютантов. Батарея маленького и щуплого невзрачного капитана не дрогнула перед непобедимыми французами, нанесла им урон и дала возможность основным силам организовано отступить. Тушин действовал по наитию, приказа - прикрывать тыл армии - он не получал. Понимание сути войны - таковы были его аргументы. Проблема героизма переосмысливается князем Болконским, он круто меняет свою карьеру и при содействии М. И. Кутузова становится командиром полка. В битве под Бородино он, поднявший полк в атаку, получает тяжелое ранение. Тело русского офицера со знаменем в руках видит объезжающий Наполеон Бонапарт. Реакция французского императора - уважение: «Какая прекрасная смерть!» Впрочем, для Болконского акт героизма совпадает с осознанием целостности мира, важности сострадания.

Харпер Ли «Убить пересмешника»

Осмысление сущности подвига присутствует и в ряде произведений американских классиков. Роман «Убить пересмешника» изучают в школах все маленькие американцы. Он содержит оригинальное рассуждение о сущности мужества. Звучит эта мысль из уст адвоката Аттикуса, человека чести, берущегося за справедливое, однако отнюдь не прибыльное дело. Его аргументы к проблеме героизма звучат следующим образом: мужество - это когда берешься за дело, при этом заранее зная, что проиграешь. Но все-таки берешься и идешь до конца. И иногда все-таки удается выиграть.

Образ Мелани от Маргарет Митчелл

В романе об американском Юге XIX века создает неповторимый образ хрупкой и изысканной, но вместе с тем мужественной и храброй леди Мелани.

Та уверена, что во всех людях есть что-то хорошее, и готова им помогать. Ее небогатый аккуратный дом становится известным в Атланте благодаря душевности хозяев. В самые опасные периоды своей жизни Скарлетт получает от Мелани такую помощь, которую оценить невозможно.

Хемингуэй о героизме

И конечно же, нельзя обойти классический рассказ Хемингуэя «Старик и море», повествующий о природе мужества и героизма. Бой пожилого кубинца Сантьяго с огромной рыбой напоминает притчу. Символичны аргументы на проблему героизма, изложенные Хемингуэем. Море похоже на жизнь, а старик Сантьяго - на человеческий опыт. Писатель произносит слова, ставшие лейтмотивом подлинного героизма: «Человек создан не для того, чтобы претерпевать поражения. Уничтожить его можно, но победить - нет!»

Братья Стругацкие «Пикник у дороги»

Повесть вводит своих читателей в фантасмагорическую ситуацию. Очевидно, после прилета инопланетян на Земле образовалась аномальная зона. Сталкеры находят «сердце» этой зоны, обладающее уникальным свойством. Человек, попавший на эту территорию, получает жесткую альтернативу: либо погибает, либо зона выполняет любое его желание. Стругацкие мастерски показывают душевную эволюцию героя, решившегося на этот подвиг. Убедительно показан его катарсис. У сталкера не остается ничего эгоистичного меркантильного, он мыслит категориями человечества и, соответственно, просит зону о «счастье для всех», да таком, чтоб не было им обделенных. В чем заключается, по мнению Стругацких, проблема героизма? Аргументы из литературы свидетельствуют - она пуста без сострадания и гуманизма.

Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»

В истории российского народа был период, когда героизм стал воистину массовым. Тысячи воинов обессмертили свои имена. Высокое звание Героя Советского Союза было присвоено одиннадцати тысячам бойцов. При этом 104 человека награждены им были дважды. А три человека - трижды. Первым человеком, получившим это высокое звание стал, летчик-ас Александр Иванович Покрышкин. Только в один день - 12.04.1943 г - он сбил семь самолетов фашистских оккупантов!

Конечно же, забыть и не донести новым поколениям такие образцы героизма - преступлению подобно. Это следует делать на примере советской «военной» литературы, - таковы аргументы ЕГЭ. Проблема героизма освещается школьникам на примерах из произведений Бориса Полевого, Михаила Шолохова, Бориса Васильева.

Фронтового корреспондента газеты «Правда» Бориса Полевого потрясла история летчика 580-го полка истребителей Маресьева Алексея. Зимой 1942 года над небом Новгородской области он был сбит. Раненный в ноги пилот 18 суток ползком добирался до своих. Он выжил, добрался, однако ноги его "съела" гангрена. Последовала ампутация. В госпитале, где лежал Алексей после операции, также находился политрук Ему удалось зажечь Маресьева мечтой - вернуться в небо как летчик-истребитель. Превозмогая боль, Алексей учился не просто ходить на протезах, но и танцевать. Апофеозом повести является первый воздушный бой, проведенный летчиком после ранения.

Медкомиссия «капитулировала». За войну реальный Алексей Маресьев сбил 11 вражеских самолетов, причем большую их часть - семь - после ранения.

Советскими писателями убедительно раскрыта проблема героизма. Аргументы из литературы свидетельствуют - подвиги совершали не только мужчины, но и женщины, призванные служить. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» поражает своим драматизмом. В советском тылу высадилась крупная диверсионная группа фашистов, насчитывающая 16 человек.

Героически гибнут молодые девушки (Рита Осянина, Женя Комелькова, Соня Гуревич, Галя Четвертак), служащие на 171 железнодорожном разъезде под командованием старшины Федота Васкова. Однако они уничтожают 11 фашистов. Оставшихся пятерых старшина обнаруживает в избушке. Одного убивает, а четверых пленит. Далее сдает пленных своим, теряя сознание от усталости.

«Судьба человека»

Этот рассказ Михаила Александровича Шолохова знакомит нас с бывшим красноармейцем - водителем Андреем Соколовым. Просто и убедительно раскрывается писателем и героизма. Аргументы, трогающие за душу читателя, искать долго не приходилось. Практически в каждую семью война принесла горе. У Андрея Соколова его было в избытке: в 1942 году погибли жена Ирина и две дочери (бомба попала в жилой дом). Сын чудом остался жив и после этой трагедии добровольцем ушел на фронт. Сам Андрей воевал, попал в плен к фашистам, бежал из него. Однако его ожидала новая трагедия: в 1945 году, 9 мая, снайпер убил сына.

Сам Андрей, потеряв всю свою семью, нашел в себе силы начать жизнь «с чистого листа». Он усыновил беспризорного мальчишку Ваню, став для него приемным отцом. Этот нравственный подвиг опять наполняет его жизнь смыслом.

Вывод

Таковы аргументы к проблеме героизма в классической литературе. Последняя действительно способна поддержать человека, пробудить в нем мужество. Хотя она не в состоянии помочь ему материально, зато возводит в его душе границу, через которое Зло переступить не может. Так писал о книгах Ремарк в «Триумфальной арке». Аргументация героизма в классической литературе занимает достойное место.

Героизм можно также представить как общественный феномен своеобразного «инстинкта самосохранения», только не индивидуальной жизни, а всего социума. Часть общества, отдельная «клеточка» - человек (подвиги совершают наидостойнейшие), сознательно, движимый альтруизмом и духовностью, жертвует собой, сохраняя нечто большее. Классическая литература - один из инструментов, который помогает людям понять и постигнуть нелинейную природу мужества.

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”. Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. То, что Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап – настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин “Уроки французского”. На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в “замеряшки” на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов “Домой”. Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов “Песчаная учительница”. Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники – от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Главный герой произведения – простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.

По тексту Катаева. Больше месяца горсточка храбрецов защищала осаждённый форт от беспрерывных атак с моря и воздуха…

Как часто на войне люди совершают подвиги? Что толкает их на это? О чём думают они в последние минуты своей жизни? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста В.Катаева.

В своём тексте автор ставит проблему героизма. Он рассказывает о «горстке храбрецов», которые больше месяца защищали осаждённый форт от беспрерывных атак. Закончились снаряды, на исходе продовольствие. Немецкий контр-адмирал предложил им сдаться, выдвинув ряд условий. Писатель обращает наше внимание, что целую ночь гарнизон форта шил флаг. Моряки пошли к кирхе. Но не для того, чтобы сдаться. А чтобы выполнить последнюю боевую задачу: уничтожить как можно больше врагов и умереть. «Тридцать советских моряков падали один за другим, продолжая стрелять до последнего вздоха». Над ними развевался громадный красный флаг. Проблема, которую поднимает автор, заставила меня ещё раз задуматься о героизме и его истоках.

Позиция автора мне понятна: героизм – это проявление высшей степени мужества, это способность расстаться с жизнью, выполняя боевое задание. На героический поступок способен человек по-настоящему любящий свою родину, готовый пожертвовать жизнью ради её спасения. Автор восхищён мужеством моряков.

Я разделяю точку зрения автора. Героизм – это отвага, благородство, умение жертвовать собой. На героические поступки способны люди, для которых такие понятия, как любовь к родине, долг, – не пустые слова. Мы, читатели, восхищаемся героизмом советских моряков. Как шли они на последнее боевое задание – на смерть. Как мужественно и храбро умирали. В художественной литературе о войне писатели часто описывают солдатский подвиг, как высшую степень мужества, попробую это доказать.

В повести Б.Л.Васильева «В списках не значился» подвиг совершает молодой лейтенант Николай Плужников. Накануне войны он прибыл в Брестскую крепость, у него были большие планы на будущее. Но война перечеркнула всё. Почти девять месяцев лейтенант оборонял крепость, отдавая себе приказы и выполняя их. Его боевое задание – уничтожать врага. С этим заданием, пока были силы, он успешно справлялся. Когда он вышел наверх, перед нами почти слепой седой человек с отмороженными пальцами. Немецкий генерал отдаёт честь русскому солдату, его мужеству и героизму.

В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» мы встречаем Андрея Соколова, водителя, отца и мужа. Война перечеркнула и его планы. Плен, неудачный побег, когда догнали с собаками, которые чуть не загрызли насмерть, удачный побег, удалось даже прихватить с собой языка, важного немецкого офицера. Андрей узнаёт о гибели семьи, он теряет сына в последний день войны. Всё перечеркнула и отняла война. Не просто всё это было вынести. Но он нашёл в себе силы, чтобы усыновить Ванюшку, такого же одинокого, как и он. Перед нами герой, человек с большой буквы.

Таким образом, чаще всего с героизмом мы встречаемся в экстремальных ситуациях, например, на войне. Человек поставлен в условия выбора: честь и смерть или жизнь и бесчестие. Не каждый способен на подвиг. Поэтому во все времена каждая страна гордится своими героями и бережно хранит память о них. Они это заслужили.

Многие писатели в своих произведениях обращались к теме войны и проблеме проявления на ней различных человеческих качеств. Одним из таких является Сергей Алексеев с его рассказом «Зоя». Главная героиня - девушка, состоящая в партизанском отряде. Попав в плен к фашистам, она не выдаёт им информацию, даже несмотря на угрозу собственной жизни. Ни жестокие пытки, ни петля, повисшая на шее, не сломили сильную духом девушку. На собственном примере она показала на что готов человек ради освобождения родной земли.

Ярким примером может служить личность Алексея Мересьева, главного героя произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», которое повествует действительно произошедшую историю с советским лётчиком. Герой повести, благодаря своей воле, сильному характеру и мужеству смог выйти к партизанам, когда его сбили над оккупированной территорией.


Алексей получил тяжелые ранения, ему ампутировали обе ноги, но он продолжил летать и бороться с врагом.

Данную проблему не раз освещали в своих произведениях многие авторы. Например, Сергей Баруздин в повести «Её зовут Ёлкой». Автор повествует о героизме, мужестве и упорстве двух друзей, Ёлки и Лёньки. Ещё совсем юная девочка была связной между берегом с советскими войсками и партизанским отрядом, а её друг - танкистом. Они погибли, исполняя свой долг перед Родиной и делая все возможное для приближения Победы.

Не оставил без внимания данную проблему и М. А. Шолохов. В рассказе «Судьба человека», он раскрывает проблему нравственного подвига. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Андрей Соколов, главный герой рассказа, вернувшись с войны, унёсшую жизни его жены, сына и дочерей, усыновляет осиротевшего мальчика, который также остался без родных. Несмотря на потерю своей семьи, Андрей Соколов не сломался и остался человеком, что уже можно назвать подвигом, ведь не каждый на это способен.

Данную проблему осветил Борис Васильев в произведении «А зори здесь тихие». Главные героини повести, девушки - зенитчицы, проявляют героизм и мужество в борьбе с отрядом диверсантов. Даже численное превосходство врага не испугало девушек, они стояли до последнего вздоха. Благодаря таким людям, воевавшим не щадя своей жизни, мы смогли победить фашизм.

Полезный материал

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ)

Домашнее сочинение, на подготовку и написание ко­торого отводилась одна неделя. Сочинение анализиро­вали трое одноклассников автора.

Все дальше уходят в прошлое события Великой Отече­ственной войны, но и с течением времени они не теряют своего значения. Когда в мирную жизнь людей врывает­ся война, она всегда приносит горе и несчастья в семьи. Русский народ испытывал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Великая Отечественная война, затянувшаяся на четыре долгих года, стала настоящей трагедией, катастрофой. И юноши, и мужчины, даже ста­рики и женщины поднялись на защиту Отечества. Война потребовала от них проявления лучших человеческих ка­честв: силы, мужества, отваги. Тема войны, великого под­вига российских людей становится на долгие годы важ­нейшей темой в русской литературе.

Борис Васильев – один из тех писателей, кто сам прошел трудными и долгими дорогами войны, кто сам защищал родную землю с оружием в руках. Самые та­лантливые, на мой взгляд, произведения этого автора – «В списках не значится» и «А зори здесь тихие…». Меня восхищает та правдивость, с которой пишет Васильев. Все его произведения – это переживания очевидца, а не выдумки фантаста.

Повесть «А зори здесь тихие…» рассказывает о далеких событиях 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасы­вают немецких диверсантов, а у него под началом только молоденькие девушки. Предполагая, что немцев не очень много, Васков решает уничтожить захватчиков с помощью пятерых своих «вояк». И он действительно выполняет свое задание. Но слишком дорогую цену заплатил Васков (луч­ше без фамилии: акцента на личной вине Васкова у автора нет, строго судит себя сам герой. – Прим. авт.) за побед­ный итог боя.

Не очень уважали девушки своего старшину: «пенек замшелый, в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Опасность сблизила всех шестерых, раскрыла лучшие че­ловеческие качества старшины, готового пожертвовать своей жизнью ради спасения девушек. Старшина – на­стоящий боец, ведь он и всю финскую прошел. Наверное, именно благодаря таким Васковым была одержана вели­кая победа в войне.

Одной из моих любимых героинь в этой повести стала Рита Осянина. Совсем нелегкая судьба сложилась у этой хрупкой, молоденькой девочки. Сержант Осянина была помощником старшины в группе. Васков сразу выделил ее среди остальных в группе: «строга, не смеется никогда». Рита погибает последней в группе, и она покидает этот мир, осознавая, что никто не может обвинить ее в тру­сости. Как ясно представляется мне состояние девушки в эти последние мгновения. Как хорошо дышать… Ловить последние секунды этой самой большой, самой чудесной радости вдыхать этот терпкий, бодрящий воздух! Как хочется, как хочется жить!.. Еще час, еще минуту! Еще се­кунду!!! Но все решено. Сделано все, что нужно и можно. Своего же ребенка Рита вверяет старшине, как самому дорогому человеку.

Рыжая красавица Комелькова трижды спасает груп­пу. Первый раз в сцене у протоки. Во второй- помогая старшине, которого уже почти победил немец. В тре­тий – она принимает огонь на себя, уведя фашистов от раненой Осяниной. Автор любуется девушкой: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские – зеленые, круглые, как блюдца». Писатель заставляет читателя почувствовать всю важность и глубину Жениного подвига. Я не знаю по­чему, но именно ее судьба поразила меня. Еще в самом начале войны всю семью Жени расстреляли немцы, не по­щадив даже младшего брата. Но, несмотря на это, девуш­ка не очерствела душой, не стала грубой и жестокой. И эта чудесная девушка погибает, но погибает непобежденной, совершая подвиг ради других. Я думаю, что смерть не властна над такими людьми.

Особую симпатию у читателя (да и у самого старшины Васкова) вызывает Лиза Бричкина. Лиза родилась в ма­леньком домике, в лесной глуши. Дочь лесника, Лиза уже с раннего детства полюбила русскую природу. Мечтатель­ная Лиза. «Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!» Но нет, война помешала! Не найти тебе своего счастья, не писать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала! Лиза Бричкина гибнет, желая поскорее перейти болото и по­звать подмогу. Умирает с мыслью о своем завтрашнем дне…

Маленькая и неброская Галя Четвертак… Так и не повзрослевшая, смешная и неуклюже детская девчонка. И смерть у нее была такой же маленькой, как и она сама.

Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, тоже погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. Поведение каждой из пяти деву­шек – подвиг, ведь они совершенно не приспособлены к военным условиям. И даже «негероические» смерти, при всей их кажущейся случайности, связаны с самопожерт­вованием.

И остается старшина Васков. Один среди боли, муки, один со смертью. Один ли? Впятеро больше теперь у него сил. И что было в нем лучшего, человечного, но спрятан­ного в душе, все раскрывается вдруг. Смерть пяти девчат, его «сестричек», оставляет глубокую рану в душе старши­ны. Ведь в каждой он видит будущую мать, у которой мог­ли быть дети, внуки, а теперь «не будет этой ниточки! Ма­ленькой ниточки в бесконечной пряже человечества!».

Война не обошла стороной русских женщин, фашисты заставили воевать и матерей, настоящих и будущих, в ко­торых самой природой заложена ненависть к убийству. У этих девушек, совершенно разных по характеру, было одно, объединившее их чувство: они любили Родину, они были готовы на самопожертвование. Они стали солдата­ми. Страшно представить милых, совсем юных девушек с автоматами на плечах. Они пожертвовали своей моло­достью, своим счастьем во имя нашего будущего, нашей радости и молодости. Мы не забудем их. Ибо человече­скую боль забывать нельзя. Нельзя забросить воспоми­нания о ней в самый дальний, самый пыльный угол памя­ти и никогда не доставать их оттуда. Это нужно помнить. Помнить, чтобы не допустить повторения.

Забыть боль Великой Отечественной войны не только нельзя, но и невозможно. Еще не один десяток лет об этой страшной трагедии народа и об этом великом подвиге российского человека нам будут напоминать сухие циф­ры бездушной статистики. И еще долго, очень долго, даже если сгорят все архивы, об этой трагедии будут напоми­нать нам художественные произведения. И многие поко­ления, читая книги Б. Васильева, Ю. Бондарева, К. Симо­нова, М. Шолохова, В. Некрасова, В. Пановой и других ав­торов, будут вспоминать героическую борьбу российских людей в этой войне, будут чувствовать боль за прерван­ные ниточки человеческих судеб и родов.

Кроме общей оценки качества сочинения в соответ­ствии с универсальными критериями, рецензентам было предложено подобрать более приемлемый, сти­листически правильный вариант предложений, слово­сочетаний, фраз, отмеченных преподавателем заранее. Здесь они подчеркнуты.

Здесь искали:

  • сочинение на тему подвиг солдата в великой отечественной войне
  • сочинение на тему подвиг человека на войне
  • подвиг человека на войне сочинение