Домашний очаг

Проблема как к человеку приходит чувство родины. Как влияет обретение чувства Родины на жизнь человека (ЕГЭ по русскому)

Среди предложений 20–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Пояснение (см. также Правило ниже).

В предложении 23 есть слово «журавли», которое является однокоренным к слову «журавлиные», содержащемуся в предложении 22.

В предложении 29 есть слово «отъезд», которое является однокоренным к слову «уезжать», содержащемуся в предложении 28.

Ответ: 2329|2923.

Ответ: 2329|2923

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ-2017 по рус­ско­му языку.

Правило: Задание 25. Средства связи предложений в тексте

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, называются текстом (от лат. textum - ткань, связь, соединение).

Очевидно, что все предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между двумя соседними предложениями текста есть смысловая связь, причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; содержание двух или нескольких предложений могут быть сопоставлены одно с другим; содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или прояснять один из его членов, а содержание третьего - смысл второго и т.д. Целью задания 23 является определение типа связи между предложениями.

Формулировка задания может быть такой:

Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий)

Или: Определите вид связи между предложениями 12 и 13.

Помните, что предыдущее - НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным может быть ответ 11, если это предложение связано с 10-м тем, которым указано в задании. Ответов может быть 1 и больше. Балл за успешное выполнение задания задание - 1.

Перейдём к теоретической части.

Чаще всего мы используем такую модель построения текста: каждое предложение сцепляется с последующим, это называется цепной связью . (О связи параллельной скажем ниже). Мы говорим и пишем, соединяем самостоятельные предложения в текст по несложным правилам. Вот в чём суть: в двух соседних предложениях речь должна идти об одном и том же субъекте .

Всё типы связи принято делить на лексические, морфологические и синтаксические . Как правило, при соединении предложений в текст могут быть использованы одновременно несколько видов связи . Это существенно облегчает поиск искомого предложения в указанном фрагменте. Остановимся детально на каждом из видов.

23.1. Связь при помощи лексических средств.

1. Слова одной тематической группы.

Слова одной тематической группы - это слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия.

Примеры слов: 1) Лес, тропинка, деревья; 2) здания, улицы, тротуары, площади; 3) вода, рыба, волны; больница, медсёстры, приёмный покой, палата

Вода была чистой и прозрачной. Волны набегали на берег медленно и бесшумно.

2. Родовидовые слова.

Родовидовые слов - слова, связанные отношением род – вид: род – более широкое понятие, вид – более узкое.

Примеры слов: Ромашка - цветок; берёза - дерево; автомобиль - транспорт и так далее.

Примеры предложений: Под окном всё так же росла берёза . Как много воспоминаний связано у меня с этим деревом ...

Полевые ромашки становятся редкостью. А ведь это неприхотливый цветок .

3 Лексический повтор

Лексический повтор - повтор одного и того же слова в одинаковой словоформе.

Теснейшая связь предложений выражается прежде всего в повторе . Повтор того или иного члена предложения - главная особенность цепной связи. Например, в предложениях За садом находился лес . Лес был глух, запущен связь строится по модели «подлежащее - подлежащее», то есть названный в конце первого предложения субъект повторяется в начале следующего; в предложениях Физика есть наука . Наука должна пользоваться диалектическим методом - «модель сказуемое - подлежащее»; в примере Лодка причалила к берегу . Берег был усыпан мелкой галькой - модель «обстоятельство - подлежащее» и так далее. Но если в первых двух примерах слова лес и наука стоят в каждом из рядом стоящих предложений в одинаковом падеже, то слово берег имеет разные формы. Лексическим повтором в заданиях ЕГЭ будет считаться повтор слова в одинаковой словоформе, использованный с целью усиления воздействия на читателя.

В текстах художественных и публицистических стилей цепная связь посредством лексического повтора имеет нередко экспрессивный, эмоциональный характер, особенно когда повтор находится на стыке предложений:

Вот исчезает с карты Отечества Аральское море .

Целое море !

Использование повтора здесь использовано для усиления воздействия на читателя.

Рассмотрим примеры. Дополнительные средства связи мы пока не берём во внимание, смотрим только на лексический повтор.

(36) Я слы­ша­ла, как очень храб­рый че­ло­век, про­шед­ший войну, ска­зал од­на­ж­ды: «Бы­ва­ло страш­но , очень страш­но». (37) Он го­во­рил прав­ду: ему бы­ва­ло страш­но .

(15) Как пе­да­го­гу, мне до­ве­лось встре­чать мо­ло­дых людей, жаж­ду­щих яс­но­го и чёткого от­ве­та на во­прос о выс­ших цен­но­стях жизни. (16) 0 цен­но­стях , поз­во­ля­ю­щих от­ли­чать добро от зла и вы­би­рать луч­шее и до­стой­ней­шее.

Обратите внимание : разные формы слов относятся к другому виду связи. Подробнее о различии см. в пункте о формах слова.

4 Однокоренные слова

Однокоренные слова - слова с одинаковым корнем и общим значением.

Примеры слов: Родина, родиться, рождение, род; рвать, обрыв, разорваться

Примеры предложений: Мне повезло родиться здоровым и крепким. История моего рождения ничем не примечательна.

Хоть я и понимал, что отношения нужно разорвать , но не мог этого сделать сам. Этот разрыв был бы очень болезненным для нас обоих.

5 Синонимы

Синонимы - слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.

Примеры слов: скучать, хмуриться, грустить; веселье, радость, ликование

Примеры предложений: На прощание она сказала, что будет скучать . Я знал, что тоже буду грустить по нашим прогулкам и разговорам.

Радость охватила меня, подхватила и понесла... Ликованию , казалось, не было границ: Лина ответила, ответила наконец!

Нужно отметить, что синонимы трудно находятся в тексте, если нужно искать связь только при помощи синонимов. Но, как правило, наряду с таким способом связи используются и другие. Так, в примере 1 есть союз тоже , об этой связи пойдёт речь ниже.

6 Контекстные синонимы

Контекстные синонимы - слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте, поскольку относятся к одному предмету (признаку, действию).

Примеры слов: котёнок, бедолага, шалун; девушка, студентка, красавица

Примеры предложений: Котёнок живёт у нас совсем недавно. Муж снял бедолагу с дерева, куда тот забрался, спасаясь от собак.

Я догадался, что она студентка . Девушка продолжала молчать, несмотря на все усилия с моей стороны разговорить её.

Эти слова в тексте найти ещё труднее: ведь синонимами их делает автор. Но наряду с таким способом связи используются и другие, что облегчает поиск.

7 Антонимы

Антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу.

Примеры слов: смех, слёзы; горячий, холодный

Примеры предложений: Я сделал вид, что мне приятна эта шутка и выдавил из себя что-то наподобие смеха . Но слёзы душили меня, и я быстро вышел из комнаты.

Слова её были горячими и обжигали . Глаза же леденили холодом. Я будто попал под контрастный душ...

8 Контекстные антонимы

Контекстные антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте.

Примеры слов: мышка - лев; дом - работа зелёный - спелый

Примеры предложений: На работе этот человек был серой мышкой . Дома же в нём просыпался лев .

Спелые ягоды можно смело использовать для приготовления варенья. А вот зелёные лучше не класть, они обычно горчат, и могут испортить вкус.

Обращаем внимание на неслучайное совпадение терминов (синонимы, антонимы, в том числе контекстные) в этом задании и заданиях 22 и 24: это одно и то же лексическое явление, но рассматриваемое под разным углом зрения. Лексические средства могут служить для связи двух стоящих рядом предложений, а могут и не быть связующим звеном. При этом они всегда будут средством выразительности, то есть имеют все шансы быть объектом заданий 22 и 24. Поэтому совет: выполняя задание 23, обращайте внимания на эти задания. Больше теоретического материала о лексических средствах вы узнаете из правила-справки к заданию 24.

23.2. Связь при помощи морфологических средств

Наряду с лексическими средствами связи, используются и морфологические.

1. Местоимение

Связь при помощи местоимений - это связь, при которой ОДНО слово или НЕСКОЛЬКО слов из предыдущего предложения заменяется местоимением. Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое местоимение, какие бывают разряды по значению.

Что необходимо знать:

Местоимения - это слова, которые используются вместо имени (существительного, прилагательного, числительного), обозначают лица, указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно.

По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений:

1) личные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они);

2) возвратное (себя);

3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой); в качестве притяжательных используются также формы личных : его (пиджак) , её (работа) , их (заслуга).

4) указательные (этот, тот, такой, таков, этакий, столько);

5) определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной);

6) относительные (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей);

7) вопросительные (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?);

8) отрицательные (никто, ничто, ничей);

9) неопределённые (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто).

Не забывайте, что местоимения изменяются по падежам , поэтому «тебе», «мне», «о нас», «о них», «никому», «каждого» - это формы местоимений.

Как правило, в задании указано, КАКОГО разряда должно быть местоимение, но это необязательно, если в указанном периоде нет других местоимений, выполняющих роль СВЯЗУЮЩИХ элементов. Нужно чётко осознавать, что НЕ ВСЯКОЕ местоимение, которое встречается в тексте, является связующим звеном .

Обратимся к примерам и определим, как связаны предложения 1 и 2; 2 и 3.

1) В нашей школе недавно сделали ремонт. 2) Я закончил её много лет назад, но иногда заходил, бродил по школьным этажам. 3)Теперь они какие-то чужие, другие, не мои....

Во втором предложении местоимений два, оба личные, я и её . Какое из них является той скрепочкой , которая соединяет первое и второе предложение? Если это местоимение я , то что оно заменило в предложении 1? Ничего . А что заменяет местоимение её ? Слово «школу » из первого предложения. Делаем вывод: связь при помощи личного местоимения её .

В третьем предложении местоимений три: они, какие-то, мои. Со вторым связывает только местоимение они (=этажи из второго предложения). Остальные никак со словами второго предложения не соотносятся и ничего не заменяют . Вывод: второе предложение с третьим связывает местоимение они .

В чём практическая важность понимания этого способа связи? В том, что можно и нужно употреблять местоимения вместо существительных, прилагательных и числительных. Употреблять, но не злоупотреблять, так как изобилие слов «он», «его», «их» порой приводит к непониманию и неразберихе.

2. Наречие

Связь при помощи наречий - это связь, особенности которой зависят от значения наречия.

Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое наречие, какие бывают разряды по значению.

Наречия - это неизменяемые слова, которые обозначают признак по действию и относятся к глаголу.

В качестве средств связи могут быть использованы наречия следующих значений:

Времени и пространства : внизу, слева, рядом, вначале, издавна и подобные.

Примеры предложений: Мы приступили к работе. Вначале было тяжело: не получалось работать в команде, не было идей. Потом втянулись, почувствовали свои силы и даже вошли в азарт. Обратите внимание : Предложения 2 и 3 связаны с предложением 1 при помощи указанных наречий. Такой тип связи называется параллельной связью.

Мы взобрались на самую вершину горы. Вокруг нас были только вершины деревьев. Рядом с нами проплывали облака. Аналогичный пример параллельной связи: 2 и 3 связаны с 1 при помощи указанных наречий.

Указательные наречия . (Их иногда называют местоименными наречиями , так как они не называют, как или где происходит действие, а лишь указывают на него ): там, тут, туда, тогда, оттуда, потому, так и подобные.

Примеры предложений: Прошлым летом я отдыхала в одном из санаториев Белоруссии . Оттуда практически невозможно было позвонить, не говоря уже о работе в интернете. Наречие «оттуда» заменяет целое словосочетание.

Жизнь текла своим чередом: я учился, мама с отцом работали, сестрёнка вышла замуж и уехала с мужем. Так прошло три года. Наречие «так» обобщает всё содержание предыдущего предложения.

Возможно использование и других разрядов наречий , например, отрицательных : В школе и в вузе у меня не складывались отношения с ровесниками. Да и нигде не складывались; впрочем, я от этого не страдал, у меня была семья, были братья, они заменили мне друзей.

3. Союз

Связь при помощи союзов - самый распространённый тип связи, благодаря которому между предложениями возникают различные отношения, связанные со значением союза.

Связь при помощи сочинительных союзов : но, и, а, зато, также, или, однако и других. В задании может быть указан тип союза, а может и не быть указан. Поэтому следует повторить материал о союзах.

Подробно о сочинительных союзах рассказано в специальном разделе

Примеры предложений: К концу выходного дня мы невероятно устали. Но настроение было потрясающее! Связь при помощи противительного союза «но».

Так было всегда...Или это мне так казалось.. .Связь при помощи разделительного союза «или».

Обращаем внимание на то, что очень редко один лишь союз участвует в образовании связи: как правило, одновременно используются лексические средства связи.

Связь при помощи подчинительных союзов: ибо, так что . Очень нетипичный случай, так как подчинительные союзы связывают предложения в составе сложноподчинённого. На наш взгляд, при такой связи имеет место намеренный разрыв структуры сложного предложения.

Примеры предложений: Я был в полном отчаянии...Ибо не знал, что предпринять, куда идти и, самое главное, к кому обратиться за помощью. Союз ибо имеет значение так как, потому что, указывает на причину состояния героя.

Экзамены я не сдал, в институт не поступил, помощи от родителей просить не мог и не стал бы этого делать. Так что оставалось одно: найти работу. Союз «так что» имеет значение следствия.

4. Частицы

Связь при помощи частиц всегда сопутствует другим видам связи.

Частицы ведь, и только, вот, вон, лишь, даже, же вносят дополнительные оттенки в предложение.

Примеры предложений: Позвоните родителям, поговорите с ними. Ведь это так просто и одновременно сложно - любить.. .

Все в доме уже спали. И только бабушка тихо бормотала: она всегда перед сном читала молитвы, выпрашивая у сил небесных лучшей доли для нас.

После отъезда мужа стало пусто на душе и пустынно в доме. Даже кот, обычно носившийся метеором по квартире, лишь сонно зевает и всё норовит забраться ко мне на руки. Вот на чьи руки опереться бы мне... Обратите внимание, связующие частицы стоят в начале предложения.

5. Формы слова

Связь при помощи формы слова состоит в том, что в рядом стоящих предложениях одно и то же слово используется в разных

  • если это существительное - числе и падеже
  • если прилагательное - роде, числе и падеже
  • если местоимение - роде, числе и падеже в зависимости от разряда
  • если глагол в лице (роде), числе, времени

Глаголы и причастия, глаголы и деепричастия считаются разными словами.

Примеры предложений: Шум постепенно нарастал. От этого нарастающего шума становилось не по себе.

Я был знаком с сыном капитана . С самим капитаном судьба меня не сводила, но я знал, что это лишь дело времени.

Обратите внимание : в задании может быть написано «форм слова», и тогда это ОДНО слово в разных формах;

«форм слов» - и это уже два слова, повторяющихся в соседних предложениях.

В различии форм слова и лексического повтора заключается особая сложность.

Информация для учителя.

Рассмотрим в качестве образца сложнейшее задание реального ЕГЭ 2016 года. Приводим полностью фрагмент, опубликованный на сайте ФИПИ в «Методических указаниях для учителей (2016 год)»

Затруднения экзаменуемых при выполнении задания 23 вызывали случаи, когда условие задания требовало различения формы слова и лексического повтора как средства связи предложений в тексте. В этих случаях при анализе языкового материала следует обратить внимание обучающихся на то, что лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей.

Приводим условие задания 23 и фрагмент текста одного из вариантов ЕГЭ 2016 г.:

«Среди предложений 8–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения».

Ниже приведено начало текста, данного для анализа.

– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.

Предложение 15 связано с предложением 14 с помощью личного местоимения «он» (Ярцев).

Предложение 16 связано с предложением 15 с помощью форм слова «лесник» : предложно-падежной формы, управляемой глаголом, и беспредложной формы, управляемой именем существительным. Эти словоформы выражают разные значения: значение объектное и значение принадлежности, и использование рассматриваемых словоформ не несёт стилистической нагрузки.

Предложение 17 связано с предложением 16 при помощи форм слов («на озере – на озеро»; «Берга – Берг» ).

Предложение 18 связано с предыдущим при помощи личного местоимения «он» (Берг).

Верный ответ в задании 23 данного варианта – 10. Именно предложение 10 текста связано с предыдущим (предложение 9) с помощью лексического повтора (слово «он» ).

Необходимо отметить, что среди авторов различных пособий нет единого мнения, что считать лексическим повтором - одно и то же слово в разных падежах (лицах, числах) или в одной и той же. Авторы книг издательства «Национальное образование», «Экзамен», «Легион» (авторы Цыбулько И.П., Васильевых И.П. , Гостева Ю.Н., Сенина Н.А.) не приводят ни одного примера, при котором слова в различных формах считались бы лексическим повтором.

При этом очень сложные случаи, при которых слова, стоящие в разных падежах совпадают по форме, рассматриваются в пособиях по-разному. Автор книг Сенина Н.А видит в этом формы слова. И.П. Цыбулько (по материалам книги 2017 года) видит лексический повтор. Так, в предложениях типа Я видел море во сне. Море звало меня у слова «море» разные падежи, но при этом несомненно есть та самая стилистическая задача, о которой пишет И.П. Цыбулько. Не углубляясь в лингвистическое решение этого вопроса, обозначим позицию РЕШУЕГЭ и дадим рекомендации.

1. Все явно не совпадающие формы - это формы слова, не лексический повтор. Обратите внимание, что речь идёт об одном и том же языковом явлении, что и в задании 24. А в 24 лексические повторы - это только повторяющиеся слова, в одинаковых формах.

2. Совпадающих форм в заданиях на РЕШУЕГЭ не будет: если и сами лингвисты-специалисты не могут в этом разобраться, то выпускникам школы это не под силу.

3. Если на экзамене попадутся задания с подобными трудностями, смотрим на те дополнительные средства связи, которые помогут определиться с выбором. Ведь у составителей КИМов может быть своё, отдельное мнение. К сожалению, так может быть.

23.3 Синтаксические средства.

Вводные слова

Связь при помощи вводных слов сопутствует, дополняет любую другую связь, дополняя оттенками значений, характерными для вводных слов.

Конечно, необходимо знать, какие слова являются вводными.

Его приняли на работу. К сожалению , Антон был слишком амбициозен. С одной стороны , компании нужны были такие личности, с другой - он не уступал никому и ни в чём, если что-то было, как он говорил, ниже его уровня.

Приведём примеры определения средств связи в небольшом тексте.

(1)Мы познакомились с Машей несколько месяцев назад. (2)Мои родители ещё не видели её, но не настаивали на знакомстве. (3)Казалось, она тоже не стремилась к сближению, что меня несколько огорчало.

Определим, как связаны предложения в этом тексте.

Предложение 2 связано с предложением 1 при помощи личного местоимения её , которое заменяет имя Маша в предложении 1.

Предложение 3 связано с предложением 2 при помощи форм слова она/ её : «она» - это форма именительного падежа, «её» - это форма родительного падежа.

Кроме того, предложение 3 имеет ещё и другие средства связи: это союз тоже , вводное слово казалось , ряды синонимичных конструкций не настаивали на знакомстве и не стремилась к сближению .

В данной статье мы подобрали актуальные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся патриотизма, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, найденные нами в русской литературе, соответствуют всем критериям оценки работ на экзамене. Все эти примеры для удобства вы можете скачать в формате таблицы в конце статьи.

  1. «Умом Россию не понять , аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить» — высказывается о родине Ф. И Тютчев. Хоть поэт и прожил долгое время за границей, он всегда любил и тосковал по укладу русской жизни. Ему нравилась яркость характера, живость ума и непредсказуемость соотечественников, ведь европейцев он считал по характеру слишком размеренными и даже слегка скучными. Автор уверен в том, что для России уготован свой путь, она не погрязнет в «мещанских устремлениях», а будет расти духовно, и именно эта духовность будет выделять ее в ряде других стран.
  2. М. Цветаева имела сложные отношения с родиной, она то вечно хотела вернуться, то чувствовала обиду на родные края. В стихотворении «Тоска по родине…» чувствуется нарастающее напряжение, которое порой переходит на крик. Героиня чувствует бессилие из-за того, что ее некому выслушать. Но восклицания прекращаются, когда Цветаева вдруг вспоминает о главном символе России – рябине. Лишь в конце мы чувствуем, как велика ее любовь, это любовь вопреки всему и несмотря ни на что. Она просто есть.
  3. Сопоставление на стыке истинной и ложной любви мы видим в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Сначала Андрей Болконский идет на войну лишь потому, что ему «наскучила светская жизнь», надоела жена, он даже советует Пьеру «не жениться». Его манят титулы и честь, ради которых он готов на большие жертвы. Но тот Андрей, которого мы встречаем на смертном одре, совсем другой. Его изменило Аустерлицкое сражение, на котором его взгляд приковало небо, его красота и красота природы, которую он будто и не видел. На этом фоне Наполеон, заметивший раненного Андрея, показался таким ничтожным, а чины — бесполезными и низкими. В тот момент герой понял, какую ценность сейчас для него имеют жизнь, и родина, и брошенная семья. Он осознал, что истинный патриотизм проявляется не в поиске славы, а в тихом и скромном служении.

Военный патриотизм

  1. Военная лирика близка Русской душе, она рождалась для того, чтобы люди могли не падать духом в самые тяжелые для Родины времена. Поэтому появляется такой народный любимец как «Василий Теркин» , герой одноименной поэмы А.Т. Твардовского. Он является собирательным образом лихого солдата. Его шутки и высказывания приободряют, но порой и наш главный герой теряет душевные силы. Он тоскует по «вечеркам» и «девчонкам», по простым человеческим радостям вроде «кисета табаку», который он где-то потерял. И самое главное, он — смелый, он не пасует даже перед лицом самой смерти. Данное произведение служит читателю, как в военное время, так и в мирное, напоминая о простых ценностях и большой любви к месту, которое мы называем отечеством.
  2. Лирика Константина Симонова заставляет нас полностью погружаться в военные годы, она передает простым человеческим языком самые страшные подробности войны. Например, весьма показательно произведение «Ты помнишь, Алеша?», где мы становимся очевидцами военной разрухи «деревни, деревни, деревни с погостами», молитв и слез людей, которые лишились самого ценного в их жизни. Завершается стихотворение громким и гордым признанием: «Я все-таки рад был, за самую горькую, за русскую землю, где я родился». И мы чувствуем эту гордость вместе с лирическим героем.
  3. Другое стихотворение Константина Симонова — «Убей его!» — говорит об отчаянии любящего сердца, о его мести за попранные святыни. Оно является довольно тяжелым для понимания и восприятия. В нем автор повествует о том, что, если мы хотим видеть мирное небо над собой, если нам «мать дорога», «если ты отца не забыл», то нужно убить. Без жалости. Нужно отомстить за то, что происходит в родном доме. «Так убей же его скорей, сколько раз увидишь его, столько раз его и убей».
  4. Любовь к родной природе

    1. В лирике Есенина природа и родина были неотделимы, оба этих предмета в гармонии составляли его большую любовь. С. А. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине». В своих произведениях он нередко признается ей в любви. И снится ему «рязанское небо» в стихотворении «Я усталым таким еще не был». В нем автор говорит о своей усталости от жизни, но торопится добавить: «Но и все ж отношусь я с поклоном к тем полям, что когда-то любил». Любовь поэта к России -пронзительная и несравнимая ни с чем песня. Это не просто чувство, а его своеобразная жизненная философия.
    2. В стихотворении С. Есенина «Гой ты, русь, моя родная» лирическому герою предлагают: «Кинь ты Русь, живи в раю!», — он отвечает: «Не надо рая, дайте родину мою». В этих словах выражается весь трепет отношения русского человека к родине, которая никогда не отличалась легкими условиями жизни и труда. И все же он выбирает свой жребий, не ропщет и не ищет чужого. Также в стихотворении параллельно идут описания отечественной природы: «хаты в ризах, образа»; «побегу по мятой стежке, на приволь зеленых лех». Есенин -самый преданный поклонник своего родного края. Именно о годах, проведенных в деревне, он вспоминает как о самых счастливых и безмятежных. Сельские пейзажи, романтика, уклад жизни — все это горячо любимо автором.
    3. Патриотизм вопреки всему

      1. Многим любителям русской литературы известны строки М. Ю. Лермонтова: «Прощай, немытая Россия …». Некоторые даже толкуют их превратно. Но, на мой взгляд, это всего лишь некий жест, практически граничащий с отчаянием. Негодование, которое бурлило и выплескивалось наружу коротким и легким «прощай!». Пусть он и побежден системой, однако не сломлен духом. В сущности, автор в этом произведении прощается не с самой Россией и не с ее жителями, а с государственным устройством и порядками, которые для Лермонтова неприемлемы. Но мы чувствуем боль, которую причиняет ему расставание. Чувствуем ту злобу, которая горит в сердце истинного патриота, который переживает за свою страну. Это и есть настоящая любовь к родине, характеризующаяся желанием изменить ее к лучшему.

Дата публикации: 02.02.2017

Проверенное сочинение по тексту: "Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов..."

Проблема:

Что такое любовь к Родине? В чем она проявляется? Над этими вопросами задумывается автор текста. (Лучше написать: «В чем проявляется любовь к Родине», - т.к. автор не задается вопросом: «Что такое Родина?»)

Комментарий:

Раскрывая данную проблему, Карамзин рассуждает о двух видах любви к Родине: физической и моральной. Физическая любовь основывается на законах природы, на неотъемлемой связи с землей. Человек связан с родными местами. Он не может прожить без них. Именно такая любовь является общей для всех народов. Тогда как существует и моральная любовь, которая основывается на влечении души к родным, близким людям. Человек привыкает к людям, которые его окружают, ко всем сложившимся отношениям. (В позиции автора написано почти то же самое + много пересказа)

Рассуждая об этом, автор показывает, какие чувства испытывает человек к Родине, находясь от нее на расстоянии. Она притягивает к себе воспоминаниями, событиями, которые случались на его родной земле. (Иллюстрируя проблему, мы должны доказать, что в тексте присутствует обозначенная нами проблема, привести примеры и проследить ход мыслей автора)


Раскрывая данную проблему, автор рассуждает о том, что связывает человека с родными местами. Карамзин говорит, что Родина мила сердцу не местными красотами, а воспоминаниями. Почему? Ответ на этот вопрос содержится в предложении 4-5. И даже неблагоприятный климат родных краев не способен оттолкнуть человека, Карамзин приводит в пример жителей холодных стран, любящих место, в котором родились, несмотря на его суровость, и сравнивает человека с растением, которое имеет больше силы в своем климате.

Авторская позиция такова: любовь к Отчизне имеет и моральную, и физическую основу. Каждому человеку легче и радостней живется на родной земле. Кроме того, он всегда найдет поддержку близких ему людей. Именно поэтому и тот, и другой вид любви влияет на человека определенным образом.

Тезис:

Я согласен с мнением автора и считаю, что любовь к родной Отчизне - это любовь ко всему, что окружает людей с раннего возраста. Именно поэтому и физическая, и моральная любовь должны сочетаться в каждом из нас. (При выражении своей точки зрения, лучше воздержаться от слов «надо», «нельзя», «должны» и т. д. Напомню, что аргументируем мы собственную точку зрения. Как доказать, что физическая и моральная любовь к Родине ДОЛЖНЫ сочетаться в каждом из нас?)


Аргументы:

В подтверждении вышесказанного можно привести пример из литературы.
В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина» описывается любовь поэта к Отчизне. Он показывает свою привязанность к пейзажам страны вопреки всему. «Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье…». И еще он пишет, что готов с наслаждением смотреть «На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков». Этим стихотворением Лермонтов выражает свою любви и к людям, и природе, пейзажам Родины.

Второй же пример можно привести из жизненного опыта. Во времена, когда литература была ограничена, большинство поэтов уехало (уехали) за границу. Но тоска по родине никогда не покидала их. Они всегда вспоминали родные места, людей, с которыми жили, контактировали. Именно поэтому писатели в своих стихах (стихотворениях) старались донести притеснявшее чувство по Родине.

Заключение:

Таким образом, можно сделать вывод, что любовь к Родине является, потребностью, связанной не только с постоянной привязанностью к родным пейзажам, но и с близостью к землякам.

Итог: в целом, неплохое сочинение. Ошибки есть, но потренировавшись, можно от них избавиться. Есть шансы написать сочинение на высший балл.


Формулировка проблем исходного текста

Сочинение по тексту:

В данном тексте известный русский писатель К.Г. Паустовский поднимает проблему обретения человеком чувства Родины . На примере своего героя - художника Берга - он показывает, что чувство Родины в человеке может зреть годами, нужен толчок, чтобы понять не только разумом, но и сердцем свою неразрывную связь с родным краем. Художник Берг, ранее всегда иронически усмехавшийся при слове «родина», не замечавший природы и не понимавший ее, по словам автора, по приглашению друга едет в муромские леса и там для себя открывает новое «странное чувство» - «радостное чувство родины»: «этот лесной и торжественный край, полный безымянных озёр, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными мхами». Именно поэтому по возвращении домой на выставку художественных работ он отправляет свой «первый пейзаж», запечатлевший все то, «что дрожало где-то на сердце».

Автор очень подробно описывает новое эмоциональное состояние своего героя, его «пробуждение»: через эволюцию персонажа легко проследить авторское отношение к поднятой проблеме. Только через неразрывную связь с родной землей возможен и творческий процесс как таковой: скепсис и пренебрежение своими корнями лишает человека одухотворенности. Именно поэтому вынесенный в начало текста авторский приговор, повторяющий в какой-то степени оценку сослуживцев («Эх, Берг, сухарная душа!» ) очевиден: «Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи ». Чтобы показать эволюцию чувств Берга, их силу и глубину, писатель использует пространные ряды однородных членов («Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто »). В ярких, красочных, живых описаниях природы муромских лесов отчетливо видно восхищение автора родной землей. К.Г. Паустовский - признанный мастер пейзажных описаний. «Передать красоту родной природы автору помогают метафоры («тени ветвей дрожали», «сияла синева») и эпитеты («лимонному полю», «хрупкие лишаи»).

Я разделяю позицию автора, так как считаю, что чувство Родины, родной земле дается нам с самого рождения. Родину, как и родителей, не выбирают. Она - малая и большая - та основа, те корни, что питают нас с самого детства. Осознание этого факта, возможно, приходит не всем и не сразу, но именно это чувство делает нашу «жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше».

Тема Родины, родной земли - одна из важных тем в творчестве любого художника (и кисти, и слова).

Тема Родины - одна из главных в творчестве И.А. Бунина, вынужденного в свое время покинуть Россию и особенно остро переживающего эту утрату в своем творчестве. Рассказ «Антоновские яблоки» - одно из самых поэтических произведений в его творчестве. Вкус и запах антоновских яблок становится для героя (и самого автора тоже) символом Родины, без кровной связи с которой человеческая жизнь теряет смысл.

В повести В.Распутина «Прощание с Матерой» автор рассказывает о маленькой деревне на берегу сибирской реки, что должна быть затоплена в связи со строительством гидроэлектростанции. Старики и старухи, оставшиеся в деревне (молодежь уехала в город), трепетно и бережно относятся к прошлому, что хранят эти места. Иными словами, защищают свой родной уголок от затопления те, кто истинно любит родную землю, чужаки (молодежь, уехавшая в город, власти и пр.) готовы надругаться над могилами старого кладбища, жечь дома, чтобы поскорее выселить стариков из них…

Таким образом, чувство родной земли в человеке сродни стержню, что включает его жизнь в контекст самых разных духовно-нравственных опор - семью, народ, нацию, государство. Принадлежность к родной земле, чувство родной земли делает жизнь человека осмысленной и прекрасной.

Текст К. Г. Паустовского

(1)Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. (2)Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили:
«(3)Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».
- (4)Трепотня! - мрачно говорил Берг. - (5)У таких, как мы, нет и не
может быть родины.
- (6)Эх, Берг, сухарная душа! - с тяжёлым укором отвечали бойцы. -
(7)Ты землю не любишь, чудак. (8)А ещё художник!
(9)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.
(10)Через несколько лет ранней осенью Берг отправился в муромские
леса, на озеро, где проводил лето его друг художник Ярцев, и прожил там
около месяца. (11)Он не собирался работать и не взял с собой масляных
красок, а привёз только маленькую коробку с акварелью.
(12)Целые дни он лежал на ещё зелёных полянах и рассматривал цветы
и травы, собирал ярко-красные ягоды шиповника и пахучий можжевельник,
длинную хвою, листья осин, где по лимонному полю были разбросаны
чёрные и синие пятна, хрупкие лишаи нежного пепельного оттенка и
вянущую гвоздику. (13)Он тщательно разглядывал осенние листья с изнанки,
где желтизна была чуть тронута свинцовой изморозью.
(14)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на
юг, и Ваня Зотов, сын лесника, каждый раз говорил Бергу:
- (15)Кажись, кидают нас птицы, летят к тёплым морям.
(16)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему
предателями. (17)Они бросали без сожаления этот лесной и торжественный
край, полный безымянных озёр, непролазных зарослей, сухой листвы,
мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными
мхами.
(18)Как-то Берг проснулся со странным чувством. (19)Лёгкие тени
ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая синева. (20)Слово
«сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и
лишённым ясного смысла. (21)Но теперь он понял, как точно это слово
передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.
(22)Берг взял краски, бумагу и, не напившись даже чаю, пошёл на озеро.
(23)Ваня перевёз его на дальний берег.
(24)Берг торопился. (25)Берг хотел всю силу красок, всё умение своих
рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть
в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и
просто. (26)Берг работал как одержимый, пел и кричал.
…(27)Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке,
в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих
работ художник выставит на этот раз. (28)Берг сел к столу и быстро написал:
«Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, - мой
первый пейзаж».
(29)Спустя время Берг сидел и думал. (30)Он хотел проследить, какими
неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины.
(31)Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал
лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов.
- (32)Эх, Берг, сухарная душа! - вспомнил он слова бойцов.
(33)Бойцы тогда были правы. (34)Берг знал, что теперь он связан со
своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что
любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во
сто крат более прекрасной, чем раньше.
(по К.Г. Паустовскому)


Творческое вдохновение. Без него не обойтись ни художнику, ни писателю, ни музыканту. Любое вдохновение – это вдохновение прекрасным, нужно просто уметь его видеть. Как любовь к родному краю, умение увидеть красоту окружающего мира влияют на творчество? Именно этим вопросом задаётся в своём тексте о художнике Берге писатель К.Г.Паустовский.

Рассказывая о своём герое, Паустовский отмечает, что Бергу не давались пейзажи. Причину автор видит в том, что Бергу было чуждо чувство родины. Когда при нём произносили слово «родина», он усмехался, не чувствовал он никакой привязанности к месту, где родился и вырос. «Сухарная душа» говорили о Берге знакомые. Это значит «сухая», лишённая эмоций, не способная воспринимать прекрасное.

Но однажды с Бергом произошло чудо. Конец лета и начало осени он провёл в муромских лесах. И вдруг увидел, почувствовал красоту, разлитую вокруг него. Эта красота была в цветах и травах, в дождях и ослепительном солнце, в сиянии сентябрьского неба и великолепии умирающих лесов. На Берга нашло вдохновение, он работал как одержимый. Вернувшись в город он представил на выставку только один этюд акварелью, свой первый пейзаж.

Автор в своём тексте доносит до читателя мысль о том, что чувство родины, любовь к природе дарит вдохновение и способствует расцвету творческих возможностей. Обретя чувство Родины, Берг стал настоящим художником.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве», - писал замечательный русский поэт С.Есенин. Действительно, о чём бы ни писал Есенин: о берёзе или клёне, о болоте или озере, жеребёнке или собаке – всё проникнуто необыкновенной любовью ко всему живому, чувством родства и преклонения. Природа для Есенина – живой организм, который поэт тонко чувствует и понимает. Умение видеть прекрасное в самых повседневных явлениях сделало поэзию Сергея Есенина бессмертной.

Нельзя не восхищаться пейзажами прекрасного русского художника И.И.Левитана. Его картины искусствоведы называют пейзажами настроения. Он сумел передать на своих полотнах всё красочное богатство русской природы. Природа у Левитана одухотворена, она печалится и радуется, живёт и дышит. Такие пейзажи мог создать только человек, беззаветно влюблённый в родную природу и родину.

Чтобы вдохновиться прекрасным, нужно уметь его видеть. Луч солнца, играющий на листе, каплю росы в манжетке растения, золотую паутинку, дрожащую под дуновением ветерка. Это и многое другое заставят взглянуть на мир через призму художника, и вдохновение не заставит себя ждать.

Обновлено: 2018-01-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.