Работа

Проблема корней в произведении бедность не порок. Конспект урока по литературе на тему "А.Н.Островский

Хотя в этой статье мы будем проводить анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского , сначала рассмотрим историю создания этого выдающегося произведения. Это важно, ведь именно с пьес Островского началась история русского театра. Он создает целостность актерской игры в неординарных ситуациях. В 1869 году пьеса "Бедность не порок" впервые была поставлена в театре Садковского. Возможно, вас также заинтересует краткое содержание этого произведения.

Как известно, пьеса - это очень широкое понятие, и следует уточнить жанр пьесы "Бедность не порок". Это комедия со своей проблематикой и ярко выраженной главной темой. Проблемы, которые автор раскрывает перед читателями - это становление человеческой личности, разрешение конфликтов, нравственность эпохи и падение этих самых нравов. Критики-современники не восприняли пьесу, как серьезное произведение, а счастливый исход посчитали лишь преображением реальности, сокрытием настоящих изъянов человеческой души. К тому же Островский высмеял пороки людей, чем задел близких друзей, которые узнали в его героях себя.

Тематика и основные образы комедии

Безусловно, анализ пьесы "Бедность не порок" подразумевает точное определение главной темы. В пьесе Островский поднимает несколько злободневных тем, но несмотря на их глобальный характер и значимость, они все решаемы. Таково видение великого драматурга. В комедии есть любовная линия, рассматривается взаимосвязь богатства и бедности. А кто является основными образами комедии? Коротко обратим внимание на каждого из них:

  • Гордей Карпыч Торцов - богатый купец пожилого возраста. Человек с суровыми взглядами и тяжелым характером, от которого страдает все его окружение.
  • Пелагея Егоровна Торцова - пожилая жена Торцова. Его душа, искренне его любит и не смеет возражать его выходкам.
  • Любовь Гордеевна Торцова - их дочь, готовая к замужеству. Влюблена в Митю, который работает у ее отца. Их любовь взаимная, но Торцов против такого союза, а Люба не может отстоять свои чувства и покоряется воле отца.
  • Митя - влюбленный жених Любы. Терпит все издевательства ее отца.
  • Любим Карпыч Торцов - брат Торцова, его полная противоположность, добрый пьяница. Именно этот нищий умудряется уговорить своего строгого брата выдать замуж Любовь за Митю.
  • Африкан Савич Коршунов - богач, старик и приятель Торцова. Он намерен жениться на его молодой дочери, но их свадьба не состоялась.
  • Яша Гуслин - племянник купца Торцова, Яша поет песни под гитару, является другом Мити. Также он влюблен в молодую вдову Анну Ивановну, их чувства взаимны. Но Торцов против и этого союза, хотя им тоже удается получить его благословление.
  • Анна Ивановна - возлюбленная Яши
  • Гриша Разлюляев - друг юношей Мити и Яши, но влюбленный в Любу. Когда он узнает, что Митя станет мужем Любы, то искренне радуется за него. Отличный пример настоящей дружбы.

Анализ пьесы "Бедность не порок"

Среди такого изобилия героев, абсолютно разных, тяжело выделить главного. Им вполне может стать Гордей, ведь он решает все ситуации в его семье. Но и Любима нельзя оставить в стороне. Вступив в спор со строгим братом, он все равно добивается счастливого исхода и победы любви.

Все герои становятся нравственно чистыми, несмотря на те испытания, которые им пришлось пройти. Они умеют разграничивать добро и зло, любовь и ненависть. Кажется, что все ситуации уже заблаговременно закончатся положительно. Особенно, в момент спора, когда Торцов говорит о том, что выдаст дочь замуж за первого встречного. В комнату входит Митя. А может это судьба? Все-таки свадьба влюбленных молодых сердец состоялась.

Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ пьесы "Бедность не порок" Александра Островского.

С творчеством Островского учащиеся традиционно знакомятся в 9 классе на уроках литературы. В пьесе Островского “Бедность не порок” отразилась картина современной автору жизни русского купечества. Информация о теме, идее, проблематике и жанре произведения будет полезна для подготовке к уроку, тесту, написанию творческой работы. В нашей статье вы найдёте краткий, а также полный анализ пьесы по плану.

Краткий анализ

Год написания – 1853 год

История создания – пьеса была написана, чтобы высмеять моду на западные веяния в укладе жизни купечества, и подчеркнуть истинно русский характер, который представлен в этом сословии. Оказало влияние на содержание произведения его дружба с славянофилами. После прочтения и постановки пьесы Островский стал признан и знаменит, успех превзошёл все ожидания.

Тема – влияние денег на взаимоотношения людей в обществе, выбор жизненного пути, преграды и обстоятельства в судьбе человека.

Композиция – три действия с резкой неожиданной развязкой в последнем действии, насыщенность фольклорных моментов, окольцовывающих важные сцены, параллельное сопоставление героев.

Жанр – комедия в трёх действиях.

Литературное направление – критический реализм и романтизм.

История создания

Первоначально пьеса должна была называться “Гордым Бог противится”. Замысел появился в июле 1953 года, в августе – автор начал работу над произведением, а закончил его в конце этого же года.

Роли были распределены между актёрами ещё до окончания её написания. В 1854 году, 25 января пьеса была впервые поставлена в Малом театре в Москве. Она имела огромный успех, понравилась широкому кругу зрителей.

Произведение написано Островским под влиянием его друзей славянофилов, поэтому после постановки пьесы многие друзья автора узнали в ней себя. Истинно русский характер Любима Торцова сыграл решающую роль в судьбе пьесы. В этом герое критики увидели идеальный образ русского человека. Успех пьесы даже после первых прочтений её в Москве превзошёл все ожидания и даже мечты автора.

Нужно отметить тот факт, что пьесу Островский посвятил своему другу выдающемуся актёру театра Прову Михаловичу Садовскому. Именно он лучше всех сыграл роль Любима Торцова в пьесе. Московское купечество было хорошо знакомо Островскому, ведь ему пришлось оставить высшее образование и поступить на службу в суд. Именно купеческое сословие чаще всего обращалось в суды, здесь будущий драматург познакомился с исконно русскими характерами и персонажами, достойными войти в литературу.

Тема

“Бедность не порок” раскрывает тему настоящего русского характера, показывает то звено русского общество, которое сохранило все обычаи, традиции и внутреннюю суть народной души. Именно поэтому пьесу называют гимном русскому купечеству: быт, семейный уклад, обряды, привычки, традиции всё это описал автор в произведении. Тематика раскрывает взаимоотношения людей основанные на их уровне благосостояния. Автор затрагивает проблемы выбора будущего, послушания и уважения к старшим, тему любви, семьи, греха.

Красной нитью проходит через всё повествование мысль о том, что русский человек не идеален, он ошибается, тратит свою жизнь на грехи и беспутство, но он способен признать ошибки и стать на путь истинный. В этом сила русского человека. Чтобы понять, чему учит это произведение, нужно заострить внимание на фабуле. Вывод очевиден: никакие новомодные мировоззрения не могут ужиться в русской душе, если они противоречат народной мудрости, сердцу, здравому смыслу. Суть комедии Островского в том, что деньги не всегда всесильны, честь и достоинство у умного человека стоит превыше любых материальных благ.

Композиция

Комедия Островского состоит из трёх действий, это разделение имеет и смысловую основу. Кульминация действия происходит в последнем действии, за ней следует развязка и счастливый финал. Конфликт строится на требованиях моды, веянии времени и их столкновении с русской действительностью. В понимании Гордея Карпыча, образованность – это лишь внешняя сторона (новый сюртук, шампанское, меха и кареты).

Особенностью композиции пьесы можно считать насыщенность фольклорными элементами (пословицами, песнями, прибаутками), они окольцовывают каждое действие, сопровождают все важные моменты, подчёркивая и оттеняя их особым образом. Широко используется приём подготовленного появления героев: в начале о них говорят, потом – они выходят на сцену.

В пьесе герои рассматриваются параллельно, так легче воспринимаются их образы – в сопоставлении. Не последнюю роль в создании ярких сцен и восприятии происходящего играют авторские ремарки и декорации. Островский признанно считается “отцом русского театра” именно он создал теорию поведения действующих лиц на сцене, учитывая особенности жанра. Его пьесы ставятся более полутора столетия, они бессмертны, что обусловлено талантом и гениальностью автора.

Главные герои

Жанр

В “Бедность не порок” анализ будет неполон, если не отметить жанровую специфику произведения. Комедия Островского неповторима своими бытовыми картинами, чёткостью ремарок, глубиной монологов персонажей. Обязательными для автора были “говорящие” имена действующих лиц, их статичность и вместе с тем полнота образов. Сатиричность у драматурга тонкая, не язвительная, но бьющая точно в цель: не даром многие знакомые после постановки перестали общаться с Островским, узнав в героях пьесы себя.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 64.

Пьеса «Бедность не порок».

Цели урока:

    Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии «Бедность не порок».
    Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать выводы; Развивать умения дискутировать на заданную тему; Развивать монологическую речь; Воспитывать правильное отношение к морально-нравственным ценностям русского менталитета; Воспитывать интерес и бережное отношение к .

Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит познакомиться с драматургом Александром Николаевичем Островским и его пьесой, написанной в ранний период его творчества, «Бедность не порок». Запишите в тетради тему урока: «. «Бедность не порок». В старших классах вы будете изучать его знаменитую пьесу «Гроза». Но сейчас имя это для нас новое, поэтому несколько слов о самом драматурге.

(Сл. 2) родился в 1823 году в Москве: в Замоскворечье, - в старинном купеческом и чиновничьем районе. Отец будущего драматурга, образованный и умелый судебный чиновник, а затем - известный в московских коммерческих кругах адвокат; поднимаясь по служебной лестнице, получил права потомственного дворянина, стал помещиком; понятно, что ему хотелось и сына пустить по юридической части. (Сл. 3)Александр Островский получил неплохое домашнее образование - с детства пристрастился к литературе, владел немецким и , хорошо знал латынь, охотно занимался музыкой. Он с отличием окончил гимназию и в 1840 году без экзамена был принят на Московского университета. Но карьера юриста Островскому не нравилась, неодолимо влекло его к себе искусство. Он старался не пропускать ни одного спектакля: много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В то же время сам пробовал писать стихи и рассказы.


(Сл. 4) Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет по настоянию отца служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Окончательно разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем. В 1867 году он совместно с братом выкупает у мачехи имение Щёлыково, в котором великий русский драматург проживал с весны до поздней осени в течение многих лет и писал свои замечательные пьесы: «Снегурочка», «Бесприданница», «Без вины виноватые» и др.

П. К сожалению, в школьной программе мало представлено драматических произведений, а ведь каждый драматург неповторим, у каждого своя манера письма, свои достоинства, но, тем не менее, только называют в мире искусства и литературы «отцом русского театра».

В связи с этим возникает вопрос… Какой? (Чем же заслужил он это звание? Каковы особенности его творчества?) Это и предстоит нам с вами сегодня выяснить.

Пропустим 2-3 строчки после указанной темы урока, допишем:

Особенности драматургии (по ходу урока будем отмечать и записывать, будьте внимательны).

О чём же писал Островский в своих произведениях?

Выступление подготовленного ученика.

Богатые, но еще вчера жившие по старинке люди и новые требования, которые властно предъявляет им современная жизнь, где миром правят власть и деньги, - вот основа комедийных конфликтов молодого Островского, да еще таких, где смешное переплетено с грустным: ведь причуды имеющих власть не только забавны, но и опасны для бедных: зависимых и угнетенных. (Сл. 5) Его всероссийская известность началась с комедии - «Свои люди - сочтемся!» (или «Банкрот» 1849 г.), опубликованная в журнале «Москвитянин», молодые сотрудники которого тяготели к славянофильству, проповедующему идеи национальной самобытности, сохранившейся в среде крестьянства и патриархального купечества. Пьеса имела огромный успех. Однако постановка ее были запрещена по указанию самого царя Николая 1. Цензурный запрет продержался одиннадцать лет. (Сл.6 – читает ученик). (Сл. 7)Уже в комедии «Свои люди - сочтемся!» проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры. В его пьесах звучит сочная, живая народная речь. Островскому захотелось показать героев положительных, способных противостоять безнравственности и жестокости современных отношений. Именно такие, вызывающие сочувствие герои и появляются в комедии «Не свои сани не садись» (1853) (первая из пьес Островского, которая пошла на сцене) и «Бедность не порок» (1954) .(первоначальное название «Гордым бог противится»). В последующие периоды творчества Островского появляется более 50-ти оригинальных пьес, составивших целый народный театр, где перед читателем прошла история всех сословий России.

Помимо писательского творчества, успешно занимался общественной деятельностью. Он организовал Московский артистический кружок, Общество русских драматических писателей и композиторов. Но главная его заслуга – создание огромного драматического репертуара для русского театра. (Сл. 8)

Особенности:

    Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт; Яркие, узнаваемые характеры;
Разбор конфликта пьесы.

(Сл. 9) Сегодня мы начинаем знакомство с комедией Островского «Бедность не порок».

Название. Итак, бедность не порок.

Как вы понимаете это изречение?

К какому жанру относится это выражение?

Помимо этого названия, среди пьес Островского есть ещё и такие: Свои люди – сочтёмся!, На всякого мудреца довольно простоты, Не в свои сани не садись, В чужом пиру похмелье, Старый друг лучше новых двух, Свои собаки грызутся – чужая не приставай, Не всё коту масленица, Не было гроша, да вдруг , Без вины виноватые.

Из полусотни драм. произв. О. с десяток пьес названы пословицами. Больше такого вы не найдёте ни у одного писателя.

Особенность:

    Своеобразие названий.

Работа с 9 слайдом.

Чтение текста слайда.

Вы прочитали пьесу. Вы знаете, что любое драматическое произведение построено на конфликте.

Конфликт – это противоборство, столкновение, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.

Аня, напомни, какова основа конфликтов в пьесах молодого Островского.

Найдите в этом предложении понятия. (патриархальный (старинный) быт – новшества).


В чём, по-вашему, Островский видит идеалы народной нравственности? (крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой семье, цельность и ясность мировоззрения).

Чему противостоит этот мир? (новшествам, современной, так называемой «цивилизации»).

Запись в тетради (пропущенные строчки):

Конфликт комедии: Патриархальный мир народной нравственности противостоит современному миру власти и денег.

Итак, мы обозначили проблему общерусскую, которая показана через семейно – бытовой конфликт. Кто же в нём участвует?

(Сл. 10). Афиша. Чтение имен и фамилий действующих лиц.

Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому – Гордей? Какие качества людей подсказываются именами и фамилиями – Африкан Коршунов (хищник), Любовь, Гуслин, Разлюляев, Митя?

(Гордей – гордый, богатый купец,

Любим – любимый всеми, хороший человек, но неудачник,

Гуслин – простой, весёлый парень (от слова «гусли» - старинный народный инструмент),

Разлюляев – простой, весёлый парень (от устаревшего слова «разлюли» - потеха),

Митя –. посвящённый греческой богине земли и плодородия Деметре)

П. - Уже в афише О. скрыто прокомментировал своих героев. Каким образом?

У. – дал им говорящие имена и фамилии.

Особенность:

    Говорящие имена.

Какое имя не вписывается в общий ряд имён? Почему? С какой целью О. таким образом указывает статус персонажей? Почему среди знакомых имен имя Гордей не вызывает положительных ассоциаций?

Особенность:

    Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе.

Между какими персонажами назревает основной конфликт? Почему?

(Торцов очарован фабрикантом Коршуновым, хочет жить по моде, по-новому и даже готов отдать за старика единственную дочь)

А что же мать? (Недалёкая, безвольная, нерешительная, она не может противостоять мужу)

Какова же роль Любима в этом семейном конфликте? (Разоблачает Коршунова – хищника, расстраивает свадьбу Любови и Коршунова, вступается за Любовь и Митю, помогает прозреть своему брату.)

С каких слов Любима Торцова завязывается конфликт?

Любим Карпыч (берет).Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот и будет в настоящий такт. (Митя дает.)Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.)Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги, он дело сделает. Я походил по Москве-то, я все видел, все… Большую науку произошел! А дураку лучше денег не давай, а то он заломается… фу, фу, фу, трр!… вот как брат, да как я, скотина… (Полусонным голосом.)Митя, я ночевать к тебе приду.

Митя. Приходите. Теперь контора пустая… праздники…

Любим Карпыч (засыпая). А я с братом смешную штуку сделаю. (Засыпает.)

5. Краткий обзор действий.

Задание: Распределите по действиям: экспозиция, завязка; развитие действия, кульминация; развязка.

(Сл. 12) 1 действие. Первый акт — это объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия. Это начальный момент в развитии событий, подготовленный экспозицией. Здесь читатель получает первые представления об изображаемых характерах, о конфликте между ними.

В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство — зло!», « А я с братом смешную штуку сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

П. - Как мы знакомимся с главными героями: с Гордеем Карпычем и Любимом Карпычем?

У. – О них мы слышим от других персонажей.

О Гордее от Егорушки: ругается, сердит на Любима Карпыча,

от Пелагеи: с Африканом пьёт, будто подменили его. (д. 1, явл. 3)

О Любиме от Егорушки: рассмешил всех за обедом, Гордей выгнал, Любим в отместку созорничал: стал с нищими у собора.

Особенность:

    «Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие.

П. - С каких реплик вступают непосредственно в действие наши герои?

У. – Первая реплика Любима (увидел одних в комнате Любовь Гордеевну и Митю), закрывая лицо руками: «Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять под сумнение! Я, племянница! Что, испугалась? Ступай, не бойсь! Я не доказчик, а кладу всё в ящик…» (д.1, явл. 11)

Первая реплика Гордея (д.1, явл. 7), входит в комнату, где веселится молодёжь: «Что распелись! Горланят, точно мужичьё! (Мите) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная! Чтоб у меня этого не было вперёд!

П. – Что можно сказать о персонажах по их первой реплике? (Л. – шутки, прибаутки, «не доказчик»; Г. – грубит, унижает, «мужичьё» - ругательство).

Особенность:

    Значимость первой реплики героя

(Сл.13) Второе действие. Действие стремительно развивается, новых персонажей, причем все они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности, праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой, гаданиями, ряжеными, представлениями с медведем и козой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку.

П. - О каком празднике речь? Святки. Что за праздник? По каким приметам можно догадаться, что это святки?

Почему Островский время действия пьесы соотносит со временем празднования святок?

У. – Соблюдение народно - религиозных традиций. Основным смыслом свят. периода, по народным представлениям, являлось возрождение порядка в мире и в жизни каждого человека как частице этого мира. (Традиции устного народного творчества – фольклора)

Особенность:

    Фольклорные моменты.

(Сл. 14) Действие третье. Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, что развязка логически вытекает из развития действия, она все-таки носит неожиданный характер: это действительно подчеркнуто счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим. «Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения, которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в развитии конфликта и интриги. Любим Торцов вмешивается в естественный ход событий, препятствует торжеству зла. Протест против сильных мира сего он облекает в броскую форму: «Хорошо тому на свете жить, у кого нету стыда в глазах».

Опять пословица!

Метко сказано, что театр Островского — речевой театр. У него в пьесах красивый, поэтически богатый язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. У Островского каждый персонаж говорит своим языком. Речь героев — важнейшее средство их характеристики. Докажем.

Чтение отрывков. (Пелагея, Любим)

Гордей Карпыч. Нет, ты вот что скажи: все у меня в порядке? В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Этот фициянт, он ученый, из Москвы, он все порядки знает: где кому сесть, что делать. А у других что! Соберутся в одну комнату, усядутся в кружок, песни запоют мужицкие. Оно, конечно, и весело, да я считаю так, что это низко, никакого тону нет. Да и пьют-то что, по необразованию своему! Наливки там, разные… а и не понимают они того, что на это есть шампанское! Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал.

Объясните особенности речи тех персонажей, монологи которых мы читали.

(Гордей неграмотный, считает, что образование ни к чему, главное – жить по моде.

Любим: его речи присущ элемент несомненной интеллигентности; его речь не патриархальна, не фольклорна, а принадлежит современной Островскому городской культуре; один из всех действующих лиц он употребляет какие-то обрывки иностранных фраз довольно правильно и уместно).

Особенность:

    Своеобразие речевой характеристики героев.

П. – Если бы я попросила вас выявить черты сходства и различия между определёнными героями пьесы, кого бы вы сопоставляли, сравнивали? Почему?

(Митя – Коршунов. Сходство: намерение жениться на Любови Гордеевне; различие: честность Мити – действия исподтишка Коршунова;

Любим Торцов – Гордей Торцов. Сходство: братья, в конце концов, Гордей прозревает, оказывается не чужд правде. Различие: Г. – самодур, ему важен внешний лоск, а не человеческая душа; Л., в молодости тоже поддавшийся на якобы обязательное поддержание статуса и прогулявший всё своё состояние, осознал, что главное в жизни не деньги, потому что можно и без денег оставаться хорошим человеком;

Любим Торцов – Коршунов. Сходство: бывшие сотоварищи. Различие: честность первого и бесчестие второго.)

Особенность:

    Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.

6. Это сопоставление и будет вашим домашним заданием, а также надо ответить на вопрос: почему Любим Торцов – любимый герой Островского?

7. Подведём итог урока.

(Сл. 15) - Перечислим особенности драматургии Александра Николаевича Островского:

    Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт
    Яркие, узнаваемые характеры; Своеобразие названий. Говорящие имена. Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе. «Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие. Значимость первой реплики героя. Фольклорные моменты. Своеобразие речевой характеристики героев. Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.

Если позволит время, можно обсудить слова: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: « У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского».

МБОУ «Калининская ООШ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 9 КЛАССЕ

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ А. Н. ОСТРОВСКОГО.

ПЬЕСА «БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК».

Учитель и литературы

Урок литературы в 9 классе. А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок». Цели урока:  Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии «Бедность не порок». Задачи:  Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать выводы; Развивать умения дискутировать на заданную тему; Развивать монологическую речь;    Воспитывать правильное отношение к морально­нравственным ценностям русского менталитета;  Воспитывать интерес и бережное отношение к русской литературе. 1. Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит познакомиться с драматургом Александром Николаевичем Островским и его пьесой, написанной в ранний период его творчества, «Бедность не порок». Запишите в тетради тему урока: «А. Н. Островский. «Бедность не порок». В старших классах вы будете изучать его знаменитую пьесу «Гроза». Но сейчас имя это для нас новое, поэтому несколько слов о самом драматурге. Особенности:  Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт;  Яркие, узнаваемые характеры; 2. Разбор конфликта пьесы. (Сл. 9) Сегодня мы начинаем знакомство с комедией Островского «Бедность не порок». Название. Итак, бедность не порок. ­ Как вы понимаете это изречение? ­ К какому жанру относится это выражение? ­ Помимо этого названия, среди пьес Островского есть ещё и такие: Свои люди – сочтёмся!, На всякого мудреца довольно простоты, Не в свои сани не садись, В чужом пиру похмелье, Старый друг лучше новых двух, Свои собаки грызутся – чужая не приставай, Не всё коту масленица, Не было гроша, да вдруг алтын, Без вины виноватые. Из полусотни драм.произв. О. с десяток пьес названы пословицами. Больше такого вы не найдёте ни у одного писателя. Особенность:  Своеобразие названий. Работа с 9 слайдом. Чтение текста слайда. Вы прочитали пьесу. Вы знаете, что любое драматическое произведение построено на конфликте. Конфликт – это противоборство, столкновение, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. Аня, напомни, какова основа конфликтов в пьесах молодого Островского. Найдите в этом предложении антонимичные понятия. (патриархальный (старинный) быт – новшества). ­ В чём, по­вашему, Островский видит идеалы народной нравственности? (крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой семье, цельность и ясность мировоззрения). ­ Чему противостоит этот мир? (новшествам, современной, так называемой «цивилизации»). Запись в тетради (пропущенные строчки):

Конфликт комедии: Патриархальный мир народной нравственности противостоит современному миру власти и денег. Итак, мы обозначили проблему общерусскую, которая показана через семейно – бытовой конфликт. Кто же в нём участвует? (Сл. 10). Афиша. Чтение имен и фамилий действующих лиц. ­ Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому – Гордей? Какие качества людей подсказываются именами и фамилиями – Африкан Коршунов (хищник), Любовь, Гуслин, Разлюляев, Митя? (Гордей – гордый, богатый купец, Любим – любимый всеми, хороший человек, но неудачник, Гуслин – простой, весёлый парень (от слова «гусли» ­ старинный народный инструмент), Разлюляев – простой, весёлый парень (от устаревшего слова «разлюли» ­ потеха), Митя –. посвящённый греческой богине земли и плодородия Деметре) П. ­Уже в афише О. скрыто прокомментировал своих героев. Каким образом? У. – дал им говорящие имена и фамилии. Особенность:  Говорящие имена. Ещё раз обращаю ваше внимание на авторское представление героев в афише. ­ Какое имя не вписывается в общий ряд имён? Почему? С какой целью О. таким образом указывает статус персонажей? Почему среди знакомых имен имя Гордей не вызывает положительных ассоциаций? Особенность:  Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе. ­ Между какими персонажами назревает основной конфликт? Почему? (Купец Гордей Карпыч Торцов очарован фабрикантом Коршуновым, хочет жить по моде, по­новому и даже готов отдать за старика единственную дочь) ­ А что же мать? (Недалёкая, безвольная, нерешительная, она не может противостоять мужу) ­ Какова же роль Любима в этом семейном конфликте? (Разоблачает Коршунова – хищника, расстраивает свадьбу Любови и Коршунова, вступается за Любовь и Митю, помогает прозреть своему брату.) ­ С каких слов Любима Торцова завязывается конфликт? (Зачитать: Д. 1, явл. 12. Любим Карпыч (берет).Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот и будет в настоящий такт. (Митя дает.)Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.)Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги, он дело сделает. Я походил по Москве­то, я все видел, все… Большую науку произошел! А дураку лучше денег не давай, а то он заломается… фу, фу, фу, трр!… вот как брат, да как я, скотина… (Полусонным голосом.)Митя, я ночевать к тебе приду. Митя. Приходите. Теперь контора пустая… праздники… Любим Карпыч (засыпая). А я с братом смешную штуку сделаю. (Засыпает.) (Сл. 11 – читать как итог ответа на вопрос) 5. Краткий обзор действий. Задание: Распределите по действиям: экспозиция, завязка; развитие действия, кульминация; развязка.

(Сл. 12) 1 действие. Первый акт - это объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия. Это начальный момент в развитии событий, подготовленный экспозицией. Здесь читатель получает первые представления об изображаемых характерах, о конфликте между ними. В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство - зло!», « А я с братом смешную штуку сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». П. ­ Как мы знакомимся с главными героями: с Гордеем Карпычем и Любимом Карпычем? У. – О них мы слышим от других персонажей. О Гордее от Егорушки: ругается, сердит на Любима Карпыча, от Пелагеи: с Африканом пьёт, будто подменили его. (д. 1, явл. 3) О Любиме от Егорушки: рассмешил всех за обедом, Гордей выгнал, Любим в отместку созорничал: стал с нищими у собора. Особенность:  «Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие. П. ­ С каких реплик вступают непосредственно в действие наши герои? У. – Первая реплика Любима (увидел одних в комнате Любовь Гордеевну и Митю), закрывая лицо руками: «Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять под сумнение! Я, племянница! Что, испугалась? Ступай, не бойсь! Я не доказчик, а кладу всё в ящик…» (д.1, явл. 11) Первая реплика Гордея (д.1, явл. 7), входит в комнату, где веселится молодёжь: «Что распелись! Горланят, точно мужичьё! (Мите) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная! Чтоб у меня этого не было вперёд! П. – Что можно сказать о персонажах по их первой реплике? (Л. – шутки, прибаутки, «не доказчик»; Г. – грубит, унижает, «мужичьё» ­ ругательство). Особенность:  Значимость первой реплики героя) Второе действие. Действие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все (Сл.13 они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности, праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой, гаданиями, ряжеными, представлениями с медведем и козой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку. П. ­ О каком празднике речь? Святки. Что за праздник? По каким приметам можно догадаться, что это святки? ­ Почему Островский время действия пьесы соотносит со временем празднования святок? У. – Соблюдение народно­ религиозных традиций. Основным смыслом свят. периода, по народным представлениям, являлось возрождение порядка в мире и в жизни каждого человека как частице этого мира. (Традиции устного народного творчества – фольклора) Особенность:  Фольклорные моменты.) Действие третье. Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, (Сл. 14 что развязка логически вытекает из развития действия, она все­таки носит неожиданный характер: это действительно подчеркнуто счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим.

«Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения, которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в развитии конфликта и интриги. Любим Торцов вмешивается в естественный ход событий, препятствует торжеству зла. Протест против сильных мира сего он облекает в броскую форму: «Хорошо тому на свете жить, у кого нету стыда в глазах». Опять пословица! Метко сказано, что театр Островского - речевой театр. У него в пьесах красивый, поэтически богатый язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. У Островского каждый персонаж говорит своим языком. Речь героев - важнейшее средство их характеристики. Докажем. Чтение отрывков. (Пелагея, Любим) Гордей Карпыч. Нет, ты вот что скажи: все у меня в порядке? В другом месте за столом­то прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Этот фициянт, он ученый, из Москвы, он все порядки знает: где кому сесть, что делать. А у других что! Соберутся в одну комнату, усядутся в кружок, песни запоют мужицкие. Оно, конечно, и весело, да я считаю так, что это низко, никакого тону нет. Да и пьют­то что, по необразованию своему! Наливки там, вишневки разные… а и не понимают они того, что на это есть шампанское! Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал. ­ объясните особенности речи тех персонажей, монологи которых мы читали. (Гордей неграмотный, считает, что образование ни к чему, главное – жить по моде. Любим: его речи присущ элемент несомненной интеллигентности; его речь не патриархальна, не фольклорна, а принадлежит современной Островскому городской культуре; один из всех действующих лиц он употребляет какие­то обрывки иностранных фраз довольно правильно и уместно). Особенность:  Своеобразие речевой характеристики героев. П. – Если бы я попросила вас выявить черты сходства и различия между определёнными героями пьесы, кого бы вы сопоставляли, сравнивали? Почему? (Митя – Коршунов. Сходство: намерение жениться на Любови Гордеевне; различие: честность Мити – действия исподтишка Коршунова; Любим Торцов – Гордей Торцов. Сходство: братья, в конце концов, Гордей прозревает, оказывается не чужд правде. Различие: Г. – самодур, ему важен внешний лоск, а не человеческая душа; Л., в молодости тоже поддавшийся на якобы обязательное поддержание статуса и прогулявший всё своё состояние, осознал, что главное в жизни не деньги, потому что можно и без денег оставаться хорошим человеком; Любим Торцов – Коршунов. Сходство: бывшие сотоварищи. Различие: честность первого и бесчестие второго.) Особенность:  Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев. 6. Это сопоставление и будет вашим домашним заданием, а также надо ответить на вопрос: почему Любим Торцов – любимый герой Островского? 7. Подведём итог урока. (Сл. 15) ­ Перечислим особенности драматургии Александра Николаевича Островского: Если позволит время, можно обсудить слова А. И. Гончарова: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские,

можем с гордостью сказать: « У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться «театр Островского».

Русская драматургия середины XIX века характеризуется появлением произведений, описывающих быт и нравы купцов Замоскворечья. Особое место в этом перечне занимают пьесы А.Н. Островского. Самой известной является комедия «Гордым Бог противится», написанная в 1853 году. Затем она была переименована в «Бедность не порок». О чем написана комедия Островский «Бедность не порок», краткое содержание.

Николай Фёдорович Островский мечтал о юридической карьере для своего сына Александра. Однако в 1843 году молодого человека, не сдавшего экзамен по римскому праву, отчисляют из университета. Несостоявшийся юрист совмещает службу судебного канцеляриста с трудом литератора.

А.Н. Островский пишет комедию «Бедность — не порок», которая издаётся отдельной книжкой в 1854 году. На следующий год в Малом театре состоялась постановка по пьесе писателя. Ведущий артист театральной труппы П.М. Садовский, которому драматург посвятил произведение, исполняет роль Любима.

На подмостках Санкт-Петербурга «Бедность не порок» Островского увидела свет осенью 1854 года. Постановка состоялась в честь бенефиса актёра и режиссёра Александринского театра А.А. Яблочкина.

Сюжет пьесы «Бедность не порок» в кратком содержании. Конечно, ознакомление с данным вариантом не заменит чтение оригинала.

Напоминаем! Краткое содержание по действиям раскрывает только сюжет сочинения великого писателя.

Фабула

Литературоведы считают одним из лучших творений комедию в трех действиях «Бедность не порок» Островского. События разворачиваются в купеческом доме Гордея Торцова в провинциальном городке во время святочных гуляний.

В пьесе «Бедность не порок» действуют такие персонажи:

  1. Состоятельный купец Гордей Торцов, его супруга Пелагея Егоровна, их дочь Любовь.
  2. Любим, промотавший наследство брат Торцова.
  3. Столичный заводчик Африкан Коршунов.
  4. Приказчик Митя.
  5. Племянник хозяина Яша Гуслин, и Гриша Разлюляев, богатый купеческий сын.
  6. Вдовушка Анна Ивановна.
  7. Маша и Лиза, подружки Любови Гордеевны.
  8. Нянька Арина и парнишка Егорушка, дальний родственник Торцовых.

Первое действие

Слоняясь без дела, Митя интересуется, чем занимаются домочадцы. Егорушка описывает скандал между Гордеем Карпычем и его братом, произошедшим накануне за обедом.

В комнату входит Пелагея Егоровна. В разговоре с приказчиком пожилая женщина сетует на своенравный характер мужа, не одобряет его знакомство с Коршуновым. Она утверждает, что мода на заграничную жизнь – временное явление, а русские обычаи будут жить вечно. Появляется Гуслин. Уходя, жена хозяина приглашает молодых людей прийти вечером в гости.

Оставшись одни, Митя рассказывает Яше о своей тяжёлой доле, признаётся в любви к дочери Гордея Торцова. Затем приказчик садится за работу, а Гуслин подбирает музыку к стихам, которые написал влюблённый юноша. В комнату заходит Разлюляев, хвастаясь своим богатством и бесшабашностью.

Племянник Торцова предлагает послушать мелодию, которую сочинил. Все очарованы песней. Затем приятели начинают дурачиться. За этим занятием их застаёт хозяин дома. Купец критикует одежду, которую носят Митя и Разлюляев. Перед уходом Гордей Торцов осуждает стремление приказчика в первую очередь заботиться о престарелой матери.

В комнате появляются Любовь Гордеевна, её подруги и Анна Ивановна. Девицам скучно и одиноко в гостиной, и они захотели присоединиться к парням. Яков нашёптывает вдове про чувства приказчика к дочери хозяина.

Компания решает перейти в соседнюю комнату. Анна делает так, чтобы приказчик и дочь Гордея Торцова остались вдвоём. Дмитрий декламирует стихи, посвящённые любимой. Девушка пишет записку с ответом, но требует, чтобы послание было прочитано после её ухода.

Вошедший брат Гордея Торцова, лишает Митю возможности ознакомиться с содержанием записки. Любим Карпыч рассказывает юноше, как пропил в Москве свою половину наследства и стал бездомным. Промотать деньги помогал Африкан Коршунов. Грязный и больной Любим приходил к брату с просьбой помочь в нужде. Гордей устыдился нищего родственника перед лощёными гостями.

Старик говорит, что богатство – зло, и большие деньги портят характер человека. Пересказывая свою жизнь, несчастный человек засыпает. Митя читает девичью записку с признанием во взаимности.

Второе действие

В гостиной героини пьесы Люба и Анна рассуждают о мимолётности любви. С приходом Дмитрия вдова покидает комнату. Влюблённые признаются, что не могут жить друг без друга. Было решено пойти к Гордею Карпычу, чтобы тот решил их судьбу. Приближение Арины заставляет приказчика и купеческую дочь уйти.

Нянька готовит гостиную к встрече ряженых, которые приглашены для развлечения гостей. Комната заполняется домашними, приглашёнными соседями и артистами, которые привели медведя и козу.

Пока ряженые скоморошничают и распевают песни, Митя и Люба перешёптывается и украдкой целуются. Заметив это, Разлюляев высказывает претензии приказчику. За влюблённого заступается Яша.

Приезжает Гордей Карпыч и Коршунов. Хозяин дома выгоняет гостей с артистами и приказывает принести шампанское и закуски. Фабрикант целуется с девушками, парни удаляются.

Африкан презентует Любови Гордеевне бриллиантовое колечко и делает намёки на желание сочетаться с девушкой браком. Дочери Торцова хочется выйти из комнаты, но папаша приказывает оставаться. Купец объявляет о намерении выдать Любу замуж за Коршунова.

Третье действие

Няньку печалит будущее замужество Любови Гордеевны с нелюбимым человеком. Расстроенная Пелагея Егоровна велит подавать гостям в соседнем зале большой самовар. Купчиха просит Анну Ивановну помочь по хозяйству. Митя, который собирается уехать к матери, заходит попрощаться. Вдова отправляется за Любовью Гордеевной.

Приказчик рассказывает Торцовой, как он несчастен, и предлагает пришедшей в комнату любимой тайком сбежать из родительского дома и обвенчаться. Девушка отказывается выходить замуж без благословения отца. Дмитрий прощается с женщинами, уходит.

Вошедший Коршунов просит Пелагею Егоровну оставить их с дочерью одних. Он излагает невесте преимущества выхода замуж за пожилого человеком. Когда девушка спросила о предыдущей жене фабриканта, тот со злостью вспоминает покойную. Затем Африкан снова принимает вид добродушного старика.

Вошедший Гордей хвастается тем, как он устроил угощенье гостя на заграничный манер. Егорушка сообщает, что пришёл Любим Карпыч. В зале собрались домочадцы и гости, когда появился брат хозяина и начал обвинять Коршунова в бесчестном поступке, напоминая про старый долг.

Разоблачённый Африкан отказывается от женитьбы на дочери Гордея Торцова. С этой минуты он желает, чтобы Гордей упрашивал московского богача стать зятем. В ответ на это униженный купец обещает отдать дочь за любого бедняка.

Сначала выбор пал на вернувшегося Митю. Молодой человек берёт Любовь Гордеевну за руку и подводит к родителю для благословения. Купец оторопел и хочет отказаться от сказанных слов, но все присутствующие уговаривают Гордея Торцова дать согласие на бракосочетание влюблённых.

Обратите внимание! Читателю комедии «Бедность не порок» краткое содержание не позволяет в полной мере прикоснуться к богатству русского языка.

Полезное видео: пьеса «Бедность не порок» за 17 минут

Критическая полемика

Свою точку зрения о пьесе высказывали критики и литературоведы:

  • Н.Г. Чернышевский,
  • П.Н. Кудрявцев,
  • А.В. Дружинин,
  • А.А. Григорьев.

Предметом полемики стало противопоставление в пьесе «Бедность — не порок» мнимого аристократизма и духовности низших сословий. Сторонники западничества упрекали писателя в косности и защите патриархальных общественных устоев. Симпатии драматурга к народной культуре отстаивали представители объективной критики.

Н.Г. Чернышевский считал комедию «Бедность не порок» Островского фальшивой и слабой. По мнению критика, только имя автора знаменитой пьесы «Свои люди – сочтёмся» обеспечивает благоприятные отзывы. Литературовед, которого раздражает приукрашивание характеров положительных персонажей, считает, что главные герои пьесы «Бедность не порок» не могут иметь прототипов в реальной жизни.

Рецензия на пьесу «Бедность не порок», в которой П.Н. Кудрявцевым даётся характеристика героев, обвиняет Островского в возвеличивании грязных сторон действительности в образе брата Гордея Торцова. В адрес драматурга выдвигались обвинения в приверженности к славянофильству. Критикам не нравилось превращение сцены в «балаган», когда представляется святочное гулянье купеческой семьи.

Выступая в защиту пьесы Островского, А.В. Дружинин отметает несправедливые упрёки Чернышевского в идеализации драматургом патриархальных устоев. Критик указывает на единственный недостаток пьесы «Бедность не порок» – надуманность сюжетной развязки. Неоспоримыми достоинствами являются поэтичность и красота языка произведения.

Комедии писателя, допущенные к постановке на императорских сценах, в том числе пьеса «Бедность не порок», сотворили народный театр. Сделав глубокий анализ сочинений драматурга, Аполлон Григорьев пишет, что ключом к пониманию творчества Островского является слово «народность».

Современники считали, что Островский с помощью пьесы «Бедность не порок» выпустил на театральные подмостки правду жизни, положив конец эпохе пейзажным представлениям романтического драматурга Кукольника.

Полезное видео: анализ пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок»

Вывод

К сожалению, русский язык крайне обеднел в современном мире и чрезмерно засорён иностранными словами, легко заменяемыми лексическими единицами родной речи.

Классическая литература отличается от бульварной писанины тем, что произведения великих авторов, написанные в прошлых столетиях, затрагивают проблемы, актуальные для современного мира. Достаточно вспомнить реплики главных героев пьесы «Бедность не порок», чтобы понять, как созвучны идеи Островского нынешнему времени.

Вконтакте