Семья и Дети

Проблема отцов и детей в изображении Тургенева. Сочинение-рассуждение

Роман "Отцы и дети» создавался Тургеневым в горячее для России время. Рост крестьянских восстаний и кризис крепостнической системы вынудили правительство в 1861 году отменить крепостное право. В России необходимо было произвести крестьянскую реформу. Общество раскололось на два лагеря: в одном были революционеры-демократы, идеологи крестьянских масс, в другом - либеральное дворянство, стоявшее за реформаторский путь. Либеральное дворянство не мирилось с крепостничеством, но опасалось крестьянской революции.

Великий русский писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. Сюжет роман построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями этих направлений. В романе поднимаются и другие вопросы: как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству, какие преобразования необходимы русской деревне.

Уже в названии отражена одна из таких проблем - взаимоотношение двух поколений, отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшим поколением. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы. Он убежден, что их взгляды на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы; к «бесполезной» природе. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорит Базаров.

Со своей стороны, Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.

Споры Кирсанова и Базарова раскрывают идейный замысел романа.

В этих героях много общего. И в Кирсанове, и в Базарове сильно развито самолюбие. Порой они не могут спокойно вести споры. Оба они не подвержены чужим влияниям, и лишь пережитое и прочувствованное ими самими заставляет героев изменить взгляды на некоторые вопросы. Как разночинец-демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому. И все-таки, несмотря на такое сходство натур, эти люди очень разные, что обусловлено разницей в происхождении, воспитании и образе мышления.

Расхождения проявляются уже в портретах героев. Лицо Павла Петровича Кирсанова "необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом". И вообще, весь облик дяди Аркадия «...был изящным и породистым, руки - красивые, с длинными розовыми ногтями". Внешность Базарова представляет полную противоположность Кирсанову. Он одет в длинный балахон с кистями, у него красные руки, лицо длинное и худое, с широким лбом и вовсе не аристократическим носом. Портрет Павла Петровича - это портрет "светского льва", чьи манеры под стать внешности. Портрет Базарова, несомненно, принадлежит "демократу до конца ногтей", что подтверждается и поведением героя, независимым и самоуверенным.

Жизнь Евгения полна кипучей деятельности, он отдает каждую свою свободную минуту естественно-научным занятиям. Во второй половине XIX века естественные науки переживали подъем; появились ученые-материалисты, которые многочисленными опытами и экспериментами развивали эти науки, за которыми было будущее. И Базаров - прототип такого ученого. Павел Петрович, напротив, проводит все дни в безделии и беспочвенных, бесцельных раздумьях-воспоминаниях.

Противоположны взгляды спорящих на искусство и природу. Павел Петрович Кирсанов восхищается произведениями искусства. Он способен любоваться звездным небом, наслаждаться музыкой, поэзией, живописью. Базаров же отрицает искусство ("Рафаэль гроша медного не стоит"), к природе подходит с утилитарными мерками ("Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник"). Николай Петрович Кирсанов также не согласен с тем, что искусство, музыка, природа - чепуха. Выйдя на крыльцо, «...он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе». И здесь мы можем почувствовать, как Тургенев через своего героя высказывает свои собственные мысли. Прекрасный вечерний пейзаж приводит Николая Петровича к «горестной и отрадной игре одиноких дум», навевает приятные воспоминания, открывает ему «волшебный мир грез». Автор показывает, что, отрицая любование природой, Базаров обедняет свою духовную жизнь.

Но основное различие между разночинцем-демократом, оказавшемся в имении потомственного дворянина, и либералом заключается во взглядах на общество и народ. Кирсанов считает, что аристократы - движущая сила общественного развития. Их идеал - "английская свобода», то есть конституционная монархия. Путь же к идеалу лежит через реформы, гласность, прогресс. Базаров уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Разногласия возникают по поводу нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те "никого не уважают", живут без "принсипов", считает их ненужными и бессильными: "Вас всего 4-5 человека". На это Базаров отвечает: "От копеечной свечи Москва сгорела". Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Чего же хотят нигилисты? Прежде всего, революционных действий. И критерием является польза для народа.

Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Он утверждает, что «русский народ не может жить без веры». Базаров же говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, что в стране нет честных людей, что «мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Однако он считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков; он утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм - это проявление именно народного духа.

Тургенев показывает, что, несмотря на умиление, Павел Петрович не умеет разговаривать с простыми людьми, «морщится и нюхает одеколон». Словом, он настоящий барин. А Базаров с гордостью заявляет: «Мой дед землю пахал». И он может расположить к себе крестьян, хотя и подтрунивает над ними. Слуги чувствуют, «что он все-таки свой брат, не барин».

Это именно оттого, что Базаров обладал умением и желанием трудиться. В Марьино, в имении Кирсановых, Евгений работал, потому что не мог сидеть без дела, в его комнате установился «какой-то медицинско-хирургический запах».

В отличие от него представители старшего поколения не отличались способностью к труду. Так, Николай Петрович старается хозяйничать по-новому, но у него ничего не получается. О себе он говорит: «Я человек мягкий, слабый, век свой провел в глуши». Но, по Тургеневу, это не может служить оправданием. Если не можешь работать - не берись. А самое большое, что делал Павел Петрович, - помогал своему брату деньгами, не решаясь давать советы, и «не шутя воображал себя дельным человеком».

Конечно, более всего человек проявляется не в разговорах, а в делах и в жизни своей. Поэтому Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них - испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне.

И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился, как мальчишка, в женщину, которую высоко ценил. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Герой переживает сильный душевный разлад. «...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.

А Павел Петрович, тоже сильно любивший, не смог уйти с достоинством, когда убедился в равнодушии женщины к нему: «.. года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением терял ее из виду... и уже не мог попасть в нужную колею». И вообще тот факт, что он серьезно влюбился в легкомысленную и пустую светскую даму, о многом говорит.

Базаров - сильная натура, это новый человек в русском обществе. И писатель внимательно рассматривает этот тип характера. Последнее испытание, которое он предлагает своему герою - смерть.

Каждый может притвориться тем, кем хочет. Некоторые люди всю жизнь так и делают. Но в любом случае перед смертью человек становится тем, что есть на самом деле. Все напускное исчезает, и настает время задуматься, может быть, в первый и последний раз, о смысле жизни, о том, что хорошего сделал, будут ли помнить или забудут, как только похоронят. И это естественно, потому что перед лицом неизвестности человеку открывается то, что он, возможно, и не видел при жизни.

Жаль, конечно, что Тургенев «убивает» Базарова. Такому смелому, сильному человеку жить бы да жить. Но, возможно, писатель, показав, что такие люди существуют, не знал, что делать со своим героем дальше... То, как умирает Базаров, могло бы сделать честь любому. Он жалеет не себя, а родителей. Ему жаль так рано покидать жизнь. Умирая, Базаров признает, что «попал под колесо», «но еще топорщится». И с горечью говорит Одинцовой: «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, вилять хвостом не стану».

Базаров - фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", - размышляет он. Только близость смерти возвращает Базарову уверенность в себе.

На чьей же стороне автор романа? Однозначно нельзя ответить на этот вопрос. Будучи либералом по убеждениям, Тургенев чувствовал превосходство Базарова, более того, утверждал; "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса". И далее: "Я хотел показать сливки общества, но если сливки плохи, то что же молоко?"

Иван Сергеевич Тургенев любит своего нового героя и в эпилоге дает ему высокую оценку: «...страстное, грешное, бунтующее сердце». Он говорит, что не обыкновенный человек лежит в могиле, а действительно человек, нужный России, умный, сильный, обладающий нестереотипным мышлением.

Известно, что И.С.Тургенев посвятил роман Белинскому и утверждал: "Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, я виноват, что не достиг своей цели. Базаров - мое любимое детище".

Тургенев написал роман «Отцы и дети» в прошлом веке, но проблемы, затронутые в нем, актуальны и в наше время. Что выбрать: созерцание или действие? Как относиться к искусству, к любви? Право ли поколение отцов? Эти вопросы приходится решать каждому новому поколению. И, может быть, именно невозможность решить их раз и навсегда и движет жизнь.


Сколько не будет существовать человеческая раса, всегда перед её представителями будет возникать вечная проблема, касающаяся противоположенных взглядов «отцов и детей». Её основой является разрыв связей, существующих между разными поколениями. Так что же становится причиной недопонимания между родителями и их детьми?

Ещё во времена Сократа в обществе присутствовали конфликты между представителями разных поколений. В наше дни ничего не поменялось - также сложно избежать разногласий, лежащих в основе ведения борьбы персонажей.

Вопросу этому отводится, если не центральная роль, то одна из основных в их мыслях. Бурные изменения в жизни человека порождают обострение проблема: отцам - консерваторам чужды любые изменения, при этом дети выступают в роли “двигателей прогресса”, выражающих стремление к свержению устоев и традиций, воплощению в жизнь своих идей. «Отцы и дети» - это выражение носит более широкий смысл, нежели понятие семейные узы.

А.С. Грибоедов написал комедию «Горе от ума», где автором был освещен вопрос, касающийся возникновения конфликта между старшим поколением и младшим, то есть «отцами и детьми». Суть его состоит в различии мировоззрений, и взглядов на мир. По мнению Фамусова, он свою жизнь прожил достойно. Следовательно, Софья не должна искать другого образца для подражания, если есть «пример отца».

Из вышесказанного можно сделать вывод, касающийся факта существования вечных разногласий, возникающих между консервативным поколением «отцов» и демократичным поколением «детей». Причины могут совершенно отличаться, но суть всегда состоит в непонимании людей разных эпох.

Обновлено: 2016-11-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Может считаться вечной. Однако в наибольшей степени она обостряется в переломные моменты общественно-социального развития, когда два поколения превращаются в выразителей совершенно разных эпох. Именно такой период и был изображен в произведении Тургенева. Тот конфликт, который представлен в романе «Отцы и дети», в действительности выходит очень далеко за пределы семейных взаимоотношений.

Взаимоотношения, раскрывающие главный конфликт

Рассмотрение проблемы отцов и детей в изображении Тургенева можно начать со следующей предпосылки: это противостояние коренится в первую очередь в разнице мировоззрений старинного русского дворянства и взглядов передовых представителей интеллигенции. Проблема противостояния отцов и детей раскрывается писателем во взаимоотношениях Базарова и Павла Петровича Кирсанова; Базарова с его собственными родителями, а также через примеры различных взглядов внутри семейства Кирсановых.

Описание проблемы отцов и детей дается автором посредством изображения основного действующего персонажа, который в силу своего мировоззрения оказывается противопоставлен внешней среде. Молодой нигилист Базаров предстает перед читателем как отгороженный от всего внешнего мира человек. Он мрачен, однако вместе с этим у него развит внутренний стержень, его нельзя назвать слабым человеком. Давая описание своему главному персонажу, Тургенев особенно подчеркивает его незаурядные умственные способности.

Что представляет собой Кирсанов

Проблема отцов и детей в изображении Тургенева отражается даже во внешнем виде действующих лиц. Что касается описания Кирсанова, то здесь писатель большей частью характеризует его через облик. Павел Петрович предстает как привлекательный человек. Он предпочитает носить белые накрахмаленные рубашки. На нем надеты лаковые полусапожки. Когда-то в прошлом он славился в роли светского льва, однако ему удалось сохранить свои привычки даже у брата в деревне.

Кирсанов всегда отличается безупречностью, элегантностью. Он одевается в темный английский сюртук, на нем низенький галстук по последней моде. Уже с первого знакомства с этим персонажем становится понятно, что его взгляды существенно отличаются от воззрений Базарова. И тот образ жизни, который ведет Кирсанов, также разнится от занятий Базарова. Павел Петрович, как и многие представители тогдашнего дворянства, большей частью проводит свое время в ничегонеделании.

Проблема отцов и детей в романе Ивана Тургенева: качества Базарова

В отличие от Кирсанова, Базаров постоянно занят делом. Он стремится приносить пользу обществу, занимается решением конкретных проблем. Несмотря на то что Евгения не связывают с Павлом Петровичем родственные связи, именно на примере их взаимоотношений отражается проблема отцов и детей в изображении Тургенева. Описывая Базарова, Тургенев стремится отразить те качества, который были присущи молодежи его эпохи. Это решительность, смелость, настойчивость, умение отстаивать собственные взгляды.

Тургенев был убежден, что именно за такими людьми будущее Родины. То и дело читатель может проследить намеки автора на большую деятельность, которая предстоит Евгению Базарову. Однако в таком фанатичном нигилизме есть и некоторые минусы, которые Тургенев не принимает. Например, это полное отрицание эмоциональной составляющей человеческой жизни, неприятие чувств.

Столкновение двух героев

Чтобы продемонстрировать ошибочность подобной точки зрения, писатель сталкивает Базарова с одним из представителей аристократии - Кирсановым. Конфликт, который возникает между этими действующими лицами, еще раз доказывает: проблема отцов и детей в изображении Тургенева показана через родственную связь, однако лишь косвенно. Большей частью это вопрос столкновения представителей двух противоположных социально-политических лагерей.

Кирсанов и Базаров занимают противоположные позиции в этом противостоянии. И в частых спорах этих персонажей оказываются затронутыми практически все основные вопросы, по которым тогда расходились в своих суждениях демократы и либералы. К примеру, это такие непростые темы, как возможные пути дальнейшего развития общества, материализм и идеализм, искусство, различное отношение к народу. При этом Кирсанов стремится защитить старые устои. Базаров же, наоборот, выступает за их окончательное разрушение.

Противостояние либерализма и демократии

Произведение Тургенева было написано через год после того, как на территории России было отменено крепостное право. В этой кризисной обстановке было неизбежным столкновение между поколением «отцов», или либералов, и «детей», или революционеров, придерживавшихся демократических взглядов.

Именно в этот исторический период возникает новый вид общественного деятеля - демократа, который все свои силы отдает на дело изменения существующего политического строя. При этом он не ограничивается словами. За его мировоззрением всегда стоят конкретные поступки.

Как раз таким и является главное действующее лицо произведения - Евгений Базаров. С самого начала он оказывается противопоставленным остальным действующим лицам. Его демократизм проявляется во взглядах, отношениях с людьми и даже любви.

Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева: отношения Базарова с родителями

Противоборство поколений можно наблюдать и во взаимоотношениях Базарова с его собственными родителями. Он наполнен совершенно противоречивыми чувствами по отношению к ним. Ведь Базаров, с одной стороны, признается, что любит родителей. Но с другой - он не может не презирать их «глупую жизнь». И от родителей главного героя отдаляют в первую очередь его собственные убеждения. Если у Аркадия можно наблюдать презрение к предыдущему поколению, которое обусловлено желанием подражать во всем своему другу, то у Евгения Базарова оно идет изнутри.

Родители Базарова: пример истинной любви, разрешающей конфликт

Проблема отцов и детей в романе Тургенева актуальна и в наше время, ведь разногласия могут возникать даже между близкими и любящими людьми. При этом можно видеть, что родители дорожат своим сыном. Старички любят его, и именно эта любовь позволяет смягчить те «острые углы», которые имеются в их общении. Любовь оказывается сильнее разницы в мировоззрениях, и она живет даже в тот момент, когда Базаров погибает.

>Сочинения по произведению Отцы и дети

Проблема отцов и детей

Проблему отцов и детей можно назвать вечной, потому что ее актуальность никогда не угасает. Младшее поколение часто вступает в конфликт со старшим из-за расхождения идей и мировоззрений. Особенно хорошо эта проблема изображена в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», который вышел в свет во второй половине 19-го века. Он стал символом эпохи, а взаимоотношения нигилиста Базарова и аристократа Павла Кирсанова стали для многих нежелательным образцом.

Этих двух героев ни в коем случае нельзя назвать отрицательными. Однако их непримиримость и нетерпимость к чужим мнениям заставила критиков по-новому взглянуть на два социальных класса. Павел Петрович, хоть и человек старой закалки, но старался придерживать прогрессивных течений. Он всегда ухожен, хорошо и аккуратно одет. Кирсанов-старший уважает крестьян, хорошо о них отзывается, но при этом морщится при их виде и «нюхает духи», что уже говорит о его противоречивом характере.

Его младший брат Николай Петрович , напротив, пытается сглаживать все возникающие конфликты. Он прекрасно видит, что их взгляды рознятся с молодым поколением, но делает все возможное, чтобы сохранить дружеские отношения с сыном Аркадием. Проблему отцов и детей мы также наблюдаем во взаимоотношениях Базарова с собственными родителями - людьми, воспитанными на старых устоях, верящими в силу одного бога и до беспамятства любящими своего единственного сына.

Будучи нигилистом Евгений, отрицает существование бога и не принимает никаких откровенных проявлений любви. Василий Иванович и Арина Власьевна знают об этом и поэтому стараются своей любви не показывать. Автор подчеркивает, что этим людям родиться бы на век раньше, так как их взгляды на жизнь слишком устарели. Однако при этом он не умаляет их достоинств и широты души. Сам Евгений, находясь при смерти, признается, что таких людей, как его родители среди нынешних людей не найти, настолько они порядочны и благодушны к окружающим.

Несмотря на все старания Николая Петровича, между Базаровым и Кирсановым-старшим все-таки разгорается конфликт. Эти двое оказываются вовлечены в тайную дуэль, где Евгений нечаянно ранит Павла Петровича, затем сам же первым подает ему руку помощи. Проблема отцов и детей была и остается одной из важнейших в русской классической литературе. Многие автор отразили ее в своих произведениях, среди них Грибоедов, Пушкин, Островский. Однако произведение Тургенева наиболее полно отразило столкновение «века минувшего» с «веком нынешним».

Какие вечные темы в романе "Отцы и дети"?

    Вечные темы вечного романа можно найти самые разные. Конечно, как и следует из названия во-первых это конфликт отцов и детей, старшего и младшего поколений, прошлого и будущего. Эта тема широко представлена в романе не только спорами между Базаровым и Кирсановым папой, но и тем непониманием которое можно увидеть в отношениях Аркадия со своим отцом. Вечная тема любви, также присутствует в произведении, да и как без нее если любовь, по замыслу Тургенева должна не только примирить старшее поколение с младшим, но и служить мерилом всех поступков героев, испытывать их на прочность. Вечная тема борьбы также затронута в романе, это нигилизм Базарова, который для тех времен был максимально революционен и шокировал не только Кирсанова-старшего, но и читателей. Тема жизни и смерти показана в эпизодах с кончиной и болезнью Базарова, удастся ли герою остаться верным своим идеалам перед лицом неминуемой гибели, или он поймет свои заблуждения, вот вопрос который интересовал Тургенева.

    Да там любые темы можно притянуть, если постараться)

    Во-первых очевидан тема отцов и детей, она выражена в конфликте Павла Петровича с Базаровым. Неоднократно Кирсанов-старший говорит, что сына он не понимает, но и его родители в сво время не понимали его.

    Второе, это идея развития общества. Опять же нигилизм Базарова и прятянутый либерализм (как он сам называет) Кирсанова.

    Тема предназначения женщины раскрывается в образах развязной современной Кукшиной и прекрасной, но закостенелой в своих суждениях Одинцовой.

    Тема любви ярко раскрывается в парах Кирсанов-княгиня, Кирсанов-Дуня (не уверена с именем), Аркадий -Катя и Базаров-Одинцова.

    Ну практически вся концовка и эпилог — это тема жизни и смерти, их противоборства и отношения к ним людей.

    Основная вечная тема романа Отцы и дети — это, конечно, конфликт поколений: противоречия между молодым поколением, олицетворением которого является Базаров и поколением отцов — его красноречивее всего олицетворяет Павел Петрович Кирсанов.

    Конфликт отцов и детей, юности и зрелости — тема вечная и актуальная во все времена.

    Еще одна вечная тема романа — трудности, которые стоят на пути незаурядного человека (Базарова) в его попытках найти свое место в обществе.

    Вечные темы российского общества: что делать, кто виноват, кому живется весело, вольготно на Руси. Отсюда и вечные темы, по какому пути и как двигаться России.

    Иван Сергеевич обладал особым чувством времени, и его произведения отражали самые острые события в обществе.

    Таков и роман Отцы и дети, он появился в острый политический момент, после отмены крепостного права.

    Закончен был роман в 1861 году в июле, а в 1862 году вышел отдельным изданием. Действие романа происходит в 1859 году, то есть накануне отмены крепостного права. Эпилог романа рассказывает о событиях, после отмены крепостного права.

    Споры отцов и детей в романе — это ярые столкновения дворянских либералов и разночинцев-демократов.

    Главные темы их споров: отношение к существующей крепостнической действительности, к дворянскому культурному наследию, о противостоянии Запада и Востока, о воспитании,общественном долге, о принципах поведения человека,об отношении к женщине, о любви. И самая важная тема — о судьбе народа.

    Вид деревень и народа накануне отмены крепостного права печален. И Тургенев с присущим ему лаконизмом глазами Аркадия рисует печальный вид деревень: …мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках…;исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам И Аркадий, видя эту картину, думает о преобразованиях, но …как их исполнить, как приступить? Аркадий, молод, но Тургенев его относит к поколению отцов.

    Он нерешителен и не космополит-западник, как Павел Петрович, но он не знает, что делать, как изменить эту жизнь. Он не способен на решительные действия, поэтому его жизнь обычна, такая же как и у Николая Петровича его отца. И это лучшие представители дворянства: братья Кирсановы, Аркадий Кирсанов. Но сам Тургенев говорит, что в их лицах слабость и вялость или ограниченность

    Евгений Базаров — другой. он представляет новое поколение детей, поколение разночинской демократической молодежи. Впервые в русской литературе в лице Базарова представлен ученый-практик. Базаров- нигилист, его кредо: все разрушить и начать строить заново.

    И это базаровское кредо было воплощено в революции 1917 года, и в августе 1991 года