Разное

Проблема «отцов и детей» в русской литературе xix века (ii вариант). Сборник идеальных эссе по обществознанию

В текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку часто встречаются проблемы, касающиеся воспитания. Их мы объединили в данной работе, подобрав литературные аргументы к каждому проблемному вопросу. Все эти примеры из книг можно скачать в формате таблицы (ссылка в конце статьи).

  1. Проблема детства и его роли в становлении личности человека ярко отображена в романе И.А. Гончарова «Обломов» . Читая о детстве Ильи Ильича Обломова, мы начинаем понимать, почему этот герой во взрослой жизни ведёт себя именно так. В родной Обломовке все только и делали, что ели и лежали, всё в родном имении дышало безмятежной ленью. Матушка оберегала маленького Илюшу, он рос, как нежный цветок. Так и вырос Илья Обломов праздным, совершенно не приспособленным к жизни человеком, который даже одеться самостоятельно не мог.
  2. Значимость детского периода в становлении личности человека показана в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя . Читатель на протяжении всего произведения постепенно узнаёт Павла Ивановича Чичикова. И своеобразным завершением раскрытия образа становится описание детских и юношеских лет героя. Отец учит мальчика копейку беречь, угождать начальникам. Юный Павел слушает отца и претворяет его наказы в жизнь. Чичиков, лишённый в детстве многих благ, стремится всеми средствами наверстать упущенное и получить от жизни всё. Именно в детстве персонажа мы находим корни его авантюрной натуры.

Проблема отцов и детей

  1. Хрестоматийным примером раскрытия проблемы взаимоотношений поколений может являться роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» . Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров представляют собой лагерь «детей», в противовес им выступают братья Кирсановы (Николай и Павел), представляющие собой лагерь «отцов». Базаров несёт в себе новые настроения молодёжи, нигилизм. А старики, в особенности Павел Петрович Кирсанов, не понимают идей отрицания. Главная проблема в том, что герои не хотят понять друг друга. И в этом основной конфликт поколений: неумение и нежелание принять и услышать друг друга.
  2. Трагически раскрывается тема взаимоотношений поколений в драме А.Н. Островского «Гроза». Кабаниха давно всех в своём доме подчинила своей воле, она даже не догадывается, что ее дети страдают. Дочь Варвара давно научилась лгать и лицемерить, она приспособилась к жизни в доме Кабанихи. Тихон желает сбежать из дома, где всем заправляет его мать. Между матерью и детьми нет ни понимания, ни уважения. Они находятся в разных противоборствующих лагерях, только борьба «детей» не выходит на поверхность. Бунт Варвары в её двойной жизни: матери она говорит одно, думает и делает другое. Тихон решается после самоубийства Катерины сказать своё слово, а до этого момента он будет стремиться вон из удушающего его дома. Конфликт «отцов» и «детей» приводит к страданьям обоих сторон.

Проблема семьи

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин в своём романе «Господа Головлёвы» ярко показал, как специфика воспитания внутри семьи отражается на будущей жизни уже повзрослевших детей. Арина Петровна Головлёва — мать, она делит детей на постылых и любимчиков, даёт им прозвища, которые в итоге вытесняют их имена. Дети живут впроголодь, хотя имение достаточно богатое. Никто из детей Арины Петровны не вырос в таких условиях в порядочного человека: Степан, старший сын, прокутил своё состояние и вернулся в Головлёво в возрасте сорока лет, дочь Анна сбежала с гусаром, который вскоре исчез, оставив девушку с двумя детьми, Павел выпивает, Порфирий (Иудушка) вырастает жестоким, мелочным человеком. Никто не стал счастливым, так как не было счастья и любви с самого детства.
  2. Французский писатель Франсуа Мориак в повести «Мартышка» показывает, как жестоко взаимоотношения внутри семьи могут отразиться на жизни и мировоззрении ребёнка. Героиня ненавидит своего мужа, это чувство она перекладывает на дитя из-за своих несбывшихся надежд. Маленький Гийу, которого мать называет «Мартышка» растёт в атмосфере постоянных скандалов, истерик, жестокостей. Он понимает, что мешает матери, он не нужен здесь. И ребёнок заканчивает жизнь самоубийством. В семье аристократического рода де Серне не заботились о мальчике, он был «яблоком раздора», причиной конфликтов, и поэтому финал повести столь трагичен.

Правильное и неправильное воспитание

  1. Л.Н. Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» рисует несколько семей. Одной из образцовых может считаться семья Ростовых. Мать Ростова воспитывает в детях чувства добра, справедливости. Они вырастают порядочными людьми, готовыми на подвиг, самопожертвование. В семье Курагиных в воспитание потомства вкладывались абсолютно другие ценности, поэтому и Элен, и Анатоль – безнравственные обитатели высшего света. Так, Элен выходит замуж за Пьера лишь ради его денег. Таким образом, от того, какие ценности вкладываются в воспитание детей, зависит то, какими людьми они вырастут.
  2. В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина отец завещает сыну Петру Гринёву беречь честь смолоду. Эти слова становятся ориентиром для Петра. Каждый свой шаг он проверяет по этому главному завету отца. Именно поэтому он дарит заячий тулуп незнакомцу, не преклоняет колен перед Пугачёвым, оставаясь верным себе до конца, за что бунтовщик и уважает Гринёва, оставляя его в живых. Так, благодаря правильному воспитанию герой смог остаться высоконравственным и порядочным человеком во времена страшного крестьянского бунта.

Проблема ответственности родителей за судьбу детей

  1. Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» показал, как сами же родители взращивают в своих имениях глупых, невежественных, избалованных детей. Митрофанушка привык, что всё в этой жизни крутится вокруг него: и кафтанчик самый лучший, и учителей подобрали так, чтобы не утомлять ребёнка, и невеста, какая пожелаешь. Ошибку своего воспитания госпожа Простакова понимает только в конце произведения, когда её родной Митрофанушка говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…».
  2. А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» на примере Молчалина показывает, как заветы родителей отражаются на характере человека. Отец учил Молчалина везде искать выгоду, и сын, усвоив советы родителя, вступает в жизнь прагматичным, хитрым человеком. Он, молча, терпит пренебрежение Фамусова, играет в любовь с его дочерью Софьей, и всё это ради одной цели — продвижения в карьере. Автор демонстрирует, что такие люди появляются не просто так, их натура формируется в детстве под чутким руководством родителей.

С2. В каких произведениях русской литературы звучит тема дружбы и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Евгением Онегиным»? В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы?

Нужно немного понять логику расположения заданий части С, в частности С1 и С2. Давайте рассмотрим пример, чтоб у Вас не было проблем. И видим, что есть 4 варианта по этому произведению. В чем, по-вашему, заключается суть понятия «злонравие» и каковы формы его проявления (по комедии Фонвизина «Недоросль»)? С1. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание Грибоедова: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь.

Д.И. Фонвизин, «Недоросль» 1781

Что скрывается за фразой А.И. Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в обществе»? По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). Кто виноват в том, что Онегин и Ленский сходятся в смертельном поединке на дуэли (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)? Какую роль сыграло событие, о котором рассказывается в этом эпизоде, в дальнейшей судьбе героя? Как данный эпизод соотносится с эпиграфом к роману: «Береги честь с молоду»?

Какова главная тема приведенного фрагмента и какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию? В каких произведениях русских писателей можно встретить жаждущих наживы героев и как эти произведения соотносятся с поэмой Гоголя «Мертвые души»? С5. Почему Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 1869Вариант 1

Как в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» связаны история «подлеца» Чичикова и «Повесть о капитане Копейкине»? С1. Какую роль подробное описание героя играет в композиции гоголевского произведения? Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой».

Какой фантастический элемент и с какой целью использует Гоголь в повести и кто из русских писателей XIX-XX веков прибегал к фантастике в своем творчестве? Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе «Герой нашего времени»? В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер? Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию?

С1. С какой целью А.Н. Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе Калинове и их жителях? С2. В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает тема города и в чем эти произведения созвучны с пьесой Островского «Гроза»? С1. Для чего включена в роман глава «Сон Обломова»? В чем разница, а в чем, по-вашему, сходство характеров слуги и хозяина?

Какие вопросы, связанные с общей проблематикой произведения, находят свое отражение в данном фрагменте? Какая тема, важная для всего произведения, получает свое развитие в данном фрагменте текста? Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения? Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущность их характеров?

Можно ли утверждать, что победителем в конфликте «отцов и детей» стал Базаров? Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении. По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».) Можно ли утверждать, что в своих произведениях И.С. Тургенев создает образы «лишних людей» (по роману «Отцы и дети»)? Какую роль этот диалог сыграл в судьбе главного героя романа? Какую роль в истории преступления Раскольникова сыграла случайная встреча с этим человеком и знакомство с его семьей?

Какие мысли и чувства пробудил у вас роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

С2. Вспомните, какие детали постоянно повторяются в описании Петербурга. Что, по-вашему, становится главной трагедией героев романа «Преступление и наказание», и у каких героев русской литературы судьбы складываются трагически? Каковы основные особенности психологизма Достоевского и кого из русских писателей XIX века можно назвать писателями-психологами?

Какие фольклорные традиции представлены в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

В чем смысл названия романа? На какие два «полюса» можно разделить героев романа «Война и мир» и по какому принципу? С2. В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской «мыслью народной»? Объясните значение слов «война» и «мир» с точки зрения Л.Н. Толстого, которую он высказывал, именно так назвав свой роман. Какой художественный прием положен в основу названия?

В каких произведениях отечественной литературы раскрываются образы «природных», «естественных» людей и в чём эти герои могут быть сопоставлены с горьковской Изергиль? Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте? Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте? Как сочетается в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя «видимый миру смех и незримые… слезы»?

Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношения поколений, близки пьесе А.Н. Островского и в чем?

ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька...

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чём же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всём, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.

Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

(А.Н. Островский, «Гроза».)

Показать текст целиком

Многие русские писатели затрагивали проблемы взаимоотношения поколений в своих произведениях.

Так в романе И.А.Гончарова «Обломов» из главы «Сон» читатель может узнать некоторые детали о детстве главного героя. Маленький Илюша всегда находился под присмотром нянек. Чрезмерная забота старшего поколения помешала Обломову сформироваться как личность. Избалованный в детстве мальчик на всю жизнь остался рабом «обломовщины».

Какие про­из­ве­де­ния рус­ской классики, за­тра­ги­ва­ю­щие про­бле­мы вза­и­мо­от­но­ше­ний поколений, близ­ки пьесе А. Н. Ост­ров­ско­го и чем?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2. ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя) . Не уважишь тебя, как же!

Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова . Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов . Я, маменька...

Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов . Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова . Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону) . Ах ты, господи! (Матери.)

Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. 

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя) . Нашла место наставления читать.

Катерина . Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова . Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

А. Н. Островский «Гроза»

Пояснение.

В драме Н.А. Островского «Гроза» домострой постепенно рушится нежеланием «детей» подчиняться самодурству старшего поколения. Огрызается с матерью Варвара, робко противоречит Тихон. Главная героиня Катерина не вписывается в порядки «тёмного царства». Не смотря на учтивость и внешнее подчинение Кабановой, Катерина не хочет и не может жить так, как заведено в Калинове: ложью, обманом, подчиняясь безраздельной власти самодуров. Именно этим и вызван протест Катерины.

Тема отцов и детей поднималась И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети». Считая себя аристократом-либералом, Павел Петрович гордится своими «принсипами», однако гордость эта пустая, ведь «принсипы» его лишь слова. Он совершенно не приспособлен к новым условиям жизни, которые являются прямой угрозой его спокойному существованию. С пренебрежением относится он к простым людям, злобный протест вызывает в нем все новое, демократическое. Кирсановы не хотят мириться с тем, что их жизнь постепенно уходит в прошлое, а на смену им идет Базаров, олицетворяющий новое поколение со своими взглядами.

В романе Шолохова «Тихий Дон» дом Мелеховых держится на главенстве старших. Пантелей Прокофьич трудолюбивый хозяин, бывает вспыльчивым, но в душе добрый и чувствительный. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьич старается соединить в одно целое куски старого быта - хотя бы ради внуков и детей. Для сохранения семьи он запрещает Григорию видеться с Аксиньей. Однако сын, хоть и не выражает открытого протеста отцу, не слушает его, решает поступать так, как хочет сам.

Таким образом, проблема «отцов и детей» традиционна для русской классической литературы, а порой выходит за бытовые рамки, становясь конфликтом социальным.

Вариант 1

Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

В данном эпизоде основной конфликт произведения «Отцы и дети» намечается с помощью указания на внешние различия представителей «противоборствующих сторон», на разницу в их внешнем обхождении.

Так, Базаров ведет себя нарочито небрежно, «не церемонится»: «прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот это одежонку»; потягиваясь, опускается на диван. В то время как Павел Петрович Кирсанов и старый слуга Прокофьич ведут себя согласно аристократической традиции (Прокофьич «взял обеими руками базаровскую «одежонку» и…удалился на цыпочках»; Кирсанов, здороваясь с племянником, вежливо «совершил европейское «shake hands»).

Тем не менее, сразу становится заметно и проявление некого пренебрежения и даже высокомерия «аристократов» по отношению к Базарову: Прокофьич взял одежду «как бы с недоумением», а Павел Петрович при знакомстве «руки не подал и даже положил ее обратно в карман». Далее в произведении читатель увидит, что и Базаров не самого лестного мнения о новом знакомом.

Важно отметить и то, что акцентирует внимание на внешности Павла Петровича: он был одет по моде, щеголевато, «сохранил юношескую стройность и стремление вверх, прочь от земли». В то время как при описании Базарова в предыдущих частях романа выделяется его небрежность, безразличие к собственному внешнему виду.

Таким образом, уже при встрече главных героев - «противников», автор указывает на большое количество различий между ними, которые проявляются во внешнем виде и манере поведения. Герои с первых минут знакомства проникаются недоверием друг к другу, и в дальнейшем конфликт «отцов и детей» продолжает нарастать, а противоречия становятся все очевиднее.

В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» представителями «века минувшего» можно назвать Раневскую и Гаева. Это русские дворяне, типичные аристократы, которые не готовы распрощаться со своим старым садом, несмотря на то, что это необходимо. Лишь молодой предприниматель находит выход их сложной сложившейся ситуации. Покупка сада является большим ударом для поживших в имении людей прошлого. Именно так можно назвать Любовь Андреевну и её брата.

Проблема конфликта между поколениями «отцов и детей» нашла отклик во многих произведениях русской классики. Одним из самых ярких примеров является пьеса А.С.Грибоедова «Горе от ума», где представитель молодого поколения, Чацкий, восстает против безнравственных порядков «фамусовского общества». Молодого бунтаря возмущают пороки людей, взявших на себя роль «судей» и воспитателей («не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» - убеждает Фамусов свою дочь). Вся «старая Москва» буквально прогнила с точки зрения нравственности: здесь процветают чинопочитание, властолюбие, любовь к деньгам, страх просвещения. Чацкий, которому «прислуживаться тошно», не желает мириться со старыми порядками и не признает авторитета старшего поколения, громко вопрошая: «А судьи кто?», изобличая его пороки. Это в какой-то мере делает его похожим на тургеневского Базарова, так же не принимающего авторитет «стариков», но у Тургенева объектом спора становятся не столько моральные устои, сколько идеи (ведь Базаров пытался доказать Павлу Петровичу, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»).

Но поистине «темным царством» поколение «отцов» предстает перед читателем в драме А.Н.Островского «Гроза». «Старики» - Кабаниха и помещик Дикой – являются ревностными хранителями традиционных устоев и в своем стремлении их поддерживать доходят до аморального самодурства и жестокости. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - характеризует Кабанову Кулигин. Молодым людям невозможно пробить дорогу в самостоятельную жизнь, так как всюду их окружает «опека» матери. Протест против угнетения проявляется в различных формах, каждый ищет выхода по-своему: Варвара «взяла да и ушла», Катерина утопилась, а Тихон, которому осталось «жить…да мучиться», он обвиняет свою мать в гибели Катерины и завидует умершей жене, освободившейся от мира самодуров.. В драме «Гроза» конфликт между поколениями носит совсем иной характер, нежели в «Отцах и детях» И.С.Тургенева. Если в первом «старики» добиваются почтения и послушания жестокостью и эмоциональным гнетом, то в тургеневском романе консервативная сила выступает как достаточно мудрая, гуманная сторона, хоть и тоже «отжившая» свой век. Да и спор у Тургенева разгорается по поводу «иных материй»: о смысле искусства, любви, философии, значении человеческой личности. А в «Грозе» герои просто пытаются «выжить».

Таким образом, конфликт поколений нашел отражение во многих произведениях, и в каждом он показан по-своему, с определенной стороны. Это позволяет сделать вывод о сложности и многогранности проблемы взаимоотношений «отцов и детей».