Непознанное

Проблема предательства аргументы из жизни. Аргументы для сочинения (ЕГЭ по русскому языку)

Проблема поиска смысла жизни

Жизнь - это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней “с казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо “жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное “я”. Один из них - Пьер Безухов - герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» .

В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию “золотой молодёжи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым... И как итог - полная утрата смысла жизни. “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?” - эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек - к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное “я”.

Проблема свободы выбора (выбора пути)

Всем нам известна картина В.Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где начертано: “Направо пойдёшь - коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь - себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь - и себя, и коня потеряешь”. Повесил голову витязь: тяжко ему, надо путь выбирать, а выбор тот сопряжён с искушением, борьбой, лишениями и потерями. Загадка вечной души человеческой, однако, сокрыта в народной мудрости. Пойти направо - значит пойти стезёй правды, ложный путь кривды - это налево, а прямо - это путь восхождения “через тернии к звёздам”. И каждый из нас выбирает свой путь...

Есть у писателя Ивана Шмелёва удивительная повесть «Неупиваемая чаша» о талантливом крепостном художнике Илье Шаронове. Повесть эта о духовной радости, о преодолении греха светом.

Прознал барин Ляпунов о таланте холопа своего и послал его учиться в обитель живописцев - Вечный город Рим. Много новых имён узнал Илья в том городе: Тициана и Рубенса, Рафаэля и Тинторетто - великих художников Возрождения. Многому научился он в Ватиканской мастерской Терминелли. Написал по заказу кардинала церковную картину - лик святой Цецилии - не хуже именитых ватиканских мастеров. Пришла пора возвращаться, уговаривает его мастер остаться: “Велико твоё дарование, стань вольным в вольной стране”. Не мог принять Илья предложение учителя, потому что обещал народу своему вернуться в родные места и послужить ему верой и правдой. Вернувшись, написал два портрета: один Анастасии Ляпуновой в образе земной женщины, другой - в образе Девы Пречистой с нимбом на голове. Принял монастырь икону, названную «Неупиваемая чаша», и обладала она чудотворной силой - исцеляла больных и убогих. Сбылось напутствие русского рисовальщика Ивана Михайлова: “Помни, Илья: народ породил тебя - народу и послужить должен!” Таков был свободный выбор “несвободного” талантливого художника, крепостного Ильи Шаронова.

Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней

“Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности” (А.С. Пушкин). Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок» ). Манкурт - человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери - одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества - предупреждает писатель.

Совсем недавно в преддверии великого праздника Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков... Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге...

Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, - тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: “Вспомни, чей ты? Как твоё имя? Твой отец Доненбай!”

Проблема утраты (обретения) цели в жизни

“Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа”, - писал А.П. Чехов . Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник» . Герой его - Николай Иванович Чимша-Гималайский - мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик (“располнел, обрюзг... - того и гляди, хрюкнет в одеяло”). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование...

Проблема подлости, предательства и нравственной стойкости

Честь и бесчестие, мужество, героизм и предательство, выбор жизненного пути - эти проблемы стали главными в романе В.Каверина «Два капитана» . На примере главного героя романа Сани Григорьева воспитывалось не одно поколение советских мальчишек. Этот герой “сделал” себя сам. Оставшись сиротой, вместе с другом сбегает из дома, попадает в детский дом в Москве, знакомится с семьёй Татариновых и узнаёт о погибшей экспедиции «Святой Марии». Тогда он и решает разгадать её тайну. С упорством ищет доказательства, что к гибели капитана Татаринова имеет отношение его двоюродный брат - Николай Антонович Татаринов.

На жизненном пути Саня не раз сталкивался с низостью и подлостью одноклассника Ромашки. Во время войны тот оставляет в лесу тяжелораненого Саню, забрав у него документы и оружие. Встретившись с Катей Татариновой, Ромашов обманывает её, говоря, что Григорьев пропал без вести. Но правда о предательстве всё расставила по своим местам: Ромашова арестовывают, Саня соединяется с Катей и после войны продолжает поиски экспедиции.

“Бороться и искать, найти и не сдаваться” - жизненный принцип Сани Григорьева помогает ему выстоять в борьбе с лицемерами, клеветниками, предателями, помогает сохранить любовь, веру в людей, наконец, рассказать всю правду о пропавшей экспедиции капитана Татаринова.

Проблема равнодушия, нравственной чёрствости

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный автомобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, изредка прерываемая голосом диктора. Две счастливые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины “с ребёнком, завёрнутым в одеяло”. “Ненормальная!” - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешься в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёжно испорчен. Ситуация “дежа вю”, как будто это уже было, - проносится мысль у героини рассказа А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс . В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщина нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребёнок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявления милосердия. И как гадко ощущать своё бессилие в подобной ситуации, остаётся только представить себя на месте этой женщины, когда “мимо проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах”. Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: “Я молчала и ненавидела себя за это молчание”.

“Довольные собой люди”, привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова , “люди в футлярах”. Это и доктор Старцев в «Ионыче» , и учитель Беликов в «Человеке в футляре» . Вспомним, как едет “на тройке с бубенчиками пухлый, красный” Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, “тоже пухлый и красный”, кричит: “Прррава держи!” “Прррава держи” - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском “как бы чего не вышло” мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: “А вдруг этот ребёнок заразный? У нас тоже, между прочим, дети!” Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обыватели, возомнившие себя “хозяевами жизни”.

Проблема взаимоотношения власти и человека

Проблемы соотношения личности и тоталитарного государства, противоборства нравственной и безнравственной систем ценностей, рабской психологии, свободы выбора поднимаются в философской сказке-драме Е.Шварца «Дракон» .

Перед нами город Дракона, где на главном здании красуется надпись: “Людям вход безусловно запрещён!” Обратим внимание на то, что слово “безусловно” здесь не является вводным, а выполняет функцию категорического императива. И живут в этом городе “безрукие души, безногие души, легавые души, цепные души, окаянные души, дырявые души, продажные души, прожжённые души, мёртвые души”. В драконьем городе все одинаково мыслят, говорят хором, в особо важные дни проводят митинги, обсуждают заранее решённые вопросы. Все исправно скандируют: “Слава Дракону!” Главной добродетелью в городе считается послушание и дисциплина. Единомыслие, по мнению драматурга, и порождает мёртвые души. “Единомыслие - это даже хуже, чем безмыслие. Это минус-мысль, это тень мысли, её потустороннее состояние” (М.Липовецкий). Здесь всё покупается и продаётся, преследуется, убивается.

Человек, находящийся внутри системы, никакой её деформации не замечает: он свыкся, сжился с системой, намертво привязан к ней. Потому-то совсем не просто “в каждом убить дракона”. Не масса, по мнению Е.Шварца, противостоит системе, а личность. Главному герою драмы Ланцелоту удалось силой духовного сопротивления выстроенной системе вернуть веру в свободу личности, в нравственный закон - в эти простые и незыблемые человеческие ценности бытия.

Проблема художника и власти

Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ ве­ка. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солже­ницын (список можно продолжить) - каждый из них ощутил “заботу” государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.

Творчество - единственный способ бессмертия творца. “Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи” - это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти») стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников.

Проблема эмиграции

Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы» , написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.

Эмигрант третьей волны С.Довлатов , уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, “старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой”, - с ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним - поплиновая рубашка, далее по очереди - зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они - знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей - восемь историй, и каждая - своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым.

Проблема интеллигенции

По мнению академика Д.С. Лихачёва, “основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория”. Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей») . Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них - герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается другое произведение - «Чемодан» С.Довлатова . Скорее всего “чемодан” с ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они - напоминание о прошедшей юности, друзьях, творческих поисках.

А. С. Пушкин. Исторический роман "Капитанская дочка". Швабрин - бесчестный человек. Он перешёл на сторону Пугачева, чтобы спасти свою жизнь. Желая во что бы то ни стало жениться на Маше, Швабрин заточил девушку в каморку и не давал ей еды и воды, пока она не согласится на его условия.

Василь Быков "Сотников". Рыбак- один из героев произведения- поступил подло по отношению к своему товарищу Сотникову. Он не только предал своего друга, перейдя на сторону полицаев, но и убил Сотникова, достав из под него стул у виселицы. Для него "появилась возможность жить- это главное. Все остальное- потом."

Виктор Гюго "Отверженные" .Чета трактирщиков Тенардье настоящий пример подлости и бесчестия.Жестокое бесчеловечное обращение с доверенной им малышкой Козеттой, которую уже с 4 лет заставили выполнять всю чёрную работу в хозяйстве, а при непослушании или нерасторопности ребёнка - просто избивали.

Бедное дитя, едва выйдя с колыбели, уже вставало спозаранку чтобы выполнять поручения хозяйки по хозяйству, босая и полураздетая даже зимой, малышка отправлялась в тёмный лес с огромным ведром за водой и попробуй только не вернуться вовремя! Бедное дитя не имело права играть и если даже выпадала свободная минутка, все игрушки что были у маленькой девочки это пара старых оловянных ложек. Бесчеловечным обманом Тенардье вытягивал из бедной матери Козетты деньги якобы на лечение девочки, толкнув бедную женщину в самую пропасть.

Бесстыдное попрошайничество и обман добрых людей с помощью лживых писем, где Тенардье прикидывался разными людьми, лишь бы выпросить хоть пару франков. А сколько зла и подлости причинил Тенардье Жану Вальжану - чего стоит только засада у него в жилище вместе с бандитской шайкой, когда тот привёз ему обещанные деньги

В. Железников. Повесть "Чучело". Дима Сомов - один из лучших учеников в классе, активист, лидер и пользуется авторитетом среди одноклассников. Мальчик стремится во всем быть лучшим, всегда быть первым и самым смелым. Когда в класс приходит новенькая ученица Леночка Бессольцева- неуклюжая и робкая, смешная девочка, Дима заступается за неё перед насмехающимися ребятами и становится ее другом. Но когда наступил настоящий момент проявить смелость, порядочность и силу духа, Дима не только струсил, но и совершил настоящую подлость и повёл себя, как последний трус и предатель. Будучи сам виноватым, он не только позволил жестокие гонения своего друга Лены, которая по доброте и искренней дружбе к нему, взяла вину на себя, но и сам принял в них участие, испугавшись бойкота ребят. Дима совершил жестокий и подлый поступок, как последний трус и негодяй. Также хорошим примером подлости является другая ученица, Шмакова, которая с самого начала знала, кто во всем виноват и что Лену обижают незаслуженно. Она вместе с ребятами гоняла Ленку, а Диму не выдавала, потому что ей интересно было посмотреть, что будет дальше, а также из за того, что считала, что так сможет сделать Диму "своим рабом" .

В КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛИТЕРАТУРЫ ПОДНИМАЕТСЯ ПРОБЛЕМА ПОДЛОСТИ? и получил лучший ответ

Ответ от Ёергей[гуру]
Практически во всех. У Иа-Иа подло похитили хвост, к примеру....

Ответ от Andrei Andrei [гуру]
Шинель тихий дон когда у главного героя ружьё заклинило


Ответ от ° .. *Hristina Chesnokova° .. * [активный]
Проблема подлости, предательства и нравственной стойкостиЧесть и бесчестие, мужество, героизм и предательство, выбор жизненного пути - эти проблемы стали главными в романе В. Каверина «Два капитана» . На примере главного героя романа Сани Григорьева воспитывалось не одно поколение советских мальчишек. Этот герой “сделал” себя сам. Оставшись сиротой, вместе с другом сбегает из дома, попадает в детский дом в Москве, знакомится с семьёй Татариновых и узнаёт о погибшей экспедиции «Святой Марии» . Тогда он и решает разгадать её тайну. С упорством ищет доказательства, что к гибели капитана Татаринова имеет отношение его двоюродный брат - Николай Антонович Татаринов. На жизненном пути Саня не раз сталкивался с низостью и подлостью одноклассника Ромашки. Во время войны тот оставляет в лесу тяжелораненого Саню, забрав у него документы и оружие. Встретившись с Катей Татариновой, Ромашов обманывает её, говоря, что Григорьев пропал без вести. Но правда о предательстве всё расставила по своим местам: Ромашова арестовывают, Саня соединяется с Катей и после войны продолжает поиски экспедиции. “Бороться и искать, найти и не сдаваться” - жизненный принцип Сани Григорьева помогает ему выстоять в борьбе с лицемерами, клеветниками, предателями, помогает сохранить любовь, веру в людей, наконец, рассказать всю правду о пропавшей экспедиции капитана Татаринова.


Аргументация своего мнения по выбранной проблеме — одна из важнейших задач при написании сочинения-рассуждения. Поскольку аргументы из литературы оцениваются выше, очень важно подготовить их заранее. На данной странице я привожу ряд аргументов по нескольким популярным проблемам.

ПРОБЛЕМА: Подлость, предательство, бесчестие, зависть.

  1. А.С. Пушкин, роман «Капитанская дочка»

Швабрин- дворянин, но он бесчестен: мстит Маше Мироновой за отказ, во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести и достоинстве провоцирует его на измену: он переходит в стан мятежника Пугачева.

  1. Карамзин «Бедная Лиза»

Эраст, возлюбленный героини, предал свои чувства к девушке, выбрав материальное благополучие

  1. Н.В Гоголь, повесть «Тарас Бульба»

Андрий, сын Тараса, оказавшись в плену любовных чувств, предает отца, брата, товарищей, Родину. Бульба убивает своего сына, так как не может жить с таким позором

  1. А.С. Пушкин, трагедия «Моцарт и Сальери»

Завистливый Сальери, завидуя успеху великого композитора Моцарта, отравил его, хотя считал его своим другом.

ПРОБЛЕМА: Чинопочитание, угодничество, раболепие, приспособленчество.

1. А.П.Чехов, рассказ «Смерть чиновника»

Чиновник Червяков заражен духом чинопочитания: Чихнув и обрызгав лысину генерала, он настолько испугался, что после неоднократных унижений и просьб умер от страха.

2. А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»

Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что нужно угождать всем без исключения. Это позволит подняться по карьерной лестнице. Ухаживая за Софьей, дочерью Фамусова, он преследует именно эту цель.

ПРОБЛЕМА : Взяточничество, казнокрадство

  1. Н.В. Гоголь, комедия «Ревизор»

Городничий, как и все чиновники уездного города, — взяточник и казнокрад. Он убежден, что все вопросы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.

  1. Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души»

Чичиков, оформляя купчую на «мертвые» души, дает взятку чиновнику, после чего дело идет быстрее.

ПРОБЛЕМА: Хамство, невежество, лицемерие

  1. А.Н. Островский, драма «Гроза»

Дикой- типичный хам, который оскорбляет всех окружающих. Безнаказанность породила в этом человеке полнейшую разнузданность.

  1. Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»

Госпожа Простакова свое хамское поведение считает нормальным, поэтому люди вокруг нее «скоты» и «болваны».

  1. А.П. Чехов, рассказ «Хамелеон»

Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед теми, кто стоит выше него по служебной лестнице, и чувствует себя хозяином положения, перед теми, кто находится ниже.Это отражено в его поведении, которое меняется в зависимости от ситуации.

ПРОБЛЕМА : Разрушительное влияние денег (материальных благ)на душу человека, накопительство

  1. А.П. Чехов, рассказ «Ионыч»

Доктор Старцев, в молодости перспективный и талантливый врач, превращается в накопителя Ионыча. Главная страсть его жизни- деньги, которые стали причиной нравственного разложения личности.

  1. Н.В.Гоголь, поэма «Мертвые души»

Скупой помещик Плюшкин олицетворяет полную духовную деградацию. Страсть к накопительству стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, сам Плюшкин просто потерял человеческий облик.

ПРОБЛЕМА : Вандализм, беспамятство

  1. И.А. Бунин «Окаянные дни»

Бунин и представить себе не мог, что зверство и вандализм, принесенные революцией, превратят людей в обезумевшую толпу, разрушающую все на своем пути.

  1. Д.С. Лихачев, книга «О добром и прекрасном»

Русский академик был возмущен, когда узнал, что на Бородинском поле был взорван памятник на могиле Багратиона. Это ужасный пример вандализма и беспамятства.

  1. В. Распутин, повесть «Прощание с Матерой»

Во время затопления деревень под воду уходили не только жилища людей, но и церкви, погосты, что является страшным примером вандализма.

ПРОБЛЕМА : Роль искусства

  1. А.Т. Твардовский, поэма «Василий Теркин»

Фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовых газет, где публиковались главы поэмы. Значит, ободряющее слово порой было важнее пищи.

Наташа Ростова прекрасно поет, в эти моменты она становится необыкновенно красивой,и люди, окружающие ее, тянутся к ней.

  1. А.И. Куприн, рассказ «Гранатовый браслет»

Слушая «Лунную сонату» Бетховена, Вера испытала благодаря безнадежно влюбленному Желткову чувство, подобное катарсису. Музыка пробудила в ней сочувствие, сострадание, желание любить.

ПРОБЛЕМА : Любовь к Родине, ностальгия

  1. М.Ю. Лермонтов, стихотворение «Родина»

Лирический герой любит свою отчизну такой, какая она есть, и готов пройти со своим народом все испытания.

  1. А. Блок, стихотворениеие «Россия»

Для лирического героя Блока любовь к родине подобна любви к женщине. Он верит в великое будущее своей страны.

  1. И.А. Бунин, рассказы«Чистый понедельник», «Антоновские яблоки»

И.А. Бунин в 20-м году покинул Россию навсегда. Чувство ностальгии преследовало его всю жизнь.Герои его рассказов вспоминают великое прошлое России, которое безвозвратно утеряно: историю, культуру, традиции.

ПРОБЛЕМА : Верность данному слову (долгу)

  1. А.С. Пушкин, роман «Дубровский»

Маша, обвенчанная с нелюбимым человеком, отказывается нарушить клятву верности,данную в церкви, когда Дубровский старается ее спасти.

  1. А.С. Пушкин, роман «Евгений Онегин»

Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, вынуждена отказать Онегину. Она стала олицетворением нравственной силы человека.

ПРОБЛЕМА: Самопожертвование, сострадание, милосердие, жестокость, гуманизм

  1. М.А Булгаков, роман «Мастер и Маргарита»

Маргарита, любящая Мастера, несмотря ни на что, верна своему чувству, она готова на любые жертвы. Женщина летит на бал к Воланду, чтобы спасти любимого. Там же она просит освободить от страданий грешницу Фриду.

  1. А.И. Солженицын, рассказ «Матренин двор»

Матрена всю жизнь жила для людей, помогала им, ничего не прося взамен. Автор называет ее «правидницей», человеком, живущим по законам Бога и совести

  1. Л. Андреев, рассказ «Кусака»

Приручив собаку и оставив ее на зиму в дачном поселке, люди проявили свой эгоизм, показали, насколько они могут быть жестокими.

Казак Гаврила, потеряв сына, полюбил, как родного, чужого человека, врага. Ненависть к «красным» переросла в отцовскую любовь и заботу.

ПРОБЛЕМА : Самовоспитание, самообразование, самоанализ, самоусовершенствование

  1. И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»

Нигилист Базаров полагал, что «каждый человек сам себя воспитывать должен». А это удел сильных людей.

  1. Л.Н. Толстой, трилогия «Детство. Отрочество. Юность»

Николенька – автобиографический герой. Как и сам автор, он стремится к самоусовершенствованию, к творческой самореализации.

  1. М.Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени»

Печорин в своем дневнике беседует с самим собой, оценивает свои поступки, анализирует жизнь, что свидетельствует о глубине этой личности.

  1. Л.Н. Толстой, роман «Война и мир»

Писатель показал нам «диалектику души» Болконского и Безухова, рассказал, насколько сложен путь человека к истине, правде, любви. Его герои совершали ошибки, мучились, страдали, но в этом и заключается идея самоусовершенствования человека.

ПРОБЛЕМА : Мужество, героизм, нравственный долг, патриотизм

  1. Б.Васильев, «А зори здесь тихие»

Девушки-зенитчицы, уничтожая отряд диверсантов, погибли, несмотря на численное превосходство врага.

  1. Б.Полевой, «Повесть о настоящем человеке»

Летчик Алесей Маресьев, благодаря силе духа и мужеству, не только выжил после ампутации ног, но и стал полноценным человеком, вернулся в свою эскадрилью.

  1. Воробьев, повесть «Убиты под Москвой»

Кремлевские курсанты, проявив мужество и героизм, выполнили свой патриотический долг, обороняя подступы к Москве. Лейтенант Ястребов- единственный, кто остался в живых.

  1. М.Шолохов, рассказ «Судьба человека»

Герой рассказа Андрей Соколов прошел всю войну: храбро сражался, был в плену, бежал. Он с честью выполнил свой гражданский долг. Война отняла у него семью, но, к счастью, судьба подарила ему встречу с Ванюшкой, ставшим ему сыном.

  1. В. Быков «Журавлиный крик»

Василий Глечик, ещё совсем мальчик, во время войны не оста­вил позицию. Мысль о спасении была для него неприемлемой. Он не нарушил приказ комбата, вы­полнил его ценой собственной жизни, остался верен присяге и долгу перед родиной.

А. С. Пушкин. Исторический роман “Капитанская дочка”. Швабрин – бесчестный человек. Он перешел на сторону Пугачева, чтобы спасти свою жизнь. Желая во что бы то ни стало жениться на Маше, Швабрин заточил девушку в каморку и не давал ей еды и воды, пока она не согласится на его условия.

Василь Быков “Сотников”.

Рыбак – один из героев произведения – поступил подло по отношению к своему товарищу Сотникову. Он не только предал своего друга, перейдя на сторону полицаев, но и убил Сотникова, достав из под него стул у виселицы. Для

него “появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом.”

Виктор Гюго “Отверженные” .Чета трактирщиков Тенардье настоящий пример подлости и бесчестия. Жестокое бесчеловечное обращение с доверенной им малышкой Козеттой, которую уже с 4 лет заставили выполнять всю черную работу в хозяйстве, а при не послушании или нерасторопности ребенка – просто избивали. Бедное дитя, едва выйдя с колыбели, уже вставало спозаранку чтобы выполнять поручения хозяйки по хозяйству, босая и полураздетая даже зимой, малышка отправлялась в темный лес с огромным ведром за водой и попробуй только не вернуться вовремя! Бедное дитя не имело права играть и если даже выпадала свободная минутка, все игрушки что были у маленькой девочки это пара старых оловянных ложек. Бесчеловечным обманом Тенардье вытягивал из бедной матери Козетты деньги якобы на лечение девочки, толкнув бедную женщину в самую пропасть.

Бесстыдное попрошайничество и обман добрых людей с помощью лживых писем, где Тенардье прикидывался разными людьми, лишь бы выпросить хоть пару франков. А сколько зла и подлости причинил Тенардье Жану Вальжану – чего стоит только засада у него в жилище вместе с бандитской шайкой, когда тот привез ему обещанные деньги

В. Железников. Повесть “Чучело”. Дима Сомов – один из лучших учеников в классе, активист, лидер и пользуется авторитетом среди одноклассников. Мальчик стремится во всем быть лучшим, всегда быть первым и самым смелым. Когда в класс приходит новенькая ученица Леночка Бессольцева – неуклюжая и робкая, смешная девочка, Дима заступается за нее перед насмехающимися ребятами и становится ее другом. Но когда наступил настоящий момент проявить смелость, порядочность и силу духа, Дима не только струсил, но и совершил настоящую подлость и повел себя, как последний трус и предатель. Будучи сам виноватым, он не только позволил жестокие гонения своего друга Лены, которая по доброте и искренней дружбе к нему, взяла вину на себя, но и сам принял в них участие, испугавшись бойкота ребят. Дима совершил жестокий и подлый поступок, как последний трус и негодяй. Также хорошим примером подлости является другая ученица, Шмакова, которая с самого начала знала, кто во всем виноват и что Лену обижают незаслуженно. Она вместе в ребятами гоняла Ленку, а Диму не выдавала, потому что ей интересно было посмотреть, что будет дальше, а также из за того, что считала, что так сможет сделать Диму “своим рабом” .


Другие работы по этой теме:

  1. Как противостоять низости и подлости – вот вопрос, над которым рассуждает автор текста. Низость и подлость – слова синонимы, обозначающие низкие в нравственном отношении, бесчестные...
  2. Низость и подлость – слова синонимы, обозначающие низкие в нравственном отношении, бесчестные поступки человека. Сколько существует человечество, столько, к сожалению, и властвуют они над людьми....
  3. Проблемы семьи. Роль детства в жизни человека. Роль родителей в воспитании. Проблемы детской нищеты и страдания. Роль семьи в формировании личности. Взаимоотношения в семье. Слепая...
  4. Мы живем в динамическом мире, где все постоянно находится в процессе движения, где нет ничего абсолютно статического и неподвижного. Это физический закон применим ко всем...
  5. Благородство против подлости А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедли­вость, пустоту и “дикость” дворянства, в романе “Дуб­ровский” выдвинул на первый план одного из предста­вителей провинциального...
  6. Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”. Самолет-истребитель Алексея Мересьева был сбит. Контуженный и раненый, герой смог выжить и выползти из леса к своим. После ампутации...
  7. Чехов однажды сказал: “Цветами красноречия устлан путь к любой карьере”. Я полностью с ним согласна. Умение говорить правильно, четко, с нужными акцентами – это ключик...