Собственный опыт

Проблема приобретения любви к родине. Проблема любви к родине


Проблема ощущения родины. Проблема проявления любви к родине.

(по тексту В.В. Конецкого "Скворцы")

Что такое ощущение родины? С чем оно связано? Над этими вопросами предлагает задуматься советский и российский писатель В.В. Конецкий в тексте о тесной связи человека и места, где тот родился.

В.В. Конецкий рассказывает, как, увидев скворцов, пытающихся укрыться от непогоды, рассказчик, находясь вдали от дома, вспоминает картину русского художника А.К. Саврасова "Грачи прилетели". Он вспоминает о том, что "бывает вокруг...и что бывает внутри...душ, когда приходит русская весна". Произведение искусства, возникшее перед мысленным взором героя, "возвращает" его в детство. Родившееся в этот момент чувство рассказчик связывает "с глубоким ощущением родины, России".

Позиция В.В.Конецкого такова: ощущение родины это ощущение "пронзительного счастья", которое возникает у человека, когда он чувствует "любовь к России".

Иллюстрируя собственную мысль не могу не вспомнить поэта Серебряного века, С.А. Есенина, в чьей лирике так проникновенно, трепетно ярко звучит мотив бесконечной любви к родной стороне, к Руси и советской России Так, например, стихотворение "Запели тесаные дроги..." передает всю глубину патриотического чувства лирического героя, подчеркивает эмоциональную насыщенность его переживаний. Оно пронизано ощущением простора, раздолья, широты горизонтов бескрайних степей и полей. Лирический герой вторит голосу сердца поэта, признаваясь в любви "до радости и боли" к родине. Герой стихотворения С.А. Есенина ощущает к родному краю "теплую грусть", и он уже не может научиться "не любить...не верить".

Воспоминания о родном крае, о месте, где родился, вырос, согревают сердце, наполняют его сильным чувством, дарят легкую ностальгию и возвращают в прошлое, где множество счастливых моментов связаны с родиной, с родным домом. Например, русская поэтесса М.И. Цветаева в своём стихотворении «Родина» пишет о том, как именно она чувствует и осознаёт любовь к родине, о том, какие глубокие чувства и искренние эмоции вызывает эта вечная, неразрывная связь. Душа лирической героини М.И. Цветаевой рвётся в Россию. Где бы она ни была, любовь к милой сердцу земле ни на миг не покидает героиню, возвращает её домой. Поэтесса называет родные края «прирождённой далью», подчеркивая свою привязанность, М.И. Цветаева называет эту связь «роковой», с гордостью говоря о том, что «несёт» родину с собой повсюду. Строки «Родины» наполнены глубочайшей, и в чём-то даже болезненной любовью, которая вызывает у героини стихотворения непобедимое, отчаянное стремление прославлять родную землю даже ценой собственной жизни.

Завершая размышления об ощущении родины и о том, что именно наполняет сердце русского человека радостью и легкой грустью, хочу еще раз отметить, что ощущения родины всегда тесно связаны с душой человека, с его сердцем. Воспоминания о родном крае не могут не вызывать сильные чувства, которые нередко бывают противоречивы. И всё же любовь к родине не покидает человека на протяжении всей его жизни, а воспоминания о родном крае находят своё отражение даже, казалось бы, в чужом для человека окружении.

Обновлено: 2017-03-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

В данной подборке аргументов мы сконцентрировали свое внимание на всех самых проблемных аспектах смыслового блока «Родина». Во многих текстах для подготовки к ЕГЭ поднимаются соответствующие проблемы. Все литературные примеры доступны для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце статьи.

  1. Через всё творчество Сергея Есенина явно прослеживается тема любви к родине. Его стихи посвящены России. Сам поэт признавался, что без высокого чувства, испытываемого по отношению к своей стране, он не был бы поэтом. В тяжёлые времена Есенин пишет поэму «Русь», где показывает Россию с тёмной стороны и в то же время он пишет: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу». Поэт уверен, что отчизна – это то, что особенно важно в жизни человека. Все эти реки, поля, леса, дома, люди – это наш дом, наша семья.
  2. Оды М.В. Ломоносова , великого русского учёного, изобретателя и поэта, переполнены любовью к своей родине. Писатель всегда восхищался природой России, верил в умы народа, преклонялся перед величием и мудростью русских царей и императоров. Так, в оде, посвящённой восшествию на престол Елизаветы Петровны, Ломоносов показывает и убеждает императрицу в силе и мощи своего народа. Он с любовью изображает родные просторы и с гордостью заявляет: «Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

Важность патриотизма

  1. Тема Родины ярко прослеживается в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» . Главный герой – отец двух сыновей, Остапа и Андрия, вместе с которыми он сражается за независимость своей страны, пытаясь освободиться от польских захватчиков. Для него отчизна – это нечто святое, то, на что нельзя посягнуть. Когда Тарас Бульба узнаёт, что его собственный сын перешёл на вражескую сторону, то убивает его. В этот момент он лишает жизни не родного человека, он наказывает предателя. Такой поступок говорит о многом. Сам Тарас в итоге также погибает, спасая своих товарищей и принося себя в жертву ради спасения своей страны. Если бы он не сделал всего этого, его народ перестал бы существовать.
  2. А.С. Пушкин , один из величайших поэтов России, всегда беспокоился о судьбе своей родины. В его творчестве можно заметить недовольство царским самодурством. Поэт гневно описывает крепостной режим. Как, например, в стихотворении «Деревня» : «Здесь барство дикое, без чувства, без закона». И в то же время, несмотря на всю боль от мысли о несправедливом отношении к крепостным, Пушкин любил свою родину. Он с особой нежностью описывает красоту природы, с трепетом относится к своей культуре. В стихотворении «Простите, верные дубравы!» он буквально говорит, что готов оставить своё сердце в родных местах.

Значение родины в жизни человека

  1. Советский прозаик Б. Н. Полевой в произведении «Повесть о настоящем человеке» пишет о нелёгкой судьбе советского лётчика. Главный герой – Алексей Мересьев, сумев пережить ампутацию обеих ног, возвращается на войну для защиты своей страны от фашистских захватчиков. Казалось бы, что восстановиться после такого трагического события практически невозможно. Однако Мересьев снова в строю. Не последнюю роль в этом сыграли его мысли и воспоминания о родных, о доме, о России.
  2. Писатель Н.А. Некрасов испытывал к России самые глубокие чувства. Он верил, что родина играет важную роль в жизни человека. Более того для писателя отчизна — это и есть сам народ. Эта мысль хорошо прослеживается в эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» . В своей работе Некрасов описывает страну такой, какая она была в его время – нищей и измученной. В такой обстановке главные герои произведения пытаются отыскать счастье. В итоге они находят его в том, чтобы помогать другим. Оно заключалось в самом народе, в спасении своей родины.
  3. В глобальном смысле, родина – это всё, что нас окружает: семья, страна, народ. Они являются основой нашего существования. Осознание единства с родной страной делает человека сильнее, счастливее. В рассказе И.А. Солженицына «Матрёнин двор» для главной героини её дом, её деревня значат гораздо больше, чем то же самое для ее соседей. Родные места для Матрёны Васильевны - это смысл бытия. Вся её жизнь прошла здесь, эти края содержат воспоминания о прошлом и о близких. Это вся её судьба. Поэтому старушка никогда не жалуется на бедность и несправедливость властей, а честно трудится и находит смысл бытия в помощи всем нуждающимся.
  4. Каждый видит в понятии «родина» что-то своё: дом, семью, прошлое и будущее, целый народ, всю страну. Говоря об этом, нельзя не вспомнить и один из древнейших памятников русской литературы – «Слово о полку Игореве» . Автор буквально в каждой строчке обращается к русской земле, к природе, к жителям нашей страны. Он рассказывает о прекрасном крае с его полями и реками, с холмами и лесами. И о людях, живущих в нем. Автор «Слова…» повествует о походе Игоря на половцев в борьбе «за землю Русскую». Переходя границу Руси, князь ни на минуту не забывает о родине. И в итоге эта память помогает ему вернуться обратно живым.
  5. Жизнь в изгнании

    1. Вдали от родного дома мы всегда тоскуем. Не важно, по каким причинам человек может находиться не в своей стране, не важно, насколько хорошо он там живёт – тоска всё равно овладевает сердцем. Так, в произведении А. Никитина «Хождение за три моря» рассказывается об отважном русском путешественнике, который побывал в разных уголках планеты. От Кавказа до Индии. Купец увидел множество зарубежных красот, восхитился многими культурами и обычаями. Однако в этой среде он постоянно жил только воспоминаниями о родной земле и очень тосковал по своей родине.
    2. Чужая культура, другие обычаи, иной язык со временем приводят человека за границей к чувству ностальгии по своей родине. В сборниках рассказов Н. Тэффи «Русь» и «Городок» автор воссоздаёт жизнь эмигрантов. Наши соотечественники вынуждены жить на чужбине без возможности вернуться обратно. Для них такое существование - это лишь «жизнь над бездной».
    3. Находясь в эмиграции, многие русские писатели и поэты признавались в своей любви к родине. Так, и И. А. Бунин с тоской вспоминает родные просторы. В стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора …» поэт пишет о своём крае, о доме, о месте где родился и вырос. Эти воспоминания переполняют произведение чувством ностальгии и помогают автору вернуться в те счастливые моменты.

В . Г. Распутин «Уроки французского» (1973), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976) По мысли В. Распутина, с любви к малой родине начинается формирование сознания человека, проявляется любовь в знании подробностей отечественной истории, в уважительном сбережении в памяти примет своей малой родины, в чувстве ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей земли. Писатель справедливо полагает, что высший смысл своей жизни русский человек видит в служении Отечеству. Очень важно каждому чувствовать себя не случайным человеком на Земле, а продолжателем и продолжением своего народа. В повести «Прощание с Матёрой» ярким воплощением народного характера является образ Дарьи, которая з превосходит односельчан силой духа, твердостью характера, независимостью, она выделяется среди матёринских старух «своим строгим и справедливым характером», прежде всего, потому, что сумела сохранить в себе те качества, которые были свойственны её предкам. Эта обращенность героини к опыту прошлого свидетельствует о данном ей драгоценном чувстве рода, ощущении того, что лишь «в малой доле живет сейчас на земле».

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой. Н.А.Некрасов

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы. А.С.Пушкин

Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

А.П.Чехов

Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества В.Г.Белинский

Без чувства своей страны – особенно, очень дорогой и милой в каждой мелочи – нет настоящего человеческого характера. К.Г.Паустовский

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить. Ф.И.Тютчев

Человек не может без своей родины

Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден­ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли



Лев Толстой в своем романе «Война И мир» раскрывает «военную тайну» - причину. которая помогла России в Отече­ственной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сра­жался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национально­стей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могу­чей силой никто не может сладить.

Великий русский писатель И. Тургенев называл себя Антеем, потому что нравственные силы ему давала именно любовь к отчизне.

7.Проблема выбора профессии . Свобода выбора и осмысленное следование своему призванию - одна из новейших привилегий человечества, на выбор влияет множество факторов (мнение родителей и друзей, социальное положение, состояние рынка труда, его величество случай), но последнее слово обычно остается за нами. Дмитрия Харатьяна, например, не помышлявшего об актерской карьере, на кинопробы позвала знакомая девочка. И изо всех претендентов именно Харатьяна режиссер Владимир Меньшов выбрал на главную роль в фильме «Розыгрыш». Вывод Выбор профессии также важен для молодого человека, как и еда, отдых, сон и т.д. Делая шаг в сторону подходящей для себя профессии, молодой человек встаёт на новую ступеньку в своей жизни. От его выбора зависит вся его дальнейшая жизнь. И нет ничего страшного в том, что молодой человек выбрал не подходящую для себя профессию. В жизни можно всё исправить, если постараться. Но если человек с первого раза выбирает профессии, которая ему подходит и поступает в ВУЗ, а потом работает по своей специально, то жизнь человека можно считать успешной.
И главное никогда не падать духом. Из любой ситуации всегда есть выход. Главное верить и знать, что не от успехов в школе зависит, будешь ты успешным или нет, а от самого человека. Поэтому если вы плохо учились в школе, не думайте, что из вас ничего хорошего в жизни не получится. Если вы захотите вы сможете добиться большего, нежели ваши одноклассники, которые учились только на пятёрки.

Русский язык

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!

И.С.Тургенев

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г.Паустовский

8.Проблема человеческого поступка . Красота спасет мир…» - говорил Ф. М. Достоевский, имея в виду внутреннее содержание этого качества, некую гармонию. Отсюда и красивый поступок, по мысли писателя, должен отвечать Божьим заповедям, должен быть добрым.
Кто же из персонажей романа Достоевского поступал действительно красиво?
Главный герой произведения – Родион Раскольников совершил много хороших дел. Он добрый по натуре человек, который тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям. Так Раскольников спасает из огня детей, свои последние деньги отдает Мармеладовым, пытается защитить пьяную девочку от пристающих к ней мужчин, переживает за сестру, Дуню, стремится помешать ее браку с Лужиным, чтобы уберечь от унижения., любит и жалеет мать, старается не беспокоить ее своими проблемами. Но беда Раскольникова в том, что он для выполнения столь глобальных целей выбрал совсем неподходящее средство. В отличие от Раскольникова, истинно красивые поступки совершает Соня. Она жертвует собой ради близких людей, потому что любит их. Да, Соня - блудница, но у нее не было возможности быстро заработать деньги честным путем, а семья умирала от голода. Эта женщина губит себя, но душа ее остается чистой, потому что она верит в Бога и всем старается делать добро, любя и сострадая по-христиански.
Самый красивый поступок Сони – спасение Раскольникова..
Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь свой грех и воскреснуть. В действиях Сони Мармеладовой выражена вся красота человеческого поступка.

Героям Л.Н. Толстого в высшей степени свойственно ощущение необходимости соответствия своей жизни определённым нравственным критериям, отсутствие разлада между поступками и собственной совестью. Несомненно, это позиция автора, который зачастую намеренно проводит своих героев через сложные жизненные испытания, чтобы они могли осознать свои действия и выработать в своей душе стойкие нравственные принципы. Эти убеждения, выстраданные сердцем, в дальнейшем не позволят героям пойти вопреки тому, что они сознательно вынесли из житейских трудностей. Особенно показательным примером единства мысли и поступка становится Пьер Безухов - один из любимых героев писателя. Находясь в разладе с женой, чувствуя отвращение к той жизни в свете, которую они ведут, переживая после своей дуэли с Долоховым. Пьер невольно задаётся вечными, но такими важными для него вопросами: «Что дурно? Что хорошо? Для чего жить, и что такое я?» И когда один из умнейших масонских деятелей призывает его изменить свою жизнь и очистить себя служением добру, приносить пользу своему ближнему, Пьер искренне поверил «в возможность братства людей, соединённых с целью поддерживать друг друга на пути добродетели». И для достижения этой цели Пьер делает всё. что считает необходимым: жертвует деньги братству, устраивает школы, больницы и приюты, пытается облегчить жизнь крестьянок с малыми детьми. Его поступки всегда в ладу с его совестью, а ощущение правоты даёт ему уверенность, в жизни.

Проблемы 1. Образование и культура 2. Воспитание человека 3. Роль науки в современной жизни 4. Человек и научный прогресс 5. Духовные последствия научных открытий 6. Борьба нового и старого как источник развития Утверждающие тезисы 1. Познание мира ничем нельзя остановить. 2. Научный прогресс не должен опережать нравственные возможности человека. 3. Цель науки - делать человека счастливым. Цитаты 1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древнегреческий философ). 2. Не всякое изменение есть развитие (древние философы). 3. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый). 4. Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский). Аргументы Научный прогресс и нравственные качества человека 1) Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в кос­тюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза... Не напоминает ли эта картина современного человека? Не ус пев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все жи­вое на Земле. 2) Человечество в своем развитии достигло огромных успехов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом... Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного води­теля, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество по­хоже на этого молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом. 3) В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры. Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытс­тво было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостережение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу. 4) В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства. 5) «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостереже­ние, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумыва­ясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер. 6) В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, на против, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бессмертие? 7) До сих пор не угасают споры о том, насколько правомерны с моральной точки зрения эксперименты, связанные с клонированием человека. Кто поя­вится на свет в результате этого клонирования? Что это будет за существо? Человек? Киборг? Средство производства? 8) Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить научно-технический прогресс. Так, например, в Англии в период бурного развития техники началось движение луддитов, которые в отчаянии ломали машины. Людей можно было понять: многие из них лиши­лись работы, после того как на фабриках стали использоваться станки. Но использование технических достижений обеспечило рост производи­тельности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той пене, которую приходится платить за движение вперед. 9) В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, оказавшись в доме известного ученого, увидел сосуд, в котором был за­спиртован его двойник - генетическая копия. Гость поразился безнравственности этого поступка: «Как же вы могли создать подобное себе сущес­тво, а потом его убить?» И услышали в ответ: «Почему вы думаете, что это я его сотворил? Это он меня сотворил!» 10) Николай Коперник после длительных долгих исследований пришел к выводу, что центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Но ученый долго не решался опубликовать данные о своем открытии, потому что понимал, что такое известие перевернет представления людей о м:ироустройстве. а это может привести к непредсказуемым последствиям. 11) Сегодня мы еще не научились лечить многие смертельные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако техни­чески человек способен уже уничтожить все живое на планете. В свое время Землю населяли динозавры - огромные чудовища, настоящие маши­ны для убийства. В ходе эволюции эти гигантские рептилии исчезли. Не повторит ли человечество судьбу динозавров? 12) Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 190з году русского профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио на дальнее расстояние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборатории. После этого, по приказу Николая П, все документы были изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, ру - ководствовался ли царь интересами собственной безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы атомного или водородного взрыва были бы действительно гибельными для населения земного шара. 13) Недавно газеты сообщили о том, что в Батуми снесли строящуюся церковь. А через неделю рухнуло здание районной администрации. Под развалинами погибло семь человек. Многие жители восприняли эти события не как простое совпадение, а как грозное предупреждение о том, что общество выбрало неверный путь. 14) В одном из уральских городов решили взорвать брошенную церковь, чтобы на этом месте было легче добывать мрамор. Когда взрыв прогре­мел, оказалось, что мраморная плита треснула во многих местах и стала непригодной для использования. Этот пример наглядно показывает, что жажда сиюминутной выгоды ведет человека к бессмысленному разрушению. Законы общественного развития. Человек и власть 1) История знает много неудачных попыток насильно сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра 1 генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказывать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими. их заставляли любить, работать, учиться... И лишенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты. 2) Одному африканскому племени, которое жило в экваториальной зоне, решили помочь. Молодых африканцев научи ли выпрашивать рис, им привезли трактора, сеялки. Прошел год - приехали посмотреть, как живет племя, одаренное новыми знаниями. Каково же было разочарование, когда увидели, что племя как жило, так и живет первобытнообщинным строем: трактора они продали фермерам, а на вырученные деньги устрои­ли всенародный праздник. Этот пример - красноречивое свидетельство того, что чело век должен созреть до понимания своих потребностей, нельзя никого сделать богатым, умным и счастливым насильно. 3) В одном царстве наступила сильная засуха, люди стали умирать от голода и жажды. Царь обратился к прорицателю, который пришел к ним из далеких стран. Тот предсказал, что засуха кончится, как только в жертву принесут чужеземца. Тогда царь приказал убить прорицателя и бросить его в колодец. Засуха кончилась, но с тех пор началась постоянная охота на иноземных странников. 4) Историк Е. Тарле в одной из своих книг рассказывает о посещении Николаем I Московского университета. Когда рек тор представил ему луч­ших студентов, Николай 1 сказал: «Не нужны мне умники, а нужны мне послушники». Отношение к умникам и послушникам в различных областях знания и искусства красноречиво свидетельствует о характере общества. 5) В 1848 году мещанина Никифора Никитина сослали в дальнее поселение Байконур «за крамольные речи о полёте на Луну». Конечно, никто не мог знать, что спустя столетие на этом самом месте, в казахстанской степи построят космодром и космические корабли полетят туда, куда смот­ре ли пророческие глаза восторженного мечтателя. Человек и познание 1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глинистой земли. Император, испугавшись, что новый металл обес­ценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову. 2) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благодаря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода. 3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, которые прежде умирали от заражения крови. 4) Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия». 5) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, которые и привели к гениальному открытию. 6) Раннее Средневековье принято называть «темными веками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основа­тель франкского государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Великий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель но выводил буквы. 7) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо значимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привычный факт и открыть универсальный закон движения. 8) Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям принесло их невежество. В Средние века всякое несчастье: болезнь ребенка, смерть домаш­ней скотины, дождь, засуха, не урожай, пропажа какой-либо вещи - все объяснялось происками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершенствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу. 9) Трудно переоценить роль наставника в становлении человека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как- то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко от­ветил: «На рынок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродетелью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» - пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика. 10) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни. 11) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал сту­дентам лекции по физике, называл теорию относительности Эйнштейна «досадным научным недоразумением» - 12) В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи ско­ро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена электродвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество используется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающе­гося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно прогнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, которые откроются перед человеком. 13) В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На суд не были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмеренными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, пос­ледние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточку... Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли остров Мартиника. Эта история иносказательно отражает нелегкий путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росточек пока еще неведо­мого открытия, поливает его влагой надежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния... И вот он - спасительный берег окончательного озарения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые плантации теорий, монографий, научных лабораторий, технических новинок покроют материки познания.

Сочинение по тексту:

Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826) - русский историк, писатель, поэт; создатель «Истории государства Российского» - одно из первых обобщающих трудов по истории России. В своей статье описывает проблему чувства любви к Родине.

Эта проблема очень актуальна в наши дни, так как человек не может представить свою жизнь без Родины, без родной земли, на которой он чувствует себя свободно и хорошо.
Николай Михайлович пишет: «Человек любит место своего рождения и воспитания». Н. М. Карамзин повествует: «Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человека».
Писатель говорит: «С кем мы росли, и живем, к тем и привыкаем».

Я разделяю мнение Николая Михайловича Карамзина. Действительно, любовь к Родине таит в себе нежные воспоминания.

Во-первых, давайте вспомним необыкновенное стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Люблю Отчизну я, но странною любовью!». В этом стихотворении поэт описывает чувства, которые заложены в нем по отношению к родному месту. Он передает нам свои эмоции и воспоминания. И мы замечаем насколько поэт дорожил местом, где он родился.

Во-вторых, у меня есть одна знакомая, которая приехала из-за границы в Россию. Они переехали сюда 9 лет назад. И каждый раз она мне рассказывает о том, как прекрасна ее Родина, и что она значит для нее. Она рассказывает все свои воспоминания, хранящиеся об этом месте!

Таким образом, я хочу сделать вывод. Родина является неотъемлемой частью жизни человека. А любовь к Родине выражается через воспоминания.

Текст Николая Михайловича Карамзина:

(1)Человек любит место своего рождения и воспитания. (2)Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физической. (3)Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человека. (4)В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастье, а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. (5)Так друзья освящают в памяти первый день дружбы своей. (6)Лапландец, рожденный почти в гробе природы, на краю мира, несмотря ни на что, любит хладный мрак земли своей. (7)Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведёт таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега: они напоминают ему Отечество!
(8)Недаром житель Швейцарии, удалённый от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию, а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает. (9)Всякое растение имеет более силы в своем климате: закон природы и для человека не изменяется.
(10)Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды Отчизны не имели никакого влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащённые природою, могут быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают главным основанием физической привязанности людей к отечеству, ибо она не была бы тогда общею.
(11)С кем мы росли и живём, к тем и привыкаем. (12)Душа их сообразуется с нашею, делается некоторым её зеркалом, служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. (13)Эта любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живём, есть вторая, или моральная, любовь к Отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее, ибо время утверждает привычку.
(14) Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! (15)Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями Отечества! (16)Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих, ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство. (17) Жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдаленных колец или звеньев.

(По Н.М. Карамзину*)