Непознанное

Проблема совести — аргументы из литературы. Проблема совести: аргументы

Совесть — важнейшая проблема, которую затрагивают практически все писатели в своих книгах. Поэтому она часто встречается в текстах для подготовки к ЕГЭ. В данной подборке вы найдете примеры из литературы, которые иллюстрируют ту или иную грань этой проблемы. А в конце работы располагается ссылка на скачивание таблицы с аргументами.

  1. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». При появлении Иешуа у Понтия Пилата начинают проявляться чувства симпатии к человеку, который ни в чем не виновен. Герой мечется между своими представлениями о долге перед Кесарем и тем, что принято называть «совесть». Он сострадает несчастному пророку, понимая, что тот – лишь жертва обстоятельств и глупой толпы, которая перевирает его слова. У него в голове возникла мысль отменить казнь и предстоящие муки. Но его статус не дает ему пойти на достойный поступок — помочь Иешуа. Когда первосвященник отпускает вора и убийцу взамен несчастного философа, прокуратор не вмешивается, потому что боится гнева «ненавидимого города», подстрекаемого священнослужителями. Его трусость и предрассудки против веры Иешуа пересилили его чувство справедливости.
  2. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Главный герой, Печорин, украл из селения очаровательную дикарку Бэлу. Девушка не любила его тогда, да и была слишком юна для брака. Но ее семья не поспешила на выручку. Для них похищение женщины – обычное дело. Национальные предрассудки мешают им услышать голос совести, который говорит о том, что Бэла достойна лучшей жизни, что она может сама выбирать свой путь. Но ею распорядились как вещью, как лошадью, как будто у нее нет чувств и разума. Поэтому понятен трагический финал главы: жертву подстерегает еще один охотник за женщинами и убивает ее. Увы, там, где нет уважения к личности, нет и возможности нормально жить. Бессовестные порядки позволяют людям лишать тех, кто слабее, прав и свобод, и это не может кончиться хорошо.

Проблема угрызения совести

  1. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Петруша Гринев в первый вечер взрослой жизни проиграл в карты сумму в размере ста рублей. Ему необходимо было вернуть долг. Тогда он попросил своего воспитателя, крепостного крестьянина Савельича, дать ему сумму, необходимую для возвращения долга. Тот, в свою очередь, отказал в просьбе. Петруша после этого начал требовать, повышая на него голос, тогда уже старику пришлось выдать юноше деньги. После этого Петруша чувствовал угрызения совести, стыд, ведь старик был прав: его действительно обманули, а он, не видя собственной глупости, обрушил гнев на преданного слугу. Тогда герой понял, что он не имеет морального права унижать кого-либо из-за своей же непрактичности. Он извинился и помирился с Савельичем, ведь совесть терзала его душу.
  2. В. Быков, «Сотников». Партизан Сотников находится в плену у фашистов. В одну ночь к нему приходят воспоминания о детстве, когда он без спроса взял отцовский маузер, случайно выстреливший. После, по совету матери, он признался ему в содеянном, так как его грызла совесть. Случившаяся история оставила сильный след в его дальнейшей жизни. После этого Сотников не обманывал отца, ничего не брал без спроса, поступал только так, как велит нравственный долг. Не жалея жизни, он защищает родину до последнего рубежа. Претерпевая страшные муки пыток, он не сдал своих товарищей, взял всю вину на себя, спасая других пленников. Это и называется «жить по совести».

Проблема совести и ответственности

  1. В. Астафьев, «Конь с розовой гривой». В этом рассказе главному герою тяжело далось признание в своей ошибке. Витя решился обмануть бабушку и на дно корзины с земляникой, которую надо было продавать, положил много травы. Он заигрался с мальчишками и не успел собрать достаточное количество ягод. После подлого поступка его начинает мучить совесть. Утром он решает признаться в содеянном, но пожилая женщина уже направилась в город. Там ее подняли на смех, упрекнули в нечестной торговле. После возвращения бабушки домой, Витя начинает искренне раскаиваться, осознав свою неправоту. Он ответил за свой обман, не скрыл его, а признался. Именно совесть является гарантом ответственности: без нее личность не осознает, что у нее есть нравственный долг перед обществом, семьей и собой.
  2. А. Куприн, «Гранатовый браслет». В произведении рассказывается о Желткове, который без памяти влюблен в замужнюю женщину, Веру Шеину. Он продолжает писать ей любовные письма, зная, что она не ответит. Для героини это был приятный жест, который потом надоел, и она попросила его не писать ей больше. В конце рассказа мужчина не выдерживает и совершает самоубийство, потому что не может разлюбить даму сердца. Вера только после его смерти понимает, что, возможно, утратила настоящую и чистую любовь. Как видно из этого примера, именно совесть обеспечила герою понимание ответственности перед возлюбленной. Он не пытался разрушить семью, не компрометировал женщину, не досаждал своим вниманием. Он понимал, что узы брака священны, что он не имеет морального права вмешиваться в супружескую жизнь Шеиных. Поэтому он довольствовался малым, а когда и это стало в тягость Вере, просто погиб, понимая, что его долг – отпустить замужнюю даму и оставить ее в покое. Но по-другому ее оставить он не мог.
  3. Проблема отсутствия совести

    1. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Пропала совесть». В этой сказке поднимается проблема совести. Салтыков-Щедрин воспользовался аллегорией и показал человеческое качество в виде тряпки, которая переходит из рук в руки. На протяжении всей книги каждый герой пытается избавиться от нее. Жалкий пропоец, хозяин питейного дома, надзиратель, финансист: они не могут принять тяжкий груз, муки и истязания души. Они всегда жили без совести, поэтому им легче будет без нее, без «надоедливой приживалки».
    2. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». В романе отсутствие совести проявляется у Аркадия Свидригайлова. На протяжении всей жизни он развращал юных девушек и губил судьбы людей. Смыслом бытия для него стало сладострастие, которое он эгоистически искал в каждой жертве. В финале герой испытывает чувство раскаяния, предоставляет помощь детям Мармеладовой после смерти матери и просит прощения у Дуни Раскольниковой, которую он опозорил своим поведением и едва не вынудил на брак по расчету. Увы, чувство морального долга проснулось в нем поздно: его личность уже разлагалась от пороков и грехов. Воспоминание о них сводило его с ума, и он не выдержал мук совести.
    3. Проблема проявления совести

      1. В. Шукшин, «Калина красная». Егор Кудин, главный герой, был уголовником. Из-за своей деятельности, он много горя принес своей матери. Спустя много лет мужчина встретился с нею, но не посмел признаться ей, что он ее сын. Он не хотел больше причинить ей вреда, сделать больно. Именно совесть заставляет Егора остаться неизвестным для пожилой женщины. Конечно, его выбор можно оспорить, но, тем не менее, он достоин уважения за позднее раскаяние. И мораль вознаградила его за это усилие воли: только благодаря совести в конце рассказа Кудин не падает на дно безнравственности.
      2. А. Пушкин, «Капитанская дочка». Пугачев был жестоким и властным лидером, он безжалостно истреблял целые непокорные города. Но когда перед ним оказался дворянин, который помог ему не замерзнуть на дороге, отдав заячий полушубок, мужчина не смог хладнокровно его казнить. Он чувствовал благодарность по отношению к честному и доброму юноше. Бунтовщик отпустил его, зная, что молодой человек встретится с ним в бою. Тем не менее, совесть восторжествовала в этом суровом воине. Он понимал, что пошел войной на государыню, чтобы защитить свободу и жизнь простых людей, а не для того, чтобы убивать барских детей. В нем было даже больше морального превосходства, чем в императрице российской.
Сочинение в формате ЕГЭ (по тексту Сергея Семёновича Качалкова-про СОВЕСТЬ)

Я только что внимательно прочитала текст Качалкова Сергея Семёновича, современного писателя-прозаика. О чём он? О нашей человеческой совести... В данном тексте автор выдвигает вопрос: «Почему иногда молчит совесть?».

Среди наших нравственных ориентиров совесть занимает одно из ведущих мест. В толковых словарях это слово в переводе с греческого означает «сознание и знание самого себя». Совесть-наш внутренний свидетель и судья. Она может давать оценку всем нашим поступкам, чувствам, решениям. Совесть помогает принять верное решение или предостеречь от неверного. В итоге она может содействовать нашей радости или очень сильно мучить нас...Писатель Качалков С.С. рассматривает данную проблему на примерах из жизни героя-рассказчика, который поведал читателю несколько эпизодов из своей жизни. Автор обращает внимание читателей на то, что сначала Плетёнкин Сергей Николаевич, вернувшись с работы довольный и радостный, не задумался над тем, почему так легко заработал пятьсот рублей. Так, в предложении четвёртом(4) С.С. Качалков пишет: «Душа его от радости пела...»

Но постепенно автор заостряет внимание читателей на том, что рассказчик начинает вспоминать эпизоды из своей школьной жизни... Почему? Да потому что совесть, которая когда-то крепко спала, молчала, сейчас начинает волновать и мучить героя. И герой страдает: ведь Сергей Плетёнкин в школьные годы нечестным путём занял в городском конкурсе сочинений первое место и получил за это путёвку в Петербург. Так, в предложении тридцать четвёртом (34) рассказчик заявляет на выпускном балу Насте: «Ну, получается, что я обманул тебя?» . Ведь помогла ему написать сочинение та самая Настя Абросимова, с которой теперь он так легко взял пятьсот рублей. Значит, совесть рассказчика начала просыпаться...

Позиция автора выражена очень просто и чётко. Совесть –это такое чувство, которое созреть должно и окрепнуть. А с рассказчиком данного текста случилось то, что эта самая совесть была в нём крохотной и зелёной. И герой не замечал, где зло, а где добро.

Трудно не согласиться с позицией автора, так как сейчас мы видим, что есть множество людей, про которых можно сказать: «Он совесть потерял» или «У него совести нет».

В письме Д.С. Лихачёва «По велению совести» мы находим мысли, подтверждающие проблему данного текста. В нём автор пишет о том, что жить надо только с душевной необходимостью. Именно душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро-это самое ценное в жизни человека. Жить надо по-доброму, принимать правильные решения, чтобы не оступиться. Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не было стыдно вспоминать. Это и есть жизнь по совести...

Мне на всю жизнь запомнились уроки русского языка в пятом классе, на которых мы сначала читали и анализировали небольшой, но очень значимый рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть». Помнится, что героиня произведения Нина Карнаухова решила прогулять школу и поэтому украдкой прошла в рощу. И здесь она повстречала малыша. Не разобравшись, в чём дело, Нина обозвала мальчика «несчастным прогульщиком». А оказалось, что этот малыш шёл в школу, испугался собаки и заблудился...Героиня отвела малыша, а сама вернулась в рощу. Тревожно было на душе у девочки. И Аркадий Гайдар подчёркивает, что Нина Карнаухова села и горько заплакала, так как её сердце грызла беспощадная совесть. Сейчас мне вспоминаются слова

А. С. Пушкина: «Да, жалок тот, в ком совесть не чиста».

О чём же заставляет нас задуматься текст писателя

С. С. Качалкова? Думается, о самом главном в нашей жизни. Ведь человек сверяет свою жизнь по совести, так как совесть -самый лучший контролёр в жизни. Пусть будет больше людей, для которых это золотое правило станет главным. Тогда и жизнь наша станет лучше, светлее и добрее. Вспоминаются слова другого поэта- Булата Окуджавы:

Совесть, благородство и достоинство,

Вот оно, святое наше воинство.

С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть - внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей.
Поступок, совершённый целиком по совести, - это свободный поступок.



Сочинение

К сожалению, в современном мире обесценилось множество вечных нравственных устоев, хорошее смешалось с плохим, достойное с похабным, и среди нравственных ориентиров остались лишь те, подавить которые нельзя ни одной пропагандой. В своем тексте Д.А. Гранин предлагает нам задуматься над вопросом: «Что такое совесть?».

Анализируя проблему, рассказчик приводит в пример случай из своей жизни, в котором ему пришлось столкнуться с поступком, попадающим в ранг совестливых. Герой описывает панихиду великого писателя, М.М. Зощенко, на которой, к удивлению автора, до определенного момента не было сказано ни слова про трагедию из жизни этого человека, про травлю и постановление ЦК. Однако в один момент Дом писателя пронзил крик раскаяния, поступок поистине совестливого человека: к гробу прорвался Леонид Борисов и громко, надрывно, всколыхнув толпу, стал просить у М.М. Зощенко прощение за то, что в тяжелый момент жизни советского писателя никто не смог его защитить. Автор обращает наше внимание на то, что Леонид Борисов не собирался произносить речь, однако «что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой».

Автор считает, что совесть – это внутренний судья человека, никак не связанный с доносчиками и стукачами, которые были популярны в СССР, их поведение никак не было связано с их личностью и душой. Совестью можно назвать черту духовного облика человека, выражающую его способность к внутренней оценке своего поведения, чувств, а также поведения других людей.

Я полностью согласна с мнением Д.А. Гранина и тоже считаю, что совесть существует в качестве внутреннего ограничителя человека, и вместе с тем она способна заставить нас совершать действия и поступки зачастую совершенно безрассудные. Совесть существует отдельно от разума, предприимчивости, логики – она относится лишь к душе человека, и поэтому поступок, совершенный по совести, всегда верный.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был движим идеей мести за всех бедных и обездоленных людей своего времени. Родионом Раскольниковым руководила идея о «тварях дрожащих» и «право имеющих», и в его философии одним из пунктов было убийство людей – что и стало одной из главных причин краха подобного стремления. Родион решил пойти на сделку с собственной совестью, проверить, способен ли он сам жить по своей теории, однако его чувства, его внутренний гуманизм оказался сильнее, и за убийство старушки герой поплатился невыносимыми муками совести, в итоге приведшие его на каторгу. Лишь спустя годы в голову к Родиону Раскольникову пришла мысль о том, что зло нельзя искоренить злом, все совершенные им до этого поступки приносили ему дискомфорт собственной низостью и бесчеловечностью, - осознав это, он обрел гармонию в душе и начал жить «по совести».

Герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с самой юности жил по законам чести и совести. Все поступки Петра Гринева были свершены под влиянием его «внутреннего судьи» - он, вопреки возражениям Савельича, честно возвращает карточный долг, благодарит путника за помощь заячьим тулупчиком и вместе с тем спасает его от гибели от обморожения. Герой, исходя лишь из собственных соображений и руководствуясь лишь собственными чувствами, защищает честь девушки на дуэли и позже становится ответственным за судьбу бедной сиротки. Жить по совести было главным для молодого дворянина, именно поэтому его можно считать достойным примером для многих людей.

Таким образом, можно сделать вывод, что совесть позволяет жить человеку в гармонии с собой и с внешний миром, и одновременно может стать причиной долгих мук. Это чувство тесно переплетается с нравственностью и честью и образует крепкий внутренний костяк человека.

Что такое совесть – вот вопрос, который волнует Д. Гранина.

Автор поднимает в своей статье нравственную проблему совести. Размышляя о том, что такое “поступок по совести”, Д. А.Гранин вспоминает похороны известного писателя-сатирика М. Зощенко, которого советское правительство подвергало травле как при жизни, так и на похоронах, где все совершалось не по- христиански, без души, под строгим оком КГБ. Автор был восхищен поступком пожилого писателя Леонида Борисова, который не смог справиться с собой, с чувством, которое прорвалось наружу

Вместе с взбунтовавшейся совестью. Он, громко рыдая, попросил у мертвого Зощенко прощения за то, что при жизни “не защитили” его. С горечью автор констатирует, что не все люди способны на такой поступок и призывает нас, читателей, жить по совести.

Авторскую позицию определить не сложно: совесть – это черта духовного облика человека, выражающая его способность к внутренней оценке своего поведения, своих чувств, а также поведения других людей, это внутренний судья человека.

С мнением Д. Гранина трудно не согласиться. Я считаю, что совесть – это наш внутренний судья, который не дает нам совершать плохие

Поступки и заставляет думать и осмысливать свое поведение. Прислушиваясь к ней, мы будет идти по правильному пути, развиваться, совершенствоваться нравственно.

О чувстве пробудившейся совести рассказал писатель К. Акулинин в одном из своих эссе. Однажды он, измучившись в очереди к врачу, заплатив медсестре, решил свою проблему, но перед тем, как зайти в кабинет, натолкнулся на взгляд больного ребенка. Доверчивые глаза малыша пробудили совесть в душе героя, и он понял, что нечестно решать свои проблемы за счет других людей.

Известный ученый, публицист Д. Лихачев в “Письмах о добром и прекрасном” писал, что жить нужно” интуитивно “по велению совести”, не задумываясь находить всегда правильные решения, не заглядывая в книжки”, что нельзя позволять себе идти на компромисс с совестью, пытаться найти оправдание лжи, воровству. И тогда тебе никогда не будет стыдно за свои поступки.

Таким образом, могу сделать вывод, что совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

(3 оценок, среднее: 4.67 из 5)



Сочинения по темам:

  1. В наше время многие люди ради денег, социального положения, удовлетворения собственных прихотей идут на все. Потеря нравственных качеств, ожесточение –...
  2. У кого-то она есть. Кто-то ее потерял. Кому-то она не дает спокойно жить. Кто она вообще такая, эта совесть? Нужна...