Семья и Дети

Проблематика повести Солженицына «Раковый Корпус. Тема болезни в произведении солженицына "раковый корпус" в контексте русской прозы хх века Несколько интересных сочинений

Урок по творчеству А.И.Солженицына по теме« «Раковый корпус»: история создания, проблематика, герои» проводится в 10 классе после изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Для обучающихся 10 класса важно не только сюжетное прочтение книги, но и внимание к деталям. Повесть А.И.Солженицына рассматривается и в идеологическом, и политическом разрезе. Также обращается внимание на удивительный язык произведений писателя: точный, поэтичный, ироничный, глубинно русский. Итогом становится письменная работа «В чём, по-вашему, смысл жизни человека?», предлагающая задуматься над этим вопросом вместе с Л.Н.Толстым и А.И.Солженицыным.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ордена «Знак Почета» гимназия № 2 имени И.П. Павлова»

Урок в 10 классе по теме:

«Повесть А.И.Солженицына «Раковый корпус»: история создания, проблематика, герои».

Подготовила учитель русского языка и литературы Белова Ирина Фёдоровна

Рязань, 2016 г.

Тема: «Повесть А. И. Солженицына «Раковый корпус»: история создания, проблематика, герои».

Оформление урока : портрет А.И.Солженицына, отзывы о писателе, выставка книг, газетные публикации.

Цели урока : вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына; рассказать об истории создания повести «Раковый корпус»; познакомить с проблематикой произведения и его героями.

Ход урока

    Слово учителя об истории создания произведения.

Кто же он, Александр Исаевич Солженицын?

В России всегда были люди, которые не могли молчать тогда, когда молчание было единственным способом выжить. Один из таких людей - Александр Исаевич Солженицын, выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель.

Российский читатель узнал о нем в начале шестидесятых, после публикации в журнале “Новый мир” рассказа “Один день Ивана Денисовича”.

Специального литературного образования А. И. Солженицын не получил, но последние два предвоенных года проучился на филологическом факультете Московского института философии и литературы. Был призван в армию, окончил артиллерийское училище. Незадолго до окончания войны, в феврале 1945 года, в Восточной Пруссии уже капитана А. И. Солженицына обвиняют по политической статье, арестовывают, а дальше - тюрьма и лагерь.
Лагерный срок закончился в день смерти Сталина, и тут же обнаружился рак; по приговору врачей жить оставалось меньше месяца. Это был страшный момент в жизни писателя. В близости смерти, в ожидании своей участи А. И. Солженицын видел возможность постановки самых важных, последних вопросов человеческого существования. Прежде всего - о смысле жизни. Болезнь не считается с социальным статусом, ей безразличны идейные убеждения, она страшна своей внезапностью и тем, что делает всех равными перед смертью. Но А. И. Солженицын не умер, несмотря на запущенную злокачественную опухоль, и считал, что “возвращенная ему жизнь с тех пор имеет вложенную цель”.

В 1955 году, в день выписки из ракового корпуса, в Ташкенте Солженицын задумывает повесть «Раковый корпус». «Однако замысел лежал без всякого движения до января 1963-го, когда повесть начата, но и тут оттеснена началом работы над «Красным колесом». В 1964-м автором предпринята поездка в Ташкентский онкодиспансер для встречи со своими бывшими лечащими врачами и для уточнения некоторых медицинских обстоятельств. С осени 1965-го, после ареста авторского архива, когда материалы «Архипелага» дорабатывались в Укрывище, в местах открытой жизни только и можно было продолжать эту повесть.

Хочется отметить, что «Раковый корпус» - одно из важнейших произведений А.И. Солженицына рязанского периода. Рязанский этап жизни и творчества А.И. Солженицына называют «Болдинской осенью». Здесь он пишет или начинает писать «Один день Ивана Денисовича» (1959), «Матренин двор» (1959), «Раковый корпус» (1966), «В круге первом» (1958), «Для пользы дела» (1963), «Архипелаг ГУЛАГ» (1968), «Красное колесо («Август четырнадцатого»)» (1969). Именно в Рязани к Солженицыну придет слава после опубликованного в 1962 году «Одного дня Ивана Денисовича». Атмосфера древнего города, его люди, мещёрские пейзажи повлияли на

каждое написанное здесь произведение. Как и говорилось ранее, замысел «Ракового корпуса» возник у Солженицына еще в 1955 году, после выписки из ташкентской больницы. Возвращается он к нему 3 февраля 1963-го. «Александр Исаевич вдруг почувствовал непреодолимое желание написать рассказ из своего «онкологического прошлого». Вечером, когда мы кружили на лыжах по скверу, он был уже в своем «раковом корпусе», - пишет Н.А. Решетовская, первая жена писателя. Происходит это в невозможный для всей предыдущей жизни Солженицына момент, когда он находится на вершине славы, признания и удачи.

В конце весны 1963 года А.И. Солженицын уезжает в Солотчу готовиться к написанию повести из своего «онкологического прошлого». Готовясь и настраиваясь, он читает Л.Н. Толстого - тот самый десятый том, который потом будут обсуждать его герои.

Весной 1966-го закончена 1-я часть, предложена «Новому миру», отвергнута им и пущена автором в «Самиздат». В течение 1966-го закончена и 2-я часть, с такой же судьбой.

Осенью того года состоялось обсуждение 1-й части в секции прозы московского отделения Союза писателей, и это был верхний предел достигнутой легальности. Осенью 1967-го «Новый мир» легализовал принятие повести к печатанию, но дальше сделать ничего не мог. Первые издания повести вышли в1968 году в Париже и Франкфурте.

    Краткий пересказ повести «Раковый корпус», проблематика произведения. (Сообщение обучающегося).

В повести «Раковый корпус» отразились впечатления А.И.Солженицына от пребывания в Ташкентском онкологическом диспансере и история его исцеления.

Солженицын написал повесть о людях, стоящих на пороге смерти, об их последних мыслях, действиях. Время действия ограничено несколькими неделями, место действия- стенами больницы. Одна из ее тем - это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, необразованный; какую бы должность он ни занимал, когда его постигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопоставленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить. Солженицын описывал жизнь в раковом корпусе, в самой страшной из больниц, где лежат люди, обреченные на смерть. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь, за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын, всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой к жизни, поднял множество проблем. Их круг достаточно широк: от смысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назначения литературы.

    Герои и их прототипы. (Слово учителя)

Итак, действие романа в основном происходит в тринадцатом («раковом») корпусе грязной и переполненной больницы при клинике . Солженицын показывает споры, столкновения в вопросах идеологии, борьбу с болезнью, со смертью, внутренний мир обитателей палаты: главного героя ленинградца Олега Костоглотова - фронтовика, бывшего зека, приговорённого к вечной в ; руководителя отдела кадров Павла Русанова - , доносчика; школьника, сироту Дёмку, мечтающего получить высшее образование; молодого учёного-геолога Вадима Зацырко, на пороге смерти работающего над методом определения наличия руд по радиоактивным водам; библиотекаря сельхозтехникума Алексея Шулубина, бывшего научного деятеля отечественной биологии; строителя Ефрема Поддуева, на пороге смерти прочитавшего книгу и задумавшегося о собственной нравственности.

Некоторые персонажи повести имеют реальные прототипы:

Людмила Афанасьевна Донцова («мама») - заведующая лучевым отделением Лидия Александровна Дунаева;

Вера Корнильевна Гангарт - лечащий доктор Ирина Емельяновна Мейке;

Кременцов - старик Кременцов, борода академика Павлова (глава 17);

Елизавета Анатольевна (глава 34) - Елизавета Денисовна Воронянская.

    Проверка знания текста повести .

Узнайте героя повести «Раковый корпус»:

    «Не обрадуешься такому соседству: морда у него была бандитская. Так он выглядел, наверно, от шрама (начинался шрам близ угла рта и переходил по низу левой щеки почти на шею); а может быть от непричёсанных дыбливых чёрных волос, торчавших и вверх и вбок; а может вообще от грубого жёсткого выражения». (Костоглотов глазами Русанова)

    «Он явно прислушивался к своему голосу и при каждом жесте и повороте очевидно видел себя со стороны – какой он солидный, авторитетный, образованный и умный человек. В его родном ауле о нем творили легенды, известен он был и в городе, и даже в газете о нем упоминали иногда». (Низамутдин Бахрамович, главврач)

    «Он и был вполне здоров – в палате ни на что не жаловался, не имел никакого наружного поражения, щеки были налиты здоровою смуглостью, а по лбу – выложен гладкий чубчик. Парень он был хоть куда, хоть на танцы» . (Прошка)

    «Неукладистый, с недочесанной угольной головой, большие руки почти не влезали в боковые маленькие карманчики больничной куртки» . (Костоглотов)

    « Был он крепок в плечах, тверд в ногах и здрав умом. Он не то, что был двужильный, но двухребетный, и после восьми часов мог еще восемь отработать как первую смену». (Ефрем Поддуев)

    «Невысока и очень стройна – казалось очень стройной оттого, что у нее подчеркнуто узко сходилось в поясном перехвате. Волосы ее, немодно положенные узлом на затылок, были светлее черных, но и темней темно-русых – те, при которых нам предлагают невразумительное слово «шатенка», а сказать бы: чернорусые – между черными и русыми». (Доктор Гангарт)

5. Беседа по тексту.

Каков центральный вопрос, ответ на который ищут все герои произведения?

(Он сформулирован названием повести Льва Толстого, случайно попавшей в руки одного из больных, Ефрема Поддуева: «Чем жив человек?»).

О чём спорят центральные герои повести - Олег Костоглотов и Павел Русанов? К каким выводам приводит читателя А.И.Солженицын?

(Показав события повести вначале глазами Русанова, а затем через восприятие Костоглотова, Солженицын дал понять, что постепенно сменится власть, что перестанут существовать Русановы с их «анкетным хозяйством», с их приемами различного предупреждения и будут жить Костоглотовы, которые не принимают такие понятия, как «остатки буржуазного сознания» и «соцпроисхождения»).

Кто в повести является выразителем идей А.И.Солженицына? (Олег Костоглотов).

Солженицын старался показать разные взгляды своих героев на жизнь. Каковы их жизненные принципы?

(На вопрос «Чем жив человек?» каждый герой повести отвечает согласно своим убеждениям, принципам, воспитанию, жизненному опыту. Например, советский номенклатурный работник и доносчик Русанов уверен, что «люди живут: идейностью и общественным благом». Но эту расхожую формулировку он усвоил давно, и мало задумывается даже над ее смыслом. А геолог Вадим Зацырко утверждает, что человек жив творчеством. Ему хотелось бы многое успеть в жизни, завершить свое большое и значимое исследование, осуществлять все новые и новые проекты).

В чем только ни видят смысла жизни герои: в любви, в зарплате, в квалификации, в родных местах и в Боге. На этот вопрос отвечают не только пациенты ракового корпуса, но и врачи-онкологи, борющиеся за жизнь больных, каждый день сталкивающиеся со смертью. Приведите примеры.

(О Гангарт Вере: « Она так хотела, чтоб ее тоже теперь убили! Она сразу же, бросив институт, хотела идти на фронт. Её не взяли... И приходилось жить. Это только и стало у нее: лечить, больные. В этом было спасение».

В последней трети повести появляется герой, заслуживающий особого внимания - Шулубин. Беседа с Шулубиным заставляет Олега Костоглотова задуматься. С предателями, подхалимами, приспособленцами, доносчиками и тому подобными людьми все очевидно и не нуждается ни в каких объяснениях. А вот жизненная правда Шулубина показывает Косоглотову другую позицию. Какова эта позиция?

(Шулубин никогда ни на кого не доносил, не подличал, не пресмыкался перед властью, но однако же никогда и не пытался себя ей противопоставить. Позиция Шулубина на самом деле - всегда позиция большинства. Страх за себя, за свою семью, наконец, страх остаться одному, «вне коллектива» заставлял молчать миллионы).

Ребята, а как вы думаете, чем жив человек?

6. Обобщение.

Повесть «Раковый корпус» является одним из важнейших произведений А.И. Солженицына рязанского периода. Автор ставит в нем вечные проблемы смысла жизни, любви и смерти, нравственности существующего строя, вскрывает источники материальной и духовной скудости послесталинского общества, выявляет, возможно ли исправление и какою ценою оно добывается. В диалогах-спорах автор видит потенциальную возможность излечения раковой опухоли советского социума.

6. Домашнее задание:

Напишите сочинение на тему «В чём, по-вашему, смысл жизни человека?»

К творчеству великого гения, лауреата Нобелевской премии, человека, о котором так много сказано, страшно прикасаться, но я не могу не написать о его повести «Раковый корпус» — произведении, которому он отдал пусть и небольшую, но часть своей жизни, которой его старались лишить долгие годы. Но он цеплялся за жизнь и вынес все тяготы концентрационных лагерей, весь их ужас; он воспитал в себе свои собственные взгляды на происходящее вокруг, не заимствованные ни у кого; эти взгляды он изложил в своей повести.

Одна из ее тем — это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, необразованный; какую бы должность он ни занимал, когда его постигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопоставленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить. Солженицын описывал жизнь в раковом корпусе, в самой страшной из больниц, где лежат люди, обреченные на смерть. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь, за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын, всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой к жизни, поднял множество проблем. Их круг достаточно широк: от смысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назначения литературы.

Солженицын сталкивает в одной из палат людей разных национальностей, профессий, приверженных различным идеям. Одним из таких пациентов был Олег Костоглотов — ссыльный, бывший зек, а другим — Русанов, полная противоположность Костоглотову: партийный деятель, «ценный работник, заслуженный человек», преданный партии. Показав события повести вначале глазами Русанова, а затем через восприятие Костоглотова, Солженицын дал понять, что постепенно сменится власть, что перестанут существовать Русановы с их «анкетным хозяйством», с их приемами различного предупреждения и будут жить Костоглотовы, которые не принимают такие понятия, как «остатки буржуазного сознания» и «соцпроисхождения». Солженицын писал повесть, пытаясь показать разные взгляды на жизнь: и с точки зрения Беги, и с точки зрения Аси, Демы, Вадима и многих других. В чем-то их взгляды схожи, в чем-то расходятся. Но в основном Солженицын хочет показать неправоту тех, кто размышляет, как дочь Русанова, сам Русанов. Они привыкли искать народ где-то обязательно внизу; думать только о себе, не задумываясь о других. Костоглотов — выразитель идей Солженицына; через споры Олега с палатой, через его разговоры в лагерях он раскрывает парадоксальность жизни, а точнее, то, что не было никакого смысла в такой жизни, так же как и нет смысла в той литературе, которую превозносит Авиета. По ее понятиям искренность в литературе вредна. «Литература — чтобы развлечь нас, когда у нас настроение плохое», — говорит Авиета, не понимая, что литература действительно учитель жизни. И если надо писать о том, что должно быть, то, значит, никогда не будет правды, так как никто не может точно сказать, что именно будет. А увидеть и описать то, что есть, может далеко не каждый, и вряд ли Авиета сможет представить хотя бы сотую долю того ужаса, когда женщина перестает быть женщиной, а становится рабочей лошадью, которая впоследствии не может иметь детей. Зоя раскрывает Костоглотову весь ужас гормонотерапии; и то, что его лишают права продолжать себя, ужасает его: «Сперва меня лишили моей собственной жизни. Теперь лишают и права… продолжить себя. Кому и зачем я теперь буду?.. Худший из уродов! На милость?.. На милостыню?..» И сколько бы ни спорили о смысле жизни Ефрем, Вадим, Русанов, сколько бы о нем ни рассуждали, для всех он останется одним и тем же — оставить после себя кого-нибудь. Костоглотов прошел через все, и это наложило свой отпечаток на его систему ценностей, на его понятие жизни.

То, что Солженицын долгое время провел в лагерях, тоже повлияло на его язык и стиль написания повести. Но от этого произведение только выигрывает, так как человеку становится доступным все то, о чем он пишет, он как бы переносится в больницу и сам принимает участие во всем происходящем. Но вряд ли кто-нибудь из нас сможет до конца понять Костоглотова, который везде видит тюрьму, во всем старается найти и находит лагерный подход, даже в зоопарке. Лагерь искалечил его жизнь, и он понимает, что вряд ли ему удастся начать прежнюю жизнь, что дорога назад ему закрыта. И еще миллионы таких же потерянных людей выброшены на просторы страны, людей, которые, общаясь с теми, кто не касался лагеря, понимают, что между ними всегда будет стоять стена непонимания, подобно тому как не понимала Костоглотова Людмила Афанасьевна.

«Мы должны строить Россию нравственную – или уж никакую, тогда и все равно».
«Только вера в человека и дает надежду».
А. И. Солженицын

Александр Исаевич Солженицын (1918–2008) – Нобелевский лауреат по литературе (1970), мощная политическая фигура, человек, на долю которого выпало столько испытаний и потерь, что хватило бы на несколько жизней. Он был студентом, солдатом, зэком, школьным учителем, изгнанником в своем Отечестве. Всегда был неудобен и неугоден власти, жесткая борьба с которой окончилась полным выдворением его из страны. В 1969 году Солженицын был исключен из Союза писателей СССР. Одним из первых поднял тему «сталинских лагерей». Всю жизнь служил русской литературе, а душа его непрестанно болела за русский народ. Даже в эмиграции он мучился вопросами духовного оздоровления российского общества: как нам научиться «жить не по лжи» и при этом не потерять себя.

В творчестве Александра Исаевича, по мысли Н. А. Струве, отразилось одно из самых глубоких христианских откровений – возвышение личности через ее добровольное самоумаление. Мысль по Солженицыну: через самоутверждение человек теряет себя, через самоограничение – вновь обретает. В своем творчестве Солженицын возвеличил способность личности, прошедшей через все ужасы XX столетия, обрести и сохранить себя.

Повесть «Раковый корпус», написанная в 1963–1966 годах, вышла на русском языке в 1968 году в Германии и Франции. И в этом же году в декабре Солженицыну была присуждена французская премия «За лучший иностранный роман». На родине повесть была опубликована только в 1990 году в журнале «Новый мир» (№6–8).

В основу произведения положены переживания, связанные с болезнью, которую диагностировали у писателя в 1952 году. Прогноз врачей был неутешителен, ему оставалось жить всего несколько недель. Боль, страх, отчаяние, невероятная тяжесть собственного бремени, и тоскливое ожидание конца – все эти чувства испытал Солженицын в те дни. В повести автор пытается понять: за что даются такие страдания, которые вынести невозможно. Через тему болезни писатель раскрыл в повести общественно-социальные проблемы тоталитарного государства. У героев возникает идея построить такое общество, отношения в котором будут вытекать из нравственности. Люди в таком обществе научатся сопротивляться физическому нездоровью, ведь если человек духовно целен и крепок, недуг к нему не пристанет. А полное излечение от болезни есть результат чистой совести. Если человек найдет в себе силы для раскаяния в своих неблаговидных поступках, тогда и болезнь от него отступит. Вот такая простая и вместе с тем сложная философия существования. По сути, это христианская философия.

События повести происходят в больничном корпусе № 13, где лежат пациенты со страшным диагнозом «рак». Они сопротивляются болезни по-разному. Одного из героев романа Павла Русанова мучают угрызения совести, ему снятся жертвы его прежних доносов. Другого же - Ефрема Поддуева не оставляют воспоминания о том, как он издевался над рабочими, заставляя их гнуть спину на трескучем морозе. Симпатичный автору Олег Костоглотов, которого еле живого доставили в больницу, все про себя понял, его отчаянное сопротивление болезни дает положительные результаты.

Жизнь, которая сближает людей в палате ракового корпуса, заставляет их задуматься и понять наивысшее предназначение человека, ответить на самый главный вопрос: «Чем человек жив?». А жив он любовью, в самом глобальном понимании этого слова.

Очень трогательно описаны взаимоотношения врача и больного, открытость и душевность врачей, их преданность своему делу, пациентам.

Хочется отметить особенный язык повести Александра Исаевича. Еще в 90-е годы была попытка анализа его авторского словаря. Приведём примеры некоторых слов и выражений: «дела проредились» (сделались), «вомлел в нее глазами» (пристально смотрел), «частокол вопросов», «раковое истомление», «тоску с души сплеснуть» (сбросить), «растеплился он очень» (расчувствовался). Восхищает такое мастерское владение словом и такое бережное и тонкое отношение к чувствам своих героев.

Финал повести пронизан ощущением торжества жизни перед смертью. Герой выходит из больницы и радуется новому дню, весне, любви. В нем живет надежда на окончательное исцеление и на новую жизнь.

Чем сегодняшнего читателя может заинтересовать творчество Солженицына? Искренностью и откровенностью писателя. Александр Исаевич показал в человеке то ценное и незыблемое, что никакое зло не в состоянии разрушить.

Хочется надеяться на то, что, размышляя, мы еще долго будем открывать для себя все новые и новые смыслы в талантливых строках прозаика.

Рецензия на книгу «Раковый корпус» – Александр Солженицын, написанная в рамках конкурса «Книжная полка #1».

До недавнего времени я старался обходить стороной отечественную литературу по необъяснимым даже для меня самого причинам, однако «Раковый корпус» был в моих планах уже давно и располагался на воображаемой «хочу прочитать-полке» в почетных первых рядах. Причиной этому являлось следующее…

В одном лишь названии повести Александра Солженицына сосредоточены необъятный страх, бесконечная боль и горечь, горечь за человека…

Поэтому я не мог пройти мимо. Лучшие книги выворачивают тебя наизнанку. И эта смогла, несмотря на мою готовность, несмотря на то, что я осознавал, как будет тяжело. Произведение Александра Исаевича стало первым, заставившим меня плакать. Усугубило же ситуацию то, что повесть во многом автобиографична. Солженицын — писатель, претерпевший в своей жизни множество тягот и лишений: начиная от войны, ареста, критики и изгнания из страны, и заканчивая онкологическим заболеванием, послужившим основой, не побоюсь этого слова, великого произведения. И именно здесь, в потрескавшихся стенах ракового корпуса, писатель и заключил все свои мысли и переживания, сопровождавшие его на протяжении долгого и тяжелого пути, пути к корпусу номер тринадцать.

«За эту осень я на себе узнал, что человек может переступить черту смерти, ещё когда тело его не умерло. Ещё что-то там в тебе кровообращается или пищеварится - а ты уже, психологически, прошёл всю подготовку к смерти. И пережил саму смерть.»

Именно с такими мыслями человек, однажды услышавший три страшных слова «у вас рак» , переступает порог онкологического отделения. И неважно, стар ты или молод, женщина или мужчина, примерный партиец – дитя системы или арестант, приговоренный к вечной ссылке – болезнь не станет выбирать.

И кажется мне, что весь ужас любой болезни – а уж тем более рака – заключен, несмотря на вышеуказанное смирение, в обычном человеческом неверии, в пресловутом «авось». Все мы, как герои повести Солженицына, пытаемся от нее отмахнуться, откреститься, убедить самих себя в том, что с нами ни при каких обстоятельствах не случится такого горя, которого кругом — кишмя кишит.

«…уж кислородную подушку сосет, уж глазами еле ворочает, а языком все доказывает: не умру! у меня не рак!»

А когда все-таки поверим, а главное примем болезнь – тогда, опять же, смирившись начинаем спрашивать, за что нам такая несправедливость, да роемся в своем прошлом, как в черной яме и пытаемся в потемках во имя оправдания найти не менее черную гниль, от которой на нас эта смертельная болячка и сошла. Вот только не находим ничего, потому что, повторюсь, болезни все равно. И мы ведь знаем это. Но, думается, такова наша человеческая натура – всему искать оправдание. Оправдание для себя одного, и плевать на остальных…

«Свои беды каждому досадней.»

Своя беда и своя дорога приводят в тринадцатый корпус каждого из героев «солженицынской» повести. Поражает, до чего же разных людей может в один прекрасный (или не очень) день свести судьба. В такие моменты действительно начинаешь в нее верить. Так встречаются здесь, в раковом корпусе, Русанов и Костоглотов – два разных выходца одной мощнейшей системы. Павел Николаевич Русанов – ее адепт, ярый приверженец. Олег Костоглотов – жертва, человек, вынужденный волочить свое существование в ссылках и лагерях (до чего же говорящая фамилия!). Но главное не то, где они встречаются (раковый корпус здесь выступает лишь в качестве декораций, если позволите). Важнее здесь, конечно же, когда ! 50-ые годы – переломный момент в истории Союза, и, что существеннее, в истории двух конкретных людей – Русанова и Костоглотова. Смерть Сталина, зарождающиеся разговоры о разоблачении культа личности, смена власти – все это ярко выражено в их реакциях: что для одного – неминуемый крах, едва ли не конец жизни, а для другого – долгожданный путь к освобождению.

И когда посреди палаты безнадежно больных разгораются бесполезные распри о режиме, ломающем судьбы, когда один готов донести властям на другого «если бы только они были в другом месте», когда согласный с тобой одновременно желает и спорить – тогда так правильно и своевременно, хоть и через силу, звучит хриплый голос соседа Ефрема:

«Для чего люди живы?»

И, несмотря на нелюбовь и конфликты, объединившись перед лицом смерти, каждый ответит на вопрос по-своему, если, конечно, вообще сможет ответить. Одни скажут – продовольствием продуктовым да вещевым, другой – тот, что самый молодой, Дёмка – воздухом да водой, кто-то – квалификацией или Родиной, Русанов – общественным благом да идейностью. А правильный ответ ты навряд ли найдешь. Его и не стоит искать. Я думаю, он сам однажды найдет тебя.

Тяжело. Мне искренне тяжело осознавать то, как человек, находясь на пороге смерти, может хоть на минуту задуматься о смысле жизни. И так со всей повестью: и читается легко, и неспешно плывешь по строкам, и хочется читать, читать, читать, а как представишь больного, взглянешь в его пустые глаза, прислушаешься к словам, окунешься в омут его беспорядочных, может быть, неправильных, но до безумия сильных мыслей – так слезы и наворачиваются, и останавливаешься, словно опасаясь продолжать.

Но есть маленькая нить, протянувшаяся до самого финала повести, которая, кажется, и создана для того, чтобы спасти. Конечно же, речь о любви. О любви простой и настоящей, без прикрас, о любви несчастной и противоречивой, но необыкновенно теплой, о любви горькой и недосказанной, но все-таки спасительной.

И потому хочется сказать, что жизнь побеждает, и хочется преисполниться великой надеждой, а потом перед глазами смертельно больной человек, его толстая история болезни, метастазы и справка с надписью tumor cordis, casus inoperabilis (опухоль сердца, случай, не поддающийся операции). И слезы.

В завершении, уже покинув раковый корпус, хочу сказать, что я благодарен Александру Исаевичу за одну бережно поднесенную мысль, в которой я разглядел свое отношение к литературе, но, к счастью, не к людям. Ее я обязан переварить.

— А что такое идолы театра?

— Ох, как это часто!

— А иногда — что и сам пережил, но удобнее верить не себе.

— И таких я видел…

— Ещё идолы театра — это неумеренность в согласии с доводами науки. Одним словом, это — добровольное принимаемые заблуждения других.

Не могу не добавить, что испытывал перед книгой и писателем неискоренимое чувство стыда во время перерывов в чтении. «Раковый корпус» — тяжелая повесть, именно поэтому покидать ее и возвращаться в реальный «легкий» мир было неловко, повторюсь, стыдно, но это нужно было делать по понятным причинам.

Раковый корпус – это то место, в которое, увы, излеченные люди часто возвращаются. К книге же я, скорее всего, не вернусь. Не смогу. И не каждому посоветую ее читать. Но знакомство с Александром Исаевичем Солженицыным, пожалуй, продолжу. Позже.

Сочинение

В «Раковом корпусе» на примере одной больничной палаты Солженицын изображает жизнь целого государства. Автору удается передать социально – психологическую ситуацию эпохи, ее своеобразие на таком малом, казалось бы, материале, как изображение жизни нескольких раковых больных, волею судьбы оказавшихся в одном больничном корпусе. Все герои - это не просто разные люди с разными характерами; каждый из них является носителем определённых типов сознания, порожденных эпохой тоталитаризма. Важно и то, что все герои предельно искренни в выражении своих чувств и отстаивании своих убеждений, так как находятся перед лицом смерти.

Олег Костоглотов, бывший зек, самостоятельно пришел к отрицанию постулатов официальной идеологии. Шулубин, русский интеллигент, участник Октябрьской революции, сдался, внешне приняв общественную мораль, и обрек себя на четверть века душевных терзаний. Русанов предстает как «мировождь» номенклатурного режима. Но, всегда че��ко следуя линии партии, он зачастую пользуется данной ему властью в личных целях, путая их с общественными интересами. Убеждения этих героев уже вполне сформировались и неоднократно проверяются в ходе дискуссий. Остальные герои в основном являются представителями пассивного большинства, принявшего официальную мораль, но они либо равнодушны к ней, либо отстаивают ее не так рьяно. Все произведение представляет собой некий диалог сознании, отражающий почти весь спектр жизненных представлений, характерных для эпохи. Внешнее благополучие системы не означает, что она лишена внутренних противоречий. Именно в этом диалоге автор видит потенциальную возможность излечения той раковой опухоли, которая поразила все общество.

У Рожденные одной эпохой, герои повести делают разный жизненный выбор. Правда, не все они осознают, что выбор уже сделан. Ефрем Поддуев, проживший жизнь так, как он хотел, понимает вдруг, обратившись к книгам Толстого, всю пустоту своего существования. Но это прозрение героя слишком запоздалое. В сущности, проблема выбора встает перед каждым человеком ежесекундно, но из множества вариантов решения лишь один верен, из всех жизненных дорог лишь одна по сердцу. Необходимость выбора осознает Демка, подросток на жизненном перепутье. В школе он впитал официальную идеологию, но в палате он ощутил ее неоднозначность, услышав весьма противоречивые, порой исключающие друг друга высказывания своих соседей. Столкновение позиций разных героев происходит в бесконечных спорах, затрагивающих как бытовые, так и бытийные проблемы. Костоглотов - боец, он неутомим, он буквально набрасывается на своих противников, высказывая все то, что наболело за годы вынужденного молчания. Олег легко парирует любые возражения, так как его доводы выстраданы им самим, а мысли его оппонентов чаще всего внушены господствующей идеологией. Олег не принимает даже робкой попытки компромисса со стороны Русанова. А Павел Николаевич и его единомышленники оказываются неспособны возразить Костоглотову, ибо они не готовы сами защищать свои убеждения. Это за них всегда делало государство.

Русанову не хватает аргументов: он привык сознавать собственную правоту, опираясь на поддержку системы и личную власть, а здесь все равны перед лицом неминуемой и близкой смерти и друг перед другом. Преимущество Костоглотова в этих спорах определяется еще и тем, что он говорит с позиции живого человека, а Русанов отстаивает точку зрения бездушной системы. Шулубин лишь изредка высказывает свои мысли, отстаивая идеи «нравственного социализма». Именно к вопросу о нравственности существующего строя и стягиваются в конечном итоге все споры в палате. Из беседы Шулубина с Вадимом Зацырко, талантливым молодым ученым, мы узнаем, что, по мнению Вадима, наука ответственна лишь за создание материальных благ, а нравственный аспект ученого не должен волновать.Разговор Демки с Асей раскрывает сущность системы образования: с детства учеников приучают думать и действовать «как все». Государство с помощью школы учит неискренности, прививает школьникам искаженные представления о морали и нравственности. В уста Авиэтты, дочери Русанова, начинающей поэтессы, автор вкладывает официальные представления о задачах литературы: литература должна воплотить образ «счастливого завтра», в котором реализуются все надежды сегодняшнего дня. Талант и писательское мастерство, естественно, не идут ни в какое сравнение с идеологическим требованием. Главное для писателя - отсутствие «идеологических вывихов», поэтому литература становится ремеслом, обслуживающим примитивные вкусы масс. Идеология системы не предполагает создание нравственных ценностей, по которым тоскует Шулубин, предавший свои убеждения, но не разуверившийся в них. Он понимает, что система со смещенной шкалой жизненных ценностей нежизнеспособна. Твердолобая самоуверенность Русанова, глубокие сомнения Шулубина, непримиримость Костоглотова - разные уровни развития личности при тоталитаризме. Все эти жизненные позиции продиктованы условиями системы, которая таким образом не только формирует из людей железную опору для себя, но и создает условия для потенциального саморазрушения.

Все три героя - жертвы системы, так как она лишила Русанова способности самостоятельно мыслить, заставила Шулубина отказаться от своих убеждений, отняла свободу у Костоглотова. Всякий строй, угнетающий личность, уродует души всех своих подданных, даже тех, кто служит ему верой и правдой. 3. Таким образом, судьба человека, по мысли Солженицына, зависит от того выбора, который делает сам человек. Тоталитаризм существует не только благодаря тиранам, но и благодаря пассивному и равнодушному ко всему большинству, «толпе». Только выбор истинных ценностей может привести к победе над этой чудовищной тоталитарной системой. И возможность для такого выбора есть у каждого.