Государство

Проблематика произведения Г. Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества

На примере истории одного города и одной семьи Маркес задаёт вопросы о больших течениях жизни - насколько больших, что их нельзя увидеть изнутри одной жизни, а только в масштабах нескольких поколений. Условно говоря, это попытка разобраться, как всё на самом деле происходит, и почему оно происходит именно так - потому что люди, охваченные этими течениями, разделены, каждый своим собственным одиночеством, и даже соберись они все вместе, они не смогли бы договориться между собой.

История Макондо и семьи Буэндиа - это история повторений, возвращений и отражений, в которой люди, которых называют одинаковыми именами, совершают одни и те же ошибки. Она почти полностью мифологизирована, так что всё, происходящее перед читателем - это уже заранее интерпретация, предающая память рассказчика, а в интерпретации не может быть разделения между историей и мифом. Даже сам Макондо, основанный, когда у вещей ещё не было названий - это скорее временной промежуток, нежели место на карте.

И как следствие, люди Макондо никогда не знают своего полного настоящего. Их история становится хронологией утери собственного контекста, их попытки угадать своё будущее проясняются только пост-фактум уже другими людьми. Они разобщены потому, что не могут собрать цельную картину происходящего, и они не могут собрать цельную картину происходящего потому, что разобщены. Так, каждое новое поколение жителей Макондо смотрит на себя во всё более и более кривое зеркало, приближая город к давно (и незаметно) предсказанному финалу: "Первого в роду к дереву привяжут, последнего в роду съедят муравьи".

В итоге оказывается, что в романе нет никакой мистики, ничего сверхъестественного. То, что происходящее оборачивается именно таким образом - всего лишь еще одно отражение, задающее вопросы, на которые нельзя ответить, потому что им не на что опереться. Роман не дарит вам иллюзии, что после его прочтения вы что-то теперь знаете о жизни. Напротив: вы точно такое же семечко в потоке, точно так же несёте на себе историю своей семьи и своей страны, и большие течения жизни так же недостижимы для вас, как и для членов семьи Буэндиа.

Что привлекает людей в романе "Сто лет одиночества"? Их привлекает именно то, что разрушает Макондо.

Эта книга - она как слепок со всей мировой истории, показывает на примере одного семейства, что от корней не уйти, что все в этом мире повторяется и возвращается на круги своя, что сын не сможет далеко уйти от отца и так или иначе продолжает его судьбу, унаследовав при этом его характер. Все повторяется и возвращается. Мелькиадес говорит - Привяжу первого в роду к дереву, последнего унесут муравьи. До Маркеса никто об этом не писал. Маркес - первооткрыватель (не зря ему Нобелевскую премию дали)При этом все время присутствует магия, волшебство мира, когда люди жили в гармонии с природой, случались чудеса, что вымысел очень трудно было отделить от реальности, что политика это все-таки не главное, что главное - люди, которых в этом эпическом произведении великая масса. Маркес открыл новую литературную форму, он поэтическим языком воспел свой народ, всю латинскую америку. Поэтому он заслуживает уважения и ценится всеми, кто разбирается в литературе. Каждый народ интересен именно своей жизнью, своим укладом, сказками, прибаутками, фольклором. Маркес вдохнул в кризисную литературу, задохнувшуюся в тежеловесном критическом реализме буйство магических красок. Я сам не фанат латиноамериканской прозы. Но и Кортасару и Борхесу и Вальосе предпочту Маркеса. Он мне близок, в нем очень много мудрого, того, что открывает тебе глаза, проясняет некие механизмы твоего существования, песчинки в океане песка, тщете и тлене жизни.

Первое поколение

Хосе Аркадио Буэндиа

Основатель семейства Буэндиа - волевой, упрямый и непоколебимый. Основатель города Макондо. Имел глубокий интерес к устройству мира, наукам, техническим новинкам и алхимии . Хосе Аркадио Буэндиа сошёл с ума, ища философский камень и в конечном счёте забыл родной язык, начав говорить на латыни. Его привязали к каштановому дереву во дворе, где он встретил свою старость в компании призрака Пруденсио Агиляра, убитого им в молодости. Незадолго до смерти, его жена Урсула снимает с него верёвки и освобождает мужа.

Урсула Игуаран

Жена Хосе Аркадио Буэндиа и мать семейства, которая воспитала большинство членов своего рода вплоть до праправнуков. Твердо и строго управляла семьёй, заработала изготовлением леденцов большую сумму денег и перестроила дом. В конце жизни Урсула постепенно слепнет и умирает в возрасте около 120 лет. Но помимо того, что она всех воспитала, и зарабатывала, в том числе, и выпечкой хлеба, Урсула была едва ли не единственным членом семьи, обладавшим здравым умом, деловой хваткой, умением выживать в любой ситуации, сплачая всех и безграничной добротой. Если б не она, являвшая стержнем всей семьи, неизвестно, как бы и куда бы повернулась жизнь семьи.

Второе поколение

Хосе Аркадио

Хосе Аркадио - старший сын Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы, унаследовавший от отца упрямость и импульсивность. Когда в Макондо приходят цыгане, женщина из табора, которая видит обнажённое тело Хосе Аркадио, восклицает, что она никогда не видела такого большого мужского полового члена , как у Хосе. Любовницей Хосе Аркадио становится знакомая семьи Пилар Тернера, которая беременеет от него. В конечном счёте он оставляет семейство и отправляется вслед за цыганами . Возвращается Хосе Аркадио через много лет, в течение которых он был моряком и несколько раз совершил кругосветное путешествие. Хосе Аркадио превратился в сильного и угрюмого человека, чьё тело с ног до головы изрисовано татуировками . По возвращении он сразу же вступает в брак с дальней родственницей, Ребекой (воспитывавшейся в доме его родителей, и успевшей вырости, покуда он бороздил по океанам), но за это его изгоняют из дома Буэндиа. Он живёт на окраине города у кладбища, и, благодаря махинациям сына - Аркадио, является владельцем всей земли в Макондо. Во время захвата города консерваторами Хосе Аркадио спасает брата, полковника Аурелиано Буэндиа, от расстрела, но вскоре сам загадочно погибает.

Солдаты времён гражданской войны в Колумбии

Полковник Аурелиано Буэндиа

Второй сын Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы. Аурелиано часто плакал в утробе матери и родился с открытыми глазами. С детства проявилась его предрасположенность к интуиции, он точно чувствовал приближение опасности и важных событий. Аурелиано унаследовал от отца задумчивость и философскую натуру, изучал ювелирное дело . Женился на малолетней дочери алькальда Макондо - Ремедиос, но она скончалась, не достигнув совершеннолетия. После начала гражданской войны полковник присоединился к либеральной партии и дослужился до должности главнокомандующего революционных сил Атлантического побережья , но отказался принять звание генерала до свержения партии консерваторов. В течение двух десятилетий поднял 32 вооружённых восстания и все их проиграл. Потеряв весь интерес в войне, в году он подписал Неерландский мирный договор и выстрелил себе в грудь, но чудом выжил. После этого, полковник возвращается к себе домой в Макондо. От любовницы брата - Пилар Тернеры у него родился сын Аурелиано Хосе, а от 17-ти других женщин, которых ему приводили во время военных походов - 17 сыновей. В старости полковник Аурелиано Буэндиа занимался бессмысленным изготовлением золотых рыбок и умер, мочась у дерева, под которым его отец Хосе Аркадио Буэндиа был связан в течение многих лет.

Амаранта

Третий ребенок Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы. Амаранта растёт вместе со своей троюродной сестрой Ребекой, они одновременно влюбляются в итальянца Пьетро Креспи, тот отвечает взаимностью Ребеке, и с тех пор она становится злейшим врагом Амаранты. В минуты ненависти Амаранта даже пытается отравить соперницу. После того, как Ребека выходит замуж за Хосе Аркадио, она теряет всякий интерес к итальянцу . Позднее Амаранта отвергает и полковника Геринельдо Маркеса, оставшись в итоге старой девой. В неё были влюблены и мечтали о сексе с ней племянник Аурелиано Хосе и правнучатый племянник Хосе Аркадио. Но умирает Амаранта девственницей в глубокой старости, в точности как ей предсказала цыганка - после того, как она закончила вышивать погребальный саван.

Ребека

Ребека - сирота , которую удочерили Хосе Аркадио Буэндиа и Урсула. Ребека пришла в семью Буэндиа в возрасте около 10 лет с мешком, в котором были кости ее родителей, которые являлись двоюродными родственниками Урсулы. Сначала девочка была чрезвычайно робкой, почти не разговаривала и имела привычки есть землю и извёстку со стен дома, а также сосать свой палец. Когда Ребека взрослеет, её красота пленяет итальянца Пьетро Креспи, но их свадьба постоянно откладывается из-за многочисленных трауров. В итоге эта любовь делает её и Амаранту, которая также влюблена в итальянца, злейшими врагами. После возвращения Хосе Аркадио, Ребека выходит наперекор воле Урсулы за него замуж. За это влюблённую пару изгоняют из дома. После смерти Хосе Аркадио, Ребека, озлобившись на весь мир, запирается в доме в одиночестве под заботой своей служанки. Позднее 17 сыновей полковника Аурелиано пытаются отремонтировать дом Ребеки, но им удаётся лишь обновить фасад , входную дверь им не открывают. Умирает Ребека в глубокой старости, со своим пальцем во рту.

Третье поколение

Аркадио

Аркадио - незаконнорожденный сын Хосе Аркадио и Пилар Тернеры. Он - школьный учитель, однако берёт на себя руководство Макондо по требованию полковника Аурелиано, когда тот покидает город. Становится деспотичным диктатором. Аркадио старается искоренить церковь, начинаются гонения на живущих в городе консерваторов (в частности на дона Аполинара Москоте). Когда он пытается казнить Аполинара за ехидное замечание, Урсула высекает его и захватывает власть в городе. Получив информацию о том, что силы консерваторов возвращаются, Аркадио принимает решение бороться с ними теми силами, что есть в городе. После поражения либеральных войск был казнён консерваторами.

Аурелиано Хосе

Незаконнорожденный сын полковника Аурелиано и Пилар Тернеры. В отличие от двоюродного брата Аркадио, знал тайну своего происхождения и общался с матерью. Был воспитан тёткой, Амарантой, в которую был влюблён, однако не смог её добиться. Одно время сопровождал отца в его походах, участвовал в боевых действиях. Вернувшись в Макондо, был убит в результате неповиновения властям.

Другие сыновья полковника Аурелиано

Полковник Аурелиано имел 17 сыновей от 17-ти разных женщин, которых посылали к нему во время его походов «для улучшения породы». Все они носили имя отца (но имели разные прозвища), были крещены бабушкой, Урсулой, но воспитывались матерями. Впервые собрались все вместе в Макондо, узнав о юбилее полковника Аурелиано. Впоследствии четверо из них - Аурелиано Печальный, Аурелиано Ржаной, и двое других - жили и работали в Макондо. 16 сыновей были убиты в одну ночь в результате правительственных интриг против полковника Аурелиано. Единственный из братьев, кто сумел спастись - Аурелиано Влюблённый. Он долго скрывался, в глубокой старости просил убежища у одних из последних представителей рода Буэндиа - Хосе Аркадио и Аурелиано - но они отказали ему, так как не узнали. После этого был убит и он. Всем братьям стреляли в пепельные кресты на лбу, которые нарисовал им падре Антонио Исабель, и которые они не смогли смыть до конца жизни.

Прочтение “Сто лет одиночества” получилось волей случая. Сам, наверное, я бы никогда не добрался к этой книге, но отказать в прочтении я не смог.

А теперь к сути. Более ровного повествования я пока не встречал. В нем нет ни взрывов, ни упадка. Повествование как водная гладь в штиль. Все колебания происходят внутри Вас. С одной стороны тяжело заставить себя читать абсолютно гладкий роман, но что-то заставляет двигаться дальше по канве сюжета.

Канва сюжета.. Это не простая цепочка событий, а кольчуга персонажей, судеб, рассвета и заката поколений, которые переплетены хитросплетениями нелегкой судьбы. В этом есть и плюс (много историй сплетаются в цельный узор) и минус (большое количество персонажей и не всегда возможно сходу определить о ком речь) этой книги.

На персонажах стоит остановиться отдельно. Роман напоминает колесо Сансары, а с учетом того, что все имена повторяются и поколения накладываются на поколения это впечатление только крепнет. Участники событий живут в этой книге. Они ни хорошие и плохие. Они живут.. Тут нет привычных добра и зла, нет борьбы добра со злом. Даже гражданская война в. конечном итоге. выливается не в войну за идеалы, а обычную резню за власть. Заметил за собой, что в момент когда персонаж только вводится в рассказ, возникает мысль: “Как же он может быть одинок, какие же у него могут быть проблемы? Уж он точно должен быть счастлив! ”. Но чем дальше автор раскрывает их душу и внутренние терзания- тем больше не можешь определиться со своим отношением к персонажу. С одной стороны отдаляешься от него за счет его пороков и поступков, а с другой сопереживаешь всеми фибрами души за то, что он переживает внутри себя. За счет этих качелей эмоций и читаешь дальше. Еще один фактор не давший мне забросить роман.

В романе поднимаются и затрагиваются темы о которых не говорят в открытую. Но должен отдать должное автору- он мастерски их использует. Они присутствуют не для того чтобы просто быть, а чтобы раскрыть персонажей со всех сторон. На них не делается акцент- они служат декорациями в которых существуют герои.

Основная легенда которая идет сквозь всю книгу- от противоестественных родственных связей рождаются дети со свиным хвостом. То есть, идет вырождения рода. За этим скрыта основная идея одиночества. Все персонажи одиноки. Нет, не так. Они ОДИНОКИ. От этой нелегкой судьбы они ищут спасения вопреки всему и здравому смыслу в том числе. Хоть мы и можем наблюдать, что из поколения в поколение это не приносит ничего кроме проблем и несчастий, они упорно продолжают ходить по кругу из разбросанных граблей в попытке найти ту тихую гавань душевного спокойствия.

Отдельной строкой стоит отметить налет мистицизма. Чего только стоят тени предков гуляющие по дому. А как вы отнесетесь к аллюзиям на всемирный потоп? Или сверхъестественным способности отдельных персонажей? Но что самое интересное- порой эти проявления даже не замечаешь! Они поданы под соусом обыденности и приправлены рутиной. По идее, при проявлении мистики должна была быть буря эмоций и переживаний у персонажей, но нет! Это подано в таком виде, что все происходящее уже и самому читателю не кажется мистикой. Просто у Вас в чулане каждый день сидит призрак умершего, что в этом такого?

А теперь попробую подытожить полотно, что я накатал и что не смог выразить словами..

Книга она есть. Как бы ни смешно это не звучало. Сказать, что ее должен прочесть каждый? Нет, не могу. Сказать, что тратить на нее время бессмысленно? Тоже нет. Я думаю каждый кто ее прочтет найдет в ней отголосок себя, а кто так и не обнаружит- счастливый человек. По правде говоря, не слишком я жалую книги, которые надо читать между строк, но данный роман на удивление зашел. Желание отбросить книгу чередовалось с запойным чтением,а не приязнь к героям- симпатией и сочувствием. Ну и вишенкой на торте- кисло-сладкое ощущение тоски...

Введение

Рафаэль Гарсиа Маркес - латиноамериканский колумбийский писатель. "Магический реализм" - вот основной элемент творчества Маркеса. Рафаэль Гарсиа Маркес верил, что наш мир - это настоящее, в котором реальное объединено с фантастикой. Людям нужно только не закрывать глаза на то, что существует кругом. Ведь наши вымыслы не такие уже и вымыслы - это наша жизнь.

Реализм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.

"Магический реализм" - это реализм, в котором органически объединяются элементы реального и фантастического, бытового и мифического, действительного и мысленного, таинственного. Магический реализм присущий латиноамериканской литературе.

Анализ романа Г. Маркеса "Сто лет одиночества". "Реальное фантастическое" в романе

Основами латиноамериканского магического реализма являются верования, мышление доколумбовых индейских цивилизаций, таких как: ацтеки, майя, чибча, инки. Уже в произведениях, имеющих индейские корни, будто написанные самими индейцами, будь то испанскими писателями - историками, священниками, солдатами, сразу после Конкисты, встречаются все составляющие чудесной реальности.

Маркес в детстве жил в доме, населенном чудаками и привидениями, и перенес эту атмосферу на страницы своих романов. Фантастические элементы магического реализма могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда не объясняются. Используя необыкновенно пестрый, локальный, чувственный материал латиноамериканской действительности, писатель показывает универсальные реалии человеческого существования. Прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим. Персонажи контрастируют друг с другом. Магический реализм Маркеса характеризуется неограниченной свободой, сращивает сферу приземленного быта и сферу сокровенного духовного мира.

Известным всему миру магический реализм стал именно благодаря роману Маркеса "Сто лет одиночества".

Автор вспоминал: "Уж не знаю почему, но дом наш был чем-то вроде консультации по всем чудесам, случавшимся в городе. Всякий раз, как происходило что-нибудь такое, чего никто не понимал, обращались сюда, и обычно тетка давала ответы на любые вопросы. Вот и тогда (речь идет о случае, когда соседка принесла необычное яйцо с наростом) она глянула на соседку и сказала: "А-а, да ведь это яйца василиска. Запалите очаг во дворе...". Я полагаю, что именно эта естественность дала мне ключ к роману "Сто лет одиночества", где самые чудовищные, самые невероятные вещи рассказываются с тою же невозмутимостью, с какой моя тетка приказала сжечь во дворе яйцо василиска - существа, о котором никто ничего не знал". В известном смысле роман "Сто лет одиночества" перенес на страницы книги детство Маркеса. Естественное и необычное, обыденное и чудесное, соединяясь воедино, составляют суть его творчества. Маркес повествует о привычном и чудесном, стремится сделать правдоподобным невероятное, поставить его в один ряд с обыденным и тем самым сделать невероятное обычным. Это притча о абсолютно реальной жизни наполненной чудесами, которые человек разучился видеть из-за своих "очков обыденности".

Гениальное соединение сказки, притчи, пророчества и глубокой философии в одном романе - это одна из составляющих которые принесли Маркесу всемирную славу титана мировой литературы и Нобелевскую премию.

Роман "Сто лет одиночества" - история шести поколений рода Буэндиа, завершающаяся гибелью последнего представителя этого рода. Этот роман - традиционная современная семейная хроника, и столетняя история городка Макондо, и отражение особенностей бытия Латинской Америки. Действие романа начинается в 30-е годы XIX в. и охватывает столетнюю историю развития городка, Колумбии, Латинской Америки, всего человечества на примере одного рода. В художественную концепцию Маркеса входит идея неестественности одиночества, его разрушительности для личности. Первое поколение героев романа, относящееся к началу XIX в., проникнуто ренессансным гедонизмом и авантюризмом. Затем в жизни следующих поколений семьи проявляются черты постепенной деградации.

Время в романе не восходит вверх, не идет ни линейно, ни по кругу (не возвращается на круги своя), а движется по свертывающейся спирали, история идет вспять, регрессирует. Игра со временем, проявление реальности через необычное движение времени - характерная особенность магического реализма.

В романе "Сто лет одиночества" мы видим не только изображение быта, социальных условий и мифологии Америки: в нем есть также то, что гораздо труднее перенести в художественное повествование, - изображение моральной неприкаянности американца, точный портрет отчуждения, которое разъедает индивидуальную, семейную и коллективную жизнь наших стран. В этом проявляется актуальность произведений Маркеса и в наше время. Он сознательно делает ставку не на элитарного, а на массового читателя - не случайно он обращался к написанию сценариев для телесериалов.

Кульминация трагизма в романе - это изображение сцены расстрела в конце эпохи "банановой лихорадки" трех тысяч забастовщиков. Когда чудом спасшийся и выбравшийся из-под трупов один из героев (Хосе Аркадио) рассказывает о случившемся, ему никто не верит. Здесь характерна ложь властей о судьбе трех тысяч забастовщиков и леность и нелюбопытство ума народа, не желающего верить в очевидное и верящего в официальные заявления правительства.

Ураган разрушает Макондо - тот мир, который создал Маркес. Это последнее чудо романа. Гибель Макондо апокалиптична, но эта гибель обещает появление чего то нового.

Термин «магический реализм», впервые предложенный немецким искусствоведом Францем Ро применительно к живописи, а затем поддержанный Ортегой-и-Гассетом, в настоящее время определяет одно из наиболее интересных направлений латиноамериканской прозы.

говоря о магическом реализме как о литературном направлении, мы имеем в виду прежде всего некий сплав действительного и вымышленного, обыденного и сказочного, очевидного и чудесного.

Одно из самых ярких произведений магического реализма – роман колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» – стал, в некотором роде, олицетворением всего литературного направления. Этот роман не только занимает центральное место в творчестве Маркеса, но и становится кульминацией так называемого бума латиноамериканского романа. Столетняя история рода Буэндиа, изображенная на фоне огромного количества ярких второстепенных персонажей, – это цельное историческое полотно, отражающее историю Колумбии, Латинской Америки, человеческой цивилизации в целом. Главное смыслообразующее начало романа заключается уже в самом его названии. «Сто лет» на уровне объективном – это действительно описании примерно ста лет истории Колумбии, на уровне же художественной образности это же словосочетание имеет уже метафорический смысл и обозначает замкнутость, вечность. Второй компонент названия – «одиночество». Сам Маркес обращал внимание на то, что жители Карибского бассейна – носители внутреннего одиночества. В романе же одиночество – это некая неполноценность, свойственная героям, неспособность к любви, невозможность гармоничного существования. Мир «Ста лет одиночества» сложен и неоднороден, автор практически не дает оценки описываемым событиям, здесь нет безусловно положительных или безусловно отрицательных персонажей, герои – скорее, полу-архетипические образы. Магия, магическое – одни из ключевых понятий для романа, но понятия эти ключевые для всей латиноамериканской действительности. В этом смысле «Сто лет одиночества» – не выдумка, а художественно переработанное отражение реальности. И все же, несмотря на слитность и даже реальность чудесного, в «Сто лет одиночества» можно выделить, пусть и несколько условно, четыре категории, четыре отдельных художественных мира, благодаря которым мы считает «Сто лет одиночества» одним из наиболее ярких произведений магического реализма. Эти категории: время, место действия, герои и непосредственно происходящие события. Время в романе имеет сложную поступательно-возвратную природу, здесь совмещены два типа времени: линейное и циклическое. Цикличность художественного времени романа вполне очевидна, собственно, об этом напрямую говорится в тексте. «…история этой семьи представляет собой цепь неминуемых повторений, вращающееся колесо, которое продолжало бы крутиться до бесконечности, если бы не все увеличивающийся и необратимый износ оси» (312). Движение времени по кругу подчеркивается и использованием одних и тех же имен в разных поколениях семьи Буэндиа, причем каждое имя обладает своим собственным набором гипертрофированных качеств, присущих его носителям, и каждый вояка Аурелиано не похож на каждого мечтателя Хосе Аркадио. В романе совершенно очевидно представлена и такая черта мифологического времени, как деление времени на мифологические эпохи, которые могут завершаться грандиозными катастрофами, уничтожающими мир. Жизнь Макондо выстраивается как смена эпох (эпоха первотворения, исхода, эпоха дождя, засухи, владычества банановой компании и т.д.), а завершается космический цикл, как и положено в мифологии, катастрофой, стирающей Макондо с лица земли. По мнению Кофмана, «использовав модель замкнутого пространства и мифологического времени, Габриэль Гарсиа Маркес смог создать универсальную эсхатологическую метафору истории рода человеческого». Но время в «Сто лет одиночества» не только движется по кругу; у него есть еще одно свойство – замедляться и даже останавливаться. Маркес сознательно «убыстряет» время, рассказывая все более и более кратко о каждом следующем поколении Буэндиа. Но, что удивительно, даже в одну и ту же эпоху оно течет по-разному, оно может «застрять» в какой-нибудь комнате, как это произошло в комнате Мелькиадеса, где всегда март и всегда понедельник. «Сто лет одиночества» – роман, густо населенный персонажами. Именно герои, их непредсказуемость, трагичность и одиночество и создают неповторимый колорит романа. С одной стороны, «перенаселение» романа персонажами, отражающимися друг в друге, наслаивающимися друг на друга эпизодами, драматическими событиями призвано создать образ искаженного мира, с другой стороны, именно эта зашкаливающая за любые пределы «ненормальность», напротив, заставляет читателя поверить в возможность происходящего. почти каждый персонаж «Ста лет одиночества» необычен, таинственен, фантастичен, он – носитель магических черт характера или, по крайней мере, с ним происходят чудесные события. Достаточно вспомнить, что Хосе Аркадио может предсказывать будущее и разговаривать с призраком убитого им в юности Пруденсио Агиляра, не говоря уже о том странном факте, что большую часть жизни он проводит привязанным к дереву в патио, и так до конца и не ясно, жив он или уже нет. Урсула, его жена, – едва ли не ключевой персонаж романа, та самая ось, вокруг которой вращается и действие, и время. Она долгожительница, и это тоже более чем необычно. И, разумеется, ей, так же как и мужу, дано общаться с покойными. Именно Урсула становится свидетельницей чудесного вознесения Ремедьос Прекрасной. Но, пожалуй, самый фантастический персонаж романа – цыган Мелькиадес, умерший в болотах Амазонии, но вернувшийся к жизни под тем совершенно естественным предлогом, что ему стало скучно. Вскоре он целиком отдается единственному занятию – предсказанию дальнейшей судьбы рода Буэндиа и городка Макондо. Особое место в определении структуры магического в «Ста лет одиночества» имеют мифы, причем как языческие, так и христианские. Сюжетную основу «Ста лет одиночества» составили обобщенные и пропущенные через призму фольклорных представлений библейские предания, вместе с тем здесь же мы найдем черты и древнегреческой трагедии, и романа-эпопеи. Сама атмосфера романа магическая. Чрезмерность и излишества являются здесь нормой повседневности. Тут есть летающие ковры, на которых катаются дети, эпидемии бессонницы и беспамятства, бессмертные военачальники, несмываемые со лбов пепельные кресты, возносящиеся на небо женщины. И все же, какой был магической не была реальность, созданная воображением Габриэля Гарсиа Маркеса, – это все-таки именно реальность. «Главное величие этой книги, – писал Марио Варгас Льоса, – состоит именно в том, что все в ней: действие и фон, символы и колдовство, предзнаменования и мифы – глубоко уходит корнями в реальность Латинской Америки, ею питается и в преобразованном виде отражает ее точно и беспощадно». Действительно, как может фантастический роман быть таким точным отражением реальности? Дело в первую очередь в особом языке и взгляде, выбранном Маркесом, - сухом, слегка отстраненном и ничему на свете не удивляющемуся. О самых невероятных событиях он пишет едва ли не с подробностями газетного репортера. Он смешивает таинственное и каждодневное, благодаря чему невероятные события уже не кажутся совсем уж невозможными. Это смешение мы наблюдаем в наиболее показательном примере левитации – вознесении Ремедьос Прекрасной. Сам факт исчезновения в небе Ремедьос не кажется неправдоподобным благодаря очень «земной» детали – тем простыням, на которых она улетела. Один из наиболее интересных и до сих пор не решенных вопросов, связанных с романом, – почему «Сто лет одиночества» заканчивается гибелью мира Макондо? Существует по меньшей мере три уровня понимания этого апокалипсиса. На бытовом, историческом уровне, появление банановой компании, проведенная железная дорога уничтожили город, как и многие реальные городки и селения Латинской Америки. На сказочном уровне Макондо гибнет под гнетом заклятья, и гибель эта предопределена с самого начала, подтверждена в манускриптах Мелькиадеса и неизбежна по природе своей. На уровне же поэтическом, гибель Макондо – это разрушение дома, символа одиночества. И действительно, ведь на самом деле эта гибель не стала внезапной трагедией, но логичным завершением процесса слияния дома с природой. Таким образом, по замыслу автора, финал означает гибель, но вместе с тем и торжество, начало, совмещенное с концом, то есть настоящее течение жизни. Используя необыкновенно пестрый, локальный, чувственный материал латиноамериканской действительности, писатель показывает универсальные реалии человеческого существования. Магия в романе служит средством изображения реальной действительности, в основе же магического реализма лежит тот духовный процесс, который сами латиноамериканцы называют поиском своей самобытности и который с такой яркостью проявился в романе «Сто лет одиночества».