Все вопросы

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Благодарность. Проблема благодарности

Что заставляет человека чувствовать благодарность по отношению к близким людям? Почему мы ощущаем себя в долгу перед родными? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного русского хирурга девятнадцатого века Н. И. Пирогова.

Раскрывая проблему благодарности близким людям, чувства долга перед ними, автор опирается на собственные размышления. По его мнению, быть истинно благодарным – это значит принести пользу тому, кто оказал нам некогда благодеяние. Благодарность – это священный долг каждого. С сожалением автор пишет о том, что не один раз имел твёрдое намерение отблагодарить – но судьба помешала этому.

Он мечтал отблагодарить тёщу профессора Мойера, в семействе которого был принят как родной. Самым священным для рассказчика был долг по отношению к его матери и двум сёстрам, которые после смерти отца содержали его, чтобы он мог учиться в университете. Теперь он очень сожалеет о том, что не был благодарен этим трём самоотверженным женщинам, так много сделавшим для него.

Авторская позиция заключается в следующем: близкие люди поддерживают нас в трудную минуту, протягивают нам руку помощи, поэтому мы считаем своим долгом проявлять благодарность в ответ на оказанное нам благодеяние.

Пример благодарности мы можем найти в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма». Сторож Тихон ещё мальчишкой узнал известного художника, приехавшего на постоянное проживание в Заборье. Помня добро, которое делал ему художник, он всю жизнь помогал его дочери Катерине Петровне, одиноко доживавшей свои дни в отцовском мемориальном доме. Быть благодарной учил он и соседскую девчонку Манюшку, советовал ей не быть «пустельгой» и за добро платить добром. Жаль только, что единственная дочь Катерины Петровны не поняла этой простой истины и не проявила благодарности к родной матери.

Приведём ещё один аргумент. В повести В. Быкова «Обелиск» Павел Миклашевич всю жизнь чувствовал благодарность к своему учителю Алесю Морозу. Педагог защитил своего воспитанника от рукоприкладства отца в мирное время, а во время войны спас его от казни, отвлёк на мгновение внимание конвоиров, и Павлик смог убежать от немцев и полицаев. После войны Миклашевич стал учителем, продолжая дело своего воспитателя. Он добился восстановления доброго имени Мороза, которого обвиняли в предательстве. Свой священный долг перед любимым учителем Павел выполнил.

Мы пришли к выводу, что благодарность – высокое нравственное качество. Оно проявляется тогда, когда мы помним добро, сделанное для нас, и отвечаем тем же, видя в этом свой долг.

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".


Когда хороший человек получает помощь от кого-либо, будь то близких людей, друзей, незнакомых, он не хочет оставаться в долгу и, в первую очередь, ищет возможность отблагодарить того, кто оказался неравнодушным. В данном тексте Н. И. Пирогов поднимает проблему благодарности близким людям, чувства долга перед ними.

Автор рассказывает нам о нескольких случаях из своей жизни, когда ему не удалось «быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом», хотя он говорит: «В душе я никогда не был неблагодарным». Пирогов был принят в семействе Мойера как родной, и он поневоле остался в долгу. Но больше всего автора волнует долг благодарности матери и сёстрам, которые помогли ему выжить во время студенчества. Николай Иванович жалеет о том, что он не смог вовремя выразить свою благодарность близким людям за добрые и бескорыстные поступки.

Но порой не так просто выполнить задуманное.

Я полностью согласен с автором и считаю, что человек, выражая свою благодарность, в первую очередь показывает своё уважение к заслугам людей, которые не отказались протянуть руку. Тот, кто сумел принять помощь, должен суметь сделать что-то в ответ.

Обсуждаемая проблема настолько важна, что многие писатели поднимали её в своих произведениях, например, К. Паустовский в «Телеграмме». Девушка Настя, закрутившись по своим делам, совсем забыла про маму, которая уже стара и вот-вот может умереть. Настя, безусловно, - хорошая и добрая девушка, но, к сожалению, обстоятельства не дали возможности увидеть в последний раз мать, так много сделавшую для неё. Катерина Петровна умерла, не услышав слов благодарности от своей дочери.

Эту проблему затрагивал и И. А. Гончаров в романе «Обломов». Илья Ильич Обломов – молодой человек, который потерял интерес к жизни: сидит дома, никуда не выходит, все заботы скидывает на прислугу. К счастью, у него есть друг Штольц, который пытается «растолкать» Илью Ильича, часто навещает его. Обломов из чувства большой благодарности встаёт с постели, вливается в жизнь и даже влюбляется.

И. А. Гончаров наглядно показал, что такое истинная дружба и благодарность.

Таким образом, умение поддержать близкого человека и помочь ему чем-либо даёт возможность пережить даже самые трудные ситуации, но при этом нужно не забыть поблагодарить за помощь.

Обновлено: 2017-03-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме


Почему нам так дороги близкие люди? Почему их поддержка так значима для нас? Что заставляет нас чувствовать благодарность к ним? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Н.И.Пирогова.

В тексте автор рассматривает несколько проблем, я хочу остановиться на проблеме значимости поддержки близких людей. Автор ощущает себя в долгу перед людьми, которые оказали ему в разные периоды жизни «истинное благодеяние». Он сожалеет, что судьба не дала возможности многих из них отблагодарить. «Самый священный долг» - «долг благодарности моей матери и старшим сёстрам». Во время учёбы «эти три женщины содержали меня своими трудами».

«Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня осталось загадкою». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня задуматься о том, как много делают для нас близкие.

Я согласна с позицией автора. В трудную минуту мы рассчитываем на помощь близких. И чаще всего её получаем. Их поддержка для нас имеет огромное значение. В художественной литературе мы встречаем много примеров, когда близкие люди совершенно бескорыстно, любя, помогают друг другу. И эта поддержка бесценна. Попробую это доказать.

В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов попадает в беду. Он проигрывает Долохову 43 тысячи рублей, огромное состояние. Ему стыдно. Он знает, что финансовые дела семьи расстроены. А тут ещё его долг. Но, ему не к кому больше обратиться, кроме отца. Он идёт к графу Ростову и рассказывает ему всё. Отец, конечно, поражён этой новостью, уж очень велика сумма для их семьи. Но он берёт себя в руки, принимая решение перевезти семью в деревню, чтобы сократить расходы и выплатить карточный долг сына. Честь сына спасена. А что стало бы с Николаем, если бы отец не помог ему? Такая помощь бесценна.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в семье Раскольниковых тёплые, нежные, доверительные отношения. С Родионом случилась беда. Он закрылся от мира в маленькой комнатушке, похожей на гроб, запутался в своей теории. Бедствует. Кто помогает ему? Мать и сестра, сами нуждаясь, присылают ему деньги. Когда Дуня вместе с Разумихиным, его другом, узнают о преступлении, которое совершил Раскольников, они не отворачиваются от него. Помогают, пока идёт суд, через Соню поддерживают связь с ним на каторге. И ждут их возвращения, чтобы жить и работать вместе, чтобы помочь Раскольникову начать новую жизнь. Такая поддержка значима для героя, они и Соня помогают обрести Раскольникову надежду на будущее. Что может быть ценнее?

Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: нет ничего важнее в жизни, чем умение поддержать близкого тебе человека, протянуть ему руку помощи. В этой поддержке нуждаются все. Давайте ценить её. Она бесценна.

Обновлено: 2018-01-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Работа ученика 11 класса ГБОУ «Школа № 345 имени А. С. Пушкина» ЦАО города Москвы Абдулханова Амирхана. Учитель Семёнова Ирина Валериановна, компания «Ваш репетитор» - «Профи.ру». 20 февраля 2017 года. Подготовка к ЕГЭ-2017. Литература. Ирина Цыбулько «Русский язык. 36 типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ-2017» -384 с.; см. с.125-128, вариант № 13.

БЛАГОДАРНОСТЬ К ЛЮДЯМ и ДОЛГ ПЕРЕД НИМИ.

Что заставляет человека испытывать чувство благодарности к близким людям, ощущать себя в долгу перед ними - вот какую проблему поставил автор прочитанного мной текста, русский хирург, анатом, естествоиспытатель, педагог Николай Иванович Пирогов. По-моему, благодарность – это чувство признательности за оказанное внимание, услугу, благодеяние и желание ответить добром на добро.

Используя метафору (4) «роясь в хламе сердца», Николай Пирогов настраивает читателя на то, что будет вспоминать факты о своей жизни , о колоссальной помощи, оказанной ему матерью и сёстрами. Автор осознаёт, ЧТО они для него сделали в трудные студенческие годы: это тёплая квартира дяди, содержание семьи на крохотный заработок матери и сестёр, редкая помощь крёстного отца Семёна Лукутина и старых знакомых. Испытываемое перед близкими людьми чувство долга он передаёт эпитетами (4, 10) «с в я щ е н н ы й долг», (6) «т в ё р д о е нам е́ рение отблагодарить». Рассказчик понимает, что оказанное семейством профессора Мойера и тремя родными женщинами (1) «истинное благодеяние» заслуживает благодарности; но выполнить задуманное не так просто. Николай Пирогов уверен, что благодетелей надо благодарить при их жизни.

Я согласен с автором текста. Актуальность поднятой им проблемы подтверждается литературными произведениями. Например, Катерина Петровна, героиня рассказа Константина Паустовского «Телеграмма», когда-то жила в Париже с отцом, известным художником, видела похороны французского писателя Викто́ра Гюго́ , а теперь одиноко проживает в селе Заборье с робкой надеждой на приезд ненаглядной дочери, временами тихонько плачет, холодными осенними ночами страдает бессонницей, не знает, как дожить до утра. Анастасия Семёновна, единственная дочь Катерины, работает секретарём в Союзе художников, последний раз приезжала три года назад. Девушка беззаботна, равнодушна, бессердечна: нераспечатанное письмо матери спрятала в сумочку; подумала: «Раз пишет – значит жива». Находясь на выставке работ скульптора Тимофеева, скомкала телеграмму с сообщением об умирающей матери; лишь вечером поездом выехала к брошенной всеми старушке: в ней проснулась совесть (чувство ответственности за своё поведение), она поняла, что никогда уже не увидит мать. Вместе с автором рассказа читатель жалеет о том, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мама для нас - самый дорогой человек в мире. В любом возрасте мы для неё остаёмся детьми. Её сердце, душа и мысли всегда с нами, где бы мы не находились. Всё это прекрасно отобразил в своём стихотворении «Сердце матери» киргизский поэт Аал ы́ Токомб а́ ев (1904 - 1988) :

(…) Заболела мать! И той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!

Приезжайте – заболела мать»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь ….

Почему же дали вы разлуке

Так надолго между вами встать?

Мать ждала вас в бури, снегопады

В тягостной бессоннице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! Пока у вас есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

Благодаря рассказу Н. Пирогова я понял, что повзрослев, мы должны заботиться о мамах, чаще говорить им о своей любви. Я убедился в том, что поддержка близких людей, их забота даёт человеку душевную силу в трудных жизненных ситуациях, и важно не забывать благодарить их за внимание и помощь .

ТЕКСТ. (1)Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда истинное благодеяние. (2)Неуважение к заслугам, а ещё более неблагодарность, представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде. (3)В душе я никогда не был неблагодарным, но - увы! (4) На деле я не сумел или даже не захотел быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом.
(5)Правда, во всей моей жизни не так много случаев такого долга.
(6)Я имел твёрдое намерение отблагодарить - и не однажды, - но судьба не дала мне этого сделать. (7)Один случай касается целого периода моей жизни; здесь я скажу только, что я считал себя обязанным благодарностью почтенному семейству профессора Мойера, и именно его почтеннейшей тёще Екатерине, урождённой Буниной. (8)Я был принят в этом семействе как родной и мечтал о женитьбе на его дочери. (9)Мечтам юности не суждено было осуществиться, и я поневоле остался в долгу у незабвенной Екатерины Афанасьевны.
(10)Наконец, самый священный долг, оставшийся не так выполненным,- как бы мне теперь хотелось это сделать, - был долг благодарности моей матери и двум старшим сёстрам. (11)Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три женщины содержали меня своими трудами. Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать, и сёстры принялись за мелкие работы; одна из сестёр поступила на работу в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи.
(13)Уроков я не мог давать: одна ходьба в университет с Пресненских прудов брала взад и вперёд часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я работал.

-(14)Ты будешь, -говорилось,- чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем.

(15)Так и перебивались. (16)К счастью нашему, в то блаженное время не платили за лекции, не носили мундиров, и даже когда введены были мундиры, то мне сшили сёстры из старых вещей какую-то мундирную куртку с красным воротником, и я, чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели, выставляя на вид только светлые пуговицы и красный воротник.
(17)Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня осталось загадкою. (18)Квартира и отопление были, правда, даровые у дяди в течение года. (19)А содержание? (20) А платье? (21) Две сестры, мать и две служанки, и я на прибавку. (22)Сёстры работали; продавались кое-какие остатки, но как до этого доставало - не понимаю. (23) Иногда, только иногда, в торжественные праздники, помогал мой крёстный отец, Семён Андреевич Лукутин; помогали иногда кое-какие старые знакомые. (24)Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас сожалею.