Психология

Проблемы с совестью. Аргументы к сочинению по проблеме совести в литературе

Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» извиняется перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Долохов проявляет себя как порядочный человек, когда он с другими казаками и гусарами освобождает партию пленных, где будет и Пьер; когда он с трудом будет говорить, увидев неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.

Вопросы совести и чести важны для Николая Ростова. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. Спустя время, Ростов поступит так же по отношению к отцу, когда вступит в наследство и примет все его долги. Мог ли он поступить иначе, если в родительском доме в нем воспитали чувство долга и ответственности за свои поступки. Совесть – тот внутренний закон, который не позволяет Николаю Ростову поступать безнравственно.

2) «Капитанская дочка» (Александр Сергеевич Пушкин).

Образцом верности своему долгу, чести и совести является и капитан Миронов. Он не предал Отечество и государыню, а предпочёл достойно умереть, смело бросив в лицо Пугачёву обвинения в том, что тот преступник и государственный изменник.

3) «Мастер и Маргарита» (Михаил Афанасьевич Булгаков).

Проблема совести и нравственного выбора тесно связана с образом Понтия Пилата. Историю эту начинает рассказывать Воланд, а главным героем становится не Иешуа Га-Ноцри, а сам Пилат, который казнил своего подсудимого.

4) «Тихий Дон» (М.А.Шолохов).

Григорий Мелехов в годы гражданской войны руководил казачьей сотней. Он лишился этой должности из-за того, что не разрешал своим подчиненным грабить пленных и население. (В прошлых войнах грабеж был обычным делом в рядах казаков, но он был регламентирован). Такое его поведение вызвало недовольство не только со стороны начальства, но и со стороны Пантелея Прокофьевича, отца, который, пользуясь возможностями сына, решил «поживиться» награбленным. Пантелей Прокофьевич уже проделал это, побывав у старшего сына Петро, и был уверен в том, что и Григорий позволит ему обобрать сочувствующих «красным» казаков. Позиция Григория в этом отношении была конкретна: он брал «лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам». «Особенно отвратительным» казался ему грабеж своих же казаков, даже если они поддерживали «красных». «Своего мало? Хамы вы! За такие штуки на германском фронте людей расстреливали», — бросает в сердцах он отцу. (Ч.6 гл.9)

5) «Герой нашего времени» (Михаил Юрьевич Лермонтов)

То, что за поступок, совершенный вопреки голосу совести, рано или поздно будет возмездие, подтверждает и судьба Грушницкого. Желая отомстить Печорину и унизить его в глазах знакомых, Грушницкий вызывает его на дуэль, зная, что пистолет Печорина не будет заряжен. Подлый поступок по отношению к бывшему приятелю, к человеку. Печорин случайно узнает о планах Грушницкого и, как показывают дальнейшие события, предотвращает собственное убийство. Так и не дождавшись, когда в Грушницком проснется совесть и он признается в своем коварстве, Печорин хладнокровно убивает его.

6) «Обломов» (Иван Александрович Гончаров).

Михей Андреевич Тарантьев со своим кумом Иваном Матвеевичем Мухояровым несколько раз совершают беззаконные деяния по отношению к Илье Ильичу Обломову. Тарантьев, пользуясь расположением и доверием простодушного и несведущего в делах Обломова, предварительно напоив его, заставляет подписать контракт о найме жилья на грабительских для Обломова условиях. Позднее он порекомендует ему в качестве управляющего имением афериста и вора Затертого, рассказав о профессиональных достоинствах этого человека. Понадеявшись, что Затертый, действительно, толковый и честный управляющий, Обломов доверит ему имение. Есть что-то пугающее своей обоснованностью и вневременностью в словах Мухоярова: «Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги, не читая, нашему брату можно жить!» (ч.3 гл.10). В третий раз Тарантьев с кумом обяжут Обломова выплачивать несуществующий долг по заемному письму своей квартирной хозяйке. Как низко должно быть падение человека, если он позволяет себе наживаться на простодушии, доверчивости, доброте других людей. Мухояров не пожалел даже родную сестру с племянниками, заставив их жить чуть не впроголодь, ради своего собственного достатка и благополучия.

7) «Преступление и наказание» (Федор Михайлович Достоевский).

Раскольников, создавший свою теорию “крови на совести”, всё рассчитал, проверил “арифметически”. Именно совесть не позволяет ему стать “Наполеоном”. Смерть “никому не нужной” старухи вызывает неожиданные последствия в жизни окружающих Раскольникова людей; следовательно, решая вопросы нравственные, нельзя доверяться только логике и разуму. “Голос совести долгое время остаётся у порога сознания Раскольникова, однако лишает его душевного равновесия “властелина”, обрекает на муки одиночества и разъединяет с людьми” (Г.Курляндская). Борьба между разумом, оправдывающим кровь, и совестью, протестующей против пролитой крови, заканчивается для Раскольникова победой совести. “Есть один закон - закон нравственный”, - утверждает Достоевский. Поняв истину, герой возвращается к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением.

Лексическое значение:

1) Совесть — категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С. выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас. условий жизни и воспитания.

2) Совесть — одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к «носителю» совести. Совесть является одним из продуктов воспитания.

3) Совесть — (совместное знание, ведать, знать): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. « Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков.

4) Совесть — — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.

Афоризмы:

«Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен»». Ч.Дарвин

«Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь». А Шопенгауэр.

«Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен». Овидий

«Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы». А.Эйнштейн

«Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью». Л.Н.Толстой

«Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!» Д.И.Фонвизин

«Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства». Г.Филдинг.

«Без совести и при большом уме не проживешь». М.Горький

«Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести». М. Горький

  • Обновлено: Май 31, 2016
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

В сказке «для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин поднимает проблему совести. Используя аллегорию, он изображает это человеческое качество в виде тряпицы, старой ненужной ветошки, от которой все стремятся избавиться. Сначала она попадает в руки жалкого пропойцы, потом к хозяину питейного дома, затем к квартальному надзирателю Ловцу, после чего перешла к финансисту Самуилу Давыдовичу Бржоцкому. Переходя из рук в руки, совесть возбуждает в каждом новом обладателе взрыв эмоций, страдания и муки, избавлением от которых может стать только смерть. Совершённые грехи, жажда наживы, преступления против чести – всё это тяжёлый груз. В финале сказки автор передает мольбу совести, которая просит, чтобы её вложили в душу младенца. Маленький человек вырос бы с ней и уже не стремился отделаться от совести, чтобы он шёл по жизни, соизмеряя свои шаги с этим достойным уважения человеческим качеством.

2. В.Быков «Сотников»

В повести главный герой партизан Сотников, оказавшись в плену у фашистов, терпит пытки, но не выдаёт важную информацию. Ночью перед расстрелом он вспоминает эпизод из детства, который оставил глубокий след в его душе. Однажды он взял без спроса наградной маузер своего отца, который внезапно выстрелил. Мама сразу узнала об этом, как только вошла в комнату. По её совету мальчик сознался отцу в содеянном, тот смягчил гнев на милость, потому что посчитал, что сын сам догадался признаться. И вновь Сотников-младший качнул головой. Этот малодушный кивок остался в памяти на всю жизнь: «Это было уже слишком – ложью покупать отцовское спасибо, в глазах у него потемнело, кровь прилила к лицу, и он стоял, не в силах сдвинуться с места». Муки совести преследовали его всю жизнь: «И он ни разу больше не солгал ни отцу, ни кому другому, за всё держал ответ, глядя людям в глаза». Так незначительный эпизод в жизни человека может решить судьбу и определить все поступки.

3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Петруша Гринёв после первого вечера взрослой жизни в кругу новоиспечённых приятелей проиграл сто рублей. Эти деньги были значительной суммой. Когда он потребовал от Савельича, чтобы тот дал ему необходимую сумму для отдачи долга, дядька – крепостной крестьянин, воспитатель Петруши, вдруг воспротивился. Он сказал, что денег не даст. Тогда Пётр Андреевич потребовал, применив суровую строгость господина: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось». Долг был возвращен, но в душе Петруши возникли угрызения совести: он чувствовал себя виноватым перед Савельичем. И только попросив прощения и дав обещание, что всеми средствами будет отныне распоряжаться только он, верный слуга, Гринёв успокоился. Но впредь более не спорил с Савельичем по финансовым вопросам.

4. Л.Н. Толстой «Война и мир»

Николай Ростов проиграл деньги Долохову. Сумма была астрономическая – сорок три тысячи рублей. Это после того как отец попросил его не тратить лишнего, так как финансовое положение семьи критическое. Но, несмотря на это, долг чести необходимо выплатить. Николай просит деньги у отца нарочито небрежным, даже грубым тоном, говоря, что это со всяким случается. Когда Илья Андреевич соглашается дать сыну необходимую сумму, тот, рыдая, кричит: «Папенька! па…пенька! … простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал». После этого Николай дал себе слово никогда не садиться за карточный стол и сделать всё, чтобы поправить благосостояние семьи.

Сочинение по тексту:

«Откуда взялась человеческая совесть»? «Можно ли воспитать совесть»? «Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности»? Над этими крайне важными для современного общества вопросами рассуждает Фазиль Искандер, известный советский и российский прозаик и поэт.

Автор обращается к проблеме происхождения и воспитания совести. Актуальность затронутой проблемы несомненна, поскольку сегодня в обществе явно наблюдается острый дефицит нравственного качества, называемого совестью человека.

Для того чтобы привлечь внимание читателя к столь серьёзной проблеме, писатель высказывает парадоксальные, на первый взгляд, мысли о том, «что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых». Казалось бы, совесть как нравственное мерило должна в такой ситуации умереть, как динозавр. Но, несмотря ни на что, «она продолжает жить как высшее свойство человеческой души». Почему это происходит? Автор убеждён: если он найдёт ответ на этот сложнейший вопрос современного человечества, то оно (человечество) «опомнится», и совесть станет реальностью нашей жизни. В поисках ответа на волнующий его вопрос Ф. Искандер рассуждает о совести порабощённых народов: только тогда, когда совесть просыпается и возмущается насилием и жестокостью, тогда и приходит долгожданная свобода. Абсолютное согласие читателя вызывает мысль о том, что фашистская Германия не дожила бы до наших дней, так как государства, основанные на бессовестности нации, долго не живут. Дальнейшие рассуждения приводят автора к предположению: «зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности»? Ответ Ф. Искандера однозначен: нет, не зависит степень совестливости от степени цивилизованности.

Так где же и в чём всё-таки искать «сердцевину» совести? По мнению автора, источник совести кроется в воспитании, когда правильное, совестливое поведение с течением времени под воздействием общепринятых норм становится привычкой человека.

Невозможно не согласиться с этим выводом известного писателя: совесть - это нравственное качество человека, являющееся результатом правильного воспитания. Слабо выраженное, это качество личности есть у каждого человека, но именно воспитание способствует формированию совестливости - главного мерила всех поступков человека.

Проблему совести и её воспитания отражают в своих произведениях многие русские писатели. Например, в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» бабка Дарья, не понимающая, как же это возможно: построить дома, столько лет хранить в них жизнь, теперь так бессовестно затопить и деревню, и кладбище, на котором похоронены все её предки. Она говорит: «Главное для человека, чтоб совесть иметь и от совести не страдать!» Вот он, нравственный урок, который преподала эта пожилая женщина «Иванам, не помнящим родства» - тем молодым жителям Матеры, которые готовы покинуть родные места.

О том, как можно воспитать в ребёнке совесть, рассуждает В.П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой». Главный герой только тогда осознал всю безнравственность своего обмана, когда бабушка, простая деревенская женщина, своей добротой и мудростью, показала мальчику пример совестливости как высшего свойства человеческой души.

Итак, можно сделать вывод о том, что совесть - одно из главных нравственных качеств личности, которое формируется благодаря правильному воспитанию, не зависит от степени цивилизованности и образованности и является внутренним «стражем», не допускающим во внутренний мир человека пошлость, грубость, жестокость и эгоизм.

Текст Фазиля Искандера:

1)Откуда взялась человеческая совесть? (2)Если исходить из предположения, что в борьбе за существование более совестливые побеждают менее совестливых, подобно тому, как сильные животные побеждают слабых, мы упрёмся в тупик.
(3)Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, именно бессовестные побеждают совестливых. (4)Бессовестность нападает коварно и неожиданно, а совесть не готова к нападению - ведь она прежде всего сторожит не врага, а нас самих. (5)Если бы совесть имела земное происхождение, она давно вымерла бы, как динозавр. (6)И, тем не менее, она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.

(7)Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок, что она имеет классовый или расовый характер. (8)Народы, принявшие подобные учения, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоёвывали другие народы. (9)Но в конце концов их победоносные империи неизменно разваливались. (10)Думаю, совесть порабощённых народов к этому времени успевала проснуться и возмутиться. (11)А человек с возмущённой совестью становится сильнее негодяя.

(12)Представим, что Гитлер утвердив в Германии бессовестное государство, на этом остановился бы, и тогда нет причин отрицать, что это государство дожило бы до наших дней. (13)Но дело в том, что бессовестность не знает границ, не знает, где остановиться.

(14)Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совестливыми, да, в общем-то, и стараются быть совестливыми.

(15)Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? (16)Вряд ли. (17)Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утончённой совести. (18)И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.

(19)Можно ли воспитать совесть? (20)Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. (21)Если человек со слабо выраженной совестью попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. (22)Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. (23)Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой.

(24)А самое опасное для страны - это государственная бессовестность. (25)На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. (26)От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжёт. (27)Народ отвечает на новую ложь соответственно. (28)И так до бесконечности, до анархии и бунта.

(29)В последнее время я редко пишу стихи. (30)Но эта тема не уложилась в одну только прозу.

……………………………………………………………………

(31)Говорить, конечно, можно много, Многое понятно между строк. (32)Совесть есть, друзья, реальность Бога, И реальность совести есть Бог.

Подходят к концу школьные годы. Ученики 11-х классов в мае и июне сдают выпускные экзамены. Но для того чтобы им вручили аттестат, нужно успешно сдать обязательные экзамены, в том числе и по русскому языку. Наша статья адресована тем, кому требуются аргументы по проблеме совести.

Особенности сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Для того чтобы за часть С получить максимально возможное количество баллов, нужно писать сочинение грамотно. В данном разделе экзамена по русскому языку тем для сочинений много. Чаще всего выпускники пишут о дружбе, долге, чести, любви, науке, материнстве и так далее. Сложнее всего писать сочинение-рассуждение по проблеме совести. Аргументы мы для вас приведем далее в нашей статье. Но это не вся полезная информация для читателя. Мы предлагаем вашему вниманию композиционный план для выпускного сочинения по русскому языку.

В школьной программе по литературе есть много произведений, в которых рассматривается проблема совести. Однако не всегда дети их запоминают. Прочитав нашу статью, вы освежите знания о самых ярких художественных произведениях по данной проблеме.

Критерии оценивания части С

Выпускное сочинение должно иметь строгую и определенную композицию. Проверяющие педагоги выставляют баллы по нескольким критериям:

  • К1 - Формулировка проблемы (максимально 1 балл).
  • К2 - Сформулированный комментарий по проблеме (3 балла).
  • К3 - Отображение позиции автора (1 балл).
  • К4 - Приведенные аргументы (3 балла).
  • К5 - Смысл, связность, последовательность (2 балла).
  • К6 - Выразительность письменной речи, точность (2 балла).
  • К7 - Орфография (3 балла).
  • К8 - Пунктуация (3 балла).
  • К9 - Языковые нормы (2 балла).
  • К10 - Речевые нормы (2 балла).
  • К11 - Этические нормы (1 балл)
  • К12 - Соблюдение фактологической точности (1 балл).
  • Итого - 24 балла за часть С.

План сочинения по русскому языку (ЕГЭ)

За логику и смысл в сочинении проверяющие педагоги выставляют определенное количество баллов. Чтобы получить максимально возможное число, пишите сочинение по нашему плану.

  1. Введение. Небольшой абзац, состоящий из 3-5 предложений.
  2. Определение проблемы.
  3. Комментарий экзаменуемого по данной проблеме.
  4. Описание позиции автора.
  5. Точка зрения выпускника.
  6. Аргументы из художественной литературы. В случае, если экзаменуемый не смог привести второй аргумент из литературы, допускается пример из собственного опыта.
  7. Заключение.

Выпускники школ, сдававшие ЕГЭ по русскому языку, отмечают, что сложнее всего дается аргументирование. Поэтому мы подобрали для вас аргументы из литературы по проблеме совести.

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Произведения Федора Михайловича наполнены особой философией, отличной от всех остальных. Писатель затрагивает серьезные проблемы современного ему общества. Надо отметить, что эти проблемы актуальны и сегодня.

Итак, проблема совести в «Преступлении и наказании» рассматривается особенно глубоко. Эта тема не обошла стороной ни одного участника романа. Родион Раскольников рассчитал свою теорию совести, проверил ее арифметическими методами. Однажды ему пришлось лишить жизни старуху-процентщицу. Он думал, что смерть никому не нужной женщины не обречет его на угрызения совести.

Раскольников проделал огромный путь, чтобы искупить свой грех и избавиться от терзаний.

А мы с вами продолжаем рассматривать проблему совести в произведениях русской литературы.

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»

Каждый из нас бывал в ситуации: поступить по совести или нет? Пьер Безухов - самый любимый персонаж эпопеи. Видимо все дело в том, что он живет по совести. Он часто рассуждал о смысле бытия, о том, кем является на жизненном пути и так далее. Пьер Безухов решает посвятить свою жизнь добру, чистоте и совести. Он жертвует деньги на различные блага.

Проблема совести не обошла стороной и Николая Ростова. Когда он проигрывает деньги в игре в карты с Долоховым, то решает вернуть финансы во что бы то ни стало и не может поступить иначе, ведь родители воспитывали в нем чувства долга и совести.

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»

А мы продолжаем с вами рассматривать проблему совести. Аргументы из литературы на этом не заканчиваются. На этот раз вспомним произведение, которое принадлежит первой трети ХХ века - роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Одна из сюжетных линий повествует о Понтии Пилате. Ему пришлось отправить на казнь ни в чем неповинного Иешуа Га-Ноцри. Все последующие годы прокуратора Иудеи мучила совесть, так как он поддался трусости. Успокоение пришло к нему лишь тогда, когда сам Иешуа его простил и сказал, что казни и не было.

М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»

Проблема совести рассматривалась автором и в этом бессмертном произведении. Главный герой эпопеи руководил казачьей армией, когда шла Гражданская война. Лишился этой должности, потому что запрещал казакам заниматься грабежом и насилием. Если он и брал чужое, то только чтоб поесть и накормить лошадей.

Заключение

Проблема совести рассматривалась многими авторами на протяжении всего существования русской литературы. Если для вас данные аргументы показались неубедительными, то вы можете самостоятельно разобрать художественные произведения, где писатели затрагивали проблему совести:

  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Пропала совесть».
  • В.В. Быков. Повесть «Сотников».
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
  • В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

Наша статья подошла к концу. Занимайтесь подготовкой к экзамену в соответствии с совестью! Читайте отечественную литературу, чтобы учиться на чужих ошибках и опыте других. И живите в гармонии с собственной совестью.

Доброго времени суток, дорогие друзья. В данной статье будет рассмотрена проблема совести: аргументы из литературы и авторское сочинение для подготовки к единому государственному экзамену.

Будут использоваться следующие аргументы:

– Э. Асадов, «Именем совести»

– М. Шелли, «Франкенштейн»

Внутри каждого человека находится невидимый судья, именуемый совестью и помогающий оценивать наши поступки и решения. Моральную ответственность за свои действия должен нести каждый человек, однако на деле мы можем наблюдать это не всегда.

Совесть является благородным качеством, присущим от рождения каждому человеку. Но её присутствие в каждом человеке различно: одни переживают из-за маленького проступка, другие легко забывают о большой ошибке.

Серьезное отношение к совести дисциплинирует человека, он учится следить за своими действиями, продумывать их исход наперед. Следовать данным установкам необходимо каждому.

В стихотворении Эдуарда Асадова «Именем совести» поэт призывает нас не поступаться совестью ни при каких обстоятельствах. Каждого преследуют соблазны на жизненном пути, но их цена слишком велика для совестливого человека. Даже бесстыдные люди испытывают душевные терзания за низкие поступки.

Поэт приводит в пример поведение в самых главных для нас обителях – любви и дружбе. Иногда у нас возникает желание солгать любимому человеку, чтобы избежать ссоры или заслужить похвалы, но совесть не позволяет нам этого сделать. Как и в дружбе, мы не должны оправдываться или искать причины своего поведения там, где неправы.

Совесть – наш самый честный судья, вечный свидетель. Можно скрыть измену от всех, но не от неё, оправдать любые свои действия перед всеми, но перед ней – никогда. Нельзя идти против своей совести, ведь лишившись её, мы перестанем быть достойными людьми.

В романе М. Шелли «Франкенштейн» от мук совести страдают оба героя: Виктор Франкенштейн и созданный им монстр. Виктор изучает науки, которые помогают ему научиться оживлять мертвую материю, и создает монстра из останков, найденных в могилах. Но когда он понимает, сколь безобразное существо сотворил, то покидает его на ночь, а утром уже не застает на месте. Виктор переживает, понимает, что на нем лежит ответственность за свое творение, у него начинается нервная горячка.

Монстр, созданный Виктором и обреченный на вечное одиночество, обозлился на своего творца. Он отомстил, убив младшего брата ученого. Но в убийстве была обвинена молодая девушка Жюстина, жившая у Франкенштейнов с детства. Виктор узнал настоящего виновника преступления, но, боясь прослыть сумасшедшим, не раскрыл всей тайны. Жюстину признали виновной и казнили. Франкенштейн долго страдал от мук совести, старался отвлекаться физической активностью и переменой мест.

Обозленный монстр жаждал мести Виктору, ведь тот бросил его на произвол судьбы, а после отказал создать для него подругу. В качестве расплаты, существо задушило друга Франкенштейна, Анри Клерваля, а в день свадьбы и его жену, что вынудило Виктора гнаться за существом по всем материкам.

Так и не встретившись после всего лицом к лицу, герои не получили удовольствия от расплаты. Виктор скончался, не догнав того, кого сам создал. А монстр скорбел о смерти своего творца и испытывал муки совести из-за всего, что натворил. Раскаяние было столь сильным, что довело виновника смертей до самоубийства.

Сбежать в жизни можно почти от всего, но от своей совести никуда не деться. Наше прошлое, память, действия, мысли – она хранит всё. Порой нам трудно устоять перед такими искушениями, как выгода, месть и соблазны, но ценой всему долгие угрызения совести. Лишь благородный, честный перед собой человек, может сделать правильный выбор и сохранить свое спокойствие. Это тяжелый выбор, но результат оправдывает себя.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема совести: аргументы из литературы ». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.