Деньги

Прочитайте рассказ е а пермяка бумажный змей. Бумажный змей

В данной разработке представлены инструкции:

  1. Вводный инструктаж для учащихся
  2. При выполнении практических работ в кабинете информатики
  3. Инструкция по охране трудапри работе на персональном компьютере
  4. Инструкция по охране труда для учителей в кабинете информатики
  5. Соблюдение правил пожарной безопасности и электробезопасности в компьютерных классах


«1.Ввод. инструктаж»

"СОГЛАСОВАНО"

_____________ ______________

от «___» ____ 201___ г.

"УТВЕРЖДАЮ"

Директор МБОУ «________»

_____________ _________

Приказ № _____

от "____"____ 201___ г.

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ № _____

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

в кабинете информатики

    Общие требования

    К работе в компьютерном классе допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности и электробезопасности с соответствующей записью в журнале по технике безопасности и подписями.

    Не разрешается заходить и находиться в компьютерном классе без преподавателя.

    Работа в компьютерном классе должна проходить только в строгом соответствии с расписанием занятий и графиком самостоятельной работы преподавателей и учащихся.

    Учащимся запрещается открывать шкафы питания как при работающих, так и при выключенных ЭВМ.

      Учащиеся должны хорошо знать и грамотно выполнять технику безопасности, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы:

    избежать несчастных случаев;

    успешно овладеть знаниями, умениями, навыками;

    беречь имущество, вычислительную технику и оборудование.

1.6 Учащиеся отвечают за состояние рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

    Запрещается заходить в класс в верхней одежде или при носить ее.

2.2 Запрещается приносить на рабочее место личные вещи, дискеты и т.п., исключая ручку и тетрадь.

2.3 Сесть на рабочем месте так, чтобы линия глаз приходилась в центре экрана, чтобы, не наклоняясь, пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию.

2.4 Начинать работу только по указанию преподавателя .

3.1 Во время работы выполнять все требования инструкции, а также текущие требования преподавателя или лаборанта.

3.2 Во время работы запрещается хождение по классу.

      При работе в компьютерном классе выполнять только порученную работу. Категорически запрещается выполнять другие работы.

      Работать с клавиатурой чистыми руками. На клавиши нажимать плавно, не допуская резких ударов.

      В случае возникновения неисправности сообщить преподавателю .

      Не пытаться самостоятельно производить регулировку или устранять неисправность аппаратуры.

      Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и монитором может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Поэтому строго запрещено:

        Трогать разъемы соединительных кабелей;

        Прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;

        Прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;

        Включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;

        Класть диски, книги и тетради на монитор и клавиатуру;

        Принимать пищу и расчесываться на рабочем месте;

        Работать во влажной одежде и влажными руками.

      Не вставать со своих мест, когда в дисплейный класс входят посетители.

    По окончании работы о недостатках и неисправностях, обнаруженных во время работы, необходимо сделать записи в соответствующих журналах.

    После окончания работы на рабочем месте не должно оставаться лишних предметов.

    При появлении необычного звука или отключения аппаратуры немедленно прекратить работу и доложить об этом преподавателю или лаборанту.

    При появлении запаха гари необходимо прекратить работу, выключить аппаратуру и сообщить об этом преподавателю или лаборанту.

    При попадании человека под напряжение необходимо обесточить соответствующее рабочее место, оказать первую доврачебную помощь и вызвать "скорую помощь.

    При возникновении пожара необходимо обесточить дисплейный класс, вызвать пожарную команду и приступить к тушению пожара имеющимися средствами.

    За несоблюдение учащимися требований, правил и норм по охране труда и пожарной безопасности администрация школы может привлекать их к дисциплинарной ответственности.

Заведующий кабинетом ________________ ___________

Просмотр содержимого документа
«2.ТБ при выполнении ПР»

"СОГЛАСОВАНО"

Председатель профсоюзного комитета

_____________ ________________

Протокол заседания профкома №___

от «___» ____ 201___ г.

"УТВЕРЖДАЮ"

Директор МБОУ «____________»

_____________ ________

Приказ № _____

от "____"____ 201___ г.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ № _____

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

    Общие требования

      Данная инструкция разработана для проведения первичного инструктажа учащихся по информатике с учетом общих требований безопасности, связанных с тематикой и особенностями проведения лабораторных и практических работ.

      К занятиям в кабинете допускаются учащиеся, ознакомленные с правилами поведения в учебном кабинете.

      Выполнение данной инструкции является обязательной для всех учащихся, занимающихся в кабинете информатики.

    Требования безопасности перед началом практической работы

2.1. Перед выполнением лабораторной работы проверить состояние работы персонального компьютера - ВКЛЮЧЕН или ВЫКЛЮЧЕН.

2.2. Если индикаторы питания на системном блоке и мониторе не светятся (зеленый цвет), то:

    включить питание монитора;

    дождаться полной загрузки операционной системы.

2.3. Если индикатор питания на системном блоке светится (зеленый цвет), а на мониторе мерцает (экран монитора черный или выводится заставка), то:

    нажать на клавиатуре любую клавишу (обычно клавиша Пробел ) или сдвинуть с места манипулятор мышь ;

    дождаться появления на мониторе изображения.

2.4. Если индикатор питания на системном блоке не светится, а на мониторе мерцает, то:

    включить питание системного блока;

б) дождаться полной загрузки операционной системы.

    Требования безопасности во время выполнения практической работы

3.1. Ознакомиться с методическими указаниями лабораторной работы. Методические указания представляют собой описание действий, необходимых для выполнения работы.

3.2. Выполнить задание последовательно, пункт за пунктом, проверяя полученный результат. Каждое задание представляет собой цепочку логически взаимосвязанных действий (пунктов), пропуск которых не допускается .

3.3. Результаты выполнения лабораторных работ, связанных с файлами и каталогами, сохранять в индивидуальной рабочей папке (каталоге) учащегося на локальном диске D: (например, D:\Иванов ). Если таковая отсутствует, то ее необходимо предварительно создать!

    Требования безопасности по окончании практической работы

4.1. По окончании выполнения практической работы необходимо предъявить результаты преподавателю. Оценка за практическую работу выставляется преподавателем в случае:

    выполнения п.4 настоящих требований;

    ответа на контрольные вопросы, указанные в конце задания.

4.2. Выключить компьютер:

    выполнить команду Пуск Выключить компьютер ;

    выключить монитор.

4.3. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

    Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. При выявлении неисправностей в оборудовании, а также при возникновении пожара, нарушении норм безопасности, травмировании немедленно сообщите об этом учителю.

5.2. Не устраняйте неисправности самостоятельно.

5.3. При возникновении аварийных ситуаций необходимо:

    покинуть помещение; эвакуация проводится в следующем порядке: ряд у ближней к двери стены, средний ряд, ряд у окна;

    отключить электросеть;

    сообщить пожарной охране (01);

    сообщить директору, и.о. специалиста службы охраны труда.

Заведующий кабинетом ________________ ______________

Просмотр содержимого документа
«4.ОТ дляучителя в каб.инф.»

"СОГЛАСОВАНО"

Председатель профсоюзного комитета

_____________ __________

Протокол заседания профкома №___

от «___» ____ 201___ г.

"УТВЕРЖДАЮ"

Директор МБОУ «__________»

_____________ ____

Приказ № _____

от "____"____ 201___ г.

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ

    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    К самостоятельной работе на персональном компьютере допускаются лица:

    прошедшие предварительный медицинский осмотр. К непосредственной работе с персональным компьютером допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний. Женщины со времени установления беременности и в период кормления ребёнка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием персонального компьютера не допускаются;

    прошедшие первичный инструктаж на рабочем месте и имеющие I квалификационную группу по электробезопасности.

    Опасными и вредными производственными факторами при выполнении работ на персональном компьютере могут являться:

а) физические:

    Повышенный уровень статического электричества;

    Повышенный уровень шума;

    Повышенный или пониженный уровень освещенности;

    Повышенный уровень блесткости;

    Повышенный уровень отражённой блесткости;

    Повышенная яркость светового изображения;

    Повышенный уровень пульсации светового тока;

    Повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

б) химические:

    Повышенное содержание в воздухе рабочей зоны двуокиси углерода, озона, аммиака, фенола, формальдегида, поливинилхлоридных бифинолов;

    в) психофизиологические

    Напряжения зрения;

    Напряжение внимания;

    Интеллектуальные нагрузки;

    Эмоциональные нагрузки;

    Длительные статические нагрузки;

    Монотонность труда;

    Большой объём информации, обработанной в единицу времени;

    Нерациональная организация рабочего места;

г) биологические:

    Повышенное содержание в воздухе рабочей зоне микроорганизмов.

    Площадь на одно рабочее место с персональным компьютером для взрослых пользователей должна составлять не менее 6 м 2 , а объём - не менее 20 м 3 .

    Запрещается проводить ремонт персональных компьютеров непосредственно в рабочих и учебных заведениях.

    По отношению к световым проёмам рабочие места с персональным компьютером должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.

    Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600-700 мм но не ближе 500 мм с учётом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

    В помещениях с персональным компьютером должна ежедневно проводиться влажная уборка.

    Высота рабочей поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680-800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.

    Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной не менее 500 мм, глубиной на уровне коленей не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног не менее 650 мм.

    Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю.

    Продолжительность непрерывной работы с персональным компьютером без регламентируемых перерывов не должна превышать 2 часа.

    Во время регламентируемых перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития утомления целесообразно выполнять комплексы специальных физических упражнений.

    С целью уменьшения отрицательного влияния монотонности целесообразно применять чередование операций осмысленного ввода текста и числовых данных (изменение содержания работы), чередование редактирования текста и ввода данных.

    В случае возникновения у работающих с персональным компьютером зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических требований, режимов труда и отдыха следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работ с персональным компьютером коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую, не связанную с использованием персонального компьютера.

    Работающим с персональным компьютером с высоким уровнем напряжённости во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка.

    При выполнении в полном объёме рекомендованных комплексных оздоровительных мероприятий, требований к режимам труда и отдыха, а также требований по вентиляции, уровням шума и вибрации, освещению, защите от статического электричества и излучения, правильной организации рабочего места в помещении работа сотрудников, работающих на компьютере относится к 1-2 классу по гигиеническим условиям труда.

    Не разрешается :

    использование электрооборудования кабинета информатики в условиях, не отвечающих требованиям инструкции предприятия-изготовителя;

    эксплуатация кабелей и проводов с поврежденной или такой, которая утратила защитные свойства за время эксплуатации, изоляцией;

    размещение электрооборудования вблизи источников тепла, в местах с недостаточной вентиляцией;

    оставлять работающий ПК без надзора на длительное время - более 30 минут;

    подключение ПК к электросети и электророзеткам, которые не имеют защитного заземления.

18. Внеклассные занятия по информатике проводятся в присутствии учителя (преподавателя).

19. Обучение на ПК должно проводиться с учетом возможностей каждого учащегося в индивидуальном режиме, который определяет учитель.

20. Общая продолжительность внеклассных и факультативных занятий по основам информатики не должна превышать 2 часов в неделю, а непосредственно работа на ПК - не больше 1 часа.

21. Общая продолжительность во время профильного обучения учащихся на ПК не должна превышать 2 часов в день.

22. Во время занятий на ПК для предупреждения развития переутомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мер (ориентировочный перечень упражнений находится в приложении), таких как:

    После непрерывной работы с экраном монитора согласно п.5.6 - в течение 1,5-2 мин. -упражнения для профилактики утомления зрения;

    Через 25-30 мин. работы с использованием компьютера - в течение 5 мин. комплекс упражнений для профилактики зрительного и статического утомления.

23. Заведующий кабинетом, учителя, преподаватели:

    обучают учащихся безопасному поведению с имеющимся в кабинете информатики оборудованием, а также безопасным методам выполнения работы;

    следят за соблюдением требований безопасного проведения учебно-воспитательного процесса;

    с ответственными за сохранение оборудования кабинета информатики, исправность средств пожаротушения;

    ежедневно проводят регистрацию в журнале использования ПК кабинета информатики времени начала и окончания занятий,;

    проводят регистрацию случаев остановки машин и организацию их ремонта; -следят за своевременным проведением технического обслуживания и ремонта оборудования кабинета информатики;

    осуществляют обучение и инструктажи учащихся по безопасности жизнедеятельности с регистрацией в журнале учета учебных занятий.

    ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

    Необходимо:

    отрегулировать освещенность на рабочем месте, убедиться в достаточной освещенности, отсутствии отражений на экране, отсутствии встречного светового потока;

    проверить правильность подключения оборудования к электросети;

    протереть специальной салфеткой поверхность экрана;

    при работе с текстовой информацией выбрать наиболее физиологичный режим представления черных символов на белом фоне.

    При включении компьютера учитель обязан соблюдать следующую последовательность включения оборудования:

    блок питания;

    периферийные устройства (принтер, монитор, сканер и др.);

    системный блок.

    Запрещается приступать к работе при:

    отсутствии информации о соответствии параметров данного оборудования требованиям санитарных норм;

    отсутствии защитного экранного фильтра класса «полная защита» или данных ПК
    о внутренней защите;

    отключенном заземляющем проводнике защитного фильтра;

    обнаружении неисправности оборудования;

    отсутствии порошкового или углекислотного огнетушителя или аптечки первой помощи;

    Для уменьшения воздействий вредных факторов рекомендуется:

    подготовить рабочее место так, чтобы исключить неудобные позы и длительные напряжения;

    исключить блики на экране монитора;

    установить, при необходимости, фильтр на экране и заземлить его.

    ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

    Учитель во время выполнения задания учащими на ПК обязан осуществлять контроль:

    за выполнением учащимися требований безопасности во время обучения в кабинете информатики;

    за временем нахождения учащихся перед экраном монитора с записью в журнал по установленной форме;

    за выполнением учащимся только того задания, по которому он проинструктирован;

    чтобы были открыты все вентиляционные отверстия устройств;

    за выполнением учащимися санитарных норм и режимов работы и отдыха;

    за соблюдением учащимися правил эксплуатации вычислительной техники в соответствии с инструкциями по эксплуатации;

    соблюдением установленных режимом рабочего времени регламентированные перерывы в работе и выполнением в физкультпаузах и физкультминутках рекомендованные упражнения для глаз, шеи, рук, туловища, ног; соблюдением.учащимися расстояния от глаз до экрана в пределах 80-60 см.

    Пользователю во время работы запрещается :

    касаться одновременно экрана монитора и клавиатуры;

    переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;

    загромождать верхние панели устройств бумагами и посторонними предметами; захламлять рабочее место бумагой, чтобы не допустить накапливание органической пыли;

    отключать питание во время выполнения активной задачи, производить частые переключения питания;

    допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, на рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств;

    включать сильно охлажденное (принесенное с улицы в зимнее время) оборудование;

    производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования.

    Учитель не позволяет учащимся включать и выключать аппаратуру без разрешения.

    Контролирует состояние оборудования, чтобы не было запаха гари, искрения, чрезмерного нагрева отдельных узлов и электропроводки.

    При постоянной работе экран должен находиться в центре поля обзора, документы располагать слева на столе или на пюпитре в одной плоскости с экраном.

    ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

    Пользователь обязан соблюдать следующую последовательность выключения вычислительной техники:

    произвести закрытие всех активных задач;

    выполнить парковку считающей головки жесткого диска (если не предусмотрена автоматическая парковка головки);

    убедиться, что в дисководах нет дискет;

    выключить питание системного блока (процессора);

    выключить питание всех периферийных устройств;

    отключить блок питания.

    После завершения работы на компьютере учеником, учитель лично отключает питание на каждом рабочем месте, проверяет состояние токопроводящей аппаратуры и кабелей.

    Учитель обеспечивает выход учащихся из кабинета, закрывает его, чтобы учащиеся не находились в кабинете на перемене без учителя.

    Обо всех неисправностях, обнаруженных во время работы, учитель сообщает администрации учебного заведения.

    ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    Пользователь обязан:

    во всех случаях обнаружения обрывов проводов питания, неисправности заземления и других повреждениях электрооборудования, появления запаха гари немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации руководителю и дежурному электрику;

    при обнаружении человека, попавшего под напряжение, освободить его от действия тока путем отключения электропитания и до прибытия врача оказать потерпевшему доврачебную помощь;

    в любых случаях сбоя в работе технического оборудования или программного обеспечения немедленно вызвать представителя инженерно-технической службы эксплуатации вычислительной техники;

    в случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем руководителю работ и обратиться к врачу;

    при возгорании оборудования отключить питание и принять меры по тушению пожара при помощи углекислотного огнетушителя, вызвать пожарную команду и сообщить о происшествии руководителю работ.

    В случае отключения питания прекратите работу и доложите руководителю. Не пытайтесь самостоятельно выяснить и устранить причину. Помните, что напряжение может так же неожиданно появиться.

    При загорании или пожаре помните, что тушить электроустановки следует углекислотными или порошковыми огнетушителями, а также сухим песком во избежание поражения электрическим током. В

    Во время пожара и других чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни или здоровью учащихся, УЧИТЕЛЬ ОБЯЗАН НЕМЕДЛЕННО ПРЕКРАТИТЬ УРОК, ОТКЛЮЧИТЬ ПИТАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ И ПРОИЗВЕСТИ ЭВАКУАЦИЮ УЧАЩИХСЯ В ЗАРАНЕЕ ОБОЗНАЧЕННОЕ БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО СОГЛАСНО ПЛАНУ ЭВАКУАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭВАКУАЦИИ.

Заведующий кабинетом ________________ __________

Просмотр содержимого документа
«3.ОТ для уч. инф»

"СОГЛАСОВАНО"

Председатель профсоюзного комитета

_____________ __________

Протокол заседания профкома №___

от «___» ____ 201___ г.

"УТВЕРЖДАЮ"

Директор МБОУ «______»

_____________ _______

Приказ № _____

от "____"____ 201___ г

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА № ______

ПРИ РАБОТЕ НА ПЕРСОНАЛЬНОМ КОМПЬЮТЕРЕ

    Общие требования охраны труда

    К работе на персональном компьютере (ПК) допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, имеющие группу I по электробезопасности.

    При работе на персональном компьютере работник обязан:

    Выполнять только ту работу, которая определена его должностной (рабочей) инструкцией.

    Выполнять правила внутреннего трудового распорядка.

    Соблюдать режим труда и отдыха в зависимости от продолжительности, вида и категории трудовой деятельности.

    Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

    Соблюдать требования охраны труда.

    Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

    Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда.

    Проходить обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

    Уметь оказывать первую помощь пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях.

    Уметь применять первичные средства пожаротушения.

    При эксплуатации персонального компьютера на работника могут оказывать действие следующие опасные и вредные производственные факторы:

    повышенный уровень электромагнитных излучений;

    повышенный уровень статического электричества;

    Пониженная ионизация воздуха;

    статические физические перегрузки;

    Перенапряжение зрительных анализаторов

    Недостаточная освещенность рабочего места.

    Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

    Рабочие места с компьютерами должны размещаться таким образом, чтобы расстояние от экрана одного видеомонитора до тыла другого было не менее 2м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2м.

    Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.

    Оконные проемы в помещениях, где используются персональные компьютеры, должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.

    Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, следует применять системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).

    Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

    Рабочая мебель для пользователей компьютерной техникой должна отвечать следующим требованиям:

    Высота рабочей поверхности стола должна регулироваться в пределах 680-800мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725мм;

    рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм;

    рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию;

    Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300мм, глубину не менее 400мм, регулировку по высоте в пределах до 150мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20о; поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10мм;

    клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.

    В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ.

    В случаях травмирования или недомогания необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя работ и обратиться в медицинское учреждение.

    Требования охраны труда перед началом работы

    Подготовить рабочее место.

    Отрегулировать освещение на рабочем месте, убедиться в отсутствии бликов на экране.

    Проверить правильность подключения оборудования к электросети.

    Проверить исправность проводов питания и отсутствие оголенных участков проводов.

    Убедиться в наличии заземления системного блока, монитора и защитного экрана.

    Протереть антистатической салфеткой поверхность экрана монитора и защитного экрана.

    Проверить правильность установки стола, стула, подставки для ног, пюпитра, угла наклона экрана, положение клавиатуры, положение «мыши» на специальном коврике, при необходимости произвести регулировку рабочего стола и кресла, а также расположение элементов компьютера в соответствии с требованиями эргономики и в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела.

III . Требования охраны труда во время работы

    Работнику при работе на ПК запрещается:

    прикасаться к задней панели системного блока (процессора) при включенном питании;

    Переключать разъемы интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;

    Допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и других устройств;

    Производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования;

    работать на компьютере при снятых кожухах;

    Отключать оборудование от электросети и выдергивать электровилку, держась за шнур.

    Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервноэмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития утомления выполнять комплексы упражнений.

IV . Требования охраны труда в аварийных ситуациях

    Во всех случаях обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений, появления гари, немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации руководителю.

    Не приступать к работе до устранения неисправностей.

    При возникновении пожара, задымлении:

    Немедленно сообщить по телефону единой службы спасения «112», оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения, сообщить о возгорании на пост охраны.

Позвонить в пожарную охрану с мобильного телефона:

    абонентам компании БиЛайн : звонить 112 затем набрать 1 (вместо 01). Звонок бесплатный;

    абонентам компании МТС : 010 (вместо 01). Звонок бесплатный.

    абонентам компании Мегафон : звонить 112 затем набрать 1 (вместо 01). Звонок бесплатный.

    Открыть запасные выходы из здания, обесточить электропитание, закрыть окна и прикрыть двери.

    Приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни.

    Организовать встречу пожарной команды.

    Покинуть здание и находиться в зоне эвакуации.

    При несчастном случае:

    Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.

    Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.

    Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).

V . Требования охраны труда по окончании работы

    Отключить питание компьютера.

    Привести в порядок рабочее место.

    Выполнить упражнения для глаз и пальцев рук на расслабление.

Заведующий кабинетом ________________ _________

Просмотр содержимого документа
«5. электро и пожар. безоп. в каб. ИНФ»

"СОГЛАСОВАНО"

Председатель профсоюзного комитета

_____________ ___________

Протокол заседания профкома №___

от «___» ____ 201___ г.

"УТВЕРЖДАЮ"

Директор МБОУ «___________»

_____________ ________

Приказ № _____

от "____"____ 201___ г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА № _____

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ В КОМПЬЮТЕРНЫХ КЛАССАХ

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Ответственность за пожарную безопасность в компьютерном классе несет лицо, назначенное директором школы

1.2 Ответственный за пожарную безопасность обязан:

    обеспечить соблюдение в классе противопожарного режима, установленного для школы;

    следить за исправностью приборов отопления, электроустановок, технического оборудования и принимать немедленные меры к устранению обнаруженных неисправностей, которые могут привести к пожару;

    следить за уборкой рабочих мест, отключением электрооборудования;

    обеспечить содержание в исправном состоянии и постоянной готовности к действию имеющихся средств пожаротушения.

1.3 Все пользователи ПК должны проходить инструктаж по пожарной безопасности перед началом работы в компьютерном классе.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ

2.1 В кабинете ежедневно должна проводиться тщательная уборка.

2.2 Запрещается загромождать помещение различными предметами и оборудованием в целях обеспечения условий для эвакуации в случае пожара.

2.3 Запрещается располагать на столе рядом с компьютером предметы, не имеющие отношение к работе.

2.4 Запрещается оставлять после работы включенными компьютеры и электропитание.

2.5 Ширина проходов к рабочим местам должна быть не менее 1 метра.

3. ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1 После окончании работы в классе все электроприборы должны быть полностью обесточены.

3.2 Запрещается использовать первичные средства пожаротушения не по назначению.

3.3 При обнаружении неисправности электрооборудования немедленно сообщить об этом преподавателю.

3.5 Не допускается перекручивание проводов, находящихся под напряжением.

3.6 Запрещается применять для дополнительного обогрева нестандартные, самодельные нагревательные приборы.

3.7 Запрещается пользоваться неисправными розетками и неисправными электроприборами.

3.9 Запрещается использовать проходы для складирование различных приборов, комплектующих и материалов.

4. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА

4.1 Немедленно сообщить в пожарную охрану по телефону 101. назвать адрес школы (ул. Школьная, 19), место возникновения пожара и свою фамилию.

4.2 Провести эвакуацию людей из помещения на улицу согласно плану эвакуации.

4.3 По возможности начать тушение пожара первичными средствами пожаротушения.

5. ПОРЯДОК ПРИВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ПОРОШКОВЫХ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ

5.1 Поднести огнетушитель к очагу пожара.

5.2 Выдернуть опломбированную чеку. Отвести вверх рукоятку запуска (при этом боек приводит в действие источник газа, в результате чего рабочий газ через газоотводную трубку, при использовании ИХГ, или отверстия в корпусе газогенератора ГГУ аэрирует порошок и создает внутри корпуса огнетушителя требуемое избыточное давление).

5.3 Нажать кистью руки на ручку пистолета-распылителя (при этом огнетушащий порошок через гибкий рукав и пистолет-распылитель подается на очаг пожара).

5. 4 Тушение необходимо производить с наветренной стороны с расстояния не менее 3–4 метра.

5.5 После окончания тушения необходимо нажать на ручку и выбросить остаток порошка.

Заведующий кабинетом ________________ __________

СЦЕНАРИЙ

урока литературного чтения в 1 классе

Тема: «Е. Пермяк. Бумажный змей».

Цель урока: знакомство с творчеством Е. Пермяка, с новым произведением и определение главной мысли текста.

Предметные результаты – формировать умение:

    выделять смысловые части текста;

    отвечать на вопросы по содержанию текста;

    соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения;

    строить высказывание по заданному образцу.

Регулятивные УУД – формировать умение:

    ставить цель работы, планировать деятельность;

    сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД – формировать умение:

    понимать фактическое со­держание текста;

Выделять события, видеть их последователь­ность в произведении;

Пользоваться словарем учебника;

    выполнять логические действия (анализ, сравнение);

    работать с сопоставительными таблицами, моделями.

Коммуникативные УУД – формировать умение:

    воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников;

    использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

    принимать участие в обсуждении прочитанного.

Личностные УУД – формировать умение:

    формировать первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в тексте (взаимопомощь, щедрость).

Воспитание чувства товарищества.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мобилизую-щее начало.

Положительный эмоциональный настрой.

2. Актуализация знаний.

Цель: вспомнить произведения, прочитанные из раздела «Учимся уму-разуму».

Задание на сопоставление названия произведения и автора.

Детям необходимо найти лишнее произведение.

В каком разделе мы читали эти рассказы?

Почему так называется раздел?

Каким должно быть новое произведение, если оно находится в этом же разделе?

Что вы должны сделать, чтобы узнать то, чему учит произведение?

Добрая лошадь – Пляцковский

На катке – Осеева

Про то, для кого Вовка учится – Голявкин

- «Учимся уму-разуму»

Осталось название «Бумажный змей»

Поучительным.

Планирование деятельности.

3. Вводный этап.

Цель: знакомство с творчеством Пермяка. Прогнозирование по заголовку.

Сведения о творчестве Пермяка.

Попробуйте спрогнозировать по заголовку то, о чем этот текст.

Из чего изготавливают змея?

(иллюстрации)

Высказывания детей.

Предположения.

4. Первичное восприятие (чте-ние учителем).

Цель: знакомство с произведением.

Словарная работа (в тексте выделены слова, снизу словарик).

Трудночитаемые слова (подчёркнуты).

Чтение учителем. Я прочитаю текст, ваша задача – запомнить сведения о змее.

О чём текст?

Что узнали про бумажного змея?

Работа в тетради.

В какую погоду запускают змея?

Мочало, дранки.

Недоставало, развевает.

То, из чего изготавливают змея.

Записывают материалы.

При лёгком ветерке.

5. Чтение учащимися. Порождение первичных смысловых версий детьми.

Цель: построе-ние версий и их фиксация.

Чтение детьми. Ваша задача – определить жанр, главную мысль, запомнить героев произведения.

Какой жанр произведения? (доказать)

Кто главные герои? (модели)

Модель обложки.

Какова главная мысль рассказа?

Рассказ.

Мальчики. Дети.

Выдвижение версий. Фиксация.

(это произведение учит быть:

Добрыми

ДРУЖНЫМИ)

6. Передача средств пони-мания смысла текста, обнару-жение содержа-ния текста.

Цель: анализ версий, сотне-сение своей версии с частью текста или полным текстом, с другими версиями.

Учитель различает смысловую версию от характеристик героев.

Имеющиеся материалы у мальчиков. На слайде по ходу ответов детей.

Работа с иллюстрацией.

Как вы думаете, как зовут первого мальчика?

- Доказательство найдите в тексте.

Кто в центре? Докажите.

А как зовут третьего мальчика?

Доказывают выдвинутые версии.

Заполнение таблицы в тетрадях.

(работа в парах )

Определяют героев.

7. Порождение вторичных вер-сий понимания текста.

Цель: нахож-дение обобще-ния разных версий, которые возникли по поводу текста.

Овладение средством соотнесения своей версии с полным текстом.

Чья версия не подтвердилась?

Изменилась ли ваша версия? Как?

У кого не изменилась? Почему? Докажи.

Как же должны были поступить мальчики? СЛАЙД (все вместе)

Какова главная мысль?

Работа с пословицами: подобрать подходящую к тексту.

Какие жизненные ситуации вы можете привести, когда подобное случалось с вами?

Как бы вы продолжили рассказ?

Фиксация (минус-плюс).

Высказывания-обобщения.

Работа в парах. Доказывают выбор.

Рассказы детей.

Работа в парах.

Бумажный змей

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота! Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Сёмы большой моток ниток. Ему есть на чём змей пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил.

Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.

У всех всё есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сёма свои нитки в кулак зажал. Петя своё мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!

Боря, Сёма и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они ещё не научились. Вот в чём беда.

Как Маша стала большой

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тёти Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

– Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

– Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

Как Миша хотел маму перехитрить

Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:

– Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?

– Оно, мама, само отломалось.

– А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?

– Она, мамочка, сама разорвалась.

– А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?

– Он, мама, сам куда-то потерялся.

Тогда Мишина мама сказала:

– Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!

– А как? – спросил Миша.

– Очень просто, – ответила мама. – Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождём, когда они это всё сделают.

Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался.

Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.

Первая рыбка

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

– Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Ах!

Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причёсывала.

Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.

Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли её туда. Не приняли!

Заплакала Надя. Заплакала мама. Заплакала бабушка.

– Почему вы Наденьку в детский сад не приняли?

А в детском саду говорят:

– Да как мы её примем, когда она ничего не умеет делать.

Спохватилась бабушка, спохватилась мама. И Надя спохватилась. Стала Надя сама одеваться, сама обуваться, умываться, есть, пить, причёсываться, спать укладываться.

Как узнали об этом в детском саду – сами за Надей пришли. Пришли и увели её в детский сад, одетую, обутую, умытую, причёсанную.

Про нос и язык

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.

– Скажи, бабушка, – просит Катя, – почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?

– А потому, милая внучка, – отвечает бабушка, – чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

Торопливый ножик

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась.

Неровная. Некрасивая.

– Как же это так? – спрашивает Митю отец.

– Ножик плохой, – отвечает Митя, – косо строгает.

– Да нет, – говорит отец, – ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

– А как? – спрашивает Митя.

– А вот так, – сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

Кто?

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

– Я буду лучшей первоклассницей, – говорит Люся, – потому что мне мама уже школьную сумку купила.

– Нет, я буду лучшей первоклассницей, – сказала Катя. – Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

– Нет, я… Нет, я, – спорит с подругами Леночка. – У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне ещё две белые ленточки в косички подарили.

Спорили так девочки, спорили – охрипли. К подружке побежали. К Маше.

Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.

Пришли к Маше, а Маша за букварём сидит.

– Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, – ответила Маша. – Некогда мне. Я сегодня должна ещё три буквы выучить.

– А зачем? – спрашивают девочки.

– А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, – сказала Маша и принялась снова читать букварь.

Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.

Самое страшное

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал.

Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его – и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.

Один-одинёшенек!

Пичугин мост

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

– Хорошо бы, – говорит один, – на пожаре ребенка спасти!

– Даже самую большую щуку поймать – и то хорошо, – мечтает второй. – Сразу про тебя узнают.

– Лучше всего на Луну полететь, – говорит третий мальчик. – Тогда уж во всех странах будут знать.

А Сёма Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно. В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить.

Топор у него был хороший. Дедушкой точенный. И стал он рубить им ветлу.

Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее.

Держаться не за что. Того гляди, упадешь. Особенно если снег.

Решил Сёма приладить перильца из жердей.

Дед помог.

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:

– Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.

Так и стали его называть Сёминой фамилией – Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее – Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку, по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… Или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют – Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.

Вот оно как в жизни случается.

Смородинка

Танюша много слышала о черенках, а что это такое – не знала.

Однажды отец принес пучок зелёных прутиков и сказал:

– Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.

Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки – чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:

– Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?

А отец отвечает:

– Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.

Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.

Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые.

Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.

Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала как отец велел и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.

Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.

К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:

– Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растет. Настойчивая.

Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

Легкомысленная покупка

Однажды я поехал на московский Птичий рынок, чтобы купить попугайчиков, а купил лисенка. Купил, не желая этого. Тётка, продававшая лисёнка, так настойчиво предлагала его, а лисёнок был до того симпатичен и стоил так недорого, что я купил его вместе с корзинкой и привёз на дачу, которую мы арендовали под Москвой.

Жильё для лисёнка придумалось ещё дорогой. По приезде я соорудил из сетки довольно просторный невысокий вольер.

Пол вольера тоже был сетчатым, чтобы лисёнок не убежал. Крыши никакой. А чтобы зверьку не мокнуть, я поставил в вольер плотный ящик, проделав в нем отверстие и застлав его всякими «мягкостями», от ваты до мха.

Лисёнок быстро освоился. Спал в ящике. Забегал в него до наступления дождя, как бы предсказывая этим непогоду. Кормили лисёнка чем только можно. И конечно, мясом. Покупали третий сорт. Зверёк становился прожорливее, очень быстро подрастая.

К осени он вымахал и стал если не лисой, то уже около этого. Мне домашние сказали, что они уже устали покупать мясо, да и недельный мясной рацион оказался не таким дешёвым. Мясо третьего сорта не всегда можно было достать. К тому же приближалась осень. Не везти же лису в Москву! Выход был единственный и самый простой. Выпустить обжору на волю и пусть заботится сама о себе, живёт на доброе здоровье.

И вскоре, когда лиса забежала в ящик, мы закрыли отверстие, через которое она входила. Затем раскрыли сетчатый вольер и понесли лису в лес.

Пришли на полянку, поставили ящик, открыли дверцу. Вскоре лиса осторожно высунула морду, огляделась, затем вышла. Выйдя, она не захотела уходить в лес. Мы решили пугнуть. Хлопали в ладоши. Бросали в её сторону что попадёт под руку, а она не убегала.

Наконец мы её прогнали в лес и вернулись к себе. Кончилось как будто всё хорошо. Но как выяснилось, ничего не кончилось, а – началось.

Лиса захотела есть и вернулась в вольер. Я накормил, выпроводил её и заделал отверстие в сетке вольера. Произошло ещё более худшее. Лиса, привыкшая к легкому корму и людям, стала охотиться за курами дачного поселка.

Охотницу скоро опознали. На меня посыпались жалобы. Говорилось определенно и ясно: «Ты завёл, ты и расплачивайся за неё». Я это делал сколько мог, а потом открыл отверстие в сетке вольера и поймал преступницу, решив отдать её в зоопарк. Не превращать же свою старую знакомую в воротник… Но до зоопарка дело не дошло. Выручили пионеры. Взяли лису в уголок живой природы. Что потом было с ней, я не узнавал и узнавать не хотел. Только после этого дал себе слово никогда не заводить диких зверей и не заводил их.

Пусть этим занимаются другие, кто может, у кого есть для этого возможности, навыки, всё прочее. Даже милым безмолвным аквариумным рыбкам и тем нужно тщательно подготовить всё необходимое, прежде чем сделать их своими жильцами. А без этого и жильцам будет плохо, и ещё хуже – их хозяевам.

Легкомысленную покупку сделать нетрудно, да не всегда легко переживать потом её последствия. Щенка и того прежде чем заводить, нужно продумать всё до последней мелочи…

И опять же всё это я говорю не для досужего поучительства, а на всякий случай, как доброжелательное предупреждение…

Мама и мы

Если обо всём своём детстве говорить, недели, пожалуй, мало будет. А так, кое-что – пожалуйста. Вот, например, случай был…

Мы задержались в школе, потому что заканчивали выпуск стенной газеты. Когда мы вышли, уже смеркалось. Было тепло. Падал крупный, пушистый снег. Видимо, поэтому Тоня и Лида дорогой танцевали танец снежинок. Мой младший брат, ожидавший меня, чтобы идти вместе, подсмеивался над ними:

– Скачут, как первоклассницы!

Снег падал всё гуще и гуще. Танцевать стало нельзя. Снегу навалило до половины валенка.

– Не заблудиться бы! – предупредил нас, на правах самого дальновидного, мой младший братец.

– Да ну тебя, трусишка! – отозвалась Лида. – Через пятнадцать минут будем дома.

Снегопад между тем усиливался. Забеспокоился и я, зная, как жестоки наши степные сибирские метели. Случалось, что люди теряли дорогу, находясь близ своего дома. Я посоветовал прибавить ходу, но этого сделать уже было нельзя по глубокому слою снега, покрывшему дорогу.

Стало ещё темнее. Наступила какая-то белая снежная темнота. А потом началось то, чего я опасался. Снежинки вдруг закружились… Закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.

Девочки закутали лица платками. Мы с Федей опустили у шапок уши. Узенькая дорожка, которая вела в наше сельцо, то и дело исчезала под ногами. Я шёл первым, стараясь не потерять под ногами дорожный накат. До дому оставалось менее версты. Я верил, что мы выберемся благополучно.

Напрасно.

Дорога исчезла. Будто её из-под ног украл кто-то очень недобрый из сказки моей бабушки. Может быть, Шальная Метелица… может быть, злой старик Буран Буранович.

– Вот, я же говорил! – упрекнул нас Федя.

Лида ещё бодрилась, а Тоня почти плакала. Она уже побывала в пурге со своим отцом. Она ночевала в снежной степи. Но тогда в санях был запасной теплый тулуп, и Тоня, укрытая им, благополучно проспала ночь. А теперь?

Теперь мы уже выбивались из сил. Я не знал, что делать дальше. Снег таял на моём лице, и лицо от этого обледеневало. Ветер свистел на все лады. Чудились волки.

«Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется кричать? Кто тебя услышит при таком ветре! Может быть, ты надеешься, что вас найдут собаки? Зря. Какая собака пойдёт в степь при такой погоде! У тебя осталось только одно: зарыться в снег».

– Мы сбились с дороги. Мы можем выбиться из сил и замерзнуть. Давайте зарываться в снег, как это делают кочевники.

Видимо, я объявил об этом так твёрдо, что никто не возразил мне. Только Тоня плачущим голосом спросила:

И я ответил:

– Так же, как куропатки.

Сказав так, я первым начал рыть колодец в глубоком февральском снегу. Я его начал рыть сначала школьной сумкой, но сумка оказалась толста; тогда я вынул из сумки географический атлас в прочном картонном переплёте. Дело пошло быстрее. Меня сменил брат, потом Тоня.

Тоня даже развеселилась:

– Тепло как! Попробуй, Лидочка. Разогреешься.

И мы стали поочередно рыть колодец в снегу. После того как колодец достиг нашего роста, мы стали прорывать пещёрку в его снежном боку. Когда метель заметет колодец, мы окажемся под снежной крышей вырытой пещёрки.

Вырыв пещёрку, мы стали размещаться в ней. Ветер вскоре замёл снегом колодец, не задувая в пещёрку. Мы оказались под снегом, как в норе. Будто тетерева. Ведь и они, бросаясь с дерева в сугроб и «утонув» в нём, потом проделывают подснежные ходы и чувствуют себя там самым великолепным образом.

Усевшись на школьные сумки, согревая своим дыханием маленькое пространство нашей каморки, мы почувствовали себя довольно уютно. Если бы ко всему этому ещё оказался огарок свечи, мы могли бы видеть друг друга.

У меня был с собой кусок свиного сала, оставшийся от завтрака. И если бы спички, я бы сделал фитиль из носового платка и у нас бы появился светильник. Но спичек не было.

– Ну вот, мы и спаслись, – сказал я.

Тут Тоня неожиданно объявила мне:

– Коля, если ты захочешь, я подарю тебе моего Топсика.

Топсиком назывался ручной суслик.

Суслик мне был не нужен. Я ненавидел сусликов. Но мне было очень приятно Тонино обещание. Я понимал, чем вызван этот щедрый порыв души. Да и все понимали. Не зря же Лида сказала:

– Ты, Николай, теперь у нас сила! Мужчина!

Я почувствовал себя в самом деле сильным и стал рассказывать бабушкины сказки. Я их стал рассказывать потому, что боялся уснуть. А когда я усну – уснут и остальные. А это было опасно. Можно замёрзнуть. Одну за другой я рассказал, наверное, тридцать, а может быть, и больше сказок. Когда же вышел весь запас бабушкиных сказок, я стал придумывать свои. Но, видимо, придуманные мною сказки были скучными. Послышался легкий храпоток.

– Кто это?

– Это Тоня, – ответила Лида. – Она уснула. Мне тоже хочется спать. Можно? Я вздремну только одну минуточку.

– Нет, нет! – запретил я. – Это опасно. Это смертельно опасно.

– Почему же? Смотри, как тепло!

Тут я нашёлся и соврал так удачно, что после этого никто не пожелал даже дремать. Я сказал:

– Волки нападают на спящих. Они только того и ждут, чтобы услышать, как храпит человек.

Сказав так, я привёл уйму случаев, выдумываемых мною с такой быстротой, что даже не верится сейчас, как это я мог…

Теперь рассказывали другие. По очереди.

Время шло медленно, и я не знал, полночь сейчас или, может быть, уже брезжит рассвет. Колодец, вырытый нами, давно замела пурга.

Пастухи-кочевники, оказываясь в таком же положении, выставляли из снега высокий шестик. Они специально брали его в степь на случай бурана, чтобы потом их можно было найти, отрыть.

У нас не было шеста, и нам не на что было надеяться. Только на собак. Но и они бы не учуяли нас сквозь толщу снега.

Мое сало давно было разделено и съедено, как и Лидин ломоть хлеба.

Цели урока:

  • продолжить знакомство с творчеством Е.А.Пермяка;
  • формировать интерес к чтению произведений Е. Пермяка и умение самостоятельно читать, анализировать текст;
  • развивать речь, выразительность речи, внимание, воображение, обогащать словарный запас;
  • воспитывать чувство товарищества, дружбы.

Оборудование:

  • Выставка книг Е. Пермяка.
  • Мочало, дощечки, моток ниток, карточки с этими словами.
  • Модель бумажного змея.
  • Презентация.
  • Тест.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и целей уроков. Актуализация опорных знаний.

1 слайд (портрет Е.А. Пермяка)

Эпиграф: Живи, не скупись, да с друзьями делись.(на доске)

а) работа с выставкой книг

– Посмотрите на выставку книг.

– Чем отличаются? (Разные рассказы)

б) работа с учебником

Сегодня мы познакомимся с ещё одним замечательным произведением этого автора. Откройте книгу для чтения “Я хочу читать” на странице 169 и прочитайте название рассказа. (Бумажный змей)

3. Знакомство с произведением Е. Пермяка “Бумажный змей”

1) работа с текстом до чтения

– Давайте попробуем догадаться, о чём будем читать? (предположения детей)

Показать детям макет воздушного змея.

– Кто герои произведения? (предположения детей)

– Как будут развиваться события? (предположения детей)

2) Чтение текста детьми вслух по отдельным смысловым отрывкам.

3) Словарная работа. На доске карточки со словами:

Сопоставление карточек со словами и предметов. (Дети читают слова на карточке и показывают соответствующий предмет)

4) Работа по содержанию.

– Что захотел сделать Боря?

– Чего ему не хватало? (мочала и ниток)

– Объясните выражение “ У всех всё есть, а у каждого чего – нибудь, да не хватает.”

– Найдите в тексте предложение, в котором выражена основная мысль.

Физ. минутка

5) Работа с тестом. (Детям даётся тест по содержанию произведения. При работе с тестом учащиеся пользуются текстом).

6) Самопроверка тестирования. Слайды №2,3,4.

На доске появляется карточка со словом

Дети объясняют значение этого слова.

4. Творческая работа в группах.

Каждой группе даётся индивидуальное задание.

  1. Нарисовать бумажного змея, каким его видел Боря.
  2. Нарисовать бумажного змея, каким его представлял Петя.
  3. Нарисовать бумажного змея, каким его видел Сёма.
  4. Нарисовать бумажного змея, каким его представляете вы.

Выставка групповых работ.

5. Рефлексия. Создание диафильма по рассказу “Бумажный змей”.

– Сейчас мы с вами выйдем на улицу и попробуем создать “живые картинки” для нашего диафильма. Дети по группам создают сцены. Учитель фотографирует.

Детям предлагается фильм закончить по– своему.

Дети решили, что Петя, Боря и Сёма подружились и сделали своего бумажного змея. (Дети делают бумажного змея и запускают его.)

6. Итог урока.

– Что значит “дружить? Если бы дети умели дружить, изменилась бы их жизнь, настроение?

Объясните значение пословицы “Живи, не скупись, да с друзьями делись.”

На следующем уроке мы с вами посмотрим фильм, который у нас получился.

(Слайд – шоу в приложении)

– Спасибо за работу на уроке.

После просмотра фильма дети моего 1”Б” класса решили, что будут дорожить дружбой. Символ “Бумажный змей” стал талисманом дружбы нашего класса. Фильм детям очень понравился.

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!
Задумал Боря своего змея сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змеев пускают.
А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змеев пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы своего змея запустил.
Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.
У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.
Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змея запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!
Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились - вот в чем беда.