Домашний очаг

Продолжительность отпуска мастера производственного обучения, директора и бухгалтера образовательного учреждения. Какой ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск мастер производственного обучения? Мастер производственного обучения вождению дополни

Люди, выбравшие профессию, непосредственно направленную на воспитание и донесение знаний подрастающему поколению в учреждениях образования всех уровней относятся к педагогам.

Переоценить необходимость и ответственность деятельности работников сферы образования, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями, невозможно.

Результат их деятельности незаменим не только в повседневной жизни, но и для развития всего общества в будущем, поскольку именно они дают основные азы знаний, умений, взаимоотношений между людьми.

Мы понимаем, что основную роль в судьбе ребенка играет семья, но нельзя преуменьшить след, оставляющий в детских душах первыми воспитателями и учителями, преподавателями, занимающимися с нашими детьми музыкой, танцами, тренерами, помогающими развиваться физически и прочих людей, отдающих свою любовь и знания детворе.

Все внимание, уделяемое в детсадах, школах, спортивных секциях откладывается в сердце ребенка, также сказывается на формирование его как личности.

У нас порой не хватает терпения на своего родного сына или дочь, людям, выбравшим работу с детьми, приходится находить подход к каждому индивиду, поскольку даже маленький человек – это личность.

Мы все проходим через те моменты, когда спеша на работу нужно завести ребенка в детский сад, однако в один день он идет с удовольствием, на второй день капризничает, не хочет идти, поскольку работают разные воспитатели.

К одним дети идут с удовольствием, к другим не хотят вовсе.

Это и есть показателем призвания к педагогической деятельности.

Аналогично происходит и в школе, а в случае получения дальнейшего образования – в профессиональных и высших учебных заведениях.

Именно от преподавателя, несмотря на личные способности каждого ребенка к определенным наукам, зависит, сможет ли донести учитель любовь к предмету или нет.

Несомненно, все, кто решил себя посвятить педагогической деятельности должны обладать терпением и большой силой самообладания, быть образцом морального поведения.

Именно поэтому, трудовым законодательством предусмотрено увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работников, занимающихся деятельностью, связанной с воспитательными функциями за совершение аморального поступка.

Кроме того, педагогические работники могут быть уволены:

  • согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ при возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей, связанных с условиями трудового договора, ограничивающих занятие определенными видами деятельности (в частности педагогической);
  • в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ, если человек, занимающийся педагогической деятельностью, применил хотя бы однократно методы воспитания, связанные с физическим или психическим насилием над воспитанником, он будет уволен с соответствующей записью в трудовой книжке, что повлияет на дальнейшее его трудоустройство. Вряд ли руководитель другого образовательного заведения захочет в своем штате сотрудников видеть такого педагога.

Поэтому кроме призвания, выбирая профессию педагога, необходимо понимать всю ответственность за души доверенных на воспитание детей.

Само собой работа очень тяжелая психологически и эмоционально, поэтому законодатель предусмотрел, для отдыха педагогам согласно статье 334 ТК РФ удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством страны, также это право подтверждено ст. 47 Закона об образовании.

В мае 2015 года вышло новое Постановление Правительства Российской Федерации № 466, согласно которому устанавливается продолжительность основных удлиненных ежегодных оплачиваемых отпусков педагогическим работникам.

В отличие от предусмотренных трудовым законодательством 28 минимальных дней отдыха, которые работодатель обязан ежегодно дать своим сотрудникам, для педагогов утверждена продолжительность отпусков 42 или 56 календарных дня (в два раза больше обычного отпуска) в зависимости от занимаемой должности работника сферы образования и типа самого заведения.

Номенклатура должностей работников, занятых педагогической деятельностью подтверждена Правительственным Постановлением № 678, вынесенным «08» августа 2013 года.

Сами правила предоставления положенного отдыха педагогическим работникам мало чем отличаются от людей, занятых в другой сфере деятельности.

Существенной особенностью является то, что отпуска предоставляются в летний период, когда дети уходят на каникулы и проводят время с родителями, у бабушек и дедушек, в лагерях и на базах отдыха.

Однако точно также как в любой организации должен быть составлен график отпусков, желательно с учетом мнения сотрудников, их пожеланий, который согласовывается с профсоюзным органом и утверждается руководителем образовательного заведения.

За две недели до предоставляемого отпуска преподавателей (воспитателей) нужно под роспись ознакомить с датой начала положенного отдыха.

До ухода в отпуск работник должен составить план учебной (воспитательной) работы на будущий учебный год, поскольку практически он выйдет из отпуска уже перед его началом – в конце августа.

В случае необходимости переноса отпуска, желательно предупредить руководителя заранее, для возможности подыскать замену педагогу, чтобы его отсутствие негативно не отразилось на воспитательном или учебном процессе.

Педагогический работник должен написать заявление на имя руководителя образовательного заведения и по согласованию с ним, если есть возможность время отдыха может быть перенесено.

Несмотря на то, что отпуск удлиненный значительно превышает количество дней минимально положенного отдыха, если во время отпуска человек заболеет, при предоставлении документов, оформленных соответствующим образом медицинскими учреждениями, отдых продлевается на количество дней, проведенных на больничном листе.

Для того чтобы прервать отпуск по инициативе руководителя должны быть действительно веские причины, связанные с производственной необходимостью присутствия данного сотрудника на работе, но только с согласия самого работника.

Получив письменное согласие на вызов из ежегодного отпуска, издается приказ с указанием времени, когда может быть предоставлен отдых на оставшиеся положенные дни.

Помимо этого педагогические работники пользуются всеми правами на предоставление бесплатных отпусков, например, в связи со смертью родных людей, на время собственного бракосочетания, по причине рождения ребенка и прочим причинам, предусмотренным трудовым законодательством.

Также, люди, воспитывающие и обучающие детей в районах Крайнего Севера и аналогичных климатических условиях, дополнительно получают право отдыха соответственно на 24 или 16 календарных дней (ст. 321 ТК РФ).

Согласно статье 126 Трудового кодекса денежная компенсация положенного отпуска возможна только частично, за количество дней по желанию работника, отгулявшего минимально 28 календарных дней.

1. Сколько мастер производственного обучения получает в России в городе Шимановске.

1.1. Столько, сколько указано в его трудовом договоре
. Установление заработной платы
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

2. Входит ли в педагогический стаж работа мастером производственного обучения в ГАПОУ.

2.1. Если у него имеются все необходимые лицензии, и оно учреждение начального и среднего профобразования (училище, лицей, техникум) - да.

3. Можно с высшим юридическим образованием работать мастером производственного обучения?

3.1. И можно и нужно, если соответствуете требования к данном должности, установленной локальными актами организации в которой данная должность имеется;

4. Какая ставка мастера производственного обучения в профессинальном училище по стране?

4.1. Универсальных ставок по стране не существует, поскольку образование финансируюется из средств региональных бюджетов. Поэтому размеры ставок зависят от того насколько регион поддерживает образование.

4.2. Здравствуйте! Ставка установлена в трудовом договоре и штатном расписании организации. Размер ставки отличается по регионам, т.к. связан с бюджетом.

5. Количество часов на ставку мастера производственного обучения в СПО.

5.1. Количество часов на ставку определяется работодателем в соответствующих локальных документах организации. С указанными документами вы имеете право ознакомиться в соответствии со статьей 8 трудового кодекса российская федерация.

6. Срок действия свидетельства мастера производственного обучения вождению автомобиля.

6.1. Владимир. Срок действия свидетельства должен быть указан в самом документе, если не указан, уточняйте у тех, кто документ выдал. Обычно это 5 лет
Удачи Вам. Анна Титова.


7. Положено ли в техникуме (ППСЗ) иметь ставки мастера производственного обучения.

7.1. Здравствуйте на федеральном уровне не одним нормативным документом такой нюанс не регулируется Это должно быть предусмотрено штатным расписанием учебного учреждения Спасибо за ваше обращение на наш сайт.

8. Пожалуйста входит ли в педагогический стаж работа мастером производственного обучения. Спасибо.

8.1. Здравствуйте! Для точного ответа необходимо знать детали: наименование учреждения, где вы работаете; число детей в возрасте до 18 лет и т. д.

Должность "мастер производственного обучения" поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781).

9. Лицо, ранее занимвшего государственную службу ОМВД РФ осуждено по ч.1 ст. 386 УК РФ к штрафу, с ограничением занимать определенную деятельность на 1 год. Может такое лицо быть трудоустроено в образовательную организацию в качестве мастера производственного обучения вождению.

9.1. Здравствуйте! Видимо Вы имели ввиду ч. 1 ст. 286 УК РФ , а не ст. 386 (такой статьи в кодексе нет). Лицо, имеющее или имевшее судимость по ч. 1 ст. 286 УК РФ может быть допущено к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних (ст.ст. 331, 351-1 ТК РФ).

10. Я работаю мастером производственного обучения, мне хотят изменить должностную инструкцию и добавить объем работы без доплаты, это законно?

10.1. Добрый день, это законно только если Вы сами изявляете данное желание.

11. Я, мастер производственного обучения и преподаватель высшей категории. Основная должность-мастер п/о. Мне ограничивают лекционную и практическую работу 360 часов. Правомочно ли поступает администрация? Кроме обязанностей мастера я свободно смогу провести 500-600 часов.

11.1. Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, да это законно.

12. Жена директор техникума, муж мастер производственного обучения на исполнение каких должностных обязанностей это может повлиять, является ли это конфликтом интересов и обязана ли жена уволить мужа, если он принят на работу до ее назначения и работает уже 11 лет, а жена в должности только 2 года.

12.1. Здравствуйте, данная ситуация не является конфликтом интересов.

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О противодействии коррупции"
Статья 10. Конфликт интересов
(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
3. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:
1) на государственных и муниципальных служащих;
2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
(часть 3 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

13. У сына 10 лет как получены права на категорию вожденияС. 5 лет работал в автошколе мастером производственного обучения вождению. Сейчас при трудоустройстве в транспортную компанию на должность водителя категории С ему отказывает работник кадровой службы в связи с отсутствием в трудовой книжке записи о работе водителем. Ссылаясь на отсутствие водительского стажа.

13.1. Добрый день! Стаж исчисляется по выдаче прав, а не по трудовой книжке. Возьмите справку в автошколе о том, что в его обязанности включалось управление автомобилем категории С.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Какова продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников образования, от чего зависит продолжительность отпуска, как определить отпуск 1/2 ставки прояснит статья.

Вопрос: У нас частное образовательное учреждение. Принят на 1/2 ставки мастер производственного обучения, по мере необходимости иногда читает лекции. Как правильно оплачивать и отразить в трудовом договоре; сколько дней положен отпуск мастеру произ. обучения, директору и главному бухгалтеру?

Ответ: Чтение лекций может входить в должностные обязанности мастера производственного обучения.

Так, согласно ЕКС, в должные обязанности мастера производственного обучения входит, в том числе, проведение учебных занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий.

Поэтому, дополнительно оплачивать чтение лекций - не нужно.

Если Вы принимаете сотрудника на? ставки, то установите ему режим неполного рабочего времени.

В трудовом договоре такое условие можно изложить в следующей редакции: «Работнику устанавливается режим неполного рабочего времени: ____-дневная рабочая неделя продолжительностью ____ (__________) часов. Выходными днями являются _______________________».

Поскольку такой сотрудник работает меньше, чем остальные педагоги, его труд оплачивается пропорционально отработанному времени.

В трудовом договоре такое условие можно изложить в следующей редакции: «За выполнение трудовых обязанностей Работнику устанавливается должностной оклад в размере ______ (____________) рублей в месяц. Оплата труда производится пропорционально отработанному времени.

Помимо должностного оклада Работнику устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.). Размеры и условия таких выплат определены в Положении о премировании работников «_____________», с которым Работник ознакомлен при подписании настоящего договора».

Установление сотруднику режима неполного рабочего времен не влияет на продолжительность его отпуска. Поэтому, мастеру производственного обучения предоставляется отпуск, продолжительностью от 42 по 56 дней, в зависимости от вида образовательного учреждения (Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 № 466).

Директору образовательного учреждения также положен удлиненный отпуск в зависимости от вида образовательного учреждения - от 42 до 56 дней (Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 № 466).

Бухгалтер к педагогическим работникам не относится. Поэтому, продолжительность его отпуска составляет 28 календарных дней. Права на удлиненный отпуск бухгалтер не имеет.

Удлиненные отпуска работников образования

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска не может быть менее 28 календарных дней. Трудовой кодекс РФ устанавливает это правило для всех работников (ст. 115 ТК РФ). Однако в образовательных организациях работодатель предоставляет ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (далее - удлиненный отпуск):1

педагогическим работникам (ст. 334 ТК РФ , п. 3 ч. 5 ст. 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ , раздел I Номенклатуры должностей);

руководителям образовательных организаций (ч. 7 ст. 51 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ , подраздел 1 раздела II Номенклатуры должностей);

иным руководителям: заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям (ч. 4 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ , подраздел 2 раздела II Номенклатуры должностей).

От чего зависит продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска

Работодатель определяет продолжительность удлиненного отпуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 г. № 466 .

Так, он предусматривается продолжительностью 42 или 56 календарных дней и зависит:

от типа образовательной организации или организации, осуществляющей образовательную деятельность;

от особенностей здоровья обучающихся, с которыми осуществляется работа (обучающиеся, дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающиеся в длительном лечении);

от направления деятельности работников образовательной организации, которые занимают должности, предусмотренные подразделом 2 раздела II Номенклатуры должностей.

На продолжительность отпуска не влияет выполнение работы на условиях неполного рабочего времени (наличие учебной нагрузки, педагогической работы менее установленной нормы часов за ставку зарплаты). Работодатель предоставляет отпуск установленной по занимаемой должности продолжительности.

Удлиненный отпуск руководителей

Продолжительность отпуска руководителя зависит:

от типа образовательной организации (дошкольная или общеобразовательная организация, далее - детский сад, школа),

а в некоторых случаях и от наличия в структуре детского сада только групп компенсирующей и (или) оздоровительной направленности.

Удлиненный отпуск педагогических работников

Педагогический работник - это работник, который:

состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

выполняет обязанности по обучению, воспитанию или организации образовательной деятельности.

воспитатель;

инструктор-методист;

инструктор по труду;

инструктор по физической культуре;

концертмейстер;

мастер производственного обучения;

методист;

музыкальный руководитель;

педагог дополнительного образования;

педагог-библиотекарь;

педагог-организатор;

педагог-психолог;

преподаватель;

преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности;

руководитель физического воспитания;

социальный педагог;

старший вожатый;

старший воспитатель;

старший инструктор-методист;

старший методист;

старший педагог дополнительного образования;

старший тренер-преподаватель;

тренер-преподаватель;

учитель-дефектолог;

учитель-логопед.

Продолжительность отпуска педагогических работников зависит от типа образовательной организации, а в некоторых случаях - от особенностей здоровья обучающихся, с которыми осуществляется работа (обучающиеся, дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающиеся в длительном лечении).

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
(вместе с «Разъяснениями по вопросам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»)

Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, направляет разъяснения по вопросам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.

А.А.КЛИМОВ

Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ
КАТЕГОРИЙ И ПОДКАТЕГОРИЙ

Используемые сокращения:
1. Федеральный закон N 273-ФЗ — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон N 196-ФЗ — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
3. Номенклатура — Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678;
4. Примерные программы — Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1408 (зарегистрировано Минюстом России 9 июля 2014 г., регистрационный N 33026);
5. Положение о лицензировании — Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966.

Вопрос 1. К какому типу образовательной организации можно отнести организацию, реализующую в качестве основной цели своей деятельности образовательные программы профессионального обучения?

Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ профессиональное обучение — это вид образования, который реализуется посредством основных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (часть 1 статьи 23 Федерального закона N 273-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон N 273-ФЗ. Внесенные изменения в пункт 3 части 2 статьи 23 определяют для профессиональной образовательной организации в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по программам профессионального обучения.
Таким образом, все образовательные организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств, смогут отнести себя к типу — профессиональная образовательная организация.

Вопрос 2. Можно ли относить должность инструктора (мастера) по обучению практическому вождению к педагогическим работникам и какие требования к ним предъявляются?
Согласно действующему законодательству Российской Федерации должность инструктор по вождению автомобилей не относится к должностям педагогических работников.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 196-ФЗ обучение водителей транспортных средств является профессиональным обучением.
Профессиональное обучение реализуется посредством программ профессионального обучения.
Программы профессионального обучения реализуют педагогические работники.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона N 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ и согласно Номенклатуре к должностям педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке водителей, относятся преподаватели и мастера производственного обучения (подраздел 2 раздела I Номенклатуры).
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н установлены следующие требования к квалификации мастер производственного обучения: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Вопрос 3. Какова продолжительность отпуска мастера производственного обучения?
Согласно Номенклатуре мастер производственного обучения отнесен к должности педагогических работников.
В настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», в соответствии с которым установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам (далее — Постановление N 466).
Пунктом 1 раздела III Приложения к Постановлению N 466 установлено, что в профессиональных образовательных организациях продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска мастеров производственного обучения составляет 56 календарных дней.

Вопрос 4. Можно ли выполнять работу мастера производственного обучения практическому вождению по гражданско-правовому договору?
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.
В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, к которому применяются правила о двух- и многосторонних сделках.
Законодательно не запрещено заключать гражданско-правовой договор с мастером производственного обучения.

Вопрос 5. Каким образом могут осуществляться взаимоотношения между организацией, осуществляющей профессиональное обучение водителей транспортных средств и индивидуальными предпринимателями?
Взаимоотношения между организацией, осуществляющей профессиональное обучение водителей транспортных средств, и индивидуальными предпринимателями могут осуществляться на основе гражданско-правовых договоров и в форме сетевого взаимодействия.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, может основываться на использовании сетевой формы реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно статье 2 Федерального закона N 273-ФЗ к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона N 273-ФЗ на индивидуальных предпринимателей распространяются все права и обязанности образовательной организации.
Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность по профессиональному обучению водителей транспортных средств, могут осуществлять взаимоотношения в сетевой форме с индивидуальными предпринимателями, приравненными к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на которых распространяются все права и обязанности образовательной организации, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, нельзя отнести к иным организациям, указанным в части 1 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ.
Взаимоотношения между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями как физическими лицами, могут осуществляться на основе трудового договора и на основе гражданско-правового договора.
Следует учитывать, что при заключении гражданско-правового договора между лицом и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, права и свободы педагогического работника, закрепленные Федеральным законом N 273-ФЗ и Трудовым Кодексом Российской Федерации, на указанное лицо не распространяются.

Вопрос 6. Допускаются ли лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, к освоению программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий?
Минобрнауки России разработаны и утверждены Примерные программы.
Примерные программы предусматривают разработку образовательными организациями образовательных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий для лиц, не достигших 18 лет, согласно разделу I Примерных программ.
Согласно пункту 21.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, обучаемому на автомобиле должно быть не менее 16 лет.

Вопрос 7. Допускается ли использование оборудования и помещений организациями, осуществляющими профессиональное обучение водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, по договору аренды?
Примерные программы определяют перечень групп оборудования, необходимый для реализации программы.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельна в осуществлении образовательной деятельности в соответствии с названным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. В частности, к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Таким образом, законодательством Российской Федерации не запрещено использование оборудования и помещений в организациях, осуществляющих обучение вождению транспортных средств, по договору аренды.

Вопрос 8. Какова максимальная учебная нагрузка преподавателей и мастеров производственного обучения, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств? Могут ли они работать по совместительству?
Согласно пункту 2.1 приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» и статье 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю.
Осуществление педагогическими работниками трудовой деятельности по совместительству законодательством Российской Федерации в сфере образования не запрещено.
Согласно подпункту «б» пункта 1 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (зарегистрировано Минюстом России 7 августа 2003 г., регистрационный N 4963) для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) продолжительность работы по совместительству составляет половину месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Для педагогических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, продолжительность работы по совместительству составляет 16 часов работы в неделю.

Вопрос 9. Могут ли образовательные программы организации по продолжительности быть больше или меньше объема учебных часов, зафиксированных в Примерных программах?
Согласно пункту 6 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации.
Образовательные программы профессионального обучения водителей транспортных средств разрабатываются в соответствии с Примерными программами, в которых установлены минимальные к объему учебного плана.
Образовательная организация вправе задать в учебном плане своих образовательных программ большее количество часов для обучения вождению на транспортном средстве и вносить дополнения в содержание образовательных программ с учетом специфики обучения в конкретной образовательной организации.

Вопрос 10. Могут ли программы профессионального обучения водителей транспортных средств реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий?
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 196-ФЗ обучение водителей транспортных средств является профессиональным обучением.
Реализация программ профессионального обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий законодательством Российской Федерации в сфере образования не запрещена.
В соответствии с пунктом 2 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 2 (далее — Порядок) организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий возможно при проведении теоретических занятий по программам подготовки водителей транспортных средств различных категорий, с учетом требований, установленных указанным Порядком.

Вопрос 11. Должны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение, создавать специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья?
Да. В соответствии с частью 10 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно части 8 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона N 273-ФЗ является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности и к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности (подпункт «ж» пункта 4 и подпункт «и» пункта 6 Положения о лицензировании).

Вопрос 12. Допускаются ли лица с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности по профессии водитель?
Согласно Примерным программам лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность на обучение вождению.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 196-ФЗ к сдаче экзаменов, что является допуском к профессии, допускаются лица, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Таким образом, лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение по всем категориям и подкатегориям транспортных средств, но допуск к трудовой деятельности определяется по итогам медицинского осмотра (обследования).

Вопрос 13. Обязаны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение водителей транспортных средств, оборудовать медицинский кабинет?
Частью 3 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ закреплено, что образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, в том числе, копии документов, подтверждающих наличие помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 4 и подпункту «в» пункта 6 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также лицензионное требование к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона N 273-ФЗ.
Согласно пункту 9 Положения о лицензировании несоблюдение лицензиатом установленных подпунктом «в» пункта 6 Положения о лицензировании требований является грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Исходя из изложенного организация, осуществляющая образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, обязана иметь помещение для осуществления медицинской деятельности в соответствии с установленными требованиями.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО
Т.В.РЯБКО

Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, направляет разъяснения по вопросам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.

Приложение: на 10 л. в 1 экз.

Разъяснения
по вопросам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Используемые сокращения:

1. Федеральный закон № 273-ФЗ - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон № 196-ФЗ - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

3. Номенклатура - Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678;

4. Примерные программы - Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1408 (зарегистрировано Минюстом России 9 июля 2014 г., регистрационный № 33026);

5. Положение о лицензировании - Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 966.

Вопрос 1. К какому типу образовательной организации можно отнести организацию, реализующую в качестве основной цели своей деятельности образовательные программы профессионального обучения?

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 196-ФЗ обучение водителей транспортных средств является профессиональным обучением.

Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональное обучение - это вид образования, который реализуется посредством основных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности (часть 1 статьи 23 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 238-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон № 273-ФЗ. Внесенные изменения в пункт 3 части 2 статьи 23 определяют для профессиональной образовательной организации в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по программам профессионального обучения.

Таким образом, все образовательные организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств, смогут отнести себя к типу - профессиональная образовательная организация.

Вопрос 2. Можно ли относить должность инструктора (мастера) по обучению практическому вождению к педагогическим работникам и какие требования к ним предъявляются?

Согласно действующему законодательству Российской Федерации должность инструктор по вождению автомобилей не относится к должностям педагогических работников.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального Закона № 196-ФЗ обучение водителей транспортных средств является профессиональным обучением.

Профессиональное обучение реализуется посредством программ профессионального обучения.

Программы профессионального обучения реализуют педагогические работники.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ и согласно Номенклатуре к должностям педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовки водителей, относятся преподаватели и мастера производственного обучения (подраздел 2 раздела I Номенклатуры).

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н установлены следующие требования к квалификации мастер производственного обучения: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Вопрос 3. Какова продолжительность отпуска мастера производственного обучения?

Согласно Номенклатуре мастер производственного обучения отнесен к должности педагогических работников.

В настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», в соответствии с которым установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам (далее - Постановление № 466).

Пунктом 1 раздела III Приложения к Постановлению № 466 установлено, что в профессиональных образовательных организациях продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска мастеров производственного обучения составляет 56 календарных дней.

Вопрос 4. Можно ли выполнять работу мастера производственного обучения практическому вождению по гражданско-правовому договору?

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г., договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, к которому применяется правила о двух- и многосторонних сделках.

Законодательно не запрещено заключать гражданско-правовой договор с мастером производственного обучения.

Вопрос 5. Каким образом могут осуществляться взаимоотношения между организацией, осуществляющей профессиональное обучение водителей транспортных средств и индивидуальными предпринимателями?

Взаимоотношения между организацией, осуществляющей профессиональное обучение водителей транспортных средств и индивидуальными предпринимателями могут осуществляться на основе гражданско-правовых договоров и в форме сетевого взаимодействия.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, может основываться на использовании сетевой формы реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Согласно статье 2 Федерального закона № 273-Ф3 к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона № 273-ФЗ на индивидуальных предпринимателей распространяются все права и обязанности образовательной организации.

Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность по профессиональному обучению водителей транспортных средств могут осуществлять взаимоотношения в сетевой форме с индивидуальными предпринимателями, приравненными к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на которых распространяются все права и обязанности образовательной организации, кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно нельзя отнести к иным организациям, указанным в части 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ.

Взаимоотношения между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями, как физическими лицами, могут осуществляться на основе трудового договора, и на основе гражданско-правового договора.

Следует учитывать, что при заключении гражданско-правого договора между лицом и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, права и свободы педагогического работника, закрепленные Федеральным законом № 273-ФЗ и Трудовым Кодексом Российской Федерации на указанное лицо, не распространяются.

Вопрос 6. Допускаются ли лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, к освоению программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий?

Минобрнауки России разработаны и утверждены Примерные программы.

Примерные программы предусматривают разработку образовательными организациями образовательных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий для лиц, не достигших 18 лет, согласно разделу I Примерных программ.

Согласно пункту 21.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 обучаемому на автомобиле должно быть не менее 16 лет.

Вопрос 7. Допускается ли использование оборудования и помещений организациями, осуществляющими профессиональное обучение водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, по договору аренды?

Примерные программы определяют перечень групп оборудования, необходимый для реализации программы.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 273-ФЗ организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельна в осуществлении образовательной деятельности в соответствии с названным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. В частности, к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Таким образом, законодательством Российской Федерации не запрещено использование оборудования и помещений в организациях, осуществляющих обучение вождению транспортных средств, по договору аренды.

Вопрос 8. Какова максимальная учебная нагрузка преподавателей и мастеров производственного обучения, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств? Могут ли они работать по совместительству?

Согласно пункту 2.1. приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» и статье 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю.

Осуществление педагогическими работниками трудовой деятельности по совместительству законодательством Российской Федерации в сфере образования не запрещено.

Согласно подпункту «б» пункта 1 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (зарегистрировано Минюстом России 7 августа 2003 г., регистрационный № 4963) для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) продолжительность работы по совместительству составляет половину месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Для педагогических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, продолжительность работы по совместительству составляет 16 часов работы в неделю.

Вопрос 9. Могут ли образовательные программы организации по продолжительности быть больше или меньше объема учебных часов, зафиксированных в Примерных программах?

Согласно пункту 6 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации.

Образовательные программы профессионального обучения водителей транспортных средств разрабатываются в соответствии с Примерными программами, в которых установлены минимальные к объему учебного плана.

Образовательная организация вправе задать в учебном плане своих образовательных программ большее количество часов для обучения вождению на транспортном средстве и вносить дополнения в содержание образовательных программ с учетом специфики обучения в конкретной образовательной организации.

Вопрос 10. Могут ли программы профессионального обучения водителей транспортных средств реализовыватъся с использованием дистанционных образовательных технологий?

В соответствии со статьей 26 Федерального Закона № 196-ФЗ обучение водителей транспортных средств является профессиональным обучением.

Реализация программ профессионального обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий законодательством Российской Федерации в сфере образования не запрещена.

В соответствии с пунктом 2 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 (далее - Порядок) организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий возможно при проведении теоретических занятий по программам подготовки водителей транспортных средств различных категорий, с учетом требований установленных указанным Порядком.

Вопрос 11. Должны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение создавать специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья?

Да. В соответствии с частью 10 статьи 79 Федерального закона № 273-Ф3 профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно части 8 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона № 273-ФЗ является лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности и к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности (подпункт «ж» пункта 4 и подпункт «и» пункта 6 Положения о лицензировании).

Вопрос 12. Допускаются ли лица с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности по профессии водитель?

Согласно Примерным программам лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность на обучение вождению.

Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона № 196-ФЗ к сдаче экзаменов, что является допуском к профессии, допускаются лица, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Таким образом, лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на обучение по всем категориям и подкатегориям транспортных средств, но допуск к трудовой деятельности определяется по итогам медицинского осмотра (обследования).

Вопрос 13. Обязаны ли организации, осуществляющие профессиональное обучение водителей транспортных средств оборудовать медицинский кабинет?

Частью 3 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ закреплено, что образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, в том числе, копии документов, подтверждающих наличие помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 4 и подпункта «в» пункта 6 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также лицензионное требование к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона № 273-ФЗ.

Согласно пункту 9 Положения о лицензировании несоблюдение лицензиатом, установленных подпунктом «в» пункта 6 Положения о лицензировании требований, является грубым нарушением лицензионных требований и условий.

Исходя из изложенного организация, осуществляющая образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, обязана иметь помещение для осуществления медицинской деятельности, в соответствии с установленными требованиями.

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросам профобучения водителей транспортных средств. Оно реализуется посредством основных программ профподготовки, переподготовки и повышения квалификации. Организации, готовящие водителей, относятся к профессиональным образовательным организациям. Их программы реализуют педагогические работники. Разъяснено, что должность инструктора по вождению не относится к должностям педагогических работников. К ним относят лиц, имеющих высшее или среднее профобразование и отвечающих квалификационным требованиям, указанным в справочниках или профстандартах. По номенклатуре - это преподаватели и мастера производственного обучения. На них распространяется право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск 56 календарных дней. Законодательством не запрещено заключать с ними гражданско-правовой договор. На них распространяется право на сокращенное рабочее время, не более 36 часов в неделю. Не запрещена деятельность по совместительству.

Образовательные организации могут осуществлять взаимоотношения в сетевой форме с ИП, действующими через работников и приравненными по правам и обязанностям к образовательным организациям. Если ИП осуществляет образовательную деятельность непосредственно, как физлицо, то с ним должен заключаться трудовой или гражданско-правовой договор.

Организации, обучающие вождению, могут арендовать для этого помещения и оборудование. Они вправе задать в учебном плане своих образовательных программ большее количество часов для обучения и вносить дополнения в программы. Не запрещено применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при проведении теоретических занятий.

Разъяснено, что для лиц с ограниченными возможностями должны создаваться специальные условия. Это лицензионное требование. Но к профессии водитель они допускаются, если не имеют противопоказаний к управлению транспортными средствами. Еще одним лицензионным требованием является наличие медкабинета для охраны здоровья обучающихся.