Деньги

Проект презентация сказки черная курица. Иллюстрации к сказке А.Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

1 слайд

Презентация на тему «Чёрна курица и подземные жители» ученика 5-Б кл. Шелковникова Данилы «Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло его употребляли»

2 слайд

Биография Алексея Алексеевича Перовского. Алексей Алексеевич Перовский, более известный под псевдонимом Антоний Погорельский. Писатель Пушкинской эпохи. Получив отличное домашнее воспитание, в 1805 году поступил в Московский университет; в 1807 году "произведен" в доктора философии и словесных наук. Недолго состоял в гражданской службе. Во время отечественной войны поступил в 3-й украинский казачий полк

3 слайд

Биография Алексея Алексеевича Перовского. штабс-ротмистром, в 1813 году участвовал в сражениях под Дрезденом и при Кульме, затем был назначен старшим адъютантом при князе Н.Г. Репнине, генерал-губернаторе королевства саксонского, и около двух лет жил в Дрездене. По возвращении в Россию, Перовский служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел иностранных исповеданий, но немедленно после смерти отца (1822) подал в отставку и поселился в сельце Погорельцах.

4 слайд

Биография Алексея Алексеевича Перовского. В Погорельцах он собрал хорошую библиотеку, много читал и начал свою самостоятельную литературную деятельность под псевдонимом Антония Погорельского: в 1825 г. В мартовской книжке "Новостей Литературы", издававшихся Воейковым, появилась с этой подписью фантастическая повесть "Лафертовская маковница", которая привела в совершенный восторг Пушкина; вот что писал он брату под свежим впечатлением (27го марта 1825 года):"Что за прелесть Бабушкин Кот! Я перечёл два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Аркадием Фалалеевичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повёртываю голову и выгибаю спину. Погорельский ведь Перовский, не правда ли?" В том же 1825 году Перовский вновь поступил на службу на пост видный, вполне достойный его образования и способностей: Министр Народного Просвещения. Все последующие его назначения были связаны с образоваием.

5 слайд

Период написания сказки «Чёрная курица или подземные жители» Алексей Алексеевич Перовский придумал и записал волшебную повесть «Черная курица, или Подземные жители» для своего племянника тогда, когда Алеше (племяннику) было не более девяти или десяти лет, как и Алеше, герою сказки. Погорельский счастливо изобрел один из самых изящных литературных сюжетов. Можно сколько угодно удивляться тому, что он так ясно и мудро рассказал о почти неуловимых движениях души невзрослого человека.

6 слайд

7 слайд

История создания Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося литератора Алексея Константиновича Толстого. Публикация была встречена положительными отзывами прессы.

8 слайд

история создания События описанные в сказке происходят в Санкт-Петербурге, где некоторое время и проживал автор.

9 слайд

10 слайд

До получения семечка… Имеясемечко … Умненький Самолюбивый Очень одинокий Важничал перед др. Любил читать Гордый и не послушный Ненавидел жестокость Нарочношалил

11 слайд

Алеша спасает любимую курицу Чернушку, и та открывает ему тайну: под полом, в подземелье, королевство маленьких человечков, где Чернушка - не курица, а главный министр. Ночью, когда все спят, Чернушка тайно приводит Алешу к королю и тот его награждает. Желание Алеши, высказанное с необдуманной поспешностью, оказывается огорчительно мелким - всегда знать уроки, не уча их. Конопляное семечко, полученное в дар, помогало Алеше, но из-за безделья «из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный».

12 слайд

Когда семечко пропало, мальчик потерял свой чудесный дар. История с семечком завершается тем, что Алеше грозит наказание, если он не признается, как ему удается знать наизусть по двадцать страниц. И тогда мальчик выдает тайну, в которую, разумеется, никто не поверил, его даже высекли. Но не это и даже не исчезновение навсегда конопляного семечка оказалось главным наказанием для него. Ему предстоит расставание с Чернушкой. По вине Алеши король с целым народом своим должен переселиться далеко от здешних мест, а его друг, курица-министр, осужден носить золотые цепи.

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ. А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
Выполнил Марков В. Ученик 5 класса «А» ГБОУ СОШ № 485

Слайд 2

«Черная курица, или Подземные жители»

Слайд 3

Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Алёша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алёшу более, нежели подруг своих.

Слайд 4

Алёша никак не мог долее оставаться на своём месте. Он, громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло. – Любезная, милая Тринушка! – вскричал он, обливаясь слезами. – Пожалуйста, не тронь мою Чернуху! Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая, воспользовавшись этим, от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать.

Слайд 5

Чернушка захлопала крыльями, взлетела к нему на кровать и сказала человеческим голосом: – Это я, Алёша! Ты не боишься меня, не правда ли? – Зачем я буду тебя бояться? – отвечал он. – Я тебя люблю; только для меня странно, что ты так хорошо говоришь: я совсем не знал, что ты говорить умеешь!

Слайд 6

Они вошли во вторую комнату, и тут-то Алёша обрадовался! В прекрасной золотой клетке сидел большой серый попугай с красным хвостом. Алёша тотчас хотел подбежать к нему. Чернушка опять его не допустила. – Не трогай здесь ничего, – сказала она. – Берегись разбудить старушек! Тут только Алёша заметил, что подле попугая стояла кровать с белыми кисейными занавесками, сквозь которые он мог различить старушку, лежащую с закрытыми глазами; она показалась ему как будто восковая. В другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле неё сидела серая кошка и умывалась передними лапами.

Слайд 7

Чернушка подняла хохол, распустила крылья и вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на неё наступали, а она защищалась крыльями и носом. Алёше сделалось страшно, сердце в нём сильно затрепетало, и он упал в обморок.

Слайд 8

В одно мгновение комната сделалась ещё светлее, все маленькие свечки ещё ярче загорели, – и Алёша увидел двадцать маленьких рыцарей в золотых латах, с пунцовыми на шлемах перьями, которые попарно входили тихим маршем.

Слайд 9

Из сада пошли они в зверинец. Там показали Алёше диких зверей, которые привязаны были на золотых цепях. Всматриваясь внимательнее, он, к удивлению своему, увидел, что дикие эти звери были не что иное, как большие крысы, кроты, хорьки и подобные им звери, живущие в земле и под полами. Ему это очень показалось смешно, но он из учтивости не сказал ни слова.

Слайд 10

Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алёша никогда не видывал; они хотели пробежать мимо; но когда министр приказал их окружить, то они остановились и начали защищаться храбро.

Слайд 11

На следующий день, в назначенный час, учитель взял в руки книжку, из которой был задан урок Алёше, подозвал его к себе и велел проговорить заданное. Все дети с любопытством обратили на Алёшу внимание, и сам учитель не знал, что подумать, когда Алёша, несмотря на то, что вовсе накануне не твердил урока, смело встал с скамейки и подошёл к нему. Алёша нимало не сомневался в том, что и этот раз ему удастся показать свою необыкновенную способность; он раскрыл рот… и не мог выговорить ни слова!

Слайд 12

Он решился сам начать разговор с одним мальчиком, с которым в прежнее время был очень дружен, но тот от него отворотился не отвечая. Алёша обратился к другому, но и тот говорить с ним не хотел и даже оттолкнул его от себя, когда он опять с ним заговорил. Тут несчастный Алёша почувствовал, что он заслуживает такое с ним обхождение товарищей. Обливаясь слезами, лёг он в свою постель, но никак не мог заснуть.

Слайд 13

Всю ночь он не мог сомкнуть глаз ни на минуту. За час перед рассветом послышалось ему, что под полом что-то шумит. Он встал с постели, приложил к полу ухо и долго слышал стук маленьких колёс и шум, как будто множество маленьких людей проходило. Между шумом этим слышен был также плач женщин и детей и голос министра Чернушки, который кричал ему: – Прощай, Алёша! Прощай навеки!


Биография Биография Алексей Алексеевич Перовский, более известный под псевдонимом Антоний Погорельский. Писатель Пушкинской эпохи. Получив отличное домашнее воспитание, в 1805 году поступил в Московский университет; в 1807 году "произведен" в доктора философии и словесных наук. Недолго состоял в гражданской службе. Во время отечественной войны поступил в 3-й украинский казачий полк штабс-ротмистром, в 1813 году участвовал в сражениях под Дрезденом и при Кульме, затем был назначен старшим адъютантом при князе Н.Г. Репнине, генерал-губернаторе королевства саксонского, и около двух лет жил в Дрездене. По возвращении в Россию, Перовский служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел иностранных исповеданий, но немедленно после смерти отца (1822) подал в отставку и поселился в сельце Погорельцах. Алексей Алексеевич Перовский, более известный под псевдонимом Антоний Погорельский. Писатель Пушкинской эпохи. Получив отличное домашнее воспитание, в 1805 году поступил в Московский университет; в 1807 году "произведен" в доктора философии и словесных наук. Недолго состоял в гражданской службе. Во время отечественной войны поступил в 3-й украинский казачий полк штабс-ротмистром, в 1813 году участвовал в сражениях под Дрезденом и при Кульме, затем был назначен старшим адъютантом при князе Н.Г. Репнине, генерал-губернаторе королевства саксонского, и около двух лет жил в Дрездене. По возвращении в Россию, Перовский служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел иностранных исповеданий, но немедленно после смерти отца (1822) подал в отставку и поселился в сельце Погорельцах.


История создания Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося литератора Алексея Константиновича Толстого. Публикация была встречена положительными отзывами прессы. Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося литератора Алексея Константиновича Толстого. Публикация была встречена положительными отзывами прессы.


Характер Алеши До получения семечка: умный, милый, любил читать, ненавидел жестокость. До получения семечка: умный, милый, любил читать, ненавидел жестокость. После получения семечка: самолюбивый, важничал перед другими, гордый и непослушный, нарочно шалили. После получения семечка: самолюбивый, важничал перед другими, гордый и непослушный, нарочно шалили.












Вывод: Сказка учит нас не только тому, что надо старательно трудиться, но и тому, что детское легкомыслие может сделать несчастными и их самих, и тех, кто им дорог. Лучше претерпеть страдания, чем из-за малодушия нарушить верность данному слову. Сказка учит нас не только тому, что надо старательно трудиться, но и тому, что детское легкомыслие может сделать несчастными и их самих, и тех, кто им дорог. Лучше претерпеть страдания, чем из-за малодушия нарушить верность данному слову.


Русский писатель, один из крупнейших прозаиков первой половины XIX века. Член Российской академии (1829).



Подведем итог

- Какие русские писатели в детстве учились в частных пансионах? - Как вы понимаете, что такое пансион? - Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы? - Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский? - Что такое псевдоним? - Какой псевдоним взял себе Перовский? - Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?














Какие животные находились

в королевском зверинце?




Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Причудливый сюжет


- Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века? - Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими? - Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история? - Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи? - Могла ли такая сказка быть народной?



  • Чтение отрывка со слов: «»Настал понедельник…» стр.140 до слов «Увы! Бедный Алеша не знал…» стр.147.
  • - Как изменялся характер, по-старинному говоря, нрав Алеши после того, как он получил волшебный подарок?

  • Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
  • Чему учит пример превращения Алеши?
  • Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы

«Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142) .


«Не полагай, - отвечала Чернушка, - что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146-147) .


«...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147) .