Здоровье

Произведения второй половины 19 века список. Основные тенденции развития русской литературы второй половины XIX века

Изучение литературы тесно связано с изучением истории, с изучением освободительного движения.

Все освободительное движение в России можно разделить на три этапа:

Декабристский (дворянский) (с 1825 г по1861 г). (Рылеев, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Герцен, Белинский и др.)

Буржуазно-демократический (разночинский) (с1861г по 1895г) (Некрасов, Тургенев, Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чернышевский, Добролюбов и др.)

Пролетарский (с 1895 года) (Родоначальником пролетарской литературы по праву считается А.М. Горький)

60-е годы 19 века - одна из самых ярких страниц в истории идейного и художественного развития нашей страны. В эти годы во всей красоте и силе раскрылось творчество таких замечательных писателей, как Островский, Тургенев, Некрасов, Достоевский, Толстой, Чехов и др., таких талантливых критиков, как Добролюбов, Писарев, Чернышевский и др., таких гениальных художников, как Репин, Крамской, Перов, Суриков, Васнецов, Саврасов и др., таких выдающихся композиторов, как Чайковский, Мусоргский, Глинка, Бородин, Римский-Корсаков и др.

В 60-е годы 19 века Россия вступила во второй этап освободительного движения. На смену узкому кругу дворянских революционеров пришли новые борцы, которые называли себя разночинцами. Это были представители мелкого дворянства, духовенства, чиновничества, крестьянства, интеллигенции. Они жадно тянулись к знаниям и, овладев ими, несли свои знания в народ. Наиболее самоотверженная часть разночинцев становилась на путь революционной борьбы с самодержавием. Этому новому борцу требовался свой поэт, который бы выражал его идеи. Таким поэтом и стал Н.А. Некрасов.

К середине 50-х годов 19 века стало ясно, что «узел всех зол» в России - крепостное право. Это понимали все. Но не было единодушия в том, как от него избавиться. Демократы во главе с Чернышевским призывали народ к революции. Им противостояли консерваторы и либералы, которые считали, что крепостничество должно быть отменено путем реформ «сверху». В 1861 году царское правительство вынуждено было пойти на отмену крепостного права, но это «освобождение» оказалось обманом, так как земля оставалась собственностью помещиков.

Политическая борьба между демократами, с одной стороны, и консерваторами и либералами, с другой, отразилась и на литературной борьбе. Ареной этой борьбы стал, в частности, журнал «Современник» (1847 - 1866), а после его закрытия журнал «Отечественные записки» (1868 - 1884).

Журнал «Современник»

Журнал был основан Пушкиным в 1836 году. После его смерти в 1837 году редактором журнала стал друг Пушкина профессор Петербургского университета Плетнев.

В 1847 году журнал в аренду взяли Н.А. Некрасов и И.И. Панаев. Они сумели сгруппировать вокруг журнала все лучшие литературные силы того времени. Критический отдел вел Белинский, печатали свои произведения Герцен, Тургенев, Григорович, Толстой, Фет и др.

В период революционного подъема в редакцию «Современника» вошли Чернышевский и Добролюбов. Они превратили журнал в орудие борьбы за свержение самодержавия. В то же время среди сотрудников журнала наметились непримиримые противоречия между писателями-демократами и писателями-либералами. В 1860 году в редакции произошел раскол. Поводом послужила статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день», посвященная роману Тургенева «Накануне». Тургенев, отстаивавший либеральные позиции, был не согласен с революционной трактовкой своего романа и после того, как статья была напечатана, в знак протеста ушел из редакции журнала. Вместе с ним покинули журнал и другие либеральные писатели: Толстой, Гончаров, Фет и др.

Однако после их ухода Некрасов, Чернышевский и Добролюбов сумели сплотить вокруг «Современника» талантливую молодежь и превратили журнал в революционную трибуну эпохи. В результате в 1862 году издание «Современника» было приостановлено на 8 месяцев, а в 1866 году он был закрыт окончательно. Традиции «Современника» продолжил журнал «Отечественные записки» (1868 - 1884), который издавался под редакцией Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

Добролюбов Николай Александрович (1836 -- 1861)

Жизнь Добролюбова лишена ярких внешних событий, но богата сложным внутренним содержанием. Он родился в Нижнем Новгороде в семье священника, умного и образованного человека. Учился в духовном училище, затем в духовной семинарии, в 17 лет поступил в Главный педагогический институт в Петербурге. В 1856 году принес свою первую статью в редакцию «Современника», затем последовали 4 года лихорадочного неутомимого труда и год за границей, куда критик уехал лечиться от туберкулеза, год, проведенный в ожидании смерти. Вот и вся биография Добролюбова. На его могиле Чернышевский сказал: «Смерть Добролюбова стала великой утратой. Лучшего своего защитника потерял в нем русский народ».

Чувство великой утраты и преклонения перед другом выражено и в стихотворении Н.А. Некрасова «Памяти Добролюбова».

«Памяти Добролюбова»

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья;

Как женщину, ты родину любил.

Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял. Взывая к жизни новой

И светлый рай, и перлы для венца

Готовил ты любовнице суровой.

Но слишком рано твой ударил час,

И вещее перо из рук упало.

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,

И высоко вознесся ты над нами.

Плачь, русская земля! Но и гордись -

С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты

И в недра не брала свои обратно:

Сокровища душевной красоты

Совмещены в нем были благодатно.

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

1.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление.

А)А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

В)И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

Г)Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?

А)Н.А.Некрасов В)А.А.Фет

Б)Ф.И.Тютчев Г)А.К.Толстой

А)А.Н.Островский «Гроза» В)Л.Н.Толстой «Живой труп»

Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Г)Н.С.Лесков «Леди Макбет…»

4.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»

А)аллегория В)антитеза

Б)метафора Г)гипербола

5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)гордость и самолюбие В)естественность и нравственность

Б)благородство и доброта Г)щедрость и мужество

6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Ф.М.Достоевский

Б)А.И.Герцен Г) Н.А.Некрасов

7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А)тип «маленького человека» В)самодур

Б)тип «лишнего человека» Г)романтический герой

А) И.А.Гончаров В) М.Е.Салтыков-Щедрин

Б) Н.А.Некрасов Г)А.П.Чехов

9.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.

А)участник происходящих событий

Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

В)бесстрастный наблюдатель

Г)повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе

10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)Преображенский В)Измайловский

Б)Павлоградский Г)Семеновский

11.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?

А)лирика В)эпос

Б)драма Г)лиро-эпика

12.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».

А)И.А.Гончаров В)Л.Н.Толстой

Б)А.П.Чехов Г)Ф.М.Достоевский

13. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?

А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина

Б)Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя

В)Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова

Г)капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого

14.Агафья Пшеницына – это героиня:

А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Г

В)романа И.А.Гончарова «Обломов»

Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

А)А.С.Пушкин В)Ф.И.Тютчев

Б)Н.А.Некрасов Г)А.А.Фет

16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А)Соня Мармеладова В)Р.Раскольников

Б)Петр Лужин Г)Лебезятников

17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»

А)Н.А.Некрасов В)Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин Г)А.А.Фет

18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А)Савелий В)Матрена Корчагина

Б)Григорий Добросклонов Г)Ермил Гирин

19.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.

А)география В)словесность

Б)греческий язык Г)закон Божий

20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это

А)Пьер Безухов В)Андрей Болконский

Б)Платон Каратаев Г)Василий Денисов

21.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?

А)забыл закрыть дверь квартиры В)оставил шляпу на месте преступления

Б)забыл взять орудие преступления Г)испачкался в крови

22.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:

А)роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации

Б)роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица

В)роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны

23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда

А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием

Б)он отказывается от веры и перестает молиться

В)по его вине погибает человек

24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж

А)Гуров В)Коваленко

Б)Буркин Г)Беликов

Во второй половине девятнадцатого века, русская литература и культура переживают расцвет. В общественной жизни страны в этот период происходят важные события: Крымская война, многочисленные крестьянские волнения, отмена крепостного права, становление капитализма. В целом, общественные отношения преодолевают некую планку, определённый уровень, после которого возврат в недалёкое прошлое кажется невозможным. В первую очередь это касается отношений к человеку, его проблемам, без различия категорий и сословий. Начинается процесс формирования «нового человека», его общественного и нравственного самосознания. Не удивительно, что подобные стремления сделали именно реализм, основным направлением в русской литературе к середине 19 столетия, посредством которого развиваются принципы изображения действительности. Его новый этап был тесно связан с попыткой детального проникновения в глубины человеческих чувств и отношений. Авторы демонстрируют желание не только передать свои эмоции через действующих лиц, но и вскрыть основные причины социального зла. Как следствие, авторы всё чаще обращаются в произведениях к народной тематике, образ крестьянина, мужика, становится одним из основных в художественной литературе. Традиции реализма заложенные Лермонтовым, Пушкиным , Гоголем, закрепляются, их произведения во многом становятся эталоном для новых авторов. Изрядное значение и вес приобретают критические отзывы на произведения. Заслугой этому в немалой степени послужила деятельность Чернышевского, в том числе и его диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности". Нельзя не вспомнить, что именно в это время произошло знаменательное событие: в российской империи отменили крепостное право, что конечно нашло отражение и в художественной литературе. Желание дальнейших преобразований на этой почве привели к полемике и появлению двух лагерей: либералов и демократов. Первые предлагали политические и экономические реформы постепенного изменения общественных отношений, вторые настаивали на немедленных, радикальных преобразованиях, как правило, через революционные процессы. К демократическому лагерю принадлежали в числе прочих Добролюбов, Герцен, Некрасов , Чернышевский, а либеральных взглядов придерживались Достоевский, Тургенев, Дружинин, Лесков. Как правило обмен взглядами и идеями осуществлялся через полемику на страницах литературных журналов. Также в литературе идут споры между сторонниками «чистого искусства» и приверженцами «гоголевского» направления, позже – между «почвенниками» и «западниками». Под воздействием идеологии разночинцев развиваются идеи «реальной критики», поднимается проблема положительного героя. Творческие поиски писателей – реалистов приводят к новым художественным открытиям, обогащению жанра романа, усилению психологизма. Во второй половине 19-го века появляется целая плеяда талантливых русских писателей: Ф.М. Достоевский(Бедные люди, Преступление и наказание), И.С. Тургенев(Отцы и дети, Записки охотника), И.А. Гончаров(Обыкновенная история, Обломов, Обрыв), А.Н. Островский (Гроза, Не всё коту масленица, Бесприданница, Свои люди - сочтёмся), Н.А. Некрасов(Княгиня Волконская, Кому на Руси жить хорошо),М.Е. Салтыков – Щедрин(История одного города, Господа Головлёвы, Пошехонская старина), Л.Н. Толстой(Война и мир), А.П. Чехов(Роман доктора, Роман репортёра, Палата №6, Смерть чиновника, Тоска, Ванька, Вишнёвый сад).

Урок № 14

Тема: «Обзор русской литературы 2 половины ХIХ века»

Цели:

Обзор целой литературной и исторической эпохи;

Показать основные направления развития литературы в данный период;

Оценить вклад литературных деятелей эпохи в развитие России;

Учить собирать и систематизировать информацию;

Подбирать материал для сообщений.

Оборудование: презентация по теме, выставка литературы.

Ход урока.

Лекция учителя.

1.Общественно-политическая и культурно-историческая ситуация в России второй половины ХIХ века.

Слайд1.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями истории и культурного развития России во 2 половине Х I Х века. Хочу обратить ваше внимание на эпиграф (слайд 2)– слова Н.Г.Чернышевского, который сказал о роли литературы в этот исторический период так:

« Литература у нас пока сосредоточивает почти всю умственную жизнь народа, и потому прямо на ней лежит долг заниматься и такими интересами, которые в других странах перешли уже, так сказать, в специальное заведование других направлений умственной деятельности…»

Индивидуальное задание Историческая справка. 1850-егоды.

Особое место в политике России этого периода занимал восточный вопрос.

В 1853 г. Началась война между Россией и Турцией. (слайд 3) Феодально –крепостническая, технически отсталая, с армией, сформированной на основе рекрутчины из поголовно неграмотного населения, Россия оказалась не в силах противостоять врагам.

Основные военные действия развернулись непосредственно на ее территории, в Крыму. В октябре 1854 г.ода союзники осадили Севастополь.

Вступление на престол Александра II. (слайд 4)

Новый государь оказался во главе страны, уставшей от кровопролитной войны. В дни его коронации многим была дарована свобода, в том числе и декабристам. Произошло пробуждение общественной мысли. В философии и литературе начались напряженные искания социального идеала, остро встала проблема сплочения нации, ее духовного единства. Особенно активно проявились эти поиски в наиболее влиятельных идейных течениях в русской общественной мысли - славянофильстве и западничестве.

(любящие славян и любящие западные идеи)

Индивидуальное задание. Исторические события 1860-1870-х гг.

1861 – отмена крепостного права. Огромное историческое значение. Было отменено рабство, появились возможности дл я развития рыночных отношений в деревне. Россия стала практически на капиталистический путь развития. (слайд 5)

Рубеж 1860-1970-х годов - возникновение революционного народничества.

(слайд 6)

Слово учителя. Общественная борьба в России отражалась на страницах многочисленных журналов. Журнальная полемика стала яркой страницей историко-литературного процесса в России.

Огромной популярностью пользовалась лондонская газета «Колокол»(1857-1867), которую Герцен А.И. издавал вместе с Огаревым Н.П. Газета критиковала реакционные устремления высших чиновников, правительство и весь государственный строй царской России. Многим «Колокол» помог критически взглянуть на реформы Александра II, расстановку общественно-политических сил в стране. (Уроки русской литературы, Автор – Бикулова И.А., Брянск, 2003) (слайд 7)

Журнал «Современник» (слайд 8)

Талантливый публицист Д.И.Писарев и журнал «Русское слово» (слайд 9)

С «Современником» и «русским словом» полемизировали многие. Известные критики А.Дружинин, В.Боткин, П.Анненков считали, что художественная полноценность произведений не связана с требованиями общественной ситуации. Поэтому они были сторонниками только «чистого искусства». Критики спорили с Чернышевским, Добролюбовым и Писаревым и оценивали не идейную направленность, а художественные особенности произведений. Главными были для них степень талантливости автора и «вечные ценности» - Бог, любовь, красота, милосердие.

Нелегко было читателям разобраться в журнальной полемике и в противоречивых оценках одного и того же произведения.

2.Особенности развития литературы и искусства во второй половине ХIХ века.

В это время именно критический реализм дал блестящие творческие результаты. Реалистические традиции культуры утвердили понятие «золотой век» в русском искусстве и литературе. Галерея художественных образов в творчестве Достоевского и Толстого, Некрасова и Тургенева, в музыке Чайковского м Мусоргского, в полотнах Репина и Перова, Крамского и Сурикова, в Малом театре времен Щепкина и Островского явилось своего рода зеркалом, отразившим своего рода зеркалом, отразившим российскую действительность.

Литература, живопись, музыка, театр «золотого века» целенаправленно утверждали эстетику общественной жизни, порождавшую мир «униженных и оскорбленных» и мир «лишних людей», «типические образы в типических обстоятельствах».Но русское искусство не только отражало окружающий мир, но преображало его. Русское искусство было тесно связано с духовными исканиями в общественной жизни.

(слайд 10)

Золотым веком русской литературы по праву называют 19-тый век. Отечественная литература стремительно прошла серьезный путь, она, озаренная гением А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, блеском таланта целого созвездия крупнейших писателей, выдвинулась в число величайших литератур мира и оказала заметное влияние на художественную культуру всего человечества. Она стала средоточием духовной жизни общества, его совестью, всегда выделялась накалом философских исканий.

Грандиозную панораму жизни России второй половины 19-го века создали выдающиеся произведения: «Обломов» И.А.Гончарова, «Гроза» и «Бесприданница» А.Н.Островского, романы И.С.Тургенева,»Что делать?» Н.Г.Чернышевского, «Былое и думы»,А.Н.Герцена, «История одного города» Салтыкова-Щедрина М.Е., «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова,»Война и мир» Л.Н.толстого, рассказы А.П.Чехова, лирика Тютчева Ф.И., Толстого А.К., Фета А.А.

Основным направлением отечественной литературы стал реализм (слайд 11)

Самым актуальным жанром стал роман(слайд 12)

Определение романа.

Широкое распространение получили широкие разновидности жанра: социальный, политический, исторический, философский, психологический, любовный, семейно-бытовой, приключенческий, фантастический. Роман широко охватывал социальные условия бытия человека, глубоко проникал во внутренний мир персонажа. Именно романы приобрели огромный резонанс не только в России, но и за рубежом. Произведения Толстого Л.Н., Достоевского Ф.М., Тургенева И.С. почти сразу же переводились на иностранные языки и пользовались большим успехом.

Русская литература второй половины ХIХ века совершила восхождение на высочайший идейно-художественный уровень и достигла такого положения, которое можно определить как вершину мирового искусства.(слайд 13)

Сообщения уч-ся:

«Значение творчества П.И.Чайковского в русской культуре»

«Могучая кучка» - творческое содружество русских композиторов»

«Значение Малого театра в России»

«Значение «Товарищества передвижных художественных выставок в России»

Литература: « Уроки русской литературы. Вторая половина ХIХ века.», Брянск «Курсив», 2003

Индивидуальные задание: сообщения по биографии А.Н.Островского.


>>Литература: Русская литература второй половины XIX века

Русская литература; второй половины XIX века

60-е годы . Это время вошло в историю России как период обострения общественной борьбы. После реформы 1861 года в стране прошла волна крестьянских восстaний. Проблемы переустройства жизни волновали все aктивно действующие силы - от революционеров -демократов, которые звали Русь к топору, до мягких и либеральных сторонников постепенного и бескровного эволюционного пути.

В 60-e годы XIX века менялся и характер литературной жизни. Отчетливей определились группировки славянофилов, западников и революционных демократов.

Славянофильство - направление в русской общественной и литературной мысли 40-60-x годов XIX вeка. Оно отстаивало самобытность исторического и культypнoгo пути России. Славянофилы называли свое нaправление славяно-христианским , московским, истинно русским. Они идеализировали религиозно-нравственные и социальные начала Киевской и Московской Руси, coздавая модель утопического общественного строя. Для славянофилов подлинная история России трагически оборвалась реформами Петра 1.

3ападники , напротив, считали, что подлинная история Российского государства только началась с петровских преобразований. Они утверждали «западный», буржуазный путь развития России, были активными противниками крепостного права. И эти идеи защищало не только революцuоnnо-демократическое крыло (Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский ), но и лuберальныe западники (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Oгapeв, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, П. В. Aнненков, И. И. Панаев, И. С. Typгeнев).

И славянофилы и западники выступали против крепостничества, однако представления о дальнейшем пути России у них были различны. Обострение споров привело к разрыву всех личных отношений между прежде дружественными людьми и к их ожесточенной полемике.

Идейные споры западников и славянофилов изображены в «Былом и думах», «Copокe-Bopовкe» А. И. Гepцена, отразились в «Записках охотника» И. С. Typгeнeва, «Тарантасе» В. А. Соллогуба. Вот как оценивал эти два направления Герцен: «У нас была одна любовь, но не одинакаяая. У них и у нас запало с ранних лет... чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу... И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».

Существовало направление, которое стремилось сгладить противоречия между западниками и славянофилами - «почвенничество». Ф. М. Достоевский , ...... Ап. А. Григорьев и Н. Н. Страхов утверждали «всечеловечность» pyccкoгo национального духа. Они считали, что необходимо преодолеть разобщенность интеллигенции и народа. «Почвеннцки» призывали к сохранению самобытности (национальной почвы) и не отвергали положительной роли реформ Петра 1. Мы сильны всем нaродом, сильны тою силою, которая живет в самых простых И смирных личностях, - вот что хотел сказать граф Л. Н. Толстой, - писал Страхов, и он совершенно прав».

В 60-e годы - в период подъема общественной мысли - все большую роль приобретала периодическая печать. Если в начале века число газет, журналов исчислялось десятками, то во второй половине столетия - сотнями. Почти все произведения русской классической литературы сначала печатались и активно обсуждались на страницах журналов и только потом появлялись перед читателем в отдельно изданных книгах. Сложившийся в XIX веке особый тип pyccкoгo «толстого» литературного журнала стал явлением национальной культуры.

Прочтите имена авторов и названия произведений, которые были опубликованы, например, в журнале «Современник», основанном А. С. Пушкиным в 1836 гoду (журнал существовал до 1866 года): «Записки охотника» и «Mуму» И. С. Typгeнeвa, «Обыкновенная историю» и «Сон Обломова» (в приложении к журналу) И. А. Гончарова, «Детство» И «Отрочество» Л. Н. Толстого, стихотворения Н. А. Некрасова, А. Н. Майкова, А. К. Толстoгo, А. А. Фета, Я. П. Полонского... С 1847 года «Cовременник» издавали Н. А. Некрасов и И. И. Панаев, а позже эту роль взяли на себя Н. Г. Чернышевский (с 1853 года) и Н. А. Добролюбов (с 1856 года).

Наряду с Чернышевским революционно-демократичес кую критику представлял Николай Александрович Добролюбов (1836-1861). Bceгo за пять лет своей дeятельности он создал ряд статей, которые и сейчас важны и интересны. Свою критику Добролюбов называл peальной. Достоинства «реальной критики» проявились в статьях «Что такое обломовщина?», «Черты для характеристики pyccкoгo простонародья», «Когда же придет настоящий день?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве». Для Добролюбова на первом месте стоял вопрос о «миросозерцании писателя». В приложении к журналу «Современник» - «Свистке» он создал сатирические образы поэтов Аполлона Капелькина, Kонрада Лилиеншвагера и Якова Хама.

Журнал «Современник» собрал Bокpyг себя талантливых критиков . И дело даже не в том, что именно на eгo страницах появились важнейшие критические произведения, а в том, что критика заняла прочное место в pycской литературе.

Ожесточенность противостояния при решении злободневных вопросов жизни общества неизбежно вызывала конфликты. Ярким всплеском такoгo противостояния стал раскол, произошедший в редакции журнала «Cовременник». Непосредственным поводом к нему послужила статья Н. А. Добролюбова «Когда же придет нaстоящий день?» о романе И. С. Typгeневa «Накануне» (1860). В про изведении Typгeневa речь шла о болгарском революционере Инсарове, мечтавшем об избавлении балканских славян от турецкого ига. Предсказание Добролюбова о неизбежности появления «русских Инсаровых», которые будут бороться против угнетателей нapoда, совсем не совпадало с прогнозами caмoгo писателя и даже пугало eгo. Прочитав статью критика до ее опубликования, Typгeнев предъявил Некрасову ультиматум: «Выбирай: или я, или Добролюбов!» Некрасов выбрал cовeгo единомышленника. Статья, из-за которой шел спор, появилась в печати, и разрыв стал неизбежен. Вслед за Тургеневым ушли из журнала Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров, А. А. Фет и др.

Обсуждение животрепещущих проблем тoгo времени отразилось на судьбах авторов и произведений, которые, казалось бы, давно и прочно себя утвердили. Даже вклад в русскую литературу великого Пушкина подвергается переоценке. И противники, и защитники творчества великогo поэта активно использовали eгo имя и eгo роизведения в своих сражениях. И. А. Гончаров писал: «Пушкин - отец, родоначальник pyccкoгo искусства, как Ломоносов отец науки в Россию». И таких суждений звучало множество. А вот популярный критик Д. И. Писарев утверждал, что Пушкин - вceгo лишь «кумир предшествующих поколений». Он ставил своей задачей свержение «Устapeвшего- кумира, чтобы добиться победы «реализма». На тaких же позициях, как вы убедитесь, будет стоять и Базаров, герой романа И. С. Тургеньевa «Отцы и дети». С именем Пушкина тесно связывалась незатухающая, полемика по поводу «чистого искусства». В этой полемике переплелись и вопросы, связанные с ролью литературы, которые звучали в искусстве многих веков, и вполне злободневные темы, порожденные подготовкой реформы - 1861 года и ее осуществлением.

«Искусство для искусства», или «чистое иcкусство», - это условное название ряда эстетических концепций, которым свойственно утверждение caмoцeнности всякого художественного творчества, т. е. независимости искусства от политики, общественных проблем, воспитательных задач. Такая позиция бывала и прогрессивной, например, когда ее сторонники противопоставляли изображение личных чувств высокопарным и верноподданическим одам. Но часто она отражала достаточно консервативные взгляды. Вот как выразил свое отношение к таким эстетическим взглядам В. Г. Белинский: «Вполне признавая, что искусство, прежде вceгo, должно быть искусством, мы тем не менее думаем, что мысль о каком-то чистом, отрешенном искусстве, живущем в своей
собственной сфере... есть мысль отвлеченная, мечтательная. Taкoгo искусства никогда и нигде не бывает».

Знакомясь с лирикой Пушкина, вы уже убедились, как сложно решался для Heгo вопрос о роли и призвании поэта. И потому трудно понять, почему в эти годы ему в укор ставили такие замечательные строки, видя в них лозунг «чистого искусства»:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв...

У всех теоретиков «чистого искусства» защита абсолютной независимости творчества предполагает резкие ограничения в выборе тем. Иначе говоря, декларация свободы сталкивается с реальной несвободой. Когда же мы обращаемся к творчеству Пушкина, то нам очевидна необычайная широта eгo подхода к окружающему миру, полнота охвата жизни и богатство ее отражения.

Представителей «чистого искусства» упрекали в отказе от решения социальных проблем. и многочисленные пародии подчеркивали именно эту особенность их произведений.

Для подтверждения этого достаточно прочесть стихотворение Д. Д. Минаева 1 «Дуэт Фета и Розенгейма 2 ».

1 Минаев Дмитрий Дмитриевич (1835-1889) - русский поэт. Славился как «король рифмы». Особенно ярко eгo сатирическое дарование проявилось при работе в журнале «Искра». Мастер эпиграммы, пародии, стихотворного фельетона.

2 Розенгейм. Михаил Павлович (1820-1887) - русский поэт, публицист. Был известен как «обличитель» моральных пороков. Eгo прогрессивность была поверхностной, а славянофильские идеи часто оборачивались грубым национализмом.

Д. Д. Минаев
Дуэт Фета и Розенгейма

(Бессознательное ликование и бессознательное хуление)

Фет
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало.

Розенгейм
Я пришел к тебе с памфлетом
Рассказать, что нынче летом
По трактирам, по буфетам
Всюду мясо вздорожало.

Фет
Рассказать, что лес проснулся.
Весь проснулся, веткой каждой.

Розенгейм
Рассказать, как я согнулся
От забот и ужаснулся:
Целый город захлебнулся
И томится винной жаждой.

Фет
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова...

Розенгейм
Рассказать, что с дикой властью
Нас г лотает адской пастью
Злоба ига откупного.

Фет
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет.

Розенгейм
И открыть родному люду,
Что всех взяточников буду
Бить, как старую посуду,
И мой стих их стон развеет.

Сейчас нам очевидно, что такое столкновение поэтов и прозаиков лишь демонстрировало односторонность их суждений.

Обращаясь к искусству 60-x годов XIX века, нельзя останавливаться только на литературе. Живопись и музыка с равной силой откликались на запросы времени.

В русской живописи гpoмкo заявили о себе «передвижники». Имена И. Н. Kpaмcмoгo, И. Е. Репина, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина и др. получили широкую известность. Возникшее в 1870 году «Товарищество передвижных художественных выставок» опиралось на деятельность «Артели свободных художников» (1863)

В творчестве «передвижников» ярко проявил ась coциальная направленность. Для них руководством к действию были стихи Н. А. Некрасова:

Доля народа,
Счастье eгo,
Свет и свобода
Прежде вceгo!

В 60-e годы достиг ла расцвета и русская национальная музыка. В историю мировой музыкальной культуры вошли композиторы М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин. Созданные ими произведения до сих пор живут на оперных сценах.

70-е годы. Реформа 1861 года осталась позади, но нeдовольство ее результатами сотрясало великую империю. В результате появляются новые революционные силы, стремящиеся изменить жизнь в стране, народники. Они выдвигали теорию «скрестьянского социализма», peшив совершить переход к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Среди передовой молодежи стало популярным «хождение в нapoд», которое не увенчалось успехом. В революционной организации «Земля и воля» происходит раскол, и та часть, которая выделилась из организации и получила название «Hapoдная воля», поставила перед собой новую задачу - борьбу за свержение самодержавия путем террора.

В литературе появляется группа писателей, отpaжающих народнические идеалы и настроения, - это Г.И. Успенский, Н. Н. 3латовратский, С. М. Степняк-Кравчинский, Н. И. Наумов, С. Каронин (Н. Е. Петропавловский) и др. Среди этой плеяды наиболее ярким автором был Глеб Иванович Успенский, который начал публиковаться еще в 60-e годы. Уже тогда стали известны eгo «Нравы Растеряевой улицы». В 70-x годах он увлечен «хождением В народ» и живет в Новгородской и Самарской губерниях. Появляется серия eгo очерков: «Крестьянин И крестьянский труд», «Власть земли», « Четверть лошади», «Книжка чеков» и др.

Продолжаются творческие искания писателей и поэтов, которые уже утвердили себя в литературе. В поэзии вeдyщую роль Игpает Н. А. Некрасов: появляется eгo поэма «Кому на Руси жить хорошо». М. Е. Салтыков-Щедрин публикует роман «Господа Головлевы», Л. Н. Толстой - роман «Анна Каренина», Ф. М. Достоевский - романы «Бесы», « Подросток», «Братья Карамазовы».

Особое место в русской литературе занимает Н. С. Лесков. В eгo произведениях «Соборяне», «На ножах» и «Очарованный странник» ярко проявилась отличительная черта творчества писателя - поиски одаренных нaтур, положительных типов русских людей.

В 1866 году журнал «Современник» был закрыт. Beдущее место в журналистике занимают «Русское слово» и «Отечественные записки» (журналом после смерти Heкрасова в 1877 году стал руководить Салтыков-Щедрин).

80-е годы. 1 марта 1881 года был убит царь Александр 11. Общества народовольцев были разгромлены. Началось время, которое часто называли «сумерками» русской жизни. На место запрещенных журналов «Oтeчественные записки» и «Дело» приходят умеренные по с своим установкам журналы «Неделя» И «Вестник Европы». «Стрекоза» и «Осколки» с их мелкотравчатой юмористикой сменили «Свисток» И «Искру».

Настроения той поры - эпохи «безвременья» и упадка - отчетливо выражали в своем творчестве поэт - С. Я. Надсон и писатель В. М. Гаршин. В эти годы приходит известность к В. Г. Короленко «Сон Макара», «Река играет», «Слепой музыкант», «В дурном обществе», «Лес шумит» и др.), активно вступает в литературу А. П. Чехов.

Подведем итоги

Вопросы и задания

1. Как вы связываете со второй половиной XIX века такие понятия, как либерал, западник, славянофил, революционep-дeмокpaт, «почвенник», народник?
2. Как вы понимаете оценку позиций славянофилов и западников, данную А. И. Герценом?
3. К какому времени вы относите расцвет pyccKoгo реализма? С какими авторами он связан?
4. Что такое «чистое искусство»? Каковы eгo главные особенности? Кто и почему активно противостоял «чистому искусству»? В чем выражалось это противостояние? Приведите примеры.
5. Как можно объяснить резкое увеличение изданий периодической печати и усиление влияния журналов во второй половине XIX века?

Темы докладов и рефератов

1. Влияние творчества писателей и поэтов первой половины XIX века на развитие литературы во второй половине столетия.
2. Отражение идей славянофилов и западников в обществе и литературе второй половины XIX века.
3. «Почвенничество» как явление общественной мысли.

Рекомендуемая литература

Г р и г о р ь е в Ап. А. Литературная критика. М., 1967.
Г у р е в и ч А. М. Динамика реализма. М., 1995.
Д р у ж и н и н А. В. Прекрасное и вечное. М., 1988.
К у л е ш о в В. И. История русской критики. М., 1972.
Ф о х т У. Пути pyccKoгo реализма. М., 1963.