Разное

Производные и непроизводные предлоги примеры предложений. Правописание производных предлогов

Предлоги — служебные слова, выражающие различные отношения между словами и используемые как средство синтаксического под-чинения существительных или местоимений другим словам в пред-ложении и словосочетании.

Предлоги занимают позицию перед существительным (местои-мением) или перед определением, относящимся к этому существи-тельному (местоимению). Лишь немногие предлоги могут следовать за существительным: ради, наперекор, вопреки, навстречу. Например, ради Бога или Бога ради.

Предлог вместе с падежным окончанием существительного обра-зует предложно-падежную конструкцию и является грамматическим средством связи слов в предложении: вернуться из школы, гадать на кофейной гуще и т.п. Некоторые предлоги всегда употребляются с одним и тем же падежом: например, предлог к — с дательным (идти к дому), про — с винительным (рассказать про выставку) и т.п. Дру-гие предлоги в разных предложениях могут употребляться с разными падежами и выражать разные отношения существительных к другим словам в предложении. Например, предлог по может сочетаться с да-тельным падежом (говорить по телефону), с винительным падежом (увязнуть по уши) и предложным (по окончании сеанса).

В современном русском языке класс предлогов постоянно попол-няется за счет перехода в него других частей речи.

По происхождению предлоги делятся на две группы: непроизво-дные и производные предлоги.

Непроизводные (первообразные) предлоги не связаны по проис-хождению с другими частями речи: в, до, от, за, на и т.п.

Производные (непервообразные) предлоги по происхождению связаны с другими частями речи. Так, предлоги вокруг, напротив, вдоль, рядом с произошли от наречий, а предлоги в течение, в про-должение, по поводу и др. произошли от существительных, предлоги благодаря, включая, начиная с и др. произошли от глаголов.

Производные предлоги часто омонимичны словам, от которых они произошли. Например: Благодаря (предлог) тебе я смог решить за-дачу. Я написал ему, благодаря (деепричастие) за помощь. Предлоги отличаются от производящего слова сочетаемостью: предлог благодаря сочетается с формой дательного падежа существительного (благодаря другу), а деепричастие благодаря — с винительным падежом существи-тельного (благодаря друга). Материал с сайта

Кроме того, предлоги в течение, в продолжение, в заключение нуж-но отличать от существительных. У существительных (течение, про-должение, заключение) есть лексическое значение, существительное может менять форму числа и падежа. Предлоги же выражают только временные отношения и не изменяются.

По составу предлоги делятся на простые и составные предлоги.

Простые предлоги состоят из одного слова: около, на, в, вслед-ствие и т.п.

Составные предлоги включают в свой состав два или три слова: независимо от, в течение, судя по, в отличие от, по направлению к и т.п.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • предлог определение
  • определение предлога
  • сказка производные и непроизводные предлоги
  • производные предлоги включая прежде
  • Предлоги простые и составные, производные и непроизводные.

Дата публикации 02.02.2013 13:22

Предлог в русском языке - это часть речи, которая необходима для того, чтобы выражать синтаксические связи слов или частей речи. Он не имеет собственного знаменательного значения, поэтому считается служебным элементом речи.

В русском языке существует две категории таких слов: непроизводные и производные предлоги.

С первыми все ясно. Образовались они в процессе эволюции языка, представляют собой короткие слова, которые нельзя спутать с другими частями речи или неправильно их написать. Они обычно состоят из одного слова.

Предложения с предлогами непроизводными в нашей речи занимают значительное место. Например: Приду в шесть. Посмотрите на этот дом. Не могу без тебя жить. Пройтись по краю. Рассказать о новом фильме.

Производные предлоги в русском языке тоже встречаются часто, но определять их, а, тем более, правильно писать, значительно сложнее. По своему значению они также могут быть временными, пространственными либо причинными.

Производные предлоги - это предлоги, которые образовались из других частей речи. Их знаменательное значение и морфологические признаки утратились по тем или иным причинам, осталось только синтаксическое. Они чаще всего употребляются с определенным падежом. Отличить от знаменательных частей речи их можно при помощи вопроса. Делается это примерно так.

Напротив моего дома выстроили школу. Выстроили (где?) напротив дома. Слово «напротив» не имеет собственного значения, в данном случае оно - производный предлог.

Я живу напротив новой школы. Живу (где?) напротив (чего?) школы. Слово «напротив» в данном случае имеет собственное лексическое значение, а потому это - наречие.

Производные предлоги, как и непроизводные, могут состоять из одного слова (простые) или нескольких (составные). Например: В течение следствия выяснились новые подробности (составной). Вследствие дождя отменили прогулку. (Простой).

Производные предлоги могут :

обозначать определенный промежуток времени. Солнце пекло с огромной силой в течение недели. В продолжение расследования она дважды совершала недопустимые ошибки. Предлоги «в продолжение» и «в течение» обозначают временной промежуток и пишутся только раздельно.

Быть близкими по значению к непроизводному предлогу из-за. Это касается предлога «вследствие» и предлога «в виду». «Вследствие» в качестве предлога пишется всегда только слитно. Сравните: прогулку отменили вследствие дождя. Прогулку отменили из-за дождя.

Предлог «В виду», напротив, пишется раздельно. В виду болезни он не выходит из дома. (Из-за болезни он не выходит из дома).

Приближаться по значению к сочетанию «независимо от». Это относится к производному предлогу «несмотря на», который пишется всегда слитно. Сравните: мы пошли в лес несмотря на погоду. Мы пойдем в лес, независимо от погоды.

Употребляться в значении предлога «о». Мы договорились насчет дополнительных занятий. (О дополнительных занятиях). Предлог «насчет» пишется всегда слитно.

Другие примеры. Он ушел, благодаря и кланяясь в пояс. Ушел (каким образом? как?) благодаря и кланяясь. О том, что это деепричастие, говорят синонимы благодаря - говоря спасибо. Кланяясь - отвешивая поклоны. Благодря принятому решению они победили. (Из-за принятого....)

Естественно, это далеко не все производные предлоги, которые употребляются в русском языке: здесь перечислены только несколько из наиболее часто встречающихся.

Для того чтобы правильно определить, какой частью речи является нужное слово (а также определиться в его правильном написании), можно к омонимичным частям речи подобрать синонимы.

Например. Я положила деньги на счет в банке. В данном случае счет - это аккредитив, сберкнижка, т.е. существительное. Поэтому предлог (на) + существительное (счет) пишутся раздельно.

Я договорилась насчет ремонта. «Насчет» = «о» (договорилась о ремонте). Значит это производный предлог, он пишется слитно.

Задание № 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Задание по данной теме формулируется следующим образом: Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

13 задание проверяет знания слитного, дефисного, раздельного написания омонимичных частей речи. Омонимы - разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка.

Алгоритм выполнения задания:

1. ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ,ВДУМАЙТЕСЬ В ЕГО СМЫСЛ.

2. ОПРЕДЕЛИТЕ,К КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЫДЕЛЕННОЕ СЛОВО.

3. ВСПОМНИТЕ ПРАВИЛО.

4. РАСКРОЙТЕ СКОБКИ И ВЫПИШИТЕ ДВА СЛОВА.

Прежде чем обратиться к правилу проверь, может ли форма употребляться без предлога/приставки. Если не может пиши слитно.

Правописание производных предлогов.

Следует различать производные предлоги и существительные в косвенных падежах, употреблённые с непроизводными предлогами.

Производные предлоги Сущ. + непроизводным предлогом
В ТЕЧЕНИЕ Производный предлог В ТЕЧЕНИЕ пишется в два слова с окончанием Е, имеет значениевременной протяжённости, отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА?Идущее за ним сущ. имеет значение времени : (КАК ДОЛГО?) В течение всего года усердно занимался. (КОГДА?) В течение лета прочитал много книг. В ТЕЧЕНИИ Между непроизводным предлогом В и существительным ТЕЧЕНИИможно вставить имя прилагательное. В (нижнем) ТЕЧЕНИИ РЕКИ много поворотов .
В ПРОДОЛЖЕНИЕ Производный предлог В ПРОДОЛЖЕНИЕ пишется в два слова с конечным Е, имеет значение временной протяжённости,отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА?Идущее за ним сущ. имеет значение времени : (КАК ДОЛГО?)В продолжение месяца ремонтировали дом. (КОГДА?)В продолжение нескольких дней стояла невыносимая жара. В ПРОДОЛЖЕНИИ Между непроизводным предлогом Ви сущ. в предложном падеже ПРОДОЛЖЕНИИможно вставить имя прилагательное: Новые персонажи проявились в (долгожданном) продолжении романа.
НАВСТРЕЧУ (=К) Производный предлог НАВСТРЕЧУ(=В МОЮ СТОРОНУ)пишется в одно слово, можно заменить предлогом К: Навстречу мне (= ко мне, в мою сторону) шёл директор школы. Я решил выйти навстречу гостям (= к гостям). НА ВСТРЕЧУ С Между непроизводным предлогом НА и сущ. ВСТРЕЧУможно вставить имя прилагательное, при этом при сущ. ВСТРЕЧАобязательно должен стоять предлог С:И всё-таки я решил пойти на (неожиданную) встречу с друзьями.
НАСЧЁТ (=О;ОБ) Производный предлог НАСЧЁТ пишется слитно и = О, ОБ: Мы говорили насчёт (= о) поездки в лес. НА СЧЁТ Между непроизводным предлогом НА и сущ. СЧЁТможно вставить имя прилагательное: Деньги поступили на (известный) счёт.
ВСЛЕДСТВИЕ(=ИЗ-ЗА) Производный предлог ВСЛЕДСТВИЕ пишется в одно слово с конечным Е, и =ИЗ-ЗА, указывает причину , отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?:(ПОЧЕМУ?) Вследствие(из-за) болезни, он остался дома. ПРИМЕЧАНИЕ: Нельзя путать написание производного предлога ВСЛЕДСТВИЕ(=ИЗ-ЗА) и наречия ВПОСЛЕДСТВИИ(=ПОТОМ): Впоследствии он не раз вспоминал о школе. Вследствие поломанной руки он не мог посещать школу. В СЛЕДСТВИИ Между непроизводным предлогом В и сущ. СЛЕДСТВИИ, употреблённом в одном из падежей, можно вставить имя прилагательное: В (нашумевшем) следствии по делу о хищение выяснилось много фактов.
ВВИДУ (=ИЗ-ЗА; ПО ПРИЧИНЕ) Производный предлог ВВИДУ пишется в одно слово, и =ИЗ-ЗА, =ПО ПРИЧИНЕ: Ввиду (из-за) дождя экскурсия не состоялась. ПРИМЕЧАНИЕ:Следует отличать производный предлогВ ВИДЕ (чего-либо), который пишется в два слова, от производного предлога ВВИДУ, который пишется в одно слово и =ИЗ-ЗА: ВВИДУ(=ИЗ-ЗА) - В ВИДЕ ЧЕГО-ЛИБО: ЕЙ подарили брошку в виде бабочки. Разрешили дописать в виде исключения . ИМЕТЬ В ВИДУ Устойчивое сочетание пишется с три слова.
НАПОДОБИЕ(=ВРОДЕ) Производный предлог НАПОДОБИЕ пишется в одно слово и = ВРОДЕ: Мы соорудили что-то наподобие(= вроде) шалаша. НА ПОДОБИЕ На уроке геометрии мы решали задачи на подобие треугольника(= на подобные треугольники).

Примечание:

1. Производный предлог В СВЯЗИ С пишется раздельно, в три слова : в связи с отъездом .

2. Производный предлог В ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется в два слова с буквой Е на конце и имеет значение “ЗАВЕРШАЯ”, ”В ИТОГЕ”, ”ПОД КОНЕЦ”: в заключение своего доклада хочется подытожить сказанное.

3. Производный предлог В ОТЛИЧИЕ от кого-то, чего-то пишется в два слова с буквой Е на конце : в отличие от меня, моя сестра учится на одни пятёрки.

4. ЗАПОМНИ правописание следующих предлогов, которые пишутся слитно: ПОСЕРЕДИНЕ (комнаты); ВБЛИЗИ (памятника); ВМЕСТО (брата).

РАЗЛИЧАЙТЕ:

Правописание союзов и омонимичных частей речи. Союзы ЧТОБЫ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ПРИТОМ, ПРИЧЁМ, ИТАК, ОТТОГО пишутся слитно, их можно заменить синонимами той же части речи. Сходные с этими союзами по звучанию другие части речи ЧТО БЫ,ТО ЖЕ,ТАК ЖЕ, ЗА ТО, ПРИ ТОМ,ПРИ ЧЁМ,И ТАК,ОТ ТОГО пишутся раздельно. Они состоят из двух компонентов: один из них можно: 1.Убрать из предл. 2.Переставить в др. место 3. Вставить др. слово между ними.

Цели урока:

  • Образовательная : познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами; учить различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи.
  • Развивающая : развитие памяти, положительных эмоций, логического мышления, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.
  • Воспитательная : воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование урока: карточки с заданиями для учащихся, презентация

Ход урока

1. Мобилизующий этап. Приветствие, запись числа в тетради

2. Повторение

Учитель . Начинаем наш урок с повторения изученного о предлоге. Приложение 1

Прочитайте группы словосочетаний и определите отношения, выражаемые предлогами.

Ехать мимо дома, бежать вдоль реки (пространственные, место); скучать по матери, думать о друге (объектные); вернуться к вечеру, встретить после уроков (временные); ввиду плохой погоды, не пришла из-за болезни (причинные); купили для лечения, прийти с проверкой (целевые).

Учитель : А теперь вспомним правильное употребление предложных и беспредложных сочетаний.

Как правильно сказать: Товарищи! Оплатите за проезд. или Уплатите проезд. (оплатите (что?) проезд; уплатите (за что?) за проезд)

С какими предлогами В или НА могут сочетаться данные слова:

  • БЫТЬ УЧАСТВОВАТЬ СТАРТ (участвовать в старте, быть на старте);
  • ПРИСУТСТВОВАТЬ, УЧАСТВОВАТЬ МИТИНГ (участвовать в митинге, присутствовать на митинге);
  • ОБСУДИТЬ, УЧАСТВОВАТЬ ЗАСЕДАНИЕ (участвовать в заседании, обсудить на заседании);
  • ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ, ПРОЯВЛЯТЬ ИНТЕРЕС МАТЕМАТИКА (интересоваться математикой, проявлять интерес к математике);
  • РАССКАЗАТЬ, КОСНУТЬСЯ ПРОЕКТ (рассказать о проекте, коснуться проекта);
  • ЛЮБОВЬ ПРЕДАННОСТЬ РОДИНА (любовь к Родине, преданность Родине);
  • ОТЗЫВ РЕЦЕНЗИЯ КНИГА (отзыв о книге, рецензия на книгу).

Учитель : ответьте на вопросы:

  1. Что такое предлог?
  2. Как пишутся предлоги с другими словами?
  3. Какими по значению могут быть предлоги? От чего это зависит?
  4. С каким падежом употребляются предлоги: ПО ОКОНЧАНИИ, ПО ПРИБЫТИИ?
  5. С каким падежом употребляются предлоги: БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ и т.д.?

3. Тему урока учитель записывает на доске. (слайд) Формулирование учащимися цели урока

Учитель . Учитывая тему урока, поставьте цель урока.

Цель :

  • познакомиться с...
  • учиться различать...,
  • правильно использовать...

Цель урока: познакомиться с производными и непроизводными предлогами; учиться различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи

4. Изучение нового материала. Практическая работа по тексту . Приложение 2

Какими бывают предлоги по происхождению?

Составьте опорную схему (таблицу) по материалу.

Расскажите об особенностях производных предлогов.

Практическая работа с текстом: прочитайте текст, расскажите об особенностях непроизводных и производных предлогов.

По происхождению предлоги бывают непроизводными и производными.

Непроизводные предлоги не образовались ни от каких других слов (частей) речи и с древних времён употребляются только как предлоги . Большинство непроизводных предлогов являются омонимами по отношению к приставкам. Например: при доме – приехать.

Производные предлоги образуются от разных знаменательных частей речи . По этому признаку среди них выделяются наречные, отымённые и отглагольные предлоги.

Наречные предлоги образуются от наречий , имеют наибольшее распространение и образуют слово- сочетания с обстоятельственными и объектными отношениями. Например: остановился вблизи дома (место), отдыхал после работы (время).

Отымённые предлоги образуются от существительных . С их помощью образуются слово-сочетания, выражающие различные обстоятельственные и объектные отношения. Например: не пришёл по причине распада(причина), образовался путём распада(образ действия), работал в течение жизни(время), ответил по поводу заявления (объект).

Отглагольные предлоги произошли от деепричастий и употребляются в словосочетаниях, выражающих причинные, уступительные и временные отношения. Например: достиг, несмотря на трудности(уступка), благодаря заботам(причина), вспомнил спустя неделю(время). (Из книги А.В.Дудникова, А.И.Арбузова “Русский язык”)

4. Закрепление изученного по теме урока

1) Выборочный диктант: Выпишите словосочетания с непроизводными предлогами (1 вар) и производными предлогами (2 вар).

Переходит через улицу, задержка ввиду ремонта, подписывает на конверте, отступает от темы, разделить на пять, дом вблизи реки, бежать впереди всех, приехать спустя неделю, разговор насчёт отпуска, вдумается в смысл, прибавит к двум, шагает в колонне, прочитать в течение дня, сбегает с горы, расплатиться согласно договору, устанет с непривычки, слабость вследствие болезни.

Проверка:

Переходит через улицу, задержка ввиду ремонта
подписывает на конверте, дом вблизи реки
отступает от темы, бежать впереди всех
разделить на пять, приехать спустя неделю
вдумается в смысл, разговор насчёт отпуска
прибавит к двум, прочитать в течение дня
шагает в колонне, расплатиться согласно договору
сбегает с горы, слабость вследствие болезни
устанет с непривычки.

2) Творческое задание: Подберите к данным непроизводным предлогам синонимичные производные.

Из-за непогоды (вследствие), после окончания школы (по окончании), о сроках (насчёт), для самообороны (в целях), за отсутствующего (вместо), через переговоры (путём), через (поперёк) дорогу, у (возле) костра.

5. Проблемный вопрос: Как различать производные предлоги от омонимичных частей речи?

Ребята шли (где?) впереди Ребята шли впереди (впереди чего?) отряда. (перед отрядом)

Правило – помощник!

Предлог включатся в падежный вопрос. Производный предлог может быть заменён непроизводным или другим производным предлогом.

3) Объяснительный диктант: укажите производные предлоги и омонимичные им части речи.

Я знаю этот лес вдоль и поперёк. – Тропинка шла вдоль обрыва, извиваясь в тени деревьев.

Поперёк речонки лежало небольшое бревно.

Вблизи виднелся лес. – Вблизи села протекала река.

Ступай себе мимо.- Судно весело бежит мимо острова Буяна.

Петя надеялся на встречу с товарищами.- Товарищи шли навстречу друг другу.

4) Выполните тест

1. Слово НАД – это:

А) предлог;

Б) приставка;

В) может быть предлогом и приставкой .

2. Найдите словосочетание с предлогом, который имеет причинное значение:

А) виднеется из-за горы;

Б) опоздать из-за дождя;

В) понятно из рассказа;

Г) насчёт его поступка.

3. Найдите предлог, образованный от деепричастия:

А) благодаря;

Б) согласно;

В) вопреки;

Г) наподобие.

4. Найдите словосочетания с производными предлогами:

А) жить при станции;

Б) благодаря обильным дождям ;

В) растет вдоль забора;

Г) идут впереди отряда.

5. Укажите предложения, в которых выделенные слова – предлог:

А) Стадо потянулось мимо дома.

Б) Не проходите мимо .

В) Поперек дороги уложили бревна.

Г) Впереди шли самые стойкие.

6. Укажите группу непроизводных предлогов:

А) благодаря, до, за, перед, вокруг;

Б) согласно, через, навстречу, до, у, путем;

В) через, при, без, для, над;

Г) с, у, об, вдоль, при.

5) Конструкторский практикум: Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

1. Старшая сестра учится В университете НА экономическом факультете.

2. Я соскучился ПО отцу, матери, сестре.

3. Всё нужно выполнять СОГЛАСНО инструкции.

4. Поход состоялся БЛАГОДАРЯ хорошей погоде.

5. Мальчик остался в классе ВОПРЕКИ просьбе друга.

6. Всходы были дружными, НЕСМОТРЯ НА засуху.

Для сильных учащихся редакторская правка по упражнению 343 стр 141 учебника.

11. Итог урока, рефлексия

12. Домашнее задание: Параграф 54, стр 139. (записи в справочнике) Упр. № 337.

Тема: Непроизводные и производные предлоги

Цели:

Познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами;

Развивать умение отличать производные предлоги от омонимичных частей речи,

правильно употреблять предлоги в речи;

Воспитывать культуру общения, внимание, бережное отношение к языку.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: компьютер, медиапроектор, раздаточный материал, учебник.

Ход урока:

    Организационный момент.

Сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка. Но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий. Давайте сначала улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Откройте рабочие тетради, запишите число.

I . Лингвистическая разминка

(1 ученик у доски, проверка д/з упр 295 (2,3)

- Исправьте речевые ошибки: (слайд)

Предостеречь об опасности, уверенность в победу, беспоко иться за младшего брата, уделять внимание на правописание, свойственный для глаголов.

(Взаимопроверка)

(Предостеречь от опасности, уверенность в победе, беспоко иться о младшем брате, уделять внимание правописанию, свой ственный глаголам.) (слайд)

- Что вы знаете о предлоге?

2. Языковая разминка.

Запись под диктовку текста с последующей самопроверкой.

Из-под забора вылез соседский кот Тимофей. Он в течение часа сидел у мышиной норы, а вредная мышь так и не показалась. Ввиду такого поворота событий остался Тимофей голодным.

Проверьте, правильно ли вы написали.

Объясните, пожалуйста, постановку знаков препинания во втором предложении. Составьте схему. (слайд)

Назовите части речи в первом предложении. (слайд)

Какие ещё предлоги пишутся через дефис? (слайд)

3. Постановка проблемы.

    Назовите, пожалуйста, производные и непроизводные предлоги

Тот же слайд.

    Почему вы не можете их найти? (Не знаем, что это такое)

3) Что необходимо, чтобы выполнить данное задание? (Необходимо узнать, какие предлоги называются производными и какие непроизводными)

4) Это и будет основной целью нашего урока.

4. Сообщение темы урока, запись её на доске и в тетрадях. (слайд)

Так какова же цель нашего урока? (слайд)

Как мы можем решить нашу проблему?

Чтение п. 50 с.138-139

5. Сообщения учащихся с показом презентации.

После работы с учебником, мы узнали о предлогах следующее:

(Древнейшие предлоги называют непроизводными. Они состоят только из одного, реже – из двух слогов, а иногда даже из одного согласного звука. А вот и они: по, о, от, перед, через, при, с, у, в, без, до, из, к, на и другие…

Производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивая при этом свое лексическое значение и морфологические признаки. Например: около, мимо, несмотря, путем и др.

(слайд) Производные предлоги образованы от

Наречия : возле, вокруг, мимо, после, позади;

Существительного : ввиду, по мере, вследствие, насчет, в течение;

Деепричастия : благодаря, кончая, включая, не смотря .

6. Решение проблемы.

Сможете ли вы сейчас назвать производные и непроизводные предлоги? (слайд)

Сейчас вы увидите 2 предложения. Определите, в каком из них

производный предлог. (слайд)

Что ещё можно добавить к цели нашего урока? Чему мы ещё должны научиться? (Отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи) (слайд)

Чем же они отличаются?

7. Первичное закрепление. (слайды)

- Давайте рассмотрим несколько примеров.

(слайд)

Порывистый ветер быстро мчался навстречу мне через жёлтое, высохшее жнивьё.

По старой тенистой дорожке сада сын спешил к дому, а отец шёл навстречу.

На встречу, назначенную ранее, неприлично опаздывать.

Мчался (навстречу кому?) навстречу мне. – Пр. предлог .

Шёл (куда?) навстречу .– Наречие .

Опаздывать (на что?) на встречу. – Имя существительное .

(слайд)

Я уходил от знакомых, благодаря их за тёплый приём.

Благодаря помощи друга я справился с трудностями

Уходил (что делая?) благодаря . – Деепричастие .

Справился ( благодаря чему?) благодаря помощи.–

Производный предлог .

Вывод:

К производным предлогам нельзя задать вопрос, они не обозначают конкретных предметов,

признаков или действий.

Не являются членами предложения, указывают на связь между главным и зависимым словом в словосочетании. Образованы из знаменательных частей речи.

(слайд)

Определите, какой частью речи является выделенное слово в предложениях.

Футболист мчался мимо (наречие) . Во время путешествия мы проплыли мимо домика (предлог).

Саша и Таня радовались, благодаря родителей за прекрасные подарки. (деепричастие) Андрей понял правило благодаря учителю.(предлог)

ВНИМАНИЕ! Производный предлог можно заменить непроизводным или другим производным предлогом.

вследствие бурана (из-за),

насчёт похода (о),

ввиду заморозков (из-за),

в течение дня (за),

спустя несколько лет (через),

пробираться сквозь заросли (через),

сидят возле костра (у) .

Перед началом следующей работы физминутка на фоне природы:

Медленно встаньте, резко поднимите руки,

плавно их опустите, высоко подпрыгните,

низко присядьте, тихо сядьте за парты.

8. Самостоятельная дифференцированная работа:

1 вариант – упр. 296. Выборочное списывание. Выписать словосочетания с производными предлогами.

2 вариант – работа по карточкам (см. Приложение) Выписать только словосочетания с непроизводными предлогами.

3 вариант –работа по карточкам. Запишите словосочетания в два столбика: 1) с непроизводными предлогами; 2) с производными предлогами

9. Проверка самостоятельной работы .

2 вариант – самопроверка по карточке.

3 вариант – самопроверка по слайду:

Непроизводные производные

Взбираться на гору вопреки предсказаниям

Под деревом в течение урока

По дороге ввиду дождя

На Кавказе вследствие непогоды

Из-под купола навстречу ветру

За окном вследствие пожара

1вариант – коллективная проверка.

10. Тестовая работа с самопроверкой

1. Сколько предлогов в стихотворном отрывке?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте. (В.Боков) (А-5; Б-6; В-7; Г-8)

2. Каким членом предложения является предлог?

А. Обстоятельством.

Б. Дополнением.

В. Не является самостоятельным членом предложения, но входит в их состав вместе со знаменательными словами.

3. Найдите словосочетания с непроизводными предлогами:

А. прыгать через лужи;

Б. жить при станции;

В. Благодаря обильным дождям;

Г. Строить позади дома.

4. Укажите предложение, в которых выделенные слова – предлоги.

А. Стадо потянулось мимо дома.

Б. Дева глядит вокруг изумленными глазами.

В. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно.

Г. Впереди шли самые стойкие.

5. Укажите производные предлоги.

А. В, на, над, от, под, с.

Б. Благодаря, в течение, согласно, несмотря на.

(Ответы: 1-В, 2- В, 3-А, Б, 4-А, В, 5-Б)

11. Итог урока.

    Чем отличаются производные предлоги от непроизводных?

(Отличие производных предлогов от непроизводных: производные предлоги произошли от самостоятельных частей речи)

А чем они похожи?

(Производные и непроизводные предлоги служат для связи слов в словосочетании)

12. Домашнее задание.

1. П.50, упр.297

2. Творческое задание по выбору: Описать улицу, на которой ты живешь, используя наречные предлоги: возле, около, позади, рядом

13. Оценивание, благодарность.

Придложение

Выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, рухнули с нею, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Вставьте в предложение нужные предлоги:

Мы встретили старых друзей при выходе … метро.

Нас пригласили участвовать … соревновании.

Испуганный котенок выскочил прямо … угла.

… непогоды прогулка была отменена.

В русском языке есть самостоятельные и … части речи.

Служебные части речи – это … .

Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется … .

Предлоги со словами всегда пишутся … . Их следует отличать от … .

Предлоги бывают непроизводные и … .

Непроизводные предлоги – это, например, … .

Производными называются такие предлоги, которые … .

Производные предлоги могут быть образованы от … . (примеры)

Запишите словосочетания в два столбика: 1) с непроизводными предлогами; 2) с производными предлогами.

Взбираться на гору, вопреки предсказаниям, под деревом, в течение урока, по дороге, ввиду дождя, на Кавказе, вследствие непогоды, из-под купола, навстречу ветру, за окном. Вследствие пожара.