Семья и Дети

Прощание матса эка. Лебединое озеро (Матс Эк) Ноймайер и германия

Матс Эк родился в Мальмё в 1945 году в артистической семье: отец - один из любимых актеров И. Бергмана Андерс Эк, мать - всемирно известный хореограф, основатель и руководитель собственной балетной труппы Биргит Кульберг (1908-1999), оказавшая огромное влияние на развитие хореографического искусства в Швеции, брат Никлас Эк - танцовщик, сестра Малин - драматическая актриса. Жена и муза Эка - балерина Ана Лагуна.

Изучал технику танца М. Грэм в Стокгольме и Норрчёпинге, но быстро бросил - ушел в драматический театр. В 1966-73 был режиссером и ассистентом режиссера в Королевском драматическом театре и Театре марионеток в Стокгольме. В 1972 вернулся к танцу и прошел курс занятий в Стокгольмской академии балета. В 1973 начал танцевать в «Кульберг-балете». В 1974-75 танцевал в балете Немецкой оперы на Рейне (Дюссельдорф).

В 1976 дебютировал как хореограф со спектаклем «Денщик» на музыку Б. Бартока по мотивам «Войцека» Г. Бюхнера в «Кульберг-балет». В 1977 поставил балет «Святой Георгий и дракон», в котором отчетливо читались политические мотивы, на сборную музыку (коллаж из фрагментов произведений популярной и народной музыки) и «Совето» на сборную музыку (джаз, рок), созданный под влиянием восстания против апартеида в квартале трущоб Йоханнесбурга (ЮАР). В обоих сам исполнял главные партии. В «Совето» Б. Кульберг исполнила роль Матери Африки и простилась со сценой.

В 1980-81 Эк работал в труппе Нидерландского театра балета, для которой позже поставил балеты: «Вон там»,1990; «Путешествие» на музыку С. Райха, 1991; «Что-то вроде» на музыку Г. Гурецкого, 1997. В 1978 поставил для труппы «Кульберг-балет» «Бернардe» по пьесе «Дом Бернарды Альбы» Ф.Г. Лорки на музыку И.С. Баха, Э. Вилла-Лобоса, И. Альбениса, Ф. Тарреги и испанской музыки для гитары. В 1980-84 делит вместе с матерью пост арт-директора «Кульберг-балета». В 1985-93 занимает эту должность единолично.

В 1982 создает свою версию «Жизели», ставшей классикой XX века и открывшей череду его парадоксальных переосмыслений балетного наследия. Он ставит «Весну священную» И. Стравинского, 1984, «Лебединое озеро» П. Чайковского, 1987, «Кармен», 1992, «Спящую красавицу» П. Чайковского (для Гамбургского балета), 1996. С 1993 работает как независимый хореограф. Возобновлял или ставил новые балеты для «Кульберг-балета» и для многих ведущих балетных компаний мира, среди которых Большой театр Женевы, Королевский Шведский балет, Балет Гетеборгской оперы, Нидерландский балет, балеты Норвежской оперы, Лионской оперы, Парижской оперы, Немецкой оперы на Рейне, «Ла Скала», Цюрихской оперы, Королевский балет «Ковент-Гардена», Финский национальный балет, Штутгартский балет, балет «Метрополитен-оперы», Гамбургский балет, Баварский балет, Базельский балет, Американский балетный театр, Театр танца на Хаббард-стрит (Чикаго), Большой Канадский балет и др.

Балеты М. Эка: «Времена года» на музыку А. Вивальди, 1978; «Антигона» на музыку М. Теодоракиса и Я. Ксенакиса,1979; «Воспоминания юности» на музыку Б. Бартока, 1980; «Каин и Авель» на музыку Дж. Крамба; «Down North» на шведскую народную музыку, 1985, «Трава» на музыку С. Рахманинова, 1987; «Наподобие Антигоны» на музыку М. Хадзидакиса и греческую народную, 1988; «Пожилые дети» на сборную музыку, 1989; «Существа света» на сборную музыку, 1991; «Плоские пастбища» на шведскую народную музыку (Гамбургский балет, 1992); «Соло для двоих» на музыку А. Пярта (сценическая версия ТВ-балета «Дым», 1996); «Квартира» на музыку Флэшквартета (Парижская опера, 2000); «Алюминий» на музыку Дж. Адамса (Национальный театр танца, Мадрид, 2005); «Редька» на музыку И. Брамса (Королевский Шведский балет, 2008); «Почти дом» на музыку Флэшквартета (труппа Современный танец Кубы, 2009) и др.

Сотрудничал с С. Гиллем, осуществив постановки для фильмов, - «Промокшая женщина» и «Дым» (оба на музыку А. Пярта, 1995), танцпьесу «Bye» на музыку Л. Бетховена, 2011. Для М. Барышникова поставил балеты «Место» на музыку Флэшквартета (с участием А. Лагуны, 2008), «Другой» на музыку Э. Сати с участием Н. Эка. Для себя и Лагуны поставил балет «Память» на музыку Н. Ролке, 2005, для себя, Лагуны и Н. Эка - «Ickea» на музыку Флэшквартета, 2009.

Поставил драматические спектакли «Мальтийский еврей» К. Марлоу (театр Орион, Стокгольм), 1998; «Дон Жуан» Ж.Б. Мольера,1999; «Андромаха» Ж. Расина, 2002; «Венецианский купец» У. Шекспира, 2004; «Игра снов» А. Стриндберга, 2006 и «Вишневый сад», 2010 (оба были показаны в Москве на Чеховском фестивале летом 2010); «Соната призраков» А. Стриндберга, 2012. Все постановки - в Королевском драматическом театре, Стокгольм.

В 2007 в Королевской шведской опере поставил оперу «Орфей» К. В. Глюка.

«Все мои опознавательные знаки связаны с танцем модерн (притяжение к полу, вес, „падающие“ движения - такого рода движущие силы), а не с классическим балетом, в котором вы имеете дело со строгой иерархией того, что есть красиво: фасад, центр, периферия и т.д. Я стараюсь комбинировать различные техники настолько свободно, насколько это вообще возможно. Мне все равно, классика это, модерн ли, взято с улицы или мы вообще нашли что-то совсем странное, если это что-то работает в общем контексте».
Матс Эк

Родился в Мальмё в 1945 г. в знаменитой артистической семье: отец - прославленный шведский театральный и кино- актер Андерс Эк, один из любимых актеров Ингмара Бергмана, мать - всемирно известный хореограф, основатель и руководитель собственной труппы Биргит Куллберг (1908-1999), оказавшая огромное влияние на развитие хореографического искусства как в Швеции, так и за ее пределами. Известным танцовщиком стал брат Эка - Никлас Эк. Выдающейся, всемирно известной танцовщицей - жена и муза Матса Эка Ана Лагуна. (Его сестра-близнец Малин - драматическая актриса).

Искусству танца (модерн в стиле Марты Грэм) обучался в Стокгольме и Норрчёпинге, однако перевесило увлечение драматическим театром, и он оставил свои занятия.
В 1966-73 гг. был режиссером и ассистентом режиссера в Королевском драматическом театре и Театре марионеток в Стокгольме.
В 1972 г. вернулся к танцу и прошел курс занятий в Стокгольмской академии балета.
В 1973 г. начал танцевать в составе Балета Куллберг.
В 1974-75 гг. танцевал в составе балетной труппы Немецкой оперы на Рейне (Дюссельдорф).

В 1976 г. впервые выступил в качестве хореографа. Первая постановка, соединившая элементы классического танца и танца модерн, - «Денщик» на музыку Б. Бартока по мотивам пьесы «Войцек» Г. Бюхнера, - была осуществлена с артистами труппы Балет Куллберг. Как и те, что последовали за ней, - балет с ярко выраженными политическими мотивами «Святой Георгий и дракон» (1977 г.) на сборную музыку (коллаж из фрагментов произведений популярной и народной музыки) и «Совето» (1977 г.) на сборную музыку (джаз, рок), созданный под влиянием восстания против апартеида, произошедшего в 1976 г. в квартале трущоб Йоханнесбурга (ЮАР). В обоих исполнял главные партии. В балете «Совето» его мать исполнила роль Матери Африки, именно в этой роли она в последний раз выйдет на сцену.

В 1980-81 гг. вошел в труппу Нидерландского театра танца под руководством Иржи Килиана. Впоследствии поставит для нее несколько балетов: "Вон там"/"Over There" (1990 г.), «Путешествие» на музыку С. Райха (1991 г.) and "Что-то вроде"/"A Sort Of" на музыку Г. Гурецкого (1997 г.).

В 1978 г. ставит для труппы БалетКуллберг, встреченный с триумфальным успехом, - «Дом Бернарды» («Бернарда») по пьесе «Дом Бернарды Альбы» Ф.Г. Лорки на музыку И.С. Баха, Э. Вила Лобоса, И. Альбениса, Ф. Тарреги, испанской музыки для гитары.

В 1980-84 гг. делит вместе с матерью пост артистического директора Балета Куллберг. В 1985-93 гг. занимает эту должность единолично.

В 1982 г. создает свою версию «Жизели», ставшей своего рода классикой XX века и открывшей череду его парадоксальных, ироничных и трагичных одновременно переосмыслений балетного наследия. Эк продемонстрировал свой взгляд на такие знаменитые балетные партитуры, как «Весна священная» И. Стравинского (постановка 1984 г.), «Лебединое озеро» П. Чайковского (1987 г.), «Кармен-сюита» (балет «Кармен», 1992 г.), «Спящая красавица» П. Чайковского (постановка осуществлена для Гамбургского балета, 1996 г.). «Каждая сказка напоминает прелестный деревенский домик, на дверях которого значится «Территория заминирована». (М. Эк)

В 1993 г., перестав руководить Балетом Куллберг, целиком сосредоточился на творческой деятельности. Возобновлял или ставил новые балеты для Балета Куллберг и для многих ведущих балетных театров мира, среди которых Большой театр Женевы/Grand Théâtre de Genève, Королевский Шведский балет, Балет Гетеборгской оперы, Нидерландский театр танца/НДТ (Гаага), балетные труппы Норвежской национальной оперы, Лионской национальной оперы, Парижской национальной оперы, Немецкой оперы на Рейне, миланского театра Ла Скала, Цюрихской оперы (Швейцария), Королевский балет Ковент-Гарден (Лондон), Финский национальный балет (Хельсинки), Штутгартский балет, Балет Метрополитен-оперы, Гамбургский балет, Государственный Баварский балет (Мюнхен), Базельский балет (Швейцария), Американский театр балета/ АБТ, Театр танца на Хаббард-стрит (Чикаго), Большой Канадский балет (Монреаль)/ Les Grands Ballets Canadiens de Montreal и многие др.

Поставил балеты:
«Времена года» на музыку А. Вивальди (1978 г.), «Антигона» на музыку М. Теодоракиса, Я. Ксенакиса (1979 г.), «Воспоминания юности» на музыку Б. Бартока (1980 г.), «Каин и Авель» на музыку Дж. Крамба и др. (премьера - Королевский Шведский балет), «Down North» на шведскую народную музыку (1985 г.), «Трава» на музыку С. Рахманинова (1987 г.), «Наподобие Антигоны» на музыку М. Хадзидакиса и греческую народную (1988 г.), «Пожилые дети» на сборную музыку (1989 г.), «Существа света» на сборную музыку (1991 г.), «Плоские пастбища» на шведскую народную музыку (Гамбургский балет, 1992 г.), «Соло для двоих» на музыку А. Пярта (сценическая версия ТВ-балета «Дым», 1996 г.), «Квартира» на музыку Флэшквартета (Парижская национальная опера, 2000 г.), «Алюминий» на музыку Дж. Адамса (Национальный театр танца, Мадрид, 2005 г.), «Редька» на музыку И. Брамса (Королевский Шведский балет, 2008 г.), "Почти дом"/"Casi Casa" на музыку Флэшквартета (труппа Современный танец Кубы/ Danza Contemporanea de Cuba, 2009 г.) и др.

Сотрудничал с выдающейся танцовщицей Сильви Гиллем, осуществив постановки для фильмов, - «Промокшая женщина» на музыку А. Пярта и «Дым» (с участием своего брата Никласа Эка, известного шведского танцовщика) также на музыку А. Пярта (оба - 1995 г.), танцпьесу «Пока» на музыку Л. ванн Бетховена (2011 г.). В репертуар Гиллем вошел также дуэт из балета «Квартира», который она исполняла с Николя Ле Ришем.

Последние годы отмечены сотрудничеством с Михаилом Барышниковым, для которого поставлены балеты «Место» на музыку Флэшквартета (с участием Аны Лагуны, 2008 г.), «Другой» на музыку Э. Сати с участием Никласа Эка), Барышников также исполнял с Лагуной «Соло для двоих».

Для себя и Лагуны поставил балет «Память» на музыку Н. Ролке (2005 г.), для себя, Лагуны и Никласа Эка - «Ickea» на музыку Флэск-квартета (2009 г.).

Поставил спектакли «Мальтийский еврей» К. Марлоу (театр Орион, Стокгольм, 1998 г.), «Дон Жуан» Ж.Б. Мольера (1999 г.), «Андромаха» Ж. Расина (2002 г.), «Венецианский купец» У. Шекспира (2004 г.), «Игра снов» А. Стриндберга (2006 г.), «Вишневый сад» А. Чехова, (2010 г.), «Соната призраков» А. Стриндберга (2012 г., все - в Королевском драматическом театре, Стокгольм).
В 2007 г. в Королевской шведской опере осуществил постановку оперы «Орфей» К.В. Глюка.

Фото Лесли Лесли-Спинкс

Матс Эк – крупнейший шведский хореограф и одна из культовых фигур балетного театра конца ХХ века. Он принадлежит к тому поколению балетмейстеров-интеллектуалов, которые начали ставить в 70-е годы. Соратник и сверстник Джона Ноймайера, Уильяма Форсайта, Иржи Килиана, он единственный не прошел «штудии» у Джона Кранко в Штутгарте. В отличие от вышеупомянутых «штутгартцев» он почти не обращается в своих постановках к классическому танцу, который знает, любит и уважает. Зато все крупнейшие «ключевые балеты» Эк поставил именно на материале классического наследия балетного театра XIX века, посягнув на «святая святых». Он предложил абсолютно самостоятельные версии «Лебединого озера» (1987), «Спящей красавицы» (1996) и даже «Кармен» (1992). Эковская «Жизель», которую он сочинил в роковые для многих 37 лет, открывала этот список. Она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Его прокляли классики-пуристы и до небес превознесли модернисты. Но на редкость дружно посмотрели все.


[спектакль «Жизель»]

С момента рождения (18 апреля 1945 года) Матс был обречен и на театр (мать - знаменитый балетмейстер, отец Андерс Эк – крупнейший драматический актер), и на бунт. Другие - дети как дети - сразу пошли по родительским стопам (сестра стала актрисой, брат - известным танцовщиком), а он после учебы работал то в кукольном театре, то ассистентом у Бергмана в кино. К танцу вернулся поздно, зато навсегда. В 27 лет да по зову души, поднакопив обширный художественный опыт и интеллектуальный багаж. Затанцевав в труппе матери, вскоре начал и ставить. Среди первых его работ «Святой Георгий и дракон». С «драконом» - подсознанием, фрейдовскими комплексами да юнговским коллективным бессознательным - он потом будет «воевать» всю дорогу. Открывая то один, то другой «клапан» адского котла, чтобы «не взорвался». В больших балетах, в таких миниатюрах, как «Мокрая женщина», «Дым », созданных для классической суперзвезды Сильви Гиллем, этой «мадемуазель Нет», которая, подобно Эку, изнутри «взрывает» классическую форму.


Как свидетельствуют его постановки, в спокойном, на вид рассудительном представителе суровой протестантской страны скрыто бушуют почти испанские фанатические страсти. Не отсюда ли тяга к компенсации в виде сочинений на испанские темы? Сами за себя говорят его балеты «Дом Бернарды» по Гарсиа Лорке, «Кармен». Испанской была даже его абсолютно антиклассичная муза Ана Лагуна, для которой он и поставил почти все центральные партии своих балетов… Матс Эк, несомненно, человек огромной культуры и знаний, притом живой, эмоциональный, страстный. Простой, логичный и ясный в своей пластике. Минималист с максимальным эффектом воздействия. В его хореографии обилие скрытых цитат из классической редакции балета, собственные парафразы на известные танцевальные мотивы. Никаких пуантов, почти бытовые костюмы. Свой хореографический «почерк», выросший из самобытного симбиоза классики, модерна, минималистских жестов. Он всегда узнаваем. По символическим излюбленным сочетаниям движений, ироничным сопоставлениям, шуточным контрапунктам.

[Виолетта Майниеце]

[спектакль «Квартира»]

Манеру Эка-хореографа отличает склонность к цитате и пародии, подрыву авторитетов, близоcть к театру абсурда.

«Гротеск - вот мой путь к прекрасному» - таков девиз шведского балетмейстера Матса Эка.

ps: В Москве побывала Анна Лагуна – жена знаменитого хореографа Матса Эка, выдающаяся танцовщица, первая исполнительница многих его балетов. Она рассказала обозревателю «НГ» о планах «звездной» семьи. Матс Эк – не только всемирно известный балетмейстер, но и драматический режиссер. И с Эком-режиссером у россиян есть шанс познакомиться раньше, чем с Эком – автором балетов. Пока Большой театр ведет со шведским мастером длительные переговоры, авангардист из Стокгольма хочет привезти на гастроли в Москву свою драматическую постановку. ()

Он принадлежит к тому поколению балетмейстеров-интеллектуалов, которые начали ставить в 70-е годы. Соратник и сверстник Джона Ноймайера, Уильяма Форсайта, Иржи Килиана, он единственный не прошел «штудии» у Джона Крэнко в Штутгарте. В отличие от вышеупомянутых «штутгартцев» он почти не обращается в своих постановках к классическому танцу, который знает, любит и уважает.

«Гротеск — вот мой путь к прекрасному» — таков девиз шведского балетмейстера Матса Эка.

Матс Эк - крупнейший шведский хореограф и одна из культовых фигур балетного театра конца ХХ века. Он принадлежит к тому поколению балетмейстеров-интеллектуалов, которые начали ставить в 70-е годы. Соратник и сверстник Джона Ноймайера, Уильяма Форсайта, Иржи Килиана, он единственный не прошел «штудии» у Джона Крэнко в Штутгарте. В отличие от вышеупомянутых «штутгартцев» он почти не обращается в своих постановках к классическому танцу, который знает, любит и уважает. Зато все крупнейшие «ключевые балеты» Эк поставил именно на материале классического наследия балетного театра XIX века, посягнув на «святая святых». Он предложил абсолютно самостоятельные версии «Лебединого озера» (1987), «Спящей красавицы» (1996) и даже «Кармен» (1992). Эковская «Жизель», которую он сочинил в роковые для многих 37 лет, открывала этот список.

С момента рождения (18 апреля 1945 года) Матс был обречен и на театр (мать — знаменитый балетмейстер, отец Андерс Эк - крупнейший драматический актер), и на бунт. Другие — дети как дети — сразу пошли по родительским стопам (сестра стала актрисой, брат — известным танцовщиком), а он после учебы работал то в кукольном театре, то ассистентом у Бергмана в кино. К танцу вернулся поздно, зато навсегда. В 27 лет да по зову души, поднакопив обширный художественный опыт и интеллектуальный багаж. Затанцевав в труппе матери, вскоре начал и ставить. Среди первых его работ «Святой Георгий и дракон». С «драконом» — подсознанием, фрейдовскими комплексами да юнговским коллективным бессознательным — он потом будет «воевать» всю дорогу. Открывая то один, то другой «клапан» адского котла, чтобы «не взорвался». В больших балетах, в таких миниатюрах, как «Мокрая женщина», «Дым», созданных для классической суперзвезды Сильви Гиллем, этой «мадемуазель Нет», которая, подобно Эку, изнутри «взрывает» классическую форму.

Как свидетельствуют его постановки, в спокойном, на вид рассудительном представителе суровой протестантской страны скрыто бушуют почти испанские фанатические страсти. Не отсюда ли тяга к компенсации в виде сочинений на испанские темы? Сами за себя говорят его балеты «Дом Бернарды» по Гарсиа Лорке, «Кармен». Испанской была даже его абсолютно антиклассичная муза Ана Лагуна, для которой он и поставил почти все центральные партии своих балетов… Матс Эк, несомненно, человек огромной культуры и знаний, притом живой, эмоциональный, страстный. Простой, логичный и ясный в своей пластике. Минималист с максимальным эффектом воздействия. /?/ В его хореографии обилие скрытых цитат из классической редакции балета, собственные парафразы на известные танцевальные мотивы. Никаких пуантов, почти бытовые костюмы. Свой хореографический «почерк», выросший из самобытного симбиоза классики, модерна, минималистских жестов. Он всегда узнаваем. По символическим излюбленным сочетаниям движений, ироничным сопоставлениям, шуточным контрапунктам.

Манеру Эка-хореографа отличает склонность к цитате и пародии, подрыву авторитетов, близоcть к театру абсурда.

о балетах...

Ballet de l"Opera National de Paris. Хореография: Матс Эк (Mats Ek); музыка: Fleshquartet; Clairemarie Osta, Marie-Agnes Gillot, Kader Belarbi, Nicolas Le Riche. Балет, поставленный Матсом Эком для Opera National de Paris. Балет разбит на 11 эпизодов: "The Bathroom," "The Television," "The Pedestrian Crossing," "The Kitchen," "Children’s Games," "Waltz (Four Couples)," "March of the Vacuum Cleaners," "Duo of the Embryos," "Grand pas de Due," "Safety Barriers," and "This Division". Это аллегория одиночества.

Программа включает в себя нарезку балетов с участием Сильви Гиллем (Sylvie Guillem) и ее партнеров Лорана Илера (Laurent Hilaire), Джонатана Коупа (Jonathan Cope). Хореография: Кеннет МакМиллан (Kennet MacMillan), Морис Бежар (Maurice Bejart), Уильям Форсайт (William Forsythe), Мариус Петипа (Marius Petipa), Матс Эк (Mats Ek).

Попытки соединить Чайковского с современным танцем, чем убедительно занимался Матс Эк. Он поставил "Спящую" с совершенно другим сюжетом: Аврора в его спектакле - наркоманка, подсевшая на героиновую иглу. Далекая от классической версия балета «Спящая красавица», блестяще доказывающая все новые и новые возможности интерпретации нестареющей музыки Петра Ильича Чайковского.

В 2015-ом Матсу Эку исполнилось 70, а уже в начале 2016 он объявил о своем уходе из танцевального мира. А вместе с ним уйдут и все его работы — из всех театров мира. Он считает, что должен контролировать сам постановки своих балетов, а сейчас у него уже нет на это сил.

«Я был 50 лет на сцене. Лучше остановиться прежде, чем тебя попросят это сделать. Жизнь длится дольше, чем работа».

Ballet de Opera de Lyon, Giselle

Три «издевки» над классикой

Его уход вместе со всеми работами означает,что вживую теперь его балеты никто никогда не увидит (кто не успел — тот опоздал). Только на видео. В связи с этим безрадостным событием хочется вспомнить и еще раз пересмотреть три классики, переосмысленные Эком.

Жизель (1982)

Классика : В балете рассказывается история любви крестьянки Жизели: она любит Альберта, который не сказал ей о том, что он граф и, что еще хуже, помолвлен. Узнав об этом, Жизель тут же умирает и превращается естественно в вилису. Как-то ночью горюющий Альберт приходит на ее могилу, и тут появляются вилисы,жаждущие отмщения. Но появляется Жизель и спасает его.
Образ Жизель — это классическая балерина эпохи романтического балета — невесомая фея в юбке-шопенке и с крылышками (часто путают с Сильфидой).

Эк : Жизель — обычная девушка, наивная и чудная; Альберт — не граф, но городской франт. Однако она не умирает, а сходит с ума, и вместо кладбища оказывается в психушке. Задник сцены изобилует расчлененкой, Жизель с перебинтованной головой показывает Альберту новый мир, Альберт в конце концов оказывается голым — т.е. обновленным. Такая трактовка была негативно воспринята закостенелым балетным миром, однако балет в итоге был показан в 28 странах и нашел свое признание.

Лебединое озеро (1987)

Классика : Самый известный в мире балет. Когда говорят «балет» — сразу представляется Одетта. Либретто (пусть и смутно) известно каждому: принц Зигфрид влюбляется в заколдованную девушку-лебедя, но очаровывается в дальнейшем дочерью колдуна Одиллией, которая в последующих редакциях стала черным лебедем. Концовки все время менялись — то Одетта умирала, то все заканчивалось хорошо.

Эк : «Лебединое» — это просто святая святых в балете. Однако это и неиссякаемая кладезь для интерпретаций: тут и сложные отношения принца с матерью, и разные трактовки самого белого лебедя — как мечта,идеал. Но практически во всех трактовках лебеди прекрасны и грациозны,неспешно плавают в своем озере. У Эка же лебеди вылезли на сушу, а здесь они уже не так прекрасны: коротконогие и неуклюжие они шлепают своими ластами, переваливаясь с лапы на лапу. Все танцовщики «лысые», на кривых ножках неловко танцуют, некрасиво изгибаясь и мотая задом. Многие восприняли это как издевательство над святейшим.

(здесь мы публикуем только первую часть, остальные 10 вы можете посмотреть на нашем канале youtube https://www.youtube.com/playlist?list=PLwlETpYGULTbDGEef3oCDBJAbnhL95a04)

Спящая красавица (1996)

Классика : Про либретто рассказывать нет смысла — сказку Шарля Перро все читали. Плюс изобилие разных фей и героев других сказок Перро.

Эк : В его версии сказкой уже и не пахнет, а балет детям до 18 лучше не смотреть. Идея постановки пришла к нему, когда в одном европейском городке он наткнулся на улице на шатающихся девушек со стеклянными глазами и разбросанными вокруг них шприцами. Вот она «спящая красавица» 20 века — спит наяву и видит героиновые сны. Одним поцелуем принцу не спасти ее. Такого на музыку Чайковского еще никто не ставил.

Эти три его переделки часто ошибочно называют «трилогией» и «издевательством». Однако:
«Идеи сделать трилогию не было. У меня вообще нет таких амбиций —
сломать, разрушить, проникнуть за фасад.. Наоборот, я живу с чувством
уважения к трехсотлетней истории классического танца и его собственному
пути развития. Я совсем не хочу это трогать. И спорить не хочу. Поэтому я
не делаю никаких редакций, я делаю свои версии. Используя культурное
наследие — музыку, эти сказки, что лежат в основе либретто.. Так делает
любой интерпретатор, даже тот, который работает с традиционными версиями
классики. Я — только звено в цепи.
«