Семья и Дети

Психология развития конкурентоспособной личности (Гении и аутсайдеры). "создание конкурентоспособной личности в условиях современной школы" Что не является интегральными характеристиками конкурентоспособной личности

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУВПО "Марийский государственный университет"

Кафедра теории методики технологии и профессионального образования


Курсовая работа

на тему: "Развитие конкурентоспособности личности как фактор повышения конкурентоспособности России"


Выполнила:

Студентка ФтиПО

Р.Г. Попиашвили

Проверила

Старший преподаватель

Г.В. Волкова


Йошкар-Ола


Введение

Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности личности

1 Необходимость повышения конкурентоспособности России на мировом рынке

2 Конкурентоспособность личности

Глава 2. Диагностика конкурентоспособности студентов

1 Конкурентоспособность студентов первого курса

2 Конкурентоспособность студентов третьего курса

3 Сравнительная характеристика конкурентоспособности студентов

Заключение

Список литературы


Введение


В современных условиях конкурентоспособность является фактором успешного и устойчивого развития любой страны в современном мире, идущем по пути глобализации.

Основное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Важная роль образования в решении задач социально-экономического развития России и повышении ее конкурентоспособности в целом заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности.

Фактором развития конкурентоспособности личности являются ее внутренняя среда, активность и потребность в самореализации. Объектом развития являются интегральные характеристики личности, направленность, компетентность, гибкость, самосознание.

Конкурентоспособность представляет собой комплексную способность личности, структуру которой определяют психологические и психодинамические характеристики личности, дающие ей возможность быть успешной и эффективной при максимальной реализации собственного потенциала в изменяющихся условиях жизни.

Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере российского общества и, в частности, развитие рыночных отношений, создали принципиально новую ситуацию в области высшего образования. Рыночные условия, а также - расширение и качественное изменение поля деятельности современного специалиста-выпускника вуза требует от учебного заведения не только значительного повышения качества его образования, но и развития студента, как конкурентоспособной личности.

Профессиональная мобильность студента должна обеспечиваться высоким качеством результатов образовательной деятельности, системная интеграция которой обеспечивает формирование мобильной личности, личности свободной и ответственной, способной к творческой деятельности, готовой к масштабной реализации своих потенциальных возможностей. Можно утверждать, что в современных условиях одной из приоритетных задач образования становится формирование у студентов конкурентоспособности как базисного качества развивающейся личности.

Цель исследования: изучить значимости конкурентоспособной личности для современной России.

Методы исследования: изучение литературы статей по данной теме, тестирование.


Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности личности


.1 Необходимость повышения конкурентоспособности России на мировом рынке


В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности. С экономической точки зрения - это способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

Углубление финансово-экономических связей, открытость национальных экономик, их взаимодополнение и сближение должно стать стратегическим ориентиром развития России - "войти" в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а на правах экономически развитой страны с высоким уровнем технологического развития, сильными финансовыми институтами, развитой инфраструктурой и информационным сектором. Должна преобладать не идея соперничества с конкурентами, а идеи сотрудничества с ними. Умение сотрудничать с конкурентом - это выгодная и правильная политика. Речь идет о решении проблемы повышения конкурентоспособности страны. Кроме того, интеграция России в мировое экономическое сообщество в качестве конкурентоспособной экономики будет способствовать реализации долгосрочной программы достижения устойчивого экономического роста. В настоящее время Россия занимает весьма низкие места в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности. Имеются в виду, прежде всего, два наиболее известных рейтинга: рейтинг конкурентоспособности IMD и Индекс глобальной конкурентоспособности WEF. В рейтинге IMD за 2008 год, включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место. В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF за 2008 год, включающем 131 страну, Россия заняла 58-е место. Обычно под конкуренцией принято понимать "соперничество, борьбу за достижение наивысших выгод, преимуществ. Конкурировать, значит соперничать, состязаться, добиваясь первенства" (Ожегов). При всей ясности таких определений, надо считаться с тем, что теория конкуренции ушла далеко вперед. Существует мнение, что "конкуренция - это процесс, в котором участвуют конкуренты. Очевидно, что не может быть конкуренции без конкурентов" (Пол Хейни).

Территория страны, как ни велика и богата ресурсами, не является участником процесса конкуренции. Сама территория вступает в конкуренцию с другими территориями только при наличии достаточного количества людей, постоянно живущих на ней, считающих ее своей Родиной, сформировавшихся на ее культуре и истории. Только такие люди способны освоить первичные ресурсы территории и трансформировать их в конкурентоспособные ресурсы более высоких порядков. Поэтому, конкурентоспособность населения страны и есть конкурентоспособность государства. Это значит, что при минимальных природных и иных конкурентоспособных ресурсов побеждает в соперничестве та страна, которая имеет более конкурентоспособное население.

Человеческий ресурс: граждане страны, их образованность, культурность, профессионализм определяют конкурентоспособность всей страны и каждого ее ресурса в отдельности. Поэтому все интриги потенциальных конкурентов всегда сводились к снижению качества людей, делающих все другие ресурсы страны конкурентоспособными. Все войны - "горячие", "холодные", психологические, информационные, экономические велись только с одной целью: снизить количество и качество человеческих ресурсов конкурента. Именно поэтому, в ответ, все страны мира во все времена направляли доходы от продажи иных ресурсов на воспроизводство человеческих ресурсов: то есть на образование, воспитание своих граждан - главный источник силы своей конкурентоспособности.

Воспроизводство конкурентоспособных человеческих ресурсов начинается с понимания того, что такое современный конкурентоспособный человек. Концепция современных конкурентоспособных человеческих ресурсов для России отсутствует только потому, что вопрос о них никто не ставил, такого государственного заказа не было. Общество и его лидеры не осознают того, что они "дожигают" остатки человеческих ресурсов, "заготовленные" в России в середине XX века: уже следующее поколение малочисленно и по своим качествам неконкурентоспособно. Путь решения проблемы: есть заказ - есть концепция и будет технология. Пока же, все сегодняшние реформы системы здравоохранения и образования России проводятся спонтанно, хаотично, без теории, концепции, проекта, технологии, без ясного понимания: кто, для чего и как должен воспроизводиться. Следуя "экономическому образу мышления", Россия все силы бросает на создание золото-валютных резервов и повышение конкурентоспособности своего природного сырья, в чем, несомненно, достигла существенных успехов. Но усилиями умного конкурента золото-валютные резервы можно обесценить в короткий срок, что уже неоднократно достигалось инициированием мировых кризисов, вовлечением России в совершенно ненужные ей войны. Результаты научно-технического прогресса могут обесценить ключевые природные ресурсы России. Так когда-то обесценились пенька и смола. Страна может снова оказаться у последней черты с малочисленным, необразованным, морально подавленным, плохо воспитанным населением. Несомненно, государству надо переходить на "политический образ мышления", который видит экономические достижения как средство воспроизводства конкурентоспособных человеческих ресурсов. Страна с физически здоровым, образованным, морально сильным населением будет конкурентоспособна при любых условиях и любых глобальных изменениях.

1.2 Конкурентоспособность личности


Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании - забота о будущем всей России.

Российская система образования переживает очень важный период своего развития. Именно образование выполняет важную общественную функцию - формирует самосознание человека. От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую и экономическую сферы общественной жизни.

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе высшего образования создать не удается.

Андреев В.И. считает, что среди стратегических задач в "Основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы образования" выдвигается задача формирования конкурентоспособности личности, которая сформулирована так: "Ориентация системы образования на реализацию общенациональных интересов России, ее конкурентоспособности на мировых рынках труда и цивилизованной конкурентоспособности ее населения в структурах становящегося миропорядка"

Нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.

Итак, вхождение России в рыночные отношения поставило перед педагогикой и педагогами чрезвычайно сложную задачу: необходимо воспитать конкурентоспособную личность.

Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности: Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности:

) высокий уровень работоспособности;

) стремление к качественному конечному результату;

) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

) творческое отношение к делу, труду;

) стремление к профессиональному самосовершенствованию;

) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;

) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;

) способность к быстрому освоению нового дела;

) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию. [Андреев В. И. "Педагогика" ]

В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических и психологических дисциплинах (понимание конкурентоспособности как соперничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции и т. п.), современные педагоги-исследователи (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.) предлагают под конкурентоспособностью понимать "способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно" .

Таким образом, формируя конкурентоспособность личности у студента, вышеперечисленные авторы считают необходимым формировать:

·систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;

·профессиональную направленность личности;

·систему целеполагания;

·самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности.

По мнению Л.М.Митиной, "развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях" [Митина Л. М. "Психология развития конкурентоспособной личности" ]

Педагоги-исследователи предпринимают попытки выявить пути и средства, обеспечивающие формирование конкурентоспособности личности.

О.К. Филатов, Д.В.Чернилевский, Н.В. Борисова, С.Н. Широбоков и др. рассматривают проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность как качество подготовки специалиста.

По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах. "Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе:

Освоение и совершенствование профессионального мастерства.

Адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения.

Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности.

Создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа" " [Д.В.Чернилевский "Дидактические технологии в высшей школе" ]

Лаптева, О.Е. Лебедева, Е.А. Ленской, А.И. Мищенко, З.И. Равкина, Д.И. Фрумина, Л.М. Митиной, Т.А. Стефановской, О.Ф. Чупровой и др. конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности, в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности.

Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

Студента как человека определенного возраста и как личность нужно характеризовать с трех сторон:

) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности

) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе

) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица и т.д. [Чупрова О.Ф. "Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе эксперто-аналитической деятельности " ]

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. научных достижений.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются "ножницы" между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться "вечно", что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Время учебы в ВУЗе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт- процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Большинство преподавателей ВУЗов нашей страны считают, что студенты за последнее десятилетие изменились. Сформировались качества, позволяющие им легче адаптироваться к сложностям жизни в условиях рынка, делающие их более конкурентоспособными: у них появились предприимчивость, большая самостоятельность, большая требовательность к преподавателям (знания - необходимый товар). Но что-то и утратилось: студенты стали менее эрудированными, менее трудолюбивыми (в учебе), менее интеллигентными, менее требовательными к себе.

конкурентоспособный личность воспитание студент самореализация

Глава 2. Диагностика конкурентоспособности студентов факультета технологий и профессионального образования


2.1 Оценка конкурентоспособности студентов 1 курса


При выборе методики исследований для изучения уровня конкурентоспособности личности студента за основу был взят общепризнанный в России подход В.И. Андреева, как наиболее полно отражающий все аспекты конкурентоспособности личности. Среди множества качеств, которые определяют и характеризуют конкурентоспособность личности.

В.И. Андреев выделяет десять системообразующих и приоритетных. Конкурентоспособность личности характеризует, по его мнению, синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентации, трудолюбие, творческое отношение к делу, стремление к непрерывному саморазвитию и ряд других. [Андреев В. И. "Педагогика" ]

Тест был проведен на факультете технологии и профессионального образования, у группы ПТ-11 1 курса (24 человека) и групп ПТ-33 и ПТ-35студентов 3 курса (общее кол-во студентов 25).

В тест входит 30 вопросов. Он позволяет оценить уровень конкурентоспособности личности, что в условиях перехода страны к рыночной экономике представляет существенный интерес и исключительно важное значение.

В различных сферах деятельности степень ее успешности оценивается производительностью труда, качеством и количеством произведенного конечного продукта. Но когда речь идет о конкурентоспособности личности, то имеется в виду не только и часто не столько конечные результаты ее деятельности, сколько ее способность выстоять и победить в конкурентной борьбе.

Результаты:

Проведенный тест показал, что средний балл в группе студентов 1 курса равен 110 баллам. Это говорит о том, что уровень конкурентоспособности личности в группе выше среднего.

Из возможных 150 баллов один участник показал максимальный результат в группе - 144 балла (это наивысший уровень), также 25% участников теста показали высокий уровень, а минимальный балл -86 (это средний уровень).

В группах 3 курса тест показал средний результат- 124 балла. Это означает, что уровень конкурентоспособности личности в группах высокий.

Из возможных 150, максимальный результат 145 баллов (это наивысший уровень) набрал один участник, также 20% участников показали результат - выше среднего, а минимальный балл был равнялся 98 (это уровень - чуть выше среднего).


.3 Сравнительная характеристика конкурентоспособности студентов


Тест В.И. Андреева для определения конкурентоспособности личности, проведенный у студентов факультета технологий и профессионального образования 1 и 3 курсов, показал, что средний результат в группе 1 курса- 110 баллов, а в группах 3 курса- 124.

В результате мы увидели, что уровень конкурентоспособности личности студентов довольно высокий, не обнаружился ни один участник с низким уровнем. Это является хорошим показателем, как для самих студентов, так и для факультета, так как по результатам теста видно, что конкурентоспособность личности студентов возрастает по мере учебы в ВУЗе.

Это все говорит о том, что у студентов возрастает уверенность в себе, своих силах, цели и ценностные ориентиры становятся более четкими, повышается стремление к саморазвитию, самостоятельность и происходит профессиональный рост.

Повышение конкурентоспособности личности у студентов обуславливается особенностью ценностных ориентации в контексте развития их возрастных и личностных новообразований, заключающиеся в переоценке ценностей на каждом возрастном этапе, жизненном самоопределении, потребности в самоактуализации и саморазвитии. Это переход в статус студента, ориентация на учебную деятельность в определенной сфере, получение высшего образования и планирование своей дальнейшей жизни.

Сам факт поступления в ВУЗ укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Заметно укрепляются и развиваются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. К середине учебы в Вузе обычно завершается выработка жизненной позиции и осуществляется переход к осознанному самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Можно сделать вывод, что к середине третьего курса уровень конкурентоспособности личности у ребят повышается и обучение в ВУЗе благоприятно влияет на этот показатель.


Заключение


С переходом Российского государства к экономике рыночного типа возникает необходимость подготовки конкурентоспособной личности, то есть человека, обладающего универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, независимо от избранной им профессии, уверенно вступать в социальные отношения, грамотно вести хозяйство, добиваясь высоких результатов при минимальных затратах времени и средств, способного к самосовершенствованию, самоизменению, активной адаптации на рынке труда.

В современных условиях развитие конкурентоспособной личности студента становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки в ВУЗах. Особенностью научной разработки понятия "конкурентоспособность" является неоднозначность его трактовки в психологической, социологической, педагогической литературе (способность, умение, свойство, основа личности), слабо изучены процессы формирования и развития конкурентоспособности личности молодых специалистов.

В качестве сущностных признаков конкурентоспособности личности выделяются:

1.интеллектуальный потенциал,

2.самоактуализация,

.адекватная самооценка,

4.самообучение,

5.коммуникабельность,

.способность принимать ответственные решения,

7.лидерские качества,

.умение работать в команде,

Креативность,

10.ценностно-ориентированная адекватность,

11.готовность к профессиональному самоопределению.

Сложный процесс реформирования, который переживает сейчас образование, направлен на создание условий для развития целостной творчески активной личности, способной максимально реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической среде. В мире, где экономика культура профессиональный труд и другие сферы жизни постоянно изменяются образовательная система призвана включать учащихся в широкий спектр различных видов деятельности, развивать в них те человеческие качества, которые будут способствовать успешной социализации и адаптации за порогом школы и ВУЗа.

Таким образом, подготовка конкурентоспособной личности играет важную роль в системе образования. Современная социокультурная ситуация в России требует изучения проблемы формирования конкурентоспособной личности.


Список литературы


1.Андреев В. И. "Педагогика" Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2003.- 376-382с., 546-549с.

2.Андрианов В.Д. "Россия в мировой экономике",1998г.

3.Митина Л. М. " Психология развития конкурентоспособной личности" Москва, 2002г.

4.Бекетов Н. "Перспективы развития национальной инновационной системы России", 2004г.

5."Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение" Учеб. Пособие для студ. высш. пед.заведений / под ред. Л.М.Митиной,2005г.

6.Бершадский М.Е., Гузеев В.В. "Дидактические и психологические основания образовательной технологии" Москва, 2003.

7.Чернилевский Д.В. "Дидактические технологии в высшей школе" учеб. пособие для вузов, 2002г.

8.Борисова Н.В. "Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки", Казань,2003г.

9.<#"justify">Приложение


Тест. Оценка уровня конкурентоспособности личности.


При ответе на вопросы теста необходимо выбрать и записать один из вариантов ответа.

Например: 1-а, 2-г, 3-в и т.д.

Я знаю, чего хочу добиться в ближайшие 2-3 года:

Я ценю деловых, практичных и предприимчивых людей: а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.

Я знаю, в какой сфере я могу прилично заработать:

а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.

У меня хватает энергии, чтобы довести начатое дело до конца:

Я устаю после работы:

а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) довольно часто, д) нет.

Мои родители-учителя считали меня старательным и прилежным:

а) да, б) чаще всего да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

Мне удается, казалось бы, при неразрешимой проблеме найти неожиданно простое и даже оригинальное решение: а) да, б) сравнительно чисто, в) когда как, г) редко, д) нет.

Я быстро осваиваю новые виды деятельности: а) да, б) чаще всего, в) когда как, г) не всегда, д) нет.

Я бываю инициатором нововведений в нашем коллективе: а) да, б) чаще всего, в) иногда, г) очень редко, д) нет.

Я способен идти на риск, даже если шансы на успех невелики: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

Мои друзья считают меня человеком решительным: а) да, б) скорее всего, да, в) кто как, г) скорее всего, нет, д) нет.

Покупая дорогую, но необходимую мне вещь, я принимаю решение сам, полагаясь на свой вкус:

а) да, б) чаще всего, да, в) когда как, г) часто советуюсь, д) советуюсь практически всегда.

Я высказываю свое мнение, даже если кому-то оно не нравится: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

В дискуссиях и спорах мне чаще всего удается настоять на своем:

а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

Принимая ответственное решение, я полагаюсь только на себя, и ни с кем не советуюсь: а) да, б) чаще всего, да, в) когда как, г) чаще всего, нет, д) нет.

В кругу друзей мне нравится и удается быть "душой компании": а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) иногда, д) нет.

Мне легко удается установить контакт с новыми для меня людьми:

а) да, б) сравнительно часто, в) когда как, г) редко, д) нет.

Я предпочитаю брать на себя ответственность, руководя людьми, чем подчиняться кому-либо:

а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

Я систематически занимаюсь самообразованием, саморазвитием своих личностных качеств:

а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) очень слабо и редко, д) нет.

Я веду дневник, где планирую свою жизнь, анализирую свои промахи и ошибки:

а) да, б) часто, в) периодически, г) очень редко, д) нет.

Если я чего-то добился, то благодаря самообразованию и саморазвитию:

а) да, б) скорее всего, да, в) ответить затрудняюсь, г), скорее всего, нет, д) нет.

Вечером после рабочего дня я засыпаю:

а) очень быстро, б) сравнительно быстро, в) когда как, г) иногда страдаю бессонницей, д) часто страдаю бессонницей.

Если мне кто-либо нагрубит, то я быстро забываю об этом: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

Я стремлюсь, и мне удается не втягивать себя в конфликты: а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

Считают ли вас друзья, коллеги по работе человеком "с перспективой" (в плане профессионального роста):

а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

Как часто по своей личной инициативе вы участвуете в дискуссиях, семинарах, конференциях:

а) часто, б) сравнительно часто, в) периодически, г) сравнительно редко, д) не участвую.

В профессиональном плане (в плане профессионального самоопределения и повышения квалификации) в последние два года я имею продвижение:

а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.

Я считаю, что работу нужно делать тщательно и качественно или не делать вообще:

а) да, б) чаще всего, в) не любая работа требует одинаковой тщательности, г) мне не все в равной степени удается делать качественно, д) я делаю все быстро, но недостаточно качественно.

Я могу одну и ту же работу неоднократно переделывать, вносить качественные улучшения:

а) да, б) чаще всего, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

Были ли у вас случаи, чтобы ваш руководитель попросил вас переделать еще раз:

а) такого я что-то не помню, б) очень редко, в) периодически, г) сравнительно часто, д) очень часто.

Ключ к тесту.

Переведите результаты ваших ответов в баллы. При ответах на вопросы: а - 5 баллов, 6 - 4 балла, в - 3 балла, г -- 2 балла, д- 1 балл.

Если вы суммируете набранное число баллов, то получите число, находящееся в интервале от 30 - 150 баллов.

Уровень конкурентоспособности личности:

42 - очень низкий

57 - низкий

70 - ниже среднего

83 - чуть ниже среднего

96 - средний

109 - чуть выше среднего

122 - выше среднего

137 - высокий

140 - очень высокий 10-наивысший

150 - наивысший


Результаты теста в процентном отношении

Вопросы тестаСтуденты 1 курсаСтуденты 3 курсаЯ знаю, чего хочу добиться в ближайшие 2-3 года56%58%Я ценю деловых, практичных и предприимчивых людей83%86%Я знаю, в какой сфере я могу прилично заработать79%79%У меня хватает энергии, чтобы довести начатое дело до конца87%89%Я устаю после работы64%66% Мои родители-учителя считали меня старательным и прилежным84%87%Мне удается, казалось бы, при неразрешимой проблеме найти неожиданно простое и даже оригинальное решение52%52%Я быстро осваиваю новые виды деятельности68%70%Я бываю инициатором нововведений в нашем коллективе 56%67%Я способен идти на риск, даже если шансы на успех невелики53%50%Мои друзья считают меня человеком решительным65%57% Покупая дорогую, но необходимую мне вещь, я принимаю решение сам, полагаясь на свой вкус45%55%Я высказываю свое мнение, даже если кому-то оно не нравится76%73%В дискуссиях и спорах мне чаще всего удается настоять на своем65%67%Принимая ответственное решение, я полагаюсь только на себя, и ни с кем не советуюсь78%80%В кругу друзей мне нравится и удается быть "душой компании"76%78%Мне легко удается установить контакт с новыми для меня людьми85%88%Я предпочитаю брать на себя ответственность, руководя людьми, чем подчиняться кому-либо45%67%Я систематически занимаюсь самообразованием, саморазвитием своих личностных качеств56%64%Я веду дневник, где планирую свою жизнь, анализирую свои промахи и ошибки2%1%Если я чего-то добился, то благодаря самообразованию и саморазвитию35%47%Вечером после рабочего дня я засыпаю57%65%Если мне кто-либо нагрубит, то я быстро забываю об этом46%43%Я стремлюсь, и мне удается не втягивать себя в конфликты50%57%Считают ли вас друзья, коллеги по работе человеком "с перспективой" (в плане профессионального роста)51%56%Как часто по своей личной инициативе вы участвуете в дискуссиях, семинарах, конференциях67%68% В профессиональном плане (в плане профессионального самоопределения и повышения квалификации) в последние два года я имею продвижение54%67%Я считаю, что работу нужно делать тщательно и качественно или не делать вообще67%80%Я могу одну и ту же работу неоднократно переделывать, вносить качественные улучшения43%56%Были ли у вас случаи, чтобы ваш руководитель попросил вас переделать еще 65%67%

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1. Теоретическая часть 4

Понятия «конкуренции» и «конкурентоспособности» в психологии 5

2.Исследование личности по методикам 10

2.1 Методика1: «Психогеометрические тесты» 10

2.3 Методика 3: «Символические ценности» 17

ВВЕДЕНИЕ

Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни - об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр.

Формирование личности - это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно - это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда - эмоционально насыщенный, часто - субъективно творческий.

За последние десятилетия произошли значительные перемены в сфере образования, что привело к значительным изменениям на рынке труда: к снижению спроса на молодых специалистов и изменению требований к их профессиональной подготовке, к потере связи между учреждениями профессионального образования и организациями - потребителями подготовленных специалистов.

Выпускники вузов зачастую самостоятельно решают проблемы, связанные с трудоустройством после завершения обучения. Непредсказуемость рынка труда, отсутствие полной информации о вакансиях, переизбыток выпускников некоторых специальностей приводят к тому, что молодой специалист встает на учёт в службе занятости или же сам, используя свои способности ищет работу. Нередко он вынужден устраиваться на работу не по специальности и заново переучиваться, что ведет к затрате как его личных средств, так и средств государства и работодателя.Все это дает основания полагать, что проблема занятости молодых специалистов в ближайшей перспективе будет оставаться актуальной в общегосударственном масштабе.

Личностью человек не рождается, а становится. Его развитие происходит на протяжении всей жизни. ВУЗ – это один из неотъемлемых периодов, который без сомнения откладывает свой отпечаток на формирование личности, а также установление конкурентоспособных качеств. Мы становимся более самостоятельными, пытаемся выделиться на фоне других учащихся с помощью своих знаний умений, конкурентоспособных преимуществ и навыков.

Целью данной работы является рассмотрение процесса формирования личности, а также раскрыть понятия «конкуренции» и «конкурентоспособности». Возможно ли развить «конкурентоспособность», учась в ВУЗе. Будут проанализированы проблемы формирования конкурентоспособности молодых специалистов в современных рыночных условиях, выявлены закономерностей влияния социально-экономических условий на формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов. Результаты данной работы я постараюсь использовать для повышения уровня конкурентоспособности и оптимизации использования моего трудового потенциала.

    Теоретическая часть

Понятия «конкуренции» и «конкурентоспособности» в психологии

Конкуренция и конкурентоспособность являются одной из самых актуальных проблем рыночной экономики. Данной проблематикой занимались специалисты различных областей научных знаний: экономики, биологии, социологии, педагогики и других. Нам потребуется раскрыть социально-психологическую природу конкуренции и конкурентоспособности организации и специалиста, выявить различия между конкуренцией и другими видами взаимодействия, такими как соревнование, конфликт, партнерство, сотрудничество .

В биологии говорят о конкуренции между особями одного вида (внутривидовая конкуренция) или между особями разных видов (межвидовая конкуренция), в виду ограниченности ресурсов внешней среды - пищи, света, воды, убежищ и т.д. В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

В повседневной жизни конкуренция присутствует в отношениях и детей, и взрослых, женщины конкурируют между собой ничуть не меньше, чем между собой мужчины.

Конкуренция - форма организации межличностного и социального взаимодействия, которое позволяет достичь целей в условиях противоборства с людьми, которые добиваются той же цели.

Конкурируют буквально все. Дети не могут поделить качели, юноши - девушек, взрослые конкурируют в бизнесе, спортсмены - за олимпийские медали. Так, желание быть первым, заложенное в человеке природой, развивает скорость мысли и реакции. Конкуренция сопровождается личной вовлеченностью, активизацией субъекта действия, деперсонализацией представлений о противнике .

Существует положительная и негативная конкуренция. Положительная позволяет развиваться, стремится к лучшему, а негативная не оставляет места для борьбы за что-то, она основана на погоне за тем, чтобы быть единым и наилучшим.

Конкуренция сама по себе несет положительный эффект . Без нее не было бы совершенствования организационных структур, повышения профессионализма и качества в работе, социального развития, творческих процессов.

Конкуренция вызывает зависть . Не завидуют только те люди, которые счастливы, которые уверены в себе и имеют цель. У них просто нет времени на это, так как они сосредоточены на своей цели, тем более что зависть мучает человека. В социальных науках эмпирические исследования (связанные с чувственным опытом) конкуренции основаны на теории игр, разнообразных моделях сенсомоторной интеграции в лабораторных исследованиях, на полевых наблюдениях и экспериментах, стимулирующих проявление соперничества между участниками.

Конкурентная ориентация может быть формальной и неформальной; условия могут быть равные и неравные; могут быть более важны отношения или решение задачи. Говорится о взаимных обязательствах и правах, о личной и социальной перспективе (должны учитываться интересы других). Надо уважать и поддерживать социальные нормы, учитывать принцип справедливости во взаимодействии и в результатах. В кооперативном взаимодействии ценится равенство и взаимное уважение . В конкурентном узакониваются борьба за выигрыш, по правилам (дуэль) и без правил.

Как правило, конкуренция исключает сотрудничество. Однако если люди цивилизованные, то они вполне могут сочетать одно и другое: умные конкуренты могут быть одновременно и друзьями, и сотрудничать между собой. Мудрые люди действительно понимают, что конкуренты объективно полезны для их же собственного развития: они не дают расслабиться, стимулируют думать, плюс на их же находках хорошо учиться самому.

Что в целом перспективнее, конкуренция или сотрудничество - в общем виде сказать трудно. Конкуренция легче понимается, ее легче запустить, а сотрудничество более сложные и более хрупкие отношения. Сотрудничество трудно создать, но легко разрушить. Можно сказать, что сотрудничество - более дорогие, более эксклюзивные отношения, до которых людям и организациям нужно еще дорасти.

Структура и содержание конкурентоспособности личности определяется индивидуально-психологическими и инди­видуально-типологическими особенностями личности. Согласно теории А. Ф. Лазурского и исследованиям В. М. Русалова, С. Д. Бирю­кова, Е. В. Токаревой, Е. Л. Холодцевой, Дж. Грейсона, Р. Хауса и др., основные характеристики конкурентоспособности - это активность, мотивация к успеху в профессиональной деятельности. Социально-востребованные качества молодых специалистов являются важными среди внутренних пси­хологических факторов, определяющих конкурентоспособность. Психологическими условиями развития конкурентоспособности молодых специалистов , согласно исследованиям Е. А. Подосинниковой, являются: личностные - определяющие уровень конкурентоспособ­ности и деятельностные - определяющие динамику и направление развития конкурентоспособности .

Под конкурентоспособностью личности понимают совокупность интегральных психологических и личностных характеристик, определяющих со­держание личностно-деятельностного, когнитивного, рефлексивного, мотивационно-ценностного компонентов.

Мотивационно-ценностный компонент является системообразующим, доминирующим, определяющим качественную характеристику других показателей в целостной структуре конкурентоспособной личности. Важнейшими составляющими конкурентоспособности будущего специалиста выступают: мотива­ция к приобретению ключевых компетенций; профессиональные компетенции и профессионально значимые качества.

Определять конкурентоспособность личности, прежде всего, надо такими внешними условиями, как наличие конкурентной среды и конкурентов, мотивация успеха и достижений (социальных и материальных), наличие противоречий между вне­шними требованиями профессии, среды и уровнем знаний, умений и навыков человека в профессии - как движущей силы развития его конкурентоспособности .

В отличие от понимания конкурентоспособности как сопер­ничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции, один из разработчиков концепции конкурентоспособности личнос­ти Л. М. Митина определяет данный феномен как «...способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравст­венно». То есть конкурентоспособная личность рассматривается как система , реализующаяся посредством внешних и внутренних условий, носящую динамический характер. Это озна­чает, что конкурентоспособность, как системное качество личности, подчиняется диалектико-материалистическому принципу детерми­низма, где внешние причины действуют через внутренние условия. Внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренние причины), а внешние причины выступают как условия, как обстоятельства .

Конкурен­тоспособность является высшим уровнем проявления способностей как возможностей человека (более широко - потенциала личности), а в современном понимании - конкурентных преимуществ челове­ка.

В исследованиях Асмолову А.Г креативность, как комплекс интеллектуальных и индивидуальных особенностей, способностей личности, которые позволяют генерировать новые идеи, инновационные предложения, находить пути нестандартного их решения и внедрения в практику, является основополагающей кон­курентоспособности. Конкурентно способная личность - это личность, обладающая богатыми резервами, более высокими, чем у других. Учитывая, что творческие способности - это способность развития деятельности по собственной инициативе, я считаю, что конку­рентоспособность личности определяется творческим потенциалом личности.

Конкурентоспособность личности проявляется в процессе межличностного взаимодействия, соперничества, борьбы за достижение наивысших выгод, преимуществ на каком-либо поприще. Ведущими характеристиками конкурентоспособной личности являются: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному самообразованию и професжсиональная компетентность. Личность, успешно конкурирующая на рынке труда, отличается тем, что постоянно стремится управлять собой и своей деятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность на рынке труда является чаще всего результатом завышенной или заниженной самооценки. Самовоспитание конкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реализации разработанной программы. Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспоспособность не могут вырасти только из профессиональных знаний, умений. Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста. Отличительными признаками развитой личности являются: способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия; умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим; достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения; энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности; открытость профессиональным переменам к новому жизненному опыту; Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала-образца, на который хотелось бы ровняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ. Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию несовершенств своей личности. Отправной точкой самовоспитания, личностного роста являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности: Самосовершенствование-это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития. С точки зрения современной психологии, в основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречия между наличным уровнем личностного роста и некоторым воображаемым его состоянием. Цель самосовершенствования недостижима никогда, она убегает постоянно, как линия горизонта. Поэтому предела самосовершенствования личности не существует. В любой деятельности можно выделить две стороны - адаптивную и творческую. Творческая является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей останавливаются в своем развитии на уровне адапционных процессов, то есть процессов приспосабливания к условиям существования. Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения. Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств. Преодолевая препятствия, человек становится сильнее. Значит в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах. Человек, контролирующий свои действия и поступки, является хозяином своей жизни, судьбы, карьеры. Для него присущи такие качества как храбрость, сострадание, терпение. Бесплодное ожидание при пассивном отношении к жизни положительных результатов не принесет, а вызовет лишь чувство обиды и гнев. Творческий потенциал личности и условия его развития: Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить. Этим даром наделен каждый в большей или меньшей степени, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности. Любую деятельность можно назвать более или менее творческой. В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции: выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку не известен; реализует право личности на свободу; является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности. Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может стать творцом. Творческий человек с трудом "вписывается"в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Общепринятые ценности он принимает только в том случае, если они совпадают с его собственными. Этот человек любознателен и постоянно стремится оперировать знаниями из разных областей. Восприятие мира у таких людей постоянно обновляется. Творческим людям свойственны также способность к удивлению и восхищению, мечтательность. Все дети - творческие личности, однако обучение в школе построено таким образом, что ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста со средними творческими способностями. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной творческой деятельности, называется одаренностью. Внутренне - психологические и физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно - физиологических процессов. Глубина, ясность, реординарность теоретического или образного мышления; свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения; прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно - двигательной памяти; быстрота реакций, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность. Творческая деятельность делает нашу жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без него невозможен прогресс науки. Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала зависит от особенности воспитания и обучения, нежели от возраста, поэтому условия развития творческих возможностей чрезвычайно важно. Воспитание творческих возможностей в ВУЗе должно базироваться на учете индивидуальных особенностей и применение индивидуальных методов работы. Это позволяет студентам комфортно выражать свои мысли и чувства. Ученые также обнаружили, что творческие личности рассматривают свою работу, как любимое занятие. Они работают часами, движимые любопытством и деланием достичь поставленной цели. Люди, которые занимаются творчеством, как правило, усердные труженики. М, Горький писал: "Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышает до творчества. " Таким образом, суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом. Мотивация творчества: Мотивация - это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и к возникновению мотивов - внутренних побудителей к активной деятельности или поведению. Если мотивация исходит от самого индивидуума, то она называется внутренней. Мотивация, которая обычно предлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит от других в виде обещаний или денег. Одним из внешних источников творческой мотивации является социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается "белая" и "черная" зависть. При "белой" зависти чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. "Черная" зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказывает деструктивное влияние на личность самого завидующего. Для того, чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. В большинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствует только внешняя мотивация - школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата. И все же в школе и на работе следует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя считать человека способным ученым, великим писателем, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области. Внутренние источники творческой мотивации - это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности. Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора - вот примеры интеллектуально-творческих чувств. Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству. А.М. Горький отмечал: "На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог. " Значит единство творческой мотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании

А.А. Балашова

МОБУДОД «Центр дополнительного образования для детей «Содружество», г. Бузулук, Оренбургская область

Ни для кого не секрет, что система образования в России сейчас переживает очень важный период своего развития. Сложные социальные и экономические преобразования, происходящие в современном быстро развивающемся обществе, оказывают существенное влияние на процессы социализации подрастающего поколения и вместе с тем наглядно демонстрируют ограниченность традиционных образовательных систем, формирующих стандартный тип личности. И одной из значительных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия решению проблем как локально, так и на государственном уровне, ведь развивающийся рынок труда предъявляет к подрастающему поколению высокие требования. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности. Проблема конкурентоспособности личности воспитанника связана с конкурентоспособностью самого общества. И как раз на данном этапе развития наступила пора переосмысления и адекватной оценки действительной роли конкурентоспособности личности в различных сферах.

Цель образовательной политики в изменившихся социально-экономических условиях очень точно сформулирована известным ученым-педагогом В.И. Андреевым: «Для того чтобы Россия обрела статус конкурентоспособной державы, мы должны воспитать новое поколение конкурентоспособных лидеров, способных к непрерывному творческому саморазвитию своей конкурентоспособности». Для того чтобы дополнительное образование могло осуществлять формирование конкурентоспособной личности, необходимо учитывать ряд принципов в разработке дополнительных образовательных программ, основными из которых являются: обязательная опора на содержание основного образования; развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств; обращение к тем темам, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании; реализация урочной и внеурочной деятельности.

Дополнительное образование детей обладает значительным потенциалом для включения учащихся в социокультурную и профессиональную среду и формирования на этой основе конкурентоспособной личности. Для эффективной организации процесса формирования конкурентоспособной личности необходимо обеспечить интегративное взаимодействие общего и дополнительного образования. Системное проектирование процесса формирования конкурентоспособности личности базируется на теоретической модели конкурентоспособности личности, идеях и принципах инновационного педагогического менеджмента.

Конкурентоспособная личность воспитанника - это субъект учебной деятельности, обладающий интеллектуальным и творческим потенциалом, потребностью к успеху, мотивированностью, способностью принимать ответственные решения, конкурентоспособностью, проявляющейся в стремлении к самосовершенствованию, самореализации, достижению высокой эффективности в своей учебной деятельности, лидерству в условиях конкуренции. Модель формирования конкурентоспособной личности воспитанника представляет собой дидактическую систему, которая в структурном отношении отражает психологические, социально-психологические и социокультурные характеристики и параметры формируемой личности, определяет приоритетные направления и логико-содержательную основу интеграции информационных и традиционных технологий. В нашем учреждении дополнительного образования каждому воспитаннику предоставляется возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы.

Формирование конкурентоспособной личности в учреждении дополнительного образования будет эффективным при тех условиях, если: учреждение дополнительного образования является конкурентоспособным образовательным учреждением; разработана и апробирована педагогическая технология формирования конкурентоспособной личности; для организации жизнедеятельности ребенка создан комплекс педагогических условий, включающий образовательно-развивающие, организационно-педагогические и социально-психологические; поликультурная среда УДО выступает воспитательным пространством для проявления социально активных качеств личности.

По мнению Л.М. Митиной, «развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях». Педагоги-исследователи предпринимают попытки выявить пути и средства, обеспечивающие формирование конкурентоспособности личности.

Но кто влияет на воспитание ребенка/подростка относительно конкурентоспособности? Тот, с кого они берут пример вне дома; тот, кто обладает знаниями, которые пока ему не доступны; тот, к кому могут обратиться за советом – педагог. Поэтому прежде всего следует именно педагогу обращать внимание на простые истины, которые еще никто не отменял. Прежде чем формировать конкурентоспособную личность, следует воспитать уверенного в себе человека. По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах. Он выделяет 4 критерия повышения уверенности в себе:

1) освоение и совершенствование профессионального мастерства;

3) поддержание и укрепление здоровья и работоспособности;

4) создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа.

Особое место в формировании конкурентоспособной личности занимает разработка и использование психолого-педагогических механизмов, стимулирующих потребности личности в самореализации, самоактуализации, в самооценке, в самовыражении, в самосовершенствовании с учетом особенностей возраста, так как, прежде чем внедрять рекомендации, их нужно создать, то есть подкрепиться теоретически – будь то образовательная программа или методические материалы.

Эффективность формирования конкурентоспособной личности воспитанника обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, которые направлены на организацию образовательного пространства и создание в учебном заведении конкурентной среды; стимулирование самосовершенствования личности учащегося, ее самопреобразование; обеспечение субъектной позиции обучающихся в образовательном процессе; усиление индивидуально-творческого характера учебной деятельности; развитие побудительной мотивации обучения.

Учебно-воспитательный процесс должен происходить в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Это, в совокупности с вышеперечисленными параметрами, даст неограниченные возможности для создания и функционирования здоровой конкурентоспособной среды.

Октябрь 12th, 2015 admin

Ликарь Фаина Акрамовна

В XXI веке возникает необходимость подготовки конкурентоспособной личности, то есть человека, обладающего универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, независимо от избранной им профессии, уверенно вступать в социальные отнашения, грамотно вести хозяйство, добиваясь высоких результатов при минимальных затратах времени и средств, способного к самосовершенствованию, самоизменению, активной адаптации на рынке труда.

Под конкурентоспособностью понимается социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (учебе, профессиональной и в непрофессиональной деятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.

Обращение ученых разных научных областей к понятию «конкурентоспособность» обусловлено стремлением обозначить социальную активность личности во всех сферах ее жизнедеятельности. В исследованиях ученых-психологов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. изучаются принципы развития конкурентоспособной личности. Формирование конкурентоспособного специалиста рассматриваются в работах В.С.Безрукова, В.П.Пузикова, В.А.Сластенина. Построение воспитывающей поликультурной образовательной среды в инновационном образовательном учреждении рассмотрены в работах Б.З.Вульфова, В.Н.Гурова, Н.К.Елеева, М.Г.Тайчинова.

Формирование конкурентноспособной личности школьника в поликультурной среде будет эффективным, если:

  • Школа является конкурентоспособным образовательным учреждением
  • Разработана и апробирована педагогическая технология формирования конкурентоспособной личности
  • Для организации жизнедеятельности учащихся создан комплекс педагогических условий, включающий образовательно- развивающие, организационно-педагогические и социально- психологические
  • Поликультурная среда школы выступает воспитательным пространством для проявления социально-активных качеств личности

Конкурентоспособная личность – это личность, обладающая такими интегральными характеристиками, как

  • Направленность
  • Компетентность
  • Гибкость (интеллектуальная, эмоциональная и поведенческая), позволяющие ей добиться успеха в деятельности, общении и самопознании.

Для формирования конкурентоспособности важным становится овладение учащимися социально-ориентированными технологиями, связанными с социокультурной ориентацией, деловым общением, принятием ответственных решений в складывающихся социально-экономических условиях.

Ключевое значение для формирования конкурентоспособности личности имеет психолого-педагогическая поддержка учащихся. Ее разработка предполагает решение ряда принципиальных проблем: обоснование целевых ориентиров; выявление ее информационных, структурных, функциональных и процессуальных особенностей; разработка социокультурных критериев конкурентоспособной личности, системы профориентационного сопровождения и социально-психологической коррекции конкурентоспособного поведения с учетом возможностей дополнительного образования школьников и соблюдения главного контекста – организации полифункциональной среды в русле гуманистических требований личностно-ориентированного подхода.

Весомым показателем эффективности процесса воспитания является уровень личностного и профессионального саморазвития педагога, его уровень конкурентоспособности, так как только конкурентоспособный учитель может воспитать конкурентоспособного ученика. С моей точки зрения необходимы:

  • Саморазвитие педагога как воспитателя-исследователя,
  • Построение общения с детьми на гуманистических принципах.
  • конструктивное самоизменение на личностном уровне (развитие культурного, нравственного, творческого, психологического потенциалов педагога)
  • совершенствование профессионального мастерства
  • освоение современных образовательных технологий и т.д.
  • повышение воспитывающего потенциала уроков и всех видов внеурочной деятельности как средства развития конкурентоспособности учащегося.

В рамках решения этих проблем в нашей детской школе искусств были проведены методические заседания педагогов и открытые уроки по теме «Подготовка ученика к открытому выступлению», «Игровые формы работы на уроках сольфеджио», «Использование творческих заданий на уроках в классе домбры», «Технология критического мышления и ее применение в учебной музыкальной деятельности».

Педагогические условия формирования конкурентоспособной личности учащихся в воспитательной системе школы представлены в виде структурно-функциональной модели. Центральным компонентом модели является цель – формирование конкурентоспособности учащегося в образовательном учреждении; сохранение и развитие положительных личностных качеств, таких как: способность быстро адаптироваться к изменениям в обществе, социально-активному действию, способность реализовать свой творческий потенциал и другие, определяющие конкурентоспособность человека.

Чтобы достичь поставленной цели формирования конкурентоспособной личности учащегося необходимо решать следующие задачи:

  • развитие у учащихся стремления к самопознанию, осмыслению себя, самовоспитанию
  • формирование нравственных качеств личности
  • способствование становлению жизненной оптимистичной позиции учащихся, конструктивности их жизненных целей
  • развитие навыков общения
  • формирование знаний и практических умений по самоанализу

личности учащихся в воспитательной системе организаций дополнительного образования, сохранению и развитию личностных качеств, составляющих конкурентоспособность человека, определяется знаниями, умениями и навыками, которые нужно сформировать у школьников, и качествами, которые нужно у них воспитывать и развивать. В ней целесообразно выделить теоретическое и практическое направление. В качестве содержания может выступить элективный курс «Формула жизненного успеха» и спецкурс «Поверь в себя!»

Важное место в модели занимают следующие формы организации работы со школьниками: урок, кружок, ролевые игры, тематические утренники, встречи, экскурсии, рассказ, концерты, викторины, эстафеты, занятия-фантазии.

При проведении занятий помимо традиционных форм следует использовать такие методические приемы обучения, как индивидуальное консультирование, учебные дискуссии, моделирование, тестирование, деловые игры, тренинги, защита проектов. Необходимо включать учащихся в различные виды творческой деятельности, учитывая, что при этом происходит обогащение каждого эмоциональным и творческим опытом других. В рамках спецкурса «Поверь в себя!» необходимо ознакомить детей с понятиями «трудная жизненная ситуация», «стресс», рассматривать способы поведения в них, методы снятия напряжения, поведенческие стратегии преодоления стресса, процесс разрешения проблем по этапам, формировать активную жизненную позицию, умение планировать свою жизнь и добиваться успеха, формировать адекватную самооценку, развивать уверенность в себе, принятие себя.

Воспитание конкурентоспособной личности — одно из требований, предъявляемым к модели ученика Иртышской детской школы искусств, Что делается коллективом школы для решения задач воспитания конкурентоспособности личности? В школе разработана и успешно реализуется «Программа формирования конкурентоспособности учащихся», представляющая из себя комплекс учебно-методических, воспитательных мероприятий, в который входят: посещение областных семинаров по данной теме, мастер-классы, тренинги, открытые уроки по подготовке учащихся к открытому выступлению, проведение тематических родительских собраний, привлечение родительской общественности для подготовки концертов и праздников, анкетирование родителей и учащихся.

Основные задачи воспитания конкурентоспособности личности учащегося, вытекающие из «Программы воспитания конкурентоспособности» Иртышской ДШИ:

  • развивать у учащихся стремление к самопознанию, осмыслению себя, своих поступков и поведения, самовоспитанию для повышения уровня самосознания, для правильного выбора при профессиональном самоопределении;
  • формировать нравственные качества личности, ответственность и порядочность, культуру, адекватность оценки себя и других людей для успешного вхождения в социокультурное пространство;
  • способствовать становлению жизненной оптимистической позиции учащихся, конструктивности, их жизненных целей для сохранения психического здоровья, сформировать начальные навыки психической саморегуляции;
  • Развивать навыки общения: умение слушать, передавать информацию с помощью вербальных и невербальных средств, конструктивно разрешать конфликты;
  • Развивать коммуникативные способности: рефлексию (умение человека представлять, как его воспринимают другие люди), эмпатию (способность понять эмоциональное состояние другого человека, сила и глубина сопереживания);
  • Сформировать знания и практические умения по целеполаганию, самоанализу, анализу профессии, сопоставлению своих способностей с требованиями профессиограммы, корректировке вариантов профессионального развития в контексте личностного и жизненного самоопределения.

Не секрет, что подготовка ученика на конкурсы для музыканта – это целый комплекс мероприятий, затрагивающий не только профессиональную подготовку, что является, безусловно, главным критерием для участника, но и психологическую, которая имеет немаловажное, а порой, и главное значение при выступлении на большой аудитории. Для подготовки учеников на областные и республиканские конкурсы школой было проведено много подготовительной работы: неоднократные прослушивания участников, индивидуальная психолого-педагогическая работа, включающая тренинги саморегуляции, самовосстановления, самопомощи, самоанализа.

Старания педагогического коллектива не прошли даром: в прошедшем учебном году наша ученица фортепианного отделения Карибаева Махаббат заняла 3-е место в областном конкурсе «Юный музыкант» в старшей группе, 3-е место в Республиканском конкурсе «Салем, Астана!»

Ученица вокального отделения Цегендер Нелли заняла 1-е место в областном вокальном конкурсе на приз Ш.Абилова, а ученица Новожилова Виктория – 3-е место в областных Дельфийских молодежных играх в номинации «Вокал».

Ученики художественного отделения Бокен Наурызгуль – 1-е место, а Савин Денис – 3-е место в 3-ем республиканском экологическом конкурсе «Птичий перезвон»

Актуальность формирования конкурентоспособной личности детей заключается в том, что развивающийся рынок труда, «рынок личностей», предъявляют к подрастающему поколению все более высокие требования. Сегодняшним школьникам в недалеком будущем предстоит принять на себя всю тяжесть проблем, которые необходимо решать в постиндустриальном обществе свободных цивилизованных рыночных отношений.

Список литературы:

  1. А.К.Нарымбаева «Аркаим – очаг мировой цивилизации, созданный прототюрками», 2007г
  2. О.О.Гладышева «Музыкально-творческое развитие будущих учителей», 2008 г
  3. В.Н.Дружинин «Психология общих способностей», 2005г
  4. Д.А.Потапов «Развитие креативности личности ребенка в процессе обучения сочинению музыки», 2008г
ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете