Все вопросы

Путь к просвещению. Будда: путь к просветлению

В 2014 году я вдруг ясно осознала: «Истина внутри!» С этой мыслью просыпалась и засыпала. Она возникала в моей голове постоянно, как будто кто-то ее специально транслировал, чтобы я проснулась. И, однажды, во время сессии с клиенткой, мы пошли внутрь. Это был первый, невероятный по силе и мощи, момент раскрытия света изнутри. Я много работала с людьми, и были разные состояния, но с этим состоянием ничего, ранее переживаемое мной, нельзя было даже близко сравнить.

С этого момента начался путь, который привел нас и приводит множество других людей, к тому состоянию, которое называют духовное просветление или просветление человека. За 1,5 года мы пробудили внутри себя множество образов, провели множество сессий, живых и онлайн-обучений ТОТ .

Просветление: пять этапов пути к себе настоящему

  • I этап. Эго терпит крах

Вы долго боролись и много искали, прошли множество курсов и тренингов, прослушали сотни медитаций, были на двух десятках фестивалей, посетили множество храмов, возможно были в Индии и на Тибете. У вас совсем закончились деньги, ушел мужчина (женщина), не понимают дети, знакомые то и дело спасают. Вы честно и много искали: ответы в книгах, у мастеров − находили, радовались, ликовали. Вот! Это то, что надо. И вот теперь жизнь точно изменится.

Вы искоренили у себя тысячи ограничивающих убеждений, но чем больше вы их находили, тем больше их оказывалось. Ваша радость была недолгой, состояние Любви, к которому вы так стремитесь (ведь теперь вы знакомы с этим состоянием, не раз его ощущали) оказывалось недолгим − всего несколько дней или недель, а потом снова бесконечные поиски причин и следствий и кажется этому нет конца.

Каждый раз поднимался новый пласт, обнаруживалась новая боль. Вы уже отчаялись и решили, что ничего не работает и иногда подумывали, что смерть − единственное освобождение. И вот сейчас вы готовы сдаться. Вы потерпели фиаско в поисках ответов вовне.

Смирение − первый шаг к духовному просветлению

Сдаться значит проиграть?! Ваш ум ассоциирует смирение с кризисом. «Если смириться, значит проиграть, − думаете вы, − если отступить и оставить контроль − все рухнет…» Но происходит наоборот! Как только вы смиряетесь, по-настоящему, тотально, происходит чудо! Вы начинаете действовать, влекомые духом изнутри. Ваша жизнь начинает меняться.

На этом этапе к вам начинает приходить другая информация. Вас что-то подталкивает к пробуждению-просветлению. Вам встречаются другие статьи, другие люди. Возможно, когда вы слышите о просветлении человека, вам это кажется чем-то невероятным. Вы думаете, что это доступно только духовным учителям.

У вас есть множество заблуждений, на тему духовности, материального мира, есть еще много правил внутри, но именно смирение, как первый шаг на пути к осознанию своей истины, поможет вам по-другому посмотреть на свою жизнь.

Этот этап самый непростой. Здесь мы встречаем больше всего заблуждений и ясности здесь ноль. А вы как проходили этот этап? Или может сейчас проходите пять этапов пути к себе настоящему?

Литературный сериал ? Цикл статей с подсказками для лучшего понимания себя.

  • II этап. Вы осознаете: все проще, чем кажется, истина на поверхности

Вы, где-то глубоко внутри себя, осознаете: все проще, чем кажется, истина должна быть где-то на поверхности.
Все должно быть проще и легче. На этом этапе у вас еще много иллюзий о правильности и неправильности всего, что есть. Вы еще верите, что есть что-то духовное и что-то недуховное. У вас внутри еще есть разделение на плохое и хорошее.

Есть множество оценок всего и вы все еще сравниваете себя с другими и себя с собой в разные периоды жизни. Вы знаете, что вам как воздух необходимо принять себя. Вы устали от борьбы с собой и ищите полного тотального принятия. Ваше израненное самоосуждением тело нуждается в принятии. Теперь вы начинаете впервые по-настоящему задумываться, как принять себя.

На этом этапе вы начинаете принимать свои чувства и эмоции

Вас кидает от радости и спокойствия до безумного раздражения и вспышек гнева − это проявляется часть, задавленная за многие годы в своем естественном желании выстроить границы и заявить о себе. Начинаете по-настоящему думать о себе. Вы знаете уже давно, что создаете реальность, учитесь ею управлять. Начинаете осознавать себя Творцом своего мира.

Столько лет вы работали над собой - пришло время просто вспомнить, кто вы и кто все другие! Вы готовы! И слышите подсказки вокруг, но пока еще не всегда можете их расшифровать. Вам то и дело попадается на глаза фраза или вы слышите ее в своей голове: «Вещи не такие, какими кажутся».

Такие подсказки я начала слышать пять лет назад и именно тогда фраза: «И познаете вы свою истину и ваша истина вас освободит» привела к рождению . Сейчас стало возможным сократить путь к тому, ради чего вы родились в это удивительное время.

  • III этап. Вы начинаете вспоминать

Вы погружаетесь внутрь себя и начинаете искать ответы внутри − первые победы духа и чувство подъема. Появляется первое чувство, что вы можете все. Вы вспоминаете, что значит любить себя. Вы учитесь делать выборы из Любви к себе. Возможно, эти выборы не соответствуют общепринятому определению любви, но вы выходите все больше из шаблонов и правил, принятых в обществе.

Вы руководствуетесь чувством изнутри и прислушиваетесь к своему дыханию − оно помогает делать правильные выборы. И начинаете понимать, что все оценки и суждения, на основании которых формировался ваш опыт, больше не нужны. Вы выбираете больше не оценивать и не сравнивать. Именно это помогает вам двигаться быстрее в познании себя и своего мира.

Ваш мир для вас открывается совершенно в других красках. Теперь вы уже точно знаете, что все проявленное − мудро. Вы начинаете осознавать, что оценивая или осуждая что бы то ни было − вы оцениваете и судите бога в себе. Для вас бог − это уже не библейский персонаж. Теперь вы точно знаете, что бог − это вы, и все другие − тоже боги в своем мире.

Напишите в комментариях, как проходите ваши пять этапов пути к себе? На каком вы сейчас?

Перестаете делить мир на плохое и хорошее

У вас внутри, впервые за всю жизнь, воцаряется неземной покой внутри. Он еще нестабилен и, временами, вы снова начинаете реагировать как прежде. Но сейчас у вас намного больше сострадания к себе и вы позволяете всему быть. Вы становитесь все более и более свободными от рамок и ограничений, которые выставил ваш ум.

Вы начинаете прикасаться к своей силе и своему могуществу. На этом этапе еще есть спады и периоды, когда вас захватывает в свои липкие тиски страх, но они, как правило, длятся недолго и после очередного осознания, вы приходите к еще большему расширению и осознанности.

Ваше Эго, все больше исцеляясь и не чувствуя больше опасности, начинает сдавать свои позиции, позволяя проявиться все больше и больше ДУХУ через вас. Вы начинаете ощущать поток. Осознаете, что значит жить в потоке – смириться и довериться духу. Вы осознали силу смирения и используете ее снова и снова. И это дает возможность расширяться, с каждым разом все больше и больше.

Вы еще не знаете, что впереди у вас много открытий и побед. И ум хочет удержать открывшееся вам состояние, застыть в нем. Но у вашей души другой план на жизнь и она активно будет вас продвигать дальше, впрочем как и весь ваш мир. И если у вас хватит смелости, вы придете в этом воплощении туда, куда хотели дойти уже так много жизней. И ваш самый большой страх – не страх перед жизнью, это страх снова не дойти, не открыть внутри себя ИСТОЧНИК ЖИЗНИ.

  • IV этап. Ощущаете состояние, в котором нет желаний

Вдруг вы ощущаете состояние, в котором у вас нет желаний, вам просто хорошо БЫТЬ! Кажется, что это и есть духовное просветление, ведь вы читали, что именно так при просветлении сознания себя и чувствуешь. У вас возникают мысли о бессмысленности всего происходящего. Быть просветленным (суть просветления) − это ничего не хотеть?

Вы продолжаете двигаться по жизни, хоть и медленно. Заставляете себя что-то делать, просто жить. Вы думаете: «Неужели все усилия привели меня к тому, что я ничего не хочу? А что же дальше? А как же отношения, и дом, и деньги, из-за которых, собственно, все и начиналось много лет назад?»

На этом этапе вы достаточно честны с собой, чтобы видеть то, что отражает вам ваш мир. Ваш мир все еще говорит о слабости ваших близких и о присутствии бессилия, он говорит о болезнях, он «зеркалит» вам слабость людей и нежелание действовать. Ваш мир показывает вам нехватку и страдания. Вы наблюдаете за всем как бы со стороны, часто считая себя просветленным, которого больше не волнуют мирские заботы.

У вас нет мужчины (женщины) или с ним (ней) все плохо, хотя, возможно, это вас уже не особо и волнует. Изнутри что-то вас толкает на продолжение поиска. Вам приходясь мысли, что так не должно быть.

Это этап принятия решения

Я бы сказала, что именно на этом этапе вы находитесь на развилке. До этого вы готовили себя, проверяли на прочность, закаляли. Как подводник, который готовится совершить погружение в Марианскую впадину и самую ее глубокую точку – Бездну Челенджера. Вы готовили себя к погружению в вашу собственную Бездну.

И сейчас у вас есть ВЫБОР, впрочем как и всегда на этой планете:

  • Вы можете назвать все, что было до этого бесполезным путем и снова развернуться во внешний мир.
  • Или остановится и нырнуть глубже в себя, в вашу собственную БЕЗДНУ. Чтобы вынырнуть обновленной(ным) и, наконец, начать ЖИТЬ.

Здесь начинается этап, когда вы готовы развернуться к себе окончательно. Выбрать себя и жизнь внутри себя.
До этого вы лишь готовились к этому моменту. А вы дошли до этого этапа или еще на предыдущих? Как проходите свои пять этапов пути к себе?

Мы живём на внешних, а внутренние не используем, но этому можно научиться.

  • V этап. Вы плавно подходите к пониманию устройства мира

Вы меньше сопротивляетесь внешним событиям и плавно подходите к пониманию устройства мира. Ум еще ищет ответы на вопросы. Вы начинаете все больше принимать все, что есть внутри вас, если прошли предыдущие этапы. И, наконец-то, начали принимать себя со всем своими тараканами, страхами, чувствуете прилив сил изнутри. Вы приходите к балансу. Вы не стремитесь к свету и не бежите от темноты.

У вас открылись способности. И для вас это естественное состояние. Вы уже не считаете способность яснознать, ясновидеть, яснослышать, чем-то особенным. Не возводите это в культ, так как понимаете, что способности, прежде всего, нужны лично вам. Это вовсе не означает, что надо становиться гадалкой или ясновидящей с хрустальным шаром, которая вещает и просветляет других.

У ваших близких эти способности тоже открываются сами по себе. Им для этого ничего даже делать не пришлось, было достаточно вашего понимания сути вещей и приятия себя. Вы начинаете видеть истину (ту, что открывается на данном этапе) такой, какая она есть на самом деле. И при этом вам нравится, вам интересно жить. Возможно, даже интереснее, чем раньше.

Вы открываете мир заново

Просветление (пробуждение) принесло в вашу жизнь понимание, спокойствие и мудрость. Вы открыли для себя этот мир заново. И заново его познали и продолжаете познавать. Вы принимаете боль и страдания, потому что понимаете всю красоту этого выбора. Принимаете жестокость и насилие. И осознаете это как выбор познать таким образом любовь или помочь другой душе прийти, наконец, к истинной любви. И понимаете, что это необходимый этап. Хотя внутри меня был червь сомнения в отношении страданий.

Вас радуют простые вещи, вы любите то, что раньше осуждали и отвергали. Вы все больше радуетесь мелочам. Раньше вы часами медитировали и бежали от мира. Потому что решили, что выполняете важную миссию по спасению заблудшего человечества. Теперь вы знаете, важно помочь завернуться и пройти пять этапов пути к себе.

Перед выходом из очередной иллюзии вы сопротивляетесь, так как очень трудно отпускать то, на чем держалась вся конструкция вашей земной личности. Но, как только вы решаетесь нырнуть в неизвестное – радуетесь своей смелости и осознаете важность вашего выбора. Каждый раз Вам открывается другая, более глубокая Истина, и с каждым вашим шагом открывается все большая простота и одновременно мудрость устройства всего.

На этом этапе я точно уяснила, что вещи и люди совсем не такие какими кажутся. Это открыло мой ум и расширило горизонты. На этом этапе любая информация открывается, как только вы направляете на нее свое внимание. Здесь необходимо быть очень внимательным и выражать намерение ясно.

Приводим примеры с небольшим бонусом в конце статьи, а вы прочтите и предложите свои варианты.

Будьте осторожны, можно надолго «залипнуть»

На этом этапе можно «залипнуть» очень надолго, ведь здесь столько всего интересного для ума. Вам открывается столько, что для других не хватит и пяти жизней, чтобы познать все то, что вам приходит со скоростью звука. Я бы сказала, что это этап, на котором важно отделять свои мысли от мыслей других. Вы делаете простые действия каждый день, которые вас радуют и наполняют, замедлились и больше не спешите. Вы начинаете учиться ЖИТЬ, наслаждаясь самим процессом жизни!

Все уровни условны и все этапы переплетены один с другим. Я описала так, как приходила к состоянию просветления сама. И то, что я наблюдала на личных сессиях и в Школе ТОТ. Этой статьей я надеялась показать свои пять этапов на пути к себе и в каком направлении рекомендую двигаться дальше. Или объяснить, что, возможно, с вами происходит.

Есть множество людей, которые уже много лет находятся на 4 этапе. У них напрочь отсутствуют желания. И они думают, что так и должно быть, что это и есть суть просветления. Может, и у вас происходит именно так. Или вы проживаете просветление сознания совершенно по-другому. Как вы проходите ваши пять этапов пути к себе? Буду очень рада, если вы в комментариях поделитесь своим опытом.

Стать буддой способен каждый человек, но лишь один открыл путь для всего остального человечества. Если быть совершенно точным, нужно сказать “открыл заново”: ведь, согласно традиции, до него были и другие будды – много других первооткрывателей, которые прошли путь высшей эволюции. Но, говоря “Будда”, мы имеем в виду Сиддхартху Гаутаму, который открыл этот путь в полнолуние лунного месяца, соответствующего апрелю-маю 542 года до н. э. Сам он говорил об этом так: “Представьте, что человек, блуждавший в чаще леса, нашел древний путь, древнюю тропу, которой пользовались люди в давние времена. Он пошел по ней и обнаружил прекрасный древний город, окруженный стеной, древнюю столицу царства, где жили древние люди, где были парки, рощи и озера. Вот так и я нашел древний путь, древнюю тропу, которой шли полностью просветленные люди древности”.

Именно поэтому вайшакха пурнима, день полнолуния индийского месяца вайшакха, занимает в буддийском календаре совершенно особое место. На языке пали вайшакхе соответствует весакха, а в сингальском языке – весак, откуда и пошло название самого важного из буддийских праздников. Во время весака буддисты празднуют событие, которое считают величайшим из известных миру, – день, когда впервые в истории непросветленное существо, человек, превратился в просветленного. Они отмечают день, в который Сиддхартха Гаутама окончательно освободился от всех человеческих несвобод, от всех человеческих ограничений, чтобы слиться с высшей реальностью, или даже можно сказать, чтобы стать живым воплощением высшей истины, буддой.

Поэтому может показаться удивительным существование некоторых разногласий по поводу того, что именно празднуют во время весака. Тем не менее, каждый раз, когда в Индии меня приглашали принять участие в праздновании весака, в качестве оратора или каком-либо другом, меня обычно просили почтить (или удостоить) своим присутствием – так принято учтиво выражаться в Индии в подобных случаях, – “этот трижды священный день (или праздник)”. Но почему “трижды священный”? Неужели сказать просто “священный” недостаточно? Ведь что-то либо является священным, либо нет – такие мысли могут у вас возникнуть. Тем не менее, для такого названия, разумеется, есть причина. Согласно некоторым источникам, вайшакха пурнима – годовщина не одного, а трех событий: рождения Будды, достижения просветления, а также его окончательного ухода, или паринирваны. Считается, что все они произошли в один день – конечно, в разные годы, но, по удивительному совпадению, в тот же самый день полнолуния. Однако необходимо отметить, что эта традиция трижды священного дня вайшакха пурнимы основывается на гораздо более поздней традиции, которая возникла в Шри-Ланке и оттуда распространилась в другие страны, исповедующие тхераваду. Остальная часть буддийского мира - страны, исповедующие буддизм махаяны, празднуют рождение Будды и его паринирвану в другие дни года, и такой обычай определенно представляется более ранним и к тому же более разумным.

Мало того, что есть разные мнения о том, знаменует ли весак что-нибудь еще, помимо просветления Будды, - вдобавок в разных частях света буддисты отмечают его в соответствии с разными национальными традициями. В Шри-Ланке и Бирме люди зажигают свечи и подносят их в память о Будде. В Тибете это будут масляные светильники, причем определенное количество – 108 или 1008. Во многих буддийских странах вы услышите, как верующие распевают стихи, восхваляющие Будду, – иногда несколько часов подряд, а бывает, что и целые сутки. В других местах устраивают лекции и обсуждения, а некоторые буддисты, конечно же, будут просто медитировать. Если взять более светский уровень то вы увидите, что для монахов устраивают угощение, – в некоторых буддийских странах это весьма популярное времяпрепровождение по случаю любого праздника. Собирают как можно больше монахов, усаживают рядами на полу и подносят им пищу. Традиционно считается, что у монахов очень хороший аппетит, и в некоторых местах полагают, что количество заслуг, получаемых от угощения монаха, напрямую зависит от количества съеденной им пищи. В таких случаях щедрость не знает границ и отказов не бывает. На Западе буддисты, конечно, тоже соблюдают эти старые обычаи, но многие разрабатывают и собственные культурные традиции празднования весака.

На каком бы уровне и как именно ни праздновали бы весак буддисты, всех их объединяет одна главная тема и цель - торжество по случаю появления Будды в нашем мире. В этом они следуют традиции, уходящей в глубь веков, и, чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на ранние образцы индийской резьбы по камню, запечатлевшие буддийские сюжеты. На одном особенно впечатляющем изображении Будда в символическом облике восседает на троне. Его окружают монахи, монахини и миряне. Сложив руки над головой, все они делают подношения: гирлянды, фрукты, шарфы – самые разнообразные дары. Что особенно примечательно в этой сцене, так это несомненная радость на лицах и в позах всех людей, поклоняющихся и делающих подношения Будде. Создается впечатление, что так восторженно и торжественно могли праздновать только событие безграничной, поистине космической важности. Едва ли будет преувеличением сказать, древний художник изобразил верующих так, будто они обезумели от радости, – если можно представить, что буддисты способны обезуметь от чего бы то ни было. Но, похоже, с ними случилось именно это - они просто потеряли голову от радости.

Это единственная эмоциональная реакция – во всяком случае, в понимании данного художника, – которая способна отдать должное завоеванию Будды, достигшего вершины человеческого развития. И всё же глубинный источник радости, выражаемой его последователями во время весака, - это не только тот факт, что он сам достиг просветления, а еще и то, что он открыл путь, осветил дорогу, по которой за ним могут последовать другие. Таким образом, вопрос, как Будда стал просветленным, не является чисто теоретическим. Конечно, при желании к нему, как и к любому вопросу, можно подойти теоретически, но по существу это вопрос величайшей практической важности. Будда не унаследовал просветление, он не родился просветленным. Он достиг просветления только после многих лет борьбы – и даже ошибок. Собственными усилиями, собственной жизнью он показал, что и мы тоже можем собственными усилиями обрести просветление.

По сути дела, это открывает совершенно иной подход к Дхарме, пути к просветлению. Мы уже говорили, что ее можно рассматривать в аспекте эволюции, последовательных этапов, которые следует пройти, - как нечто вроде дороги с множеством вех, отмечающих пройденное расстояние. У этого пути есть три больших этапа: нравственность, медитация и мудрость, хотя существует и множество других способов подразделения и классификации пути к просветлению. Но можно избрать и менее традиционный подход – рассмотреть путь с точки зрения событий, знаменующих жизнь Будды.

Как найти путь к просветлению? Каким образом ступать по тропе самосовершенствования, и над выполнением какой задачи необходимо работать?
В первую очередь, нужно постоянно контролировать свой внутренний диалог и работать над его отключением, найти понимание того, что именно мешает это сделать. Результатом таких постоянных наблюдений станет осознание препятствующих факторов. После этого необходимо:

  • научиться задействовать волю;
  • использовать внутреннее намерение;
  • прилагать усилия и учиться убирать то, что не даёт отключать внутренний диалог.

И в тот момент, когда вы сможете это сделать, вам удастся взойти на новую ступень .

Что делать, чтобы разорвать круг смертей и выйти из него?

Для начала необходимо увидеть, что же является причиной хождения по замкнутому круговороту рождений и смертей. К этому приводят привязанности. Они заставляют людей снова и снова рождаться, а, следовательно, вновь и вновь подвергаться страданиям и неизбежно умирать. А что же является причиной привязанности? Это наше неспокойное отношение к вещам. Мы забываем, что материальное не вечно, таим в себе множество надежд и становимся похожими на людей времён коммунизма. Ведь этим иллюзиям не суждено осуществиться. Также они могут воплотиться, но совершенно по-другому, а не так, как в наших представлениях.

Разочаровавшись в своих надеждах, человек говорит себе: «Ну сколько же это будет продолжаться? Моя жизнь состоит из постоянных страданий. Утопии и несбыточные надежды, созданные во времена строительства коммунизма, я всё ещё несу через свою жизнь, и это лишь делает меня несчастным». Человек преодолеет и смерть, и рождение только в том случае, если сможет:

  • отказаться от своих иллюзий;
  • расстаться с надеждами;
  • избавиться от привязанностей.

После этого он получит возможность вырваться из круга страданий и найдёт прямой путь к просветлению. Ведь рождение порождает другие иллюзии, а смерть в них вновь разочаровывает.

Вызывает удивление ещё один факт: люди привязаны к своим надеждам и фантазиям намного сильнее, чем к окружающим вещам материального мира. Всё то, что позволяет нам жить, беспокоит нас гораздо меньше собственных несбыточных иллюзий. И вот когда человеку удастся отказаться от своих мечтаний, отречься от надежд, он придёт к мысли, что больше не хочет страдать и на что-либо надеяться. Именно тогда он достигнет состояния пробуждения, Будды, станет на путь к просветлению и увидит мир в его реальном проявлении. Это избавляет от круговорота бесконечного страдания, рождения и смерти.

Что делать, если остановить внутренний диалог удаётся лишь на короткое время? Есть ли практики, которые помогут продлить это состояние?

Сначала остановка внутреннего диалога длится секунды. И чтобы его останавливать, необходимо в течение дня многократное количество раз прилагать огромные усилия. Хорошим помощником в этом деле станут часы. Можно установить сигнал через короткий промежуток времени, например, чтобы он звучал каждые 5–10 минут. Это позволит всегда помнить о необходимости остановки внутреннего диалога. В этом случае усилия будут накапливаться, а промежутки свободного от мыслей сознания – увеличиваться.

Концентрация на своём теле и дыхании позволяет сфокусироваться на ощущениях. Заставляйте себя контролировать вдохи и выдохи, обращать внимание на окружающие звуки либо смотреть на вещи расфокусированным взглядом. Такие практики препятствуют внутреннему диалогу и помогут его останавливать. Но нужны тысячекратные попытки в течение всего дня, чтобы удалось достичь результата.

Есть ли способ быстро достичь твёрдости и уверенности?

Развить эти качества невозможно без проявления инициативы. Пассивное поведение приведёт лишь к тому, что вас покинет чувство уверенности в себе. Чем более вы активны, инициативны, тем большей уверенностью наполняетесь. Тогда и появляется энергия на то, чтобы творить дела. За вами начнут идти люди, которые по своей жизни занимают более пассивную позицию.

Однако заезд некоторых гостей состоялся уже в воскресенье, участники приехали на праздничное богослужение в Покровский старообрядческий храм г. Ржева. После службы гостям был предложен обед и размещение в «Ржевской обители».

Образовательная смена — это уже не первый опыт проведения подобного рода мероприятий. 25 июля 2001 года во Ржеве проходила конференция «Традиции духовного образования в старообрядчестве: история, современность, перспективы».

В конференции участвовали гости из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Были представители и безпоповского согласия, РПЦ МП, светские ученые. По материалам той, прошедшей конференции вышел одноименный сборник, в котором были представлены доклады всех участников.

В настоящем году лекции образовательной смены проходили в новопостроенной часовне «Ржевской обители».

В качестве слушателей чтения посетили не только миряне, но и священнослужители Старообрядческой Церкви: протоиерей Евгений Чунин (г. Ржев), протоиерей Геннадий Чунин (г. Санкт-Петербург), иерей Максим Андреев (п. Шувое), иерей Иоанн Курбацкий (г. Калуга) и другие.

Первый день образовательных чтений начался с докладов старшего преподавателя Высшей школы экономики, сотрудника Академии наук, завуча духовного училища Русской Православной старообрядческой Церкви в 2007-2014 годах А. В. Муравьева «История православия в России в мировом контексте (византийское наследие и мы) » и «Падение Константинополя в XV веке. - Падение православной империи в XVII веке. - Падение государственного православия в России в XX веке » и сообщения кандидата исторических наук Р. А. Майоровa «Возникновение старообрядческих согласий, их развитие, взаимоотношения между ними ».

А. В. Муравьев рассказал о византийских традициях на Руси и их дальнейшем развитии. Во втором докладе он сопоставил падение Константинополя с Расколом Русской Церкви и с падением государственного Православия в XX веке в России.

Р. А. Майоров поведал о возникновении белокриницкой (РПСЦ) и новозыбковской (РДЦ) иерархий, согласиях странников, часовенных и других безпоповских направлениях и их особенностях.

Во второй половине дня с сообщением « » снова выступил Алексей Муравьев .

Доклад ученого вызвал серьезное обсуждение присутствующих на чтениях гостей. После дискуссии участникам образовательной смены была предложена ознакомительная экскурсия по Покровскому храму г. Ржева, которую провели о. Евгений Чунин и В. В. Волков. Гости узнали об истории общины, увидели реликвии и книгохранилище.

Во вторник был зачитан доклад автора ряда исследований по истории старообрядчества, старшего научного сотрудника Государственного исторического музея Е. М. Юхименко «О характере полемики между старообрядцами с официальной церковью - стиль диалога и аргументы ». К сожалению, сама Елена Михайловна прибыть в «Ржевскую обитель» не смогла, ее доклад был передан организаторам и зачитан. В докладе Е. М. Юхименко прозвучали основные темы диалога между РПсЦ и РПЦ, их аргументы и характер.

После обеда все желающие отправились на экскурсию в Ржевский краеведческий музей. Во второй половине дня А. В Муравьев выступил с докладом «Архаика и современность, архаизаторство и модернизация: зачем сегодняшним старообрядцам “старина” ?» Ученый рассказал о старообрядческом восприятии старины и новин, и как в современном мире можно сохранять старину, не вступая в конфликт с гражданским обществом.

Вечером в «Ржевскую обитель» прибыл руководитель информационно-издательского отдела Русской Православной старообрядческой Церкви, редактор журнала «Церковь» А. В. Антонов , который поднял тему «На пути к старообрядчеству: менталитет современного старообрядца ».

Его сообщение вызвало широкое обсуждение и не могло не порадовать своей искренностью. Антонов поведал о проблемах менталитета современного старообрядца. Затем состоялся круглый стол «Задачи христиан в современном мире в контексте истории ». Здесь обсуждались возможности и формы участия христиан в жизнь общества, государства.

Несмотря на некоторую суету и спешку, Александр Васильевич Антонов ответил на пару волнующих современного христианина вопросов.

— Александр Васильевич, почему сейчас среди старообрядцев и не только так много сталинистов?

— Это настоящая беда! Все потому что нет фундамента, люди чувствуют себя незащищенными. Вот говорят часто «Сталина на Вас нет!». Люди, не знающие, что было на самом деле, уверены, что при Сталине был порядок и благоденствие.

— Скажите, а возможно в современном старообрядчестве меценатство?

— А почему нет? Конечно, возможно! У нас, например, есть Роберт (в крещении - Роман) Стабблбайн.

— Да, как раз плод меценатства — часовня в «Ржевской обители».

29 июля, в среду в «Ржевской обители» с докладом «Традиции и методы духовного образования Церкви: Византия, Древняя Русь, старообрядчество » выступил старообрядческий священник, настоятель храма в г. Ростов-на-Дону о. Иоанн Севастьянов . Священник рассказал о традициях духовного образования в Византии, также среди старообрядчества.

Этот день весь был посвящен вопросам образования среди старообрядцев. Р. А. Майоров рассказал о Московском старообрядческом институте, о его создании, деятельности и жизни в Российской Империи. Директор Московского Старообрядческого Духовного училища А. И. Шатохин — об опыте образовательной деятельности МсДУ. Шатохин рассказал о современной жизни старообрядческого духовного училища, его развитии и нуждах.

Также в среду была предложена презентация детского христианского лагеря «Ржевская обитель» — 22 года поиска и подвижничества, которую представил протодиакон Иоанн Чунин . Вечером состоялся круглый стол «Задачи и пути духовного образования в старообрядчестве », в котором приняли участие о. Иоанн Севастьянов, о. Евгений Чунин, пртд. Иоанн Чунин, А. И. Шатохин, Е. В. Лакалина и другие. Участники чтений обсуждали задачи и пути духовного образования в старообрядчестве, это и деятельность духовного училища, приходских воскресных школ.

В этот же день образовательную смену под Ржевом посетила городская телекомпания «Независимая студия «Рит».

В следующий день образовательных чтений религиовед, редактор отдела истории религии Российского исторического журнала «Родина» С. Г. Антоненко выступил с докладами «Конфессиональное окружение православия в современной России » и «Сектоведение: специфические особенности и динамика развития современных сект ». Антоненко рассказал о контактах между современными конфессиями нашего государства, о характере полемики.

Здесь же Р. А. Майоров рассказал об эволюции взглядов официальной церкви и государства на старообрядчество и о феномене единоверия. Единоверие до сих пор распространено и вызывает массу обсуждений и вопросов, поэтому особенно информационно ценным оказался доклад исследователя.

Чтения в это день завершились круглым столом «Цели, задачи и пути развития межконфессиональных контактов Старообрядческой Церкви ». Участники круглого стола обсудили возможности и пути межконфессиональных контактов РПсЦ с другими религиозными объединениями.

Последний день образовательной смены был не менее насыщенным, по сравнению с предыдущим. Преподаватель Высшей школы психологии, автор и ведущий обучающих программ по православной психологии и психотерапии А. Г. Фомин выступил с сообщениями «Святоотеческое учение о Человеке; формы сознания » и «Покаяние как основа христианского самопознания ». Исследователь поведал с философской точки зрения об этих важных темах.

После обеда для всех желающих была организована экскурсия на Мемориальное русско-немецкое кладбище и в Центр патриотического воспитания г. Ржева.

В 16.00 состоялось выступления директора Международного некоммерческого фонда «Центр геополитических экспертиз», заместителя руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ В. М. Коровина «Действующие силы и тенденции в политике РФ: возможность новой Империи ».

Коровин отметил, что главным для христианина является, прежде всего, спасение, а затем уже и возможность участвовать в политической жизни своего государства. После сообщения В. М. Коровина состоялся круглый стол «Место Старообрядческой Церкви в политической жизни страны; место христианина в общественной жизни ». Здесь участники обсудили то, насколько важным для христианина является участие в общественной жизни страны, и каким образом он может в этом участвовать.

Затем была трапеза, во время которой было сказано немало теплых слов в адрес организаторов образовательных чтений и пожеланий о дальнейшей работе этого начинания.

Около 22 часов участники образовательной смены начали разъезжаться, а кто-то остался в «Ржевской обители» до утра.

Слет старообрядческих интеллектуалов произвел большой резонанс в старообрядческом информационном пространстве. Материалы, опубликованные на сайте «Русская вера», вызвали массовый отклик наших читателей.

Особенное внимание вызвало интервью с Валерием Коровиным « ». А наибольшее количество комментариев набрало выступление Алексей Муравьева « ». Читатели нашего ресурса разместили 33 комментария на самом сайте и более 150 комментариев в официальной группе сайта «Русская вера», к которой сегодня может присоединиться любой желающий. Адрес группы "Русская вера" ВК: https://vk.com/сайт.