Домашний очаг

Райхельгауз иосиф леонидович семья дети. Биография

Ио́сиф Леони́дович Райхельгауз (род. 12 июня 1947, Одесса) — советский и российский театральный режиссёр, педагог; народный артист Российской Федерации (1999), профессор Российского института театрального искусства (ГИТИС), создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы». Член Общественного совета Российского еврейского конгресса.

Биография

Иосиф Райхельгауз родился и вырос в Одессе. В 1962—1964 годах работал электрогазосварщиком на автобазе. В 1964 году поступил в Харьковский театральный институт на режиссёрский факультет, но уже через неделю был отчислен с формулировкой: «Профессиональная непригодность».

В 1965 году Райхельгауз стал артистом вспомогательного состава Одесского ТЮЗа. В 1966 году приехал в Ленинград и поступил на режиссёрский факультет ЛГИТМиК. И вновь, в том же году, был отчислен за профнепригодность. В 1965—1966 годах был рабочим сцены в Ленинградском БДТ им. Горького. В 1966 году поступил на факультет журналистики Ленинградского государственного университета, где смог наконец заняться режиссурой: стал руководителем студенческого театра ЛГУ.

В 1968 году Иосиф Райхельгауз покинул университет и поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую М. О. Кнебель и А. А. Попова. Одновременно работал в качестве режиссёра в знаменитом студенческом театре МГУ, в 1970 году руководил концертными студенческими бригадами по обслуживанию строителей сибирских ГЭС. В 1971 году проходил режиссёрскую практику в Центральном театре Советской Армии, но спектакль «И не сказал не единого слова» по повести Г. Бёлля, не был допущен к показу. Свой преддипломный спектакль, «Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова, в 1972 году поставил в родной Одессе.

По окончании ГИТИСа в 1973 году Райхельгауз был принят на должность режиссёра-постановщика в «Современник». Первым успехом стала постановка спектакля «Погода на завтра», за который Иосиф Райхельгауз был удостоен премии «Московская театральная весна»; среди поставленных в театре спектаклей — «Из записок Лопатина» по К. Симонову, «А поутру они проснулись…» В. Шукшина, «1945» (автор пьесы — И. Райхельгауз), «Привидения» Г. Ибсена. С 1974 года преподавал актёрское мастерство в первой студии Олега Табакова.

С 1975 года Райхельгауз вместе с Анатолием Васильевым руководил Театром на Мытной; в 1977 году был принят в качестве режиссёра-постановщика в Театр им. Станиславского, входил в состав режиссёрской коллегии театра, выпустил спектакль «Автопортрет», начал репетировать «Взрослую дочь молодого человека», но в 1978 году от занимаемой должности был освобождён из-за отсутствия московской прописки.

С 1979 года — режиссёр Московского театра им. А. С. Пушкина; с 1980 года работал также в Московском театре Миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»). В течение 1980—1982 годов ставил спектакли в разных городах: Липецке, Омске, Минске, Хабаровске и др.. В 1983—1985 годах был режиссёром-постановщиком Театра драмы и комедии на Таганке, поставил спектакль «Сцены у фонтана». В 1985 году вернулся в «Современник», где работал до 1989 года.

«Школа современной пьесы»

В 1988 году Иосиф Райхельгауз стал инициатором создания Московского театра «Школа современной пьесы», открывшегося 27 марта 1989 года его спектаклем «Пришёл мужчина к женщине» по пьесе Семёна Злотникова. С 1989 года является художественным руководителем театра, на сцене которого поставил более 20 спектаклей.

Одновременно Райхельгауз ставил спектакли в других театрах, в том числе за рубежом: в театрах «Коруж» (Щвейцария), «Кентер» (Турция), «Ла-Мама» (США), национальном театре «Габима» (Израиль); много работает на телевидении, где поставил, в частности, «Эшелон» М. Рощина и «Картину» В. Славкина.

В 1993 году режиссёру было присвоено звание «Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации», а в 1999 году — Народного артиста России.

Педагогическая деятельность

С 1976 года Иосиф Райхельгауз преподавал мастерство актёра в ГИТИС им. Луначарского, в 90-х преподавал в Московском театральном художественно-техническом училище (МТХТУ), с 2003 года руководит режиссёрской и актёрской мастерской на кафедре режиссуры в ГИТИСе. С 2004 года — профессор.

Общественная позиция

Был членом партии «Союз правых сил». В 2012 году подписал открытое письмо с призывом к освобождению участниц группы «Pussy Riot».

Спектакли

1977 — «Автопортрет» А. Ремиза (Театр им. Станиславского)

1984 — «Сцены у фонтана» (Московский театр драмы и комеди на Таганке)

«Современник»

1973 — «Погода на завтра» М. Шатрова (совместно с Г. Волчек и В. Фокиным)

1975 — «Из записок Лопатина» Константина Симонова

1977 — «А поутру они проснулись» Василия Шукшина

1985 — «1945», композиция Райхельгауза

1986 — «Дилетанты»

1986 — «Два сюжета для мужчин» Виктора Славкина по Ф. Дюрренматту

«Школа современной пьесы»

1989 — «Пришёл мужчина к женщине» Семёна Злотникова

1990 — «Всё будет хорошо, как вы хотели» Семена Злотникова

1992 — «А чой-то ты во фраке?» Сергея Никитина, Дмитрия Сухарева по «Предложению» А. П. Чехову

1994 — «Уходил старик от старухи» Семена Злотникова

1994 — «Без зеркал» Николая Климонтовича

1996 — «По поводу обещанного масла» по песням Сергея Никитина

1997 — «…С приветом, Дон-Кихот!», сочинение для сцены Виктора Коркия, Александра Лаврина, Иосифа Райхельгауза, Валерия Березина

1998 — «Антон Чехов. Чайка»

1998 — «Любовь Карловны» Ольги Мухиной

1999 — «Записки русского путешественника» Евгения Гришковца

2001 — «Прекрасное лекарство от тоски» Семена Злотникова

2001 — «Борис Акунин. Чайка»

2002 — «Город» Евгения Гришковца

2004 — «Чайка. Настоящая оперетка» Вадима Жука, Александра Журбина по А. П. Чехову

2006 — «Своими словами» спектакль-импровизация

2007 — «Русское варенье» Людмилы Улицкой

2008 — «Пришёл мужчина к женщине. Новая версия» Семена Злотникова

Народный артист России (2000). С 1988 - художественный руководитель, режиссер театра «Школа современной пьесы» (Москва), ориентирующегося на современную драматургию

Райхельгауз, Иосиф Леонидович

Биография

Режиссер, педагог, автор инсценировок и статей. Народный артист Российской Федерации (1999), заслуженный деятель искусств (1993), профессор Рочестерского университета (США), профессор Всероссийского Государственного института Кинематографии им. С.А. Герасимова (1998).

В 1964 году поступил по конкурсу артистом вспомогательного состава в Одессикий ТЮЗ. С 1965 по 1968 года жил в Ленинграде, где учился в различных ВУЗах и работал рабочим сцены БДТ. Свои первые режиссерские работы Райхельгауз поставил на сцене Студенческого театра Ленинградского Университета. В 1973 году окончил ГИТИС (курс А.А. Попова и М.О. Кнебель). В тот же период Иосиф Райхельгауз совместно с Анатолием Васильевым руководил театром-студией на Мытной улице v Второй Арбузовской студией, где родилась Lновыя волна¦ современной драматургии. Райхельгауз одним из первых в Москве поставил пьесы С. Злотникова, Л. Петрушевской, В. Славкина, А. Ремиза и других.

С 1973 по 1979 и с 1985 по 1989 годы - режиссер театра LСовременник¦. В спектаклях Райхельгауза были заняты В. Гафт, О. Даль, М. Неелова, Л. Добржанская, А. Мягков, К. Райкин, Ю. Богатырев, О. Табаков, Г. Волчек, П. Щербаков и другие артисты.

Иосиф Райхельгауз неоднократно становился автором не только спектаклей, но и литературного материала к ним. Его пьесы по произведениям современных писателей были поставлены в десятках театров СССР и зарубежных стран. Первый спектакль в театре Современник Из записок Лопатина (1975) - И. Райхельгауз - поставил по собственной инсценировке повести Константина Симонова.

В 1976 году совместно с Г.Б. Волчек Райхельгауз создал спектакль Эшелон по пьесе М.Рощина. Позднее Райхельгауз написал пьесу по рассказам В. Шукшина А поутру они проснулись и осуществил ее постановку в 1977 году.

С 1977 Райхельгауз v режиссерvпостановщик и член режиссерской коллегии театра им. Станиславского. Время, когда А. Васильев, И. Райхельгауз и Б. Морозов руководили театром, сегодня изучается, как знаменательный эпизод в истории советского театра. По признанию самих режиссеров, в тот период они поставили лучшие свои спектакли. Для Иосифа Райхельгауза это Автопортрет А. Ремеза.

Всего Райхельгауз поставил около 70-ти спектаклей, в том числе во многих Московских театрах. 1973 г. Мой бедный Марат Арбузова в Одесском Академическом театре Октябрьской революции. 1973 г. И не сказав ни единого слова Г. Белля в театре Советской Армии. 1981 г. спектакль Пришел мужчина к женщине С. Злотникова в театре им. Пушкина. 1982 г. спектакль Триптих для двоих С. Злотникова и композиция Предложение. Свадьба. Любовь. по мотивам произведений А.П. Чехова, М. Зощенко, А. Вампилова в театре Эрмитаж. 1982 г. Пролетарская мельница счастья В. Мережко в театре v студии О. Табакова. 1985 г. Сцены у фонтана С. Злотникова в театре драмы и комедии на Таганке. 1989 г. Привидения Г. Ибсена в театре Современник.

Райхельгауз много работал в провинциальных театрах России. Среди постановок: 1984 г. Госпожа министерша по пьесе Нушича в Омском Академическом театре драмы. 1986 г. - Вечер поздней осенью Ф. Дюренматта в Липецком Академическом драматическом театре им. Л.Н. Толстого. 1987 г. v спектакль-опера по собственному либретто Время любить и время ненавидеть, музыку к которому написал А. Васильев в Липецком Академическом драматическом театре им. Л.Н. Толстого.

В 1989 году Райхельгауз основал Московский театр Школа современной пьесы и является его художественным руководителем. В первом спектакле театра были заняты артисты Альберт Филозов и Любовь Полищук. Позднее в Школу пришли А. Петренко, Л. Гурченко, М. Миронова, М. Глузский, Т. Васильева, Л. Дуров, С. Юрский, И. Алферова, Э. Виторган, А. Филиппенко, В. Качан, В. Стеклов.

За время существования театра на его сцене было сыграно более 25 премьер. В том числе: LПришел мужчина к женщине¦ (1989), LВсе будет хорошо, как Вы хотели¦ (1993) и LУходил старик от старухи¦ (1995) v все по пьесам Злотникова, LБез зеркал¦ (1994) Н. Климонтовича, LА чой-то ты во фракеN¦ по LПредложению¦ Чехова (1992) и LЧайка¦ Чехова (1998), L-С приветом, Дон- Кихот!¦ - композиция Райхельгауза по М. Сервантесу, Л. Минкусу, М.А. Булгакову и др. (1997), LЗаписки русского путешественника¦ Е. Гришковца (1999), LПрекрасное лекарство от тоски¦ С. Злотникова (2001), LБорис Акунин. Чайка¦ Б. Акунина (2001) и др.

В настоящее время репетируется спектакль LГород¦ по пьесе Е. Гришковца. Иосиф Райхельгауз поставил множество спектаклей в зарубежных театрах, в том числе в Израильском Национальном театре LГабима¦, LЛа-Мама¦ в Нью-Йорке, в театре города Рочестер (США), LКентер¦ в Турции и др. Спектакли Райхельгауза неоднократно представляли Российский театр на многих сценах мира и удостаивались престижных Российских и зарубежных премий. В июне 2000 года спектакль Иосифа Райхельгауза LЗаписки русского путешественника¦ открывал самый представительный в Европе смотр современной пьесы v Боннский биенале, а спектакль LЧайка¦ участвовал в VI Международном фестиваль искусств им. Сахарова.

Райхельгауз снял более десяти телевизионных фильмов: LДва сюжета для мужчин¦, L1945¦ (1986), LИз записок Лопатина¦, LЭшелон¦ (1985), LКартина¦ (1987), LПришел мужчина к женщине¦, LВсе будет хорошо, как Вы хотели¦ и другие.

В 1997 году Райхельгауз был автором и ведущим цикла телевизионных передач LТеатральная лавочка¦. В 1997 году Иосиф Райхельгауз получил благодарность Президента РФ за участие в подготовке президентского послания. В 1999 году v благодарность мэра Москвы за выдающиеся услуги в области театрального искусства.

С1974 по 1989 годы Райхельгауз преподавал в ГИТИСе. В 1994 году читал спецкурс LДраматургия Чехова¦ в университете г. Рочестера (США). С 1990 года и по сей день руководит мастерской LАктеров театра и кино¦ во ВГИКе. С 2000 года читает курс лекций LИстория и теория режиссуры¦ в Российском Государственном Гуманитарном Университете (РГГУ) и регулярно проводит семинары в Центральном Доме Актера. Райхельгауз является автором художественных, мемуарных и публицистических произведений, которые регулярно публикуются в газетах и журналах v LСовременная драматургия¦, LОгонек¦, LНезависимая газета¦ и во многих печатных изданиях Санкт- Петербурга, Киева, Липецка, Израиля, Швеции, Румынии, Венгрии. В издательстве LЦентрПолиграф¦ готовится к выходу художественно-публицистическая книга Райхельгауза - LНе верю¦.

Источник - Википедия

Райхельгауз, Иосиф Леонидович (род. 12 июня 1947, Одесса) - советский и российский театральный режиссёр, педагог; Народный артист России (2000), профессор Российского университета театрального искусства (ГИТИС), Создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы».

Иосиф Райхельгауз родился и вырос в Одессе ; в 1962-1964 годах работал электрогазосварщиком на автобазе. В 1964 году поступил в Харьковский театральный институт на режиссёрский факультет, но уже через неделю был отчислен с формулировкой: «Профессиональная непригодность».
В 1965 году Райхельгауз стал артистом вспомогательного состава Одесского ТЮЗа. В 1966 году приехал в Ленинград и поступил на режиссёрский факультет ЛГИТМиК. И вновь, в том же году, был отчислен за профнепригодность. В 1965-1966 годах был рабочим сцены в Ленинградском БДТ им. Горького. В 1966 году поступил на факультет журналистики Ленинградского государственного университета, где смог наконец заняться режиссурой: стал руководителем студенческого театра ЛГУ.

В 1968 году Иосиф Райхельгауз покинул университет и поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа , в мастерскую М. О. Кнебель и А. А. Попова. Одновременно работал в качестве режиссёра в знаменитом студенческом театре МГУ , в 1970 году руководил концертными студенческими бригадами по обслуживанию строителей сибирских ГЭС. В 1971 году проходил режиссёрскую практику в Центральном театре Советской Армии, но спектакль «И не сказал не единого слова» по повести Г. Бёлля, не был допущен к показу. Свой преддипломный спектакль, «Мой бедный Марат» по пьесе А. Арбузова, в 1972 году поставил в родной Одессе.
По окончании ГИТИСа в 1973 году Райхельгауз был принят на должность режиссёра-постановщика в Московский театр «Современник» . Первым успехом стала постановка спектакля «Погода на завтра», за который Иосиф Райхельгауз был удостоен премии «Московская театральная весна»; среди поставленных в театре спектаклей - «Из записок Лопатина» по К. Симонову, «А по утру они проснулись…» В. Шукшина, «1945» (автор пьесы - И. Райхельгауз), «Привидения» Г. Ибсена. С 1974 года преподавал актёрское мастерство в первой студии Олега Табакова.
С 1975 года Райхельгауз вместе с Анатолием Васильевым руководил Театром на Мытной; в 1977 году был принят в качестве режиссёра-постановщика в Театр им. Станиславского, входил в состав режиссёрской коллегии театра, выпустил спектакль «Автопортрет», начал репетировать «Взрослую дочь молодого человека», но в 1978 году от занимаемой должности был освобождён из-за отсутствия московской прописки.
С 1979 года - режиссёр Московского театра им. А. С. Пушкина; с 1980 года работал также в Московском театре Миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»). В течение 1980-1982 годов ставил спектакли в разных городах: Липецке, Омске, Минске, Хабаровске и др. В 1983-1985 годах был режиссёром-постановщиком Театра драмы и комедии на Таганке , поставил спектакль «Сцены у фонтана». В 1985 году вернулся в «Современник», где работал до 1989 года.

В 1988 году Иосиф Райхельгауз стал инициатором создания Московского театра «Школа современной пьесы», открывшегося 27 марта 1989 года его спектаклем «Пришел мужчина к женщине» по пьесе Семена Злотникова. С 1989 года является художественным руководителем театра, на сцене которого поставил более 20 спектаклей.
Одновременно Райхельгауз ставил спектакли в других театрах, в том числе за рубежом: в театрах «Коруж» (Щвейцария), «Кентер» (Турция), «Ла-Мама» (США), национальном театре «Габима» (Израиль); много работает на телевидении, где поставил, в частности, «Эшелон» М. Рощина и «Картину» В. Славкина.
Рейхельгауз является автором книг «Не верю», «Мы попали в запандю», «Прогулки по бездорожью», «Одесская книжка», членом редколлегии журнала «Современная драматургия».
В 1993 году режиссёру было присвоено звание «Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации»; с 2000 года - Народный артист России.

С 1976 года Иосиф Райхельгауз преподавал мастерство актёра в ГИТИС им. Луначарского, с 2003 года руководит режиссёрской и актёрской мастерской на кафедре режиссуры в ГИТИСе. С 2004 года - профессор.

Спектакли
1977 - «Автопортрет» А. Ремиза (Театр им. Станиславского)
1984 - «Сцены у фонтана» (Московский театр драмы и комеди на Таганке)
Тетр «Современник»
1973 - «Погода на завтра» М. Шатрова (совместно с Г. Волчек и В. Фокиным)
1975 - «Из записок Лопатина» К. Симонова
1977 - «А поутру они проснулись» В. Шукшина
1985 - «1945», композиция Райхельгауза
1986 - «Дилетанты»
1986 - «Два сюжета для мужчин» В. Славкина по Ф. Дюрренматту
«Школа современной пьесы»
1989 - «Пришел мужчина к женщине» Семена Злотникова
1990 - «Все будет хорошо, как вы хотели» С. Злотникова
1992 - «А чой-то ты во фраке?» по А. П. Чехову
1994 - «Уходил старик от старухи» С. Злотникова
1994 - «Без зеркал» Н. Климонтовича
1996 - «По поводу обещанного масла» по песням Сергея Никитина
1997 - «…С приветом, Дон-Кихот!», сочинение для сцены Виктора Коркия, Александра Лаврина, Иосифа Райхельгауза, Валерия Березина
1998 - «Антон Чехов. Чайка»
1998 - «Любовь Карловны» О. Мухиной
1999 - «Записки русского путешественника» Е. Гришковца
2001 - «Прекрасное лекарство от тоски» С. Злотникова
2001 - «Борис Акунин. Чайка»
2002 - «Город» Е. Гришковца
2004 - «Чайка. Настоящая оперетка» по пьесе А. П. Чехова
2006 - «Своими словами»
2007 - «Русское варенье» Л. Улицкой
2008 - «Пришел мужчина к женщине. Новая версия» С. Злотникова
2009 - «Дом» Е. Гришковца
2009 - «Звездная болезнь»
2010 - «Русское горе» по мотивам комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
2011 - «Медведь» Дмитрия Быкова
2012 - «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» Е. Гришковца, И. Райхельгауза

Награды и премии
2004 год - премия города Москвы в области литературы и искусства за спектакль «Город» по пьесе Евгения Гришковца
Премия «Московская театральная весна»
1973 год - «Погода на завтра» («Современник»)
1975 год - «Из записок Лопатина» («Современник»)
1976 год - «А поутру они проснулись» («Современник»)
Премия Московского комсомола
1975 год - «Из записок Лопатина»

Иосифа Райхельгауза по праву можно назвать одной из ключевых фигур современного русского театра. В 1989 году Райхельгауз, к слову, коренной одессит, создал в Москве театр нового типа, получивший название «Школа современной пьесы». «Спектакли, которые идут в нашем театре, - уникальны: здесь только мировые премьеры и спектакли “одноразового использования”», - с гордостью говорит режиссер. О своих увлечениях, о родном городе, об отношении к жизни и к искусству режиссер рассказал в интервью корреспонденту сайт.

- Иосиф Леонидович, интересовались ли вы историей своей семьи? Из каких мест родом ваши предки?

Конечно! Интересовался, что это за странная фамилия такая - Райхельгауз, и откуда она взялась. Мои родители родом из Одесской области, они жили в еврейском колхозе, организованном незадолго до начала войны. Одно время мой дед был там председателем. Я его застал (он дожил до девяноста с лишним лет) и часто спрашивал у него, кто мы и откуда. Он рассказывал, что следы нашей семьи теряются где-то в Финляндии. На территории России мои предки жили в местечке под названием Ефингарь. Я нашел информацию о нем в Интернете и выяснилось, что оттуда происходит много людей по фамилии Райхельгауз. Я никогда не встречал своих однофамильцев - только родственников. Много лет назад, когда я только окончил ГИТИС и начал работать в театре «Современник», к нам пришел молодой человек и на служебном входе показал паспорт, в котором было написано: Леонид Райхельгауз. Он оказался студентом архитектурного факультета Ленинградской академии художеств, но сам был родом из Омска. Тогда я вспомнил, как дед рассказывал, что трех его братьев (всего их было шестеро) за какую-то провинность выслали в Сибирь. Кто-то из них попал в Омск. Таким образом выяснилось, что Леня - мой семиюродный брат. Я бы очень хотел узнать историю семьи подробнее. Моя мама до сих пор жива, ей 84 года, но помнит, к сожалению, не так много.

- Ваш отец воевал?

Да, мой отец (его уже нет в живых) прошел всю войну, он был танкистом. Его пиджак, который я естественно храню как главную реликвию семьи, увешан огромным количеством орденов и медалей. Папа часто рассказывал мне о том, как расписался на Рейхстаге. Сколько раз я там бывал - ничего не находил, но в мае этого года мы с сестрой зашли в зал заседаний Бундестага, и оказалось, что в коридорах зала сохранились, как в Германии это называют, «граффити русских солдат». Среди них мы нашли фамилию отца - узнали его почерк. Он был не просто фронтовиком - он был настоящим героем - с наградами за взятие Варшавы, Праги, Берлина и других столиц. Более того, он был прекрасным мотоциклистом, мастером спорта, а также чемпионом Вооруженных Сил СССР. Мамины родители погибли в годы войны в эшелоне. Эта история легла в основу моего фильма «Эшелон». Мама, студентка медицинского училища, и ее 12-летняя сестра остались сиротами. Мама до конца войны работала санитаркой в госпитале. Классическая и до банальности знаковая биография...

- Ваши родители не имели никакого отношения к искусству. Когда вы решили связать свою жизнь с театром?

Все очень просто - я довольно рано стал понимать, что мне хочется что-то делать: сочинять, строить дом, быть капитаном корабля, играть на музыкальных инструментах, а еще лучше - дирижировать. В первом классе я вообще хотел стать писателем! У меня счастливейшая и замечательная жизнь. Я атеист, хоть и понимаю, что существуют величайшие законы бытия, познать которые невозможно ни с помощью Талмуда, ни с помощью Библии или Корана. Б-г внутри меня, и я несу ответственность за самого себя. Естественно, я не сумасшедший и понимаю, что в любой момент могу попасть под машину или провалиться в пропасть... Более того, со мной это бывало, ведь я занимаюсь гонками и пару раз оказывался на краю гибели. Тем не менее, в том, что зависит от меня, виновен только я.

- По-вашему, каждый человек - кузнец своего счастья?

Совершенно верно! Я убежден, что каждый человек достоин своей работы, своих детей, как ни странно - своих родителей, творчества, долголетия и так далее. Каждый раз, когда я начинаю жаловаться, я говорю себе: «Как тебе не стыдно, ведь все это - ты». Если ты руководишь хорошим театром - это твоя заслуга, если плохим - это твой провал. Надо сказать, все, что я нафантазировал себе в детстве - все материализовалось. Как-то раз в Париже я увидел один потрясающий театр и подумал, как было бы хорошо приехать туда на гастроли. Это был театр Пьера Кардена, с которым я никогда не был знаком и даже не знал, жив ли он. Что вы думаете - через два года мы приехали туда с гастролями! Таких примеров у меня очень много. Когда мне было 16 лет, я написал своему другу-артисту расписку, в которой говорилось, что лет через десять, когда я буду режиссером одного из известных московских театров, я приглашу его на работу. Через десять лет так и произошло: я, будучи режиссером «Современника», пригласил его работать к нам в театр. Я рассказываю об этом не потому, что я такой талантливый и замечательный, просто профессия накладывает на человека большой отпечаток. Общаясь с человеком, я начинаю воспринимать его как персонаж, пытаюсь разобраться, в чем его интерес и чего он хочет, в чем его страх, удовольствие.

- Значит вы психолог?

Режиссура - это и есть практическая психология!

- Иосиф Леонидович, я знаю, что вы еще и преподаете. Как вам работается со студентами? Вы строгий педагог?

Я занимаюсь этим уже много лет и думаю, что я - квалифицированный преподаватель. Я преподавал в ВГИКЕ, РГГУ, вел курс по теории драмы и мастерству актера в Рочестерском университете в США. Веду мастер-классы, летние школы во многих зарубежных учебных заведениях.

- Когда же вы все успеваете?

Успеваю много, но, во-первых, я пользуюсь техникой, а, во-вторых, мало сплю. К тому же, у меня квалифицированные помощники, которым я очень доверяю. В ГИТИСе я веду две мастерские - актерскую и режиссерскую. В этом мне помогают очень сильные педагоги. В театре у меня есть ассистенты по всем направлениям: по труппе, по зарубежной деятельности, по постановочной части, по СМИ и так далее.

- Вы эмоциональный человек?

К сожалению, я ужасно эмоциональный... Бывает такое, что вдруг мне кажется, что меня все бросили, никто не любит. Здесь, как говорится, меня можно брать голыми руками.

- Иосиф Леонидович, есть ли что-то такое, чем вам бы непременно хотелось заняться?

А чем хочется - тем и занимаюсь! Я очень люблю фотографировать и увлекаюсь этим всю жизнь. Недавно мне сообщили, что мои фотографии войдут в альбом работ лучших фотографов России, чем я был совершенно потрясен. Я всегда хотел писать книги - я пишу, хотел преподавать - преподаю, хотел ставить спектакли - поставил уже больше ста. Сейчас у меня новое увлечение - мне нравится снимать документальные фильмы о путешествиях. Я делаю все, что хочется! Хочу строить дома - и строю. Раньше я делал это своими руками: клал кирпичи, строгал доски. Сейчас больше выступаю в роли соавтора проекта, участвую в обсуждении каких-то инженерных решений. Я многим бы хотел заняться и много чего люблю делать. У меня есть замечательный зимний сад. Часто привожу из разных уголков мира какие-нибудь удивительные растения. С тех пор как меня стали выпускать из страны, а произошло это в 90-х годах, куда бы я ни поехал, везде ищу барахолки. Не антикварные магазины, а именно блошиные рынки. Привожу оттуда огромное количество всякой «дряни»: что-то отдаю, что-то меняю, привожу в порядок, реставрирую. Дома это все уже не помещается.

- Вы родились и выросли в Одессе. Как часто удается выбираться на родину?

В Одессе я бываю часто. Несколько лет назад власти города подарили мне квартиру. Предыдущий мэр Одессы, которого я очень уважаю, Эдуард Иосифович Гурвиц, очень много сделал для города: перенес памятник Потемкину, восстановил памятник Екатерине, привел в порядок весь центр. Он и решил собирать в городе всех разъехавшихся одесситов путем выдачи квартир и приглашений на всевозможные фестивали. Кстати, этим летом под эгидой городских властей произошло событие, которого мы ждали 20 лет - наш театр сыграл в Одессе грандиозные гастроли. Более того, власти города предложили мне стать художественным руководителем театра, на что я им ответил своим предложением - сделать лучший в мире театр. На это нужны деньги, энергия, огромное желание, а получилось так, что предыдущая администрация выступила с предложением, на которое я откликнулся, а новая - молчит. Одесса - город, который дал миру огромное количество замечательных писателей, композиторов, режиссеров, актеров, художников - а себе не взял ничего. На сегодняшний день одесское театральное искусство находится в жутком упадке. Мне очень обидно, и я бы хотел сделать все, что от меня зависит, чтобы эту ситуацию изменить. Я даже придумал проект уникального, который играл бы только одесскую программу. Дело в желании - деньги найдутся.

- Используете ли вы в своих постановках одесские мотивы?

В «Школе современной пьесы» я ставлю только то, что написано здесь и сейчас. У меня в Одессе есть товарищ - замечательный драматург Александр Мардань. Лет семь назад я первым поставил его пьесу в Одесском русском театре. Сегодня он - один из самых репертуарных драматургов Украины и России, лауреат бесконечных премий. Даже в драматургии я все равно связан с Одессой. Если говорить о каких-то буквальных проявлениях, то в спектаклях проявляюсь я сам, а я - порождение своих родителей и своего города. Если бы я вырос не в Одессе, я бы по другому видел мир, разговаривал, относился к событиям своей и чужой жизни. Одесса меня, конечно же, сформировала.

Я каждый день читаю пьесы и выбираю те, которые имеют отношение к моей жизни, и мне есть, что по этому поводу сочинить. Я должен понимать, зачем человек купит билет, придет в зрительный зал и сядет на то место, где я сижу и говорю артистам, что нужно оставить, а что - исправить. Я формирую для него некое зрелище, структуру и опыт, в котором он будет участвовать. Читаю, например, очередную пьесу Жени Гришковца, рассказывающую о том, как человек хочет купить себе дом. Все просто - он хочет купить себе дом, ходит и одалживает по друзьям деньги. Я понимаю, что зал будет откликаться, и не ошибаюсь - этот спектакль с интересом смотрят люди богатые и не очень, те, кто купил себе уже не один дом, и те, кто никогда не смогут купить себе жилье.

В сентябре этого года в «Школе современной пьесы» начались репетиции пьесы по произведению журналиста Дмитрия Быкова. Расскажите, что это будет за спектакль?

Дмитрий Быков - не просто журналист, а крупный российский писатель! Пьеса называется «Медведь», это политический памфлет о российской национальной идее (медведь - символ правящей партии). Это история о том, как у одного человека в ванной самозародился медведь. Он сначала хочет от него избавиться, но приходят государственные люди и поздравляют его, начинают осыпать всякими благами - ведь у него дома зародилась национальная идея в виде медведя.

- Спектакли по произведениям каких современных авторов можно увидеть в «Школе современной пьесы»?

Семена Злотникова, Людмилы Улицкой, Евгения Гришковца, Бориса Акунина и многих других. Есть пьесы как совсем молодых авторов, так и признанных классиков. Спектакли, которые идут в нашем театре, - уникальны. В нашем репертуаре только мировые премьеры и спектакли «одноразового использования». Недавно я выпустил премьеру спектакля, который мне самому очень нравится. Он называется «Русское горе» и поставлен по пьесе Грибоедова «Горе от ума». Сергей Никитин написал к нему замечательную музыку, Вадим Жук - комментарии к Грибоедову. Играют в основном молодые артисты - выпускники моей мастерской, а также нынешние студенты. Я решил, что если есть спектакль «Русское горе», то должно быть и «Еврейское счастье»: ведь это, по сути, - одно и то же. После «Медведя» я начну его репетировать. Это будет некая фантазия, игра на тему еврейских анекдотов. Я никогда не занимался еврейской темой, а сейчас захотелось, ведь еврейские анекдоты - это трагифарс, смесь трагического и смешного.

Главный режиссер театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз - человек талантливый и веселый. Недаром родом он из Одессы. Первая служба - электросварщик. Как-то в телепередаче на вопрос: "А вам не трудно жить с такой фамилией?" - он столь же серьезно ответил, что это его псевдоним, а настоящая фамилия - Алексеев (напомню - это подлинная фамилия Станиславского). Пишет стихи и прозу. Ставил в лучших театрах Москвы, по всей России и во многих странах мира. А фамилия ему досталась от отца, фронтовика-танкиста, кавалера двух орденов Славы, оставившего автограф на рейхстаге...

Режиссер актеру друг, товарищ и... начальник

- Как вашему театру удается процветать, а не выживать?

Мы держимся на том, что у нас очень мобильная экономическая модель. Вся дотация Министерства культуры идет людям, среди которых нет лишних. У нас очень высокие цены на билеты и аншлаги. Оплачивается каждый выход на сцену каждого человека, и люди точно знают, ради чего они работают. Всего в театре 150 человек. Труппа - 13. Когда в труппе 100 - это катастрофа, поскольку зритель ходит на десятерых актеров максимум. У нас бывает по два спектакля на разных сценах, каждый месяц гастроли здесь и в среднем каждые два месяца приглашения за рубеж. Плюс репетиции. Два осветителя вместо пятерых, 4 монтировщика вместо 12. Уже в 10 утра команда на местах, и до поздней ночи.

- Работают у вас в театре, как я поняла, много. А как отдыхают?

У нас традиция - летом обязательный двухмесячный отпуск. Потом, по мхатовской традиции, мы обязательно в июле выезжаем к морю, в Сочи, Одессу, Ялту - актеры, цеха, администрация, многие с детьми и родными. Я уверен, что, когда есть выбор между возможностью заработать и поощрить людей, нужно поощрять.

- Ваши актеры много играют "на стороне", в антрепризах...

Для меня сегодняшняя антреприза - синоним пошлости, халтуры, однодневки. Конечно, я огорчаюсь, когда актеры нашей труппы играют в антрепризе, но прекрасно понимаю, что за три дня таких выступлений они получают столько, сколько у нас за месяц. Антрепризный спектакль на трех актеров стоит минимум 3 тыс. долл. Вот они и шарашат по провинции, причем доходы принимающих сторон во много превышают их заработки, и это абсолютно бандитские доходы. И никакой театр на государственной дотации никогда таких заработков нашим звездам, которые ничуть не хуже голливудских или бродвейских, обеспечить не сможет. Так что я с их антрепризными заработками мирюсь, все равно на первом месте у них наш театр, и они вкалывают здесь, как нигде.

Сборная Москвы по театру

- Ваш театр, можно сказать, "имени современной пьесы". Но вот некоторые считают, что их-то как раз и очень мало или даже вовсе нет - имеется в виду достойных.

Я так не считаю. Пьес много, они попадают к нам в театр ежедневно и в большом количестве. Есть, наконец, такое явление, как Гришковец, человек, который смог предложить театру и актерам новые технологические задачи. У нас идут почти все его пьесы. В литчасти читают в среднем две пьесы в день, я - в среднем две пьесы в неделю. Да вот, смотрите, это Эдуард Тополь мне принес две свои пьесы, Анатолий Гребнев написал очень интересную пьесу. Те, кто говорит, что пьес нет, попросту ленивы и нелюбопытны. Русская драматургия в полном порядке. Мы вообще великая театральная страна. Я часто бываю в Америке - и ставлю, и преподаю, бываю и в Европе - в театрах ничего даже близко стоящего к нам нет! На всех фестивалях самое интересное - это русский театр. Если собрать сборные по режиссуре, то возьмем Германию - Петер Штайн, Францию - Мнушкина, Англию - Брук, Доннеланн, а дальше? А мы сегодня можем выставить такую сборную Москвы по режиссуре! Васильев, Фоменко, Любимов, Гинкас, Яновская, Фокин, Арцибашев, молодежь... А Петербург с Додиным?

- Вы хотели бы, чтобы ваши дочери стали актрисами?

Моя старшая дочь художница, студентка. А младшая пока школьница. И я очень не хочу, чтобы то, о чем вы спросили, произошло. Потому что театр - дело безнравственное. Профессия требует постоянной провокации самых разных чувств, как добрых, положительных, так и недобрых, злых. И поскольку "инструмент" (нервы, память, психика) и исполнитель совмещены, то "инструмент" начинает сильно влиять на автора. Причем это как раз сильнее, если ты настоящий актер, талант, профессионал, если ты играешь не текстом, а нервами, страстями. "Мотать" собственные чувства, страсти - это как прививать себе оспу или чуму...

Я преподаю двадцать пять лет, и, если ко мне приходит умный, образованный мальчик или романтическая, наивная девочка, я умоляю их не заниматься актерской профессией, прошу даже позвать родителей или внятно стараюсь объяснить, куда они идут, потому что молодые этого не понимают.

- Как тогда вы берете в театр молодых артистов?

Из своих студентов. Но вот сейчас я ищу героя и героиню, чувственных, поющих, пластичных. Так что если кто-то в этом смысле в себе уверен - жду.