Деньги

Райзерберг, Л. Стародубцева «Современный экономический словарь

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ О.Ю. Лебедева Российский Экономический Университет им. Г. В. Плеханова Рассматриваются проблемы использования информационных технологий в образовательном процессе. особенности использования в электронном обучении систем дистанционного обучения и социальных сетей. Ключевые слова: электронное обучение, дистанционное обучение, компетенция, профессиональная компетентность. DEVELOPMENT PROSPECTS e-learning technologies O.OYU. Lebedeva Plekhanov Russian University of Economics The problems of using information technology in the educational process. Features of ispolzova-in e-learning distance learning systems and social networks. Keywords: e-learning, distance learning, competence, professional competence. Современные образовательные технологии в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами 1 (ФГОС) 3-го поколения базируются на компетентностном подходе. Сущность подхода сводится к обеспечению выпускника совокупностью знаний, умений и навыков и формированию на их основе профессиональных компетенций 2. Компетенции 3 отра- 1 "Образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;..." Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от) "Об образовании в Российской Федерации" "...образовательный стандарт - нормативный акт, содержащий совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ общего, начального (профессионального), среднего (профессионального), высшего профессионального образования образовательными организациями (учреждениями). Образовательный стандарт является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования..." "Модельный закон о подготовке кадров с учетом потребностей рынка труда" (Принят в г. Санкт-Петербурге Постановлением 38-9 на 38-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 2 "...Профессиональная компетентность: обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), а также положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области деятельности. Компетентность подразумевает не только умение выполнять работу, но также способность передавать и использовать знания и опыт в новых условиях..." "Руководство по образованию и обучению специалистов в области авиационной метеорологии. РД " (утв. Росгидрометом) 3 Компетенция (от лат. competens - соответствующий) - совокупность полномочий, которыми обладают или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)

2 жают степень готовности к применению знаний, умений, навыков для успешной деятельности в определенной области. Для реализации компетентностного подхода необходимы: инновационные планы, программы, внедрение новейших информационных технологий и средств обучения, критерии и технологии оценивания качества обучения; уровней приобретенных знаний, умений, навыков и компетентности в целом. Основными инновационными технологиями в образовании в настоящее время являются сетевые, интерактивные технологии, позволяющие проводить форумы, интернет- конференции, семинары. Для on-line поддержки учебного процесса используются электронная образовательная среда Е-learning. Достоинствами такой обучающей среды являются: высокое качество цифровой информации, анимационные модели, развивающие образное мышление, интерактивность, обеспечивающаяся компьютерными программами, доступом к образовательным ресурсам. Таким образом, E-leaning может эффективно применяться как в синхронном, так и асинхронном режиме обучения. В отличие от автоматизированных электронных средств обучения, которые достаточно давно используются в образовательной практике, преимущества современной электронной обучающей среды определяются новыми качествами: применением высокопроизводительных вычислительных систем и широкополосным доступом к образовательным ресурсам. Проявлением преимуществ электронной обучающей среды стало появление новых технологий электронного обучения «Augmented Reality» дополненная реальность и «Alternate Reality» альтернативная реальность, которые предоставляют новые возможности для повышения качества обучения и позволяют обеспечить так называемое обучение в действии «Learning by Doing» очень важный дидактический компонент при дистанционном обучении. Эти технологии требуют значительных вычислительных мощностей, поэтому такие ресурсы концентрируются в Дата-центрах высокопроизводительных вычислительных комплексах, доступ к которым осуществляется с применением технологий «Cloud Сomputing» технологии распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. удаленный доступ посредством телекоммуникаций. Электронная образовательная среда реализована на платформе Blackboard, одной из лучших платформ электронного обучения, которая позволяет сотрудничать с ведущими университетами мира. - Получение качественного образования - право каждого гражданина и социальный императив. - Технологии повышают доступность, улучшают восприятие и усвоение учебного материала

3 - Использование методик, ориентированных на несколько каналов восприятия, повышает эффективность обучения - Профессиональные сообщества содействуют развитию образования Проблема в том, что многие преподаватели предвзято относятся к электронным средствам обучения, так как считают традиционные формы незаменимыми. Информатизация ради информатизации? - Плохо подготовленные преподаватели - Невозможность использовать компьютерных технологий для преподавания актуального учебного материала - Оценка знаний не связана с использованием ПК - Необходимость дополнительных вложений - Эффективность, измеряемая количеством оборудования Неуверенность, сомнения, страх вызывают вопросы - Как использовать компьютерные технологии? - Как обучать с помощью компьютерных технологий? - Сколько это стоит? - Насколько это эффективно? - Достигаем ли мы целей образования? Информатизация ради образования - Как дать студентам качественное, всестороннее образование с учетом индивидуальных способностей каждого? - Как наиболее оптимальным образом обеспечить эффективное взаимодействие студентов и преподавателей? - Как заинтересовать студентов в получении знаний? - Каким образом студенты могут получать и использовать учебный контент в режиме реального времени? - Какое техническое оснащение необходимо вузу для того, чтобы соответствовать актуальным тенденциям развития образования? Технологии всего лишь часть ответа на эти вопросы. Технологии открывают новые возможности Трансформация процессов обучения - Индивидуальная продуктивность Качество группового взаимодействия - Работа в аудитории Работа, учеба и отдых в одном месте - Взаимодействие студентов в стенах вуза Взаимодействие с другими ОУ, частными компаниями

4 - Работа с книгой и за компьютером Распространение цифрового контента - Недоступность учебного материала Избыток информации - Обучение в аудитории Дистанционное обучение Другая проблема это отсутствие технологий оценивания компетенций и компетентности в целом. Решение должно базироваться на моделях компетентности. В соответствии с ФГОС 3 модель компетентности должна строиться на основе моделей компетенций. Сложность в большим количеством компетенций, которые не стыкуются между собой в разных стандартах. Этот недостаток может быть устранен путем введения и согласования ключевых компетенций, что практикуется в европейском образовании. Таким образом, на основе ключевых компетенций можно построить универсальную модель компетентности. Необходимы специальные формы контрольных мероприятий и контрольные материалы. Многие популярные формы контроля: курсовой проект, лабораторная работа, самостоятельная работа, эссе, производственная и научно-исследовательская практика, тесты остаются актуальными и для компетентностного подхода. Наиболее интенсивно для оценивания компетенций необходимо внедрять такую форму контроля, как «Деловая игра». Все формы контрольных мероприятий будут эффективны только при правильном подборе и актуальности контрольных заданий. Тестовые задания одним из распространенных видов контрольных материалов, которые должны тщательно отбираться, адаптироваться, и, кроме того, для оценки компетентности необходимо использовать более сложные формы тестовых заданий. Современные среды позволяют реализовать эти требования, в среде Blackboard 17 форм тестовых заданий. Преимущество данной системы в организации учебного процесса: размещение материалов, разработка тестов и заданий, организация самостоятельной работы студентов, составление системы оценивания, работа с журналом, мониторингом деятельности и т.д. Тем не менее высказываются опасения, касающиеся больших временных затрат при использовании данной платформы, а также системы обязательной регистрации. В современном образовании важное место занимает дистанционное обучение, развитие которого в значительной степени определяется эволюцией технологий. Новые информационно-коммуникационные технологии очень быстро находят применение в образовании, но результативность и эффективность их использования не всегда очевидны. Одним из последних новшеств в технологиях дистанционного обучения является использование социальных сетей для распространения учебного контента и организации коммуникации преподавателей и студентов. Ориентированность студентов на регулярное использование социальных сетей в своей повседневной и учебной жизни ставит под сомнение перспективность развития традиционных систем дистанционного обучения. Социальные сети, по мнению преподавателей, могут быть выбраны в качестве инструмента обучения главным образом потому, что для студентов эта платформа является привычной и повседневной. Также важным является общедоступность сети и

5 простота/удобство интерфейса. При этом явных недостатков социальных сетей не выявлено.очевидно, что ни одна из технологий не удовлетворяет всех потребностей преподавателя в процессе дистанционного обучения. Одни функции (технические, контролирующие,организационные) успешно реализуется с помощью СДО, другие (коммуникативные, мотивационные, индивидуализация обучения) в социальных сетях. Таким образом, с точки зрения преподавателей, перспективы развития технологий СДО связаны, скорее всего, не с выбором или социальных сетей или СДО, их противопоставлением, а с их гибридизацией (появление новой технологии, объединяющей функции социальных сетей и СДО) или симбиозом (сосуществование двух систем, при котором оба партнёра или один из них извлекает пользу от другого).студенты в большей степени предпочитают использовать социальные сети, считая главным преимуществом коммуникативные возможности данной платформы, а также ее удобство и привычность. При этом недостаток видят в большом количестве отвлекающих факторов. Студенты также признают преимущество СДО в организации учебного процесса, но видят недостатки данной платформы в ее недостаточной функциональности, неудобстве и непривычности. Таким образом, российские студенты склонны видеть перспективы развития технологий дистанционного обучения больше в социальных сетях, чем в традиционных СДО. Литература 1. Dan Pontefract. The Standalone LMS is Dead. Available // 2. Richard Culatta. The Traditional LMS is Dead:Looking to a Modularized Future. Available / 3. Dabbagh N. & Kitsantas A. (2012). Personal Learning Environments, social media, and self-regulated learning: A natural formula for connecting formal and informal learning. The Internet and higher education,15(1), Bogdanov E., Limpens F., Li N., El Helou S.,Salzmann C. & Gillet D. (2012, April). A social mediaplatform in higher education. In Global engineering education conference (educon), 2012 ieee (P. 1 8). IEEE. 5. Meishar-Tal H., Kurtz G., & Pieterse E. (2012). Facebook groups as LMS: A case study. The International Review of Research in Open and Distance Learning,13(4),


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Лучшие практики электронного обучения Материалы I методической конференции Томск,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АССОЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «СИБИРСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Электронное обучение на платформе moodle Абдуллаев Г Ш Федеральные нормативные акты Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030

УДК 378.1 Психолого педагогические науки Курдова М. А., старший преподаватель, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства Асташкина Е. А., студентка, Пензенский государственный

Утверждено приказом директора колледжа 24 от 01.04.2014г. об Положение организации образовательного процесса при дистанционном обучении. 1 Область применения 1.1. Настоящее Положение определяет условия

SWorld 17-26 December 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/dec-2013 PERSPECTIVE INNOVATIONS IN SCIENCE, EDUCATION, PRODUCTION

ОБУЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ Дмитрий Кочергов, бизнес-аналитик Образовательные методики и технологии, в том числе в сфере профессионального образования, не могут эффективно применяться и тем более развиваться

УДК 130.2:62:004.7 Бородина Н.А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Информатики, моделирования и статистики» Донской государственный аграрный университет Россия, п. Персиановский Анисимова О.С.,

УДК: 37 ОРГАНИЗАЦИЯ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Хаблиева С.Р., ст. преподаватель, Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации

УДК 37.0 Сравнительная характеристика систем дистанционного обучения, используемых в высшей школе Афанасьева Мария Александровна Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема студент Аннотация

Научный альманах 2015 N 11-3(13) Технические науки 457 DOI: 10.17117/na.2015.11.03.457 Поступила (Received): 16.11.2015 http://ucom.ru/doc/na.2015.11.03.457.pdf Шолохова Е.А. Применение дистанционного

Оглавление 1. Общие положения... 3 2. Основные понятия и определения, принятые сокращения... 4 3. Необходимые условия организации электронного обучения и использования ДОТ в Университете... 5 4. Порядок

URL:http://www.mesi.ru/education/higher/undergraduate/specialties/psycho/electr onic_pedagogy.php (дата обращения 4. 07. 2014) 5. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014, Глава II, Статья 16 6. Официальный

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» Программа повышения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗИАНЧУРИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол

Мобильные технологии и социальные сервисы как фактор развития информационной среды образовательной организации в условиях внедрения ФГОС общего и профессионального образования АИПКП КИО 2015 План Специфика

31.08.2012 649 АДМИНИСТРАЦИЯ КОЛПАШЕВСКОГО РАЙОНА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ Об утверждении муниципального проекта «Дистанционные образовательные технологии обучения в муниципальной системе образования

SWorld 17-28 June 2014 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/june-2014 MODERN PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION IN SCIENCE, TRANSPORT,

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Новосибирском техникуме железнодорожного

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение: - определяет порядок и условия применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ), электронного обучения (ЭО), при реализации образовательных программ

Положение об обучении с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ 1. Общие положения. 1.1. Настоящее положение устанавливает правила

Содержание 1. Общие положения 3 2. Термины, определения и сокращения 3 3. Нормативно-правовые основы использования единой электронной 4 информационно-образовательной среды 4. Цели и задачи создания единой

1. «Школа талантливого учителя»: кому, зачем и как? 2. Как в этом разобраться: объясняем основные понятия в современной педагогике 3. Подборка образовательных технологий в отечественном и мировом обучении

РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА В AUTOCAD» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Пахаренко Н.В., Алимова Р.Р. Филиал ТюмГНГУ в г. Тобольске Тобольск,

УДК 37.03 Налькина Р.А. студент Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Россия, г. Абакан Научный руководитель: Полуэктова И.А. К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Реализация проекта «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области» ОблЦИТ г. Новосибирск ученик Ориентация на преподавателя ученик Ориентация на учащегося ученик ученик Преподаватель Другие Учебные

ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Фазлиахметова Рания Маратовна факультет экономики и управления, Елабужский институт КФУ, г. Елабуга; Научный руководитель

1 1. Общие положения 1.1. Положение об организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Государственном бюджетном профессиональном

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УДК 377.5 Тастемирова Айгуль Тьяковна, Tastemirova Aygul Tyakovna, БПОУ ОО «Омский строительный колледж», методист, г. Омск, [email protected] University Collegeof the OrenburgState University, Orenburg,

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИЖЕВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ М.Т. КАЛАШНИКОВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящее Положение определяет условия организации электронного

Утверждено приказом ректора 1043 от 24.11.2017 Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.

УДК 378.3 Андриенко А. С., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры иностранных языков Институт управления в экономических, экологических и социальных системах Южный федеральный университет

Вопросы качества образования в процессе имплементации e-learning Ю.Б. Рубин, Э.Ю. Соболева Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Россия [email protected] Введение Тема e-learning (электронного

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Кафедра «Прикладная

1. Цели освоения дисциплины Цель освоения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» заключается в развитии системы знаний, умений и навыков в области использования информационных

Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное профессиональное образовательное учреждение «Прокопьевский аграрный колледж» Стр. 2 из 12 СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ... 3 2 ОСНОВНЫЕ

Персонализация учебного процесса, индивидуализация обучения; интенсификация использования преподавательского, научного, методического и технического потенциала. 1.2. Под электронным обучением понимается

XIV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ-ВЫСТАВКА «РЕОИС-2014» ЭЛЕКТРОННАЯ И ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Демкин В.П. проректор по сетевой информационной деятельности 18.09.2014 1 45 ЛЕТ ИНТЕРНЕТУ ЮБИЛЕИ

Лист 2/15 I. НОРМАТИВНАЯ БАЗА 1.1. Организация учебного процесса с применением электронного обучения осуществляется на основании действующих нормативных актов РФ и локальных нормативных актов Университета:

Государственное бюджетное образовательное учреждение центр повышения квалификации специалистов Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Информационно-методический центр» Утверждаю Директор ГБОУ ДППО

Мальнова Евгения Владимировна преподаватель ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет» г. Новосибирск, Новосибирская область СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ

Паспорт программы Наименование программы Основание для разработки Программы Заказчик Программы Разработчики Программы Исполнители мероприятий Программы Цель Программы Задачи Программы Программа «Электронное

К ВОПРОСУ ВЗАИМОСВЯЗИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ, ФОРМИРУЕМЫХ У СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С. И. Зенько Белорусский государственный педагогический

Развитие электронного обучения и системы повышения квалификации вуза на примере Управления дистанционного обучения и повышения квалификации Донского государственного технического университета Директор

Под обучением с применением дистанционных образовательных технологий понимается обучение с использованием образовательных технологий, реализуемых в основном с применением информационнокоммуникационных

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ Организация образовательного процесса в БПОУ УР «ИТЭТ» с использованием электронного обучения, дистанционных

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ В ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОЕКТ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящее Положение определяет условия организации

Информационнообразовательная среда XXI века. Образование без границ Квашнин Александр Юрьевич, к.ф.-м.н., начальник управления образовательных информационных технологий и инноваций МГОУ Понятийный аппарат

SWorld 18-29 June 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/june-2013 MODERN PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION IN SCIENCE, TRANSPORT,

Т.Л. Жукова, С.А. Воеводина Полоцкий государственный университет, г. Новополоцк, Республика Беларусь е-mail: [email protected] ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ

ПОЛОЖЕНИЕ об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе ГБПОУ Аургазинский многопрофильный колледж с. Толбазы, 2015 1.Общие положения 1.1 Настоящее

Ивачев П.В. ПРЕИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ [email protected] Уральская государственная медицинская академия г. Екатеринбург В ходе модернизации образовательных

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа 145» Проект информатизации БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа 145» на 2013 2016гг. Омск 2013 г. Оглавление

94 Cоциально-экономический ежегодник Бурняшов Б.А. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБЛАЧНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ЮЖНОГО ИНСТИТУТА МЕНЕДЖМЕНТА На протяжении нескольких лет в рамках научно-исследовательской

Современные информационно-коммуникативные технологии цели, задачи и проблемы их использования. Абдрафикова А. Р., к.п.н., доцент ТиТГХО В настоящее время в Российской системе языкового образования произошли

УДК 004:37.09 И. Ю. Баженова канд. физ.-мат. наук, доц. каф. прикладной и экспериментальной лингвистики ф-та ГПН МГЛУ, e-mail: [email protected] ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ В ОБЛАСТИ

УДК 004.9 Технические науки Зубарчук Александра Дмитриевна студент НТУУ «Киевский политехнический институт им. Игоря Сикорского» Яковенко Алена Викторовна Кандидат технических наук, старший преподаватель

Управление образования администрации города Владимира Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Лицей 17» 600028, г. Владимир, пр-т Строителей, д. 44в Тел.: 33-87-66, тел/факс33-78-98

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени

Стр. 2 из 8 1 Общие положения и нормативная документация 1.1. Сфера применения настоящего положения Настоящее Положение определяет условия, правила и порядок применения электронного обучения и дистанционных

Опыт использования системы «СКИФ» для поддержки заочной формы обучения в ДГТУ Скляренко Анна Анатольевна к.п.н., начальник отдела методического сопровождения электронного обучения, Управление дистанционного

Беленкова И.В. Belenkova I.V. ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN HIGH SCHOOL [email protected] Нижнетагильская государственная социально-педагогическая

2. Москвич Ю.Н. Инновационное общество как реальность: ожидание чуда и новые тревоги [Текст] / Ю.Н. Москвич. Красноярск, 2008. С. 5. УДК :378.141.214 Г. Н. Мигачева, А. Д. Ищенко G. N.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 50 (ГБОУ СПО ПК 50) УТВЕРЖДАЮ Директор

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЧАСТНОЙ ШКОЛЕ «ПРЕМЬЕР»

Негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования Современная гуманитарная академия (НАЧОУ ВПО СГА) «УТВЕРЖДАЮ» Ректор НАЧОУ ВПО СГА В.П.Тараканов

Другие книги автора:

См. также в других словарях:

    - (economic man) Преследующий только собственные цели и абсолютно рациональный человек. Хотя подобного индивидуума в чистом виде можно встретить только в экономических моделях, его свойства в той или иной мере присущи столь многим людям, что… … Экономический словарь

    1) увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое прежде всего такими макроэкономическими показателями, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Экономический рост… … Экономический словарь

    Компьютеризованная деловая игра, дающая возможность проводить оценочные расчеты эффективности управленческих действий. Возможное написание термина экономический трейнииг. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический … Экономический словарь

    См. КРИЗИС ЭКОНОМИЧЕСКИЙ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    Совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать… … Экономический словарь

    Существующие одновременно в рамках одной экономической системы различные спо собы производства, потребления, рынки труда, мешающие друг другу; характерны для переходных периодов развития экономики. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б … Экономический словарь

    Траектория развития (в динамике) или состояние (в статике) экономической системы, наилучшие при ее конкретных целях в данных условиях и в конкретное время. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е… … Экономический словарь

    Разность между затратами на отечественное производство необходимой продукции, намеченной к получению по импорту, и затратами на производство экспортных товаров; внешняя торговля выгодна при положительной разнице указанных компонентов. Райзберг… … Экономический словарь

    Выведение экономических закономерностей из соответствующих фактов экономической действительности, исследования протекания экономических процессов в зависимости от порождающих их причин и воздействующих факторов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… … Экономический словарь

    Теория, согласно которой профсоюз должен ограничивать свою деятельность такими задачами, как борьба за повышение заработной платы, сохранение рабочего времени, улучшение условий труда, то есть воздействовать только на экономическую сферу.… … Экономический словарь

    Постоянно периодически повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады в экономике. Состоит из нескольких фаз: подъем, кризис, депрессия, оживление. Различают во времени длинные циклы, повторяющиеся через 20 25 лет и короткие циклы 5 10 лет … Экономический словарь

Счет бухгалтерского учета, сальдо которого не входит в баланс; отражает денежные права или обязательства, которые могут реализоваться при определенных условиях.

Забастовка массовое прекращение работы работниками отдельного предприятия, группы предприятий, отрасли, на определенный срок или на неограниченный срок (бессрочная забастовка) с выдвижением требований администрации предприятия, региона или правительству. В отдельных случаях и ситуациях законы страны ограничивают проведение забастовок.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Завещание составленное в соответствии с действующим законодательством и по определенной форме, нотариально заверенное письменное распоряжение владельца имущества, ценностей, денежных вкладов о том, в чье владение должна быть передана его собственность после смерти. Завещатель может отменять ранее составленное завещание, заменять его на другое.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Завещательный отказ в наследственном праве возложение на наследника по завещанию или по закону исполнения за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности (ст. 1137 ГК РФ). Завещательный отказ должен быть установлен в завещании.

Задаток один из способов обеспечения исполнения обязательства, денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (ст. 380 ГК РФ).

Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — VI, 858 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Задолженность кредиторская денежные средства, временно привлеченные предприятием, фирмой, подлежащие возврату юридическим или физическим лицам, у которых они заимствованы и которым они не выплачены. Кредиторскую задолженность составляют в основном неосуществленные платежи поставщикам за отгруженные товары, неоплаченные налоги, невыплаченная начисленная заработная плата, невнесенные страховые взносы, неоплаченные долги. Непросроченную кредиторскую задолженность называют естественной.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Заем одна из форм кредита, оформляемых в виде договора, соглашения между двумя договаривающимися сторонами: заимодавцем и заемщиком. Согласно такому договору заемщик получает от заимодавца в собственность или в оперативное управление деньги либо товары, а через определенный срок обязан вернуть равную сумму денег или товары эквивалентной значимости и ценности. Договор займа, как правило, безвозмездный. Взимание процентов по нему допускается в предусмотренных законом случаях, например по заемным операциям кредитных учреждений, ломбардов. Различают следующие виды займов: безоблигационный — государственный заем, выпускаемый без продажи облигаций; беспроигрышный — выигрышный заем, по которому на протяжении срока займа выигрывают все облигации; беспроцентный — заем, при котором владельцам облигаций ежегодные проценты не выплачиваются, например принудительные государственные займы; бессрочный — внутренний государственный заем, выпускаемый без обязательства возврата капитальной суммы в определенный срок; внешний — предоставленный иностранным заемщикам или полученный от иностранных кредиторов; внутренний — размещаемый внутри страны в национальной валюте; выигрышный — по которому доход выплачивается в виде выигрыша; гарантийный — погашение которого гарантируется определенными ценностями; государственный — объявленный государством для покрытия государственных расходов или проведения целевых мероприятий (целевой заем), на которые у государства нет средств; золотой — заем, обеспеченный некоторым золотым запасом, как правило, государственный; компенсационный — заем в форме соглашения о предоставлении займа в иностранной валюте в обмен на заем в отечественной валюте, применяется в целях предотвращения и нейтрализации валютного риска и валютных ограничений; межправительственный — международный кредит в форме предоставления одной стране со стороны другой страны товаров или денежных средств на условиях срочности и возвратности за определенную плату; облигационный — осуществляемый путем выпуска заемщиком облигаций; опционный — заем с опционом в форме долгового обязательства, согласно которому кредитору в определенных пределах и при определенных условиях предоставляется право выбора условий погашения займа, например возможность потребовать от заемщика погасить заем или его часть в валюте, отличной от той, в которой он был предоставлен; открытый — заем, подписка на который еще не закончена; процентный — заем, по которому доход выплачивается в размере процентов от величины капитала займа; рентный — государственный заем, который гарантирует держателям облигаций регулярный твердый доход, но не содержит обязательств вернуть в обусловленный срок капитальную сумму долга; "стриженый" — заем, предоставленный на сумму, меньшую полной стоимости его обеспечения; субординационный — специальный бессрочный заем, по которому ресурсы привлекаются с рынка ссудных капиталов и по условиям займа приравниваются к собственным средствам заемщика; целевой — государственный заем, размещаемый с условием, что поступающие по нему средства будут использованы строго по целевому назначению, на заранее намеченные цели.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Закладная юридический документ, свидетельствующий о залоге должником принадлежащего ему недвижимого имущества в виде земли, дома, строений. Закладная выдается кредитору (лицу, давшему деньги в долг) и находится у него до окончательного расчета с должником. В случае неуплаты долга в срок кредитор обладает правом продать заложенное имущество, стать его собственником. Закладная составляется в нотариальной конторе и регистрируется в кадастровой книге.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Заключение аудиторское официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — VI, 858 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Закон установленный государством свод обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории данной страны, включающий перечень запретов и ограничений. Законы представлены в виде принимаемых законодательными органами государственной власти или президентом страны в установленном конституцией порядке нормативно-правовых актов (законов, указов), обладающих высшей юридической силой по отношению к другим нормативным документам (постановлениям, инструкциям, предписаниям, правилам). Следует отличать юридические законы страны от экономических законов, имеющих объективный, всеобщий характер, действующих вне зависимости от решений органов власти (законы спроса, предложения, денежного обращения, убывающей предельной полезности и др.), а также от принципов, характеризующих главные свойства экономической системы (например, принципы рыночной экономики).

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Законный представитель гражданин, который в силу закона выступает во всех учреждениях, в т. ч. судебных, в защиту личных и имущественных прав и законных интересов недееспособных, ограниченно дееспособных, либо дееспособных, но в силу своего физического состояния (по старости, болезни и т. п.) не могущих лично осуществлять свои права и выполнять свои обязанности. Для осуществления этих действий З. п. представляет суду документы, удостоверяющие его полномочия. В уголовном процессе З. п. являются родители, опекуны, попечители подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего, свидетеля.Законным представителем являются также представители таких учреждений, как детский дом, дом инвалидов и т. п., на попечении которых находится не полностью дееспособный участник процесса, представители органов опеки и попечительства (если не полностью дееспособный участник процесса не имеет других Законных представителей или они не допущены к процессу). В гражданском процессе — родители, усыновители, опекуны и попечители — совершают от имени представляемых все процессуальные действия, с ограничениями, предусмотренными законом.

Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — VI, 858 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Законодательство 1) основной вид деятельности законодательных органов, разработка и принятие государственных законов; 2) совокупность действующих в стране законов, регулирующих общественные, экономические, гражданские отношения (гражданское законодательство, уголовное законодательство).

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Закрытое акционерное общество акционерная компания, акции которой могут переходить от одного лица в собственность другого только с согласия большинства акционеров, если иное не указано в уставе; акции распределяются, как правило, среди заранее определенного круга лиц, в первую очередь — учредителей. За рубежом под закрытой компанией понимают фирму, контролируемую ограниченным, установленным законодательством страны числом лиц.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Залог один из способов, реализующих исполнение должником (залогодателем) принятых на себя обязательств. Заключается в том, что средством, обеспечивающим выполнение обязательств, становятся заложенные должником его кредитору (залогодержателю) недвижимое имущество или другие ценности. Кредитор, предоставивший долг, имеет право в случае невозврата долга получить удовлетворение, компенсацию за счет заложенного имущества. Предметом залога могут быть вещи, ценные бумаги, иное имущество либо право на него. Предмет залога может быть передан залогодержателю в физической форме или в форме документально зафиксированного права на его получение в виде залогового обязательства.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Запасы товарные количество товаров определенного вида, находящихся в данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах. Наличие товарных запасов служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения товаров. В то же время запасы не должны быть избыточными, так как при этом увеличиваются издержки производства и обращения.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Запись двойная метод бухгалтерского учета, при котором каждая хозяйственная операция отражается одной и той же суммой в двух счетах: дебете одного и кредите другого. При подобной записи между счетами возникает двойная связь, называемая корреспонденцией счетов, которая позволяет проанализировать сущность хозяйственной операции. Использование метода Д. з. является бухгалтерской проводкой. Сбалансированность двойной записи свидетельствует о реальности бухгалтерского учета.

Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — VI, 858 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Заработная плата денежное вознаграждение за труд; часть стоимости созданного трудом продукта, дохода от его продажи, выдаваемая работнику предприятием, учреждением, в котором он работает, или другим нанимателем. Величина заработной платы устанавливается либо в виде должностного оклада, либо по тарифной сетке (ставке), либо в соответствии с контрактом, но не может быть ниже уровня установленной законом минимальной заработной платы. Верхний предел заработной платы в условиях экономики рыночного типа обычно не ограничивается.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Затраты косвенные косвенные затраты — расходы, затраты, сопровождающие, сопутствующие основному производству, но не связанные с ним напрямую, не входящие в стоимость труда и материалов. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, организацию, обслуживание производства, на командировки, обучение работников и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.). Накладные расходы включаются в себестоимость продукции, издержки ее производства и обращения.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Затраты прямые производственные затраты, которые в отличие от общих относятся к конкретному, одному виду продукции, объекту затрат.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Земельный кадастр (от франц. cadastre) — систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях; ведется с древних времен. В земельном кадастре приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Указывается также, кто является собственником данной земли. В России очередной земельный кадастр стал составляться в начале 1990-х гг.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). централизованный резервный запас золота в слитках и монетах, находящийся в распоряжении центрального банка или казначейства страны либо международных кредитных организаций. В период свободного обращения золота в качестве платежного средства в отдельных странах мира (до 1929—1933 гг.) служил резервным фондом для международных платежей, внутреннего металлического обращения, платежей по вкладам и размена банкнот. По данным Международного совета по золоту, суммарный объем запасов золота стран мира в 2001 г. составил 28 738 т, финансовым институтам принадлежит еще 4187 т золота. Первое место по размеру запасов золота занимает США — 8136,9 т. Далее следуют Германия — 3468 т, Международный валютный фонд — 3217 т, Франция — 3025 т, Италия — 2452 т. Россия занимает 15-е место в мире по объему запасов золота — 388,7 т, или 11,3% золотовалютных резервов мира.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). Зона свободного предпринимательства часть территории страны, на которой разрешено совместное предпринимательство ряда стран в различных формах. В таких зонах вводятся льготные налоги, таможенные сборы, устанавливаются "мягкие" режимы аренды, получения виз, валютного обмена, трудового найма. Все эти меры призваны служить привлечению иностранных инвестиций. Зону свободного предпринимательства называют также свободной экономической зоной, зоной совместного предпринимательства.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").

ЭКОНОМИКА

ЛИТЕРАТУРА

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцев Е.Б. Современный экономический словарь. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 480 с.

2. Шишкин А.И. Сущность, задачи и принципы мониторинга социально-экономических процессов в регионе // Экономика Северо-запада: проблемы и перспективы развития. – № 1(19), 2004.

3. Сигида Д.А. Мониторинг как теоретический концепт. Аналитика культурологии. – Вып. 3(18), 2010.

4. Научные основы регионального социально-экономического мониторинга / Под ред. Л.В. Ивановского, В.Е. Рохчина. – СПб.: ИСЭП, 1998. – 275 с.

5. Шевяков А.Ю., Клейнер Г.Б. Социально-экономический мониторинг: концепция, проблемы, перспективы. Экономика и математические методы. – Т. 29, вып. 1, 1993. – С. 5–14.

6. Бушмелева Г.В. Содержание категории «мониторинг социально-экономических и экологических процессов». Управление общественными и экономическими системами. – № 2, 2006.

7. Жужгов И.В. Мониторинг: определение, соотношение с категориями «наблюдение» и «управление»: Сб.

трудов юрид. факультета СевКавГТУ. – Ставрополь. – Вып. 7, 2005.

8. Салениекс Н.К., Упитис Г.В. Мониторинг автоматизированного производства. Стохастические методы диагностики и прогнозирования. Сб. научн. трудов. – Рига: Риж. политехн. ин-т, 1989. – С. 5–10.

9. Веригин А.Н., Лисицын Н.В. Организационные системы. Методы исследования: учеб. пособ. – СПб.:



Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2007.

10. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. – M.: Олимп-Бизнес, 2004.

11. Морозов А.А. Ситуационные центры – основа управления системами большой размерности / Математические машины и системы. – № 2, 1997.

12. Интеллектуальный анализ динамики бизнес-систем: учебник / Под научн. ред. д-ра техн. наук Абдикеева и др. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 320 с.

13. Никифоров И.В. Последовательное обнаружение изменения свойств временных рядов. – М.: Наука, 1983.

14. Piger J.Econometics: Models of Regime Changes. University of Oregon. Juli 30, 2007.

В.А. БУДАСОВА

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ РАЗВИТИЯ

ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

В статье представлены различные подходы к определению трансакционных издержек, их природы, характера, видов, описываемые различными российскими и зарубежными учеными В последнее время в экономической литературе все чаще стали уделять внимание проблеме трансакционных издержек. Это связано с огромной долей данных издержек в экономике различных государств. В современной литературе встречается большое количество подходов к определению трансакционных издержек. Много зарубежных и отечественных авторов обращалось к проблеме данного вида издержек, поэтому представляется необходимым систематизировать различные существующие подходы.

Впервые наиболее полно и систематически произвести анализ издержек, возникающих при обращении товаров, удалось К. Марксу. К. Маркс признавал их значимость и необходимость в процессе движения стоимости, при этом указывая, что «во время купли и продажи стоимость не создается»1. Издержками обращения он называл затраты на совершение метаморфоз капитала в сфере обращения (стадии закупки средств производства и рабочей силы и стадия реализации произведенного продукта: Д–Т и Т"–Д").



К. Менгер развил идеи К. Маркса, указав, что «...вряд ли можно найти в действительности такой случай, где бы осуществление акта мены произошло совершенно без экономических жертв, хотя бы последние ограничивались только потерей времени»2. Однако К. Менгер в «Основаниях политической экономии» рассматривает процесс обращения как процесс обмена (фактически – бартера).

В современных условиях невелико количество высококонкурентных отраслей, поэтому особый интерес для исследователя должны представлять рынки несовершенной конкуренцией, а совершенно конкурентный рынок проще и правильнее, рассмотреть как частный случай несовершенного.

Маркс К. Капитал. В 3 т. – Т. II. Кн. II. – М., 1969. – С. 149.

Менгер К. Основания политической экономии / Австрийская школа в политической экономии. Сборник.

Сост. В.С. Автономов. – М., 1992. – С. 161.

ЭКОНОМИКА

Итак, в современной экономике издержки обращения являются ненулевыми, а рынки – несовершенными с ярко выраженной асимметрией информации, а это означает, что необходимо развивать и уточнять используемые в настоящее время модели. Это подтверждают сторонники институционального подхода: «...экономист, игнорирующий существование трансакционных издержек, будет сталкиваться с такими же трудностями при объяснении экономического поведения, с каким сталкивался бы физик, игнорирующий факт трения при описании движения физических объектов»3.

Однако выделение издержек сферы обращения в отдельную категорию, зачастую встречает неодобрение. Более того, некоторые из экономистов считают Чемберлина первым, кто стал отделять торговые издержки от производственных. Например, И. Кирцнер пишет: «Положение о том, что торговые издержки можно (и необходимо) чётко отличать от производственных издержек, было введено в научный оборот благодаря выразительной поддержке Чемберлином в его «Теории монополистической конкуренции», – в то время как работа К. Маркса увидела свет и получила известность намного раньше работы Чемберлина, а К. Маркс видел необходимость выделения издержек обращения (по сути – торговых издержек)».

Отношение И. Кирцнера к рассмотрению проблемы издержек сферы обращения кардинально расходится с институциональной теорией, ведь одной из центральных категорий последней являются трансакции и связанные с ними издержки, и даже указывается, что от них зависит нормальное действие всей экономической системы. И. Кирцнер приводит цитаты из фундаментальных трудов Г. Стиглера и Ф. Махлупа, которые указывают на абсурдность разграничения производственных и трансакционных издержек4.

Ошибка Э. Чемберлина, за которую его критиковали в дальнейшем, и которую он признавал самостоятельно, заключалась в том, что он, пытаясь усовершенствовать неоклассическую модель, рассматривал торговые издержки как нечто дополнительное к продукту, смещающее вверх кривую спроса, тогда как производственные издержки влияют на положение кривой предложения.

Исходя из того, что «Издержки сбыта включают в себя все затраты, имеющие целью создать рынок или спрос на продукт», он использует пример рекламы, как наиболее выразительной составляющей издержек обращения, для модификации кривой спроса.

При этом в исследовании предполагается, что цена не зависит от размера издержек сбыта, поэтому на каждом ценовом уровне к кривой спроса добавляется фиксированная величина издержек сбыта5. То же самое проделывают и неоинституционалисты, в частности, Р. Коуз сначала абстрагируется от трансакционных издержек, исследуя совершенную модель, а затем просто добавляет их. Но этот метод не совсем точен: издержки сбыта должны быть включены в общую кривую спроса и не могут исследоваться как что-то «дополнительное», «внешнее» по отношению к товару. Неоклассическая теория традиционно пренебрегает многими предпосылками, отбрасывает все особенности товара, вплоть до того, что упускается из виду назначение товара – для продажи, а не для собственного потребления (в частности, упускаются и издержки обращения). А затем в модели, описывающие товар с такой точки зрения, вводятся разного рода «внешние факторы». Ели представить рынок в таком свете, справедливо будет утверждение М. Эрперта: «Получается так, что все производители, вместе взятые, формируют свое предложение товаров совершенно случайно, а все потребители приходят на рынок со своим спросом, который возник у них также по мановению волшебной палочки. И только там, на рынке, производители и потребители начинают выяснять, как им лучше продать и купать товары, как прийти к равновесию»6.

В дальнейшем, исходя из такого неверного представления как «затраты смещают кривую спроса вправо», Э. Чемберлин переосмысливает свои выводы в работе The Definition of Selling Costs и приходит к неразрешимой задаче: «Если затраты смещают кривую спроса вправо, вопрос остается открытым (пока): то ли затраты привели к появлению нового продукта, на который существует более сильный спрос (и поэтому они являются Капелюшников Р.И. Категория трансакционных издержек.

Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство. – М., 2001.

Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости / Пер. с англ. – М., 1996.

Эрперт М.Б. Методологические опыты теории товара и денег. – М., 2003. – С. 32.

ЭКОНОМИКА

производственными затратами на новый продукт), то ли они просто увеличили спрос на старый продукт (и поэтому являются торговыми издержками последнего)».

Э. Чемберлин расширил рамки неоклассической теории, добавив к весьма непродуктивной (с точки зрения практического применения) теории совершенной конкуренции теорию монополистической конкуренции, признав тем самым наличие многообразия форм конкурентной борьбы на рынке. Презирая теорию совершенной конкуренции, он все же начинает исследование с теории чистой конкуренции со стандартизированными товарами и одинаковыми продавцами и оперирует терминами неоклассики: «Издержки сбыта определяются как издержки, производимые с целью изменить положение или форму кривой спроса на продукт»7.

Скорее было бы верно, иное построение рассуждений:

совершенная конкуренция является частным случаем несовершенной.

К. Эрроу подчёркивает важность их учёта в теоретических выкладках: «Трансакционные издержки в экономической системе подобны феномену трения в мире физических объектов». Трансакционные издержки сопровождают все экономические процессы.

Общественные издержки обращения во многом схожи с трансакционными. Так, институционалисты в числе трансакционных издержек выделяют издержки выявления альтернатив, издержки измерения, издержки ведения переговоров и заключения контрактов, издержки оппортунистического поведения, издержки спецификации и защиты прав собственности8.

Категория трансакционных издержек получила отражение в двух работах Р. Коуза – «Природа фирмы» (1937) и «Проблема социальных издержек» (1960). Р. Коуз первоначально определял их как издержки, возникающие при использовании ценового рыночного механизма. Позднее в состав трансакционных издержек стали включать и издержки, связанные с использованием административных механизмов контроля.

Р. Коуз объясняет существование трансакционных издержек больше с точки зрения контрактной теории. Институционалисты сходятся во мнении, что трансакционные издержки обусловлены асимметрией информации и несовершенством рыночных структур. Но при этом, даже совершенно конкурентный рынок, если в его модели присутствует категория времени, не свободен от трансакционных издержек. Даже на совершенно конкурентном рынке субъектам требуется время для осуществления сделки купли-продажи, поэтому одной из предпосылок является мгновенность заключения сделок на рынке.

Основные течения неоинституционализма можно классифицировать по признаку анализа состояния института – стабильное функционирование (теория прав собственности, теория контрактов, теория агентских отношений, теория экономических организаций) и возникновение и изменение (новая экономическая история).

В соответствии с данной классификацией становится возможным объяснение существования двух подходов в теории трансакционных издержек: трансакционного подхода Коуза-Уильямсона (для анализа стабильно функционирующих институтов) и трансформационного подхода Норта (для анализа институциональных изменений).

Подход Коуза–Уильямсона. Введение трансакционных издержек в экономический анализ Р. Коузом было, по его мнению, необходимо для объяснения существования таких противоположных рынку «островков сознательного контроля», как фирма.

В своей статье «Природа фирмы» (1937) Р. Коуз обозначает трансакционные издержки как «издержки использования механизма цен», «осуществления трансакций обмена на открытом рынке» или «рыночные издержки». Позднее в статье «Проблема социальных издержек» (1960) Р. Коуз использовал выражение «издержки рыночных трансакций». Их сущность он описывал следующим образом: «чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, оповестить всех, с кем желают заключить сделку и на каких условиях, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются, и так далее».

В воображаем мире с нулевыми трансакционными издержками, размещение ресурсов не зависит от правовых позиций: люди всегда могут договориться, не неся никаЧемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости / Пер. с англ. – М., 1996.

А.А. Аузана. – М., 2006. – С. 62.

ЭКОНОМИКА

ких издержек, о приобретении, подразделении и комбинировании прав так, чтобы в результате увеличилась ценность производства.

При нулевых трансакционных издержках производитель включает в контракт всё, что необходимо для максимизации ценности производства. Таким образом, при отсутствии трансакционных издержек нет никакой экономической основы для существования фирмы.

В реальном мире с положительными трансакционными издержками многие из контрактов не будут заключены и осуществлены, поскольку выгоды от их исполнения намного меньше, чем расходы. Таким образом, трансакционные издержки влияют на объём осуществляемых трансакций, и появляется необходимость в организации фирмы.

Относительным преимуществом фирмы Р. Коуз называл возможность экономии на трансакционных издержках.

Несмотря на важность для экономического анализа сделанных выводов, это направление экономической науки развивалось крайне вяло, и лишь в 1960-х гг., подкрепленное признанием того, что феномен «недостаточности рынка», или «провалов рынка», является следствием эффектов трансакционных издержек, оно получило сильный импульс для широкого распространения и применения при анализе экономических процессов9.

Огромный вклад в развитие теории трансакционных издержек фирмы был внесен О. Уильямсоном. В своей книге «Экономические институты капитализма» (1985), которую, по утверждению многих экономистов, можно считать настоящей энциклопедией трансакционного подхода, им были разработаны и применены для исследования различных организационных структур на микроуровне основные методологические принципы теории: трансакция есть базовая единица анализа; любую проблему, которую прямо или косвенно можно понимать как контрактную, полезно изучать с точки зрения минимизации трансакционных издержек; экономия трансакционных издержек достигается путём дифференцированного закрепления различных трансакций за структурами управления ими.

По определению О. Уильямсона, трансакционные издержки – это издержки, не связанные с процессом производства. Различают ex ante издержки, возникающие при составлении проекта договора, ведении переговоров и обеспечении гарантий соглашения, и ex post издержки, связанные с неэффективной адаптацией и корректировкой договора и возникающие, когда реализация контракта сбивается с установленного курса в результате пробелов в договоре, ошибок, упущений и непредвиденных внешних возмущений10.

К. Эрроу вполне справедливо определил трансакционные издержки как «затраты на управление экономической системой». Анализ трансакционных издержек функционирования различных видов экономических систем позволяет во многом ответить на вопрос: почему при кажущейся видимости одинаковых экономических условий различные экономические системы имеют совершенно противоположные результаты.

Наиболее радикальное определение принадлежит, вероятно, С. Ченгу: «В самом широком смысле слова «трансакционные издержки» состоят из тех издержек, существование которых невозможно себе представить в экономике Робинзона Крузо». По С. Ченгу, в экономике с двумя и более участниками к трансакционным издержкам следовало бы отнести все затраты, возникающие сверх и помимо собственно издержек производства.

Эта концепция сыграла важнейшую роль в развитии современной экономической науки. Именно она является ключом к пониманию большого количества процессов, происходящих в экономике.

Подход Норта. Если подход Коуза–Уильямсона можно назвать трансакционным, то подход Норта – трансформационным по выделению типа издержек, связанных с изменениями институциональной системы и изучаемых, как было отмечено выше, в рамках новой экономической истории и теории общественного выбора.

Первоначально изучение трансформационных издержек входило в теории производства и этот вид издержек часто ассоциировали с «производственными издержками» – издержками, сопровождающими процесс физического изменения материала, в результате Коуз Р. Природа фирмы // Фирма, рынок и право. – М., 1993.

Уильямсон О. Экономические институты капитализма. – СПб., 1996.

ЭКОНОМИКА

чего получается продукт, который обладает определенной ценностью. В эти издержки включались издержки не только обработки материала, но и связанные с планированием и координацией процесса производства, если они касались технологии, а не взаимоотношений людей. Таким образом, в данной трактовке понятие трансформационных издержек значительно шире, поскольку в значимые производственные издержки входят и трансакционные издержки, назвать которые производственными можно лишь с некоторой долей условности11.

В нашем же случае трансформационные издержки связаны не с производством конкретного продукта, а с изменением институциональной системы. Таким образом, можно дать следующее общее определение трансформационных издержек в рамках неоинституциональной теории: трансформационные издержки – это издержки, связанные с ликвидацией старых институтов, формированием (или импортом) и адаптацией новых институтов в экономической системе.

Несмотря на различие, трансформационные и трансакционные издержки находятся в тесной зависимости, суть которой раскрывает следующая интерпретация обобщенной теоремы Коуза, сформулированная Т. Эггертссоном: если трансакционные издержки невелики, то экономика всегда будет развиваться по оптимальной траектории, независимо от имеющегося в ней набора политических и других институтов. То есть при небольших трансакционных издержках функционирования институциональной системы любые изменения сдерживаются угрозой высоких трансформационных издержек, а технический прогресс и накопление капитала (физического и человеческого) автоматически обеспечивают экономический рост12.

Следует отметить, что изменение институциональной системы ведет не только к росту трансформационных издержек, но и к появлению целого ряда трансакционных издержек, отсутствующих в прежней системе.

В «Курсе институциональной экономики» можно найти следующее определение трансакционпых издержек: «...трансакционные издержки... направлены не на производство товаров, а на обеспечение передачи прав собственности из одних рук в другие и охрану этих прав»13. Определение трансакционных издержек очень часто дается через перечисление их видов. Например, в учебнике Л. Аузана приводятся следующие виды трансакционных издержек: торговые издержки, издержки управления и рационирования14. Ни в одном определении трансакционные издержки, не включают в себя транспортные и прочие логистические издержки. В этом понятия «трансакционные издержки»

и «издержки обращения» расходятся.

П. Милгром и Дж. Роберте указывают на сложности в разделении издержек на производственные и трансакционные: «...нельзя считать справедливыми для всех случаев утверждения о том, что общие издержки любой экономической деятельности могут быть представлены в виде суммы издержек производства и трансакционных издержек, причём первые определяются исключительно технологией, а вторые зависят от способов организации сделок. Обычно как издержки производства, так и трансакционные зависят одновременно и от организации, и от технологии, что делает затруднительным их концептуальное разграничение»15.

Таким образом, трансакционные издержки выступают своеобразной универсальной категорией, с помощью которой возможно объяснение возникновения, существования и развития различных явлений и процессов, которое было бы затруднительно либо невозможно в рамках традиционных экономических подходов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник / Под ред.

А.А. Аузана. – М., 2006.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М., 1997.

Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. – М.: Дело, 2001.

Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для студентов вузов / Я.И. Кузьминов, К.А. Бендукидзе, М.М. Юдкевич. – М., 2006.

Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник / Под ред.

А.А. Аузана. – М., 2006.

Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. В 2 т. – Т. 1. – СПб., 1999.

ЭКОНОМИКА

2. Капелюшников Р.И. Заметки на полях неоинституционального подхода // Фактор транснационналных издержек и практике российских реформ / Под ред. В.Л. Тамбовцева. – М., 1998.

3. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. – М., 2001.

4. Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для студентов вузов / Я.И. Кузьминов, К.А. Бендукидзе, М.М. Юдкевич. – М., 2006.

5. Маркс К. Капитал. В 3 т. – Т II. Кн. II. – М., 1969.

6. Менгер К. Основания политической экономии / Австрийская школа в политической экономии. Сборник.

Сост. В.С. Автономов. – М., 1992.

7. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. В 2 т. – Т. 1. – СПб., 1999.

8. Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. / Пер. с англ. – М., 1996.

9. Коуз Р. Природа фирмы // Фирма, рынок и право. – М., 1993.

10. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М., 1997.

11. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. – СПб., 1996.

12. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. – М.: Дело, 2001.

13. Эрперт М. Б. Методологические опыты теории товара и денег. – М., 2003.

В.Д. ВАГИН

К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ

РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИИ

В статье выявлены особенности в исследовании проблем и перспектив развития приграничного сотрудничества. Рассматривается вопрос развития приграничной торговли в Псковской области.

Приграничное сотрудничество основывается на принципах Конституции РФ, общепринятых норм и принципов международного права и реализуется в системе федеральных законов, законов субъектов РФ посредством целенаправленной деятельности органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан в соответствии с их правами и полномочиями в этой сфере.

Приграничное сотрудничество включает огромное разнообразие совместных инициатив и проектов (по типу «еврорегионов»), которые могут касаться как приграничных территорий, существующих уже веками, так и границ, возникших недавно, затрагивать как отдельные поселения, так и многомиллионные приграничные городские агломерации.

Наиболее характерной чертой разного рода инициатив в этой сфере является стремление к налаживанию тесного взаимодействия между властными органами сопредельных территорий вокруг вопросов, представляющих взаимный интерес. Однако среди частных вопросов решения хозяйственных проблем и точечного стимулирования экономического роста в приграничных субъектах РФ значительное место занимают вопросы общегосударственного характера, острота которых наиболее проявляется в приграничных регионах.

В частности, проблемы миграционного, налогового, таможенного, уголовного законодательства; развития правовой базы международного сотрудничества с сопредельными государствами по различным направлениям, в том числе, охраны окружающей среды и урегулирования вопросов природопользования; вопросы совершенствования транспортных коридоров и др.

Наличие этих общих проблем свидетельствует о существующей по обе стороны границы взаимозависимости, проявляющейся в географической близости, общей экологии, схожих проблемах в сфере экономики, градостроительства и т. д.

Цель приграничного сотрудничества – реализация и защита национальных интересов России, обеспечение безопасности личности, общества и государства в приграничном пространстве Российской Федерации.

Современные реалии свидетельствуют о том, что развитие приграничного сотрудничества должно быть направлено на решение вопросов повышения благосостояния населения приграничных территорий и укрепление взаимодействия России и сопредельных государств. Этот механизм основывается на всестороннем сотрудничестве в социально-экономической, научно-технической и культурной сферах.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Б. А. Райзерберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева Содержит более 10 000 терминов, используемых в современной экономической жизни России и стран с рыночной экономикой. Терминология охватывает общеэкономические, бюджетные, финансовые, валютные… - @Инфра-М, @(формат: 70x100/12, 496 стр.) @ @ @ 1997
    880 бумажная книга
    Райзберг Борис Абрамович Современный экономический словарь. Словарь Содержит примерно 12 тысяч терминов, используемых в современной экономической теории и практике. Терминология охватывает общеэкономические, бюджетные, финансовые, торговые, валютные, налоговые… - @ИНФРА-М, @ @Библиотека словарей"Инфра-М" @ @ 2019
    3960 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      - (economic man) Преследующий только собственные цели и абсолютно рациональный человек. Хотя подобного индивидуума в чистом виде можно встретить только в экономических моделях, его свойства в той или иной мере присущи столь многим людям, что… … Экономический словарь

      1) увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое прежде всего такими макроэкономическими показателями, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Экономический рост… … Экономический словарь

      Компьютеризованная деловая игра, дающая возможность проводить оценочные расчеты эффективности управленческих действий. Возможное написание термина экономический трейнииг. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический … Экономический словарь

      См. КРИЗИС ЭКОНОМИЧЕСКИЙ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

      Совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать… … Экономический словарь

      Существующие одновременно в рамках одной экономической системы различные спо собы производства, потребления, рынки труда, мешающие друг другу; характерны для переходных периодов развития экономики. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б … Экономический словарь

      Траектория развития (в динамике) или состояние (в статике) экономической системы, наилучшие при ее конкретных целях в данных условиях и в конкретное время. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е… … Экономический словарь

      Разность между затратами на отечественное производство необходимой продукции, намеченной к получению по импорту, и затратами на производство экспортных товаров; внешняя торговля выгодна при положительной разнице указанных компонентов. Райзберг… … Экономический словарь

      Выведение экономических закономерностей из соответствующих фактов экономической действительности, исследования протекания экономических процессов в зависимости от порождающих их причин и воздействующих факторов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… … Экономический словарь

      Теория, согласно которой профсоюз должен ограничивать свою деятельность такими задачами, как борьба за повышение заработной платы, сохранение рабочего времени, улучшение условий труда, то есть воздействовать только на экономическую сферу.… … Экономический словарь

      Постоянно периодически повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады в экономике. Состоит из нескольких фаз: подъем, кризис, депрессия, оживление. Различают во времени длинные циклы, повторяющиеся через 20 25 лет и короткие циклы 5 10 лет … Экономический словарь