Интернет

Расин пьесы. «Жан Расин

Рано остался сиротой.

С 1649 года Жан Расин поступает школу при монастыре Пор-Рояль.

Жан Расин часто брал темы в античной мифологии.

«Теперь - раз уж принято проникать во внутренний мир избранных гениев, которых потомки окружают почитанием,- заглянем в его домашнюю жизнь. Мы увидим, что Мольер был человек простой, приветливый, всегда готовый помочь в беде и проложить дорогу таланту. Известно, что юный Расин принёс автору «Мизантропа» первую свою трагедию. Пьеса была непригодна к постановке; однако Мольер почувствовал силу нарождающегося гения; он уговорил молодого писателя принять от него значительную сумму и посоветовал ему сюжет «Фиваиды», в которой сам, как говорят, распределил действие по актам и сценам. Как знать, быть может, этому ласковому приему, этой благородной поддержке Мольера Франция - обязана Расином».

Оноре Бальзак , Мольер / Собрание сочинений в 24-х томах, Том 24, М., «Правда», 1960 г., с. 8.

«Жизнь и деятельность этого человека представляют большой интерес не только для истории литературы, но и для характеристики отношений между поэтами и женщинами. Каждая литература пережила период, известный под именем ложного классицизма. Странный это период: взрослые люди как бы превращаются в детей и начинают показывать, что они - взрослые.
Чего тут только не проделывается! Из старых фамильных сундуков вытаскивается старинное платье, оставшееся ещё со времён Очакова и покорения Крыма; со стен снимается устарелое оружие, уже сотни лет висящее на них; выуживаются из далёких времен забытые слова, застывшие на страницах истории формулы. И когда всё это сделано, взрослые люди, неожиданно превратившиеся в детей, начинают напяливать на себя старомодные костюмы, бряцать вышедшим из употребления оружием и говорить языком, для понимания которого нужен опытный филолог. Всё ходульно, всё вычурно, ни единое слово не говорится в простоте, а всё с ужимкой.
Об истинных чувствах, о настоящем языке страстей и речи быть не может.
Слова готовы заранее, формулы выработаны давно, и, чтобы выразить то или другое чувство, достаточно выбрать только любую фразу из богатой коллекции готовых оборотов, хранящихся под стеклом витрин в обширном музее национального лжеклассицизма.

Вместе в Корнелем Расин явился наиболее ярким, наиболее талантливым выразителем этого течения.
Герои его - как бы мраморные изваяния, но не те, с которыми сравнивали фигуры «Войны и мира» Толстого , а другие - безжизненные, неподвижные, мёртвые. Они, конечно, напоминали жизнь, но не больше, как искусственный бассейн, заключённый в гранитной рамке, напоминает море в его берегах.
Всё перепутывалось - природа с вымыслом, прошлое с настоящим. Когда выводился в пьесе француз, трудно было сказать, чего в нем больше, французского или древнеримского; когда выводился римлянин, в нём опять проглядывал тот же француз.
Ахилл галантно называет Ифигению «мадам» и читает ей написанный строгим александрийским стихом монолог о сердечных ранах, которые она причинила ему своими глазами.
Разве это не напудренный маркиз времён Людовика XIV ? Напрасно даже носят герои Расина имена: каждого из них можно назвать как угодно, и дело от этого не изменится. Душевные волнения изображались шаблонными приёмами. Вместо настоящего чувства были слова о чувствах. И люди не лгали, нет - время было такое. Чопорность обстановки, внешний лоск, наружное величие эпохи - всё воспитывало человека на внешних проявлениях. И уста с жаром шептали: «Люблю тебя!», в то время как сердце было пустынно и безмолвно.
Но жизнь предъявляла право.
Мужчины и женщины сходись, читая друг другу восторженные монологи, как это мы видели на характерном примере Шарлотты Штейн и Гёте ; но когда снимались напудренные парики и со щёк смывались румяна, люди оказывались лицом к лицу с голой действительностью. Не до монологов уже было, когда мужу приходилось выдавать жене на наряды больше, чем это было ему по средствам, или когда ребёнок пачкал пелёнки. Поэзия исчезала вместе с мишурой, из которой она была соткана, и начиналась сухая проза со всеми её неприглядными сторонами. Оттого так прекрасны бывали в то время отношения между мужчинами и женщинами вне семьи и так жалки и печальны в семейной обстановке, где более всего рельефно выступало неравенство между супругами, раньше сглаживавшееся одинаковостью париков и внешних приёмов.
Не избёг этой участи и Расин. Кто бы мог думать, что величавый, напыщенный, весь в кудрях и буклях Расин , всё существо которого, по-видимому, было строго проникнуто тремя единствами, как и его произведения, провёл жизнь с женщиной, во многих отношениях напоминавшей Матильду или Христину Гёте ?
Как и жена великого германского лирика-остроумца, жена Расина никогда не читала произведений своего мужа и даже не видела на сцене ни одной из его пьес.
Женитьба на такой особе могла быть следствием только каких-нибудь особых обстоятельств, какого-либо особого душевного настроения или запутанности понятий. И действительно, в судьбе Расина играли роль и то и другое. Он переживал душевный перелом в то время, когда встретился с женщиной, сделавшейся впоследствии его женой. Достигшему вершины славы, ему вдруг пришло в голову больше не писать драматических произведений, так как они будто бы приносят вред публике. Вместе с этим он решил вступить в суровый орден картезианцев.
Духовник, однако, посоветовал ему лучше жениться на серьёзной, благочестивой женщине, так как обязанности семейной жизни отвлекут его от нежелательной страсти к стихам лучше всяких религиозных орденов.
Расин послушался доброго совета и женился на Катерине де Романе, девушке из хорошей семьи, но, как сказано, не имевшей ни малейшего понятия о его произведениях, да и вообще не интересовавшейся литературой. Названия трагедий, прославивших имя её мужа во всей Европе, она узнавала только из бесед со знакомыми. Однажды Расин вернулся домой с тысячью луидоров, которые подарил ему Людовик XIV , и, встретив жену, хотел показать деньги, но она была не в духе, так как её ребёнок уже два дня подряд не готовил уроков.
Оттолкнув пристававшего мужа, она стала осыпать его упрёками.
Расин воскликнул:
- Послушай, об этом мы как-нибудь поговорим в другой раз, теперь же всё долой и будем счастливы!
Но жена не отставала, требуя, чтобы он тотчас же наказал ленивца. Выведенный из терпения, Расин воскликнул:
- Чёрт возьми! Но как даже не посмотреть на кошелёк, в котором тысяча луидоров?!
Однако это стоическое равнодушие к деньгам не объяснялось нравственными качествами жены Расина. Она просто была неумна. Молитвенник и дети были единственными предметами, представлявшими для неё интерес на белом свете. Всё это не раз заставляло Расина сожалеть, что он не пошёл в монастырь. Особенно негодовал он, когда заболевал какой-либо ребёнок - обстоятельство, не мешавшее ему, впрочем, быть превосходным отцом семейства, с удовольствием принимавшим участие в играх детей.
Если проследить отношения Расина к жене в связи с отношениями его героев к женщинам, то бросится в глаза удивительное сходство. Но иначе и не могло быть. XVII век во Франции ознаменовался, как мы увидим впоследствии, расцветом половых отношений, но в них и намёка не было на истинную любовь.
Женщина была только предметом удовольствия, и счастье её зависело от того, насколько она умела нравиться. С другой стороны, играла большую роль знатность происхождения женщины. Знатная женщина всегда могла рассчитывать на большой круг воздыхателей. И литература - это верное зеркало общественной жизни - оставила нам немало памятников, свидетельствующих об этой оригинальной полосе в истории женского вопроса.
Сам Расин не стеснялся навязывать своим героям пылкие чувства, в основе которых лежит только культ знатности. Об облагораживающем влиянии любви, о смягчении нравов не могло быть и речи. Наоборот, это скорее озлобляло сердца. Стоит, например, вспомнить хотя бы его Федру, которая посылает на смерть преданную служанку именно тогда, когда находится под обаянием любовного чувства. Мудрено ли, что сам Расин мало думал об искреннем чувстве, когда отдавал руку и сердце пустой, но знатной Катерине де Романе? Мудрено ли также, что впоследствии он не нашёл в ней не только истинной подруги жизни, но даже и читательницы своих произведений?».

Дубинский Н., Женщина в жизни великих и знаменитых людей, М., «Республика», 1994 г., с. 132-134.

100 великих поэтов Еремин Виктор Николаевич

ЖАН РАСИН (1639-1699)

ЖАН РАСИН (1639-1699)

Прославленный французский поэт и драматург Жан Расин родился 21 декабря 1639 года в маленьком провинциальном городке Ферте-Милон (Шампань). Отец его был чиновником местной налоговой службы, буржуа.

Когда мальчику шел второй год, умерла при родах его мать, а еще через два года в возрасте двадцати восьми лет скончался отец, не оставив детям наследства. Жана и его младшую сестру Мари взяла на воспитание бабушка Мари Демулен, дама, весьма стесненная в средствах и находившаяся под сильным влиянием секты янсенистов.

Янсенизм – это неортодоксальное еретическое течение во французском и нидерландском католицизме. Основателем ереси был голландский теолог Корнелий Янсений (1585-1638). Еретики утверждали, что Иисус Христос пролил свою кровь не за всех людей, но только за избранных, за тех, кто изначально предан ему всей душой.

Янсенисты обычно поддерживали членов своей общины. Вот и в этот раз они бесплатно пристроили мальчика в престижную школу в Бове, которая была тесно связана с парижским женским аббатством Пор-Рояль – главным европейским центром янсенизма. Затем молодой человек был принят на обучение в само аббатство. Это сыграло решающую роль в судьбе будущего поэта. Янсенисты призывали к бескорыстному служению Богу, а потому вокруг них непроизвольно собирались нестяжатели, люди, преданные не золоту, власти и роскоши, а своему долгу и делу в разных сферах общественной жизни. Как результат, во второй половине XVII века аббатство Пор-Рояль стало важнейшим центром французской культуры. Здесь формировался новый тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но и с фанатичной сектантской узостью взглядов.

Во главе еретиков стояли люди светских профессий: филологи, юристы, философы – Антуан Арно, Пьер Николь, Лансело, Амон, Леметр. Все они так или иначе сыграли роль в формировании личности Расина и в его судьбе.

Юный Расин всей душой проникся идеями янсенизма и впоследствии наравне с Блезом Паскалем, тоже выпускником Пор-Рояля, стал одним из самых прославленных апологетов этой ереси.

В Пор-Рояле преподавали ведущие филологи страны. Здесь, наряду с латынью, в обязательном порядке изучали греческий язык, европейскую литературу, риторику, всеобщую грамматику, философию, логику, основы поэтики. Помимо блестящего образования ученики Пор-Рояля получали возможность общаться с высшей аристократией Франции, среди которой было много приверженцев янсенизма. Благодаря этому Расин еще в молодости приобрел светский лоск и непринужденность в обращении, завязал дружеские связи, впоследствии сыгравшие немаловажную роль в его карьере.

В 1660 году Расин завершил обучение в аббатстве и поселился в доме своего двоюродного брата Н. Витара. Тот был управляющим имения видного янсениста герцога де Люина, который вскоре породнился с будущим министром Людовика XIV Кольбер. Впоследствии Людовик XIV оказывал Расину неизменное покровительство.

Еще в школе Расин начал писать латинские и французские стихи. Это увлечение очень не понравилось его учителям-янсенистам. Юноше даже угрожали анафемой. Но результат получился обратный: Расин на время отошел от еретиков. Особенно способствовал этому его успешный литературный дебют. В 1660 году юноша написал оду «Нимфа Сены», посвященную бракосочетанию Людовика XIV. Друзья показали оду Лафонтену, который одобрил произведение и рекомендовал его королю. Это событие запомнилось. По ходатайству Французской Академии Расин получил скромную, но почетную пенсию в 600 ливров.

Постепенно круг литературных знакомств поэта расширялся. Его стали приглашать в придворные салоны, где Расин познакомился с Мольером. Начинающий писатель понравился маститому комедиографу, и он заказал Расину две пьесы. Это были «Фиваида, или Враждующие братья» (поставлена Мольером в 1664 году) и «Александр Великий» (поставлен им же в 1665 году).

Со второй пьесой был связан грандиозный скандал, рассоривший Расина с Мольером. Через две недели после премьеры «Александра Великого» в мольеровском театре та же пьеса появилась на сцене Бургундского отеля, признанного тогда первым театром Парижа. По понятиям того времени это было откровенной подлостью, поскольку пьеса, переданная драматургом театральной труппе, считалась на какое-то время ее исключительной собственностью. Мольер был взбешен! Биографы этот поступок Расина объясняют тем, что в театре Мольера ставили преимущественно комедии, и играть трагедии по канонам XVII века труппа не умела, Расин же хотел видеть свою пьесу поставленной в приподнято-декламационном стиле.

Дальше больше! Под влиянием Расина от Мольера в Бургундский отель ушла его лучшая актриса Тереза Дю Парк. С тех пор Расин и Мольер стали злейшими врагами. Пьесы Расина шли только на сцене Бургундского отеля, а в театре Мольера ставились произведения конкурентов поэта.

Успех пьес закрепил положение Расина при королевском дворе. Более того, вскоре он добился личной дружбы Людовика XIV и обрел покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан.

Однако придворные вынуждены были отметить высокомерность, раздражительность и даже вероломство поэта. Он был снедаем честолюбием. Поговаривали, что помимо короля у Расина был единственный друг – чопорный Буало. Любому другому человеку поэт мог со спокойной душой сделать подлость.

Это объясняет ненависть многих современников к Расину и бесконечные жестокие столкновения, сопровождавшие поэта на протяжении всей его жизни.

А в 1667 году была поставлена великая пьеса Расина «Андромаха», которая сделала поэта главным драматургом Франции. Заглавную роль в пьесе исполнила любовница Расина Тереза Дю Парк, благодаря чему она по праву вошла в историю мирового театра. В Андромахе Расин впервые использовал сюжетную схему, которая в дальнейшем стала стандартной в его пьесах: A преследует B, а тот любит C.

Единственная комедия Расина «Сутяги» была поставлена в 1668 году и с одобрением принята публикой, но конкурировать с Мольером поэт не стал.

Да и сил не хватило бы, поскольку в 1669 году на сцене Бургундского отеля с умеренным успехом прошла трагедия «Британник», которой Расин открыто вступил в борьбу со своим предшественником, выдающимся французским поэтом и драматургом Пьером Корнелем (1606-1684), автором великой трагикомедии «Сид».

Постановка в следующем году «Береники», в которой главную роль исполняла новая любовница Расина, мадемуазель де Шанмеле, стала предметом жестоких кулуарных споров. Утверждали, что в образах Тита и Береники Расин вывел Людовика XIV и его невестку Генриетту Английскую, которая будто бы и подала Расину и Корнелю идею написать пьесу на один и тот же сюжет.

В начале XXI века историки литературы более достоверной признают версию, что в любви Тита и Береники отразился краткий, но бурный роман короля с Марией Манчини, племянницей кардинала Мазарини, которую Людовик хотел посадить на трон. Версия о соперничестве двух драматургов также оспаривается. Вполне возможно, что Корнель узнал о намерениях Расина и, в соответствии с литературными нравами своего времени, написал собственную трагедию «Тит и Береника» в надежде взять верх над соперником. Если это так, он поступил опрометчиво. Расин одержал в соревновании блестящую победу. Отныне даже самые верные поклонники Корнеля были вынуждены признать превосходство Расина.

Следом за «Береникой» в 1672 году с триумфом последовал «Баязет». В конце того же года Расин, едва достигший 33 лет, был избран членом Французской Академии. При этом большинство членов Академии были против его кандидатуры, но на избрании настоял, сославшись на волю короля, министр Кольбер. В ответ против Расина началась ожесточенная скрытая травля, в которой приняли активное участие весьма влиятельные лица. Дело дошло до того, что враги стали узнавать сюжеты, над которыми работал Расин, и заказывали такие же пьесы другим авторам. Так на парижской сцене одновременно в 1674-1675 годах появились две «Ифигении», а в 1677 году – две «Федры». Второй случай стал поворотным пунктом в судьбе поэта.

«Федра» – вершина драматургии Расина. Она превосходит все другие его пьесы красотой стиха и глубоким проникновением в тайники человеческой души.

Враги поэта, объединявшиеся вокруг салона герцогини Бульонской, племянницы кардинала Мазарини, и ее брата Филиппа Манчини, герцога Неверского, увидели в позорной страсти Федры к пасынку намек на их извращенные нравы и приложили все усилия, чтобы провалить постановку.

Предполагают, что герцогиня Бульонская через подставное лицо заказала второстепенному драматургу Прадона создать его версию «Федры». Обе премьеры прошли с промежутком в два дня в двух конкурирующих театрах. Пьеса Прадона имела бешеный успех, поскольку герцогиня Бульонская оплатила квакеров, устраивавших в течение нескольких спектаклей грандиозные овации. Одновременно по вине подсадной группы, тоже оплаченной герцогиней Бульонской, с треском провалилась трагедия Расина в Бургундском отеле. Хотя при дворе все знали о причинах случившегося, только принц Конде восторженно отозвался о произведении Расина.

Через несколько недель все встало на свои места, и восторженная критика провозгласила торжество Расина. Но осенью 1677 года он и Буало были назначены на должность королевских историографов, что автоматически означало отказ от литературной деятельности. Разразился очередной скандал. И Расин, и Буало были выходцами из буржуа, а должность королевского историографа обычно давалась дворянам. Двор был оскорблен, но вынужден был терпеть.

Летом того же 1677 года поэт женился на набожной и домовитой Катрин де Романе. Она была из солидной буржуазно-чиновничьей семьи янсенистов, никогда не читала светскую литературу и не видела на сцене ни одной пьесы своего мужа. И к лучшему: поэт предался радостям семейной жизни. У Расинов родились подряд семеро детей!

В должности королевского историографа поэт собирал материалы для истории царствования Людовика XIV и сопровождал короля в его военных кампаниях. При дворе против Расина по-прежнему плелись безуспешные интриги, но король был чрезвычайно доволен его работой.

В конце 1680-х годов Людовик XIV вступил в морганатический брак с госпожой де Ментенон, которая ради развлечения покровительствовала закрытому женскому пансиону Сен-Сир. По заказу королевской супруги Расин написал в 1689 году специально для постановки ученицами Сен-Сира трагедию «Эсфирь». Пьеса имела огромный успех, причем на каждом спектакле непременно присутствовал король, а списки избранных зрителей составляла лично госпожа де Ментенон. Приглашение на спектакль рассматривалось как высочайшая милость и было предметом зависти и мечтаний в высших кругах французского общества.

Успех «Эсфири» ввел Расина в интимный кружок семьи короля. По заказу супруги венценосца поэт написал свою последнюю трагедию «Гофолия».

После женитьбы Расин постепенно вновь сблизился с янсенистами. Известно, что он предпринимал неудачные попытки склонить короля в пользу своих бывших учителей. В результате поэт оказался в двойственном положении. С одной стороны, он оставался признанным любимцем короля, с другой, Расин показал себя приверженцем официально осужденной ереси. С одной стороны, он хлопотал о придворной карьере для своего сына, с другой стороны, пытался поместить свою дочь, пожелавшую стать монахиней, в монастырь Пор-Рояль, официально закрытый для приема новых послушниц и находившийся под угрозой полного запрещения.

Постепенно Расин отдалился от двора, что дало повод некоторым биографам утверждать, что в конце жизни поэт попал в королевскую опалу.

Для русских поэтов XVIII века Расин был высочайшим образцом для подражания. Особенно часто в нашей стране переводилась «Федра». Известны тексты Г. Р. Державина, Ф. И. Тютчева, П. А. Катенина, В. Я. Брюсова, начало трагедии переведено О. Э. Мандельштамом. Из книги Шарль Перро автора Бойко Сергей Павлович

1638–1639 годы В самом начале третьего года обучения Шарля в коллеже случилось событие, в корне изменившее всю его жизнь. На пятый день занятия были прерваны: у короля родился долгожданный наследник - сын Луи Дьедонне, дофин Франции, будущий король Людовик XIV. В жизни Шарля

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

1699 год После освобождения от обвинения Пьер Перро, поступивший на военную службу, уехал в армию. Отец остался с двумя старшими сыновьями.Но удар, нанесенный ему младшим и любимым сыном, оказался смертельным. Сильный, энергичный человек становится малоподвижным. Одно лишь

Из книги Любовные письма великих людей. Мужчины автора Коллектив авторов

Князь Никита Юрьевич Трубецкой (1699–1767) Эпоха дворцовых переворотов, кроме иных последствий, повреждала умы и характеры тех, кто попадал в ее водоворот. Люди вроде бы вполне нормальные, совестливые и богобоязненные, если не ломались, то вдруг становились оборотистыми

Из книги автора

Джордж Фаркер – Анне Олдфельд (1699(?), воскресенье, после проповеди) Я пришел, я увидел и был покорен. Мне всегда есть что сказать, но сегодня язык отказывается повиноваться мне. Там, куда другие ходят, чтобы сохранить душу, я потерял свою; надеюсь, что Господь, по праву

Жан Расин (1639-1699) создавал свои трагедии в новых условиях, которые были связаны с окончательным торжеством абсолютизма. Это привело к изменению идеологии: политические проблемы постепенно уступают место проблемам нравственным.

Большое воздействие на этические взгляды Расина оказала философия янсенизма, религиозно-общественного движения во Франции XVII в. Как все христиане, они признавали греховность человеческой природы и возможность нравственного очищения человека. Однако их мораль была более сурова, чем представления о нравственности у католиков. Янсенисты полагали, что от природы всякая плоть порочна, что страсти неумолимо ведут человека к падению, а спасти его может только творец, ниспосылая на него божественную благодать. Но заслужить милость божью может лишь тот, кто сам, без постороннего вмешательства, осознает свою греховность и будет бороться с нею. Таким образом, они отрицали тайну исповеди и всякое воздействие на человека со стороны духовника.

Расин разрабатывал особую разновидность классической трагедии - любовно-психологическую, показывая мучительное состояние человека, вынужденного бороться со своими страстями ради выполнения долга, который автор, в первую очередь, понимал как долг нравственный, как подчинение высокой морали. Драматург принимал само существование абсолютизма, необходимость подчинения королю, но в отличие от Корнеля у Расина никогда не было иллюзий по поводу природы государственной власти. Для него короли - такие же люди, как и все прочие, им присущи те же страсти, причем королевскую власть они используют для удовлетворения своих прихотей. Будучи более прозорливым, видя абсолютистские порядки, Расин изображал, как правило, не идеальных монархов, а таких, каковы они суть.

Следование янсенистской философии определило и концепцию человека в творчестве Расина: в основе человеческой природы лежат страсти. Но писатель считал всякую страсть разрушительной, ибо она слепо эгоистична, иррациональна и сильнее доводов рассудка. Герои Расина осознают пагубность страсти, но не могут ей противостоять, потому что разум перед страстями бессилен.

Однако в конце жизни Расин начинает разрабатывать новую тему - тему религиозной терпимости монарха по отношению к подданным, которая была актуальной после отмены Нантского эдикта. Трагедия «Гофолия» (1691) - религиозно-политическая.

Трагедия Ж.Расина «Андромаха»
В "А" идейным ядром выступает столкновение разумного и нравственного начала в человеке со стихийной страстью, влекущей его к преступлению и гибели.
Трое - Пирр, Гермиона и Орест - становятся жертвой своей страсти, которую они осознают как недолжную, противоречащую нравственному закону, но неподвластную их воле. Четвертая - Андромаха - как нравственная личность стоит вне страстей и над страстями, но как побежденная царица, пленница, она оказывается помимо своей воли вовлеченной в водоворот чужих страстей, играющих ее судьбой и судьбой ее сына. Исконный конфликт, на котором выросла французская классическая трагедия, прежде всего трагедия Корнеля, - конфликт между разумом и страстью, чувством и долгом - полностью переосмысляется в этой трагедии Расина, и в этом впервые проявляется его внутреннее высвобождение из пут традиции и образцов. Свобода выбора, которой обладали герои Корнеля, иначе - свобода разумной воли принимать решение и
осуществлять его хотя бы ценою жизни, недоступна героям Расина: первым трем
из-за их внутреннего бессилия, обреченности перед лицом собственной страсти;
А - из-за ее внешнего бесправия и обреченности перед чужой безжалостной и деспотической волей. Альтернатива, стоящая перед Андромахой, - изменить памяти мужа, став женой убийцы всей ее семьи, или принести в жертву единственного сына - не имеет разумного и нравственного решения. И когда А такое решение находит - в самоубийстве у брачного алтаря, то это не просто героический отказ от жизни во имя высокого долга.Это моральный компромисс, построенный на двойном смысле ее брачного обета, - ведь супружество, которым будет куплена жизнь ее сына, фактически не совершится.
Новизна и даже известная парадоксальность художественного построения "А" не только в этом несоответствии поступков героев и их результатов. Такое же несоответствие существует и между поступками и внешним положением героев. Сознание зрителей XVII в. было воспитано на устойчивых стереотипах поведения, закрепленных этикетом и отождествляемых с универсальными законами разума. Герои "А" на каждом шагу нарушают эти стереотипы, и в этом также проявляется сила охватившей их страсти. Пирр
не просто охладевает к Гермионе, но ведет с ней недостойную игру, рассчитанную на то, чтобы сломить сопротивление А. Гермиона, вместо того чтобы с презрением отвергнуть Пирра и тем самым соблюсти свое достоинство и честь, готова принять его, даже зная о его любви к троянке. Орест, вместотого чтобы честно выполнить свою миссию посла, делает все, чтобы она неувенчалась успехом.
Разум присутствует в трагедии как способность героев осознавать и анализировать свои чувства и поступки и в конечном счете выносить самим себе приговор, иначе, говоря словами Паскаля, как осознание своей слабости. Герои "А" отступают от нравственной нормы не потому, что не сознают ее, а потому, что не в силах подняться до этой нормы, поборов обуревающие их страсти.
«Федра»

С годами в художественном мироощущении и творческой манере Расина происходят изменения. Конфликт между гуманистическими и антигуманистическими силами все более перерастает у драматурга из столкновения между двумя противостоящими лагерями в ожесточенное единоборство человека с самим собой. Свет и тьма, разум и разрушительные страсти, мутные инстинкты и жгучие угрызения совести сталкиваются в душе одного и того же героя, зараженного пороками своей среды, но стремящегося возвыситься над нею, не желающего примириться со своим падением.
Однако вершины своего развития указанные тенденции достигают в "Федре". Федра, которой постоянно изменяет погрязший в пороках Тезей, чувствует себя одинокой и заброшенной, и в ее душе зарождается пагубная страсть к пасынку Ипполиту. Федра в какой-то мере полюбила Ипполита потому, что в его облике как бы воскрес прежний, некогда доблестный и прекрасный Тезей. Но Федра признается и в том, что ужасный рок тяготеет над ней и ее семьей, что склонность к тлетворным страстям у нее в крови, унаследована ею от предков. В нравственной испорченности окружающих убеждается и Ипполит. Обращаясь к своей возлюбленной Ариции, Ипполит заявляет, что все они "охвачены страшным пламенем порока", и призывает ее покинуть "роковое и оскверненное место, где добродетель призвана дышать зараженным воздухом".
Но Федра, домогающаяся взаимности пасынка и клевещущая на него, выступает у Расина не только как типичный представитель своей испорченной среды. Она одновременно и возвышается над этой средой. Именно в данном направлении Расин внес наиболее существенные изменения в унаследованный от античности, от Еврипида и Сенеки, образ. Федра же Расина, при всей ее душевной драме, человек ясного самосознания, человек, в котором разъедающий сердце яд инстинктов соединяется с непреодолимым стремлением к правде, чистоте и нравственному достоинству. К тому же она ни на мгновение не забывает, что является не частным лицом, а царицей, носительницей государственной власти, что ее поведение призвано служить образцом для общества, что слава имени удваивает мучение. Кульминационный момент в развитии идейного содержания трагедии - клевета Федры и победа, которую одерживает затем в сознании героини чувство нравственной справедливости над эгоистическим инстинктом самосохранения. Федра восстанавливает истину, но жизнь для нее уже нестерпима, и она уничтожает себя.
В "Федре" в силу ее общечеловеческой глубины поэтические образы, почерпнутые в античности, особенно органично переплетаются с идейно-художественными мотивами, подсказанными писателю современностью. Как уже говорилось, художественные традиции Возрождения продолжают жить в творчестве Расина. Когда писатель, например, заставляет Федру обращаться к солнцу как к своему прародителю, для него это не условное риторическое украшение. Для Расина, как и для его предшественников - французских поэтов эпохи Возрождения, античные образы, понятия и имена оказываются родной стихией. Предания и мифы седой древности оживают здесь под пером драматурга, придавая еще большую величественность и монументальность жизненной драме, которая разыгрывается перед глазами зрителей.

О.Смолицкая.
Жан Расин

Жан Расин родился в 1639 году. Он происходил из незнатной семьи: его предки получили дворянство, причем не потомственное, а личное, лишь в XVI веке. Жан Расин рано остался сиротой и перешел на попечение бабушки. Благодаря бабушке, в его жизнь вошло учение янсенистов - последователей Корнелия Янсения.

Янсенисты представляли собой особую ветвь внутри католической церкви; их иногда называли сектой, что не совсем верно. Центром учения янсенистов был женский монастырь Пор-Рояль, расположенный неподалеку от Парижа. В 1638 году по приказу кардинала Ришелье был арестован по обвинению в мятеже аббат Сен-Сиран, глава пор-рояльских янсенистов. Начались гонения на янсенистов, хотя формально их учение не было запрещено. Янсенисты пытались сблизить католицизм и кальвинизм, их учение было проникнуто суровым представлением о слабости и греховности человека, призванного всю жизнь бороться с самим собой. Также янсенисты отстаивали идею о том, что судьба человека предопределена до его рождения.

В 1649 году Жан Расин поступает в коллеж в городке Бове, которым руководили янсенисты, а в 1655 году приезжает в Пор-Рояль и поступает в так называемую “малую школу” при монастыре.

Биографы Расина спорят о том, какую роль сыграл янсенизм в его творчестве. Некоторые из них склонны видеть в произведениях Расина последовательное изложение концепций янсенистов, иные говорят о противоречивости расиновского представления о человеке и его судьбе. Как бы то ни было, влияние учения янсенистов на Расина трудно переоценить - оно проявляется и там, где юный Расин бунтует против усвоенных с отрочества правил янсенистов и пишет задиристые трактаты и памфлеты против своих наставников, не желая, в частности принимать их суровое осуждение театра как развратного занятия, отвлекающего человека от размышлений о Боге; и там, где он творит образы героев, сражающихся со своими страстями; и там, где, состарившийся и умудренный жизнью, он пишет наставления своему сыну о том, как следует ему вести себя, а главное - держаться подальше от театра.

Этот краткий перечень уже свидетельствует о том, насколько противоречивой и непростой была жизнь и сама личность Жана Расина. Биографы неоднократно говорили о том, что в нем как бы уживались два человека: великолепный знаток театра и ненавистник “бездумных” развлечений; смелый мыслитель и художник и преданный монарху царедворец; человек, в чьей жизни пылали страсти - и суровый моралист. Жан Расин окунулся в парижскую жизнь в 1658 году, когда он поступил в парижский коллеж Аркур.

Жизнь, которую он стал вести, весьма отличалась от жизни в Пор-Рояле. Он наслаждается всеми возможными радостями жизни в столице. Его наставники и родственники-янсенисты пишут ему гневные письма, но Расин не обращает на них внимания. Начинается и его карьера при дворе: ода “Нимфа Сены”, написанная по случаю бракосочетания Людовика XIV, вознаграждена сотней луидоров из королевской казны. Вопрос денег и средств к существованию - не последний для Расина. В 1661 году он уезжает на юг Франции в Лангедок, где появляется возможность получить бенефиций, то есть стать настоятелем и получать часть дохода небольшого монастыря (таким настоятелем мог быть человек. не принявший монашеского обета). Пока Расин ждет, получит ли он бенефиций, он изучает богословие, пытается смирить свою темпераментную натуру и внушить себе, что в жизни на лоне природы вдали от столицы тоже есть своя прелесть. Но бенефиций срывается и Расин в 1663 году возвращается в Париж.

Он с головой окунается в литературную и театральную жизнь. Его друзьями становятся Мольер и Буало - в будущем автор знаменитого трактата “Поэтическое искусство”(1674) В 1664 году Расин пишет свою первую трагедию “Фиваида или Братья - враги”. Он отдает эту трагедию для постановки в труппу Мольера. Трагедия провалилась. В дружбе двух драматургов наступило охлаждение. Окончательный разрыв произошел в 1665 году, когда Расин написал трагедию “Александр Великий”. Он было отдал ее опять в труппу Мольера, но передумал и отдал ее же соперникам Мольера - театру Бургундского Отеля...

После “Александра” Расина заметили и о нем заговорили. Критик Сент- Эвремон посвятил статью разбору трагедии. В ней он высказал много нелицеприятных суждений, но заметил, в частности, что теперь не страшится, что со смертью великого Корнеля умрет французская трагедия. Так было определено место Расина как преемника, но, вместе с тем и соперника Корнеля. Еще до постановки “Александра” Расин прочитал Корнелю свою трагедию. Корнель - признанный метр французской трагедии - благосклонно отнесся к поэтическому дару молодого литератора, но заметил, что у того нет никаких драматургических данных. Корнель посоветовал Расину обратиться к какому-нибудь иному литературному жанру. Подлинный успех и известность пришли к Расину после трагедии “Андромаха” (1668). О ней спорили, ее критиковали. Молодой драматург высказал здесь свое собственное, особое понимание того, что такое трагедия.

“Андромаха” написана на сюжет из греческой мифологии. Речь идет о событиях, последовавших за падением Трои. Андромаха - вдова троянского героя Гектора- оказывается вместе с маленьким сыном пленницей короля Пирра. Пирра охватывает неудержимая страсть к Андромахе, но она верна памяти своего мужа. У Пирра есть невеста Гермиона, которая замечает, что жених охладел к ней. В отчаянии она обращается к Оресту, влюбленному в нее, и просит ради любви к ней убить Пирра. Орест убивает Пирра, но Гермиона от горя кончает с собой. Орест сходит с ума. Сюжет выстраивается вокруг цепочки людей, которыми завладела подлинная и неистребимая страсть. Она подчиняет каждого из них себе, лишает возможности сопротивляться. При этом здесь нет ни одной благополучной пары. Несчастны все.

Классицистическая трагедия до Расина часто обращалась к изображению несчастной любви. Знаменитый конфликт долга и чувства как правило реализовывался следующим образом: двое любят друг друга, но высшие обстоятельства не дают им соединиться. Так складывалась, например, судьба Химены и Родриго - героев корнелевского “Сида”. Глядя на такие перипетии в жизни героев, зритель восхищается как благородством их чувств, так и самоотверженностью, с которой они приносят чувство в жертву долга перед государством.

Расин заявил в “Андромахе” о возможности иного построения сюжета.. Его герои также борются с чувством. Но борьба эта происходит в душе каждого из героев. Герой борется с самим собой, а не с внешними обстоятельствами. Построив трагедию так, Расин смог показать зрителю чувство изнутри, проанализировать его влияние на поведение героя. И сами образы героев строятся уже по-другому. Лябрюйер, великий моралист ХVIII века, заметил “ Если Корнель показывает людей такими, как они должны быть, то Расин - такими. как они есть”. В “Андромахе”, пожалуй, лишь образ величественной Андромахи, сохранившей свое достоинство в плену и поражении, так же, как сохраняет она верность мужу - лишь этот образ близок героям Корнеля и до- расиновской трагедии. Но Пирр, Гермиона. Орест - страдающие, пытающиеся обуздать свою страсть - и терпящие в этой борьбе поражение- вызывают не восхищение, но сострадание.

Расина упрекали в том, что его Пирр слишком груб. “Что же. он ведь не читал наших романов” ответил Расин. Вопреки образцу, сложившемуся еще в поэзии трубадуров, любовь не облагораживает Пирра, но лишь проявляет, делает более яркими и резкими, те черты его характер, что были в его натуре и прежде. Гермиона - благородная девушка королевского рода, заметив страсть своего жениха к другой, теряет свое благородство. В ее уста вкладывает Расин великолепное по психологической точности наблюдение: она говорит с Пирром и замечает, что его как бы нет здесь. так как он думает о той. кого любит. И тогда из ее груди вырывается болезненный вопль. Она говорит:

Ну что ж молчите вы? Ни слова мне в ответ? Предатель! Ты своей троянкою лишь бредишь, С ней сердцем говоришь и все минуты метишь, Что попусту идут на разговор со мной. Иди! я не держу... / пер. И. Шафаренко и В.Шора/

“Жан Расин первым во Франции осмелился посмотреть в лицо любовной страсти, первым сорвал ту маску. в которой любовь представала на театре до него”, - так пишет о Расине в биографическом эссе французский писатель Франсуа Мориак.

Действительно, начиная с “Андромахи” основной проблемой, волнующей Расина становится следующая: как меняет человека страсть? Какие темные глубины обнажает она в душе? Может ли человек бороться с ней?

Не случайно, что мастерство Расина наиболее полно проявляется в образах женщин - они, как ему кажется, более беззащитны перед лицом страсти. Таковы Береника, героиня одноименной трагедии (1670). Ифигения, героиня трагедии “Ифигения в Авлиде” (1674) Расин пишет и “политическую” трагедию с более традиционным конфликтом “долга и чувства” - “Британик” (1669), но и там изображена сильная. гордая Агрипина, снедаемая одной страстью - расчистить сыну - будущему императору Нерону дорогу к трону.

Слава Расина растет. У него много недоброжелателей, и среди них Корнель и Мольер. В предисловии к “Британику” Расин защищается от нападок “ некоего старого злонамеренного поэта”. и всем читателям ясно. что речь идет именно о Корнеле. Расин не без успеха пытается проявить себя на том поприще, где снискал славу Мольер - пишет комедию “Сутяги”(1668).

Растет слава Расина как непревзойденного мастера стиха. (Красоту его строчек трудно передать на каком-либо ином языке кроме французского, так точно найдено в них место каждого слова. Во всяком случае, пока русского переводчика Расина, способного передать силу его стиха, нет, и тем, кто не может читать Расина в подлиннике, приходится верить на слово тем, кто читает Расина по-французски). В 1673 году Расин становится членом Французской Академии. Успешна и его придворная карьера. В 1674 году он получает должность государственного казначея в Мулене. и вместе с этой должностью - потомственное дворянство. которого до сих пор у его рода не было. В 1677 году Расин пишет трагедию, ставшую пиком его мастерства. После нее он внезапно резко порывает с театром. Это - “Федра”

Исследования тайной силы страсти, янсенистские представления о греховности и слабости человека, равно как и о изначальной предначертанности его судьбы, наложились в сюжете “Федры” на древнегреческие миф, уходящие корнями в архаическую древность. Это сюжет о проклятии, наложенном на род двумя могущественными богинями - Афродитой и Артемидой. Мать Федры Пасифая прогневала Афродиту, и в наказание была обречена на любовь к быку. Но то же проклятие тяготело и над Федрой, полюбившей пасынка - сына своего мужа Тезея Ипполита.

Ипполит родился от союза Тезея и царицы амазонок, которая преступила обет, данный Артемиде, и полюбила мужчину - Тезея. Проклятие Артемиды стало тяготеть и над Тезеем, и над Ипполитом. Федра, полюбив Ипполита. открыла ему свою любовь. Ипполит отказал ей. Тогда Федра сказала Тезею, что пасынок домогался ее, и разгневанный Тезей призвал на голову Ипполита гнев бога Посейдона. Из моря вышло чудовище, вид которого напугал лошадей, запряженных в колесницу Ипполита. Кони понесли, и юноша разбился. Федра сошла с ума, покончила с собой, но перед смертью рассказала правду Тезею.

Таков сюжет Федры. На этот сюжет была написана трагедия “Ипполит” древнегреческого трагика Еврипида и трагедия “Федра” римского трагика и философа Сенеки. Эти произведения были прекрасно известны современникам Расина. Зрители трагедии Расина, тем самым, не столько ждали с замиранием сердца “чем все кончится” - это и без того было известно, сколько следили за развитием чувств, владеющих Федрой, Ипполитом, Тезеем. Именно повороты, взлеты и падения страсти составляют основу этой трагедии.

Действие ее заключено, по правилу, в 24 часа. Но это ограничение не становится для Расина тесными рамками. Наоборот, на сжатом временном отрезке особенно бурными кажутся все новые и новые чувства, овладевающие героями. В начале пьесы Федра - измученная любовью женщина, скрывающая запретную страсть под напускной ненавистью к пасынку. Но тут до нее доходят слухи о гибели Тезея. Она начинает видеть проблеск надежды в своей любви. открывается служанке, разговаривает с Ипполитом, почти открываясь ему. Сцена разговора с Ипполитом до сих пор считается одной из лучших во французском театре. Федра рассказывает Ипполиту о том, как прекрасен был Тезей в юные годы. Она описывает его с такой любовью, с такой нежностью, и вдруг добавляет, что Ипполит во всем похож на него. Однако все же прямое признание в любви Расин, во изменение античных источников, вкладывает не в уста Федры, а в уста Эноны, ее служанки. И в этом есть особый смысл.

С одной стороны, служанка, наперсница, вестник и тому подобные персонажи - непременный атрибут сюжета классицистической трагедии. Они необходимы, чтобы донести до зрителя то, что происходит за сценой или же происходило до начала действия трагедии. Сходным персонажем в “Федре” выступает Терамен - наставник и друг Ипполита. Но в “Федре” Энона оказывается необходимой и для того, чтобы оттенить характер главной героини.Федра не пала душой настолько, чтобы самой признаться в любви пасынку. а потом - оклеветать его перед мужем. Это делает Энона, которой, по законам классицистического произведения, дозволены более низкие поступки, чем ее госпоже. Но у Федры нет сил сопротивляться или возражать тому, что делает Энона.. Она сохраняет достоинство, но она обессилена в борьбе с самой собой. В разговоре Федры с Эноной именно Энона называет имя того, в кого влюблена Федра - “ты имя назвала!”-восклицает Федра. И снова здесь и уклонение главной героини от слишком явной с слабости, но и психологически точная черта: боязнь произнести имя любимого, само звучание которого наполнено для любящего особым смыслом.

Итак, Энона открывает Ипполиту тайну Федры. И тут выясняется нечто, что ввергает чуть ожившую Федру в еще большую бездну отчаяния: оказывается, Ипполит любит другую, пленницу Арикию, дочь побежденного Тезеем царя.

Монолог Федры, узнавшей о любви Ипполита к Арикии - до сих пор непревзойденный шедевр французской драматургии и поэзии. Его до сих пор читают в артистических студиях Франции, на нем демонстрировали и демонстрируют свое мастерство французские актрисы.

Любовь Ипполита и Арикии - привнесенный Расином поворот сюжета. У Еврипида и Сенеки Ипполит был юношей-девственником, принесшим обет целомудрия богине Артемиде, во искупление того оскорбления, что некогда нанесла богине его мать. У Расина Ипполит и Арикия - пара, чьи взаимоотношения развиваются по традиционным трагедийным законам: здесь-то и присутствует конфликт долга и чувства, ибо Ипполит - наследник царя - любит девушку, на которой ему не суждено жениться.

Это благородная и возвышенная любовь. Но и ее Расин не просто называет, а показывает изнутри. Есть некое сходство между тем, как разговаривают Федра с Эноной и Ипполит с Тераменом. Ипполит въяве презирает любовь, хочет бежать из родного города, но втайне - любит Арикию и борется с этой любовью. Весть о смерти Тезея, открывающая Ипполиту путь к трону, а значит и право распорядиться судьбой Арикии, дает и ему некую надежду на благополучный исход его любви. И этой надежде, также как и надежде Федры, суждено рухнуть. На фоне несчастной любви он вынужден выслушать сначала страшное признание Эноны, а затем не менее страшную клевету, вытерпеть гнев отца. При этом, если Федра виновата в своей любви (в той степени, в которой человек властен распоряжаться своими чувствами), то Ипполит - жертва клеветы, жертва родового проклятия, то есть обречен еще до своего рождения. Особое место среди образов трагедии занимает Тезей. Тезей - царь, герой, то есть именно такой персонаж, который должен стоять в центре трагедии. Он не совершает неблагородных поступков, но становится жертвой низких поступков других. Это - внешняя канва. Но подспудно через рисунок образа Тезея проходит иная линия: он - бывший герой. Его замечательные подвиги. сражение с Минотавром. выход их Лабиринта - в прошлом. Сейчас он усталый слабый и,поэтому оказавшийся во власти низкой страсти. Эта страсть - неудержимый гнев.

Но и бешенство Тезея, и последовавшая за ним гибель Ипполита - предопределены все тем же родовым проклятием. Для Расина это проклятие - в самой сути человека, способного чувствовать, но и беззащитного перед силой своих же чувств. В “Федре” Расин раскрыл скрытые возможности классицистической трагедии, где сюжет, основанные. как правило, на борьбе чувства и разума тем ярче. и выразительнее, чем сильнее чувства, с которыми приходится бороться. Но в “Федре” классицистический принцип доходит и до своего закономерного итога: Расин не представляет зрителю образец для подражания, и вместе с тем, заставляет сострадать героям. Здесь трагедия и искусство теряют свою воспитательную, проповедническую миссию, столь важную для классицистического искусства в целом. После “Федры” Расин уходит из драматургии. Но вначале он испытывает тяжелое потрясение: провал “Федры” при первом исполнении. Говорят, что провал подстроен, что недоброжелательница Расина герцогиня Бульонская скупила два первых ряда в театре, на которых по ее приказу уселись “шикающие” зрители - то. что позже будет называться “театральной” клакой.

Расин начинает жизнь примерного семьянина, женится на Катерине де Романо, девушке из благородной семьи и благонравного нрава: она ни разу не посмотрела ни одной пьесы мужа и считала до конца жизни, что театр, и все с ним связанное - гнездилище разврата.

Расин делает блестящую придворную карьеру. С 1677 года он - придворный историограф, а с 1694 - личный секретарь короля. Говорят, что король не может заснуть, пока именно Расин не прочитает ему на ночь несколько стихов. Одновременно с официальной историографией Расин пишет тайно “Краткую историю Пор-Рояля”.

В 1689 году Расин ненадолго возвращается к драматургическому поприщу. Он пишет пьесу “Эсфирь” для постановки силами воспитанниц женской школы для благородных девиц в Сен-Сире ыря. Это пьеса на ветхозаветный сюжет и построена совершенно иначе, чем предыдущие трагедии Расина: в ней три, а не пять действий, нарушено единство места, она завершается благополучно. В 1691 году Расин пишет трагедию, где в последний раз мощно и необычно блеснет его гений - “Гофолию.”, также на сюжет из Ветхого завета. В 1694 году Расин пишет цикл “духовные песнопения” - 4 гимна - парафраза библейских текстов.

В письмах обращенных к своему сыну Луи в последние годы своей,жизни, Расин порицает театр за то, что изображениями страстей он толкает людей к разврату. Когда-то то же самое говорили молодому Расину его наставники и родственники. Биографы Расина не раз пытались как-то объяснить взгляды позднего Расина: усталостью от жизни, старостью, чем-либо иным. Однако очевидно и другое: после Расина французская классицистическая трагедия не знала шедевров такой силы. Кроме того, уже формировался новый жанр. которому суждено было определить французскую литературу в следующем столетии и прославить французскую культуру в мире, как в XVII столетии прославила ее французская драматургия. Это - жанр романа, где изображение “жизни сердца”, анализ чувства, станет ведущим принципом и покорит не одно поколение европейских читателей.

Расин умер в 1699 году и был похоронен на кладбище в Пор-Рояле

Библиография

Жан Расин. Сочинения в 2 т. М, 1984.

Н.Жирмунская. пред. к кн: Жан Расин. Трагедии. М.Наука. 1982(?)

Франсуа Мориак. Жизнь Жана Расина. пер. с фр. В.А.Мильчиной. - М., .1988

Жан-Батист Расин – французский драматург XVII века – родился 21 декабря 1639 года и был крещён на следующий день в городе Ла-Ферте-Милон (графство Валуа, ныне департамент Эн), в семье чиновника налоговой службы Жана Расина (1615-1643).

В 1641 при родах второго ребёнка (сестры будущего поэта Мари) умирает мать. Отец вторично женится, но через два года умирает в возрасте двадцати восьми лет. Бабушка воспитывала детей.

Расину было девять лет, когда его отдали в пансион, связанный с аббатством Пор-Рояль, оплотом янсенистов. Это близкое к протестантизму религиозное движение было осуждено Римом еще в 1642, а в 1656 были закрыты королевским указом все школы Пор-Рояля. Стержень учения янсенистов составляла идея предопределения - «благодати», от которой зависит спасение души. В Пор-Рояле Расин получил великолепное эллинистическое образование - одновременно он унаследовал от своих учителей-янсенистов обостренный интерес к «греховным» движениям души и искусство анализа сокрытых психологических состояний.

В 1658 Расин начал изучать право в Париже и завел первые связи в литературной среде. В 1660 он написал поэму «Нимфа Сены», за которую получил пенсию от короля, а также создал две пьесы, никогда не ставившиеся на сцене и не дошедшие до наших дней. Семья матери решила подготовить его к религиозному поприщу, и в 1661 он уехал к дяде-священнику в Лангедок, где провел два года в надежде получить от церкви денежное содержание, которое позволило бы ему целиком посвятить себя литературному труду. Эта затея окончилась неудачей, и около 1663 Расин вернулся в Париж.

Круг его литературных знакомств расширился, перед ним открылись двери придворных салонов. Первые из его сохранившихся пьес - «Фиваида» (1664 ) и «Александр Великий» (1665 ) - были поставлены Мольером. Сценический успех побудил Расина вступить в полемику со своим бывшим учителем - янсенистом Пьером Николем, который провозгласил, что любой писатель и драматург является публичным отравителем душ.

В 1665 Расин разорвал отношения с театром Мольера и перешел в театр Бургундский отель вместе со своей любовницей, прославленной актрисой Терезой Дю Парк, сыгравшей в 1667 заглавную роль в «Андромахе». Это был первый шедевр Расина, имевший колоссальный успех у публики. Широко известный мифологический сюжет уже был разработан Еврипидом, но французский драматург изменил суть трагедийного конфликта с тем, чтобы «образ Андромахи соответствовал тому представлению о ней, которое утвердилось у нас».

С постановки «Андромахи» начался самый плодотворный период в творчестве Расина: вслед за его единственной комедией «Сутяги» (1668 ) появились трагедии «Британник» (1669 ), «Береника» (1670 ), «Баязет» (1672 ), «Митридат» (1673 ), «Ифигения» (1674 ).

Драматург находился на гребне славы и успеха: в 1672 он был избран во Французскую Академию, а благоволивший к нему король даровал ему дворянский титул. Поворотным пунктом этой чрезвычайно успешной карьеры стала постановка «Федры» (1677 ). Враги Расина предприняли все усилия, чтобы провалить пьесу: незначительный драматург Прадон использовал тот же сюжет в своей трагедии, которая была поставлена одновременно с «Федрой», и величайшая трагедия французского театра (которую сам драматург считал своей лучшей пьесой) на первом представлении провалилась.

Интрига вокруг «Федры» вызвала бурную полемику, в которой Расин не стал принимать участия. Внезапно оставив сцену, он женился на набожной, но вполне заурядной девушке, родившей ему семерых детей, и занял должность королевского историографа вместе со своим другом Буало. Единственными его пьесами за этот период стали «Эсфирь» (1689 ) и «Гофолия» (1690 ), написанные для школы девочек в Сен-Сире по просьбе их патронессы маркизы де Ментенон, морганатической супруги Людовика XIV.

Жан-Батист Расин умер 21 апреля 1699 года . Похоронен на парижском кладбище возле церкви Сент-Этьен-дю-Монт.

Произведения :
1660 – Amasie
1660 – Les amours d’Ovide
1660 – «Ода на выздоровление короля» (Ode sur la convalescence du roi)
1660 – «Нимфа Сены» (La Nymphe de la Seine)
1685 – «Идиллия мира» (Idylle sur la paix)
1693 – «Краткая история Порт-Рояля» (Abrégé de l’histoire de Port-Royal)
1694 – «Духовные песни» (Cantiques spirituels)

Пьесы :
1663 – «Слава музам» (La Renommée aux Muses)
1664 – «Фиваида, или Братья-враги» (La thebaïde, ou les frères ennemis)
1665 – «Александр Великий» (Alexandre le grand)
1667 – Андромаха
1668 – Сутяги
1669 – Британик
1670 – Береника
1672 – Баязет
1673 – Митридат
1674 – Ифигения
1677 – Федра
1689 – Эсфирь
1691 – Гофолия