Разное

Расизм определение кратко. Что такое

Приписывание характеристик превосходства или неполноценности людям, обладающим определенными унаследованными физическими качествами. Одна из особых форм предрассудков, акцентирующих внимание на физических отличиях людей. Расистские взгляды и установки прочно закрепились во времена колониальной экспансии Запада, но и по сей день они распространены во многих культурах. В основе механизма формирования этих установок лежат предрассудки и дискриминация.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАСИЗМ

(англ. - racism, нем. - Rassismus) - антинаучные концепции и бытовые представления о генетически обусловленной физической, психической, интеллектуальной неравноценности различных расовых, а также этнических и других социальных групп, в соответствии с которыми человечество подразделяется на “высшие” и “низшие” расы, на “полноценные” и “неполноценные” народы, на благородную “элиту” и “массу” (“чернь”), и связанные с такими концепциями идеология, политика и социальная практика.

Расистские концепции утверждают решающее якобы значение физических и политических особенностей расовых и этнических групп для характера и уровня их культуры, общественного устройства, исторического развития, способности к прогрессу.

Расистские мифы, стереотипы, предрассудки проявляют очень большую живучесть. Их влиянию подвержены весьма значительные группы населения многих стран и регионов (подтверждением чему является широкое распространение т.н. “бытового расизма”), проявляются в отношении “белых” (европейцев) к народам “небелого” мира, к “цветным” иммигрантам, к коренным этнорасовымм меньшинствам. С другой стороны, в условиях антиколониальной борьбы народов Азии, Африки, Латинской Америки возникли различные формы “цветного” расизма - “желтого”, “черного” - негритюд, “красного” (индейского).

Идеологическая и связанная с нею политическая функция Р. - “обосновать” и “оправдать” различные формы господства, дискриминации, нетерпимости одних народов (групп) в отношении других, включая экспансию, колониализм и неоколониализм (см.), социальную и территориальную сегрегацию (вплоть до апартеида), геноцид (см.).

Психологическая функция Р. - подавить чувство личного и национального достоинства людей, относимых к “неполноценным” народам и расам, с тем, чтобы упрочить контроль над ними правящих слоев доминирующего этноса. Одновременно совершается и деморализация последнего. Экономическая функция Р. - быть особым инструментом эксплуатации и сверхэксплуатации отдельных расовых групп и целых народов.

Этнорасовые предубеждения по отношению к чужим по внешности и поведению людям существовали еще в доклассовых и раннеклассовых обществах. У древних египтян, греков, римлян, персов, китайцев имелись концепции о различной природе, способностях душевном складе рабов и раовладельцев, которые в большинстве случаев принадлежали к разным этносам, а иногда и различным расовым типам; их можно считать первыми попытками обоснования социального и этнорасового неравенства. В феодальных обществах средневековья были распространены представления о биологической неравноценности феодалов, дворянства (“белая кость”, “голубая кровь”) и крестьянства (“черная кость”). В период Великих географических открытий, становления капитализма, начавшейся колонизации европейцами заморских земель постепенно складывается “теория” иерархичности различных групп человечества. Испанские и португальские завоеватели Центральной и Южной Америки оправдывали варварскую жестокость по отношению к индейцам тезисом об их “неполноценности”. Позднее расистские концепции были использованы и англичанами для морально-правового оправдания торговли рабами-африканами и рабства в Америке. Экономическое, военно-техническое, организационно-политическое преимущество стран-колонизаторов, способствовавшее подчинению им других народов, обусловило появление у их населения, особенно у господствующих групп, сознания превосходства “белой” расы над “черной” или “желтой”.Одну из первых попыток “научного” обоснования подобных взглядов сделал немецкий литератор и историк Хр.Мейнерс в книге “Общие черты истории человечества” (1785), где “кавказская” (белая) раса была выделена как особо совершенная физически и одаренная умственно.

Новый этап в разработке, широком распространении и активном использовании расистских идей относится к середине и второй половине XIX в. В США идеи Р. поставили на службу защитникам рабского статуса негров антропологи С.Дж.Мортон, Дж.К.Нотт, Г.Р.Глиддон, которые, фальсифицируя факты, доказывали с позиции полигенизма “примитивность” негров и индейцев. Позднее ряд американских историков и политиков выступил с концепцией о превосходстве американцев (белых) как “особой расы” людей, призванной руководить миром (М.Грант, Дж.Фиск, Д.Стронг, Т.Рузвельт).

В Европе особое место в попытках теоретического обоснования и оформления расизма принадлежит французскому социологу А.де Гобино, автору четырехтомного сочинения “Опыт о неравенстве человеческих рас” (1853). Убежденный сторонник полигенизма (происхождения людей от различных антропоидов в разных частях мира), он поставил на высший этаж в пирамиде человеческих групп белую расу, якобы превосходящую по всем параметрам “желтую” и особенно “черную”. В “белой” расе Гобино выделил элитную расу - “арийскую”, внутри которой такой же “элитой” считали германцев. Расовые различия, по Гобино, предопределяют не только неравенство народов, но и социальную стратификацию внутри народов.

Р. объективно служили многочисленные этнографические описания, подчеркивавшие примитивизм большинства не-белых народов без объяснения причин их историчеческого отставания от европейцев. Подобную же направленность имело объяснение напряженности и конфликтов между различными этническими и расовыми группами несовместимостью культурных ценностей, на чем до сих пор настаивают отдельные сторонники культурного релятивизма.

Некоторые идеи Р. получили поддержку и развитие в работах видных социологов (Г.Спенсер), психологов (Г.Лебон), биологов (Э.Геккель, Л.Бюхнер), стоявших на позициях “социал-дарвинизма”, представители которого переносили открытые Ч.Дарвином закономерности органического мира (борьба за существование, естественный отбор как фактор развития видов и др.) на человеческое общество. Французский социолог Ж.В.де Ляпуж, создатель т.н. антропосоциометрии, утверждал, что существует причинно-следственная взаимосвязь между расовыми особенностями и социальными явлениями, что борьба классов - это на самом деле межрасовая борьба. В Англии Ф.Гальтон - основатель учения о “евгенике” - доказывал, что аристократия обладает значительно большими творческими способностями, передаваемыми из поколения в поколение, чем “низшие” социальные классы; концепцию Р. защищали этнолог Дж.Гент, историк Дж.Сили, социолог Б.Кидд и другие. В Германии среди идеологов расизма и социал-дарвинизма особую известность приобрели О.Аммон, Л.Вольтман, Х.Чемберлен (натурализовавшийся там англичанин), которые доказывали превосходство германской (“нордической”) расы (длинноголовые светлопигментированные “арийцы”) над всеми остальными народами и расами. Их взгляды, наряду с некоторыми реакционными идеями Ф.Ницше, О.Шпенглера и др., были взяты на вооружение национал-социализмом, получили дальнейшее “развитие” и реализацию в человеконенавистнических “концепциях” и чудовищных преступлениях гитлеризма, сделавших Р. официальной политической доктриной. В период нацистского режима Р. господствовал в немецкой антропологии и этнологии; среди “расоведов” фашистского толка следует назвать Г.Гюнтера, Ф.Ленца, Е.Фишера.

В отличие от периода колониальной экспансии (и фашизма в 20-40-х гг. XX в.), во второй половине XX в. преобладают различные завуалированные формы Р., особенно - “психорасизм”. Расистские концепции развиваются и “обосновываются” в сочинениях различных авторов, пытающихся доказать иерархичность рас и расовых групп, вред межрасовых брачных контактов в основном с помощью психологических, психометрических методов и методик. Опираясь на некоторые данные по измерению т.н. “коэффициента интеллекта”, А.Дженсен, Г.Айзенк, Р.Херрнстейн делали попытки показать неравные интеллектуальные способности различных расовых групп (в частности, более высокие у белых).

Передовые ученые в этнографии и антропологии всегда решительно протестовали против Р., демонстрируя его антинаучность, вскрывая его социальные корни. Еще И.Г.Гердер, известный немецкий ученый и просветитель XYIII в., высказал мысль о единстве человечества и о равных правах всех его групп на историческое развитие. Противниками Р. были выдающиеся представители эволюционизма XIX в. с его фундаментальной идеей единства человеческого рода - Л.Г.Морган, Э.Тэйлор и др.; в XX в. их эстафету приняли Ф.Боас, А.Хрдличка, А.Валлуа, К.Леви-Стросс, Ф.Лушан, Л.Нидерле и др. В России на антирасистских позициях стояли Н.Г.Чернышевский, Н.Н.Миклухо-Маклай, А.П.Богданов, Д.Н.Анучин и др.; эта традиция была воспринята и развита в трудах советских антропологов и этнографов (В.П.Алексеев, В.В.Бунак, Г.Ф.Дебец, М.Г.Левин, Д.А.Ольдерогге, И.И.Потехин, Я.Я.Рогинский, С.А.Токарев, С.П.Толстов и др.). В последнее время большинство специалистов - психологи, социологи, этнографы - отвергают значение тестирования для определения уровня способностей той или иной человеческой группы как некорректную методику, ибо получаемые результаты определяются множеством факторов, в том числе и не связанных с генетическими особенностями индивидуумом.

Наука XX в. доказала несостоятельность всех аргументов расизма, всех вымыслов и мифов о физической или психической “неполноценности” современных расовых типов человечества. Это неоднократно констатировалось в документах международных совещаний по расовой проблеме, которые проводились под эгидой ЮНЕСКО (в частности, ы 1950, 1951, 1952, 1962, 1964, 1967, 1978, 1981 гг.). Недопустимо смешение понятия “расы” как биологической категории с такими социальными феноменами как этнос, класс, сословие; не связаны причинно между собой язык и расовый тип; опровергнуты предположения о генетической связи ныне существующих рас с разными видами древних антропоморфных обезьян, о вреде межрасовых браков; при смешении все расовые типы дают, как правило, плодовитое потомство, полноценное в физическом и психическом отношении. Данные современной антропологии и генетики неопровержимо свидетельствуют о близком биологическом родстве всех рас, расовых типов, популяций; все люди относятся к одному виду Homo sapiens. Никакого основания для иерархической классификации человеческих популяций и рас не дают ни их внешние морфологические признаки, ни их физиологические или анатомические особенности, в частности, не существует различий в строении мозга у представителей различных расовых типов. Все отмечаемые учеными специфические черты расовых типов и популяций имеют второстепенное значение, они не определяют умственное, социальное развитие этносов или других социальных групп.

Р. в любой его форме противоречит важнейшим принципам и нормам международного права. Борьба с Р. в современных условиях - существенная составная часть процесса утверждения нового мышления во внутренней и внешней политике государства, важный фактор ширящегося во всем мире движения за демократизацию и гуманизацию отношений между людьми и народами, за мирное сосуществование, за выживание человечества.

ЛИТ.:Критика буржуазных теорий национализма и расизма. М., 1976.

Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм (пер. с англ.). М., 1982.

Против расизма. М., 1966.

Расовая теория на службе фашизма. Киев, 1935.

Расы и общество. М., 1982.

Расы и расизм: история и современность. М., 1991.

Berghe P. van den. Race and racism. N.Y. 1967.

Gulliamin C. L Ideologie raciste. Genese et langage actuel. P., 1972.

Race and racism: essays in social geography. L., etc., 1987.

Racism, science et pseudo-science. P., UNESCO, 1982.

Race, Science and Society. P. 1972.

Schwartz B. and Disch R. White racism. Its history, pathology and practice. N.Y. 1971.

La science face au racisme. P., 1986.

Taguieff P. La force du prejuge: Essay sur le racisme at ses doubles. P., 1988.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что значит расист? Сегодня очень часто можно слышать этот термин в средствах массовой информации. Слова «расизм» и «расист» периодически слетают с уст современных людей. Но далеко не каждый употребляющий их понимает истинное значение этих понятий. Что ж, попробуем разобраться и ответить на вопрос: расист - это кто?

Корень слова «расизм» и толкование понятия

Морфологический анализ данных слов показывает, что оба они имеют корень «раса». А значит, так или иначе, связаны с принципом разделения людей на популяции по определенным биологическим признакам. На сегодняшний день, согласно основной классификации, в мире выделяют три расы - черную (негроидно-австралоидную), белую (европеоидную) и желтую (монголоидную). За каждой из них закреплена определенная территория на планете, которую населяют большинство представителей данной конкретной популяции. И все было бы гладко в этой системе, если б не породило человечество такое явление, как расизм.

Кто такой расист: определение термина

Говоря простыми словами - это человек, возвышающий себя над другими на основании своего цвета кожи. Обратившись к разным видам словарей и проанализировав их толкования, можем привести обобщенное толкование: расист - это человек, возвышающий одну популяцию людей над другой только лишь на основании биологических особенностей. И если само это понятие появилось относительно недавно (в 19-м столетии), то история его проявлений уходит в глубь веков.

Проявления расизма в истории человечества

Во времена рабовладельческого строя одни люди считали, что другие родились только лишь для того, чтобы служить им, работать на них. Отсюда слово «раб» и, следовательно, название строя. Следующий период развития человечества - средневековье - породил кровное разделение всех на «знать» и «чернь». И снова вторая категория должна была ублажать первую. Капитализм оправдывал генетическим неравенством свои действия по отношению к аборигенам материков, которые были открыты и колонизированы белыми людьми - европейцами.

Индейцы обеих Америк и Австралии безжалостно уничтожались, а их материальные блага и земли осваивались пришельцами, считающими себя представителями более развитой, лучшей расы. Одной из самых последних и самых ярких вспышек расизма стал режим фашистской Германии, основанный на убежденности немцев в том, что они принадлежат к высшей расе арийцев и поэтому имеют право силой отнимать у остальных народов все, вплоть до самой жизни. Гитлер даже устраивал специальные экспедиции на восток, в сакральную страну «Шамбалу», где по легенде хранятся захоронения людей, которые господствовали на Земле много веков назад. Немцы пытались найти доказательства, что их раса происходит от древних высокоразвитых цивилизаций, однако их старания не увенчались успехом.

Как видим, во все времена расизм служил единственной цели - обогащению одних людей за счет других под прикрытием идеологии избранности. И всегда сопровождался кровью, разрухой, войной, смертями миллионов невинных…

Разработка расистской теории

Первую концепцию расизма разработал в середине 19-го века французский философ Ж. А. Гобино, который как раз и провозгласил «арийцев» высшей расой. Из его теории, а также из разработок некоторых других мыслителей следовало, что люди изначально неравноценны. Это определяется природой, и каждой расе навсегда уготовано свое место. Кто-то «приговорен» быть двигателем культурного и технического прогресса, а другой навечно записан в «подсобники», «разнорабочие». И такой порядок вещей, по мнению авторов теорий, должен был сохраняться - смешение рас они считали вредным для человечества. Спустя каких-то 30 лет все это взял на вооружение Гитлер, затеявший самую кровопролитную в истории планеты войну.

Расист: значение слова сегодня

В наши дни это понятие по-прежнему процветает, хотя и не так ярко выражено. Сегодня расист - это представитель «ультраправой» радикальной организации. Такие люди имеются практически в каждой стране, их цель - очистить свое государство от представителей других наций и биологических рас. Методы самые разные, зависят они от жесткости правовой системы государства. Если правительство надлежащим образом следит за соблюдением прав человека и на законодательном уровне признает проявление расизма преступлением, то радикалы находятся в тени и изредка устраивают вылазки и погромы. Пример: скинхеды в России, радикальные европейские футбольные фанаты (ультрас) и т. д.

А если правительство не контролирует ситуацию в стране, то начинается хаос. В некоторых подобных государствах человека могут избить и даже убить только за цвет его кожи, разрез глаз и вероисповедание. Наиболее опасными считаются африканские и азиатские страны, где ведется гражданская война или другие локальные конфликты. Белые ненавидят черных и наоборот, радикальные мусульмане убивают христиан и т. д. Расист - это человек, пытающийся унизить и иногда даже покалечить или лишить жизни людей, которые от него отличаются.

И хоть расизм давно осужден мировой общественностью, но проявления его то и дело случаются в разных уголках планеты, в том числе и в нашей стране. И сегодня еще, несмотря на достижения прогресса и множество принятых превентивных мер, можно встретить расистов - людей, искренне убежденных в своей принадлежности к высшей (лучшей) касте и допускающих существование представителей популяций «низкого» сорта только лишь в качестве своих поклонников и рабов.

Фраза «понаехали тут» все чаще слышится в адрес приезжих, особенно если они являются людьми другой национальности. Некоторые негативно относятся к азиатам или африканцам, считая себя умнее и воспитаннее, а между тем это подчеркивает их склонность судить предвзято на основе стереотипов.

История расизма довольно древняя, первые упоминания о расизме встречаются еще в древних восточных манускриптах. Позднее, в 16–17 веках, с развитием мореплавания и открытием европейцами африканского континента, псевдонаучная теория расизма получила новый толчок к развитию, пытаясь оправдать такое явление, как рабство.

Когда и почему возникла идея расового превосходства

Обосновать справедливость расизма пытались многими способами, в том числе и с точки зрения религии. Эксплуатация высшими сословиями низших была якобы богоугодным делом, а проявляемое бедняками смирение должно было вознаградиться раем после смерти. Особенно расизм был популярен среди рабовладельцев, считавших негров-рабов потомками Хама, история которого описана в Библии.

Жозеф А. де Гобино – малоизвестный французский дипломат, писатель, дворянин по происхождению, по праву считается основоположником теории расизма. Он рассматривал историю великих империй и пришел к выводу о том, что причина упадка – в равенстве и смешении различных народов, ибо это есть торжество серости и посредственности.

В четырехтомном сочинении, посвященном обоснованию концепции расизма, де Гобино дает определение, что такое расизм: это безусловное превосходство одной расы над другой, а потому ее привилегированное положение не подлежит сомнению. Он также утверждал, что с точки зрения расизма все народы имеют разное происхождение, а потому подразделяются на три группы по цвету кожи:

  • Белая, или арийская – расизм считает, что это самая высшая нация, обладающая расовым превосходством в плане физического, эстетического, интеллектуального, морального развития.
  • Желтая раса, или азиаты – это люди второго сорта.
  • Черная раса – к последней группе расизм относит представителей африканских народностей, которые людьми считались лишь на основании физиологического подобия.

С позиций расистских теорий, превосходство может быть не только биологическим, но и интеллектуальным. Такой подход к расизму подробно рассматривается английским германофилом, ярким представителем расово-антропологической школы Х. С. Чемберленом.

Он считал, что арийская культура сформировалась под влиянием всего самого лучшего, а Моисеево представление о мире навязано извне, поэтому расизм должен отвергнуть это заблуждение. В основном Чемберлен обосновывал расизм больше мистическими причинами, чем реальными фактами, но его догмы в дальнейшем нашли свое применение в нацистской пропаганде.

Еще один известный теоретик, Людвиг Ф. Клаус, считал, что расизм – это совокупность личностных свойств и переживаний, определяющих характер представителей определенной национальности. С его точки зрения, внутри каждой расы есть более благородные представители и менее ценные, но непредвзято решить, кто лучше, может только человек без расы.

Так как подобного представителя в природе нет, то дилемма расизма останется неразрешенной, а все прочие оценки слишком субъективны, чтобы быть признанными неоспоримой истиной. Другие сторонники теории расизма считали, что данное учение недостаточно принципиально, а потому является второстепенным и в некоторой степени несостоятельным.

Взгляд нацистов на проблему разделения по цвету кожи

Дальше всех в популяризации такого явления, как расизм, продвинулись немецкие теоретики, которые подвели определение этого термина под новые, военные реалии – оправдать захват чужих земель и уничтожение наций. Однако активно продвигаемая нацизмом концепция расизма и арийского превосходства натолкнулась на идеологические шероховатости, ведь великий фюрер, мягко говоря, не совсем соответствовал стандартам «высшей расы»: он не вышел ростом, к тому же был брюнетом со слабым здоровьем.

Гитлер обладал несомненной харизмой и был талантливым оратором, однако толпа вряд ли оставила без внимания такой фактор, как внешность. Чтобы избежать конфуза, немецкие идеологи стали говорить о «нордической душе», присущей «высшей расе», к которой автоматически причислялись все фашисты.

Для обоснования справедливости расизма нацисты использовали труды антропометра О. Аммона и социолога Ф. Ляпужа. Аммон, проведя исследование по обмеру человеческих голов, сделал выводы о том, что длинноголовые более талантливы, чем короткоголовые. Ляпуж пошел в своих рассуждениях куда дальше, сопоставив форму черепа с положением в обществе, а также высказался о том, что расизм держится на потребности нижних сословий иметь господ над собой.

Многочисленные нацистские идеологи смогли создать крепкую основу расизма, которая помогла поселить в головах миллионов людей абсурдную идею о необходимости господства над миром одной расы – арийцев. В военные годы в Германии распространилась идея национализма.

Некоторые ошибочно полагают, что расизм и национализм – две стороны одной медали, однако отличие очевидно. Расизм предполагает дискриминацию по биологическим или интеллектуальным критериям, а национализм – по принадлежности к одной нации вне зависимости от этнических корней.

Современные формы дискриминации

Современное общество более терпимо к расовым различиям, однако полностью дискриминацию еще не удалось изжить. Особенно наглядно эта ситуация проявляется в странах с большой долей мигрантов.

Расизм в Америке до сих пор существует, несмотря на все предпринятые попытки изжить это явление, причем он принимает абсурдные формы, когда за одно и то же преступление афроамериканца могут оправдать, а белого гражданина сурово осудить. Дональд Трамп, будучи кандидатом в президенты страны, считающейся опорой мировой демократии, открыто выступал с лозунгами, содержащими идеи расизма.

Второе дыхание получило такое явление расизма, как национализм, причем он может выражаться как в положительной, так и в отрицательной форме. Например, в нашей стране активно продвигается идея национального единства, особой миссии России в мировой политике, помощи и добрососедства, что является положительной формой.

Более агрессивное выражение этого явления ведет к противостоянию, как, например, в случае Северной и Южной Кореи. В ситуации активного военного противостояния националистов вряд ли что-то удержит от применения оружия массового поражения.

Крайняя форма национализма – это шовинизм, подразумевающий оправданность угнетения и даже уничтожения других народов. В более обыденной форме шовинизм означает индивидуальную нетерпимость и превосходство над людьми, не обладающими определенными характеристиками, с точки зрения конкретного человека.

Возникновение термина связывают с именем солдата Шовена, жившего во времена Французской революции и носившего в знак преданности свергнутому монарху фиалку на лацкане мундира. Осмеиваемый всеми, Шовен считал себя исключительно благородным и достойным человеком, а окружающих – людьми второго сорта.

Шовинизм может принимать самые разнообразные формы, но чаще всего от него страдают женщины, чья роль на протяжении долгого периода истории сводилась только к продолжению рода и ведению домашнего хозяйства.

Немецкие идеологи много говорили о том, чем отличается слабый пол, ограничивая роль женщины тремя вещами: кухня, дети, домашнее хозяйство. Мужской шовинизм – устойчивое явление, даже сейчас величина заработка может зависеть от пола или внешности, а сексуальные домогательства еще долго будут оставаться неразрешимой проблемой.

Что плохого в расовой дискриминации

Казалось бы, какая разница, какого цвета кожа человека, какого он пола или возраста? Однако наша психика устроена так, что любая непохожесть может вызывать у нас отторжение или даже крайние формы ненависти, побуждающие к совершению неблаговидных поступков.

История знает много примеров, когда расизм приводил к гибели миллионов невинных, как случилось во времена существования фашистской Германии. Миллионы рабов, вывезенных из Африки, погибли от непосильных работ в каторжных условиях на плантациях под палящим солнцем или были зверски замучены рабовладельцами.

Недостойно судить о человеке плохо только потому, что он еврей, ведь эта нация подарила миру много гениальных ученых, философов, экономистов, врачей и изобретателей. Нельзя негативно относиться к черным только на основании цвета кожи, ведь среди них много талантливых спортсменов, музыкантов, актеров, бизнесменов и политиков. Расизм в любой форме есть проявление узости и ограниченности мышления, неспособности воспринимать мир во всем его разнообразии.

Теория расизма была развенчана как несостоятельная и антинаучная, а любые попытки связать расизм с физиологическими или интеллектуальными особенностями определенной нации потерпели неудачу. Некоторые идеологи расизма тщетно отсылали своих оппонентов к Библии как к книге, обосновывающей справедливость этого явления. Однако в Заветах не содержится ни единого упоминания или намека на расизм, а великая книга всех христиан проповедует только терпение и любовь к ближнему.

Активная борьба с проявлениями расизма в нашей стране ведется сразу на нескольких уровнях. На государственном уровне наказание за расизм ужесточено, приняты поправки к статьям 115, 282 Уголовного кодекса, предусматривающие суровое наказание за противоправные действия на национальной почве.

В школах проводятся специальные занятия о недопустимости расизма по отношению к людям другой национальности, детям рассказывают о том, насколько ценна жизнь каждого человека. Особенное внимание уделяется работе с подростками, чтобы не допустить распространения идеологии расизма и направить бурную энергию в позитивное русло: проводятся тематические слеты и фестивали, организуются политические и волонтерские движения.

Пропаганда толерантности, национального единства уже дает положительные результаты, общество выздоравливает, избавляясь от заразы расизма. Об этом свидетельствуют многочисленные благотворительные центры помощи беженцам с Украины и пострадавшим от боевых действий в Сирии. Вспомните пример доктора Лизы, женщины, которая спасла десятки человеческих жизней, детских жизней, но сама трагически погибла в авиакатастрофе. Давайте же все мы будем чуточку терпимее, чуточку добрее, ведь без расизма наш мир станет лучше. Автор: Наталья Яковлева

теория о разделении человечества на "высшие" и "низшие", "полноценные" и "неполноценные" расы, обосновывающая право людей господствовать над др. или отвергать др., якобы низших по отношению к ним.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РАСИЗМ

реакционная идеология, психология, политика и практика, основанные на признании якобы естественной, природной, биологической предопределенности неравноценности человеческих рас и проводящие линию разделения их на «высшие» и «низшие», «полноценные» и «неполноценные», обоснования правомерности господства первых над вторыми.

Исторические корни Р. уходят в глубокую древность, в рабство. Позднее он широко использовался колониализмом. Но теории Р. сложились лишь во второй половине ХГХ столетия (Ж. Гобино «Эссе о неравенстве человеческих рас» 1884, Х.Чемберлен «Основы девятнадцатого столетия» 1899 и др.). Суть Р. сводится в основном к следующему: расы неравноценны; именно они решающим образом влияют на характер и поведение людей, культуру, всю социальную жизнь; прежде всего расовые различия определяют разный уровень интеллектуальных способностей и творческих возможностей представителей соответствующих рас; последнее предопределяет иерархическое деление рас и народов, представляет собой вечный, неизменный естественный закон общественного развития; смешение рас вредно для социокультурного прогресса и может привести цивилизованное общество к катастрофе. Р. был официальной теорией и идеологией гитлеровского фашизма, национал-социализма. Мировое сообщество, ООН резко осуждают Р. как грубое нарушение всеобщих и фундаментальных прав человека, требуют от всех стран активной борьбы за искоренение Р. (Весомая деколорация прав человека 1948 г., Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г., Декларация о расе и расовых предрассудках 1978 г. и др.). Все это сыграло важную роль в ликвидации Р., сегрегации и апартеида в ЮАР в конце 80 - начале 90-х гг. Тем не менее проявления Р. не исчезли в современной социально-политической жизни многих стран, особенно в связи с еще сохраняющимися в них различными фашиствующими организациями.

Современный русский расовый теоретик В. Б. Авдеев говорит о слове «расизм» следующее: «Это слово впервые появилось в 1932 году во французском словаре Ларусса и представляет собой всего лишь журналистский новодел, созданный политически ангажированными людьми и не имеющий четкого и вразумительного научного обоснования. Поэтому использование его в среде образованных людей не рекомендуется» . Французский писатель и журналист Ален де Бенуа посвятил определению этого слова целую статью, которую так и назвал - «Что такое расизм». В частности, автор статьи говорит следующее: «Сегодня слово «расизм» имеет так много противоречащих друг другу значений, что вокруг него образуется ореол мифа и поэтому его трудно определить. Назвать кого-нибудь расистом, даже если это грязная клевета, удобная тактика, - она либо парализует противника, либо бросает на него подозрение и лишает его доверия. Такой подход стал обычным в конфликтах, которые мы наблюдаем каждый день. Обвинение в расизме как правило влечет за собой ряд аналогичных обвинений: в принадлежности к крайне правым, в фашизме, антисемитизме и т. д.».

См. также: межнациональная ненависть, национализм, национал-социализм, раса, русский фашизм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Концепция, которая базируется на утверждении об превосходстве одной расы над другими.

Что такое РАСИЗМ – определение простыми словами.

Простыми словами, Расизм – это система предрассудков которая построена на изначальном неравенстве между различными расами. Подобные расовые предрассудки часто включают в себя убеждения в том, что люди разных рас отличаются умственными или физическими способностями, наличием определенных моральных или культурных качеств и так далее.

Таким образом, можно сказать, что расизм – это вид дискриминации или угнетения доминантной расой по отношению к людям другой расы. Как правило, доминантная раса считает себя превосходящей остальные по ряду параметров, что якобы дает ей право на высокомерное отношение или даже подчинение представителей других рас. Само собой, что подобная идеология или концепция, является абсолютно антинаучной и опасной. История знает множество примеров, когда под влиянием расистских идей уничтожались или порабощались целые народы (рабство, нацизм).

Типы, виды и формы расизма.

Исходя из современной реальности, можно утверждать, что в мире существует огромное количество различных форм проявления расизма. Условно их можно поделить на три большие группы:

  • Биологический или научный расизм;
  • Индивидуальный расизм;
  • Институциональный расизм.

Биологический или научный расизм.

Данный вид расизма основывается на ранних научных заблуждениях, которые были сделаны учеными еще в начале 18-го века и получили популярность и влияние в середине 19-го века. Так используя подобные заблуждения, были попытки оправдать жестокость по отношению к негроидной расе. На основании измерений различных черепов представителей негроидной расы, строились теории о том, что именно они являются средним звеном между «белыми» людьми и шимпанзе. Естественно, что все это не выдерживает никакой критики, но такие взгляды были очень популярны в свое время.

Подобные идеи были настолько популярны, что даже Дарвин, который считал всех людей одним и тем же видом, отмечал, что некоторым расам присущи различия в умственных способностях. Что поделать, таковы были времена и такой была наука.

Также стоит отметить и вклад Жозефа Артюра де Гобино в развитие расизма. Ведь именно он является автором теории о существовании так называемой «арийской» расы, которая по его представлению занимала доминирующее место среди всех остальных. Подобные мысли были изложены в его работе «Очерк о неравенстве человеческих рас» (1853-1855). И именно его идеи были взяты за основу при создании нацистской расовой политики Третьего рейха.

Индивидуальный расизм.

Данный вид проявления расизма может принимать следующие формы:

  • Расовые предрассудки – это личные мнения по поводу того или иного человека, основанные на его принадлежности к другой расе. К примеру, это может быть так: этот человек плохой, так как он является представителем другой расы. Подобные предрассудки зачастую формируются на основании социальных мнений или стереотипов.
  • Расовая дискриминация – это форма расизма при которой строится отношение к людям в зависимости от их расы. К примеру, на работу, могут просто не принимать чернокожих людей или отдавать предпочтение «белым», если есть выбор.
  • Обратная дискриминация. Это довольно неоднозначная форма расизма, которая может относится как к индивидуальному, так и к институциональному расизму. Суть заключается в том, что в качестве компенсации за прошлые «грехи» перед определенной расой, ее представителям отдается преимущество. Так к примеру работодатель может намеренно или из-за существующих квот предоставлять место представителю другой расы и игнорировать кандидатуры своей расы.
  • Расизм в отношении своей расы. Данный вид расизма возникает, когда внутри одной расы существует группа с некоторыми выраженными особенностями. К примеру более светлокожие представители негроидной расы могут испытывать чувство собственного превосходства над более темнокожими.