Разное

Равнодушие в рассказе белый бим черное ухо. Тема милосердия в повести троепольского "белый бим черное ухо"

Когда я прочитала повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо», мне стало очень-очень грустно. Грустно от того, какими злыми и черствыми бывают люди.

Вы, конечно, помните, что в центре повести история о трагической судьбе шотландского сеттера Бима, оставшегося один на один с неприятностями в этом сложном мире. Выросший в квартире Ивана Ивановича, окружившего щенка заботой и лаской, Бим оказался бессильным перед жестокостью и лицемерием.

Пенсионер Иван Иванович – пример замечательного человека, не только спасшего несчастного щенка от смерти (тот подвел всю свою породу, уродившись не с тем окрасом), но и ставшего настоящим другом для Бима, опорой и защитой. Добрый и человечный, главный герой воспитывал щенка. И Бим превратился в хорошую охотничью собаку. Наивный, веселый пес учился разбираться в людях. Но в первой части повести не сильно расстраивался от стычек с ненавидящей его соседкой, потому что рядом был надежный Иван Иванович. И Бим воспринимал окружающий мир сквозь призму интеллигентности своего хозяина, его любовь к природе, заботливое отношение к щенку. И Бим очень ценил все это, любил хозяина, был предан и верен ему. Тогда казалось, что яркий и чудесный мир вокруг будет таким всегда.

Каким же страшным было разочарование Бима, когда он остался один. Я читала страницы повести, в которых описаны столкновения собаки с бессердечными людьми, и плакала. Мне было жаль главного героя. Я испытывала чувство стыда за поступки взрослых людей. Визгливая тетка становится без причин злейшим врагом Бима. Ее ненависть приводит собаку к трагической гибели. Жадность Серого, коллекционера собачьих ошейников, заставляет меня сильно сомневаться в его порядочности. Трусливый Клим, избивший собаку за неповиновение, оставляет умирать в лесу. Водитель трамвая наживается, продав не принадлежащего ему Бима.

Г. Троепольский показывает много таких героев, жестоких, циничных, злых по отношению к собаке. Сильно разочаровываешься в людях, когда читаешь такие произведения.

Маленькие герои повести: Алеша и Толик – полюбили сеттера, но по разным причинам не смогли оставить его у себя. Боли и обиды Бим переживает благодаря вниманию и заботе мальчиков, соседки Степановны, девушки Люси. К счастью, повстречались на пути Бима и хорошие люди. Но они не смогли уберечь его от гибели. Сварливая соседка, желающая очистить двор от собаки, добивается своего.

Грустный финал повести учит нас милосердию по отношению к животным. Ведь они всегда преданны и верны людям. Больно смотреть на выброшенных котят и щенков, на бездомных собак и котов. За каждым из них стоят люди, которые обрекают их на страдания.

Судьба главного героя повести, шотландского сеттера Белого Бима Черное ухо напоминает о том, что люди становятся жестокими. Как бы ни менялся мир, в нем всегда есть место добру и хорошим поступкам. И, к огромному моему сожалению, наши современники жестоки и по отношению к людям, и по отношению к животным. Но ведь люди могут за себя постоять! А животные? Их судьбы в наших руках! Нужно быть милосерднее и гуманнее! И не забывать о том, что все мы «в ответственности за тех, кого приручили»!

Повесть Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Наделение животных языком и разумом. Проверка персонажей отношением к Биму, жизнь у Ивана Ивановича. Нравственная красота личности как особая форма духовной значимости. Трагичность судьбы собаки в повести.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский»

Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.

3. Воспитательная: воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным.

Ход урока:

1. Организационный момент
-Какое сегодня число? Кого нет в классе?

2. Языковая разминка
-Сделайте глубокий вдох и на выдохе прочитайте согласные одного ряда.
Б Т М П В Ч Ф К Н Ш Л Ж З Ц С
К В М С П Л Б Ш Г Р Б Л С Т
П Р Л Г Н Т В С Ч Ц Ф Б Х Н М
В М Р Г К Т Б Д З Щ З Б Ч В Н

Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.

3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?
(Г.Н. Троепольский)
На доске вывешивается портрет писателя и название повести.
-Назовите главного героя повести.
Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.
-Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?
На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима
-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)
Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.
-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.
Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)

Словарная работа
Интеллигентный – образованный, культурный.
-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).
-Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)
-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)
-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.
1. Бим попал домой к Ивану Ивановичу.
2. Воспитание Бима
3. Обучение охоте
4. Зашевелился осколок
5. Ивана Иванович в больнице
6. Бим ищет хозяина
7. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми
8. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима
9. Гибель Бима

Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!

Физминутка.

4. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?

На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»

1) Работа по тексту
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)

Запись на доске:
Степановна Иван Иванович

1. Заботливая 1. С благодарностью за заботу
Скромная (стеснялась
что её хвалят)
2.Огорчилась, что Бим пропал 2. Задумался
3. Переживала 3. Решительно отправился
на поиски Бима

2)Чтение 2 части «по-цепочке»

3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)

4)Чтение 3 части учителем

5)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?
(Просмотр фрагмента гибели Бима)
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)
-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)
-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)

6)Чтение учителем стихотворения «Не будь жестоким»

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.
И тут ко мне девчушка подбежала:
«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»
И на валявшийся булыжник показала,
Что весь в крови испачкан был.
И крикнуть захотелось громко:
- Что же вы, люди, так черствы,
Не помогаем братьям меньшим в горе,
И не спасаем от беды!
Где ж ваша человечность и добро,
Иль при рождении не досталось,
Или с годами вас покинуло оно,
Или не гложет вас сомнение,
Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,
Кто-нибудь бездушный, без стеснения,
Камень злобы не положит на душу тебе.

5.Заключительная часть урока
Слово учителя
-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?

Запишите имена этих героев в таблицу.

Добрые Плохие

6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?
-Почему повесть так названа?
-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?
- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он
познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.

Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.

7.Оценивание

8.Домашнее задание

Вставай и иди! Тебя бьют, держат, унижают, а ты вставай и иди! Или не иди. Ложись и лежи! Жди, ожидай, томи сердце тревогой!

Гавриил Троепольский написал повесть о собаке, чья жизнь должна была оборваться сразу после рождения. Не подходил щенок для нашего мира практически по всем параметрам. Он не удостоился родословной в силу разыгранной природой закономерности, всегда вступающей в противоречие с людскими желаниями. Бим – шотландский сеттер. Ему полагается быть чёрным. Он же белый. Но ему повезло с хозяином, решившим выкупить щенка, найдя в заботе о нём утешение собственной старости. Шаг за шагом автор произведения знакомит читателя с Бимом и собственными изысканиями, чаще от первого лица. Перелом в восприятии понимания собачьего бытия наступает тогда, когда Троепольский разлучает собаку и позволяет ей предаться отчаянным попыткам найти пропавшего хозяина. Ни о чём другом Бим не думает – его мысли только об одном.

Один вопрос постоянно беспокоит читателя – почему собака такая хлипкая? Она страдает от побоев и издевательств, вследствие её здоровье с каждой страницей ухудшается. В Биме нет жажды к жизни, его помыслы излишне односторонние и не терпят появления иных чувств. Троепольский постоянно устраивает встречи пса с плохими людьми, должными вносит разлад в повествование. Разумеется, автор играет на чувствах читателя, показывая ему склочных женщин, предприимчивых деятелей и жестоких человекоподобных существ: в обилии всех нас окружающих. Желание гневаться возникает подневольно.

Не плохим полнится мир – есть место и хорошим людям, излишне добродетельным и безрассудным, плохо отдающим отчёт своим поступкам. Они готовы превозносить Бима и проявлять о нём заботу, стараясь держать собаку при себе. Троепольский перегружает повествование крайностями. А Бим… Бим продолжает искать хозяина и обходит все места, где с ним ранее бывал.

Автор позволяет читателю увидеть мир глазами собаки. Так ли на самом деле собака понимает, что происходит вокруг? Она действительно так плоско смотрит на мир и ориентируется строго на доступные её пониманию действия других? Трудно судить. Об этом может твёрдо сказать только специалист по шотландским сеттерам, но и он не будет до конца прав, поскольку нет похожих друг на друга собак, как людей, как и любых других животных вообще. Поэтому принять Бима остаётся в описанном Троепольским виде – иного не остаётся.

Бим получился идеальным и полностью преданным созданием. Он благонравен и внутренне не приемлет насилия. Из него вышел рафинированный пёс: слишком мягкий, чтобы суметь выжить в одиночку. Кости Бима ломкие, внутренние органы легко разрываются, сам он излишне прямолинеен. Что-то не так с этой собакой. Возможно Биму не хватает ума, а может он действительно был обречён, выродившись в идеального служителя своему хозяину, и будет обязан погибнуть, как чахнет дриада без дерева.

И всё-таки Бим был способен меняться. Троепольский не объясняет, почему герой его повести давал себе право превозмогать боль и физические потребности, стараясь поддерживать в себе силы, хотя был обязан умереть от тоски и голода. Либо автор не понимал стремлений Бима, либо того требовало писательское мастерство. Единственной цели придерживался Бим, последовательно проводя поиски и выпутываясь из передряг. Он не хотел лежать и ждать – ему требовалось идти. Троепольскому оставалось подвести читателя к самому разумному исходу.

Бим познал Дао, поэтому нет причин для грусти – лучшее из возможных состояний им было достигнуто.

Почему автор убивает Бима

Я прочитала грустную книгу Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо". В этой книге рассказывается о печальной судьбе собаки.
Бим – умный и симпатичный песик, но у него был нестандартный окрас. Обычно сеттеры черные, цвета вороньего крыла, с рыжеватыми пятнами. А Бим белый, с черным ухом и черной лапой, а другое ухо у него – рыжее. У Бима добрые и умные глаза.
Иван Иванович, хозяин Бима, участник войны, и ему в грудь попал осколок. Ивану Ивановичу часто было плохо, у него болело сердце. А когда Ивану Ивановичу стало очень плохо, он попал в больницу. С этого момента у Бима начались все беды.
Когда Бим скитался в поисках своего лучшего друга, хозяина Ивана Ивановича, он подвергнул свою жизнь опасностям и травмам. Во время поисков Бим стал инвалидом: ему прищемило лапу на стрелке, злой Серый, дядька, сильно ударил его по голове и развесил объявления с утверждением, что Бим – бешеный.
На своем пути Бим узнал много плохих и хороших людей. Побывал в деревне, на охоте, где получил травму от злого охотника Клима, который сильно пнул его.
В конце своих приключений у самого дома Бим встретил бескультурную тетку, которая отправила его на живодерню. Там он встретил свою смерть. Бим умер от долгих мучений и тоски по Ивану Ивановичу.
Но Бим не прожил свою жизнь бессмысленно. Его следы остались на земле. Возможно, Бим – самая добрая, терпеливая, преданная, целеустремленная, умная собака. Бим подружил ребят, которые его искали, когда он скитался в поисках друга. Он помог Ивану Ивановичу найти новых знакомых. Бим повлиял на многих людей, в том числе, на родителей Толика. Они разрешили сыну держать дома собаку.
Мне не очень нравится эта книга, потому что я люблю животных, а в этой повести мучается ни в чем не повинная собака. Но, возможно, писатель хотел рассказать о реальных событиях. Г. Троепольский убил Бима, чтобы создать серьезную литературу. Бим не мог умереть обычной смертью собаки, потому что он сам необычный. Он умнее других собак. И Бим размышляет почти как человек.
Грустные книги иногда могут помочь решить какую-то проблему. Когда люди читают такие книги, их сердца не становятся каменными.

От администрации сайта

Есть произведения не только русской, но и советской литературы, не прочитать которые - значит очень серьезно себя обделить. Такие книги надо читать, причем неоднократно и в разном возрасте. Они заставляют задумываться о вечных истинах и непреходящих человеческих ценностях.

«Белый Бим Черное ухо»: краткое содержание

По сюжету это очень незамысловатая повесть. Об умном псе, которого взял к себе писатель и охотник, о его жизни с любимым хозяином. Повесть ведется как бы от лица трех рассказчиков: хозяина, самого Бима и автора. Причем впечатления Бима тоже передает автор, но стиль повествования при этом кардинально меняется. Детство, охота, общение с мудрым и беззаветно любимым человеком - вот счастливая жизнь Бима до заболевания хозяина. Этот пес и есть Белый Бим Черное ухо. Краткое содержание не может дать представление о восприятии Бимом человеческого мира, о всех переживаниях собаки, о всех злоключениях, которые выпали на его голову.

Бим ищет своего дорогого хозяина и погибает буквально за несколько часов до того, как того выписывают из больницы. Если не читать книгу «Белый Бим Черное ухо», краткое содержание не поможет посочувствовать Биму, он так и останется одной из собак, которым просто не повезло.

По повести был снят фильм, который в настоящий момент известен даже лучше, чем само произведение. Надо признать, что режиссер неоднократно применил распространенные мелодраматические приемы. Фильм - душещипательная история, тогда как книга, если вчитаться, еще и повествование о советском обществе. Много ведь таких: потерялись, оказались бездомными, брошенными из-за гибели хозяев или по их безответственности. Не все из "потеряшек", конечно, умны так, как Бим, понимают слова, настолько интеллигентны, но все они смотрят на мир с таким же доверием, как и он. В книге Бим, конечно, сильно очеловечен, он мыслит и действует не по инстинктам, а как человек. Именно это и вызывает такую сильную эмоциональную реакцию.

Кинолента «Белый Бим Черное ухо», краткое содержание которой уложится в две строчки, двухсерийный. И все это - злоключения Бима, которые смотрятся на одном дыхании.

Но сочувствуя Биму в книге, все ли готовы так же повести себя и в жизни? Произведение "Белый Бим Черное ухо" умиляет и заставляет плакать, но учит ли оно чему-нибудь? Или эмоции остаются сами по себе и на поступки не влияют? Кто-нибудь готов приютить бездомную собаку? Таких в наших городах очень много, но у почти всех людей они вызывают лишь раздражение. Книга «Белый Бим Черное ухо», содержание которой многие знали с детства, научила доброте совершенно не всех. Почему так происходит? Почему самая замечательная литература, самые изысканные не меняют человека автоматически, просто из-за сильного впечатления, которое они произвели? Для того чтобы сделаться добрее, человечней, необходимо проводить громадную внутреннюю работу. Каждое новое поколение должно обязательно читать подобные книги, чтобы научиться внимательнее относиться к тем, кто рядом.