Государство

Развитие глазомера. Как улучшить водительские способности

Упражнения для развития глазомера: Для того чтобы правильно изображать на бумаге видимые предметы окружающего мира, необходимо развивать «глазомер», отвечающий за чувство пропорции. Процесс этот может быть довольно скучным и длительным, но в дальнейшем гораздо упростит Вам жизнь. Итак, для начала нужно научиться рисовать ровные параллельные линии (отрезки). Возьмите лист бумаги и просто рисуйте одну линию под другой. Сначала они будут немного неровными (иногда очень кривыми), но это не страшно. С опытом Вы набьете руку, и у Вас это станет получаться все лучше. Стоит отметить, что первоначально необходимо наметить на листе точки, обозначающие начало отрезка и его конец. И только после этого быстрым движением проводите линию. То, что Вы видите перед собой точку, обозначающую конец отрезка, очень важно - так Вы мысленно намечаете для себя путь, который проделает Ваша рука. Упражняемся в этом столько, сколько потребуется. Руководствуйтесь внутренними ощущениями - как только Вас устроит результат, переходите к следующему упражнению. Дальше нужно делить нарисованный Вами отрезок на различное количество частей. Для начала - на две, четыре, восемь. Когда нужно разделить отрезок на восемь частей - то, по сути, нужно всегда делить пополам: сначала на 2 части, затем каждую часть еще на 2 и т.д. После этого делаем более сложное упражнение - делим отрезок на нечетное количество частей: 3, 5, 7. При этом руководствуемся следующим: Для деления на 3: сначала делим отрезок пополам, затем с обеих сторон от середины отделяем по такой части, чтобы в итоге все 3 части были равными, и середина средней части совпадала с серединой всего отрезка. Звучит немного сложно, но нужно пробовать. Для деления на 5: делим отрезок на 4 части, затем уменьшаем каждую часть ровно настолько, чтобы в итоге получилось 5 равных частей, И середина всего отрезка совпадала с серединой третьей части. Для деления На 7: сначала делим отрезок на 6 частей (это мы уже умеем) и потом действуем согласно принципу, описанному Выше. Делить отрезок На 5 7 и сложно, но после даже небольшой практики Вы увидите прогресс. Главное - не бояться и начать тренироваться. После этого можно приступать к рисованию геометрических фигур и делению их на части. Квадрат делим пополам разными способами: либо по диагонали, либо путем соединения середин противоположных сторон. Все прямоугольники и косоугольники делим на заданное количество частей путем деления противолежащих сторон на заданное число и соединением их линиями. Таким образом, можно раскладывать абсолютно любые геометрические фигуры. Далее все зависит только от Ваших стараний: чем больше будет у вас практики, тем легче вам будут даваться все более сложные упражнения.

Как развить глазомер? С точки зрения изобразительного искусства понятие "глазомер" может употребляться как в широком, так и в узком понятии. В первом случае имеется ввиду, что изображение на картине художника прямо зависит от того, как он видит окружающий мир своими глазами. Например, человек со здоровым зрением и отсутствием офтальмологических заболеваний видит отдельно стоящие деревья с расстояния 2000 метров, и чем ближе предмет, тем более четко можно разглядеть его детали. А с таким заболеванием, как близорукость, даже близкие предметы кажутся размытыми. Это несомненно отразится на том, как художник изобразит дерево. История знает яркие примеры близоруких художников: многие критики придерживаются мнения, что знаменитый французский живописец Анри Матисс страдал миопией, однако, недуг никак не помешал его творениям стать венцами искусства. Но чаще всего глазомер рассматривается не как общее понятие, а именно как термин, обозначающий способность правильно определять расстояния. Прежде всего, необходимо понимать, что глазомер - это навык и его можно и нужно развить. Очень многие начинающие художники великолепно могут изобразить предмет отдельно, но если попросить их нарисовать два предмета вместе, тут же возникают сложности. Если таковые имеются, не стоит ставить крест на рисовании, напротив, следует усиленно практиковаться. СУЩЕСТВУЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ГЛАЗОМЕРА: 1. Рисование параллельных линий без линейки на обычном листе (не в клеточку). Кажется, что это легко, но на деле оказывается, что все наоборот. Начинать следует с совсем коротеньких линий, потом их можно постепенно удлинять. Первые параллели будут получаться кривыми, волнистыми или с явным наклоном. Чтобы облегчить себе задачу, отмечайте точками конец и начало отрезка, а затем старайтесь соединить их карандашом, не отрывая его от листа бумаги. Со временем, можно научиться очень быстро и четко изображать линии. Чтобы проверить себя, можно прикладывать к получившимся отрезкам линейку. 2. Деление отрезков на части. Научились делать ровные линии? Теперь попробуйте поделить их на равные части. Начинайте обязательно с четного числа кусочков. Для начала разделите отрезок пополам. А потом каждую образовавшуюся часть еще на два отрезка и так далее. Показалось не сложным? Попробуйте разделить отрезок на три части. Так же делите линию на две части, а затем отделяйте от половинок два куска такого расстояния, чтобы получились три равные части. Руководствуясь тем же принципом делите отрезок на пять частей: отмерьте шесть кусочков и из них компонуйте пять одинаковых, а затем и семь. 3. Геометрические фигуры и орнаменты. Оказывается, школьники и студенты, рисуя на полях тетрадей геометрические орнаменты, не "занимаются ерундой", а развивают глазомер. Любой орнамент основан на чередовании определенного набора геометрических фигур. Попробовать лучше с самых простых: это может быть змейка из квадратиков или кирпичики. Так же пробуйте поделить различные фигурки на равные части, как и отрезки. Такая практика позволяет значительно улучшить глазомер и набить руку. 4. Сложные упражнения. Возьмите несколько объектов разной формы и размеров (например, фруктов, бутылок, овощей), расположите их на одной линии и попробуйте срисовать. Как только стало получаться - меняйте линии их положения. Пробуйте изобразить конкретные предметы так, чтобы их перспектива была идентична реальной. Например: домашнее животное на окне. Учитывайте не только, что окно больше животного, а именно насколько больше, в какой пропорции, во сколько раз. Затем попробуйте изобразить вид так, чтобы животное получилось крупнее, чем окно. Пусть кот сидит теперь на столе, а окно выступает задним фоном. Очень действенно регулярно вырезать симметричные фигуры из чистого листа бумаги. Попробуйте вырезать силуэт женщины, не рисуя его предварительно: вы удивитесь, насколько он далек от того, что вы можете изобразить карандашом.

Для того чтобы правильно изображать на бумаге видимые предметы окружающего мира, необходимо развивать «глазомер», отвечающий за чувство пропорции. Процесс этот может быть довольно скучным и длительным, но в дальнейшем гораздо упростит Вам жизнь. Я в свое время этим пренебрегла, из-за чего до сих пор мучаюсь:)

Итак, для начала нужно научиться рисовать ровные параллельные линии (отрезки)

Возьмите лист бумаги и просто рисуйте одну линию под другой. Сначала они будут немного неровными (иногда очень кривыми), но это не страшно. С опытом Вы набьете руку, и у Вас это станет получаться все лучше.

Стоит отметить, что первоначально необходимо наметить на листе точки, обозначающие начало отрезка и его конец. И только после этого быстрым движением проводите линию. То, что Вы видите перед собой точку, обозначающую конец отрезка, очень важно - так Вы мысленно намечаете для себя путь, который проделает Ваша рука.

Итак, упражняемся в этом столько, сколько потребуется. Руководствуйтесь внутренними ощущениями - как только Вас устроит результат, переходите к следующему упражнению.

Дальше нужно делить нарисованный Вами отрезок на различное количество частей

Для начала - на две, четыре, восемь. Когда нужно разделить отрезок на восемь частей - то, по сути, нужно всегда делить пополам: сначала на 2 части, затем каждую часть еще на 2 и т.д.



После этого делаем более сложное упражнение - делим отрезок на нечетное количество частей: 3, 5, 7.

При этом руководствуемся следующим: для деления на 3: сначала делим отрезок пополам, затем с обеих сторон от середины отделяем по такой части, чтобы в итоге все 3 части были равными, и середина средней части совпадала с серединой всего отрезка. Звучит немного сложно, но нужно пробовать.

Для деления на 5: делим отрезок на 4 части, затем уменьшаем каждую часть ровно настолько, чтобы в итоге получилось 5 равных частей, и середину всего отрезка совпадала с серединой третьей части

Для деления на 7: сначала делим отрезок на 6 частей (это мы уже умеем) и потом действуем согласно принципу, описанному выше. Делить отрезок на 5 и 7 сложно, но после даже небольшой практики Вы увидите прогресс. Главное - не бояться и начать тренироваться.

После этого можно приступать к рисованию геометрических фигур и делению их на части

Квадрат делим пополам разными способами: либо по диагонали, или путем соединения середин противоположных сторон. Все прямоугольники и паралеллограммы делим на заданное количество частей путем деления противолежащих сторон на заданное число и соединением их линиями.

Для чего начинающему художнику хороший глазомер? Чтобы рисовать похоже:)
Ведь бывает, рисуешь, стараешься, а все же - что-то не то... Да и линии какие-то неуверенные, неровные… Не рисунок, а сплошное разочарование! Знакомо?

Хорошего рисовальщика от начинающего отличает острый глаз и твердая рука.

Причем, «острый глаз» - это не метафора. Тренированный глаз художника хорошо видит особенности формы изображаемого объекта: его пропорции, соотношение частей, положение линий относительно вертикали или горизонтали.

А уверенная, твердая рука легко переносит увиденное на лист.
Предлагаю потренировать ваши руку и глазомер! Тренировка, хоть и простая, но очень важная.

Помните, как вы когда-то тренировались рисовать буквы, выводя палочки и закорючки в прописях? Ох, и сложная это была задачка... А теперь? Пишете и не задумываетесь, верно ведь?

Так и ваша сноровка в рисунке. Она зависит только от количества практики. Причем, замечу, ОСОЗНАННОЙ практики. Когда вы целенаправленно развиваете свои способности.

Постановка руки - дело наживное и несложное. А насчет глазомера…

Хороший глазомер - очень важный фактор при рисовании с натуры.

Ведь именно умение правильно соотносить размер объектов позволяет нарисовать предметы похожими.

Итак, сегодня тренируем глазомер и придаем уверенность руке!

Развиваем глазомер: упражнение №1

Посмотрите на эту картинку. Здесь общий вид законченного упражнения. Следуйте ему. Никаких линеек и циркулей!

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer1-213x300.jpg 213w" title="глазомер1" width="533" />

1. Нарисовать пять горизонтальных и пять вертикальных линий.

При рисовании прямой линии не старайтесь сделать ее одним движением. Это далеко не каждому под силу. Тем более в тех полевых условиях, в которых работаете вы.
Рисуйте линию легко, без сильного нажима на карандаш. Проведите ее несколько раз, уточняя. Воспользуйтесь ластиком только тогда, когда линия будет абсолютно ровной и параллельной краю листа.

2. Деление отрезков на части - 2, 4, 8, 3, 5.

Делаем по краю линий засечки. Затем делим линии на части. Первую - пополам, на две части. При этом вы производите деление «на глаз» - ставите черточку в том месте, где будет, по вашему мнению, середина. После этого - проверяем себя. Для этого используем замер карандашом. Вот так:

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer5-300x175.jpg 300w" title="глазомер5" width="342" />

Замерили - одну половинку, сравнили с другой. Если неправильно - откорректировали.

На 4 и 8 частей делить просто, делим каждую половинку еще пополам. Сложнее делить на нечетное количество частей. Четвертый отрезок делим на 3. Последний - на 5 частей.
Закончили с горизонтальными - делим вертикали.

3. Окружность.

Рисуем пересечение из горизонтали и вертикали. Добавляем две диагональных линии.

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer-6-151x300.jpg 151w" title="глазомер 6" width="250" />

От центра по всем лучам откладываем одинаковые отрезки. (на глаз! а потом проверяем и корректируем). Затем через полученные точки проводим окружность. Если 8 точек вам мало, и круг получается неровный - добавьте еще диагоналей.

4. Деление окружности на 3 части.

Ниже рисуем еще один круг. Делим его на 3 части.

Сделали? Теперь можно погладить себя по голове и выдать себе премию. Если есть проблемы с рисованием вертикальных и горизонтальных линий - тренируемся еще.

Глазомер тренируем повсюду. Не рисуя. Просто смотрите на что-нибудь и делите на части. Или, наоборот, разглядываем объект и прикидываем - сколько его части составляют от целого: 12, 13, 16, 410 и т.д.

Развиваем глазомер: упражнение №2

Рисование кристаллов. Очень занимательное занятие, скажу я вам. Медитативное такое… Я еле оторвалась!

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer-3-215x300.jpg 215w" title="глазомер 3" width="574" />

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer2-199x300.jpg 199w" title="глазомер2" width="530" />

Пошагово:
1. вертикаль, горизонталь в центре листа А4.
2. гибкая линия слева - такая же справа. Овалы, параболы, гиперболы и т.д. Все виды красивых текучих линий.

Изображение наращивается, усложняется… Результат - обалденный!

НО! Следите за тем, чтобы линии были четко симметричны. А иначе, зачем мы глазомер развивали и учились отрезки отмерять? Проверить себя можно, посмотрев на рисунок через зеркало - оно вам не соврет.

Нужно сказать, что я сама с первым кристаллом помучилась. Зато когда рука на первом набивается - от второго не оттащишь!

Нарисуйте парочку таких кристаллов. Будет желание - больше.

В завершении можете свой кристалл раскрасить, проявив свое чувства цвета и ритма. Но.. это уже совсем другая история..

Упражнения для развития глазомера Штриховка и тушевка в рисунке — что выбрать?

Первый урок фактически является тестом на глазомер, умение проводить линии – прямые и кривые, выполнять штриховку и т.д.Это, пожалуй, единственная не творческая работа, но она позволит вам понять, где стоит еще позаниматься и, соответственно, уделить большее внимание и время самостоятельным дополнительным упражнениям.

Для выполнения задания нам понадобятся два листа бумаги формата А4 и мягкий хорошо отточенный карандаш (лучше несколько карандашей различной твердости). Бумага может быть любой – для черчения, рисования или просто принтерной. Карандаши художники затачивают с помощью скальпеля или макетного ножа, это позволяет получить более длинный и тонкий стержень. Ластик использовать не будем, но опыт показывает, что новички себя чувствуют гораздо увереннее, имея его под рукой.

Все задания, и это в том числе, лучше выполнять на наклонной поверхности – это может быть мольберт или просто доска, опирающаяся нижним краем вам на ноги, а серединой – в торец стола (если вы сидите на стуле за столом).

Лист 1

Лист бумаги расположите горизонтально. Мысленно разделите его пополам. В левой половине сверху и снизу разместите по 7 точек. Точки не должны быть расположены в геометрическом порядке (на одной линии или в узлах регулярной сетки).

Верхние 7 точек (все возможные пары) соедините прямыми линиями. Не обязательно это делать одной идеальной линией, которая строго начинается и заканчивается в точке. Главное – линии должны быть прямые. В нижней части все точки соедините плавными кривыми линиями. Они могут делать любые изгибы и петли, но не должны иметь изломов и углов.
Зачем нам нужны эти навыки?
При рисовании различных предметов сначала проводят оси симметрии, намечают пропорции по ширине и высоте, затем с помощью прямых и кривых линий соединяют полученные точки.
В рисунке, а особенно если это рисунок фигуры или лица человека, очень важно соблюдать пропорции. При несоблюдении пропорций лица узнать лицо становится все сложнее.

Портреты Джонни Деппа с верными и нарушенными пропорциями лица. Использованы рисунки Игоря Казарина

Упражнение на развитие глазомера заключается с делении отрезков на равные части. В правой половине от руки рисуем 9 параллельных горизонтальных отрезков. Дальше на глазок делим их на равные части: верхний – пополам, второй – на 3 части, следующий – на 4 и так до 10 частей.

Лист 2

Как в карандашном рисунке передать полутон? Для этого есть два варианта – тушевка и штриховка. Что выбрать?
Тушевка – получение полутона путем сплошного наложения штрихов без пробелов между ними. При штриховке между отдельными штрихами есть промежутки, поэтому к этому способу предъявляются более строгие требования.

Сравним возможности тушевки и штриховки при выполнении утемняющейся шкалы.
Для наращивания интенсивности штриховки в шкале сверху вниз мы можем: увеличивать нажим карандаша, наращивать толщину линий, уменьшать промежутки между штрихами, использовать более мягкие карандаши и штриховку в нескольких направлениях. Таким образом, именно штриховка дает больше возможностей качественной передачи полутонов.

Для наращивания интенсивности штриховки в шкале сверху вниз мы можем: увеличивать нажим карандаша, наращивать толщину линий, уменьшать промежутки между штрихами, использовать более мягкие карандаши и штриховку в нескольких направлениях. Таким образом, именно штриховка дает больше возможностей качественной передачи полутонов.

Кроме тог о, тушевка карандашом проявляет текстуру бумаги или поверхности, на которой она лежит. Поэтому ее не стоит применять на бумаге типа акварельной или пастельной, если не стоит задача сделать текстуру бумаги видимой.
Тушевку использовать , безусловно, можно, но в ограниченном числе случаев – например, для передачи гладкой текстуры изображаемой поверхности.
Второй лист расположите также горизонтально. Делим лист мысленно пополам, левую половину еще раз пополам. В левой четверти тренируемся выполнять штриховку в различных направлениях – по прямой, по дуге и т. д. Сложность в том, что если рука опирается на ребро ладони или на палец, она начинает работать как циркуль, и штрихи получаются не прямыми.

В следующей четверти второго листа от руки рисуем шкалу из 8 ступеней и заштриховываем ступени с наращиванием интенсивности: первая – самая светлая, вторая – темнее и т.д. Следите, чтобы штриховка ступеней выполнялась строго в их границах – исключены как выход за границы, так и вариант, когда штриховка не доходит до рамки.
Для равномерного покрытия штриховкой больших площадей художники применяют так называемую «конопатку» – штриховку под небольшим углом (примерно 20°).

В правой половине на глазок строим квадрат, проводим в нем диагонали, вписываем в квадрат окружность, дальше в эту окружность вписываем еще один квадрат и еще одну окружность. На пересечении окружностей, квадратов и диагоналей получаем фигуры, которые надо заштриховать в разных направлениях с разной интенсивностью.