Все вопросы

Рецензия на произведение современной русской литературы. (По роману А

В современной литературе нашей страны отчетливо проявляется связь с традициями литературы предшеству-ющих десятилетий. В поле зрения пи-сателей оказались такие проблемы, как личность и коллектив, формирова-ние человека, осмысление «связи вре-мен» — настоящего и прошлого, а также ряда других проблем. В печати появля-лись и продолжают появляться горькие по своей сути произведения о массовых репрессиях, связанных с именем Стали-на. Почему по-прежнему в центре вни-мания тридцатые годы, самые тяжелые, самые драматичные в истории нашего общества? Я думаю, что это не случай-но: мы не хотим повторения подобных мрачных страниц нашей истории, а еще потому, что проблемы того времени мы во многом ощущаем как имеющие са-мое непосредственное отношение к се-годняшнему дню.

На волне «перестройки» большой ин-терес вызывал роман Рыбакова «Дети Арбата». Повышенный интерес к этому произведению объясняется тем, что писатель впервые в нашей литературе подробно и правдиво описал психоло-гию Сталина в качестве государствен-ного деятеля, человека, у которого сли-лись воедино представления о благе народном и благе собственном. Под собственным подразумевалась без-граничная власть, которая беспощадно убирала со своего пути всех, кто был не согласен с режимом. «Дети Арбата» — это роман о столичной молодежи трид-цатых годов, чья юность проходила в атмосфере культа личности Сталина. Автор рассказывает о том, как по-раз-ному проявлялись люди в тяжелых ис-пытаниях. В романе мы видим картину жестокости и страха; каждое слово, сказанное против, могло решить судь-бу человека, поэтому каждый боялся высказать свое мнение, поддержать товарища на собрании. Сегодня нам легко судить людей того времени, теперь нам многое известно о Стали-не, а каково было им, жившим в период тотального поклонения вождю, ведь для большинства Сталин был в то вре-мя больше, чем икона.

Сталин — страшная фигура. Неисчис-лимы его жертвы. Сам лично он знал очень малую часть, но вся вина его за-ключается в том, что он был одержим идеей безмерного могущества. Люди для него — только материал для до-стижения цели. Сталин считал, что только страдания вызывают величай-шую энергию. Мы ясно видим те объяс-нения и оправдания, которые позволяли ему с легкой душой обречь на страдания и смерть миллионы людей. По его мне-нию, народ надо силой заставить пойти на жертвы во имя будущего, а для этого нужна сильная власть, которая способна внушить страх. Это людоедская теория лишь прикрывает главное — желание беспредельной власти.

Как тут не вспомнить теорию Раскольникова из романа Достоевского «Преступление и наказание» о «силь-ных мира сего» и «тварях дрожащих». В России возникает целая плеяда пала-чей, где главной фигурой становится следователь. В «Детях Арбата» следо-ватель Дьяков верил «не в действи-тельную виновность, а в общую версию виновности». Он запутывает Сашу Пан-кратова, то играет на его честности, то запугивает, то обещает освобожде-ние. Ведь «хорош» тот следователь, ко-торый уговорами, пытками, угрозами расправы над близкими, чем угодно заставит подписать признание несу-ществующих преступлений. У Рыбако-ва на примере одноклассника Саши, Юрия Шарока, мы видим, как люди ста-новятся такими палачами.

Другим произведением, посвящен-ным теме сталинизма, является роман Замятина «Мы», созданный в 1921 году. Ведущая тема книги — драматическая судьба личности в условиях тоталитар-ного общественного устройства. Роман написан в жанре антиутопии. Замятин, по специальности инженер-кораблест-роитель, лучше других знал, как со-здается механизм, в котором винтики нужны для создания единого целого. Но люди, общество — это не просто «винтики» в сложной государственной машине, а живые существа, у которых своя, одна-единственная жизнь. Когда человека превращают в «винтик», он те-ряет свою яркую, неповторимую инди-видуальность и деградирует как лич-ность.

В романе «Мы» предстает перед нами возможный вариант будущего общест-ва, где показывается мечта «сильных мира сего» о людях-роботах. Перед на-ми разворачивается «математически совершенная жизнь» Единого Государ-ства. Это мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-«нумеру», ли-шенному имени, было внушено, что «наша несвобода» есть «наше счастье», а это «счастье» — в отказе от своего «я» и растворении в безличном «мы». Ин-тимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, вы-полняемая согласно «табелю сексуаль-ных дней».

Роман Замятина — это предупреж-дение об огромной опасности, грозя-щей человечеству: власти машин и власти государства. Писатель пред-сказал многие события истории нашей страны. Но и в обществе, где все на-правлено на подавление личности, где игнорируется человеческое «я», где единоличная власть является неогра-ниченной, возможен бунт. Способ-ность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но у челове-ка при помощи операции удаляют фан-тазию — последнее, что позволяло чувствовать себя людьми. Все же ос-тается надежда, что человеческое до-стоинство не умрет при любом режи-ме. Замятин считает, что построение идеального общества невозможно и ненужно. Жизнь — это стремление к идеалу. И если этот идеал осущест-виться, наступит полный застой.

Наш народ пережил и горькие уро-ки коллективизации, и сталинизм, и репрессии, и всеобщий страх, и за-стой, и разгул преступности, кото-рый продолжается сейчас. Произве-дения, подобные романам А. Рыбакова и Е. Замятина, пробившиеся к нам из небытия, позволят по-новому взгля-нуть на события истории, осмыслить роль человека в них. Эти произведе-ния — предостережение против отка-за сопротивляться, если человечес-кое общество хотят превратить в «винтики». Такие книги несут свет в нашу жизнь.

Всё началось с детей Николая.
Что бормотали они, умирая
В страшном подвале?
Всё те же слова,
Что и несчастные дети Арбата.
Время всеядно. Судьба виновата,
Не за что - а воздаётся сполна.
С. Куняев
Я хочу дать рецензию на книгу Анатолия Рыбакова "Дети Арбата", которая является моим любимым произведением современной русской литературы. Она писалась в "тёмные" времена, а подоспела к "светлым". Выношена и написана она была во времена, как мы говорим, застоя. Роман "Дети Арбата" автобиографический, в образе главного героя Саши Панкратова немало реалий судьбы самого писателя. Где-то Рыбаков обмолвился, что путь Саши - это его, Рыбакова, путь, только Саша лучше, чем его прототип. Меня волнуют и волновали события, происшедшие в нашей стране в предвоенный период. Сейчас, когда в нашей стране демократия и гласность, необходимо высвечивать все тёмные пятна нашей истории. И в этом огромная роль литературы, чему и служит замечательное произведение "Дети Арбата". В заслугу Анатолию Рыбакову, несомненно, следует поставить стремление ликвидировать несколько таких пятен. Писатель впервые смело, бесстрашно взялся за проблему ответа: какова же роль И. В. Сталина. И это даёт А. Рыбакову в моих глазах полную дань уважения. Очевидно, что одна из главных задач романа "Дети Арбата" - показать, как утверждался культ Сталина. Я считаю - успех романа в том, что сама эта задача была поставлена писателем верно, ибо ведь именно с 1934 года, когда развёртывается действие "Детей Арбата", культ этот начал превращаться в нечто грандиозное и исключительное. Сталин в романе - исторический деятель, который смог подчинить своей воле миллионы людей, определить путь развития огромной страны. Писатель стремился постичь внешне противоречивую логику действий тирана. Вот, к примеру, эпизод со стоматологом - один из наиболее живых в сталинских сценах. Прекрасный специалист проявляет профессиональную гордость, решили сделать Сталину пластинчатый протез, несмотря на то, что высокий пациент настаивает на бюгельнош. Сталин соглашается испытать новый протез, поносить один только день, как просит врач, и признаёт, что врач прав. Признате признаёт и даже в пример образцового отношения к делу ставит, но всё же распорядился зубного врача заменить другим и из кремлёвской больницы уволить. Почему? Должного страха нет, беспрекословного подчинения. Осмеливается возражать, а в окружении нужны люди другие, не возражающие, не рассуждающие, слепо преданные. Сталин в романе Рыбакова глубоко одинок. Он сознательно ставит себя вне человеческих отношений. Сталину не нужны друзья и родные. Нужны исполнители его воли. Исполнители, которые будут со временем заменены другими, когда откажутся выполнять его указания или возомнят о себе слишком много. Прочитав роман "Дети Арбата", я ясно и полнее понял, почему и как произошли в тридцатые годы трагические события, лучше осознал, что Сталин сам возглавлял и направлял произвол, уничтожение множества невинных людей. Понял глубже, какие побуждения им руководили, как это было страшно. Он заставил меня размышлять. "Дети Арбата", я считаю, должен прочесть каждый. Ведь книга эта не просто открывает глаза на тягостную реальность недавней нашей истории - она не позволяет больше отводить их в сторону от этой реальности; бередит душу, рассказывая правду о Сталинской эпохе. Люди должны знать истинное положение дел в те тридцатые годы. А то слышишь иногда реплики: " Вот Сталина бы сейчас…", "А вот при Сталине…" А хотят ли они, чтобы их ссылали, а то и расстреливали. Но Сталин - один из двух главных героев. Рыбаков написал роман о Сталине и о Саше Панкратове, потому что в противостоянии этих двух личностей он увидел главный конфликт времени.
Молодые люди, выросшие в московских арбатских переулках и вошедшие в возраст ответственности к середине тридцатых годов, воспитаны на одной идее - с какой радостной надеждой вступают они в мир. Тепло, задушевно показана молодёжь: Саша Панкратов и его окружение. Панкратов - один из главных неисторических героев романа - по-настоящему хороший и честный человек, который никогда не поступает против своей совести, им всегда движет чувство справедливости. Саша - человек с ярко выраженным социальным темпераментом. Сам по себе такой темперамент может принимать и опасные формы. Шарок вспоминает, как при приёме в комсомол Саша отказался голосовать за него, коротко бросив: "Не верю". Легко представить, как такие люди в атмосфере тридцатых годов бросали своё "не верю" не только таким, как Шарок. Но есть у Саши одно качество, которое и делает его уязвимым. Мораль для него - это человеческая ценность, которая стоит превыше всего. Он не может, к примеру, лжесвидетельствовать против заместителя директора института Криворучко. У него есть возможность выбора: Саша может предать Криворучко, сказав о нём то, что требуют, и тем самым спасти свою судьбу. Но он не желает хитрить, лавировать, притворяться, скрывать мысли и чувства. Ведь Саша - сильный духом, высоконравственный человек, истинно русский интеллигент. Я считаю, что этот благородный поступок Саши можно назвать подвигом. Сашино дело возникло как результат его личной независимости, которое затем росло, как снежный ком. Стенгазета - уже антипартийный листок, политическая диверсия, организованная группой, окопавшейся в институте во главе с Криворучко. Как результат обыск, арест, ужас потрясённой матери, тюрьма, допросы, ссылка и долгий крёстный путь по дорогам Сибири. Путь духовного становления личности, путь окончательного изживания иллюзий и попыток обрести новую веру. Разлетаются представления Саши о единомнении как основе общества. Разлетается миф о справедливости насилия большинства над меньшинством. Саша Панкратов сам волею судеб попал в меньшинство. В "Детях Арбата" Нина Иванова, бывшая одноклассница Саши Панкратова, сначала поражена арестом Саши. Несомненный лидер класса, школы, честный, верящий в те идеалы, которыми все они живут, - как может он быть врагом? Недоразумение, конечно же, скоро разберутся. Но не "разбираются". И в сознании Нины происходят перемены, и вот она уже говорит матери Саши, что, мол, активизация классовой борьбы требует "особенной чёткости позиций, а Саша, к сожалению, иногда собственное понимание вещей и событий ставил выше точки зрения коллектива". Всегда можно найти объяснения, почему карающий меч обрушился на другого, и питать надежду, что он не тронет тебя.
"Он был сильным среди сильных, вырвали его из привычной обстановки, лишили среды, в которой существовал, и сразу выяснилось, что ему не что опереться, сам по себе он ничто", - так мучается в Мозгове Саша Панкратов, действительно, сильный и остающийся, несмотря ни на что, до конца романа сильным человеком. К концу романа нам известно одно - Саша выстоял, и не в последнюю очередь потому, что знал - "даже в этих диких условиях утверждаются высшие человеческие ценности. Сострадание - одно из них". "Человеческое в человеке не убито и никогда не будет убито". С этим сознанием встречает Саша декабрь 1934 года, когда приходит долгожданная почта, где в одном из писем матери он находит приписку Вари. Приписку, к которой Варя шла так долго и понять которую Саша может тоже лишь после своего долгого пути: "Всё ещё впереди, чёрт возьми, всё ещё впереди! У него есть Варя, теперь он это твёрдо знает. Есть Варя, есть мама, люди вокруг, есть его думы, его мысли. Всё, что делает человека Человеком".
Саша Панкратов с его покорёженной судьбой вызывает моё глубокое сожаление и даже боль за всё поколение молодых людей, судьбы которых также были сломаны сталинскими репрессиями. Роман А. Рыбакова дал для меня немалую пищу для размышлений над временем, над историей, над психологией общества, наконец, над судьбами того поколения, которое в центре внимания писателя.
Я думаю, самое главное, что в нём есть, это два урока - урок истории и урок нравственности. Поэтому главная мысль романа - надо жить так, чтобы история и нравственность были неотделимы. Нет, это не историческое повествование, которое читают со спокойной душой. И боль и страсть книги не только в дне минувшем, но и в нынешних днях.
Прочитав роман Анатолия Рыбакова "Дети Арбата", я осознал, что лишь правда воспитывает людей мужественных, преданных и честных. И это - главный моральный урок, вытекающий для меня из книги Анатолия Рыбакова.

Анализ романа А. Рыбакова «Дети арбата»

Я хочу дать рецензию на произведение Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», которое было напечатано в журнале «Чайка» за 2001 год. Оно произвело на меня особенное впечатление среди произведений современной русской литературы этого периода. Она писалась в «тёмные» времена, а была напечатана в «светлые». У романа было несколько вариантов с новыми сюжетными линиями, с новыми персонажами, с новой исторической и психологической информацией ко ни один из них не вышел. Несколько лет назад Анатолий Наумович в беседе на страницах журнала «Вопросы литературы» отмечал, что первоначальный замысел книги включал семь романов, объединенных историей главного героя, показывающих разные социальные слои общества. Предполагалось провести героев через 30-е предвоенные годы, войну, первые послевоенные годы, в которых тоже немало тяжких и мрачных сторон жизни народа. Завершающими должны были стать 50-е годы, связывающие прошлое с XX съездом КПСС.

Расскажу немного об авторе произведения и его творчестве. В 1947 году А. Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие повести для юношества - повесть «Кортик» (1948) и её продолжение - повесть «Бронзовая птица» (1956). Обе повести были экранизированы - фильм «Кортик» в 1954 году (повторно в 1973 году), фильм «Бронзовая птица» в 1974-м.

Юношеству были адресованы и следующие повести - «Приключения Кроша» (1960) с продолжениями «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Их экранизации - «Приключения Кроша» в 1961 году, «Каникулы Кроша» в 1979 году, «Минута молчания» в 1971 году и «Неизвестный солдат» в 1984 году.

Первый роман, написанный Рыбаковым, был посвящен людям, хорошо ему знакомым, - «Водители» (1950). Роман «Екатерина Воронина» (1955), экранизированный в 1957 год, имел большой успех. В 1964 году публикует роман «Лето в Сосняках».

В 1975 году вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» - повесть «Выстрел» и фильм по ней - «Последнее лето детства» (1974).

В 1978 году увидел свет роман «Тяжёлый песок». Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910-40-х годах в одном из многонациональных местечек на севере Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа).

Роман «Дети Арбата», написанный ещё в 60-х годах и опубликованный только в 1987 году, был одним из первых о судьбе молодого поколения тридцатых годов, времени больших потерь и трагедий, роман воссоздает судьбы этого поколения, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма.

В 1989 году вышло его продолжение - роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году - роман «Страх», в 1994 году - «Прах и пепел». В тетралогии использованы элементы биографии автора (Саша Панкратов).

В 1995 году было издано собрание сочинений в семи томах. Позднее - автобиографический «Роман-воспоминания» (1997).

Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. В 2005 году вышел телесериал «Дети Арбата». В 2008 году вышел телесериал «Тяжёлый песок».

Роман «Дети Арбата» автобиографический, в образе главного героя Саши Панкратова немало реалий судьбы самого писателя. Где-то Рыбаков обмолвился, что путь Саши – это его, Рыбакова, путь, только Саша лучше, чем его прототип. Меня волнуют и волновали события, происшедшие в нашей стране в предвоенный период. Сейчас, когда в нашей стране демократия и гласность, необходимо высвечивать все тёмные пятна нашей истории. И в этом огромная роль литературы, чему и служит замечательное произведение «Дети Арбата». В заслугу Анатолию Рыбакову, несомненно, следует поставить стремление ликвидировать несколько таких пятен.

В романе можно выделить следующие темы:

История и философия власти.

Роль школьного товарищества в жизни человека.

Мужество советских людей, глубина их убеждений, верность долгу.

Материнская любовь.

Но основная тема произведения - историческая и художественная правда о трагическом периоде в развитии нашего общества.

Проблема - воссоздать пласты недавней живой истории - как неотъемлемую часть духовной и социальной экологии. Раскрыть взаимосвязи между политикой и нравственностью - главный конфликт времени.

Идея романа - через историю семерых самых разных по характеру и социальному положению людей, переживших 34-й год, «обозначить кольца роковых лет, стягивавшие горло нашей общей судьбы».

Сюжет - в основе его - жизнь героев на фоне строительства социализма в двух планах: на воле и в заточении. Сюжетные линии существуют параллельно, не пересекаясь. Яростное столкновение мировоззрений происходит и в том, и в другом планах. Спор полярных этических установок происходит между людьми, внешне никак между собой не связанными.

1. Основная идея и главные герои романа.

2. Молодежь сталинской эпохи.

3. Саша Панкратов - герой своего времени.

4. Актуальность романа Рыбакова в наши дни.

Основная идея романа заключается в том, чтобы показать читателю, как зарождался и развивался культ личности Сталина, и эта задача была полностью выполнена автором. Во времена, описываемые в «Детях Арбата» (с 1934 года), Сталин был не просто главой государства - он был великим вождем, «мудрым, справедливым и всевластным». Ему удалось полностью подчинить своей воле миллионы людей, с разным социальным положением, взглядами на жизнь, убеждениями.

Одна из самых ярких сцен романа, показывающая характер Сталина и его отношение к людям - эпизод, где вождь встречается с зубным врачом. Квалифицированный специалист, реально оценивая состояние полости рта, делает Сталину съемный пластинчатый протез, в то время как «отец народов» настаивает на том, чтобы ему поставили бюгельный. Врачу удается убедить своего пациента в том, что пластинчатый протез тоже будет выглядеть естественно, и в эксплуатации будет намного удобнее. Через некоторое время Сталин соглашается с врачом, признает его правоту, но при этом увольняет стоматолога из кремлевской больницы. Единственной причиной этой несправедливости является характерная особенность характера вождя - нетерпимость к неподчинению, своеволию, наличию собственных мыслей. Врач возразил своему высокопоставленному пациенту и был за это наказан, несмотря на то, что его совет оказался правильным.

Сталин в романе «Дети Арбата» поставлен автором как бы вне нормальных человеческих взаимоотношений. У него нет родных и друзей - лишь слепые и беспрекословные исполнители его воли, приказаний, подчас несправедливых и жестоких. Неподчинившиеся исполнители сразу же заменяются другими, послушными и безвольными.

Ценность произведения Рыбакова, на мой взгляд, заключается в том, что автор раскрывает сущность произвола и беззакония, царивших во времена правления Сталина, дает возможность почувствовать атмосферу тех времен.

Молодые люди, живущие в сталинскую эпоху, воспитывались для «светлого будущего». Они вступали во взрослый мир с радостью, надеждой, уверенностью в завтрашнем дне. Центральной фигурой среди пестрой толпы молодежи является Саша Панкратов, немаловажное место занимают и его друзья. Саша - честный, прямолинейный человек, который не может противиться собственной совести, борется за справедливость, протестует против ложных обвинений. Но именно эта особенность и становится главной причиной жизненной драмы, произошедшей с Сашей. Для него мораль является не «традиционной истиной», а главнейшей человеческой ценностью, независимо от обстоятельств и происходящих вокруг событий. Даже будучи поставленным перед необходимостью спасения собственной судьбы, своего будущего, молодой человек не может кривить душой: если бы он дал ложные показания против заместителя директора института Криворучко, Сашу бы ни в чем не обвинили, но он не смог притвориться, скрыть собственные чувства. В этом заключается подвиг главного персонажа - отстаивание личной независимости в тяжелые и трагические времена.

Духовное становление личности Саши протекало в крайне тяжелых условиях. Ему пришлось пройти через все круги ада, через которые прошли многие граждане Советского Союза: обыск в доме, арест, слезы родных и близких, жестокие нравы и ужасающая обстановка тюрьмы, допросы с применением запрещенных методов и средств, ссылка в отдаленную местность, долгие и мучительные скитания по сибирским трактам.

Саша начинает понимать, что единое мнение, единая мораль, широко пропагандируемая правящими кругами, не что иное, как красивая сказка, никоим образом не соответствующая действительности. Большинство подчиняет себе окружающих, а несогласных устраняют не только морально, но и физически: путем арестов, расстрелов, ссылок.

В сознании Нины Ивановой, одноклассницы и подруги Панкратова, тоже происходят глобальные изменения. Саша в ее представлении всегда был идеалом, безусловным лидером, настоящим советским человеком. Именно поэтому для Нины арест Саши становится настоящей катастрофой - как же может человек, искренне верящий в существующие идеалы, оказаться врагом народа? Она тщетно надеется на то, что произошло недоразумение и через некоторое время власти во всем разберутся, но ожидаемого исхода не происходит. И Нина пытается осмыслить происходящее уже с точки зрения большинства: она даже говорит Сашиной матери о том, что происходящая классовая борьба «требует особенной четкости позиций, а Саша, к сожалению, иногда собственное понимание вещей и событий ставил выше точки зрения коллектива».

Автор пишет о своем герое: «...он был сильным среди сильных, вырвали его из привычной обстановки, лишили среды, в которой существовал, и сразу выяснилось, что ему не на что опереться, сам по себе он ничто». Саша, несмотря ни на что, остается сильным и бескомпромиссным человеком, выживает в жестоких, тяжёлых условиях, потому что не отрекается от существующих человеческих ценностей, в его сознании четко прослеживается убеждение: «Человеческое в человеке не убито и никогда не будет убито». И отношение Вари становится ему понятно только после того, как он пережил столько лишений и страданий. Короткая приписка к письму матери вызывает у него множество противоречивых чувств, которые в итоге сводятся к одному: «Все еще впереди, черт возьми, все еще впереди! У него есть Варя, теперь он это твердо знает. Есть Варя, есть мама, люди вокруг, есть его думы, его мысли. Все, что делаёт человека Человеком...»

У современного читателя жизнь Саши, его убеждения и устремления вызывают смешанное чувство жалости и недоумения. Многие из современных людей без размышлений пошли бы на компромисс, чтобы избежать несправедливого наказания, подчинились бы мнению большинства, стараясь сохранить свою жизнь и спокойствие своих близких. Но во времена правления Сталина существовали другие люди - честные, прямолинейные, уверенные в собственной правоте. Для того чтобы отстоять свои убеждения, они, не задумываясь, жертвовали всем: работой, свободой, жизнью. И только правда, честность, искренность способствовали воспитанию настоящих людей, героев своего времени.

Вслед за «Белыми одеждами» В.Дудинцева в печати появился роман Анатолия Наумовича Рыбакова (1911 —1998), «Дети Арбата» (1987), составляющий часть трилогии: «Тридцать пятый и другие годы. Книга первая» (1989), «Страх. Книга вторая» (1990) и «Прах и пепел» (1994).

Лучшая в трилогии — первая книга «Дети Арбата», в которой действие развивается с осени (август-сентябрь) 1933 года до декабря 1934 г., времени убийства Кирова, то есть чуть больше года. Хотя короткое, на четыре страницы послесловие на миг расширяет временные рамки и переносит двух героев Сашу Панкратова и Максима Костина в военные годы. Здесь описана встреча, состоявшаяся 20 июня 1944 г., командира гвардейского стрелкового корпуса, генерала Максима Ивановича Костина и присланного в его распоряжение начальника автослужбы гвардии майора Панкратова Александра Павловича. Послесловие придает роману некую сюжетную законченность и позволяет рассматривать его как книгу, на определенном временном этапе завершенную.

«Дети Арбата» — произведение о сверстниках писателя, о его «малой родине» Арбате, об арбатских девчонках и мальчишках, только что закончивших и заканчивающих вузы. Это история семерых молодых людей пореволюционной, предвоенной эпохи: четырех юношей и трех девушек. Но крупным планом даны лишь трое (Саша, Шарок, Варя), второй план едва намечен (Лена Будягина, Нина Иванова, Максим Костин, Вадим Марасевич).

Замысел показать Арбат и арбатскую молодежь на первый взгляд привлекательный, но он ставит писателя в такое положение, когда приходится изображать студентов разных вузов вне их учебного коллектива, по преимуществу в сфере досуга, когда они посещают рестораны, Деловой клуб, арбатский подвальчик или встречаются своей компанией по праздникам. Но застолье есть застолье. Хотя и вспыхивают здесь разговоры о пришедшем к власти Гитлере, возможности войны, о Тельмане, о процессе Димитрова, об этом говорится вскользь и не всегда, естественно подробнее речь пойдет о том, как компания одета, как здесь шутят, кто кого любит, что едят. Ситуации, одним словом, однообразные и маловыигрышные для показа характеров социально-активных, каким задуман Саша Панкратов.

Не случайно более выпукло обрисованным оказался в романе антипод Саши Юрий Шарок, сын портного, последний до сих пор не может простить Советской власти национализацию его модной мастерской. Это же чувство с молоком матери усвоил и младший Шарок. Он не знал, в чем именно ущемила его революция, но с детства рос в сознании, что ущемила: "...язвительное слово товарищи, ставшее обиходным в их семье для обозначения новых хозяев жизни, он переносил на школьных комсомольцев...» Шарок — индивидуалист, сосредоточенный на своей карьере н быте, поэтому и ситуации, избранные писанием, ему под стать.

Саша Панкратов — герой, биографически близкий автору (учеба в Инженерно-транспортном институте, арест, ссылка в Сибирь…); для писателя - он человек убежденный, выразитель идей, сущностных взглядов его поколения. Но он более декларирован, нежели изображен. К его духовному миру автор прикасается мало, самоанализ у главного героя почти отсутствует, хотя его любовные истории подробно описаны, но ничего не дают для раскрытия души. Концепция героя заявлена, но его индивидуально-неповторимый характер не найден, и Саша порою напоминает своих литературных предшественников, к примеру, Сергея Вохминцева из романа Ю. Бондарева «Тишина» (1962).

В романе А. Рыбакова существуют сами по себе два мира — мир арбатской молодежи и мир Сталина с его окружением, и лишь характеры отца Лены Будягиной, заместителя наркома Ивана Григорьевича Будягина и руководителя гигантской стройки на Востоке, дяди Саши Панкратова Марка Александровича Рязанова, по сути повторяющего образ Александра Онисимова из «Нового назначения» А. Бека, призваны хотя бы отчасти эти миры сблизить.

Наибольшей удачей в романе многие историки и критики считали образ Сталина и справедливо выражали несогласие с предложенными Рыбаковым концепциями Орджоникидзе и Кирова, последний без достаточных оснований представлен как потенциальный борец со сталинизмом, понимающий все его пороки.

Действительно, Сталин в романе изображен по-новому, как «внутренний человек». Он лишь вскользь показан в действии, в oбщенни с людьми (встречи с Рязановым. Будягиным, Кировым, зубным врачом и тд.); главная точка притяжения для писателя — это его мысль, самоанализ, раздумья, касающиеся многих сторон жизни, мотивы поведения; отсюда ощущение целостности образа. Впервые писатель через мысль «вождя» попытался понять мотивы его поступков и в частности истоки его жестокого отношения к окружающим.

За пятнадцать лет, прошедшие после публикации романа Рыбакова, исследование Сталина как лица исторического и эпохи культа личности в целом шло сразу в нескольких направлениях: по крупицам собирался его портрет в мемуарах людей, знавших его лично, и среди них мемуарные записки К.Симонова «Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В.Сталине», опубликованные критиком Лазаревым спустя год после выхода романа Рыбакова; пробовала свои силы на этом пути драматургия («Дальше... дальше… дальше!» М. Шатрова); написал историческое исследование «Сталин» драматург Э. Радзинскнй и на его основе сделал телепередачу «.Загадка Сталина»;.бывший директор института военной истории Д. Волкогонов создал книгу "Триумф и трагедия»; сталинское время находит свое отражение в «деревенской», военной и городской прозе.

С высоты нового исторического этапа, когда общество из всевозможных публикаций и телепередач знает о Сталине и его времени достаточно много, роман Рыбакова воспринимается уже не как явление уникальное, а как произведение, занявшее определенное место в литературном процессе конца века, так как «Дети Арбата» были изданы при жизни писателя. По словам А. Рыбакова, роман в 2-х частях был завершен в 1978 г. и анонсирован в журнале «Октябрь», но публикация состоялась лишь через 20 лет. С достаточной долей уверенности можно предположить, что в конце 80-х годов, в процессе подготовки давней рукописи к печати, писатель все же ее корректировал, этого требовало новое время.