Инф. технологии

Реформация и ее «апостолы. История германии

Серьезного противника Лютер приобрел себе в лице Иоганна Экка - профессора университета в Ингольштадте, который поносил его как еретика и возмутителя, презирающего папу и распространяющего яд Гуса.

Начал действовать и сам папа. Он послал Лютеру приглашение явиться в Рим. От этого опасного путешествия, результатом которого была бы верная смерть Лютера, удержал его курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый, при дворе которого проповедником состоял друг Лютера - Спалатин. Фридрих просто запретил Лютеру поездку в Рим. Тогда папа, не пожелавший вступить в конфликт с Фридрихом, поручил своему представителю в Аугсбурге, кардиналу Кайетану, пригласить к себе Лютера и предложить ему отречься от своих идей, изложенных в тезисах. Лютер явился пред лицом кардинала и в ответ на его требование сказал, что он не может отречься от своих убеждений, потому что они основаны на Священном Писании, которое и самим папой не может быть порвано.

Диспут в Лейпциге. Протест Лютера против всей системы папской церкви

Упомянутый нами, как серьезный противник Лютера, профессор Экк из Ингольштадта решил нанести удар по учению Лютера, и с этой целью был устроен открытый диспут Экка с д-ром Карлштадтом - сторонником и близким сотрудником Мартина Лютера. Диспут состоялся в июле 1519 года в городе Лейпциге. В то время Лейпциг принадлежал к той части Саксонии, которой управлял не курфюрст Фридрих Мудрый, благосклонно настроенный в отношении Лютера, а сторонник папы герцог Георг. В громадном зале были установлены две кафедры - одна против другой. Присутствовали сливки тогдашнего общества - ученые и аристократы. Присутствовал и сам герцог. Было послано приглашение и Лютеру. Он принял приглашение и прибыл в Лейпциг.

Вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов

Диспут начался 27 июня и продолжался до 16 июля. Вначале горячий бой шел между Экком и Карлштадтом, защищавшим идеи тезисов Лютера. Но Экк был много сильнее в слове, и Карлштадт чувствовал, что он терпит поражение. Диспутанты обливались потом. Лютер, видя, что красноречивый оратор Экк наступает, а друг его вынужден отступать, прервал свое молчание и вступил в дискуссию. Это было уже 4 июля, через неделю после начала диспута. Словесная дуэль между Лютером и Экком была ожесточеннейшая. Дискуссия развернулась вокруг главнейшего церковного вопроса того времени - вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов. Лютер доказывал, что папа является главой церкви только по человеческому установлению, а Священное Писание не знает папского господства в церкви. Наконец, Экк задал Лютеру прямой вопрос: "Значит, ты считаешь, что церковные соборы могут ошибаться?". Лютер ответил контрвопросом: "А как вы докажете, что собор не может ошибаться?". Тогда Экк воскликнул: "Если ты так думаешь о соборах, то ты для меня мытарь и язычник!"

Решающее слово Лейпцигского диспута

Это было решающим словом Лейпцигского диспута. Лютер дерзнул высказать сомнение в непогрешимости соборов.

Значит, он такой же "еретик", как Петр Вальдес, как Виклиф, как Гус. Из монаха, протестующего против продажи индульгенций, получился протестант всей системы папской церкви.

Лютер открыл католицизму лицо Реформации

Это был знаменательный день в Лейпциге, когда Реформация раскрыла свое лицо перед всем католическим миром. Лютер увидел путь, которым надлежало ему идти. В Лейпциге перед ним засияли имена Вальдеса, Виклифа, Гуса, с учением которых он был мало знаком. Вернувшись в Виттенберг, он принялся за изучение сочинений Гуса и убедился, что они пропитаны мыслями Августина и апостола Павла. Он писал Штаупицу: Мы все - гуситы, и Павел и Августин тоже гуситы; значит, еще 100 лет тому назад была известна Истина, и ее осудили".

Exsurge Domine

Булла, осуждающая заблуждения Мартина Лютера

Папа Лев X

Восстань, Господи, и рассуди дело Твое. Вспомни поношения Твои от тех, кто исполнен безумием вседневно. Внемли молитвам нашим, ибо появились лисы, ищущие опустошить виноградник, коего точило Ты один можешь топтать. Когда собирался Ты восходить к Отцу Своему, то вверил заботу, попечение и управление о винограднике, образе Церкви Торжествующей, Петру, как главе и Твоему наместнику, и его преемникам. Лесной вепрь подрывает его, и полевой зверь объедает его. Восстань, Петре, и исполни пастырское служение, тебе вверенное, как выше сказано. Обрати внимание к делу святой Римской Церкви, матери всех Церквей и наставнице веры, которую ты по приказу Божию освятил своей кровью. Против Римской Церкви, упреждал ты, восстают лжеучители, вводят пагубные ереси, навлекая сами на себя скорую погибель. Языки их - пламя, зло непокойное, исполненное смертельного яда. Усердие горькое, раздор в сердцах их, и они кичатся и лгут против истины.

И тебя, Павле, призываем восстать. Это ты просветил и озарил Церковь своим учением и мученичеством, Петрову подобным. Ибо ныне поднимается новый Порфирий, коий, как былой неправедно нападал на святых апостолов, нападает ныне на святых понтификов, предшественников наших.

Понося их, в нарушение твоего учения, вместо того, чтобы их умолять, не стыдится он бить их, раздирать, а когда отчаивается в деле своем - опускаться до оскорблений. Он подобен еретикам, чье последнее прибежище, - как говорит Иероним, - изрыгать языком яд змеиный, когда видят, что дело их вскоре будет осуждено, и переходить к оскорблениям, когда видят, что побеждены. Ибо хотя ты сказал, что должно быть ересям, чтобы испытывать верных, все же должны они пресекаться при самом своем рождении твоим заступничеством и помощью, чтобы не вырастали и не делались матеры, как волки. Наконец, пусть вся Церковь святых и прочее от Вселенской Церкви восстанет. Иные, отбрасывая Ее подлинное толкование Святого Писания, ослеплены в разуме своем отцом лжи. Мудрые в собственных глазах, как было издревле заведено у еретиков, они толкуют то же Писание иначе, нежели требует Святой Дух, вдохновленные лишь своим чувством честолюбия, и ради прославления в народе, как объявляет апостол. Извращают они Писание и прелюбодействуют с ним. В результате, по словам Иеронима, То уже не Евангелие Христово, но человеческое, или, что хуже, диавольское.

Пусть же вся сия святая Церковь Божия восстанет, и вместе с блаженными апостолами ходатайствует перед Богом всемогущим, дабы омыл заблуждения овец Своих, изгнал все ереси из земель верных и соблаговолил поддержать мир и единство в святой Церкви Своей.

Ибо едва можем Мы выразить, от скорби и огорчения разума, то, что некоторое время назад достигло слуха Нашего по сообщениям надежных людей и всеобщей молве; увы, многие разнообразные заблуждения мы видели даже собственными глазами и читали. Иные из них были уже осуждены Соборами и постановлениями Наших предшественников, и содержат явно ересь греков и богемцев. Иные же заблуждения либо еретичны, лживы, смутительны, либо оскорбительны для благочестивого уха, как соблазнительные для простых умов, происходя от ложных толкователей веры, которые, в горделивом любопытстве своем, алчут мирской славы и, противореча апостольскому учению, желают быть мудрей, чем им должно. Их словоохотливость, не опирающаяся на авторитет Писания, как говорит Иероним, не завоевала бы доверия, не кажись они подпирающими свое извращенное учение даже и Божественными свидетельствами, хотя и дурно истолкованными. Страх Божий ушел ныне от взора их.

Ошибки эти, как внушение рода человеческого, ожили и недавно распространились среди самых ветреных и в прославленной германской нации. Тем паче скорбим Мы о сием случившемся, поскольку Мы и Наши предшественники всегда держали эту нацию в лоне нашей любви. Ибо после того, как Римская Церковь передала империю от греков оным германцам, предшественники Наши и Мы всегда избирали защитников и заступников Церкви из ее среды. Воистину несомненно, что сии германцы, всегда верные католической вере, всегда были самыми ярыми противниками ересей, Как свидетельствуют достохвальные установления германских императоров относительно независимости Церкви, Ее свободы и изгнания и истребления всех еретиков в Германии. Эти установления, изданные ими прежде, а после утвержденные Нашими предшественниками, предусматривали строжайшие наказания, вплоть до утраты земель и владений, для всякого, кто укрывал или не изгонял их. Если бы они соблюдались ныне, то и Мы, и они были бы, очевидно, свободны от этого источника беспокойства. Свидетельствует об этом осуждение и наказание на Констанцском Соборе неверности гуситов и уиклифитов, а также Иеронима Пражского. Свидетельствует об этом кровь германцев, столь часто проливавшаяся в войнах против богемцев. Последнее же свидетельство - отвержение, опровержение и анафемствование вышеназванных ошибок, или многих из них, столь же ученое, сколь истинное и святое, университетами Кельна и Лувэна, преданнейших и религиознейших делателей на жатве Господней. Могли бы Мы привести и много иных фактов, которые решили опустить, чтобы не представилось, что составляем книгу истории.

В силу своего пастырского служения, вверенного Нам Божественной милостью, Мы не можем ни при каких обстоятельствах больше терпеть или обходить вниманием пагубный яд вышеназванных ошибок, не чиня позора христианской религии и ущерба - ортодоксальной вере. Некоторые из этих ошибок Мы решили включить в настоящий документ; суть их следующая:

  1. Мнение о том, что Таинства Нового Закона дают освящающую благодать тем, кто не создает к этому препятствий, распространенное, но еретическое.
  2. Отрицать, что после крещения грех остается в ребенке, - значит ниспровергать сразу и Павла, и Христа.
  3. Легко воспламеняющиеся очаги греха препятствует восхождению на небо души, покидающей тело, даже если на ней нет повседневного и нераскаянного греха.
  4. Тому, кто находится на грани смерти, несовершенство любви необходимым образом приносит с собою великий страх, который один достаточен, чтобы произвести чистилищное наказание, и препятствует вхождению в Царствие.
  5. Три части покаяния - сокрушение, исповедь и удовлетворение - не имеют основания ни в Священном Писании, ни у древних святых учителей христианства.
  6. Сокрушение, которое подготавливается припоминанием, осознанием и отвращением к грехам, когда жизнь пересматривают с горечью в сердце, взвешивая тяжесть, количество и неприглядность грехов и видя, что вечное блаженство потеряно и неизбежно вечное проклятие, - такое сокрушение делает человека лицемером и еще большим грешником.
  7. Совершенно справедлива и значительно лучше всех пояснений о видах сокрушения поговорка: "Не делать зла в будущем - главное покаяние; самое лучшее покаяние - новая жизнь".
  8. Не претендуй на то, что исповедуешь повседневные грехи, ни даже все смертные грехи, поскольку невозможно, чтобы ты знал все свои смертные грехи. Вот почему в древней Церкви исповедовали только явные смертные грехи.
  9. Когда мы хотим ясно исповедать все наши грехи, тем самым мы хотим ничего не оставлять милосердию Бога для прощения.
  10. Никому не отпущены грехи, если он не верит, что они отпущены, когда священник их отпускает; более того, грех останется, если не верить, что он отпущен; так как отпущения грехов и дарования благодати недостаточно, нужно еще верить, что грех отпущен.
  11. Тебе следует верить в отпущение твоих грехов совершенно не из-за твоего сокрушения, но благодаря слову Христа: "Что свяжете…". Вот почему говорю я тебе - доверяй, если ты получил отпущение священника, и твердо верь, что тебе отпущено, и тебе будет истинно отпущено, каким бы ни было сокрушение.
  12. Если, против ожидания, кающийся не был сокрушен или если священник не отпустил ему с должной серьезностью, а в шутку, но если кающийся считает, что ему отпущено, то так оно и есть на самом деле.
  13. В Таинстве Покаяния и в отпущении грехов папа или епископ не совершают более, чем последний из священников; там, где нет священника, любой христианин, даже женщина или ребенок, могут совершить то же самое.
  14. Никто не обязан уверять священника, что он сокрушен, и священник не должен об этом спрашивать.
  15. Велико заблуждение подходящих к таинству Евхаристии, полагаясь на то, что они исповедались, что они не знают за собой никакого смертного греха, что они предварили сие молитвами и приготовились; все они едят и пьют осуждение себе. Но если верят и доверяются, что получат благодать, тогда одна лишь эта вера делает их чистыми и достойными.
  16. Представляется решенным, что Церковь на всеобщем Соборе установила, что миряне должны причащаться под обоими видами; богемцы, причащающиеся под обоими видами, не еретики, но схизматики.
  17. Сокровище Церкви, из которого папа предоставляет индульгенции, не является заслугой Христа и святых.
  18. Индульгенции являются благочестивым обманом для верных и освобождением от добрых дел; они относятся к числу дозволенного, но не к числу полезного.
  19. Индульгенции для тех, кто в действительности приобретает их, не имеют значения для отпущения надлежащего наказания за совершаемые грехи перед судом Божиим.
  20. Заблуждается тот, кто считает, что индульгенции целительны и полезны для духовного блага.
  21. Индульгенции необходимы только для тяжких публичных грехов и в действительности предназначены только для людей грубых и нетерпеливых.
  22. Существует шесть типов людей, для которых индульгенции не нужны и бесполезны: умершие или умирающие; больные; те, у кого есть законные препятствия; те, кто не совершил тяжких грехов; те, кто совершил тяжкие грехи, но не публичные; те, кто творит лучшие дела.
  23. Отлучения есть лишь внешние наказания, и не лишают человека общей духовной молитвы Церкви.
  24. Христиан следует учить лелеять отлучения, а не страшиться их.
  25. Римский Понтифик, Преемник Петра, не является наместником Христа, в лице Петра поставленным Самим Христом над всеми Церквами целого мира.
  26. Слово Христа к Петру: "…что свяжешь на земле…" - распространяется только на то, что связал сам Петр.
  27. Несомненно, что не во власти Церкви или Папы устанавливать определения веры, и тем более это относится к законам о нравах или добрых делах.
  28. Если Папа думал так или иначе совместно с большой частью Церкви, он не ошибся; но при этом нет никакого греха, ни ереси в том, чтобы думать иначе, прежде всего в вопросе, не являющемся необходимым для спасения, вплоть до такого момента, когда Вселенский Собор осудит одно мнение, одобрив другое.
  29. Нам дан путь к ослаблению власти Соборов и к тому, чтобы свободно перечить их действиям, и судить об их постановлениях, и дерзко исповедовать то, что представляется истинным, было ли оно одобрено или осуждено каким бы то ни было Собором.
  30. Некоторые из положений Иоанна Гуса, осужденные на Констанцском Соборе, суть весьма христианские, всецело истинные и евангельские; их вселенская Церковь осуждать не должна.
  31. Во всяком добром деле праведный согрешает.
  32. Доброе дело, соделанное совершенным образом, есть простительный грех.
  33. Сожжение еретиков противоречит воле Духа.
  34. Воевать против турок значит противиться Богу, Который их посредством наказывает наши неправды.
  35. Никто не может быть уверен в том, что не согрешает смертно все время, из-за потаенного греха гордыни.
  36. После грехопадения свобода воли есть лишь название; и когда человек совершает то, что в его власти, то согрешает смертно.
  37. Нельзя доказать [существование] чистилища ни одним текстом Священного Писания, который входил бы в канон.
  38. Души чистилища не уверены в своем спасении, или, по крайней мере, не все. Никакой довод и никакой текст Писания не доказывает, что они находятся вне состояния, в котором не могут обрести заслуги и в котором их любовь возрастает.
  39. Души чистилища согрешают беспрестанно, столь долго, сколь ищут покоя и страшатся наказания.
  40. Души, освобожденные из чистилища благодаря ходатайству живых, менее счастливы, чем если бы они воздали удовлетворение за себя сами.
  41. Церковные прелаты и светские князья поступили бы недурно, если бы уничтожили все сумы нищенства.

Всякий в здравом уме поймет, сколь разрушительны, пагубны, постыдны и соблазнительны для набожных и простых умов эти различные заблуждения, сколь противны они всякой любви и почтению к святой Римской Церкви, матери всех верных и учительнице веры; сколь вредны они для крепости церковной дисциплины, а именно - послушания. Добродетель эта - источник и начало всех добродетелей, и без нее всякий будет легко осужден как неверный.

Посему Мы, в приведенном выше перечислении, весьма важном, желаем подействовать с великою заботой, как надлежит, и пресечь распространение этой чумы и злокачественной болезни, дабы она не заражала более жатву Господню, подобно вредоносному сорняку. Мы провели поэтому тщательное рассмотрение, расследование, обсуждение, строгую проверку и зрелое размышление с каждым из братьев, преосвященных кардиналов святой Римской Церкви, а также с приорами и генеральными министрами монашеских орденов, не считая многих профессоров и магистров, искусных в священном богословии и в гражданском и каноническом праве. Мы нашли, что сии заблуждения или тезисы есть некатолические, как выше указано, и не должны преподаваться, как таковые; но противны учению и преданию Католической Церкви, и противны подлинному толкованию священного Писания, получаемому от Церкви. Августин же полагал, что Ее власть следует принимать столь полно, что утверждал, что и в Евангелие не поверил бы, если бы за него не ручался авторитет Католической Церкви. Ибо, в соответствии с этими ошибками, или с одним или несколькими из них, ясно следует, что Церковь, водимая Святым Духом, пребывает в заблуждении и всегда заблуждалась. Это противно тому, что Христос при Своем Вознесении обещал ученикам Своим, как читается в святом Евангелии от Матфея: се, Я с вами до скончания века; это противно определениям святых Отцов, или выраженным постановлениям и канонам Соборов и Верховных Понтификов. Несоблюдение этих канонов, по свидетельству Киприана, есть почва и причина всякой ереси и схизмы.

По совету и согласию сиих досточтимых братьев Наших, по зрелому размышлению над всеми и каждым из вышеприведенных тезисов, и властью Бога всемогущего, блаженных апостолов Петра и Павла и Нашей собственной, Мы осуждаем, порицаем и всецело отвергаем все эти тезисы или заблуждения как еретичные, смутительные, ложные, оскорбительные для благочестивого уха или соблазнительные для простых умов, а также противные католической вере. Перечисляя их, Мы постановляем и объявляем, что все верные обоего пола должны к ним относиться как к осужденным, порицаемым и отвергнутым. . . . Мы обязываем всех в силу святого послушания и под страхом автоматического полного отлучения. . .

Далее, поскольку те заблуждения и многие другие содержатся в книгах или писаниях Мартина Лютера, Мы также осуждаем, порицаем и отвергаем всецело книги и все писания и проповеди вышеназванного Мартина, будь они на латыни или на любом другом языке, содержащие поименованные заблуждения или любые из них; и желаем, чтобы к ним относились как к полностью осужденным, порицаемым и отвергнутым. Мы запрещаем всем и каждому из верных обоего пола, в силу святого послушания и под страхом автоматического применения вышеназванных наказаний, читать, провозглашать, проповедовать, восхвалять, печатать, публиковать или защищать их. Они навлекут на себя оные наказания, если дерзнут их поддерживать каким бы то ни было образом, лично или посредством другого или других, прямо или косвенно, неявно или открыто, публично или тайно, в своих ли собственных домах или в иных публичных или частных местах. Незамедлительно по обнародовании этого письма сии труды, где бы они ни находились, ординариям и прочим [церковным и монашествующим лицам] следует тщательно разыскивать и, под страхом всех и каждого из вышеназванных наказаний сжигать публично и торжественно в присутствии клириков и народа.

Что же касательно до самого Мартина - о Боже правый, чем только мы пренебрегли или чего не сделали? Какую милость отцовскую забыли явить, чтобы призвать его обратно от подобных заблуждений? Ибо после того, как мы его вызвали, желая обойтись с ним добрее, мы увещевали его на различных собраниях с Нашим легатом и в личных письмах отбросить эти ошибки. Мы даже предложили ему охранную грамоту и деньги, необходимые для путешествия, призывая его явиться без страха и опаски, которые должна отбросить совершенная любовь, и говорить не тайно, но открыто и лицом к лицу, по примеру Спасителя нашего и апостола Павла. Сделай он это, Мы уверены, что он изменился бы сердцем и признал бы свои заблуждения. Он не нашел бы в Римской Курии всех тех ошибок, на которые столь яростно нападает, приписывая ей больше, чем следует, из-за пустых сплетен злых людей. Мы показали бы ему яснее света дневного, что Римские Понтифики, предшественники Наши, которых он атакует зло и без всякого приличия, никогда не ошибались в своих канонах или постановлениях, которые он тщится опровергнуть. Ибо, согласно пророку, нет в Галааде недостатка ни в бальзаме, ни во враче.

Но он всегда отказывался слушать и, презирая и первый вызов, и все и каждое из вышеупомянутых предложений, счел ниже своего достоинства явиться. До нынешнего дня он был упрям. С ожесточенным духом пробыл он под осуждением больше года. Что хуже, дополняя зло злом, узнавши о вызове, он разразился безрассудным обращением к будущему Собору. Сие, несомненно, было противно установлениям Наших предшественников Пия II и Юлия II, по которым обращение подобного рода должно караться наказанием еретиков. Вотще взывал он к помощи Собора, поскольку открыто признает, что не верит в Собор.

Посему Мы можем без дальнейших вызовов или отсрочек выступить против него к его осуждению и проклятию, как того, чья вера всем подозрительна, и кто по сути есть подлинный еретик, со всей суровостью всех и каждого из вышеназванных наказаний и цензур. Но все же, по совету Наших братьев, подражая милосердию всемогущего Бога, желающего не чтобы грешник умер, а чтобы он обратился и жил, и забыв все оскорбления, причиненные Нам и Апостольскому Престолу, Мы решили прибегнуть ко всему состраданию, к какому только способны. Надежда Наша, насколько Мы ее питаем, на то, что он испытает изменение сердца, пойдя по пути кротости, как Мы предложили, вернется и отвратится от своих заблуждений. Мы с радостью примем его, как блудного сына, возвращающегося в объятия Церкви.

Посему пусть сам Мартин и те, кто за ним следует, и те, кто укрывает и поддерживает его, посредством милостивого сердца Бога нашего и излияния крови нашего Господа Иисуса Христа, Которым и через Которого было совершено искупление человеческого рода и возведение святой матери Церкви, знают, что от всего сердца Нашего Мы увещеваем и просим его перестать нарушать мир, единство и истину Церкви, о которой Спаситель столь горячо молил Отца. Пусть отвергнется своих пагубных ошибок, чтобы мог вернуться к Нам. Если они воистину послушают, и заверят нас юридическими документами в том, что послушали, то обретут в Нас щедрость отеческой любви, отверзение источника действий родительской милости и открытие фонтана милосердия и мягкости.

Мартину же Мы, однако, предписываем покамест, чтобы он прекратил всякое проповедование или проповедническое служение.

И хотя даже любовь к праведности и добродетели не отвратили его от греха, а надежда на прощение не привела его к покаянию, быть может, страх наказания его тронет. Посему Мы заклинаем и напоминаем этому Мартину, его поборникам и пособникам о его священном сане и об описанном наказании. Мы просим его искренне, чтобы он и его поборники, приверженцы и сообщники в течение шестидесяти дней (которые Нам угодно разделить на три раза по двадцать дней, считая от обнародования этой буллы в нижеозначенных местах) прекратили проповедовать, как излагая свои взгляды, так и осуждая чужие, и публиковать книги и памфлеты, касающиеся каких-либо или всех их заблуждений. Далее, все писания, содержащие какие-либо или все его заблуждения, должны быть сожжены. Далее, сей Мартин должен навеки отречься от подобных заблуждений и взглядов. Он должен сообщить Нам об этом отречении открытым документом, снабженным печатями двух прелатов, каковой Мы должны получить в течение еще шестидесяти дней. Или же он должен лично, имея охранную грамоту, известить Нас о своем отречении, прибыв в Рим. Сей последний способ Мы бы предпочли, дабы не осталось сомнений о его искреннем послушании.

Если же этот Мартин, его поборники, приверженцы и соучастники, к великому Нашему сожалению, упрямо не подчинятся вышеупомянутым условиям в названный срок, то Мы, следуя учению святого апостола Павла, наставляющего нас отвращаться еретика после первого и второго вразумления, проклянем этого Мартина, его поборников, приверженцев и сообщников, как лозы неплодные, не пребывающие во Христе, проповедующие оскорбительные доктрины, противные христианской вере и оскорбляющие Божественное величие, ко вреду и посрамлению всей христианской Церкви, и порочащие ключи Церкви, как упрямые и известные еретики. . .

Мартин Лютер знаменит, прежде всего, тем, что положил начало масштабным преобразованиям в религиозном мировоззрении народа на рубеже XV-XVI веков, которые привели к появлению еще одного направления христианства — протестантизма.

Кем был Мартин Лютер?

Лукас Кранах. Ганс и Маргарита Лютер.

Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего горным металлургом, а со временем — зажиточным бюргером. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали во францисканскую католическую школу, после чего, по велению родителей, он приступил к изучению юриспруденции в университете в Эрфурте. С ранних лет мальчика привлекало богословие, вместе с друзьями он исполнял церковные песнопения под окнами зажиточных горожан.

В 1505 году против воли родителей Мартин покинул юридический факультет и поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Уже через год служения юноша принял монашеский постриг, а в 1507 году был посвящен в священники.

В 1508 году его отправили преподавать в один из недавно учрежденных институтов в Виттенберге, где он заинтересовался философскими трудами епископа Августина, одного из выдающихся деятелей христианской церкви.

Во время одной из своих поездок по Италии в 1511 году Лютер пришел к выводу, что римско-католическая церковь повсеместно злоупотребляет своим положением, выдавая индульгенции за деньги. Это был кризис веры, с которым он долго не мог справиться.

Вскоре после поездки Лютер получил степень доктора теологии и стал много преподавать. В то же время он очень вдумчиво и кропотливо изучал библейские тексты. В результате его теологических изысканий у Лютера сформировались свои собственные убеждения о том, как верующий должен служить Богу, что значительно расходилось с тем, что исповедовала католическая церковь.

«95 тезисов» и начало Реформации

95 тезисов Лютера. Commons.wikimedia.org

31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил на дверях виттенбергской Замковой церкви документ, состоящий из 95 тезисов с критикой папства и индульгенций (прощения грехов за деньги). В своем послании, прибитом к двери прихода, он объявил, что церковь не является посредником между Богом и человеком, и давать отпущение грехов Папа не вправе, так как человек спасает свою душу не через церковь, а через веру в Создателя.

Поначалу тезисы Лютера остались без должного внимания Папы, который посчитал, что это одно из проявлений «монашеских свар» (распрей между разными церковными приходами), которые не были редкостью в те времена. Тем временем Лютер, заручившись поддержкой римского князя Фридриха Мудрого , продолжил распространять свои взгляды на деятельность католической церкви. Только когда Папа прислал к нему своих эмиссаров, богослов согласился прекратить критику сложившихся церковных устоев.

Отлучение Лютера от церкви

Одним из ключевых событий периода Реформации стал Лейпцигский диспут, состоявшийся в 1519 году. Иоганн Экк , выдающийся богослов и ярый противник Лютера, вызвал одного из соратников реформатора — Карлштадта — на публичный диспут в городе Лейпциг. Все тезисы Экка были построены таким образом, чтобы осудить идеи и убеждения Мартина Лютера. Присоединиться к диспуту и защитить свою позицию Лютер смог только через неделю после начала диспута.

Лютер в Вормсе: «На сём я стою…». Commons.wikimedia.org

Мартин Лютер, в противовес оппоненту, настаивал на том, что главой церкви является Иисус Христос, а папская церковь получила освящение только в 12 веке, не являясь, таким образом, законным заместителем Бога на земле. Спор двух оппонентов длился целых два дня, его свидетелями стало большое количество народа. Прения сторон закончились тем, что Лютер порвал всякую связь с папской церковью.

Выступление богослова из Эрфурта всколыхнуло народные массы, стихийно начали организовываться целые движения, которые требовали церковных преобразований и ликвидации монашеских обетов.

Особенную поддержку идеи Лютера обрели среди зарождающегося слоя капиталистов, ведь папская церковь сильно подавляла экономическую самостоятельность и предпринимательскую активность народа, осуждая личные накопления.

В 1521 году римский император Карл V издал т.н. Вормсский эдикт (указ), согласно которому Мартин Лютер был объявлен еретиком, а его работы подлежали уничтожению. Каждый, кто оказывал ему поддержку, отныне мог быть отлучен от папской церкви. Лютер прилюдно сжег императорский указ и объявил, что борьба с папским засильем - дело его жизни.

Мартин Лютер сжигает буллу. Гравюра на дереве, 1557. Commons.wikimedia.org

Покровитель Лютера Фридрих Мудрый тайно отправил богослова в отдаленный замок Вартбург, чтобы о месторасположении предателя узнать не смог Папа Римский. Именно здесь, находясь в добровольном заточении, Лютер занялся переводом Библии на немецкий язык. Надо сказать, что в те времена народ не имел свободного доступа к библейским текстам: переводов на немецкий язык не было, и людям приходилось опираться на те догматы, которые диктовала им церковь. Работа по переводу Библии на немецкий имела большую значимость для народа, и помогла самому богослову утвердиться в своих убеждениях в отношении католической церкви.

Развитие Реформации

Главная идея Реформации, по мнению Лютера, состояла в ненасильственном ограничении полномочий Папы Римского, без войны и кровопролития. Тем не менее, стихийные выступления народных масс в то время часто сопровождались погромами католических приходов.

В качестве ответной меры были посланы имперские рыцари, часть которых, впрочем, перешла на сторону зачинщиков Реформации. Это случилось потому, что социальная значимость рыцарей в процветающем католическом обществе сильно снизилась по сравнению с древними временами, воины мечтали восстановить свою репутацию и привилегированное положение.

Следующим этапом противостояния католиков и реформаторов стала крестьянская война под предводителем еще одного духовного деятеля Реформации - Томаса Мюнцера . Крестьянский бунт был неорганизован и вскоре подавлен силами империи. Тем не менее, даже после окончания войны сторонники Реформации продолжили продвигать свое видение роли католической церкви среди народа. Все свои постулаты реформаторы объединили в т.н. Тетраполитанское исповедание.

В это время Лютер уже был сильно болен и не мог отстаивать свое видение ненасильственной Реформации перед другими участниками протестного движения. 18 февраля 1546 года он умер в городе Айслебен в возрасте 62-х лет.

Бугенхаген проповедует на похоронах Лютера. Commons.wikimedia.org

Реформация без Лютера

Приверженцев идеи Реформации стали называть протестантами, а тех, кто последовал теологическому учению Матрина Лютера — лютеранами.

Реформация продолжилась и после ухода из жизни своего идейного вдохновителя, хотя имперская армия нанесла серьезный удар по протестантам. Города и духовные центры протестантизма были разорены, многие приверженцы Реформации оказались за решеткой, даже могила Мартина Лютера была разрушена. Протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки католической церкви, тем не менее, идеи Реформации забыты не были. В 1552 году началась вторая крупная война протестантов с имперскими силами, которая закончилась победой реформаторов. В итоге, в 1555 году между католиками и протестантами был заключен Аугсбургский религиозный мир, который уравнивал в правах представителей католицизма, протестантизма и других конфессий.

Реформация, начавшаяся в Германии, в разной степени коснулась многих европейских стран: Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Франции. Власти этих государств были вынуждены идти на уступки нарастающей народной массе, которая требовала свободы вероисповедания.

Реформация (от лат. reformatio - «преобразование») - религиозное и социально-политическое движение в Европе XVI в., выдвигавшее требования реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением.

Начало Реформации в Германии связано с именем Мартина Лютера (1483-1546), монаха-августинца и профессора Виттенбергского университета, который в 1517 г. открыто выступил против индульгенций. Его с юношеских лет отличала глубокая религиозность; в 1505 г., получив степень магистра «свободных искусств», он вопреки воле отца, желавшего видеть своего сына юристом, становится монахом августинского монастыря в Эрфурте.

В надежде на спасение души будущий реформатор строго выполнял монашеские предписания (посты и молитвы). Однако уже тогда у него зародились сомнения в правильности этого пути. Став в 1507 г. священником, Лютер по настоянию своего ордена продолжил университетское образование на факультете теологии Эрфуртского университета.

Поездка в 1511 г. в Рим и впечатления от личного знакомства с развращенными нравами высшего католического клира усилили в Лютере стремление к поиску тех основ христианской догматики, которые должны были отвечать внутренней религиозности, а не обрядовой, внешней стороне культа.

С 1512 г., после получения степени доктора богословия, Лютер начал читать лекции в университете г. Виттенберга. Здесь он обратился к углубленному изучению Библии, к тому же он как лектор вынужден был вырабатывать свои трактовки библейского текста. В 1512-1517 гг. постепенно начинает оформляться его теологическая концепция.

18 октября 1517 г. папа римский Лев X издал буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях, как утверждалось, «оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Этот момент и был избран Лютером для того, чтобы в тезисах против индульгенций изложить свое новое понимание места и роли церкви.

31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям университетской церкви в Виттенберге «95 тезисов» («Диспут о прояснении действенности индульгенций»). Он, конечно, не думал о противостоянии с церковью, а стремился к очищению ее от пороков. В частности, он поставил под сомнение особое право пап на отпущение грехов, призывая верующих к внутреннему раскаянию, которому отводилось главная роль в обретении «спасающей помощи Божьего милосердия».

«Тезисы» Лютера, переведенные на немецкий язык, за короткий срок обрели феноменальную популярность. Вскоре для опровержения лютеровских тезисов были выставлены опытные католические теологи: распространитель индульгенций в Германии Тецель, доминиканский монах Сильвестр Маззолини да Приерио и известный богослов Иоганн Экк.

Все они, критикуя Лютера, исходили из догмата о непогрешимости папы. Против Лютера было составлено обвинение в ереси, а 7 августа 1518 г. ему было передано приказание явиться на суд в Рим. Однако, опираясь на поддержку своих сторонников, в том числе и среди представителей власти, Лютер отказался.

Папскому легату в Германии пришлось согласиться с предложением подвергнуть Лютера допросу в Германии. В октябре 1518 г. Лютер прибыл в Аугсбург, где в то время заседал рейхстаг. Здесь Лютер заявил, что не отречется «ни от единой буквы» своего вероучения. Конец периоду переговоров папской курии с Лютером положил диспут, состоявшийся летом 1519 г. в Лейпциге между ним и Экком.

Когда Экк обвинил Лютера в том, что он повторяет ряд положений, близких к учению Гуса, Лютер заявил, что среди положений Гуса имелись «истинно христианские и евангелистские». Это заявление означало не только опровержение «высшей святости» папы, но и авторитета соборов.

Только Священное Писание непогрешимо, заявил Лютер, а не папа и вселенские соборы. Таким образом, результатом лейпцигского диспута был открытый разрыв Лютера с Римом.

В трактате «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» (1520) Лютер обосновал освобождение от папского засилья тезисом о том, что служение Богу рассматривается не как дело одного духовенства, а как функция всех христиан, их мирских учреждений и светской власти.

Так была высказана идея «всеобщего священства», которым обладали все христиане. Параллельно с этим Лютер разработал программу борьбы с папством и реформирования церкви. Он призвал немцев прекратить выплаты Риму, сократить число папских представителей в Германии, ограничить вмешательство папы в управление империи.

Важным пунктом в национальном развитии немцев стал призыв к чтению мессы на немецком языке. Далее Лютер потребовал закрытия монастырей нищенствующих орденов и роспуска всех духовных братств, отмены церковных иммунитетов, отлучений, многочисленных праздников, целибата духовных лиц.

К этому же моменту можно говорить уже о сложившейся системе богословских взглядов Лютера. Основное положение, выдвинутое им, гласило, что человек достигает спасения души (или «оправдания») не через церковь и ее обряды, а с помощью личной веры, даруемой человеку непосредственно Богом.

Смысл этого утверждения заключался, прежде всего, в отрицании посреднической роли духовенства между верующими и Богом. Другой тезис Лютера сводился к утверждению приоритета Священного Писания над Священным Преданием - в виде папских декретов и постановлений вселенских соборов.

Это положение Лютера, как и первое, противоречило католической догме о централизованной универсальной церкви, распределяющей по своему усмотрению Божественную благодать, и о непререкаемом авторитете папы как вероучителя.

Однако Лютер не отвергал полностью значения духовенства, без помощи которого человеку трудно достигнуть состояния смирения. Священник в новой церкви Лютера должен был наставлять людей в религиозной жизни, в смирении перед Богом, но не мог давать отпущение грехов (это дело Бога).

Лютером отрицалась та сторона католического культа, которая не находила подтверждения и оправдания в букве Священного Писания, поэтому другое название лютеранской церкви - евангелическая церковь. Среди церковной атрибутики, отвергнутой Лютером, оказались поклонение святым, почитание икон, коленопреклонение, алтарь, иконы, скульптуры, учение о чистилище. Из семи таинств было сохранено в конечном итоге только два: крещение и причастие.

Страницы: 1 2

Каковы основные идеи Мартина Лютера и какова его роль в процессе Реформации? Против чего он выступал и какие последствия имели его действия?

Каково было отношение Лютера к государству в целом и к церкви? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить ниже.

Начало Реформации и ее цели

В 16 веке Западную и охватило движение, которое по своей социально-экономической сути было антифеодальным, а по идеологической форме - антирелигиозным.

Активисты этого движения, названного Реформацией, преследовали следущие цели: изменение взаимоотношений между церковью и государством, перестройка официальной церковной доктрины, полное преобразование организации католической церкви. Основным очагом была Германия. Каковы основные идеи Мартина Лютера на этот счет и как он связан с движением Реформации? На этот вопрос мы ответим ниже.

95 тезисов Лютера как толчок к Реформации

По сути, началом реформации стали знаменитые 95 тезисов профессора Виттенберского университета, доктора богословия Мартина Лютера, которые он прибил к дверям церкви. Это было формой протеста против продажи индульгенций - отпущение грехов. Церковники утверждали, что святые совершили так много подвигов и поступков, что их можно продавать людям в качестве отпущения грехов. За эти 95 тезисов Лютера отлучили от церкви и предан опале. Если бы ни германские князья, Лютер был бы предан смерти. Тем не менее, учение Мартина Лютера приобретало все больше и больше последователей.

Идеи Мартина Лютера

Лютер доказывал, опираясь на Святое Писание, что монашество во всех проявлениях и абсолютное большинство обрядов в действительности не основываются на "подлинном слове Божьем".

Ссылаясь на Лютер говорил, что для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, человеку достаточно одной лишь веры. Католическая церковь, в свою очередь, предписывала для спасения души совершение взносов и выполнение многочисленных обрядов. Это - один из ответов на вопрос о том, каковы основные идеи Мартина Лютера. Неудивительно, что церковь преследовала его, ведь согласно учению Лютера, верующий должен оправдываться только перед Богом и является сам себе священником. Таким образом, человек перестает нуждаться в посредничестве священников и обязан рабски подчиняться только Богу, а не церкви. Учение Мартина Лютера гласит, что все сословия одинаковы и священник ничем не отличается от мирянина. Согласно учению Лютера, только то, что встречается в Библии - священно. Все остальное - дело человеческих рук, а значит не является истиной и должно быть подвергнуто строжайшей критике.

Лютер и государство

Каковы основные идеи Мартина Лютера касательно государства? Одно из ключевых положений учения - разграничение светской и религиозной власти. Вместе с тем, Лютер в своем учении говорит о покорности монархам, о смирении и терпении. Также он призывает не поднимать восстания против власти. Подобный подход становится понятен, если принять во внимание то, что хорошим правителем считался тот, для которого власть - это бремя, а не привилегия. Согласно учению Лютера, правитель - слуга, а не господин своего народа.

Светская власть предназначена для того, чтобы регулировать отношения людей. Духовенство тоже принадлежит к простому народу, который подчиняется светской власти.

Естественное и божественное право

Каковы основные идеи Мартина Лютера о соотношении духовной и светской власти? Если передавать их в двух словах - Лютер считал, что порядок должен достигаться вследствие опоры светской власти не на божественное право, а на естественное, несмотря на то, что оно - производная от божьей воли. По Лютеру, такие понятия, как свобода воли, и его внутренний мир не могут подчиняться юрисдикции государства.