Государство

Режимы «P», «Tv», «Av» и «M»: практика использования. Режим M - полностью ручной режим

  • Что представляют собой режимы A (Av), S (Tv) и M, определение каждого;
  • В каких ситуациях стоит выбирать каждый из них и почему;
  • Некоторые преимущества режимов (Av) и S (Tv) по сравнению с ручной настройкой;
  • Некоторые преимущества ручной настройки и примеры ситуаций, когда это единственный возможный вариант.

Ручные режимы съемки, какие они?

Ручной режим (M) : этот режим дает вам полный контроль над тремя параметрами настройки камеры, определяющими экспозицию (известными как треугольник экспозиции) – чувствительность ISO, диафрагма и скорость затвора. В руководстве мы остановимся на каждом из параметров.

Приоритет диафрагмы (А на Nikon, Av на Canon) : этот режим дает вам возможность управлять двумя параметрами настройки, а именно ISO и диафрагмой. Камера автоматически определит соответствующую скорость затвора, чтобы обеспечить вас правильной экспозицией.

Приоритет выдержки (S на Nikon, Tv на Canon) : данный режим так же дает вам возможность управлять двумя параметрами настройки экспозиции, но на этот раз это ISO и скорость затвора. Камера автоматически определит значение диафрагмы, подходящее для ваших настроек.

Есть и другие факторы, которые влияют на результат, а именно - экспозамер, который используется и компенсация экспозиции. На этом мы остановимся чуть позже.

Как решить, какой режим использовать?

Я использую режим приоритета диафрагмы и приоритета выдержки чаще, чем какой-либо другой. Принимая решение о том, какой из них лучше выбрать, следует учитывать то, что вы снимаете, при каких внешних условиях и какого эффекта хотите достичь:

  • Выбирать режим приоритета диафрагмы следует тогда, когда вы хотите контролировать глубину резкости (DOF) . Так, например, если вы создаете портрет с красивым боке, то установите апертуру, на значение f2.8 или f1.8. Выбирать режим приоритета диафрагмы следует не только при создании приятного размытого фона, но и в случаях, когда, наоборот, требуется сделать четкий снимок, выбрав значение диафрагмы f11 или меньше.
  • Отдать предпочтение режиму приоритета выдержки следует тогда, когда вам важно контролировать движение объекта , то есть, либо сделать объект съемки очень четким во время движения, либо наоборот качественно размыть его. Таким образом, фотографируя спортивные мероприятия, концерты или дикую природу, когда важна четкость, значение скорости затвора следует установить на значение, хотя бы, 1/500. Фотографируя движение воды, или машины в ночное время суток, интервал выдержки нужно выбирать значительно больше, как минимум 2-5 секунд.
  • Есть несколько случаев, когда наилучшим вариантом будет съемка в ручном режиме. Так, если вы делаете ночной портрет или пейзаж, работаете в студии, или делаете HDR снимок с использованием штатива, так же в некоторых случаях, когда используется вспышка (например, когда работая в темной комнате, вам все-таки хочется немного сохранить естественное освещение).

Вот некоторые примеры изображений, сделанные с помощью каждого из режимов, описанных выше.

Снимок, сделанный в режиме приоритета диафрагмы


Снимок, созданный в режиме приоритета выдержки


Снимок, сделанный в ручном режиме, в темное время суток

Вещи, о которых не стоит забывать

ISO: помните, что при выборе любого режима вы по-прежнему настраиваете чувствительность ISO самостоятельно.

Выбирать чувствительность нужно основываясь на том, при каком освещении вы снимаете. Допустим, снимая при ярком солнечном свете лучше установить значение 100 ISO или 200 ISO. Если это пасмурный день, или, вы снимаете в тени, то значение лучше установить на 400 ISO. Для съемки в помещении с плохим освещением значение нужно поставить больше 800 ISO, в зависимости от обстоятельств. Значения выше 3200 ISO устанавливаются в особых случаях, например, если вы снимаете объект в движение без использования штатива и при этом, уровень освещения низкий. Использование штатива позволяет ставить более низкие значения ISO, так как риск сделать смазанный кадр сводится практически к нулю.

Проверьте скорость затвора в режиме приоритета диафрагмы.

Если камера определяет значение скорости затвора самостоятельно, это еще не значит, что вам удастся сделать качественный снимок, поэтому лучше лишний раз проверить, какую скорость установил ваш фотоаппарат. Да, в основном проблем не возникает, но если вы настроили фотокамеру и установили чувствительность 100 ISO, при диафрагме f16 в темной комнате, то снимать вы будете с довольно медленной выдержкой, и если штатив не используется, то кадр, скорее всего, выйдет размытым. Поэтому, следите за тем, что бы выдержка была установлена верно, для этого можно использовать следующее правило - 1/фокусное расстояние = скорость затвора. То есть, если вы снимаете на расстоянии 200 метров, то выдержка должна быть 1/200. Зная это правило, вы сможете подкорректировать свои настройки ISO и диафрагмы таким образом, что бы выдержка автоматически установилась на то значение, которое подойдет лучше всего.


Снимок, сделанный в ручном режиме с HDR

Следите за уведомлениями с предупреждением о неправильной экспозиции в режимах S и A.

Ваша камера довольно умная, но она может работать только в пределах своих собственных ограничений. Поэтому иногда вы можете получать сообщения о том, что выходите за пределы тех параметров, когда возможно установить верные значения автоматических настроек. Такое сообщение будет отображаться в виде мигающего предупреждения в видоискателе. Вот примеры таких случаев, как в режиме приоритета выдержки, так и приоритета диафрагмы.

Сценарий № 1. Режим приоритета диафрагмы. Допустим, вы решили установить значения ISO 800 и F1.8 в яркий солнечный день, в результате камера сообщит вам, что кадр слишком светлый. Фотоаппарат не может установить соответствующее значение выдержки (самое быстрое). Если вы все-таки сделаете фото, то убедитесь в том, что оно переэкспонировано, о чем камера вас и предупреждала. Выберите более низкое значение ISO или поставьте меньшую диафрагму и попробуйте еще раз, пока предупреждение не исчезнет.

Сценарий № 2. Режим приоритета выдержки. Допустим, съемка происходит в темной комнате с настройками ISO 400 и 1/1000 сек., в данном случае камера не сможет установить верное значение диафрагмы, об этом вы будете уведомлены через сообщение в видоискателе. Для устранения этой проблемы необходимо выбрать низкую скорость затвора и, вероятно, большее значение чувствительности ISO, такое, что б предупреждение исчезло.


Изображение создано в ручном режиме во время ночной фотосъемки

В современных фотокамерах есть множество режимов съемки. Все они делятся на два типа: сюжетные режимы , такие как Портрет, Пейзаж, Спорт и творческие режимы , такие как: Приоритет выдержки, Приоритет диафрагмы и Ручной режим.

Именно творческие режимы в зеркальных камерах делают процесс съемки таким удобным и контролируемым. Эти режимы используют профессионалы и любители, оставляя сюжетные режимы для новичков.

Начинающему фотографу может казаться, что съемка в творческих режимах – это что-то сложное, недоступное простому смертному, но это совсем не так. После того как вы разберетесь в этих режимах, их использование станет для вас не более сложным, чем съемка в полностью автоматическом режиме.

В каком бы режиме вы не снимали, (яркость) фотографии определяется тремя параметрами: , и .

При съемке в автоматическом режиме камера самостоятельно выставляет эти параметры для получения стандартной экспозиции. При этом камера замеряет освещенность сцены, другими словами она «знает» сколько падает света, и, опираясь на эти знания, выставляет нужные значения ISO, диафрагмы и выдержки (подробнее об этом читайте в статье ). Все, что вам остается – это навести камеру на объект и нажать кнопку спуска.

Просто? Но за простоту приходится расплачиваться отсутствием контроля над съемкой. Мы можем только догадываться, какие значения выдержки, ISO и диафрагмы будут выбраны камерой. Единственное, что мы знаем так это, то, что у кадра будет нормальная экспозиция.

В то же время для художественной фотографии важно контролировать глубину резкости снимка, которая задается диафрагмой, размытие движения, которое определяется выдержкой, и уровень шумов, которые зависят от чувствительности матрицы.

Творческие режимы: и Приоритет выдержки сочетают контроль над важными нам параметрами и простоту съемки в автоматическом режиме . Рассмотрим процесс съемки в этих режимах по порядку.

В зависимости от марки камеры этот режим может обозначаться как Av (Canon) или A (Nikon), возможно, в других камерах этот режим будет обозначаться по-другому, но логика работы будет везде одинакова.

В режиме Приоритет диафрагмы мы устанавливаем значение диафрагмы, а камера самостоятельно подбирает значение выдержки для получения стандартной экспозиции. Таким образом, съемка происходит не намного сложнее, чем в автоматическом режиме, но при этом мы получаем полный контроль над глубиной резкости. Это позволяет нам управлять размытием (или резкостью) заднего и переднего планов, тех областей, что находятся ближе или дальше дистанции фокусировки.

Этот режим я использую наиболее часто, поскольку он наилучшим образом подходит для съемки, как портретов, так и пейзажей и вообще любых сюжетов, где важен контроль над глубиной резкости.

Рассмотрим пример съемки портрета на улице при естественном освещении. Снимая портрет, я хочу сделать акцент на модели, на ее глазах и эмоциях. Для этого я буду использовать маленькую глубину резкости, размывая тем самым все, что не попадет в фокус (прежде всего – задний план).

Я устанавливаю режим . Поскольку съемка будет проходить на улице, где много света, я устанавливаю минимальное ISO – 100, что обеспечит мне минимум шумов и чистые цвета. Затем я устанавливаю открытую диафрагму 2-2,8. Я снимаю на светосильные портретные объективы, такие как 85mm 1.8, что позволяет снимать на очень больших (открытых) диафрагмах, сильно размывая задний план. Все это можно сделать еще в процессе подготовки к съемке.

Когда начинается съемка и модель занимает свое место, я навожу на нее камеру и жму кнопку спуска наполовину. В этот момент камера сделает замер освещенности и установит выдержку, необходимую для получения стандартной экспозиции. Значение выдержки отобразится в видоискателе. Поскольку я самостоятельно задал чувствительность и диафрагму, выдержка – это единственный параметр, который устанавливает камера для получения стандартной экспозиции.

В этот момент мне нужно проконтролировать, чтобы выдержка была не слишком для съемки с рук, иначе кадр может смазаться. Для объектива 85mm приемлемыми для съемки с рук являются выдержки короче 1/100 секунды. Если я вижу такое значение в видоискателе, я снимаю с этими настройками. Если же камера устанавливает выдержку длиннее, например 1/30 я буду поднимать чувствительность, чтобы выдержки стали короче.

Снимая в Приоритете диафрагмы я самостоятельно устанавливаю диафрагму и ISO, однако слежу за тем, чтобы выдержки получались достаточно короткими для обеспечения четкости снимков. Если я расположу модель в тени, или будет пасмурный день, или вечер, то может потребоваться поднять ISO. Если я подниму ISO в два раза, то камера (чтобы скомпенсировать изменение экспозиции) уменьшит выдержку так же в два раза.

Например, камера выдает выдержку 1/30, а я хочу, чтобы она получилась короче 1/100. Для этого мне нужно повысить ISO с 100 до 400. При этом выдержка уменьшится до 1/120.

Таким образом я снимаю большинство своих портретов.

Когда я снимаю пейзаж мне нужно получить четким и передний, и задний планы, в этом случае я так же использую режим , но теперь закрываю диафрагму до 11-16, получая большую глубину резкости. При этом выдержка может оказаться слишком длиной для съемки с рук, поэтому пейзажи обычно снимают со штатива. Но, как и в первом примере, я самостоятельно устанавливаю диафрагму и чувствительность, а камера подбирает выдержку, чтобы получить стандартную экспозицию.

Немного попрактиковавшись, вы освоитесь с режимом На практике это не намного сложнее съемки в автоматическом режиме. Экспозицию по-прежнему будет подбирать камера, основываясь на замере освещенности сцены. Вы же будете полностью контролировать глубину резкости. Например, в этом кадре, мне захотелось четко передать всю глубину сцены, для чего я просто закрыл диафрагму до f 5.6.

Но не забывайте следить за длинной выдержки, чтобы не получить смазывание при съемке с рук так называемую «шевеленку».

Приоритет выдержки

Режим обозначается как Tv или S . По своему принципу он подобен предыдущему режиму, но здесь все наоборот.

В режиме Приоритет выдержки мы устанавливаем выдержку, а камера самостоятельно подбирает диафрагму для получения стандартной экспозиции.

Этот режим сочетает удобство авто-экспозиции и фиксированной выдержки.

Например, при съемке спортивных соревнований, чтобы «заморозить» движение, требуются короткие выдержки 1/500 – 1/1000 секунды. Для этого лучше всего подходит режим Приоритет выдержки . Выбираем этот режим, устанавливаем выдержку 1/500 секунды и минимальное ISO – 100. Затем, направив камеру на сцену, нажимаем кнопку спуска наполовину. При этом в видоискателе высветится значение диафрагмы, установленное камерой.

Поскольку значение диафрагмы ограничено объективом, то ее может не хватить для получения нужной экспозиции. В этом случае в видоискателе значение диафрагмы будет мигать, подсказывая нам, что камера не может получить правильную экспозицию. В этой ситуации нам нужно поднимать ISO до тех пор, пока значение диафрагмы не перестанет мигать.

Выдержка позволяет нам контролировать размытие движения. На коротких выдержках быстро движущиеся объекты «замораживаются», а на длинных, напротив, смазываются или же становятся совершенно невидимыми. Например, капли дождя начинают останавливаться на 1/1000 секунды, а бурлящая вода в реке сглаживается на выдержке в 15 секунд.

Есть интересный прием, который называется «». Он заключается в том, чтобы сделать кадр, следуя камерой за движущимся объектом. При этом нужно подобрать выдержку таким образом, чтобы объект получился достаточно резким, а фон смазался, подчеркивая стремительное движение в кадре.

Этот кадр сделан на выдержке 1/125 секунды. Подобный прием можно выполнить как в режиме Приоритет выдержки , так и в Ручном режиме .

Ручной режим у всех камер обозначается буквой М .

В этом режиме мы самостоятельно устанавливаем все параметры : , и . Но это не так сложно как кажется, потому что и в этом случае мы опираемся на показания замера освещенности кадра!

95% моих друзей, покупая себе зеркальный фотоаппарат, пользуются только автоматическим режимом съёмки с предустановленными сюжетами: портрет, пейзаж, макро и т.д. Максимум, некоторые из них, раз в жизни включают ручной режим, и ничего не поняв в нем – навсегда выключают.

Но так ли хорош этот авто режим – давайте разбираться? Чем больше вы пользуетесь фотоаппаратом, тем больше понимаете, что рамок авто съёмки вам становится мало. Не всегда, например, авто режим может чётко справиться со съёмкой в местах с плохой освещенностью. Давайте разбираться.

Как правило, во всех зеркальных фотоаппаратах помимо автоматического режима с сюжетными программами есть еще 4 режима, предполагающих непосредственное участие фотографа в настройке кадра. Рассмотрим их подробнее.

  • “P” программный автоматический режим.

По большому счету, это тот же автоматический режим съёмки. Единственное, вы можете настроить некоторые параметры: баланс белого, чувствительность матрицы, настройки jpeg и пр.

Применение : Используется, когда нет времени на ручные настройки, когда нужно сделать быстрый кадр. Данный режим полезен для начинающих фотолюбителей. Это плавный переход от авто к более ручным режимам.

  • “S” режим приоритета выдержки.

Фотограф устанавливает выдержку, а фотоаппарат диафрагму(f).

Применение: Это режим применяется, когда нужно подчеркнуть движение в кадре. Эффект «смазанного движения» при длительной выдержке или четкая фиксация объекта при короткой.Этот режим отлично подходит для съёмки спортивных и бытовых мероприятий, фонтанов, воды, автомобилей, и т.п.

При таком режиме, как правило, страдает чёткось фона.

  • “A” режим приоритета диафрагмы.

В отличие от S” режима, здесь вы уже выставляете значение диафрагмы, а выдержку подбирает фотоаппарат. Как считают многие фотографы, это наиболее удобный режим съёмки. Значений диафрагмы меньше чем значений выдержки. Управлять диафрагмой намного проще.

Применение: Подходит для съёмки портретов (1.2-2.8 мин значение диафрагмы), пейзажей(16-22) и статических макро.

  • “M” ручной режим съёмки.

Фотограф вручную устанавливает все параметры. Если вы хотите стать настоящим профессионалом, вам необходимо работать и экспериментировать с этим режимом. В этом режиме можно сделать абсолютно любые снимки.Единственный недостаток ручного режима – время. Пока вы будете настраивать фотоаппарат, вы можете упустить кадр.

Применение: Идеален для ночной съёмки и студийных фотосессий. При ручном режиме можно экспериментировать, например, умышленно пересвечивая кадр и т.п.

Добрый день! С вами на связи, Тимур Мустаев. Как хорошо вы знаете свою технику? Не могу отрицать важности идеи и воображения для фотографии, но без где-то, возможно, скучных технических моментов не обойтись.

Знание особенностей конкретной фотокамеры – залог продуктивного взаимодействия с ней. А как иначе получить шедевральные фото? Только так. Основой основ можно назвать умение выставлять нужные режимы на фотокамере. Но как с ними правильно работать? Об этом мы немного поговорим, а главное — разберемся, что значит ручной режим фотоаппарата.

О режимах в общих чертах

Режимы, или способы съемки, весьма значимая характеристика фотоаппарата. Они обязательно имеются у всех камер. Модель здесь не влияет на это, например, canon у вас или nikon – в любом случае набор режимов более или менее стандартный. Я быстро пробегусь по основным, а более подробно мы, конечно, затронем ручной.

Итак, справа на корпусе фотографической техники вы можете обнаружить подвижное колесико со всякими буквами и символами. Это:

  • Авто . И в принципе сюда можно отнести другие “красочные” названия режимов – Пейзаж, Портрет, Ночной, Дети, Макро и т.д. Вся их суть в том, что фотоаппарат сам выбирает параметры, в каждом наверняка будут небольшие различия, но в целом они невелики. И я почти уверен, что если вы фотографируете на авто, то внимания на значения , и другие параметры, вы совсем не будете обращать. Иначе режим называется – “Навожу и снимаю!”.
  • Программный (Р) . Во многом похож на предыдущий, за исключение того, что вы можете выставить светочувствительность (ISO) сами. Не очень большое дело, скажу я вам, но нужно с чего-то начать!
  • . На никоне он обозначается буквой А, на кэноне (любом, например, Canon 600D) — Аv. Величину f определяет фотограф, а выдержку – камера. Удобный способ съемки, если вы фотографируете неподвижный объект или пейзаж.
  • (S – Nikon, Tv — Canon). Тоже все понятно, обратно приоритету диафрагмы: выбираете время. Короткая или длинная выдержка, соответственно, способна заморозить или размыть движение.
  • Ручной (М) – cверх творческих режимов. Все параметры зависят только от вас!

Преимущества и недостатки ручного режима

Что ж, поговорим о преимуществах и недостатках последнего режима.

Главное достоинство М заключается в массе возможностей фотосъемки, которыми управляете вы. А это значит, что какими бы ни были внешние условия или специфика объекта в кадре, вы можете с ними справиться.

Более того, выбранные значения сохранятся. Они не будут прыгать при любом изменении обстоятельств или положения фотокамеры, как при других режимах, когда частично экспозицией руководит камера.

Один из недостатков или, скорее, естественного следствия из первого утверждения, – если вы новичок и плохо разбираетесь в камере, то самостоятельная настройка фотокамеры ничего не даст и может вовсе Вас запутать.

Также, как можно предположить, на ручной режим уходит больше времени, ведь пока оценишь обстоятельства, пока все выставишь.

Поэтому мобильной ее никак назвать нельзя, тем более при постоянно меняющемся освещении, погоде или месте съемки.

Практика для новичков

У опытных фотографов, разумеется, не стоит вопроса, как пользоваться М. Хотя и не всегда он приоритетен в работе. Я лично часто использую режим диафрагмы, когда же я не тороплюсь и хочу добиться идеальной картинки, то с радостью вожусь со всеми доступными опциями, подбирая нужные значения.

Такой режим всегда используется при фотографировании в студии.

Начало работы с мануальным режимом может быть трудным. Увидев основные параметры на экране, не спешите сразу все менять. Оцените условия: какое время суток, насколько солнечно, и настройте ИСО.

Далее определитесь с целью съемок, что важно сфотографировать. Так, если нужно сделать портрет девушки, то настройте диафрагму, а выдержку потом. В ситуации замораживания движущегося объекта, однозначно, важнее определиться с выдержкой: ориентируйтесь на 1/800 сек. и ниже, 1/1000 и так далее. Для размытия фона вокруг движущего объекта, наоборот, время должно увеличиваться, 1/400 и так далее.

Все внимание обратите на встроенный экспонометр, который вы заметите в видоискателе. В идеале маленькая стрелочка должна быть на отметке 0 – это нормально экспонированный снимок, если она отклонится влево или вправо, то получится недо- или переэкспонированный.

В каких случаях полезен ручной режим?

Я хочу привести несколько примеров, когда ручной режим будет полезен.

  1. Съемка при низком внешнем освещении или ночью, без вспышки. Камера не сможет на каком-либо другом режиме, кроме мануала, сделать адекватный снимок – ей будет слишком мало света. Фотограф же может выставить даже самые низкие значения, при которых экспонометр будет просто зашкаливать, но фотоаппарат сфотографирует. Полученную картинку можно будет осветлить с помощью экспокоррекции или уже при постобработке. В данном случае примером может послужить, съемка закатов, точного или вечернего города и так далее.
  2. В студиях. С обязательно нужно синхронизировать камеру через специальное устройство, синхронизаторы. И эта синхронизация чаще всего производится благодаря заранее определенной диафрагме, выдержке и светочувствительности.
  3. Особые объективы – мануальные, которые имеют проблемы с передачей информации о диафрагме от камеры.
  4. Создание изображений высокого разрешения HDR, то есть картинка в этом случае состоит из нескольких других, снятых с разными параметрами. Ручной режим здесь также пригодится, если вы профессионал и знаете, какое фото в итоге хотите получить.

Интересно, а какие еще параметры можно настраивать вручную? Если внимательно посмотреть меню, то можно найти много интересного.

Разные прикольные фишки доступны даже обладателям мыльниц или не очень дорогих зеркалок, к примеру, Nikon d3100 и его серии. Мы должны использовать любую возможность как-то улучшить свой кадр, сделать его уникальным. Настройки нам в помощь!

Здесь можно выделить следующие: по Кельвинам, яркость и насыщенность на этапе фотографирования, область и местонахождение точки фокусировки и др. Но это уже совсем другие статьи.

Вывод

Ну как вам ручной режим? Сложно? В начале всегда так, не расстраивайтесь, сейчас я вам расскажу небольшую хитрость, для более полного понимания данного режима.

Возьмите какой-нибудь предмет, который хотите сфотографировать. Для данного примера, условия не важны, снимаете вы дома или на улице. Поставьте фотоаппарат в режим Авто, только без вспышки, он находится также на колесике, только обозначен знаком перечеркнутой молнии. Желательно зафиксировать фотоаппарат.

Можете использовать стол. На один конец поставить предмет, а на другой фотокамеру. Расстояние между ними должно быть в пределах 1 метра.

Наведите аппарат на предмет и нажмите на кнопку спуска затвора на половину, чтобы камера сфокусировалась на предмете, но не нажимайте до конца. Либо в визоре (глазок, куда вы смотрите в зеркальной фотокамере), либо на экране появятся значения, выдержки, диафрагмы, ИСО. Запишите их. После записи данных, кнопку можете нажать до конца и сделать снимок, пусть будет у вас как вариант.

Переходим в режим М, устанавливаем настройки которые вы записали и делаем снимок. Смотрим, как получилось. Далее начинаем экспериментировать. Если снимок получился темным, можете открыть диафрагму, т.е. поставить значение меньше, 5.6, 4.0, 3.5. Или же увеличить выдержку, 1/400, 1/200, 1/100 и так далее.

Если же наоборот, фотография получилось светлой, делайте обратные действия диафрагмы и выдержки. ISO старайтесь не трогать, а лучше довести его до 100 и практиковаться с выдержкой и диафрагмой.

Но помните, чем значение диафрагмы меньше, соответственно меньше!

Ели вы хотите развиваться в области фотографирования и научиться это делать хорошо, полное освоение ручного режима, вам необходимо. Еще могу порекомендовать хороший видео курс «Цифровая зеркалка для новичка 2.0 ». В нем подробно рассказывается, на что способен зеркальный фотоаппарат. Раскрываются много фишек и секретов фотосъемки. Все показано на примерах. Рассказывается все очень доступно и понятно. Рекомендую!

До встречи! Уважаемые читатели, не поленитесь изучить свой фотоаппарат. А мой блог вам в этом поможет! Чтобы не пропустить полезное, подпишитесь на обновление. Делитесь с друзьями, буду очень благодарен.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

В цифровом фотоаппарате качество получаемых снимков зависит от правильной настройки таких параметров как чувствительность (ISO), диафрагма, выдержка.

Что бы правильно снять выбранную сцену нужно определить точно количество света для создания снимка, то есть правильно определить экспозицию. Вот все режимы фотоаппарата и служат для получения правильной экспозиции при разных условиях съемки. Без правильного понимания терминов экспозиция, диафрагма, выдержка, глубина резкости будет трудно разобраться во всех режимах фотоаппарата.

Есть запрограммированные сюжетные программы : портрет, пейзаж, спорт, макросъемка, ночная съемка, автоматическая съемка и др. Такие настройки хорошо подойдут для начинающих фотографов, которые не знают, как устанавливать выдержку, диафрагму и др.

Состав и количество таких настроек может отличаться в некоторых фотоаппаратах. Редко встречаются такие режимы как пляж, снег, фейерверк, текст.

И есть творческие настройки , в которых вы можете влиять на один или несколько параметров по своему усмотрению. Обычно их четыре:

  • Р (программный режим);
  • А (приоритет диафрагмы);
  • S (приоритет выдержки);
  • М (ручной).

Творческие настройки фотокамеры

1) Программный режим (Р) . В этом режиме фотокамера сама выбирает минимальную выдержку и диафрагменное число, которое нужно для качественной съемки. При этом есть возможность настраивать ряд параметров отдельно, например, чувствительность, баланс белого и др. Этот режим похож на автоматический, то есть камера сама подбирает все параметры, но в отличие от автоматического режима вы сможете подстроить любой параметр.

2) Приоритет диафрагмы (А или Av) . При этом режиме вы сами выставляете диафрагму, а фотоаппарата сам подберет нужную выдержку. Этот режим позволяет фотографу влиять на глубину резкости с помощью диафрагмы. Наиболее часто используется.

3) Приоритет выдержки (S или Tv) . Здесь вы выставляете выдержку, а фотоаппарат – нужную для правильной экспозиции диафрагму. Применяется при съемке быстро меняющегося сюжета, например, спортивные соревнования.

4) Ручной (М) . Вам нужно устанавливать все параметры самому. Подойдет для экспериментов или когда вы имеете опыт и точно знаете что делать. Очень пригодится при ночной съемке или когда нужно сделать заведомо недодержанные или передержанные снимки. Часто применяется при студийной работе.

Более редкие режимы:

  1. Sv – приоритет чувствительности, похож на режим Р. Фотоаппарат устанавливает и выдержку и диафрагму и чувствительность, но есть возможность быстрой подстройки чувствительности.
  2. TAv – режим приоритета диафрагмы и выдержки. Фотоаппарат регулирует только чувствительность матрицы, а вы – диафрагму и выдержку.
  3. A-Dep – режим приоритета диафрагмы с контролем глубины резкости. Фотоаппарат выставляет необходимую выдержку в зависимости от требуемой глубины резкости.

Сюжетные программы

Автоматическая съемка . Фотокамера сама выставляет все значения выдержки, диафрагмы и др. Такой режим подойдет, когда нужно быстро снять сюжет, и нет времени на настройки фотокамеры. Преимуществом является то, что вы не отвлекаетесь от построения экспозиции кадра. Часто такой режим применяется в моделях начального уровня «навел и снял». К недостаткам съемки можно отнести фокусировку камеры не на том объекте. Все параметры выставляются по заложенному алгоритму, и не всегда получается нужный результат. Камера сама включает вспышку, когда она считает нужным и не всегда это оправдано. Движение объекта часто получается смазанным из-за неправильно выставленной выдержки.

Следующие режимы подойдут пользователям, которым не хватает автоматического режима и они хотят больше влиять на качество снимков.

Портрет . Фотоаппарат постарается выделить объект на фоне. Объект будет в резкости, а фон – размытым. Для этого камера ставит максимально открытую диафрагму, что уменьшает глубину резкости. В режиме «портрет» возможно автоматическое изменение выдержки, что может привести к смазыванию картинки, поэтому лучше использовать штатив.


Пейзаж . Из названия понятно, что режим используется для съемки пейзажей, панорамных видов и крупных объектов. Значение диафрагмы выбирает фотоаппарат и выбирает он обычно малые значения для получения большей глубины резкости. При этом значение выдержки будет большим, поэтому желательно использовать штатив. Фокусировка устанавливается на бесконечности, что позволяет фотографировать через стекло.


Спорт . Используя другие настройки для фотографирования спортивных событий или других быстро меняющихся сцен, можно получить размытое изображение. В этом режиме фотоаппарат устанавливает самую короткую выдержку. Хорошо подходит для фотографирования играющих детей.


МАКРОСЪЕМКА

Макросъемка . В «макро» можно снимать объекты с очень близкого расстояния. Так снимают насекомых, растения и др.


НОЧНАЯ СЪЕМКА

Ночная съемка . Этот режим используется в условиях слабого освещения. Такие условия наступают, например, ночью или вечером. Фотокамера будет фокусироваться на ближайшем объекте. При малом освещении выдержка может быть большой и для исключения смазывания лучше пользоваться штативом.


Все запрограммированные сюжетные режимы не позволяют вам полностью контролировать процесс фотографирования. С помощью автоматики камера усредняет все значения, и нет такой гибкости и точности как в творческих режимах.