Инф. технологии

Роль литературы 18 века в истории. Русская литература XVIII века

В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление - классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие русской литературы в 18 веке, большое влияние оказали , а также школа европейского просвещения.

Значительный вклад в развитие литературы 18 века, внес Василий Кириллович Тредиаковский. Это был замечательный поэт и филолог своего времени. Он сформулировал основные принципы стихосложения в русском языке.

Его принцип силлабо-тонического стихосложения заключался в чередовании ударных и безударных слогов в строке. Силлабо-тонический принцип стихосложения, сформулированный еще в 18 веке, до сих пор является основным способом стихосложения в русском языке.

Тредиаковский был большим знатоком европейской поэзии, переводил иностранных авторов. Благодаря ему, в России появился первый художественный роман, исключительно светской тематики. Это был перевод произведения «Езда в город любви», французского автора Поля Тальмана.

Большим человеком 18 века был и А. П. Сумароков. В его творчестве получили развитие жанры трагедии и комедии. Драматургия Сумарокова, способствовала пробуждению в людях человеческого достоинства и высших нравственных идеалов. В сатирических произведениях русской литературы 18 века отметился Антиох Кантемир. Он был замечательным сатириком, высмеивал дворян, пьянство и корысть. Во второй половине 18 века, начался поиск новых форм. Классицизм переставал отвечать потребностям общества.

Крупнейшим поэтом в русской литературе 18 века стал . Его творчество разрушало рамки классицизма, и вносило живую разговорную речь в литературный слог. Державин был замечательным поэтом, мыслящим человеком, поэтом - философом.

В конце 18 века, складывается такое литературное направление, как сентиментализм. Сентиментализм - направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций. Расцветом русского сентиментализма в русской литературе 18 века стали произведения а и а. Карамзин, в повести высказал интересные вещи, ставшие смелым откровением для русского общества 18 века.

Билет 1. Общая характеристика и периодизация.

18 век переломный. Происходило изменение по отношению к человеческой личности. На рубеже 17-18 вв произошла смена культурных ориентиров и источников влияния. Гл. культ. Ориентиром стала западная Европа, но европеизация термин условный. Процесс европеизации начался с середины 17 в, ключевым событием, были культурные реформы. В 17 в в Москву приехали киевские старцы- первые русские западники. Осуществившие реформу книг, благодаря им в России появилось стихотворство и драматургия. В сер. 17 в по польскому приказу в Москве начались переводы европейских романов. Европеизация началась с осв. Польск. Фр. Нем. лит-ры.

Процесс осв. Зап-евр. культ. М/б назван трансплантацией(Лихачев). Освоение западной культуры проходило более болезненно, чем византийской. Русск. культ. забыла пер. ученичества. Болшая часть 18 в ушла на ученичество.1 транспл. Происходила равномерно и целенаправленно. В Петр. Эпоху транспл.- стихийна, поэтому пр-я нач. 18 в –хаотичн. Набор евр. Пр-ий. Еврлпеиз. было отказано. Виз. Культ. Не хотела сдавать свои позиции. В 18 в прошёл рассол нац. Лит-ры. Др.рус лит. Не умерла вместе с Русью. Чит др.рус. текстов былы дем. Низы. Произошла секуляризация русской культ. Она выразилась в смене жанровых систем. Пришли стих сатиры, оды, драм жанры, комедии, трагедии, элегии, идиллии. В 18 в господствуют, поэт и драм жанры.В 18 в изм представление о самом характере ТВ-ва, об отн автора к лит труду. Индивидуализация авт сознания. Постепенно происходит профессионализация писателей, появляется массовая литература.рус литература ускоренно развивается, то, что пережила евр лит-ра за 250 лет, рус лит – за 100 лет.18 век наз. Лит русского возрождения.

1 этап 90гг 17 в -20 гг 18 в. Петровскя эпоха. Продолжение др рус барокко. Эпоха переводов. Рус пр-ий оч мало.1)вирши-стихи силлабич.

2)школьн драма. Писатели Степан Яворский,дм ростовский, Феофан Прокопович, Андрей и Семен Денисовы.

2 этап 30-50гг 18 в. Период становления русс классицизма. Смена жанров.1)стих. Сатира, 2)ода 3) класс ком 4) трагедия. Происходит

реф рус яз, русс стихослож. Силлабич. Сист силлабо тонич. (реф Тредиаковского-ЛОМОНОСОВА).Кантемир. тредиак, Ломон, Сумарок

3 период 60-90 Екатерининская эпоха. Пер расцвета творч писателей. Ек провела либ. Реф.Начинается эпоха расцвета публицистики:очерк, путешествие. Ведущим направлением являктся классицизм, он приобретат гражданский характер., появляется сентиментализм 90 гг18 в, предромантизм, в литературу возвращается проза. Жанр повести и романа. Эту эпоху называют эпохой, просвещения. Фонвизин, Державин, Карамзин, Радищев. Крылов.

Билет 2. Петровская эпоха в русской литературе, творчество Ростовского и Яворского.

Это самая нелитературная эпоха. Гос-во реформировалось, произошла приостановка лит. П1 был человеком дела, а не эстетического удовольствия, это эпоха народа и вещей. Был создан флот, рег. армия, синод, С-Пб как антипод Москве. Было создано 650 книг, П1 требовал, чтобы книга была полезной, это были в осн. учебники, почти все переводы. В 1722 был создан табель о рангах. Степан Яворский и ДМ ростовский Были приглашены Петром с Украины, чтобы пропагандировать реформы. Стефан- рязанский митрополит, ректор СГЛ академии, глава святейшего синода. Силлабические стихи и полемические произведения. Дмитрий Ростовский был назначен ростовским митрополитом

Обоим не нравилась разгульная жизнь П и они время от времени пытались наставить его на путь истинный. Это заставило П приблизить к себе Ф Прокоповича.

Билет 3. Стиль Барокко в Русской литературе, Споры о границах русс барокко.

Барокко это общеевропейский стиль, особо проявился в Испании, Италии, Франции, приходится на 16 в, Это трагический стиль, Авторы считают жизнь трагичной, это хождение по лабиринту, человек одинок. Закон маятника. Промежуточное место м/у возрождением и классицизмом. Барокко-жемчужина неправильной формы, всё основано на дисгармонии. Это самое 1лит напр в России, самый ярк. писатель-Симеон полоцкий. Русское барокко имеет сущ отл, это сочетание не сочетаемого.

Христ-во и языч образы

Комическое и трагическое

Натур-зм и фантастика

Стихи и проза

Объедин искусств

1 предмет изобр ч/з 2

Барокко-искусство иносказания, адресованное высокообразованным людям. Очень сложное иск-во в языковом отношении. Осн. жанры силлабические вирши: проповедь(церковная и торжественная) и школьная драма.

Билет 4. Русский театр, школьная драма.

Театр в России появился в 70 гг 17 в это был театр 1 зрителя – царя, придворный театр Алексея Михайловича.

Пьесы писал немецкий пастор на библейские темы, спектакли шли по 8-10 часов. При п1 театр развивается, 3 типа театра:

1 публичный

2 придворный

3 школьный

Публичный театр был организован в 1702 г, немецкие актёры, унижение для Москвы, театр на красной площади, 15 пьес, закрыт в 1707, репертуар был светским, и современные, и эпохи возрождения(Мольер), и античной истории. Театр показал, что человеческая жизнь м/б предметом искусства. Придворный театр 1707-1717гг. Был создан в Преображенске. Было написано несколько русских пьес:

Пьесы светского содержания, источники - рыцарские романы.

Жития святых, они назывались либо действиями, либо комедиями. Школьный театр существовал при учебных заведениях. Пьесы писались учителями риторики и пиитики. Актёрами были дети. Шк театр выполнял воспитательные функции. Сюжеты брались исторические. Театр пытался развить интонацию, дикцию. Самым первым школьным театром был театр СГЛ академии в 1702г. Театры в провинции просуществовали до 19 в, пьесы школьного театра делятся на 3 группы:

Пьесы религиозного содержания – МОРАЛИТЕ, сюжетом служили библия и жития святых.

Историко-панегирического содержания. Сюжеты из исторических событий.

Диалоги и декламации.

Поэтика школьного театра - чисто барочная. Речь идёт о переломе судьбы героя: От счастья к несчастью и наоборот.

Билет 5. Рукописные повести 1/3 18 в.

В 18 в обособленно развивались 2 ветви литературы:

1 Высокая литература

2 Демократическая литература.

На дем. оказывала влияние зап-евр. беллетристика.

«История о российском матросе Василии Кориотском», «история о храбром кавалере Александре». Автор этих произведений неизвестен, скорее всего они были созданы в демократической среде. Исследователи сопоставляют эти повести с ПЛДР. Общее м/у ними:

Анонимность

Рукописность

Развлекательно-прикладной характер.

Гл герой мол чел, готовый пожертвовать всем ради друзей. Ещё больше истории имеют с евр романами, это 1 попытка создания русского авантюрного романа. С евр романами роднят:

Приключения,

Сражения за даму сердца

Путешествие по морю

«… о Василии…»

Причудливое сплетение новизны и старины, пр0е написано на др рус языке и имеет ученический характер.

«…. О кавалере Александре..»

Повесть примечательна в 2 аспектах:1) это 1 энциклопедия о любви, т.к. Др Рус лит отвергала любовь.

2) повесть испытала на себе барочные явления.

Скитание гл героя

Строение и композиция повести.

Вставные новеллы

Смешение стиха и прозы

Смешение церковных слов и варваризмов, эффект комизма.

Билет 6. Старообрядческая литература 1/3 18 в.

Старообрядческая лит-ра возникла в сер 17 в в связи с прошедшим расколом. В 17 в лидером ст/обр движения был протопоп Аввакум.1658-1682г существовал пустозерский центр. В 1682 г ст/обр были сожжены, так закончился 1 этап ст/обр.

1 этап – Выголексинский монастырь, он был основан в 1694г на реке Выг. Основатели: Даниил Викулин, Андрей Денисов-будущий настоятель монастыря. М просуществовал до 1856 г. В 18 в ВЛ монастырь был центром ст/обр культуры. Расцвет пришёл на 1/3 18 в.

Певческая школа, литейное дело, иконописание.

ВЛ ст/обр пошли на спор с властями, П издал указ о том, чтобы они платали двойной подушный оклад, и должны работать на пром. предприятиях, также они должны носить жёлтые воротнички. Знаменитые писатели: Андрей и Семён Денисовы, Иван Денисов-историк. Сочинения делятся на 2 группы: - делового характера (уставы).

Литературные произведения

Выговцы отказались от культурного противостояния, в высокой литературе были те же жанры, что и в барокко, кроме драмы. «Повесть об осаде Соловецкого монастыря» Семёна Денисова 20е гг 18 в, печаталась и в ст/обр типографиях. Пр0е м/б названо историческим, т.к. описываются события 17 в.

Повесть написана в 2х жанрах: агиографии и ист повести. Мартирий-житийное пр-е о свидетелях – мучениках, кот принимают насильственную смерть от рук иноверцев, исповедуя Христа. Автор вносит много реалистических сцен.ю чего не было раньше. О барочности повести свидетельствует целый ряд сквозных метафор, образ сада-винограда-1 из устойчивых эмблем лит-ры барокко. Автор использует тему метаморфозы: сад гибнет, всё превращается в обратное. Образ Трои-сквозная метафора. Её гибель упоминается в самьм начале повести. Денисов пытается соревноваться с Гомером в поэтическом мастерстве.Др черты барокко: сочетание стиха и прозы. Автор вводит новые слова, обыгрывает контраст прошлого и настоящего.

Билет 7. Творчество Феофана Прокоповича.

Приехал с Украины в 1715г, учился в Киево-Могилевской академии, также учился в Польше. Стал придворным писателем П1, в Лиле Прокоповича русс лит нашла новый тип писателя-служащего. После смерти Петра ему было поручено написать слово на погребение. Слово-произведение авторского искусства, автор использует риторические вопросы, восклицания и обращения, композиционно слово состоит из 3х частей:

1 плач по Петру

2 прославление Петра

3 похвала Е1 вдове. Сочетание похвалы и плача - особенность барокко, во 2 части Ф исп поэтику отражения, наз П-Иафетом и Моисеем (библейские персонажи), Соломоном. Обыгрывает контраст прошлого и настоящего, приводит пртём этимологизации имени. Пётр-камень. Язык очень высокий, изобилует церковными словами, риторическими фигурами.(хиазм)

1) Русская литература XVIII века была верным зеркалом русской общественной жизни: все изменения в характере этой жизни полно и точно отразились в литературе. По литературным произведениям этой эпохи можно проследить, как зародилось русское общество, еще отсутствовавшее при Петре Великом, как оно воспиталось под влиянием «просвещенного абсолютизма », как доросло, наконец, до такой степени самосознания, что, при императрице Екатерине II , рискнуло бороться с этим «просвещенным абсолютизмом» во имя самостоятельности своего развития (Новиков , Радищев).

Русская литература 18 века

2) В связи с этим пробуждением самосознания, проснулись в русском обществе и националистические стремления, – вражда к чрезмерному и нелепому преклонению перед иностранным (Фонвизин , Новиков и др.), интерес к русской старине и к простому народу, его быту и творчеству (Екатерина, Чулков , Новиков). Это привело к прояснению в русском обществе двух противоположных мировоззрений – консервативных и либеральных. Вне этих политических стремлений сложились у нас, под влиянием Запада, стремления – 1) масонством обновить христианство, якобы затуманенное «обрядностью», – 2) найти счастье в идеализме чистого сердца и в своей «прекрасной душе» (Карамзин).

3) Все главные моменты в развитии русской жизни XVIII в. носили, по преимуществу, общественный характер. Этот общественный характер впервые в эту эпоху окрасил собою русскую литературу, и с этих пор сделался её отличительной чертой.

4) С развитием общественной жизни в России быстро начали складываться литературные направления, стали созидаться литературные школы. Это указывает на то, как быстро наши литературные вкусы достигли высокой степени развития: в один век мы сравнялись с литературным развитием западной литературы, – в течение одного XVIII века мы покончили с схоластицизмом средних веков, с классицизмом Возрождения , с сентиментализмом и подошла к романтизму и реализму .

5) Таким образом, русская литература отразила на себе последовательно влияния немецкие (при Петре и его преемниках), французские (при Елизавете и Екатерине), англо-немецкие (вторая половина царствования Екатерины) и подошла к попыткам создать национальную русскую литературу – путем скрещения творчества литературного с народной поэзией и древней письменностью (Чулков, Новиков).

6) Интересы к живой действительности, проснувшиеся националистические тенденции, стремление к реализму, определившееся в русской литературе еще с XVII в., – привели к тому, что ложный классицизм выразился у нас слабее, чем в других европейских странах: даже самые яркие псевдоклассики (Ломоносов , Сумароков и др.) сознательно шли в своем литературном развитии к поэзии действительности.

7) С развитием общественной и политической жизни интересы русского общества расширяются. И литература тоже захватывает все более широкие области, – она теперь делается художественным творчеством, поэзией в широком смысле слова, – родной сестрой живописи, музыки и других изобразительных искусств. С этого века она впервые приобретает титул, «изящной», – титул, указывающий на характер её, – или чаще титул «новой», свидетельствующий о том, что она отвечала потребностям не древнерусской жизни, а жизни новой, обновленной быстрым культурным порывом вперед.

8) Понятно поэтому, что «церковный» характер русского миросозерцания, ослабленный уже XVII веком и при Петре, теперь, к концу XVIII века, окончательно уступает место «светскому».

9) Литература освобождается от служения церкви, хотя долго еще не достигает самостоятельности, – на первых порах она переменяет лишь «хозяина»: теперь она служит не церковному благочестию, а той морали, которая была занесена к нам с Запада вместе с камзолами и париками. Весь XVIII век представит нам поучительную картину, как эта мораль будет входить в плоть и кровь русского общества, как от зубрения прописных правил, переведенных с немецкого, русский человек дойдет до глубокого и ясного идеализма сердца.

10) Древняя Русь расправлялась с язычеством, Московская уже хлопотала об исправлении нравов. Россия XVIII века принесла проповедь всечеловеческой нравственности, проповедь служения добру, истине и красоте. Этот век был у нас «эпохой великих открытий»: русские люди и в одах, и в романах, и в драме повторяли на разные лады, что государь – «человек», что он должен служить государству, что он должен подчиняться законам... Такая точка зрения указывала, как далеко отошло русское общество XVIII в. от взглядов Московской Руси на своих державных владык. В этот же век сделали мы другое, не менее важное «открытие» – «и крестьяне чувствовать умеют». Как ни наивно звучат эти слова в наше время, культурное значение их огромно. Они свидетельствуют о том, что в XVIII в. стало определяться в нашей литературе то гуманное отношение к «униженным и оскорбленным» (Чулков, Новиков), которое делается характернейшей чертой многих великих писателей XIX столетия (Гоголь , Достоевский и др.).

11) Постепенно освобождаясь от полубессознательного «служения» идеалам чужой, заимствованной морали, от тенденций отвлеченной нравоучительности, наша литература во вторую половину XVIII века делается вполне сознательной, так как отражает не взятые напрокат настроения и идеалы, но истинные убеждения иной, улучшенной, акклиматизированной у нас, породы людей. Благодаря деятельности Карамзина, русская литература делается «идеалистической», по мировоззрению, – делается свободными изящным искусством («belles lettres»), которое широко захватывает действительность. Она становится зеркалом души писателя (интимная лирика сердца), – в литературу вводится глубокий и тонкий психологический анализ, новая манера письма (Kleinmalerei), поэзия природы, поэзия интимной жизни.

Развитие литературы в XVIII в. также связано с петровскими преобразованиями. Петр I провел ряд реформ, повли­явших на становление новой словесности. Одной из первых была реформа гражданского шрифта, проведенная в 1708-1710 гг., ко­торая упростила сложную кириллицу и разделила области светской и церковной книжности. По известному выражению М.В. Ломоно­сова «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». Реформа позволила наладить выпуск газет, первой из которых были «Ведомости» (1702). А с 1708 года начинается выпуск массовых ежегодных календарей и значительно увеличивается количество издаваемых светских книг. Для воспитания молодого дворянства были выпущены специальные книги: «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708), «Юности честное зерцало, или По­казание к житейскому обхождению» (1719).

Поскольку начало века в целом являлось переходным периодом к новой культуре, то и литература этого времени носила переходный характер. Длительное время в литературе продолжали существовать старые формы, однако содержание произведений менялось. В прозе продолжали появляться повести, ориентированные на традиции древнерусской литературы. Хотя герой повестей уже иной. В мотивах деятельности нового героя наблюдаются просветительские идеалы личных достоинств: активности, решительности, здравого смысла. Герой говорит светскими утонченными фразами, претендуя на образованность. Но литературный язык Петровской эпохи крайне пестр: это использование церковнославянской лексики, старосла­вянизмов и применение иностранных слов. Вымысел играет веду­щую роль в художественном произведении. Создаются новые стили и жанры в светской литературе.

Популярным жанром в петровское время являются «гистории». «Гистории» этой эпохи чаще всего анонимны. Распространение получили повести о русском матросе Василии Кориотском, дворя­нине Александре, купце Иоанне, задача коих убедить читателя, что все жизненные успехи связаны с личными достоинствами.

В Петровскую эпоху наблюдается развитие поэзии. В традици­онных вариантах силлабическая поэзия развивалась в стенах духов­ных учебных заведений. Это и канты-виваты, и застольные песни, и любовная лирика.

Особенностью силлабического стихосложения являлось задан­ное количество слогов в стихотворной строке и наличие рифмы, но допускающих беспорядок в расположении ударных слогов относительно безударных. В результате получались довольно ритмически нескладные строки.

Реформы Петра I послужили появлению «литературы проек­тов» - публицистики, задачей которой в петровское время стало обоснование идеологии абсолютной монархии.

Крупным писателем и публицистом 1-й четверти XVIII в. пред­стает Ф. Прокопович, заложивший основы теории литературы и художественно-эстетические принципы раннего классицизма (трак­таты «О поэтическом искусстве», «Риторика»). Новая эстетика требовала строгого соблюдения норм и правил. Однако в поэзии Ф. Прокоповича долгое время наблюдалась традиционная линия патриотических виршей XVII в.

В публицистических произведениях Ф. Прокопович изложил теорию русского абсолютизма, развивая идею просвещенного абсо­лютизма, носителем которого является «философ на троне», про­свещенный монарх, выразителем идеи выступал Петр I. «Слово на пофебение Петра Великого» (1725) выражает всю силу преданности императору и глубину скорби по ушедшему монарху.

Новый этап в развитии русской литературы связан с именем А.Д. Кантемира (1708-1744), стоящего у истоков российского клас­сицизма. Основной чертой классицизма бьиа ориентация на антич­ность, на рационализм. Правила рационализма включали: строгое разграничение жанров, схематизм образов и деление их на положи­тельные и отрицательные, правило трех единств: времени, места, действия, дидактизм,- стремление поучать и воспитывать.

Классицизм утверждал государственно-гражданский пафос. Центральной темой являлась борьба чувства и долга, разрешаемая в пользу последнего.

Российский классицизм носил самобытный характер. Его отли­чала резкая обличительная направленность, сатира и тесная связь с фольклором.

Особенность его состояла в теснейшей связи с просветительст­вом. Центральной идеей выступала убежденность в возможности избавления от жестокостей жизни через просвещение и распрост­ранение знаний.

Антиох Кантемир был талантливой личностью. Уже с 1725 года он сочиняет лирические стихи и любовные песни. А. Кантемир стал родоначальником нового жанра в русской литературе - сатиры. В 1729 году выходят в свет девять сатир, в которых автор метко и талантливо обличает типичные человеческие пороки: невежество, лживость, самодовольство, возвеличивая идеалы Просвещения: ра­зум, честь, гуманизм. Все сатиры написаны сквозь призму ожиданий преобразований, обличая нравы послепетровской эпохи. Он автор новых форм стихосложения и создатель русского литературного языка. Именно князю Антиоху Кантемиру Россия обязана появле­нием в языке слов: народ, гражданин, характер, вкус и т. п.

Самобытным русским писателем-классицистом был В.К. Тредиаковский (1703-1769).

В.К. Тредиаковский заявил о себе как о прекрасном переводчи­ке, впервые познакомившим русскую публику с переводом франуз-ского галантно-эротического романа: «Езда в остров любви», снабдив перевод вставками из собственных стихов. Автор здесь выступил реформатором русского стихосложения, заменив силла-бику на силлаботонику, перейдя к принципиальной, более совер­шенной системе стихосложения. Основа нового стихосложения в правильном чередовании ударных и безударных слогов, что более соответствовало природе русского языка. Принципы нового стихо­сложения излагались в трактате «Новый и краткий способ сложения российских стихов» (1735).

Постепенно Василий Тредиаковский расширяет метрический горизонт, овладевая ямбом и гекзаметром. Русский гекзаметр, ос­нованный на ударном принципе, позволил воспроизводить ритмы античных авторов.

Главный труд В.К. Тредиаковского - монументальная поэма «Телемахида» (1766). Поэма написана гекзаметрами в духе гомеров­ского эпоса.

В эпоху классицизма сложилась новая художественная литера­тура с разнообразием жанров и форм (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман).

Идеологом и теоретиком российского классицизма стал М.В. Ло­моносов (1711-1765). «Письмо о правилах российского стихотвор­ства» (1739) и «Риторика» (1745) - вот базовые теоретические про­изведения, в которых он обосновал и развил идеи классицистской эстетики и гражданственности, считая оду лучшим жанром. Ломо­носов определил ее форму, язык, тематику, установил канон, в соответствии с которым создал двадцать од (1739-1764), ставших образцом государственной словесности. Содержание од - картины русского Севера, восхваление реформ Петра I, прославление твор­ческой энергии русского народа, изложение взглядов на устройство государства, описание деяний императрицы Елизаветы Петровны:

Когда на трон она вступила, Когда вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец.

А.С. Пушкин назвал духовные оды М.В. Ломоносова («Утреннее размышления о божием величии», «Вечернее») «вечными памятни­ками русской словесности». Стиль их метафоричен, гиперболичен, торжественен и одновременно прост:

Открылась бездна звезд полна, Звездам числа нет, бездне одна..

Так я в сей бездне погружен, теряюсь мысльми утомлен...

М.В. Ломоносов оставил произведения и в других классических жанрах: две трагедии, поэма, послания, идиллии, многочисленные надписи, похвальные слова. Его творчество поражает глубоким интеллектуализмом и универсализмом.

Основоположником новой российской драматургии вошел в историю русской словесности А.П. Сумароков (1717-1777). Он обновил национальную культуру светскими началами, ориентиро­ванными на европейский опыт. Талантливый драматург, поэт, острый критик и публицист, директор первого в России отечест­венного публичного театра, он целью своей поставил создание национальной литературы, не уступающей по уровню литературе европейских стран.

Широкую известность Сумароков получает в 1748 году, когда выходят в свет его теоретические трактаты «о стихотворстве». В них он подробно характеризовал основные жанры классицизма и тре­бования к литературным образцам.

Тогда же Сумароков пишет свою первую трагедию «Хорев» на легендарный сюжет из истории Древней Руси, но выдержанную в правилах французской классической трагедии. Он автор еще не­скольких трагедий: «Гамлет» (1748) - подражание Шекспиру, «Си-нав и Трувор» (1750)-на мифологический сюжет из истории Новгорода, «Семира» (1751) - обращение к событиям Киевской Руси. Конфликт в трагедиях каноничен: это столкновение личных интересов и общественного долга. Трагедии носили воспитательный характер и служили своеобразной школой добродетели, поскольку призывали к терпимости и гуманизму.

А.П. Сумароков автор ряда одноактных комедий: «Чудовищи», «Ссора мужа с женой», «Нарцисс» (1750-е гг.). В них он высмеивает невежество, алчность, тупость, нерадивость, слепую подражатель­ность и другие типичные пороки не только того времени. В середине 1760-х годов драматург создает цикл сатирических комедий: «Опе­кун», «Лихоимец», «Ядовитый».

В 1770 году он создает знаменитую и единственную трагедию, основанную на подлинных национальных событиях,- «Димитрий Самозванец», центральной темой которой является вопрос о долге и ответственности самодержца перед народом.

Сумароков издавал первый чисто литературный журнал «Трудо­любивая пчела», на страницах которого публиковались его переводы сочинений Вольтера, Свифта, Горация и Лукиана.

Особое место в русской литературе занимает Денис Иванович Фонвизин (1744-1792). Как рассказывает легенда, после представ­ления его комедии «Недоросль», Григорий Потемкин воскликнул:

«Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего уже не пиши; Имя твое бессмертно будет по одной этой пьесе». Автор классических национальных комедий известен был своим остроумием, незауряд­ными актерскими способностями и критическим умом, что впос­ледствии привело его в стан политической оппозиции правительству.

Комедия «Бригадир» (1769) написана как сатира, направленная против преклонения перед всем галантным - французским, хотя и создана по классическим канонам, при соблюдении правил трех единств. Однако комедия является самобытным художественным произведением, поскольку проблемы поставлены чисто российские и черты героев национальные, характеры и нравы легко узнаваемы.

Вершина творчества Фонвизина - бессмертный «Недоросль» (1782). По классическим канонам в основу пьесы положена любов­ная интрига, но это лишь фон, на котором разворачивается глубокий социальный конфликт. Автор показывает, что делает с человеком крепостное право, как оно уродует личность, формируя отврати­тельные черты. В комедии жестокость, грубость, варварство пока­заны в фотесковом виде. На сцену сатирически выведины глубоко типизированные образы с индивидуальными характеристиками:

Митрофанушка, Простаковы и Скотинины.

Комедия, направленная против невежества и помещечьего про­извола, оказала мощное влияние на развитие реалистических тра­диций в русской литературе.

Комедия ставилась в столицах и в других городах России. «Бабушка моя рассказывала мне,- писал А.С. Пушкин,- что в представлении «Недоросля» в театре была давка - сыновья Проста-ковых и Скотниных, приехавшие на службу из степных деревень, присутствовали тут и следственно видели перед собой своих близких и знакомых, свою семью».

А.С. Пушкин оставил замечательные стихи о Фонвизине:

Ты был писатель знаменитый, Известный русский весельчак, Насмешник, лаврами повитый. Денис, невежде бич и страх.

Крупнейшим поэтом 2-й половины XVIII в. был Г.Р. Державин (1743-1816). Его творческое наследие нельзя причислить ни к одному конкретному направлению в художественной культуре XVIII в. Творчество его неожиданное в сочетании стилей хранит образ мудрого и искреннего человека, посвятившего себя изображению реальной жизни. Одна из первых од Державина «На смерть князя Мещерского» (конец 1770-х гг.). Центральная тема - бренность жизни и неотвратимость гибели всего сущего. С того момента тема конца становится сквозной в творчестве поэта. А в оде «Бог» поэт описывает свое видение сути человека, которому отводится «поч­тенная средина естества» между телесными тварями и небесными духами. Прославила же Державина и выдвинула в число первых поэтов ода «Фелица» (1782), в которой он прославляет просвети­тельские идеалы и рисует образ просвещенной императрицы Ека­терины II.

Расцвет творчества поэта приходится на 1790-е годы, в которые он пишет несколько патриотических од: «На взятие Измаила», «На взятие Варшавы», «На переход Альпийских гор», в которых придер­живаясь классических традиций, прославляет сильное государство и сынов Отечества.

Внимай, Европа удивленна, Каков сей Россов подвиг был...

А слава тех не умирает, Кто за Отечество умрет.

В завершающий период творчества поэт обратился к темам радостей семейной жизни. А за три дня до смерти написал редко­стные по выразительности и глубине стихи:

Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы.

Противоречивые тенденции в национальном классицизме во второй половине XVIII в. привели к постепенному переходу от классического канона к сентиментализму и реализму.

Сентиментализм раскрывает внутренний мир конкретного че­ловека через эмоции и чувства. Расцвет национального сентимен­тализма связан с творчеством Н.М. Карамзина (1766-1826). Литературная известность пришла к нему в начале 1790-х годов, когда в «Московском журнале» печатались «Письма русского путе­шественника» (1791-1792) и сентиментальная повесть «Бедная Лиза» (1792). Теоретической основой которых явился антикласси­цизм: не разум, а чувства человека должны быть основой художе­ственной эстетики.

В «Письмах...» автор дает портреты многих европейских знаме­нитостей через их взгляды и чувства, облекая их в обыденный разговорный поэтический и лирический язык, избегая высокопар­ности и вычурности. На некоторых современников сентиментальная проза произвела впечатление манерности и слащавости, а на других, в частности на писателя Ф.Н. Глинку, книга произвела впечатление «благоухающей розы: до чего все ароматно и красиво».

В сентиментальной повести «Бедная Лиза» рассказана грустная история о любви с трагической развязкой, вызывающей не бурные чувства, а тихую печаль. Оказывается и крестьяне умеют любить и имеют право на внутреннюю свободу и выбор. Читатель через чужие переживания открывает свой собственный мир.

В 1790-1800 гг. Карамзин написал исторические повести «На­талья, боярская дочь», «Марфа Посадница, или покорение Новго­рода».

Главным трудом Карамзина является «История государства Рос­сийского». А.С. Пушкин писал о нем: «Первый наш историк и последний летописец».

Карамзин являлся самобытным писателем и реформатором язы­ка художественной литературы.

Особое место в русской литературе занимает творчество А.Н. Ра­дищева (1749-1802). Воспитанный на европейских ценностях и столкнувшийся с реалиями российской жизни Радищев становится ярым оппонентом царизма. В оде «Вольность» (1781-1783) автор предвидит гибель монархии.

В стихах поэт часто выступает новатором-реформатором.

В 1780-е годы писатель работал над главным своим произведе­нием «Путешествием из Петербурга в Москву». В нем он ведет повествование от первого лица, стилизуя изложение под жанр сентиментального путешествия. Картина, открывшаяся автору, бы­ла ужасающей: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Литературный стиль «Путешествия...» сложен: в текст автора вклиниваются высказывания героев со своеобразием языковых форм. В целом язык архаичен, но позволяет писателю добиться реалистических характеристик героев, передать всю грустность ситуации, высказать активную позицию: «самодер-жавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

В лице Радищева Россия поднялась до осуждения самодержавия.

С писателем-вольнодумцем быстро расправились, приговорив сначала к смертной казни, а затем, смягчив приговор и заменив казнь ссылкой. Но и в ссылке Радищев остался верен себе:

Ты хочешь знать кто я? что я? куда я еду? - Я тот же, что и был и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

Русская литература XVIII в. прошла удивительный путь разви­тия. От барокко в 1-й половине, до расцвета классики во 2-й и появления сентиментализма, что выступило толчком к ее дальней­шему развитию.

Музыка. Глубокие изменения в культуре в процессе петровских преобразований привели к изменениям и в музыке, хотя в гораздо меньшей степени, чем в других видах искусств.

До Петровских реформ не существовало светской музыки. В Петровскую эпоху наблюдается появление и развитие удивительно­го синтетического музыкального жанра, канта, ставшего любимым и массовым. Кант - трехголосная песня без сопровождения. В 1-й половине XVIII в. широкое распространение получили канты-ви-ваты, прославлявшие победы русского оружия под Полтавой и Нарвой, достоинства военачальников (например, Петр I часто сравнивался с Марсом) и официальные призывы «Виват, Россия, именем преславна!»

Существовали и лирические канты, имеющие форму строфиче­ской песни, когда на одну и ту же мелодию пели длинный текст в виде куплетов. Текст стихов был предельно прост и чувственен, а мелодия корнями уходила в народную песню. Влияние канта ощу­щалось очень долго. К этой традиции относится и гимнополонез О.А. Козловского на стихи Державина «Гром победы, раздавайся» (1791) и знаменитое «Славься» в финале оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».

В культуру Петровской эпохи активно проникало и влияние западноевропейской музыки. Поскольку двор любил веселиться, а гулянья, иллюминации и фейерверки стали нормой, то распростра­нение инструментальной музыки стало обычным явлением. Музыка сопровождала балы, парады, ассамблеи и театральные представле­ния. Создаются полковые духовые оркестры и домашние музыкаль­ные коллективы - оркестры, например, графа АД. Меньшикова, адмирала Ф.М. Апраксина и графа Г.А. Строганова.

В дворянской среде распространяется любительское музициро-вание. Широкое распространение получило партесное хоровое пе­ние. Корни его уходят в средневековое многоголосное храмовое пение. В Петербурге была создана Придворная капелла. Она сопро­вождала Петра I повсюду. По мнению заезжего итальянца «...между ними были прекрасные голоса, в особенности великолепные басы,... и они в Италии получили бы большие деньги».

Во 2-й половине XVIII столетия музыкальная жизнь в России становится более сложной и разнообразной. Проникновение эле­ментов европейской культуры способствовало возникновению вольных, любительских и крепостных музыкальных театров, в репертуаре которых особое место занимала молодая отечественная комическая опера, повлиявшая на создание национального светского музыкаль­ного языка, сформировавшегося на русской народной песне. Со­держание комической оперы составляли бытовые сюжеты. Фабула здесь незамысловата, юмор грубоват, характеры лубочно-одномер­ны, мелодии часто сведены к простой куплетной форме. По законам жанра сложные сюжетные ходы заканчивались победой добродетели над пороком. Первой подобной оперой была «Анюта» (1772). А любимой публикой стала опера М.М. Соколовского «Мельник-кол­дун, обманщик и сват» (1779).

Интерес к музыке привел к становлению музыкального образо­вания в России. Музыкальные классы существовали в Смольном институте, в Академии художеств и в армии, где обучали играть на духовых инструментах.

Музыкальная жизнь оживляется распространением публичной концертной деятельности, инициатором которой стал известный итальянский композитор и исполнитель В. Манфредини. На кон­цертах исполнялись произведения как европейской инструменталь­ной и вокальной музыки, так и произведения российских авто­ров - Бортнянского, Хандошкина, Кашина.

Во 2-й половине XVIII в. формируется национальная компози­торская школа. Родиной школы был Петербург. Корни националь­ной музыки глубоко традиционны. Основу их составляет хоровая духовная и народная музыка. Однако в ранних произведениях заметно влияние и корифеев европейской музыки: Моцарта, Гайдна и Глюка.

Еще в 1730-годы в России началось увлечение музыкальной культурой Европы, в частности, оперой и инструментальной музы­кой. Это увлечение активно росло не только в обеих столицах, но и в провинциальных городах. В Санкт-Петербурге выступали италь­янская, французская, немецкая оперные труппы, здесь годами работали музыканты с мировыми именами: Ф. Арайя, Б. Галуппи, Дж. Сарти и другие.

В Москве в 1780 году открылся Петровский театр М." Медокса - предтеча будущего Большого. Оперы ставились и во дворцах ари­стократов, которые содержали крепостные труппы, славившиеся прекрасным репертуаром и высоким уровнем исполнения. Богатст­вом постановок славился театр Н.П. Шереметьева.

Гордостью российской композиторской школы является Д.С. Бортнянский (1751-1825). Ранний период его творчества свя­зан с хоровой церковной музыкой. Но основой его музыкального языка является классицизм. А любимыми формами - концерт и ансамбль. Все его произведения легки, праздничны, величественны и торжественны, в основном написаны в мажоре. Среди наиболее известных произведений - духовные концерты «Скажи им. Госпо­ди, кончину мою», «Живый в помощи Вышняго» и семь херувимских песен.

Кроме этого Бортнянский сочинял пьесы для клавесина, роман­сы, песни, гимны и так называемые «французские» комические оперы. Их у него три: «Празднество сеньора», «Сокол» (1786) и «Сын-соперник, или новая Стратоника» (1787). Их музыкальную основу составляли веселые и фривольные французские «шансон».

Современник и друг композитора М.М. Херасков посвятил ему такие строки:

Какие б ни были дела, Хоть малы, хоть велики, Милее нам хвала Бортнянского музыки...

Во 2-й половине XVIII столетия на музыкальном олимпе России творили талантливые композиторы: М.С. Березовский (1745-1777), В.А. Пашкевич (1742-1797), И.Е. Хандошкин (1747-1804). Их творчество вдохновляла русская народная песня, расцвеченная ин­струментальными вариациями и удивительными хорами. Ф.М. Ду-бянский (1760-1796) и О.А. Козловский (1756-1831) вошли в историю национальной музыки как сочинители романсов. Мелодии романсов рассказывают о «жизни сердца».

Особенность национального музыкального искусства XVIII в. состоит в том, что ему удалось при сохранении национальной самобытности и традиционности довольно быстро освоить светские жанры и формы европейской музыки, создать национальную ком­позиторскую школу, пройти в развитии вместе с общим художест­венным процессом от барокко к классицизму и сентиментализму.

Театр. Первый общедоступный театр появился в Москве в 1702 году. Это был театр Кунста-Фгорста, так называемая «комедийная храмина». Просуществовал он недолго. Популярностью у москвичей не пользовался. Петр I придавал театру особое значение в связи с тем, что требовал от театра пропагандировать идеи государственно­сти и через театральные подмостки провозглашать свою внутрен­нюю и внешнюю политику. Поэтому при Петре I широкое распространение получают всенародные масштабные действия: три­умфальные шествия, маскарады, фейерверки. Петр I «выдвинул театр из царского дворца на площадь».

В 1730-е годы в Москве появлялись «публичные игрища» на масленицу, на которых представляли «Евдона и Берфу», «Соломона и Гаера». А с 1742 года в Москве представляла «Немецкая коме­дия» - постоянно действующий городской театр, на чьи спектакли ходило много народа.

Рождение национального профессионального театра связано с именем Ф.Г. Волкова (1729-1763) и городом Ярославлем, где он впервые поставил драмы своего великого земляка Д. Ростовского, а затем первые трагедии А.П. Сумарокова. С 1756 года публичный театр открывает свой занавес и в Санкт-Петербурге. Создателем репертуара и директором театра был драматург Сумароков. А гени­альным актером и режиссером был Федор Григорьевич Волков. Подтверждением его гениальности служит последнее его тво­рение - «Торжествующая Минерва», в котором проявились мно­гочисленные таланты Волкова. «Театральное искусство знал он в высшей степени»,- вспоминали современники. Ставился этот грандиозный праздник по случаю восшествия на престол Екате­рины II. Во время торжества Ф. Волков простудился и безвременно скончался «к великому и общему всех сожалению».

В труппе Волкова начал свою актерскую карьеру знаменитый актер И.А. Дмитриевский (1736-1821), который с 1779 руководил частным театром на Царицыном лугу. На сцене этого театра впервые была поставлена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», в которой сам И.А. Дмитриевский сыграл роль Стародума.

В Москве существовал университетский театр с итальянской труппой Д. Локателли. А в 1780 году открылся Петровский театр, в репертуаре которого были как драматические, так и оперные спек­такли.

Своеобразным явлением культурной жизни второй половины XVIII в. был крепостной театр.

В конце XVIII в. роль театра в общественной жизни значительно выросла и стала предметом публичных обсуждений.

Итак, национальная художественная культура в эпоху Просве­щения отразила сложную общественную жизнь в ее развитии и многообразии вариантов и форм, жанров и направлений. Опреде­ляющей чертой стало формирование «русской европейскости» и светскости.

- …может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М.В. Ломоносов

Русские писатели 18 века

ФИО писателя Годы жизни Наиболее значимые произведения
ПРОКОПОВИЧ Феофан 1681-1736 «Риторика», «Поэтика», «Слово похвальное о флоте российском»
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич 1708-1744 «К уму своему» («На хулящих учение»)
ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович 1703-1768 «Тилемахида», «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»
ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич 1711-1765

«Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия…»,

«Письмо о пользе стекла», «Письмо о пользе книг церковных»,

«Российская грамматика», «Риторика» и многие другие

СУМАРОКОВ Александр Петрович 1717-1777 «Димитрий Самозванец», «Мстислав», «Семира»
КНЯЖНИН Яков Борисович 1740-1791 «Вадим Новгородский», «Владимир и Ярополк»
ФОНВИЗИН Денис Иванович 1745-1792 «Бригадир», «Недоросль», «Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим»
ДЕРЖАВИН Гаврила Романович 1743-1816 «Властителям и судиям», «Памятник», «Фелица», «Бог», «Водопад»
РАДИЩЕВ Александр Николаевич 1749-1802 «Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность»

Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А.С. Пушкин

Древнерусская литература оставила богатейшее наследие, которое, однако, большей частью не было известно 18 веку, т.к. большинство памятников древней литературы было открыто и издано в конце 18-го и в 19 веке (например, «Слово о полку Игореве»). В связи с этим в 18 веке русская литература опиралась на Библию и европейские литературные традиции.

Памятник Петру Первому ("Медный всадник"), скульптор Маттео Фальконе

18 столетие – это век просвещения в Европе и в России. За одно столетие русская литература проходит в своём развитии огромный путь. Идеологическая основа и предпосылки этого развития были подготовлены экономическими, политическими и культурными реформами Петра Первого (годы правления 1682 – 1725), благодаря которым отсталая Русь превратилась в мощную Российскую империю. С 18 века российское общество изучает мировой опыт во всех областях жизни: в политике, в экономике, в образовании, в науке, в искусстве. И если до 18 века русская литература развивалась изолированно от европейской, то теперь она осваивает достижения западных литератур. Благодаря деятельности сподвижника Петра Феофана Прокоповича , поэтов Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского , учёного-энциклопедиста Михаила Ломоносова создаются труды по теории и истории мировой литературы, переводятся иностранные произведения, реформируется русское стихосложение. Так начала осуществляться идея русской национальной литературы и русского литературного языка .

Возникшее в 17 веке русское стихотворство основывалось на силлабической системе, из-за чего русские стихи (вирши) звучали не вполне благозвучно. В 18 веке М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский разрабатывают силлабо-тоническую систему стихосложения , что обусловило интенсивное развитие поэзии, причём поэты 18 века опирались на трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ сложения российских стихов» и ломоносовское «Письмо о правилах российского стихотворства». С именами этих двух видных учёных и поэтов связывают и зарождение русского классицизма.

Классицизм (от латинского classicus – образцовый) – это направление в искусстве и литературе Европы и России, для которого характерно строгое соблюдение творческих норм и правил и ориентация на античные образцы . Классицизм возник в Италии в 17 веке, а как направление сложился сначала во Франции, а затем и в других странах Европы. Создателем классицизма считается Никола Буало. В России классицизм зарождается в 1730-е гг. в творчестве Антиоха Дмитриевича Кантемира (русского поэта, сына молдавского господаря), Василия Кирилловича Тредиаковского и Михаила Васильевича Ломоносова. С классицизмом связано творчество большинства русских писателей 18 века.

Художественные принципы классицизма таковы.

1. Писатель (художник) должен изображать жизнь в идеальных образах (идеально положительных или «идеально» отрицательных).
2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое .
3. Герои классицистических произведений чётко делятся на положительных и отрицательных.
4. Жанры в классицизме тоже разделены на «высокие» и «низкие»:

Высокие жанры Низкие жанры
Трагедия Комедия
Ода Басня
Эпопея Сатира

5. Драматические произведения подчинялись правилу трёх единств – времени, места и действия: действие происходило в течение одних суток в одном и том же месте и не осложнялось побочными эпизодами. При этом драматическое произведение состояло обязательно из пяти актов (действий).

Уходят в прошлое жанры древнерусской литературы. Отныне русские писатели используют жанровую систему Европы , которая существует по сей день.

М.В. Ломоносов

Создателем русской оды стал Михаил Васильевич Ломоносов .

А.П. Сумароков

Создателем русской трагедии – Александр Петрович Сумароков . Его патриотические пьесы были посвящены наиболее заметным событиям российской истории. Заложенные Сумароковым традиции продолжил драматург Яков Борисович Княжнин.

А.Д. Кантемир

Создатель русской сатиры (сатирического стихотворения) – Антиох Дмитриевич Кантемир .

Д.И. Фонвизин

Создатель русской комедии – Денис Иванович Фонвизин , благодаря которому сатира стала просветительской. Его традиции в конце 18 века продолжили А.Н. Радищев, а также комедиограф и баснописец И.А. Крылов.

Сокрушительный удар по системе русского классицизма нанёс Гаврила Романович Державин , начинавший как поэт-классицист, но нарушивший в 1770-е гг. каноны (творческие законы) классицизма. Он смешал в своих произведениях высокое и низкое, гражданский пафос и сатиру.

С 1780-х гг. ведущее место в литературном процессе занимает новое направление – сентиментализм (см. далее),в русле которого работали М.Н. Муравьёв, Н.А. Львов, В.В. Капнист, И.И. Дмитриев, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.

Первая русская газета "Ведомости"; номер от 18 июня 1711 года

Существенную роль в развитии литературы начинает играть журналистика . До 18 века в России не было ни газет, ни журналов. Первую русскую газету под названием «Ведомости» в 1703 году выпустил Пётр Первый. Во второй половине века появляются и литературные журналы: «Всякая всячина» (издатель – Екатерина Вторая), «Трутень», «Живописец» (издатель Н.И. Новиков), «Адская почта» (издатель Ф.А. Эмин). Заложенные ими традиции были продолжены издателями Карамзиным и Крыловым.

В целом 18 век – это эпоха стремительного становления русской литературы, эпоха всеобщего просвещения и культа науки. В 18 веке был заложен тот фундамент, который предопределил начало в 19 столетии «золотого века» русской литературы.