Здоровье

Роль сказки в жизни читателя и ее нравственные ценности. «Значение сказок в жизни человека


Первыми книгами в жизни многих людей являются сказки. Мир этих произведений красочен, понятен каждому. Он особенно радует любящих фантазировать детей, удивляя разными магическими существами, мирами и историями, в которых главный герой всегда побеждает зло. Именно на таких произведениях, в том числе и на русских народных, выросло далеко не одно поколение добрых, отзывчивых и чутких личностей.

Роль сказки в жизни человека. Это одна из проблем, поднятых автором в тексте.

В наше время часто людей перестают радовать вещи и события, обычно вызывавшие у них восторг, всё надоедает и становится привычным. Лишь сказки остаются многогранными, в них всегда есть то, что можно не заметить с первого, второго и последующих прочтений.

По мере взросления, читая их раз за разом, мы находим новые морали, которые можно вывести из историй. Поэтому их важно читать не только в детстве, но и во взрослые годы.

Сказки - проводники в волшебные, «вожделенные» и прекрасные края, дарящие нам ответы на вопросы, задаваемые людьми из поколения в поколение. Человек всё своё существование спрашивает «о том, что всем важно и необходимо» и будет продолжать это делать. А сказочные произведения тем поистине и уникальны, что они дают ответы и на вопросы о судьбе, и в чем состоит счастье, и о многом другом.

Сказка является сборником мудрости, проверенной нашими предками, кладезем древних знаний.

И лишь живущий со нею в душе человек сможет внять тем ответам, которые даны ему произведением, причем оно ответит «не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет» .

Автор считает, что сказка играет важную роль в жизни человека, развивает его, воспитывает в нём доброту, отзывчивость, любовь к окружающему миру. «И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье. . . вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии»

Я согласна с автором и считаю, что сказки - важная часть как детства человека, так и его взрослой жизни. Они воспитывают в нас любовь к ближним, благодаря им мы погружаемся в волшебные миры, воспоминания о которых сопровождают нас всё существование, поддерживая в трудные минуты.

К этой проблеме обращались как русские, так и зарубежные авторы произведений. В романе Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и Дары Смерти» друзья, пытаясь найти слабые стороны Того-Кого-Нельзя-Называть находят символ, смысл которого им никто не может объяснить. Разгадка этой тайны находится в сказках барда Бидля, и именно благодаря информации, содержащейся в этой книге, они смогли победить Волан-де-Морта и закончить войну, приведшую к страданиям многих магов.

Вспомним и роман Льва Гроссмана «Волшебники» . Квентин, казалось бы, выросший из возраста, когда все любят сказки, не перестаёт перечитывать своё любимое произведение - «Филлори и дальше» . Он вырос на этих историях, именно они помогли сформировать его характер. Застенчивый и скромный парень никогда не был в центре внимания, но когда узнал, что является волшебником, а Филлори действительно существует, то его знания об этой стране стали незаменимыми, лишь с его помощью друзья смогли попасть туда, чтобы уничтожить врага, губящего всю магию.

Таким образом, сказки - это одни из самых важных произведений в жизни людей, играющее большую роль для них на протяжении всей жизни.

Обновлено: 2018-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Лидия Николаевна Белая

Сочинение-рассуждение по тексту И.А.Ильина о роли сказки в жизни человека.

Вступление

Проблема

(вопрос, требующий решения)

Вариант№1. Сказка – одно из самых интересных явлений народной культуры. Среди всех произведений устного народного творчества сказка занимается особенное место. Произведения этого жанра способны по-настоящему очаровывать нас, они покоряют и детей, и взрослых, которые спустя многие годы вновь возвращаются к любимым сказкам своего детства, вспоминают знакомых героев и идут с ними в увлекательное путешествие. Над этими непростым философским вопросом заставляет задуматься своих читателей И.А. Ильин в предложенном для анализа тексте.

Вариант№2. Передо мной текст выдающегося русского философа, писателя, публициста, с торонника Белого движения, критика коммунистической власти в России, автора книг « », «Путь к очевидности», «Аксиомы религиозного опыта» Ивана Александровича Ильина, где поднимается важная проблема. Какую роль играет сказка в жизни человека? Над этими непростым философским вопросом заставляет задуматься своих читателей автор в предложенном для анализа тексте.

Комментарий

(рассуждения, пояснения)

С первых фраз философ заставляет задуматься читателей над интересной проблемой, обращая внимание на то, чем является сказка для человека, «насколько она нужна» людям. И.А.Ильин задаётся вечными вопросами: «в чём же счастье человека? В богатстве ли? В доброте и правоте?» Далее автор особо подчёркивает, что «сказка щедро подсказывает» человеку, оказавшемуся «в глубине жизненного леса», путь преодоления бед и несчастий. Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, мыслитель даёт ответы на острые вопросы, тревожащие детские сердца и души. Кроме того, И.А.Ильин акцентирует внимание читателей на том, что люди, «живущие со сказкой», « имеют дар и счастье», умеют хранить в своей душе «вечного ребёнка».

(это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы)

По мнению автора, сказка - это мудрость национального опыта, всё испытавшей древности, она способна дать человеку ответы на все интересующие его вопросы: нравственные, этические, философские. И.А.Ильин стремиться донести до читателя мысль о том, что сказка связана с национальным самосознанием, поэтому она очень важна и нужна людям в любом возрасте.

Моя позиция

(строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказать) - аргументация(приведённые доказательства) – вывод (общий итог ).

Трудно не согласиться с позицией автора. Вряд ли кто будет отрицать тот факт, что все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего подрасткого периода и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика . Мир сказочных героев - это мир добра и зла, поэтому, следя за судьбами персонажей, ребёнок начинает лучше понимать, какие поступки принято считать хорошими, а какие совершать категорически нельзя. Сказки развивают воображение, подталкивают к фантазированию, развивают правильную речь и даже помогают преодолеть маленькие страхи и слабости.

Аргумент№1

(литературный)

Убедительные аргументы, подтверждающие этот тезис, можно найти в русской классической литературе. В.А.Жуковскому было интересно всё старинное и необычное, он был человеком очень мечтательным, поэтому с особым интересом читал и слушал сказки, легенды, старинные истории, предания. Они волновали его воображение, подсказывали ему стихи. Более половины литературных произведений В.А.Жуковского - это переводы с немецкого и английского языков, но эти переводы по праву соперничают с подлинниками. Он говорил: «Переводчик в прозе - раб, переводчик в стихах – соперник». И в самом деле, В.А.Жуковский стал достойным соперником лучших поэтов мира: Гёте и Ф. Шиллера, В.Скопа и Байрона.

Широко известны его поэтические переложения известных сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Одно из таких переложений - сказка «Спящая царевна», появившаяся летом 1831 года в результате своеобразного поэтического «состязания» между двумя замечательными русскими поэтами - А.С.Пушкиным и В.А.Жуковским. «Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!» - восклицает Н. В. Гоголь. В.А.Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», А.С.Пушкин - «Сказку о царе Салтане». А в 1833 году Пушкин, возможно, вспомнив о поэтическом турнире и сказке своего соперника «Спящая царевна», написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Аргумент №2

(литературный)

(какое произведение классической литературы можно взять как доказательство твоей правоты?)

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать ещё одним аргументом из русской классической литературы. Вспоминаются чрезвычайно яркие образы «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, где поэт, опираясь на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице, использует народные сказки: русские - «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие - «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку». Но А.С.Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет - было бы только желание открыть. Но юного читателя ведёт за собой взрослый: мама, папа, бабушка, дедушка … Сказка детям нравится тем, что добро побеждает зло. Добротой и верностью привлекает детей образ молодой царевны. С огромным удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Особенно им нравится эпизоды странствия царевича Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё дети восхищаются мелодичными стихами.

Заключение (какой вывод можно сделать, чтобы он соответствовал данной проблеме?)

Следовательно, сказки играют огромную роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Это самый популярный и самый любимый жанр детей. Все происходящее в сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасают своих друзей, наказывают врагов – борются и бьются не на жизнь, а на смерть. Понимая простые истины, ребенок чувствует себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимает как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.

Кинева Ирина Владимировна,

Воспитатель ГБДОУ №18 Кировского района города Санкт-Петербурга

«Блестящее, лучшее в мире золото – то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

К.Андерсен

Сказки сопровождают человека на протяжении столетий. В ней присутствует не только волшебство и приключения, в ней присутствует сама жизнь. Ведь не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И действительно, сказки являются одним из поучительных моментов. Практически каждая сказка дает жизненный урок. А это особенно важно для ребенка.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности при коммуникации.

В сказке в символической форме содержится информация о том:

Как устроен этот мир;

Какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

Как приобретать и ценить дружбу;

Какими ценностями руководствоваться в жизни;

Как строить отношения с родителями;

Как бороться и прощать.

Сказки являются основой «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» -способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

Сказки возвращают ребёнка в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

Привлекательностью сказок для развития личности ребёнка заключается в следующем:

отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, - это намёк на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

отсутствие чётких персонификаций.

Главный герой в сказке - собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Алёнушка, Марья. Отсутствие жёсткой персонификации помогает ребёнку идентифицировать себя с главным героем. На примере судеб сказочных героев ребёнок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

образность и метафоричность языка.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыс­лов. Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая; сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребе­нок во многом формирует для себя картину Мира и, в зависимос­ти от этого, будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.

психологическая защищённость.

Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заклю­чается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

наличие тайны и волшебства.

Эти качества свойственны волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм - в ней все дышит, в любой момент любой предмет - даже камень - может ожить и заговорить. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживляется» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место друго­го. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, отличающееся от него самого, позволяет ему ощутить многогран­ность Мира и свое Единство с ним.

Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские. Можно выделить несколько разновидностей народных сказок:

бытовые (например, «Лиса и журавель»);

сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хит­реца);

сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму;

сказки-страшилки, истории о нечисти;

сказки-притчи;

сказки о взаимодействии людей и животных;

сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев);

волшебные сказки, сказки с превращениями («Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка» и т. д.).

У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудито­рия. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о живот­ных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрас­те дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоп­лощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимуществен­но с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удо­вольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В процессе целенаправленной работы со сказками, во время обсуждения литературного произведения, сравнения сказочных ситуаций с реальными, основанными на личных наблюдениях и опыте детей, происходит формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей. Развивается умение справедливо оценивать поступки не только героев сказок, но и своих сверстников, а, подчас, и взрослых; формируется умение понимать: что хорошо, а что плохо; что можно, а что нельзя.

Таким образом, разнообразный сказочный мир будит воображение ребенка, рождает познавательный интерес к реальному миру, вызывает у детей энергию, готовность к борьбе за правду, справедливость, свободу; дает первые понятия о добре, зле, справедливости, Через сказку ребенок начинает понимать законы мира, в котором он родился и живет!

Сказки - незаменимы в жизни ребенка. Их роль очень высока. Они не только являются средством увлечь ребенка, но и способны развивать его, воспитывать и решать его психологические проблемы.

Сказка - умное чудо, сотворённое художественным гением народа. М. Горький писал о значении сказок в своей жизни: «…Сказки открывали передо мной просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила». Этой силой был сам народ.

Сказка играет очень важную роль в жизни ребёнка. Сказка оказывает большое влияние на духовно-нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание детей, нормы поведения в обществе и отношение к окружающей жизни. С помощью сказки передаются накопленные знания и социальный опыт от одного поколения к другому, в сказках отражены представления народа о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Народные сказки всегда были доступны, интересны и понятны детям, их сюжет и поступки сказочных героев заставляют ребенка думать, рассуждать, они помогают ему разобраться в своих собственных поступках, учат жизненной мудрости. Сказка в разных своих проявлениях всегда стремится воплотить идеал человеческой жизни, человеческих поступков и поведения. В сказке имеет место призывы к мудрости, к активности, к подлинной человечности, к искренним чувствам и добрым делам. Кроме того, сказки расширяют кругозор человека, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, формируют гуманное отношение к природе и ко всем обитателям нашей Земли. Сказки развивают фантазию, мышление, внимание и память. Сказка играет очень важную роль в развитии эмоциональных качеств ребенка, а те, в свою очередь влияют на формирование нравственных оценок ребёнка. Впечатления детства очень долго будут сохраняться в сознании ребенка, и при этом именно они влияют на поведение и настроение взрослого человека. Не забываются детьми те чтения и обсуждения сказок, которые были с мамой или бабушкой в совместные вечерние часы.

Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки - это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов - борется и бьется не на жизнь, а на смерть.

Сказка активизирует воображение. Благодаря ей сознание ребенка не только обогащается новыми знаниями и представлениями, возникает главное - новое отношение к людям, событиям и явлениям.

Отличительный момент многих волшебных сказок - элемент превращения. Оно может выступать в форме воплощения героя в другом человеке, животном или предмете. Важным является то, что в процессе таких превращений герой, оставаясь самим собой, приобретает дополнительные качества: может нырнуть на дно морское, соколом взмыть под небеса, серым волком рыскать по дремучему лесу и т.д. Именно в сказках ребёнок осваивает способность „вживания в мир другого человека». Это очень пригодится ему в дальнейшей жизни.

Благодаря сопереживанию и сочувствию другому человеку создается почва для терпимости, принятия его, жалости и любви к нему. Так преодолевается страх незащищенности и одиночества.

Особую роль играет в сказках мотив единения человека и природы. Пришедшая к нам из глубины веков, сказка отражает присущее человеку тех давних времен чувство общности с природой. Поэтому природа в сказке часто сочувствует героям, защищая и утешая их (злая ведьма утопила Аленушку в пруду, никто этого не заметил, только цветы стали вянуть в саду, деревья сохнуть, травы блекнуть). Из этого слияния с природой рождается любовь- жалость ко всему живому: растениям, животным, людям.

Чтение сказок, проигрывание сказочных сюжетов можно рассматривать как своеобразную терапию. В результате ребенок не только получает новые знания, приобщается к культуре разных народов, но и развивает свою фантазию, учится преодолевать свою неуверенность.

Сказки — прекрасный материал для стимулирования детского воображения и развития внимания.

В большинстве сказок выражен вечный поиск счастья. Все подвиги богатырей, чудесные превращения героев и активность волшебных помощников — это лишь необходимые условия для его достижения. Обретает счастье лишь тот, кто не останавливается ни перед какими трудностями. Само построение сказки — выразительное противопоставление добра и зла, понятные по своей сути образы, динамика событий, доступные пониманию ребенка, результаты разных характерных поступков, многократные повторы — это делает сказку интересной и невероятно волнующей для детей.

Мой педагогический опыт показал, что учащиеся любят и знают сказки. В своей деятельности я реализую разные программы художественного направления: "Фольклорный театр", "Художественное слово", «По ступенькам театрального творчества». Программы предусматривают межпредметные связи с музыкой, литературой, фольклором. Своих учащихся знакомлю со сказками, обработанными знаменитыми издателями сказок А.Н. Афанасьевым, великим педагогом К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, а также советским писателем А.Н. Толстым. Стараюсь регулярно проводить разные игры, викторины, драматизации, театры-экспромты по сказкам ("Теремок", "Колобок", "Репка", "Гуси - лебеди" и др.) Ребята участвуют в театральных постановках сказок; сочиняют сказки о природе, о животных, о музыкальных инструментах. Дети любят участвовать в конкурсах и фестивалях районного и краевого уровня, в разных Всероссийских творческих дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах. Совсем недавно мы принимали участие в он-лайн викторине "Новогодняя сказка" (Образовательный портал "Рыжий кот" Центр дополнительного образования имени Я.А. Коменского). В дистанционном мероприятии участвовали 13 человек (учащихся 2 - 6 классов). Все ребята получили дипломы победителей, заняв 1 и 2 места.

Первым литературным произведением в жизни каждого человека является сказка. Наверное, все мы хорошо помним, как их нам читала мама еще в самые ранние годы. Однако не следует воспринимать сказку исключительно как способ занять ребенка или развеселить его.

Так кажется только на первый взгляд, однако при детальном анализе, мы видим что такой литературный жанр исполняет весьма важную функцию, а именно - воспитание ребенка. Давайте вместе вспомним, какие ощущение у нас вызывали сказки.

Роль сказки в жизни читателя

В сюжете обязательно был негативный и положительный герои, которые попадали в одну жизненную ситуацию либо вместе принимали участие в определенном событии. Злые персонажи всячески препятствовали добрым, делая им разные козни.

Однако, в конечном итоге, добро всегда побеждало зло, а часто и склоняло его на свою сторону. Несформировавшаяся психика ребенка, на примере главных героев сказки, начинает понимать, что есть хорошо, а что плохо; как нужно относиться к людям, а как нельзя; что представляют собой настоящие жизненные ценности, а что ложные.

Нравственные ценности в сказках для взрослых

Не стоит считать, что сказки покидают ребенка в процессе взросления: они сопровождают человека всю его сознательную жизнь. Ведь людям свойственно терять жизненные ориентиры, а эти литературные произведения всячески способствуют обрести их вновь. В сказках для взрослых заложены несколько трансформированные нравственные ценности детских сказок.

Такие произведения учат человека быть патриотом своего государства, иметь представления о настоящей любви и дружбе. Поэтические образы героев сказок заставляют человека задуматься о том, не забыл ли он о главном в своей жизни - духовном становлении.

Ведь очень часто взрослые люди заняты различными житейскими хлопотами - работой, учебой и воспитанием детей. Духовное представление о жизни резко отходят на второй план, и в конечном итоге, вовсе теряют свою актуальность. Сказки выступают инструментом, при помощи которого, взрослые люди начинают понимать истинные ценности своей жизни.

Место сказки в мире художественной литературы

Сказка занимает одно из самых весомых мест в мировой художественной литературе. Более того, этот жанр является пионером в становлении непосредственного литературного процесса в жизни человечества. Сказка всегда шла в ритме со временем и полностью отражала те доминирующие ориентиры, которые были свойственны человечеству в определенный период его истории.

Этот литературный жанр возник не на пустом месте. В давние времена, он носил устный характер и передавался из поколения в поколение. Такие сказки получили название народных, так как не имели автора, а представляли собой дополненный и измененный устный текст.

Впервые авторские сказки появились в XVII веке. Отцом классической литературной сказки считается Шарль Перо, именно он создал литературную конструкцию сказки, которой неоднократно пользовались многие писатели в будущем. Сказка соответствует всем критериям литературного произведения, главным из которых является урок читателю.