Интернет

Российские суда на подводных крыльях: впервые в XXI веке. "Комета" вернулась: РФ возобновила производство судов на подводных крыльях

ПлохоОтлично

Длина готовой модели: 35 см
Количество листов: 12
Формат листов: A4

Описание, история

Комета - серия морских (первый в этом классе) пассажирских теплоходов на подводных крыльях . Разработан в 1961 году . Серийно производились в 1964 -1981 годах на феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962-1992 годах на потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов).

Комета

Основная информация
Тип
Государство СССР
Класс М
Верфь «Море»
Введено в эксплуатацию 1962 год
Параметры
Длина 35,1 м
Ширина 11,0 м (наибольшая)
Высота ? м (при стоянке)
7,8 м (при ходе на крыльях)
Средняя осадка 3,6 м (при стоянке)
1,7 м (при ходе на крыльях)
Водоизмещение 41,2 (порожнее)
58,3 (полное)
Технические данные
Силовая установка 2 дизельных M-401А, 1 вспомогательный дизель-генератор-компрессор-насос
Винты 2
Мощность 1100 л.с.
Скорость 60 км/ч (максимальная)
55-57 км/ч или 30 узлов(эксплуатационная)
Автономность плавания 600 км
Экипаж 5 чел.
Пассажировместимость 120 человек (в зависимости от модификации)

История создания

В СССР первые Попытки создания судна на подводных крыльях (СПК) относятся к началу 30-х годов. Их авторами являются ученые ЦАГИ В.Г.Фролов и А.Н.Владимиров, которые в период 1933 - 1937 гг. проводили экспериментальные исследования подводных крыльев в гидроканале ЦАГИ. В 1934 году они разработали компоновку судна на двух подводных крыльях и построили его самоходную модель ЭГО-1 массой 300 кг. При помощи двигателя 10 кВт модель развивала скорость 32 км/час. Устойчивость хода на модели достичь не удалось. В это же время известными советскими учеными М.В.Келдышем, Н.Е.Кочиным, М.А.Лаврентьевым, Л.И.Седовым и Л.Н.Сретенским были выполнены фундаментальные теоретические исследования гидродинамики подводных крыльев, позволившие объяснить механизм и закономерность возникновения и изменения подъемной силы вблизи поверхности воды.

В 1941 году на заводе "Красное Сормово" начал работы по созданию СПК выпускник кораблестроительного факультете Горьковского индустриального института Ростислав Евгеньевич Алексеев, темой дипломного проекта которого был торпедный катер на подводных крыльях и его пассажирский вариант. Увлеченный идеей создания СПК, Алексеев при поддержке руководства завода развернул активную научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую деятельность по реализации своих дипломных разработок и идей, связанных с созданием СПК. По результатам работ, в ходе которых были созданы современная экспериментальная база скоростной гидродинамики, построены и испытаны многочисленные несамоходные и самоходные модели СПК с различными конструкциями подводных крыльев, Р.Е.Алексеев в 1944-1945 годах предложил выдающуюся идею использования в СПК малопогруженных (глубина погружения 15-30% хорды) подводных крыльев, получившую статус изобретения.

Впервые это изобретение было практически реализовано Алексеевым в 1947 году, когда по его проекту завод "Красное Сормово" поставил на подводные крылья советский серийный глиссирующий торпедный катер ТКА 123 бис. В заключении государственной комиссии по приемке этого катера с подводными крыльями отмечено, что "впервые в Советском Союзе создан совершенно новый боевой тип торпедного катера - катер на подводных крыльях, превосходящий его бескрылый вариант на 10(!) узлов по скорости (с 90 до 110 км/ч) и на 2(!) балла по мореходности (с 3-х до 5-ти баллов)".

В 1951 году за это выдающееся достижение Р.Е.Алексеев и ведущие специалисты его конструкторского коллектива - Н.А.Зайцев, И.И.Ерлыкин, Л.С.Попов - были удостоены Сталинской премии. В 1949 под руководством Р.Е.Алексеева разработал проект первого речного пассажирского СПК на малопогруженных подводных крыльях на 60 человек со скоростью 70 км/ч. Однако, по режимным соображениям разрешение на его создание Алексеев получил лишь в 1956 году.

В 1956 году, т.е. спустя семь лет после разработки первого своего проекта СПК, Р.Е.Алексеев получил разрешение и разработал свой второй проект речного пассажирского теплохода на малопогруженных подводных крыльях, названный "Ракета", на 66 пассажиров со скоростью 65 км/ч. Он был построен и сдан в эксплуатацию в 1957 году. С этого времени берет начало эра отечественных СПК, наиболее известными из которых являются: теплоход "Ракета" (1957 год), катер "Волга" (1958 г, 5 мест, скорость 60 км/ч), теплоходы "Метеор" (1958 г, 128 мест, 65 км/ч), "Комета" (1959 г, 118 мест, 65 км/ч), "Беларусь (1962 г, 40 мест, 55 км/ч), "Колхида" (1970 г, 120 мест, 60 км/ч), "Восход" (1970 г, 60 мест, 60 км/ч).

За создание и внедрение в народное хозяйство пассажирских судов на подводных крыльях группе ведущих специалистов ЦКБ по СПК: Алексееву Р.Е., Зайцеву Н.А., Маскалику А.И., Зобнину Б.А., Сушину Г.В., Шапкину И.М., Ерлыкину И.И., Попову Л.С., Васину А.И., Рябову К.Е. и капитану ВОРП Полуэктову В.Г. в 1962 году присуждена Ленинская премия.

Для СПК экономически целесообразная скорость движения ограничена величиной около 100 км/час.(в современных спк военного назначения скорость ограничена 180 км/час) Такое ограничение вызвано проблемой кавитации подводного крыла (кипение воды вследствие разрежения в зоне обтекания крыла), которая резко снижает его гидродинамические характеристики. И хотя на созданных под руководством Р.Е.Алексеева судах на малопогруженных подводных крыльях удалось достичь скоростей до 140 км/час при бескавитационном обтекании крыла, СПК оказались мало перспективными для дальнейшего повышения скорости. Это стало одной из основных причин активизации работ Р.Е.Алексеева по поиску нового принципа движения судов, свободного от отмеченных основных недостатков (волновой и кавитационный барьеры). Исключить влияние этих факторов оказалось возможным, только исключив контакт

Суда на подводных крыльях – украшение водного транспорта. Летящие на большой скорости по речной глади и оставляющие за своей кормой феерический веер брызг, они своим видом, как бы призывают к путешествию вместе с ними.

Судостроители СССР начали осваивать новое для них производство судов на подводных крыльях с конца пятидесятых прошлого столетия. Благодаря гениальному конструктору Р. Е. Алексееву создали ряд моделей, которые по своим показателям обошли зарубежные аналоги. По количеству выпущенных подобных судов мы также впереди планеты всей.

На рубеже двух веков интерес к теплоходам на подводных крыльях стал ослабевать, производство упало. Их стали вытеснять с рынка другие виды, например, катамараны. Однако в начале столетия про СПК опять вспомнили. Потребители, в том числе и в мировом масштабе, нуждаются в подобных судах.

Общее описание

СПК «Комета 120 М», детище рыбинского судостроительного завода «Вымпел», создана на базе СПК прошлого поколения: «Катрана», «Кометы», «Колхиды». Ее предназначение – бороздить прибрежные воды морских акваторий, осуществляя скоростные пассажирские перевозки.

«Комета 120 М» – новый этап жизни СПК. Визуально она немного напоминает первое советское судно такого типа «Ракету», сошедшую со стапелей в 1957 году. На самом деле это современное СПК, оснащенное последними достижениями в этой отрасли.

Заметно улучшились комфортные условия внутри салона, в рубке. Корпус новой однопалубной «Кометы» с дизельно-редукторной ЭУ сделан из прочных и легких сплавов алюминия, листы которого соединены между собой при помощи сварки контактным способом. Крылья и стойки выполнены из «нержавейки». Командный мостик СПК занимают два человека: капитан и механик. Всего в экипаже теплохода пять моряков. Вместимость салона 120 пассажиров, 22 из которых плывут в бизнес-классе, 98 – в общем.

class="eliadunit">

Для управления теплоходом на «Комете 120 М» обустроена прекрасная современная капитанская рубка. Отличный обзор акватории обеспечивает большое лобовое стекло. Автоматическая система управления (АСУ) может выполнять задачи за человека: действует автопилот, при сильном волнении на воде система «Сердолик 120 М» сохраняет комфортный уровень движения для пассажиров. Вся информация своевременно выходит на экраны удобных мониторов.

Новинкой в судостроении стало применение в новом СПК системы закрытия двери, позаимствованной в авиастроении. Это значительно улучшает аэродинамические качества судна, повышает надежность конструкции. Также из авиации пришли в салон теплохода комфортные кресла. В салоне установлен кондиционер японской фирмы Дайкин, а на корме пассажиров ждет уютный бар, где они могут отдохнуть и сократить время своего путешествия.

Технические характеристики

Приведем некоторые цифры, касающиеся эксплуатации новой «Кометы»,

  • Длина - 35200
  • Ширина - 10300
  • Водоизмещение 73 т.
  • Мощность немецких двигателей от компании MTU, установленных на «Комете 120 М» – 2х820 кВт.
  • Скорость по спокойной воде 35 узлов (64,8 км/час).
  • Расход горючего – 320 - кг/час.
  • Дальность плавания с одной заправкой топлива 200 миль (321,9 км).
  • Согласно Морскому Российскому Регистру Судоходства относится к классу КМ (Hydrofoil craft Passenger) с двумя смежными отсеками.

Особенности эксплуатации

  • Температура во время плавания должна соответствовать диапазону от +5 до +30 градусов.
  • Допускается удаление судна от берега на 50 миль (80,47 км).
  • Предусматривается эксплуатация «Кометы 120 М» в тропических морях, согласно международной классификации плавание допускается в зонах река - море (R3 RSN). Высота волны при навигации не должна превышать 2,5 м, волнение на море – до 4 баллов.
  • «Парковка» судна на длительное время осуществляется на кильблоках, входящих в комплект судового оборудования.

Потенциальные покупатели, в том числе и из-за рубежа, проявляют большой интерес к новой «Комете 120 М». У нее – отличные перспективы.

class="eliadunit">

Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева — ведущее советское и российское предприятие в области проектирования экранопланов, судов на подводных крыльях (СПК), судов на воздушной каверне (СВК), судов на воздушной подушке (СВП), катеров. Основано 17 апреля 1951 года.


Ракета

"Ракета" - это первое советское пассажирское судно на подводных крыльях. Разработан и спущен на воду в 1957 году на верфи завода "Красное Сормово" (Нижний Новгород). Производство продолжалось до середины 1970-х годов. Это судно было награждено Золотой Медалью на Брюссельской Выставке.


Длинна: 27 м
Ширина: 5 м
Высота (на крыле): 4,5 м
Осадка (полная): 1,8 м
Рабочая скорость: 35 у.з., 60 км/ч
Силовая установка: 1000 лс. дизель М50
Движитель: винт
Экипаж/ обслуга: 3
Пассажиров: 64

Комета

Коме́та — серия морских (первый в этом классе) пассажирских теплоходов на подводных крыльях.
Разработан в 1961 году.
Серийно производились в 1964—1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962—1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов).
Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись ленинградским заводом «Звезда»

Газотурбоход "Буревестник".

Газотурбоход Буревестник - самый скоростной вид речного транспорта. Имеет два двигателя
от Ил-18. В 1964-1979 работал на маршруте Куйбышев-Ульяновск-Казань-Горький.

Метеор

В отличие от авиационных движков «Буревестника», «Метеоры» летали при помощи дизельных двигателей, приводящих в движение типичные для судов гребные винты.

Чайка

Было создано в единичном экземпляре и брало на борт 70 пассажиров, но зато развивало скорость до 100 км/ч! На воде!

Тайфун

Ласточка

Полесье

«Поле́сье» — тип пассажирского судна на подводных крыльях.

Суда предназначены для скоростных пассажирских перевозок в светлое время суток с продолжительностью рейса до 8 часов, в том числе и для неглубоких водоёмов.

Корпус выполнен из алюминиево-магниевого сплава. Крыльевое устройство состоит из носового и кормового крыльев. Переднее крыло имеет стреловидную в плане форму.

Беларусь - речное пассажирское СПК

Колхида


Всего было выпущено около 40 единиц судов типа «Колхида».

Альбатрос (Катран)

Морской пассажирский двухвинтовой теплоход на подводных крыльях.
Всего было выпущено 5 теплоходов типа «Альбатрос»

Циклон

Комета 120М


via

Документальные фильмы:

"Полёт на подводных крыльях" (Hydrofoil Flight) - К столетию Ростислава Алексеева (1916-1980)

"Комета выходит в океан"

*******
Куда улетел «крылатый флот»? (Украина) 2017

Когда-то гордость речного пассажирского транспорта «Метеоры» и «Ракеты» сегодня простаивают на суше. Некоторые либо заграницей, либо порезаны на металлолом и восстановлению не подлежат. Однако в Запорожье есть мастера, которым по силам вдохнуть новую жизнь в старое судно. На ремонте находится единственный в Украине «Метеор», который еще можно реанимировать. Владимир Осадчий — один из тех, кто не дает теплоходу уйти в небытие.

*******
Россия возобновила производство скоростных морских пассажирских судов на подводных крыльях типа "Комета" (2013)

Морское пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения «Комета 120М» проекта 23160 предназначено для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток в салонах, оборудованных креслами авиационного типа.

Район эксплуатации:
Моря с морским тропическим климатом R3-RSN (hв3% 2,5м). Удаление от порта - убежища в открытых морях до 50 миль.
Класс судна КМ Hydrofoil craft Passenger - A Российского Морского Регистра Судоходства.

Мореходность:
Обеспечено движение СПК в крыльевом режиме при высоте волны hв3% до 2,0 м и ветре до 4 баллов.
При высоте волн hв3% до 2,5м и ветре до 5 баллов — обеспечено безопасное плавание в водоизмещающем режиме.


Речные и морские экспрессы - корабли на подводных крыльях. Впечатления от путешествия на них - одни из самых ярких воспоминаний о речных или морских путешевствиях.

Главный конструктор этих судов - Ростислав Алексеев.

Всего было построено более 3000 пассажирских кораблей на подводных крыльях на верфях России,Украины и Грузии.

Вот так транспортировали эти суда. Памятник Р. Алексееву в Нижнем Новгороде.

Инженер Советского Союза, Ростислав Алексеев, защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях» в 1941 году, в возрасте 25-и лет. В войну, руководство завода, на котором он работал – выделило время и средства, для работы над СПК. Однако боевые катера Алексеева появились уже в конце войны, и повоевать не успели. После войны Алексеев продолжил работы для армии, но также разрабатывал и пассажирское судно, которому дал броское и актуальное в те годы имя «Ракета», как сегодня «Форсаж».

"Ракета" - это первое советское пассажирское судно на подводных крыльях. Разработан и спущен на воду в 1957 году на верфи завода "Красное Сормово" (Нижний Новгород). Производство продолжалось до середины 1970-х годов. Это судно было награждено Золотой Медалью на Брюссельской Выставке.

За период с 1957 по 1979 год построили около 300 судов этого класса. Производство наладили в Феодосии (ФСК «Море»), Волгограде, Ленинграде(Санкт-Петербург), Нижнем Новгороде, Хабаровске и Поти (Грузия).

Ракеты, кроме СССР, покупали Финляндия, Китай, Литва, Румыния и ФРГ.

Некоторые ракеты по сей день используются в рейсах. А многие ракеты, после развала СССР, переоборудованы в кафе и дачи.

Вскоре название "Ракета" стало синонимом всех судов этого типа, независимо от названия их моделей.

«Ракета» на подводных крыльях, хоть и создавалась по приказу Министерства судостроения, однако имела сомнительные перспективы, из-за необычности и нестандартности для того времени.

Скорее всего, именно из-за страха быть непонятым, Ростислав Алексеев, и задумал дерзкий план – показать «Ракету» самому секретарю ЦК — Никите Хрущеву, в обход начальства. А сделано это было так: жарким летом 1957-го года, в день студенческой молодежи, Алексеев приказал спустить на воду «Ракету», и на полном ходу направился от завода «Красное Сормово», прямиком в Москву. Зная, где останавливается Хрущев, Алексеев пришвартовал ракету, и предложил генсеку покататься.

Вот генеральный секретарь плывет со сверх-скоростью по Москве-реке, легко обгоняя остальные суда, а на этот заплыв смотрят изумленные студенты, приехавшие со всего Мира на фестиваль. «Ракета» поразила Никиту Сергеевича, и под взрывом приятных чувств, Он тут же произнес памятные слова «Хватит Нам по рекам на волах ездить! Будем строить!». Ракета стала крупносерийным теплоходом, Алексеев получил право обращаться раз в год к Хрущеву напрямую, а также вражду с министром судостроения – Борисом Бутомой: «Через головы лезет гад!». Тут упомяним, что Борис Бутома – тоже талантливый инженер, и грамотный руководитель, но прыжок через голову начальства, поссорит этих двух талантливых людей. Дальнейшие ошибки и Бутомы, и Алексеева – приведут к трагическому концу.

"Ракеты" на Северном речном вокзале в Москве.

Схема маршрутов "Ракеты" по каналу имени Москвы

Ракета служила пожарным во времена СССР, в 2000-ых годах пожарная ракета ушла на пенсию. Ее переезли на тренировочную базу МЧС. За время работы эта ракета эвакуировала не одну сотню пассажиров с тонущих кораблей, и около десятка кораблей потушила.

Длинна: 27 м
Ширина: 5 м
Высота (на крыле): 4,5 м
Осадка (полная): 1,8 м

Силовая установка: 1000 лс. дизель М50
Движитель: винт
Экипаж/ обслуга: 3
Пассажиров: 64

Газотурбоход "Буревестник".

Газотурбоход Буревестник - самый скоростной вид речного транспорта. Имеет два двигателя от Ил-18.
В 1964-1979 работал на маршруте Куйбышев-Ульяновск-Казань-Горький.

Это самое красивое судно на подводных крыльях, из всех созданных ранее и позже.

В 1964-ом году на эксплуатацию стал флагман речного пассажирского флота СССР «Буревестник», вмещавший 150 пассажиров, и имевший эксплуатационную скорость 97 км/час. Однако и этот корабль в серию не пошел, хотя эксплуатировался около 15-и лет.

Проблемы у Буревестника оказались - два авиационных двигателя производили большой шум и требовали много топлива. Кроме того корма корабля была постоянно измазана гарью от б/у двигателей, выработавших свой ресурс.

В 1974 году «Буреветсник» столкнулся с буксиром и получил сильные повреждения. Ремонтировать его тогда отказывались, но благодаря нажиму капитана и энтузиазму рабочих – починили.

После ремонта ходил «Буревестник» еще лишь пару лет, а потом дорожающее горючее сделало его нерентабельным. Газотурбоход поставили на спил, а позднее отбуксировали на полигон, где и простоял большую часть своей жизни. В 2000 году распилен на лом.

Длинна: 43,2 м
Ширина корпуса: 6 м
Высота (на крыле): 7 м
Водоизмещение: 40 т
Осадка: 2 м
Рабочая скорость: 45 у.з., 97 км/ч
Дальность хода: 500 км
Силовая установка: 2х ГТД АИ24
Движитель: 2х водомет
Вид и траты ГСМ: Керосин, 330 г/л.с.
Пассажиров: 150

«Чайка» — экспериментальная ракета, построенная в единичном экземпляре в 1962 году. Чайку создали как уменьшенную модель, грядущего «Буревестника». На ней оттачивалась новая форма подводного крыла, аэродинамические обводы и водомет – как новый движитель. Существуют утверждения, что на "Чайке" также отрабатывалась геометрия корпуса экраноплана «КМ».

Чайка работала как развозное судно для сотрудников Речфлота, набирая скорость в 85-90 км/час и вмещая до 30 пассажиров. А затем её разрезали на металл. Чайка прожила всего пару лет, но превратилась в символ скоростного корабля для СССР.

Длинна: 26,3 м
Ширина: 3,8 м
Высота: 3,5 м
Водоизмещение: 9,9 т
Осадка: 0,6 м
Рабочая скорость: 40 у.з. 85 км/ч
Силовая установка: 1200 л.с. дизель
Движитель: водомет
Экипаж/ обслуга: 3
Пассажиров: 30

Теплоходы «Метеор» и «Комета» .

В 1961 году, в серию пошел новый тип гражданских СПК «Метеор». Потребовались более вместительные корабли, чем «Ракета.

Так «Метеор» брал на борт уже 115 человек, имел комфортабельный салон (с баром и кафе), и большую дальность хода.

Однако и использовал два двигателя, вместо одного, что по эксплуатации и рентабельности – делало «Метеор» равным «Ракете».

На базе метеоров спроектировали морскую версию «Комета», на которой модифицировали корпус и установили другие крылья. Это увеличило вместимость до 120 человек, и улучшило мореходность корабля.

Кометы производились с 1961 по 1981 год, в Феодосии и Поти. Построили более 100 судов, из которых 39 – на экспорт в Грецию.

С «Кометой 44» связан случай 1992-го года, во время конфликта Грузии и Абхазии. Неизвестный вертолет обстрелял из пулемета «Комету 44», с 70-ую пассажирами на борту, Комета остановилась, для досмотра. Но вместо досмотра, вертолет сделал боевой разворот и открыл огонь НУРС (неуправляемыми ракетами). 3-ий залп попал в корпус, и проделал дыру ниже ватерлинии, размером 1м2. Если бы «комета» осталась на месте, то утонула бы. Но экипаж, включил двигатели на максимум, и СПК поднялся на крылья, что не позволило кораблю утонуть. «Комета» дошла до Сочи благополучно.

"Комета-44" в Турции

Что касается Метеоров, то они производились с 1961 по 1993 год, построено более 400 кораблей. Сегодня их модернизируют, устанавливая экономичные двигатели, и перепродают за границу (в КНР, Грецию и Южную Корею).

Некоторые машины, как метеор «Верный» — покупаются частными лицами и превращаются в элитные супер-яхты, с современными каютами, душевыми, залами отдыха.

СПК "Метеор-Верный" на Енисее.

"Метеоры" на отдыхе в Санкт-Петербурге

Один из "Метеоров" был переоборудован в бар в городе Канев, Украина:

А этот "Метеор" попал в Китай. Работает на реке Янцзы


«Спутник» и «Вихрь».

В 1961 году, одновременно с запуском в серию Метеоров и
Комет, со стапелей спускают теплоход типа 329 «Спутник» — самый крупный (на то время) СПК. Он перевозит 300 Пассажиров, со скоростью 65 км/час.

Но в течении 4-х лет эксплуатации, выявилась масса недостатков: и большая прожорливость 4-ех двигателей, и дискомфорт пассажиров из-за сильной вибрации, от работы стольких дизелей. В итоге «Спутник» в одном из заплывов налетел на топляк, поломав один двигатель. Корабль мог и дальше ходить, но на крыло уже не «взлетал», и потому его поставили как памятник Советским СПК, в городе Тольятти. В 2005-ом году внутри пылал пожар, из-за чего внутренняя часть судна сильно пострадала.

Также, как и с Метеором, построили морскую версию «Спутника», названную «Вихрь». Есть информация, что построили 3 «Вихря», один имел 4 дизельных двигателя, как и «Спутник», а два других комплектовались авиационными турбинами АИ-20А. Судьба этих теплоходов неизвестна.

Для сравнения "Спутник" и "Ракета" на Волге.

Длинна: 48 м
Ширина: 12 м
Высота: 7,5 м
Осадка: 2,5 м
Рабочая скорость: 37 у.з., 65 км/ч
Расход ГСМ: 650-750 кг/ч
Силовая установка: 4х1000 л.с. дизель
Движитель: винт
Пассажиров: 240

«Беларусь» и «Полесье».

Для неглубоких рек, глубиной чуть более метра, в 1963 году разработали теплоход "Беларусь", названную в честь Республики, в которой этот теплоход собирали (завод в Гомеле). Беларусь брала 40 пассажиров. Построили около 30 кораблей. В 2005 году эти корабли успешно ходили по Каракумскому каналу.

В 1983 году, появилась замена, а точнее модернизация «Беларуси»: теплоход типа «Полесье». Корпус стал угловатым, что снизило стоимость производства, а множественные детали корпуса и двигателя, на Полесье стандартизированы с деталями теплохода типа «Восход», что еще удешевляло производство. Кроме удешевления, «Полесье» принимает 50 вместо 40 пассажиров. Построили чуть менее сотни этих кораблей. Эти СПК до сих пор находятся в эксплуатации, например в Румынии, и Белоруссии.

Длинна: 21,5 м
Ширина: 5 м
Высота: 2,6 м
Водоизмещение: 12 т + 6 т груза
Осадка: 0,9 м
Рабочая скорость: 35 у.з., 60 км/ч
Дальность хода: 400 км

Движитель: винт
Вид и траты ГСМ: 150-170 кг/час
Экипаж/ обслуга: 2
Пассажиров: 50

«Восход» и «Ласточка».

"Ракеты" и "Метеоры" старели. На их замену, в 1973 году спустили на воду СПК второго поколения «Восход».

«Восход» — это прямой приемник "Ракеты". Это судно экономичней, вместительней, надежней – фактически каждая характеристика «Восхода», лучше, чем у "Ракеты". Кроме того, хотя "Восход" проектировался как речной СПК, его характеристики позволяют без изменений работать и в морских прибрежных зонах, например в Крыму.

С 1973-го года, построено около 300 кораблей, а дальнейшее строительство остановил развал СССР и экономический кризис, длящийся уже 25 лет. Новые суда продолжают строить малыми сериями.

Так, Нидерландская фирма «Коннексикон» заказала три модернизированные версии Восхода в 2003-ем. Эти корабли поставлялись в Канаду, Турцию, Австрию, Таиланд и Китай.

Последние 3 СПК этой серии собрали в 2003 году для фирмы Коннексикон, в Нидерландах.

Длинна: 27,6 м
Ширина: 6,4-7 м
Высота (на крыле): 4 м
Водоизмещение: 20,4 т + 8 т груза
Осадка (полная): 2 м
Рабочая скорость: 35 у.з., 60 км/ч
Дальность хода: 500 км
Силовая установка: 1000 л.с. дизель
Движитель: винт
Nраты ГСМ: 150-170 кг/час
Экипаж/ обслуга: 3 / 5
Пассажиров: 70

В виду того, что «Восход» мог работать и в море, «морская» версия этого теплохода, названная «Ласточка», появилась гораздо позже, в 80-х.

И имела существенные изменения – измененную форму крыльев, и двухдвигательную силовую установку, которые кроме мореходности, увеличили скорость до 85 км/час. Собрали 3-4 теплохода, которые купли Европейские фирмы.

Малоизвестный факт — в 1986 году, "Ракеты" и "Восходы" Украинской ССР участвовали в вывозе жителей Припяти. Один из Чернобыльских "Восходов", называется «Шквал» — подходящее имя, для борца с той трагедией.

"Олимпия".

Морское пассажирское судно на подводных крыльях "Олимпия" (далее СПК "Олимпия") является общепризнанным флагманом российского скоростного пассажирского флота. Его облик завораживает и создает ощущение скрытой стремительности и мощи, которые в полной мере можно почувствовать при плавании на этом судне. Это судно полностью соответствует гордому и прекрасному имени "Олимпия", данному ему создателем - знаменитым "Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева", г. Нижний Новгород, чьи достижения в проектировании судов на подводных крыльях и экранопланов не превзойдены до настоящего времени ни кем в мире.

Необходимо также обратить внимание на то, что СПК "Олимпия", о которых пойдет речь ниже, были построены на судостроительном предприятии, обладающем уникальными техническими и технологическим возможностями, имеющем высококвалифицированных специалистов, - Феодосийской Судостроительной Компании "Море", г. Феодосия, на котором за время его существования было построено и спущено на воду более 630 судов, продукция которого была поставлена в 40 стран мира.

Теплоход "Олимпия - Гермес" в Сочи.

"Колхида" и "Катран"

СПК "Катран" и "Колхида" - братья-близнецы.

В 1980 году на ССЗ им. Орджоникидзе (Грузия, Поти) открывается производство СПК "Колхида". Скорость судна 65 км/час, пассажировместимость 120 человек. Всего было построено около сорока судов. В настоящее время в России эксплуатируются только два: одно судно на линии Санкт-Петербург - Валаам, под названием "Триада", другое в Новороссийске - "Владимир Комаров".

"Колхида" - тип морских пассажирских двухвинтовых судов на подводных крыльях, предназначенных для скоростных перевозок пассажиров. Район плавания - открытые моря с удалением от порта убежища до 50 миль и до 100 миль в закрытых морях и озерах. Суда выпускались по проектам 10390 и 10391, разработанным ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева и утвержденным в 1980 г. Строились на Потийском судоремонтно-судостроительном заводе и Судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде. Первое судно серии вышло на испытания в 1981 г. Суда данной серии имели ряд усовершенствований по сравнению с серией «Комета». Корпус судна, схваченный с помощью аргонно-дуговой и контактной сварки, был разделен ниже главной палубы по длине водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков, непотопляемость судна обеспечивается при заполнении любых двух смежных отсеков. Носовой салон не имел лобовых окон. Имелось специальное помещение для багажа. Всего было построено около 40 теплоходов этой серии.

В настоящее время в Российской Федерации на пассажирских линиях почти не используются — ряд судов законсервирован, продан за границу, порезан на металл, переоборудован в кафе. Некоторые суда «Колхида» продолжают работать на морских пассажирских перевозках в зарубежных странах.

Модернизацией «Колхиды» являются разработанные ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева серии судов «Колхида-М» (проект), «Катран» (построено 4 судна, 2 из которых: «Сифлайт-1» и «Сифлайт-2», работают на скоростных линиях на Черном море), и «Катран-М» (проект).

Схожим с «Колхидой» и «Катраном» по внешнему виду было экспериментальное судно на подводных крыльях «Альбатрос», построенное в единственном экземпляре на Потийской судоверфи в 1988 г. В отличие от «Колхиды» «Альбатрос» имел высокооборотные дизельные двигатели М421 советского производства (завода «Звезда»).

До 1996 г. работал на линиях Черноморского морского пароходства (порт приписки Одесса), после был продан и работал в Средиземном море на линии между Кипром и Ливаном под названием «Flying Star».

"Катран" - Пассажирский двухвинтовой теплоход на подводных крыльях проекта 10391, предназначенный для скоростной перевозки пассажиров на морских и озерных прибрежных линиях, с удалением от порта убежища до 50 миль и до 100 миль в закрытых морях и озерах и дальностью плавания до 380 миль. Головное судно построено в 1994 году.

"Циклон"

«Циклон» — новый флагман, но уже морских пассажирских СПК. Оснащён двумя газо-турбинными двигателями (ГТД), имеет скорость 70 км/час, и вместимость до 250 пассажиров. «Циклон» является морским СПК второго поколения, и построен в 1986 году. Конкурентом Циклона была «Олимпия», которая строились на той же верфи, в Феодосии.

Существует 1 готовый «Циклон», который в 2004-ом вернулся из Греции в Феодосию на ремонт, но так там до сих пор и стоит, в полуразобранном состоянии. Кроме того, существует минимум еще 1 задел Циклона, с готовностью 30%. Есть неподтвержденные данные, что имелся и второй задел «Циклона» с готовностью 15%, однако Его могли уничтожить.

Длинна х Ширина х Высота: 44,2м х 12,6м х 14,2м
Водоизмещение: 101 т + 36 т груза
Осадка (на плаву/крыле): 4,3 м / 2,4 м
Рабочая скорость: 42 у.з., (70 км/ч)
Дальность хода: 300 миль
Силовая установка: 2х3000 л.с. ГТД
Движитель: 2х винта
Вид и траты ГСМ:керосин
Пассажиров: 250

Еще интересный факт – все СПК стоят на военном учете, в случае войны они должны использоваться как речные госпитали.

Новые разработки ЦКБ по судам на подводных крыльях им Р.Е. Алексеева

В ходе выставки «Международный военно-морской салон-2013», прошедшей в Санкт-Петербурге, российские судостроители объявили о грядущем возрождении одного почти забытого направления. В течение июля рыбинский судостроительный завод «Вымпел» начнет строительство нового судна на подводных крыльях. Последний раз подобная техника в нашей стране строилась около двадцати лет назад.

Нижегородское Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева (ЦКБ по СПК) несколько десятилетий назад создало несколько моделей такой техники, получивших широкую известность. Тем не менее, в последнее время разработка и строительство судов на подводных крыльях прекратились. Новое судно, закладка которого запланирована на ближайшие дни, будет строиться в соответствии с новым проектом 23160 «Комета-120М». Этот проект, как утверждается, объединяет в себе лучшие наработки прошлых лет, а также современные технологии и электронное оборудование. По образному выражению генерального директора и главного конструктора ЦКБ по СПК С. Платонова, «Комета-120М» отличается от предыдущей «Кометы» так же, как поезд «Сапсан» отличается от простой электрички.

От предыдущих судов на подводных крыльях новая «Комета-120М» в первую очередь отличается широким использованием в конструкции композиционных материалов. Кроме того, серьезным доработкам подверглись системы управления. В результате всех этих мер удалось сэкономить несколько тонн и заметно облегчить судно. Снижение веса всего судна, в свою очередь, позволило изменить осадку и конструкцию подводных крыльев, что в конечном итоге благотворно сказалось на ходовых качествах. Заявленная максимальная скорость «Кометы-120М» – около 60 узлов, что превышает возможности всех предыдущих судов этого класса.

Суда проекта 23160 предлагается оснащать современным электронным оборудованием навигации и связи. На салоне МВМС-2013 ЦКБ по СПК продемонстрировало не только модели своих судов на подводных крыльях, но и натурный макет систем управления «Кометы-120М». Все привычные приборы на панели заменены несколькими крупными мониторами, а большая часть органов управления уступила свое место кнопочным пультам. При этом функциональность и информативность новых систем полностью соответствует, а по некоторым показателям и превышает соответствующие показатели систем, применявшихся ранее.

Заявленные экономические качества нового судна «Комета-120М», вероятно, заинтересуют потенциальных заказчиков. Срок окупаемости определен в пять лет, а общий срок службы при своевременном техническом обслуживании должен превысить 25 лет. В течение этого срока в ходе каждого рейса судно сможет перевозить до 120 пассажиров. Особо отмечается, что для заказа доступны два варианта «Кометы-120М», предназначенные для эксплуатации на реках и на море. Большая часть конструкции обоих вариантов не имеет никаких различий, но судно для моря будет иметь иное антикоррозионное покрытие элементов конструкции и подводное крыло другой формы, приспособленное для работы в условиях моря.

Строительство первого судна на подводных крыльях проекта «Комета-120М» начнется буквально со дня на день. В дальнейшем ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева планирует довести до производства еще несколько подобных проектов. Так, на прошедшей выставке демонстрировался макет судна на подводных крыльях проекта 23170 «Циклон-250М», рассчитанного на перевозку 250 пассажиров. Кроме того, в ближайшие годы может начаться серийное строительство судов проекта 23180 «Валдай-45Р», способных перевозить около четырех десятков пассажиров. Однако эти проекты пока остаются лишь в планах. В первую очередь ЦКБ по СПК намерено запустить производство новых «Комет-120М». Только после того, как эти суда отправятся работать на пассажирских перевозках, начнется подготовка к строительству СПК других типов.

Толчком к нынешним работам ЦКБ по судам на подводных крыльях и судостроительного завода «Вымпел» можно считать Федеральную целевую программу «Развитие гражданского морского транспорта», в рамках которой ведется финансирование перспективных научно-исследовательских и конструкторских программ. В ходе этой программы одно только ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева по заказу министерства промышленности и торговли ведет несколько проектов, общая стоимость которых превышает 590 миллионов рублей. Согласно имеющейся информации, от Центрального конструкторского бюро требуется до 2014 года подготовить четыре проекта судов на подводных крыльях и два проекта судов на воздушной каверне, а также провести несколько исследовательских программ, необходимых для осуществления прочих проектов.

Высокие характеристики новых судов на подводных крыльях, а также большой опыт эксплуатации подобной техники позволяют предполагать, что «Комета-120М» заинтересует потенциальных заказчиков и в определенном количестве поступит на службу в компаниях-перевозчиках. О конкретных перспективах новых проектов ЦКБ по СПК пока говорить рано, поскольку еще даже не началось строительство первого судна нового проекта.

Ваша оценка:

Путешествуя по нашей стране каждый день открываешь для себя что-то новое. Вот и сегодня в круизе в Петрозаводске я обнаружил вот такую диковину. Это суда на подводных крыльях "Комета" и "Метеор". Так как я не был подготовлен к встрече с подобными судами, то "Метеор" практически не попал в кадр, так как думал, что они одинаковые. Из Петрозаводска "Метеоры" и "Кометы" выполняют рейсы по Онежскому озеру на Кижи, Великую Губу и Шалу. Стоимость проезда, например, до Кижей - 1375 рублей в одну сторону. Удовольствие не из дешевых.

1. "Комета" — серия морских (первый в этом классе) пассажирских теплоходов на подводных крыльях. Теплоход разработан в 1961 году в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева. Серийно производились в 1964—1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе "Море" (всего было построено 86 "Комет", в том числе 34 на экспорт) и в 1962—1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов).

2. Водоизмещение 41,2 т (порожнее), 58,3 т (полное), длина35,1 м, ширина11,0 м, высота 7,8 м (при ходе на крыльях), осадка 3,6 м (при стоянке), 1,7 м (при ходе на крыльях).

3. На теплоходе установлено 2 дизельных двигателя M-401А, 1 вспомогательный дизель-генератор-компрессор-насос. Мощность 2200 л.с, движитель 2 винта, скорость хода 60 км/ч (максимальная), 55-57 км/ч или 30 узлов (эксплуатационная).

4. Экипаж5 чел., пассажировместимость до 120 человек (в зависимости от модификации). Пассажиры размещаются в трёх салонах, оборудованных мягкими креслами: носовом, среднем и кормовом. Пассажирский салон напоминает салон самолета, ведь даже кресла стоят самолетного типа.

5. На стоянке и при следовании с малой скоростью судно на подводных крыльях удерживается на воде за счёт силы Архимеда, как и обыкновенное водоизмещающее судно. На высокой скорости за счёт создаваемой этими крыльями подъёмной силы судно поднимается над водой. При этом значительно уменьшается площадь контакта с водой, и, следовательно гидродинамическое и лобовое сопротивление воды, что позволяет развивать более высокую скорость.

6. "Метеор", проект 342Э речной пассажирский теплоход на подводных крыльях, разработанный Ростиславом Алексеевым. Производились с 1961 по 1991 год на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии.

7. А эта фотография бонус. Вот такой закат был сегодня на Онежском озере.

Следующий мой пост будет про город Петрозаводск. Как говорится, Stay tuned.