Инф. технологии

Русалки картины известных художников. Маковский К.Е

РУСАЛКИ В ЖИВОПИСИ «Оставляя с Троицына дня воды и рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, русалки выбирают себе развесистую, склонившуюся над водою иву или плакучую берёзу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собою и водят весёлые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растёт гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее. Тем не менее, от русалок не столько пользы, сколько вреда: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами, или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними, то все-таки не забывают спутывать у рыбаков сети, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разосланные на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на древесных ветвях, разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни. В таких случаях находятся разнообразные средства и способы для борьбы с затеями лихих русалок, чтобы делать их безвредными для деревенского домашнего хозяйства. Кроме церковного ладана (незаменимого средства против всякой нечистой силы) – против чар и козней русалок отыскалось ещё снадобье, равносильное священной вербе и свечам Страстной недели, – это «полынь, трава окаянная, бесколенная». Надо только пользоваться её силой и применять её на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит: – Что у тебя в руках: полынь или петрушка? – Полынь. – Прячься под тын, – громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать «петрушка», то русалка ответит: – Ах, ты моя душка, – и примется щекотать до тех пор, пока не пойдёт у человека изо рта пена, и не повалится он, как мёртвый, ничком. Хотя во Владимирской губ. и помнят ещё древних русалок и признают даже два их вида (водяных и домашних), но ни те, ни другие не отмечаются такими нежными, привлекательными чертами, как южные их сёстры. Поверья северян и южан связаны между собой лишь в том общем убеждении, что русалки – людские дети, умершие некрещёнными, либо потонувшие или утопившиеся девушки. Во многих местах думают, что это – дети, обмененные в то время, когда роженицу оставляют одну в бане, и она лежит без креста, а ребенок подле неё спит некрещённым. Всем русалкам разрешается выходить из воды ещё на Светлое Воскресенье, когда обносят кругом церкви плащаницу. И потому в это время надо запирать двери в храм как можно крепче, из опасения, как бы не набежали русалки…»- из главы «Русалки» книги «Нечистая, неведомая и крестная сила» С. В.Максимова (1831-1901) – известного в конце XIX – начале XX в. писателя, этнографа-беллетриста, путешественника, исследователя обычаев, традиций, языка, верований русского народа, почётного академика Петербургской АН (1900).


В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «нехорошей репутацией». В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского . Самое большое количество легенд связано с его картиной «Русалки» .



Замысел «Русалок» возник у художника под впечатлением от повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Иван Крамской. Эта тема была для художника-реалиста весьма неожиданной и новой. Художник очень любил Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму атмосферу «Майской ночи», погрузить зрителя в таинственный мир украинского фольклора.



Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем. Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…», – сетовал художник. Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было – только ее блики на призрачных фигурах русалок.



Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира, как говорили, была опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло», – говорил Крамской.



Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину «крайним правдоподобием фантастического сна»: «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники,... что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление». Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась мистика.



На первой выставке Товарищества передвижников «Русалок» И. Крамского повесили рядом с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Ночью пейзаж неожиданно упал со стены – тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство. Однако вскоре стало не до шуток.



П. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи. Для «Грачей» место сразу нашлось – в кабинете, а «Русалкам» долго не могли найти подходящего места, перевешивали из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось еле слышное пение и веяло прохладой, как у воды. Уборщицы отказывались заходить в помещение.



Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном. Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе. Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было.



Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее свет не падал: «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!». Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета. С тех пор посетители галереи на эту картину не жаловались.



Не меньшее количество вопросов было связано с еще одной картиной этого художника: . К подобным историям можно относиться по-разному: кто-то настроен скептически, а кто-то, даже если не верит, все же прислушивается.

1879 г. Масло, холст.

Описание картины Маковского К.Е. «Русалки»

Современники называли Маковского не иначе как «блестящий Костя», а император Александр II считал «своим» художником и доверял ему написание портретов царской четы. Картины Константина Маковского никогда не оставались незамеченными. Так произошло и с его работой «Русалки», которая в свое время наделала много шума. Критики В. Стасов и В. Гаршин дали резко негативную оценку полотну за чересчур «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приёмов». Картина обсуждалась настолько бурно, что даже сам Александр II, достаточно спокойно относившийся к изобразительному искусству, впервые лично посетил Передвижную выставку. Творчеством художника он остался доволен.

Что же так потрясло критиков и императора?

Сюжетом к картине Маковского послужил языческий праздник Русалии, отмечавшийся в «русальную неделю» с 19 по 24 июня. Русалки считались силой темной, нечистой. Но при этом, опасаясь встречи с ними в обычное время, в праздничную неделю люди сами их вызывали для предотвращения засухи – ведь стихией и местом пребывания русалок была вода. Один из этих дней, когда веселятся и гуляют прекрасные русалки, и изображен на холсте.

Художник изобразил водных дев в полном соответствии с представлениями восточнославянской мифологии. По традиции, русалками считали как мистических, загадочных персонажей, так и вполне реальных людей, волею судьбы обернувшихся в русалок. Это могли быть умершие до замужества девушки, некрещеные младенцы, умершие или украденные у матери, люди, погибшие в русальную неделю. Внешне персонажи славянской мифологии отличаются от привычного образа русалки. Славянских водяных дев не отличить от обычного человека – они не имеют рыбьего хвоста. У русалок роскошные длинные волосы, которые они никогда не заплетают в косы, а носят, распустив по плечам. Нагота, за реалистичное, детальное изображение которой так критиковали художника, тоже соответствует традиционным представлениям о русалках. Чаще всего они изображались именно обнаженными, прикрытыми лишь зеленой листвой. В песнях своих русалки часто просили рубашек, а по поверьям, могли воровать пряжу, холсты и платки. Любимое занятие русалок – резвиться в воде и качаться на ветвях деревьев. Занятых любимым времяпрепровождением и написал своих мифических героинь Маковский.

Картина наполнена ореолом мистики и загадочности. Мифологичность персонажей поддерживает фон картины – искусно подобранная художником палитра красок рисует завораживающую темную ночь, в которой в небо уходят молодые, окутанные туманной дымкой русалки, увлекая своим танцем и маня за собой случайного свидетеля их веселья.

Лучшие картины Маковского К.Е.

В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «нехорошей репутацией». В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского. Самое большое количество легенд связано с его картиной «Русалки».



И. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского, 1882. Фрагмент


Замысел «Русалок» возник у художника под впечатлением от повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Иван Крамской. Эта тема была для художника-реалиста весьма неожиданной и новой. Художник очень любил Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму атмосферу «Майской ночи», погрузить зрителя в таинственный мир украинского фольклора.

И. Крамской. Автопортрет, 1867


Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем. Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…», - сетовал художник. Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было - только ее блики на призрачных фигурах русалок.



М. Деригус. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Ганна, 1951


Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира, как говорили, была опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло», - говорил Крамской.


А. Каневский. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Освобождение свояченицы


Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину «крайним правдоподобием фантастического сна»: «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники,… что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление». Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась мистика.


В. Власов. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Спящий Левко, 1946


На первой выставке Товарищества передвижников «Русалок» И. Крамского повесили рядом с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Ночью пейзаж неожиданно упал со стены - тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство. Однако вскоре стало не до шуток.




П. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи. Для «Грачей» место сразу нашлось - в кабинете, а «Русалкам» долго не могли найти подходящего места, перевешивали из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось еле слышное пение и веяло прохладой, как у воды. Уборщицы отказывались заходить в помещение.



О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*


Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном. Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе. Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было.



О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*


Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее свет не падал: «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!». Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета. С тех пор посетители галереи на эту картину не жаловались.



И. Крамской. Русалки, 1871

«Русалок» Маковского показывали на 7-ой Передвижной выставке в 1879 году. И тогда она получила откровенно хреновую критику лютых пугал от искусства Стасова и Гаршина (за «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приёмов») и порицание коллег по цеху. Остальных передвижников бесила радужная увлечённость сказочными бабами и оторванность Маковского от народной повестки, которая так чесалась у всех правоверных передвижников.

Хуже того, Александр II, который, как уже было сказано, не разбирался в искусстве, был до того впечатлён теми самыми эффектной пластикой и салонными приёмами, что сделал Маковского чуть ли не придворным художником и с ходу заказал ему серию портретов семьи. Радости коллег, конечно, не было предела.

Все развлечения русалий по версии LiveJournal Media , 2016

Почему вам будет легко понять Маковского?

Парадокс: Маковский умудрился пострадать за искусство, не признанное коллегами, зато одобренное исте​**ишментом. За этот сюжет крепко досталось только ему, при том, что своих русалок писали и другие члены кружка - Репин и Крамской , например.

Но у Репина русалки - это всего лишь эскорт морского царя, на приём к которому попал Садко. Позы их выражают покорность и, в общем, не раздражают. Опять же, на картине изображен угнетенный класс, а передвижникам это очень даже подходило.

Русалки Крамского, созданные по гоголевским мотивам, вообще сплошная нежить, ни о какой эротике или социальной несправедливости там и речи не идёт (ну, разве что если считать, будто мёртвых дискриминируют живые). Единственную претензию к картине высказывал коллекционер Третьяков, чьи домашние якобы теряли сознание в комнате, где расположились русалки, а одна из гостей, насмотревшись на полотно, даже сиганула насмерть в Яузу;

– Это картина про зомби. Её героини - это не только те, что сидят на ветвях в русских сказках и олицетворяют собой всё волшебное и прекрасное. Согласно славянской традиции, русалками становятся незамужние девушки и просватанные невесты, умершие на специальной Русальной неделе, которая проходит с 19-го по 24-ое июля. Именно в это время скопления симпатичных живых мертвецов можно наблюдать у водоёмов и на заливных лугах. В лесу тоже можно, ведь они действительно обожают раскачиваться на ветках. Всё это мероприятие с купаниями, хороводами и качелями называется русалиями - такой шабаш для приличных, но мёртвых девушек;


«Русалки» Маковского, висят в Русском музее в Петербурге, 1879

Как читать полотно с резвящимися ню?

Одетая обнажёнка

Стоит всё же договориться, что русалки по определению не голые, а перманентно полуголые существа, потому что у них есть хвосты и волосы. Художники диснеевской «Русалочки» своеобразно утвердили этот момент, снабдив верхнюю часть хвоста Ариэль дополнительной складкой чешуи, создающей эффект бикини или банного полотенца на бёдрах.

Не по-детски соблазнительная Ариэль из мультика

Но русалки Маковского - мёртвые славянки, а не, например, немки. Поэтому хвостов у них нет. Наготу восточноевропейских русалок традиционно скрывают длинные волосы. Волосы русые, конечно же, - это один их признаков вида и один и вариантов происхождения названия конкретной нежити.

Своя атмосфера

Картину Маковский писал в самом подходящем для сюжета месте, в поместье Загоны, недалеко от Диканьки, на границе Черниговской и Полтавской губерний. И тихую украинскую ночь писал с натуры, как, вероятно, и центральную фигуру, томно потягивающуюся в лунном свете. Маковского критиковали и за чересчур реалистичное изображение девичьих тел, но он всего лишь был верен преданию - фольклор настаивает на том, что никакого белья русалки не носят, хотя в своих жалобных и хитрых песнях, которые можно услышать июльской ночью, они могут просить живых об одежде. Но это всего лишь способ заманить к себе в круг какого-нибудь глупого ребёнка и заплясать его до смерти.

Церковь всегда согреет их

Русалии - мероприятие языческое и богомерзкое, и, видимо, дабы показать, что всё под контролем Господа, Маковский изображает в углу оккультное сооружение. Получилось странно: нечисть с особым цинизмом резвится перед храмом божьим. Представители церкви, в общем, тоже картину не поняли.

Каналы передачи нечисти

Вода, деревья и традиционный ведьминский хоровод-очередь (как на европейских средневековых гравюрах) - это традиционные пути перехода между мирами живых и мёртвых. Маковский валит всё в изящную кучу, а под корягой размещает привет прерафаэлитам - дамочку, лежащую в кувшинках.

Предыдущие выпуски «Картины недели» можно найти по ссылкам: