Деньги

Русские художники. Боголюбов Алексей Петрович

Общественный деятель, профессор живописи, маринист Алексей Петрович Боголюбов наиболее известен как автор ряда батальных картин, посвященных славной истории морского флота России. Не менее значима и его роль пейзажиста, создавшего множество работ с видами тех стран, в которых он побывал. А повидать ему довелось немало: среди многих городов, которые писал художник, были Петербург и Москва, Казань и Нижний Новгород, Венеция и Сорренто, Амстердам и Антверпен, Баку и Константинополь, путешествовал он и по Крыму , и по Дону и Волге.

А. П. Боголюбов родился в российском селе Померанье (Новгородская губерния) 16 (28) марта 1824 года. Он стал вторым ребенком в семье полковника, участника Отечественной войны 1812 года Петра Гавриловича Боголюбова. По матери, Фекле Александровне, урожденной Радищевой, выпускнице Смольного института, художник является внуком известного писателя, революционера-демократа А. Н. Радищева.

В шестилетнем возрасте Алексей лишился отца. Вместе со старшим братом он как сирота ветерана войны получил право на поступление в Пажеский корпус. В 1832 году мальчик был определен в морскую роту Александровского Царскосельского корпуса, а затем - в Морской кадетский корпус.

Казалось бы, будущее юного кадета было предопределено. Но с детских лет А. П. Боголюбова отличала не только тяга к морю, но и страсть к рисованию. Он рисовал везде и всюду и даже как-то пострадал из-за своего увлечения и склонности к проказам. Искусная карикатура на начальство едва не стала причиной исключения молодого человека из учебного заведения. Однако способного студента все же простили, взяв с него обещание не рисовать карикатур до того момента, пока он не получит офицерского чина.

В начале 1841 года Алексей Петрович завершает обучение в звании мичмана, еще через пять лет он становится лейтенантом. Службу на Балтийском флоте, во время которой Боголюбов сменяет несколько кораблей (в том числе бриг «Усердие», на который его назначают для выполнения зарисовок побережья Финского залива), он совмещает с занятиями живописью.

Поворотными в судьбе А. П. Боголюбова стали 1849-1850 годы. В 1849 году пароход-фрегат «Камчатка», на котором к тому времени служил молодой офицер, был выбран герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, президентом Академии художеств, для путешествия на остров Мадейру. Рисунки лейтенанта Боголюбова понравились герцогу, и он поручил ему рисовать все, что будет замечательного в пути. Герцог часто беседовал с молодым человеком, всячески поддерживая в нем тягу к искусству. Тогда же на Мадейре «моряк-художник» встретился с Карлом Брюлловым, благословившим и вдохновившим его на дальнейшее творчество. Алексей Петрович вернулся в Петербург и осенью того же года начал посещать рисовальные классы при Академии художеств.

Следующей весной «Камчатка» отправилась за герцогом Лейхтенбергским в Лиссабон. Боголюбов вновь встретился с герцогом, тот напомнил Алексею Петровичу, что ждет от него альбом вояжа и порекомендовал более основательно заняться живописью и стать морским художником, «знатоком корабля», отметив, что таких специалистов в России не хватает. Боголюбов вспоминал позже, что с этой «великой минуты» его судьба была решена, и он решил идти по новому пути.

Во время плавания А. П. Боголюбов побывал в портах Норвегии, Дании, Голландии, Англии, съездил в Лондон. Он посетил ряд музеев, в которых познакомился со множеством старых и новых произведений европейских художников. Навсегда запали ему в душу морские пейзажи Тернера с их «гармонией красок» и «кипучим блеском», а позже особенно поразили колоритные марины Андрея Ахенбаха.

По ходатайству герцога и разрешению Николая I в 1850 году А. П. Боголюбов без отрыва от морской службы приступил к обучению в Академии художеств. Его преподавателями стали пейзажист М. Воробьев и баталист В. Виллевальде. Боголюбов был прилежным учеником, но больше всего тогда на его работы повлияло творчество И. К. Айвазовского , с которым молодой художник познакомился чуть раньше. Сам Алексей Петрович вспоминал, что, увидев в первый раз «такой блеск красок на холсте», был ослеплен настолько, что «даже забыл Тернера». Некоторое время он даже подражал известному маринисту, о чем, впрочем, позже сожалел.

Уже в годы учебы картины живописца были отмечены Малой золотой медалью. А в 1853 году он представляет виды Ревеля и Санкт-Петербурга и выходит из Академии с Большой золотой медалью и аттестатом 1-й степени на звание классного художника. Кроме того, Боголюбов получает право заграничной командировки. Он оставляет флотскую службу и, как ранее Айвазовский, становится художником Главного морского штаба.

В последующие годы живописец в качестве пенсионера Академии художеств много путешествует по миру - посещает Германию, Францию, Италию, Швейцарию, работает в Дюссельдорфе, Париже, Венеции, Женеве, делает зарисовки на Дунае, в Константинополе и Синопе, пишет на пленэре, учится у известных мастеров (в т. ч. у Эжена Изабе, Андрея Ахенбаха, Коро). В 1858 году за свои картины Боголюбов получает звание академика, а чуть позже, в 1861 году, ему присваивают звание профессора живописи.

Выставка в Академии, которую художник устроил по возвращении из-за границы, показала, что в России появился большой мастер, соединивший в своем творчестве традиции русской академической школы и европейскую технику, реализм и лирическое отношение к природе.

А. П. Боголюбов не мог не откликнуться на военные события середины XIX века. Он выпустил «Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг» и по поручению Николая I выполнил серию живописных картин, посвященных истории Крымской войны. Позже художник выступил в роли историографа, по заданию Главного морского штаба создав масштабную серию из работ, отразивших победные сражения Российского морского флота в XVIII-XIX веках. Картины из истории флота времен Петра Великого, балтийские баталии, черноморские и дунайские подвиги турецкой войны составили обширную живописную галерею, одновременно целостную и разнообразную.

В 1861-1865 годы Алексей Петрович преподает как «свободный профессор без жалования» в Императорской Академии художеств. По его инициативе в 1868 году в Академии создается обновленный пейзажный класс. Еще через три года живописец становится членом Совета Императорской Академии художеств, но потом выходит из его состава, признав деятельность Академии консервативной, и позже добивается ее реорганизации и обновления ее руководства. В эти же годы А. П. Боголюбов сближается с передвижниками и принимает участие в выставках Товарищества.

В 1860-е годы художник много ездит по России. Он впечатлен ширью и мощью Волги «с её разнообразием от Твери до Астрахани», восхищен красотами и величием Крыма. В этот период появляется множество работ живописца, посвященных родной природе. Он работает также над путеводителем по Волжскому речному пути, атласами берегов Каспийского моря и Финского залива.

В то время как в изображении батальных сцен Боголюбов продолжал придерживаться строгой академической школы, его живописные пейзажи год от года становились все более пленэрными, свободными и раскрепощенными.

Значимая часть творчества А. П. Боголюбова связана с Крымским полуостровом, где в 1860-е годы мастер успел побывать дважды. В 1863 году он сопровождал в путешествии по России, Волге, Дону и Крыму, Цесаревича Великого Князя Николая Александровича, старшего сына Александра II. В следующий раз - в 1869 году - посетил полуостров, будучи приглашенным в свиту Цесаревича Великого Князя Александра Александровича (будущего императора Александра III), Цесаревны Марии Федоровны и Великого Князя Алексея Александровича.

Еще во время первого «царского» путешествия Боголюбов выполнил большое количество рисунков и этюдов, имеющих не только художественную, но и документальную ценность. В путевой альбом рисунков вошли и виды Крыма. По признанию немало повидавшего художника, крымские пейзажи были совершенно своеобразными и не шли в сравнение с прочими.

В «Записках моряка-художника» сам Боголюбов позже вспоминал, что путешествие по Крыму в 1863 году началось с Керчи , города, который показался ему «грязен, беден и тосклив», но был «интересен по своей истории и раскопкам, по Митридатову пику». Упоминал он не только о керченских раскопках, но и о музее, ограбленном англичанами. После вместе с Цесаревичем художник отправился в живописную Ливадию, царское поместье , только что отстроенное архитектором И. А. Монигетти среди «дивной природы».

Поскольку кавалерские флигеля в Ливадии еще не были готовы, вместе со свитой живописец остановился в соседнем имении Ореанда. Боголюбов был восхищен роскошным дворцом, построенным архитектором Штакеншнейдером в стиле итальянской виллы, со всех балконов и террас которой открывался вид на море. Крымский пейзаж с Ореандским дворцом, беседкой-ротондой и крестом, установленным в 1837 году на вершине отвесной скалы Урьянды (позже Крестовой) императрицей Александрой Федоровной, художник запечатлел на рисунке «Вид на Ореанду и Крестовую скалу».

Тщательно зарисовывал Боголюбов и Воронцовский дворец в Алупке , отметив, что он напоминал ему не столько барский загородный дом, сколько аббатство. Результатом экскурсий по морскому побережью, во время которых художник посетил не только Алупку, но и Массандру, и Алушту, и другие «прелестные местечки», стали разнообразные зарисовки, выполненные им для альбома путешествий. Но больше всего «по пейзажу и положению» живописцу понравился Гурзуф. Там, любуясь при лунном свете величавым Аю-Дагом , он невольно вспоминал скалистые берега острова Капри.

Ряд графических работ А. П. Боголюбов посвятил Алупке, которую он называл «капризом англомана кн. Воронцова», и Симеизу.

- Татарская деревня Симеиз. 1863
- Вид на Алупку с дворцом князя М. С. Воронцова со стороны Симеиза. 1863
- У подножия Ай-Петри в Алупке. 1863
- Южный фасад дворца генерал-губернатора Новороссийского края князя М. С. Воронцова (1782-1856) в Алупке. 1863

Одна из живописных картин мастера изображает крымское побережье и вид на море с мыса Ай-Тодор.

Ореандский дворец, возведенный среди отвесных скал и пышной растительности, не мог не попасть в альбом художника.

- Вид на Ореанду и Крестовую скалу
- Вид Ореанды

Не раз писал Боголюбов и полюбившиеся ему скалистые берега Гурзуфа. Живописное побережье напоминало художнику об острове Капри.

Расположившийся восточнее Аю-Дага Биюк-Ламбат также запечатлен на одном из южнобережных пейзажей.

Не оставило художника равнодушным и крушение царской яхты, произошедшее у Тарханкутского маяка в 1878 году на пути из Севастополя в Одессу.

По-своему замечательны и другие работы Боголюбова, посвященные Крыму.

- Высадка союзников в Крыму
- Крымское побережье

- Морской берег в Крыму. 1863
- Лесной пейзаж. Крым. 1881

По совету врачей в 1870-е годы А. П. Боголюбов, испытывавший проблемы с сердцем, переезжает во Францию. С середины февраля 1874 года он поселяется в Париже, но летние месяцы продолжает проводить в России. Его живопись становится теперь еще более свободной. В 1880-1890-е годы появляются работы художника, охарактеризовать которые можно как этюды-картины («Москва. Кремль», «Тулон» и др.).

За границей Алексей Петрович курировал пенсионеров Академии Художеств. Он оказывал им не только творческую, но и материальную поддержку. Парижская мастерская живописца на Рю де Рома была всегда открыта для соотечественников. В 1877 году в Париже Боголюбов вместе с Тургеневым основал Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников.

Одним из первых в стране А. П. Боголюбов обратил внимание общественности на необходимость развития в провинции художественных музеев, доступных для простого народа, и организацию рисовальных школ. В 1885 году он открыл первый провинциальный художественный музей в Саратове, дав ему имя своего деда А. Н. Радищева. По его же инициативе в 1897 году при музее было организовано рисовальное училище. В честь художника, всего три месяца не дожившего до этого события, оно было названо Боголюбовским. Музею и рисовальной школе живописец завещал весь свой капитал и имущество.

Жизненный путь А. П. Боголюбова завершился 26 октября (7 ноября) 1896 года в Париже. Из Франции прах художника был перевезен в Санкт-Петербург.

Значимость личности Боголюбова трудно переоценить. Творческое наследие художника, морского офицера, историографа флота, мецената, коллекционера, мыслителя и общественного деятеля составило около трех тысяч художественных произведений. Кроме того, он оставил письма и мемуарные труды, в которых отразил и свое время, и портреты своих современников. Особенно интересны «Записки моряка-художника», над которыми Боголюбов работал последние 15 лет жизни и которые, к сожалению, так и не завершил.

Заслуги А. П. Боголюбова были высоко оценены Российской империей. Живописцу согласно табелю о рангах был пожалован высший чин действительного тайного советника. Он был награжден орденами Святого Владимира, Святой Анны, Святого Станислава. Кроме того, за вклад в развитие связей между странами художник получил высшие награды Австрии, Франции, Бельгии, Дании.

Лондон. Аукцион Sotheby"s.

Живопись Алексея Боголюбова.


28 ноября, Лондон, Аукцион Sotheby"s "Important Russian Art".


И. Е. Репин. Портрет Боголюбова. 1876

28 ноября 2011 года на аукционе Sotheby"s будет выставлена на продажу картина русского художника, Алексея Петровича Боголюбова.


Лот № 10 "THE ROSTRAL COLUMN NEAR THE STOCK EXCHANGE, ST PETERSBURG". Оценка 500000 - 700000 GBP.

Жизнь и творчество моряка-художника


Биография и творчество Алексея Петровича Боголюбова (1824 - 1896)
А.П. Боголюбов, внук А.Н. Радищева, вначале был морским офицером. В чине лейтенанта он служил на фрегате "Камчатка", на котором в 1847 году отправились на остров Мадейру Карл Брюллов и Максимилиан Лейхтенбергский, президент Академии художеств. Будущий художник последовал совету президента Академии и оставил военную службу, чтобы поступить в Академию художеств.


Вид на Смольный монастырь с Большой Охты. 1851


Вид Смольного монастыря с Большой Охты. 1851


Вид Ревеля. 1852

По окончании Академии за пейзаж "Вид Ревеля" и "Вид Санкт-Петербурга от взморья" А.П. Боголюбов получает Большую Золотую медаль. В 1854 году Боголюбов отправлен за границу, в Италию, но решил остановиться в Дюссельдорфе, где поступил учеником в мастерскую А. Ахенбаха. Затем посетил Берлин, Дрезден и Антверпен.


Берег моря (Сорренто). 1850-е


Вид Неаполя. Италия. 1851


Порт Гавр. 1852


Город на реке. Амстердам. 1870-е


Долина Рейна около Рагаца. 1856

В Риме Боголюбов встречается с русскими художниками, знакомится с Александром Ивановым. Иванов одобрил его произведения, но посоветовал больше заниматься рисунком. "Молодежь ошибочно думает, - говорил Иванов, - что кисть есть все, - нет, она только тогда совершенна, когда ею художник и пишет и рисует"


Рим. 1857


Пиза. Вид на баптистерий и собор. 1863


Сорренто. Италия. 1855-1856

В 1856 году Боголюбов едет на Дунай и Черное море и создает ряд произведений ("Синоп", 1856, Гос.художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов), этюды для картин на темы русско-турецкой войны.


Синоп. Турция. 1856


Синоп


Бой 44-пушечного фрегата Флора с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года. 1854


Бой пароходофрегата Владимир с турецко-египетским военным пароходом Перваз-Бахри 5 ноября 1853 года. 1850-е

Через год, в 1857 году Боголюбов отправляется в Париж, где поступает в школу исторического живописца Кутюра, знакомится с Энгром, сближается с Коро и художниками барбизонской школы - Добиньи, Руссо, Тройоном.


Венеция ночью. 1850-е


Венеция. 1851


Вид Венеции. Дворец дожей. 1860

В 1860 году художник вернулся в Петербург и устроил выставку своих произведений в залах Академии, присудившей ему звание профессора.
В 1861 году он вместе с братом совершает поездку по Волге от Твери до Астрахани; в следующем году поездка повторяется; в 1869 году художник еще раз едет на Волгу, пораженный ее величественной красотой.


Вид на Казань. 1861


Вид на Нижний Новгород с Волги


Вид Нижнего Новгорода. 1878


Зима в Борисоглебске


Казань. 1861


Столбичи на Волге. 1861

В 1872 году Боголюбов исполнил большую картину "Устье Невы" (ГТГ), изумившую всех новизной в передаче воздушной среды, серебристым колоритом и реализмом. Картина была приобретена П.М. Третьяковым.


Устье Невы. 1872

С 1873 года художник поселился во Франции. В 70-е годы им созданы картины "Вёль", "Прачки в Этрета", "Утро", "Мельница в Вёле" и другие.


Вёль. Прибой у дамбы. 1874


Вель. 1874


Мельница в Веле


Мельница в Веле


Прачки в Этрета. Утро. 1874


Прачки в Виши. Франция. 1870


Прачки в Нанте. 1876


Прачки во Франценсбаде. 1873

Боголюбов Алексей Петрович (1824-1896)

А. П. Боголюбов - "моряк-художник", как он сам себя назвал, - был замечательным пейзажистом и не менее замечательным человеком.

Всю жизнь он совершенствовал свое мастерство, целеустремленно и вдумчиво работал, не позволяя себе ни на минуту расслабиться, - и оставил очень интересное художественное наследие. Кроме того, много сил и все свое весьма значительное состояние отдал делу развития русской художественной школы. В среде русских художников пользовался глубочайшим уважением.

Родился Боголюбов в семье ветерана Отечественной войны 1812 г., по матери он - внук А. И. Радищева. В 1841 г. окончил Морской кадетский корпус и служил на флоте, побывал во многих странах. С 1849 г. посещал классы Петербургской Академии Художеств, учился у М. Н. Воробьева и Б. П. Виллевальде. Однако наибольшее влияние оказал па пего И. К. Айвазовский.

В 1853 г. Боголюбов выходит из стен АХ с большой золотой медалью и аттестатом 1-й степени на звание классного художника. Одновременно он добивается отставки от службы и назначается художником Главного морского штаба. В 1854-60 гг. ездит по Европе, упорно и много работает с натуры, не упускает случая вновь поучиться у значительных художников. В Риме знакомится с А. А. Ивановым, который хвалит его работы, отмечает живописную одаренность и советует больше внимания обратить на рисунок. В Дюссельдорфе Боголюбов берет уроки у А. Ахенбаха. В Париже восхищается барбизонцами и одновременно критикует их. Французские художники, в свою очередь, оценили оригинальность Боголюбова, его преданность натуре, нежелание заниматься сочинительством в пейзаже. В мастерской Боголюбова любил бывать К. Коро. Ш.-Ф. Добиньи обменивался с русским художником этюдами.

Возвратившись в 1860 г. в Россию с огромным количеством картин и этюдов (среди которых были "Ярмарка в Амстердаме", ок. 1859; "Рыбный рынок в Схевенингене", 1859, и др.), Боголюбов показал свои работы на выставке в АХ и получил от изумленного академического Совета звание профессора и особую благодарность. Некоторое время он преподавал в АХ.

В 1860-х гг. совершил три поездки по Волге. Великая русская река поразила Боголюбова ширью необъятной и красотой мест. Именно тогда из произведений Боголюбова окончательно исчезает романтический налет в духе Айвазовского и остается красота самой действительности, появляется другая нота - эпическая. Он пишет пейзажи с широким охватом пространства, передает определенное освещение, состояние дня ("Ипатьевский монастырь под Костромой", 1861; "Крестный ход в Ярославле", 1863; этюд "Астрахань. Адмиралтейство" и др.).

По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850-70-х гг. выполняет серии картин, посвященных морским баталиям Крымской и русско-турецкой войн, а также историческим битвам XVIII в. ("Синопское сражение 18 ноября 1757 года", 1857-59; "Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной горке", 1866; "Бой у озера Эзель 24 мая 1719 года", 1866-72; "Взрыв турецкого монитора", 1877, и др.). Условия заказа диктовали точность в изображении всех деталей корабельной оснастки и передаче исторических подробностей. Отсюда - известная сухость этих произведений.

С 1873 г. и до самой смерти Боголюбов по совету докторов зимние месяцы проводит во Франции, только летом приезжая на родину. Во Франции его живопись становится более свободной, открытой, пленэрной. Нет тщательной выписанности, гладкости письма прежних работ, зато в пейзажах много непосредственного, живого чувства. Этюд постепенно завоевывает права картины ("Дьепп. Утро", 1870-е; "Лес в Веле. Нормандия", 1871; "Москва-река у Звенигорода", 1880-е; "Вид Саратова с Соколовой горы", 1887-88; "Болото. Виши", 1880-е; "Ментона. Франция", 1887, и др.). В Париже. Боголюбов всячески опекает русских пенсионеров (И. Е. Репина, В. Д. Поленова, К. А. Савицкого, В. В. Верещагина, А. К. Беггрова и др.), знакомит их с французским искусством, достает выгодные заказы, устраивает выставки русских живописцев, наконец, в 1877 г. основывает Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников. В России он состоит в правлении ТПХВ, всячески поддерживает идеи И. В. Крамского и в определенный момент оказывается почти единственным в окружении главы передвижников, кто его понимает.

В 1885 г. Боголюбов создал в Саратове на основе собственного собрания первый в России провинциальный художественный музей и дал ему имя своего деда А.Н. Радищева. Позже при музее открылась рисовальная школа. Музею и школе Боголюбов завещал все состояние, "дабы возвысить образовательное дело юношества". Умер художник в Париже, но тело его привезли в Россию и похоронили в Петербурге.

Картины художника

Берег в Онфлере. Знойный день


Венеция ночью


Вид Смольного монастыря с Большой Охты


Вид на Смольный монастырь с Большой Охты

Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве

Вход рыбачьего судна в бурю в гавань Сен-Валери (Франция).

Дорожка. Экуэн

Зима в Борисоглебске

Зима в Париже

Золотой рог в Константинополе

Ипатьевский монастырь близ Костромы


Катание на Неве

Лес в Веле. Нормандия

Летняя ночь на Неве у взморья


Лидо. Венеция


Лунная ночь на море

(1824-1896)

Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта 1824 года в селе Померанье Новгородской губернии и там же провел свое детство, пока не поступил в Морское училище. Его отец, Петр Гаврилович Боголюбов был отставным полковником. А дедушкой Алексея Петровича был Александр Радищев, известный писатель, философ и поэт. Будучи кадетом, Боголюбов начал увлекаться рисованием. В 1839 году начал службу во флоте. 8 января 1841 года был произведен в мичманы, а через пять лет получил чин лейтенанта. В 1849 году познакомился с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, который посоветовал Боголюбову начать развивать свой природный дар. И вскоре в 1850 году Боголюбов оставляет морскую службу и поступает в Академию Художеств. Его первыми учителями стали профессора М. П. Воробьев и Б. И. Виллевальде. В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: "Вид Смольного монастыря с Охты", "Бой брига "Меркурия" с двумя турецкими кораблями" (из турецкой войны 1828 года) и "Отбытие Е. И. В. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона". А "Вид Ревеля с моря" доставил ему первую золотую медаль в 1853 году. Боголюбов вышел из академии в 1863 г., тогда же по высочайшему повелению был назначен художником Главного морского штаба и на казенный счет отправлен за границу. В течение семи лет (1853-1860) А. П. Боголюбов посетил Женеву и Париж, где работал в мастерской у Калама и Изаба, долго прожил в Дюссельдорфе, учась живописи у знаменитого пейзажиста Андрея Ахенбаха. В 1861 году картины Боголюбова ("Синоп", "Подвиг капитана Сенявина", "Буря в проливе Сэн-Валери", и "Ночная ярмарка в Амстердаме"), написанные за границей, появились на выставке и тут же обратили на себя внимание. Вскоре в 1860 году художник получил от Академии звание профессора живописи морских видов. В царствование Александра II им было написано много образцовых картин из истории русского флота при Петре Великом; в царствование Государя Александра III - несколько картин из истории Русско-турецкой войны 1877 года и большая картина "Прибытие русской эскадры в Тулон" (1893). Последние двадцать лет Боголюбов жил в Париже, только изредка приезжая в Россию из-за плохого состояния сердца. В доме Боголюбова в Париже частыми посетителями были: И. А. Тургенев, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. В. Верещагин. Также по его инициативе в 1885 году был учрежден музей имени А. Н. Радищева в городе Саратове, а также при нем художественно-промышленная школа. Боголюбов умер 3 февраля 1896 года в Париже. После его смерти все его состояние (около 200 тысяч рублей) было передано музею и художественному училищу, которое была открыто после смерти А. П. Боголюбова в 1897 году и названо в его честь (Боголюбовское Рисовальное Училище). Среди художников его окончивших были известные живописцы, такие как Виктор Борисов-Мусатов и Павел Кузнецов.

В 1885 году в Радищевский музей от его основателя профессора живописи, коллекционера А.П. Боголюбова в числе прочих даров поступил “Портрет Н.П. Боголюбова” кисти И.Н. Крамского. Эта работа не относится искусствоведами к числу лучших, исполненных художником в этом жанре; она не выделяется оригинальностью композиции, выразительностью живописного языка. И все же Крамскому удалось раскрыть наиболее существенные и значительные стороны личности изображенного. На портрете - сидящий прямо перед зрителями далеко не молодой человек с окладистой седой бородой, устало-болезненным взглядом умных добрых глаз. Во всем его облике - простота, скромность, нравственное благородство и чистота. Несмотря на естественность позы, чувствуется: ему неловко быть в центре чьего-то пристального внимания, тем более художника.

Портрет был написан в Париже в 1876 году. После тяжелой болезни Николай Петрович приехал с женой Екатериной Михайловной в столицу Франции для свидания с братом Алексеем. Иван Николаевич Крамской, находившийся в Париже для работы над картиной “Хохот”, жил в то время у А.П. Боголюбова и работал в его мастерской. Несколькими месяцами раньше в этой мастерской молодой Илья Репин написал портрет Алексея Петровича Боголюбова . И.Н. Крамской создал портрет его старшего брата - в прошлом морского офицера, действительного статского советника Николая Петровича Боголюбова.

Что мы знаем об этом человеке? о взаимоотношениях братьев Боголюбовых, внуков писателя-революционера А.Н. Радищева? о роли Н.П. Боголюбова в устройстве и становлении Радищевского музея в Саратове?

Опираясь на документы, фотографии, книги, хранящиеся в архиве и библиотеке Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева , попытаемся ответить на эти вопросы.

В семье Петра Гавриловича Боголюбова и Феклы Александровны (урожденной Радищевой) было двое детей: Николай и Алексей. Отца семья потеряла рано. Участник войны против Наполеона 1806-1807 годов, финской кампании 1809-го, Отечественной войны 1812-го, он умер в чине полковника в 1830 году, когда старшему сыну, Николаю, было девять лет, младшему - шесть. Детские впечатления об отце братья Боголюбовы пронесли через вою жизнь. Алексей Петрович напишет в своих воспоминаниях: “Отец любил животных, был натурой художественной, рисовал недурно, любил картинки по своим средствам, эстампы, гравюры. Чинил часы знакомым, точил с ангельским терпением самые тонкие колеса для часового механизма. Строил своими средствами возки, коляски, и всем этим делом занимался с крайней любовью. Человек он был добрый и честный, а потому был не богат” . О художественности натуры Петра Гавриловича, о его литературных вкусах и пристрастиях, а также о его благородных человеческих качествах, свидетельствует объемная тетрадь в кожаном переплете, являющая собой образец домашнего альбома начала XIX столетия, куда П.Г. Боголюбов четким красивым почерком вписывал басни, оды, эпиграммы, сказки в стихах русских и иностранных поэтов, а также “мысли разных авторов”, “нравоучительные рассуждения”, “нечто из советов военного человека своему сыну”, “разные разности”, практические советы по изготовлению лекарственных средств и прочее. Возможно, не один раз читывались страницы этого альбома в семье Боголюбовых: “Любовь к Отечеству есть чувство благороднейшее и великодушнейшее. Оно заставляет нас любить свое Отечество больше, чем себя самих, ибо истинный гражданин никогда не отречется жертвовать ему своим именем, наилучшими своими выгодами, кровью своей и жизнью... Военные добродетели без нравственных в офицере не могут. В числе сих последних первое место занимает человечество (человечность), которое прочее все собою украшают... Сострадать несчастным есть наслаждение, а не трогаться горестью другого есть самый низкий из всех пороков сердца...” Альбомом дорожили и хранили как семейную реликвию, а в 1885 году братья Боголюбовы передали его в Радищевский музей.

Замечателен небольшое, овальной формы акварельный портрет полковника П. Боголюбова, написанный его полковым товарищем С.Г. Чириковым с нежным чувством сердечной привязанности. Молодой сероглазый мужчина со светлыми вьющимися волосами, по-детски припухлым ртом, кавалер ордена Св. Владимира 4-й степени, отмеченный медалью за участие в войне 1812 года, - натура, по всей видимости, романтическая, но с твердым и сильным характером; таким предстает перед нами отец Николая и Алексея Боголюбовых.

Фекла Александровна, женщина светлого ума к кроткой доброй души, оставив светские знакомства после смерти мужа, посвятила себя полностью воспитанию детей. По признанию А.П. Боголюбова, если он с братом и вышел в люди, то только благодаря ей. “Мать мы любили до обожания... Она занималась с нами исключительно и передавала нам свои познания, так что при поступлении нашем в Корпус мы правильно писали по-русски, почти безошибочно по-французски и немного по-немецки...” - писал Н.П. Боголюбов.

Мальчики были отданы на обучение в Александровский Царскосельский корпус, затем переведены в Морской кадетский корпус. А. Новицкий в монографической статье “Памяти А.П. Боголюбова”, написанной им со слов Н.П. Боголюбова, приводит такой эпизод. Алексей, будучи по характеру очень живым и впечатлительным, а также обнаруживая склонность к рисованию, пристрастился к изображению в карикатуре всех окружающих. За карикатуры на экзаменаторов и директора корпуса И.Ф. Крузенштерна Алексей был лишен права экзаменоваться и отправлен под арест.

Николай, будучи в то время уже в офицерских классах, узнав о беде, постигшей брата, едет к дяде, полковнику Афанасию Александровичу Радищеву, с просьбой заступиться за Алексея. Крузенштерн простил Алексея Боголюбова, ссылаясь на авторитет дяди и прилежную учебу и хорошее поведение Николая Боголюбова.

Разные по характеру, темпераменту и наклонностям, братья Боголюбовы сохранили на протяжении всей жизни теплые дружеские отношения между собой. Ранняя смерть родителей (Фекла Александровна умерла в 1845 году), молодой жены Алексея Петровича и его годовалого сына Николая еще более сблизила братьев. Несмотря на частые разлуки, они жили душа в душу, находя друг в друге опору и поддержку, при встречах и в письмах делились тем, что волновало, радовало, огорчало.

С 1853 года Боголюбовы по несколько месяцев жили вместе на Васильевском острове, сначала на углу 14-й линии и Большого проспекта в доме Гофмана, позднее по 13-й линии между Большим и Средним проспектом в доме Семенова. Спустя несколько лет Николай Петрович переехал в Москву, где прожил большую часть жизни.

В 1861 году профессор живописи А.П. Боголюбов, объездив пол-Европы, впервые приехал в Москву. Встреча братьев после семи с половиной лет разлуки была необычайно радостной. Наговорившись досыта, они бродили до усталости по белокаменной красавице Москве. Возможно, в этот приезд Алексей Петрович поделился с братом мыслью о создании музея, овладевшей им после встречи с немецким художником А. Михелисом, который мечтал создать музей на своей родине, в городе Ульма. Вскоре Боголюбовы, приняв предложение от директора пароходства по Волге “Самолет” В.А. Глазенапа, давнего знакомого по флоту, отправились в путешествие по Волге с целью создания иллюстрированного путеводителя. Результатом этого путешествия явилась книга “Волга от Твери до Астрахани” , написанная Н.П. Боголюбовым “частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений”, изданная в Санкт-Петербурге в 1862 году. Это был первый литературный опыт Н.П. Боголюбова, ставшего впоследствии автором более десяти книг, преимущественно исторического характера. “Волга от Твери до Астрахани” представляет собой подробный путеводитель по всем замечательным местам Поволжья. И хотя автором в предисловии книга характеризуется как “чуждая всяким научным претензиям”, написана она с большим знанием истории, географии, кораблестроения. В отдельной главе, посвященной Саратову, Н.П. Боголюбов рассказывает об истории возникновения города, его достопримечательностях. Вот как Н.П. Боголюбов описывает площадь, на которой спустя двадцать с небольшим лет возникнет здание Радищевского музея: “Главная и самая старинная улица Московская , - она идет от берега Волги и до городского выезда на так называемый Московский тракт - дорогу, идущую на Пензу. Почти на половине ее длины находится обширная площадь, называемая Хлебной или Театральной , названия, усвоенные ей потому, что на ней по одну сторону идут торговые ряды и хлебные магазины, по другую - новый гостиный двор, а левее его, на середине площади, построен театр ” . 10 литографий и 31 политипаж в путеводителе выполнены по рисункам А.П. Боголюбова. Один экземпляр этого редчайшего издания, поступивший от Н.П. Боголюбова в 1897 году, хранится в отделе редких книг музея.

В течение двух летних месяцев 1868 года гостил А.П. Боголюбов в небольшом, но чарующем своеобразной красотой городке Горы-Горки Могилевской губернии, где Николай Петрович на протяжении десяти лет (с 1865 по 1875) был директором земледельческой школы. Приезжает Алексей Петрович в Горы-Горки и в августе-сентябре 1873 года, обретая в общении с близким, дорогим ему человеком, “единственной отрадой в жизни” (по его словам), душевное равновесие и желание плодотворной деятельности.

Мысль об устройстве музея в Саратове не переставала занимать Алексея Петровича. Горячее одобрение и сочувствие старшего брата тем более уверили его в благородстве поставленной цели. В декабре 1877 года через члена Государственного совета К.П. Победоносцева Алексеем Петровичем было сделано заявление следующего содержания: А.П. Боголюбов отдает все свое художественное имущество, состоящее из картин, акварелей, медалей, древних бронз, майолик и т. д., городу Саратову, чтобы городом было построено приличное здание для устройства музея с присоединенной к нему школой рисования, которому было бы присвоено имя Александра Николаевича Радищева, родного деда Алексея и Николая Боголюбовых. После их смерти все их имущество, как движимое, так и недвижимое, должно поступить на содержание музея и школы.

Дело, казавшееся таким необходимым, оказалось нелегким в своем осуществлении и потребовало немало усилий и огромной выдержки со стороны А.П. Боголюбова и сторонников его идеи, глубоко понимавших значение искусства вообще, а также значение музея как учреждения художественно-образовательного и воспитательного.

Позади семилетняя переписка с саратовскими городскими властями, споры и сомнения по поводу того, “надо ли строить?”, “где?”, “на какие средства?”. 1 мая 1883 года на Театральной площади в Саратове произведена торжественная закладка здания музея по Высочайше утвержденному проекту архитектора И.В. Штрома.

В июне этого же года Боголюбовы приезжали посмотреть на рождающееся здание, познакомиться с членами строительной комиссии во главе с А.В. Песковым, архитектором А.М. Салько , губернатором А.А. Зубовым , городским головой И.Я. Славиным, осуществляющим контроль за строительными работами. Предназначенная для Радищевского музея коллекция А.П. Боголюбова уже в марте 1885 года была переправлена из московского дома Николая Петровича в Саратов. А в начале июня приехали сами Боголюбовы для организации первой музейной экспозиции и подготовки музея к открытию.

29 июня 1885 года в здании музея к 12 часам собралось множество людей. Прибыл саратовский губернатор А.А. Зубов, Алексей Петрович и Николай Петрович Боголюбовы, представители городского управления. Перед началом торжества был отслужен молебен. Певчие пропели духовный концерт. Губернатор объявил собравшимся, что на основании полученного от управляющего Министерством внутренних дел разрешения Радищевский музей считается отныне открытым. Попечитель музея А.В. Песков прочитал собравшимся исторический очерк учреждения Радищевского музея. Затем на кафедру взошел брат основателя музея Николай Петрович Боголюбов. Взволнованно и торжественно читал он очерк о своем знаменитом и опальном деде: “Радищев, памяти которого посвящаются музей и школа, был человек далеко не заурядный. В нашей литературе он известен как глубокий мыслитель и писатель. В среде служебной он слыл за отличного юриста, опытного чиновника и бескорыстного человека. В сфере ученых он выделялся из этой среды как человек передовой того времени, обладавший многосторонними знаниями. Помимо юриспруденции, он изучил философию, химию, медицину, историю литературы европейской и отечественной. Он знал основательно языки: латинский, английский, французский, немецкий и итальянский... Как светский, образованный человек, он знал музыку, сам играл на скрипке, был ловким наездником и танцором, считался хорошим и счастливым стрелком, одним словом - Александр Николаевич Радищев был популярнейшим человеком своего времени...” .

Благодаря стараниям и смелости братьев Боголюбовых имя Радищева звучало открыто и свободно.

Двадцать пять коллекций живописи, графики, бронзы, мебели, тканей и т. п. было сформировано из пожертвований музею еще до его открытия. Поток даров не уменьшился и в первые годы существования музея. В числе жертвователей - художники, коллекционеры, архитекторы, писатели, общественные деятели, ученые, чиновники. Имя Н.П. Боголюбова в “Списке жертвователей музею...” приводится трижды. Благодаря Н.П. Боголюбову музей пополнился ценными документами и фотографиями, связанными с жизнью, деятельностью и творчеством его основателя, живописными и графическими работами А.П. Боголюбова, редчайшими изданиями по истории искусства и русского флота.

Почетное место в экспозиции музея занял один из уцелевших экземпляров первого прижизненного издания книги А.Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790), подаренный его внуками. На титульном рукописном листе надпись: “Братья Боголюбовы приносят этот экземпляр книги сочинений Александра Николаевича Радищева музею его имени в Саратове. Просят управление музея хранить его как дорогую библиографическую редкость и не выдавать для чтения. 26 июля 1887 г. Николай Боголюбов, Алексей Боголюбов”.

В 1887 и 1894 годах Н.П. Боголюбов приносит в дар библиотеке музея несколько томов художественной литературы на французском и немецком языках, а также две книги собственного сочинения - “Лейтенант Казарский” (1887) и “Граф Мориц Беньовский” (1894).

Оставив в 1875 году государственную службу, Н.П. Боголюбов обращается к писательской деятельности. В прошлом морской офицер, он остается верным привязанности к морю, чем объясняется выбор тем и героев его произведения.

“Лейтенант Казанский” - рассказ о герое-моряке, командире брига “Меркурий” капитан-лейтенанте Александре Ивановиче Казарском, отличившемся небывалым мужеством и храбростью в морском бою с турецкими кораблями в 1829 году. Написан рассказ на основе подлинных, архивных документов, о чем автор упреждает читателя.

Храбрец, но иного рода, отчаянный искатель приключений стоит в центре повествования, обозначенного автором как историческая быль. На основе записок известного авантюриста второй половины прошлого столетия графа Морица Беньовского строит свое произведение Н.П. Боголюбов, “руководствуясь желанием ознакомить читателей с одной из мало изученных страниц истории мореплавания” . Одиннадцать рисунков в этой книге выполнил А.П. Боголюбов.

Неожиданная смерть брата в 1896 году потрясла Николая Петровича, повергнув его в состояние отчаяния и глубокого уныния. Алексей Петрович завещал Н.П. Боголюбову как душеприказчику довести начатое им дело до конца. Ведь еще не была открыта рисовальная школа при музее, о чем так мечтали братья. Н.П. Боголюбов в одном из ответных писем саратовскому городскому голове Н.П. Фролову писал: “Я молю Бога, чтобы начатое братом дело не заглохло после его кончины. Чтобы воздаваемые ему в газетах красноречивые посмертные похвалы не были бы пустыми и праздными звуками, и чтобы школа имени брата была бы открыта еще при моей жизни” .

Николай Петрович дожил до открытия Боголюбовской рисовальной школы, состоявшегося 11 февраля 1897 года. Для нужд школы Николай Петрович пересылает двести “более или менее ценных” рисунков А.П. Боголюбова, предназначенных им к продаже, считая более полезным нахождение их при музее в качестве оригиналов для учащихся.

В этом же 1897 году через Вячеслава Петровича Рупини, директора Радищевского музея, Н.П. Боголюбов передает 19 русских и иностранных орденов и знаков, пожалованных покойному профессору живописи А.П. Боголюбову, юбилейное издание 1853 года “Российский царственный дом Романовых”, а также “Сборник журнальных статей о А.Н. Радищеве и А.П. Боголюбове” с дарственной надписью последнего. Через Михаила Александровича Попова, саратовского помещика, с которым Боголюбовы были дружны, Николай Петрович передает для Радищевского музея серебряную акварельную палитру А.П. Боголюбова, подаренную ему офицерами гвардейского экипажа, массу фотографий и книг, писем и телеграмм от лиц Императорская фамилии, друзей А.П. Боголюбова, известных русских художников.

Спустя несколько месяцев Николай Петрович обращается в музей с просьбой принять в дар книги (личные и из библиотеки брата), несколько альбомов с рисунками А.П. Боголюбова, дипломы и грамоты, которыми он был удостоен, более тридцати литографированных портретов, около ста писем А.П. Боголюбова и к нему. Среди книг, подаренных Н.П. Боголюбовым: А.Л. Кущ “Радищевский музей в Саратове” (с дарственными надписями А.Л. Куща и А.П. Боголюбова), небольшая брошюра А. Новицкого “Памяти А.П. Боголюбова”, “Руководство к устройству каменных и деревянных церквей” инженера-архитектора А.М. Салько (Саратов, 1892), “Краткая история русского флота” Ф. Веселаго (Спб., 1893), “История корабля” (сочинение Н.П. Боголюбова), двухтомное издание, не утратившее до настоящего времени своего научного значения.

Книги, принадлежавшие А.П. Боголюбову, различны по тематике и назначению: для “развлекательного чтения”, каталоги частных коллекций, аукционов, выставок-распродаж художественных произведений, необходимые коллекционеру в его кропотливом труде собирателя и отчетливо сохранившие “следы” их владельца - всевозможные пометы, краткие записи, беглые зарисовки, лаконичные рисунки.

Библиографической редкостью являются 18 малоформатных книжечек на французском языке серии “Миниатюрная библиотека путешественника”, изданные в Париже в 1801-1802 годах. Изящество формата, изысканность оформления, прекрасное полиграфическое исполнение характеризуют издания этой серии: “Сочинения Расина” в 3-х томах, Ф. Вольтер “Орлеанская дева”, Ш. Монтескье “Письма из Персии”, “Избранные сочинения А. Пирона” в 2-х томах и другие. Они, верно, были добрыми попутчиками А.П. Боголюбова в его частых, долгих путешествиях за границей и по России.

Необычайный интерес представляют собой несколько скромных по виду и небольших по размеру альбомов с рисунками А.П. Боголюбова, удивительно живо передающих характер и пристрастия художника. Рисунки карандашом, углем, акварели, выполненные под непосредственными впечатлениями от путешествий по Рейну (1854, 1865), по Венеции (1863), Ливадии (1863). Это и виды местностей, отдельные здания, парусные суда, жанровые сценки, человеческие фигуры, выхваченные из уличной суеты, городские кварталы, набережные, сельские пейзажи. Не обошлось в альбомах без карикатур, которые так любил рисовать Алексей Петрович - на знакомых, друзей, на себя, подмечая смешное, нелепое.

В одном из писем Н.П. Фролову Николай Петрович говорит о пересылке в Саратов серебряных часов А.П. Боголюбова, которыми он очень дорожил и носил постоянно с 1876 года. История этих часов, почерпнутая из записки Н.П. Боголюбова, носит мистический характер и достойна внимания.

Вместе с Николаем и Алексеем Боголюбовыми в Морском корпусе воспитывались братья Абрам и Николай Засс. Абрам Засс вскоре после выпуска умер. Николай, всегда склонный к жизни аскета, с горя постригся в монахи и, приняв имя Нестора, долгое время был настоятелем русской церкви в По (Франция). В 1876 году, когда Н.П. Боголюбов гостил у брата в Париже, к ним приехал отец Нестор и сообщил, что Святейший Синод предложил ему принять сан епископа Алеутского и Камчатского, что он согласен и навсегда покидает Европу. Боголюбовы одобрили его решение. Прощаясь, Алексей Петрович поменялся с ним часами, отдав отцу Нестору прекрасные золотые часы фабрики “Патек и Чапек”, а от него получил серебряные. Окончание истории Николай Петрович изложил следующим образом: “После кончины брата, наше Консульство в Париже прислало эти часы мне. Я снял с них три брелока, два отослал в Радищевский музей... а один оставил у себя. Спустя некоторое время я случайно открыл заднюю доску и нашел там кусочек бумажки с загадочными следующими словами: “Благослави венец лета благости Твоея Господи сохраняя в мире и здравии твоего Алексея на 1896 год”. Несомненно, что строки эти были написаны и положены в часы отцом Нестором. Я поспешил удостовериться в этом чрез сличение почерков с письмом его, бывшим в бумагах брата. Сходство несомненное. 1869 год был для брата моего роковым годом, и о. Нестор по всей вероятности предчувствовал, что он будет для друга его детства последним в жизни. В жизни нашей есть много неразъяснимого, таинственного. Как бы там ни было, но брат мой никогда не говорил мне об этой записочке, а человек (Измаил), служивший у брата более десяти лет, сообщил мне, что за время его служения у брата часы отдавались в починку два раза и оба раза брат тщательно вынимал записку и прятал в портфель, который носил всегда с собою” . Часы А.П. Боголюбова в настоящее время находятся в фондах Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева.

О своем участии в формировании музейных коллекций Н.П. Боголюбов никогда не говорил, а на полные признательности письма попечительного совета музея отвечал, что дорога не благодарность, а “дорого знать, что вещи, присланные мной, - в музее” .

Николай Петрович Боголюбов скончался 7 сентября 1898 года. В 1899 году по его духовному завещанию в Саратовский Радищевский музей поступило более двадцати живописных произведений А.П. Боголюбова, Ф.А. Бронникова, Ф.А. Васильева, около трехсот рисунков тушью, карандашом, акварелей, выполненных А.П. Боголюбовым, более трех десятков старинных вещей из личного имущества, бронзовый бюст А.П. Боголюбова работы скульптора Л.А. Бернштама, а также 3000 рублей “для усиления процентами с этого капитала средств Радищевского музея и Боголюбовской рисовальной школы” .

Одним из последних желаний Н.П. Боголюбова было побывать в Саратове и “полюбоваться на плоды трудов незабвенного брата, положившего на музей и школу все материальные и нравственные силы и средства” .

Использованные материалы: - Жукова И. "Чтобы начатое дело не заглохло..." - Годы и люди. Вып.6 – Саратов: Приволжское издательство "Детская книга", 1992.