Инф. технологии

Русское кладбище в париже сен женевьев де буа. Русское кладбище в париже

Франция, окрестности Парижа, кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

На этом кладбище нашли свой последний приют высший свет РОССИИ, герои военные, ученые, промышленники, элита и интеллигенция Российского общества, выброшенные из Родных просторов в результате искусственно созданного человеческого катаклизма, сломавшего судьбы миллионов честных и порядочных людей. Как результат озлобленность наша друг к другу, обнаглевшая и не признающая авторитетов молодежь, падения нравстенности, духа, морали. Разруха, бедность, разрушения, предпринятые самими жителями современной России (народа, плюющего на свою историю), нечистоплотия (посмотрите на наши дворы и обветшалые здания и разукрашенные похабщиной места общественного пользования, транспорт).

Так кто-же упокоился на кладбище:

Захоронения размещены на особых участках:

1. Захоронения в крипте Свято-Успенской Церкви

2. Захоронения на военном участке 1939-1945 Захоронения войнов, в том числе донские артиллеристы, кадеты, корниловцы, колчаковцы, дроздовцы, алексеевцы, марковцы КАЗАЧЕСТВО, деникинцы, врангелевцы.

3. Семьи РОССИЯН, разделившие на чужбине судьбу защитников Родины.

КАК ПРОЕХАТЬ (ДОЕХАТЬ, ДОБРАТЬСЯ) ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ КЛАДБИЩА СЕНТ-ЖЕНЕВЬЕВ-ДЕ-БУА

Городок Сен-Женевьев-де-Буа находится примерно в 30 км к югу от Парижа.

Кладбище расположено в окресностях улицы Лео Лагранж и проспекта Жака Дюкло.

Там в своё время был открыт дом престарелых для русских эмигрантов,
1. Проезд из Парижа на общественном транспорте

Из центра Парижа доехать до кладбища можно двумя способами: метро + маршрутка или прямой автобус.
Предпочтительней (менее суетливо), ехать на автобусе.

Схема маршрута

Первый вариант . Автобус отходит от плoщади Денфер-Рошро (Denfert-Rоchereau, нужно доехать до одноименной станции метро):

Время в пути — 45-50 минут. Цена проезда — 3,90 евро. Действуют парижские проездные (кладбище находится в 5-ой тарифной зоне).

Интервал движения автобуса: каждые полчаса, с 6 час.30 мин. до 20 час. 30 мин., по выходным начало движение с 8 ча. 00 мин.

Перед посадкой следует спросить, едет ли автобус до «семетери рюс» (русское кладбище). Официальное название остановки в районе кладбища — Лир (Lier).

Второй вариант — метро + маршрутка. Ехать нужно RER (скоростным поездом) до станции St.Genevieve des Bois (жёлтая линия, 5-ая зона). От станции до района кладбища идёт маршрутка (nivette). Остановка та самая, что и для автобусов («семетери рюс» или «Лир»). Доехав до вокзала в Сен-Женевьев-де-Буа, вам нужно будет либо пройти пешком до кладбища (примерно полчаса), либо сесть на автобус. Вам нужен любой автобус, с 001 до 004, который идет мимо остановки Mare au Chanvre. От этой остановки тоже придется немного пройти пешком, но местные жители могут подсказать дорогу (русское кладбище по-французски — это «симетье рюс»).

Обратно ехать с того же места, но на другой стороне дороги. Обязательно спросить, куда направляется автобус. А то можно уехать совсем не в Париж, и не на станцию RER в городке. Впрочем, есть автобус и до другой станции — Massy-Palaiseau, но идёт он больше часа.

Посещение кладбища занимает, если осматривать все могилы, не менее 1,5-2 часов.

Более подробное описание маршрута .

На метро по линиям «5» или «10» надо доехать до станции «Вокзал Аустерлиц» («Gare d’Austerlitz»), затем пересесть на «электричку» (RER) линии «С4» или «С6». Линия RER в городе начинается под землей, поэтому к ней можно просто перейти со станции метро. Естественно, перед посадкой на RER необходимо приобрести билет — его ориентировочная стоимость до Сен-Женевьев-де-Буа составит 5 евро. Нужное направление определяется по конечной станции назначения поезда (direction) и шифруется четырьмя буквами, например, LARA. Расшифровать направление поезда поможет информационный щит со схемой, установленный на перроне. Уже после посадки в поезд желательно отслеживать из окна названия станций, которые вы проезжаете.

Итак, мы в Сен-Женевьев-де-Буа. Выход из «электрички» находится с левой стороны по ходу поезда. Не переходя железнодорожные пути, нужно выйти на круглую привокзальную площадь и найти остановку автобуса № 104. Автобус ходит по расписанию, с которым придется ознакомиться здесь же, а стоимость проезда до кладбища составит 1,5 евро. Билет приобретается у водителя.

Нужная остановка называется PISCINE, это 14-я остановка автобуса, если считать от вокзала. На каждой остановке есть стенд с ее названием, стенд хорошо видно из окна, а в автобусе имеется схема маршрута. Правда, некоторые остановки могут быть водителем пропущены, так что здесь нужно усилить внимание. Лучше всего написать на листке бумаги название «PISCINE» или «orthodoxe cimetiere» (православное кладбище) и показать его пассажирам (или водителю). Вам помогут выйти на нужной остановке.

После того, как вы вышли на остановке PISCINE, переходите на противоположную по диагонали часть перекрестка. Далее — по стрелке дорожного указателя нужно пройти 150-200 метров до ворот кладбища.

Остановка обратного автобуса находится ровно напротив той остановки, на которой вы выходили по дороге на кладбище. Рядом расположен щит с расписанием — не поленитесь подойти к нему и примерно сориентироваться с временем прибытия автобуса, чтобы не скучать на скамеечке, рассматривая проезжающие по шоссе машины. С «электричками» RER дело обстоит гораздо проще — они ходят с интервалом 10-15 минут.

И последнее. Если вам посчастливится встретить группу соотечественников, приехавших на экскурсионном автобусе, не исключено, что они довезут вас до Парижа.

2. Проезд на автомобиле

Как добраться на автомобиле из Парижа до кладбища Сент-Женевьев-де-Буа С учетом пробок: 51 минута
1.Направляйтесь на запад по Rue de Rivoli в сторону Rue du Renard 69 м
2. Плавный поворот налево на Rue de la Coutellerie 140 м
3. Поверните направо на Av. Victoria 32 м
4. На 1 повороте сверните налево на Rue Saint-Martin 71 м
5. На 1 повороте сверните налево на Quai de Gesvres 160 м
6. Продолжайте движение по Quai de l’Hôtel de ville 600 м
7. Продолжайте движение по Quai des Célestins, Видеоконтроль скорости на протяжении 200 м 260 м
8. Продолжайте движение по Quai Henri IV 750 м
9. Продолжайте движение по Voie Mazas 950 м
10. Продолжайте движение по Quai de Bercy 1,5 км
11. Направляйтесь по съезду в сторону A3/A6/Périphérique/Porte de Bercy/Charenton 270 м
12 На развилке держитесь левее, следуйте по знакам на Aéroport Orly/Lyon/Périphérique Interieur/Quai d’Ivry/Porte d’Italie и выезжайте на Bd Périphérique Видеоконтроль скорости через 1,2 км 2,4 км
13. По съезду выезжайте на A6B в сторону A10/Bordeaux/Nantes/Lyon/Évry/Aéroport Orly-Rungis 9,6 км
14. Плавный поворот налево на A6B/E15 (по знакам на A6/Évry/Lyon/Chilly-Mazarin) 600 м
15. Продолжайте движение по A6 Видеоконтроль скорости через 2,5 км 10,6 км
16. Сверните на съезд 7 в сторону Viry-Châtillon/Fleury-Mérogis 160 м
17. На развилке держитесь правее, следуйте по знакам на D445/Fleury-mG15/Viry-Châtillon-Plateau и выезжайте на Av. Victor Schoelcher/D445. Продолжайте движение по D445. Проезжайте 1 перекресток с круговым движением 3,2 км
18 . На круге сверните на 1-й съезд на D296. Проезжайте 1 перекресток с круговым движением 1,2 км
19. Поверните налево на Rue Léo Lagrange. 450 м
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа 91700 Sainte-Geneviève-des- Bois.

Cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois). Это был единственный объект в нашей программе, который не попал в сферу новогодней вакханалии. Здесь было все спокойно. Действительно, это место значимо только для тех, кто знает и любит русскую историю и культуру.

Основанное эмигрантами первой волны, то есть послереволюционными, оно дало последний приют многим русским, жившим и работавшим во Франции. Некоторые из них были участниками сопротивления, внесшими свой вклад в борьбу с фашизмом. Здесь лежат и эмигранты второй волны – инакомыслящие советского времени.

В Советском Союзе стало известно об этом кладбище, пожалуй, после публикации в семидесятые годы стихотворения Р. Рождественского:

"Малая це́рковка. Свечи оплывшие.
Камень дождями изрыт добела.
Здесь похоронены бывшие, бывшие.
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .

Здесь похоронены сны и молитвы.
Слёзы и доблесть. «Прощай!» и «Ура!».
Штабс-капитаны и гардемарины.
Хва́ты полковники и юнкера.

Белая гвардия, белая стая.
Белое воинство, белая кость…
Влажные плиты травой порастают.
Русские буквы. Французский погост…"

«Малая церковка» Успения Пресвятой Богородицы на этом кладбище построена Альбертом Бенуа. Он – представитель огромной творческой семьи, обогатившей русскую культуру. Архитекторы с этой фамилией строили Петербург, издавали журнал «Мир искусств», были театральными художниками, артистами. К этой семье относятся архитектор Л. Бенуа, художница З. Серебрякова, (похоронена на этом же кладбище), скульптор Е. Лансаре, английский актер театра и кино Питер Устинов.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на русском кладбище.

Могила Зинаиды Серебряковой, художницы, с творчеством которой мы познакомились только в семидесятых годах. Ее картины тогда и теперь чрезвычайно популярны. Достаточно вспомнить прелестный автопортрет «Перед зеркалом».

Памятник генералу М.В.Алексееву и участникам Белого движения. Захоронений участников Гражданской войны на кладбище много.

На этом кладбище покоится весь «серебряный век» русской эмигрантской литературы. Здесь похоронены: В.Л.Андреев, И.А.Бунин, Гайто Газданов, З.Н.Гиппиус, Б.К.Зайцев, Г.В.Иванов, Д.С.Мережковский, В.Н.Муромцева-Бунина, Н.А.Оцуп, Б.Поплавский, А.М.Ремезов, Тэффи, И.С.Шмелев. Все они выразили себя в дореволюционное время в России и во время эмиграции. Часто не понятые, часто бедствующие, одержимые воспоминаниями о Родине и иногда нашедшие себя в новых условиях. О каждом из них теперь написаны исследования. Каждая биография – роман, который не имеет счастливого конца.

Ирина Одоевцева, поэтесса, жена поэта Георгия Иванова, которая, похоронив мужа, на старости лет вернулась в Россию, писала о жизни в Париже:

"По набережной ночью мы идем.

Как хорошо - идем, молчим вдвоем.

И видим Сену, дерево, собор

И облака... А этот разговор

На завтра мы отложим, на потом,

На после-завтра... На когда умрем."

И. А. Бунин, Нобелевский лауреат, автор «Окаянных дней», отчаянного произведения о революции в России. В Париже, признанный и знаменитый, не нашел успокоения. Запутанная личная жизнь, тема Родины, которая не оставляла до конца. Уже во время войны им написаны «Темные аллеи» - русская жизнь, русские характеры.

Д.С. Мережковский, писатель, философ, энциклопедист. Его творческое наследие содержит 24 тома. Многие годы был под полным запретом на Родине. Религиозная философия плохо соотносилась с марксистско-ленинской, единственно правильной, потому - верной. В советские годы мне случилось прочитать еще дореволюционное издание его трилогии «Христос и Антихрист» - «Смерть богов, Юлиан Отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Петр и Алексей». Попытка соединить духовные и земные ценности, блестящее описание исторического фона. На Западе Мережковский оценивался как продолжатель традиций русского романа, оказавший влияние на Томаса Манна и Джойса. Теперь Мережковский почти забыт.

Здесь же похоронен Гайто Газданов, писатель, открытый в России только последние годы. Участник гражданской войны, парижский шофер, блестящий стилист, написавший романы «Призрак Александра Вольфа», «Вечер у Клер», «Ночные дороги» и др. Он сформулировал свой жизненный опыт следующим образом: «Но вот что я тебе советую: никогда не становись убежденным человеком, не делай выводов, не рассуждай и старайся быть как можно более простым. И помни, что самое большое счастье на земле - это думать, что ты хоть что-нибудь понял из окружающей тебя жизни». И еще: «Но красные тоже правы, и зеленые тоже, а если были бы еще оранжевые и фиолетовые, то и те были бы в равной степени правы».

Блестящая Тэффи, веселыми произведениями которой зачитывались в России до еще революции. Печаталась в журнале «Сатирикон». Во Франции она была признана и не утратила чувства юмора. Сейчас, после ее смерти, в России ее произведения переживают ренессанс. Тэффи не любила, когда ее называли юмористкой. «Анекдоты смешны, только когда их рассказывают. Когда же их переживают - это уже трагедия. Моя жизнь - анекдот, а значит - трагедия». Уже в старости она обращалась к Богу с молитвой: «Когда я буду умирать, Господи, пошли лучших твоих Ангелов взять мою душу».

Могила К.А.Коровина, живописца, портретиста, театрального художника, друга Шаляпина, автора воспоминаний о нем. Кроме живописи, он оставил большое литературное наследие. Он объяснял: « Закрывая глаза, я видел Россию, ее дивную природу, людей русских, любимых мною друзей, чудаков, добрых и так себе - со всякой всячиной, которых любил, из которых «иных уж нет, а те далече»…»

На этом кладбище похоронен Художник К.А.Сомов, один из основателей общества «Мир искусств», автор иллюстрированной «Книги маркизы».

С. Лифарь - солист «Русского балета» С. Дягилева, возглавивший балетную труппу «Гранд-Опера». Он поставил во Франции более 200 спектаклей и основал университет хореографии.

На этом кладбище нас сопровождала белая кошка, видимо бездомная.

"По кошачьи я бездомна,

По кошачьи тошно мне".

И. Одоевцева.

Захоронение М.Ф.Кшесинской, примы балерины императорского Мариинского театра в Петербурге, ее мужа великого князя А.В. Романова и сына В.А. Романова - Красинского. Эта танцовщица очаровала наследника престола и великих князей. Подаренный ей особняк в начале Каменноостровского проспекта Петроградской стороны в стиле модерн является его украшением. После 1917 года он был занят всевозможными революционными организациями, в том числе и музеем революции. Тем не менее, жители Петербурга продолжают упорно называют его особняком Кшесинской. Забавна судебная тяжба между Кшесинской и Лениным за этот особняк. Догадайтесь, кто победил. В Париже основала хореографическую школу, где обучала танцам до глубокой старости.

Могила Юсуповых, тех самых Юсуповых, родственников царского дома. Князь Феликс Феликсович – организатор убийства Распутина. Бежал из России после этого акта. В этой же могиле похоронена его мать Зинаида Николаевна и красавица жена Ирина Александровна.

На этом кладбище представлена вторая волна русской эмиграции – диссиденты советской поры. Эти люди в условиях единомыслия позволили себе иметь и высказать собственное мнение. Среди них В.П. Некрасов, автор первого правдивого произведения о войне «В окопах Сталинграда». В этих окопах он подружился с моим дядей Г.А.Обрадовичем. Оба архитекторы по профессии, они многие годы состояли в переписке. Некрасов, когда-то обласканный властью, не продемонстрировал должной лояльности, за что и был изгнан из СССР. О Некрасове тепло пишет Лилианна Лунгина в «Подстрочнике», дружившая с ним. Она писала, что Некрасов был самым свободным человеком из всех, кого она знала. Во время их встречи в Париже, Некрасов говорил, что французом он не стал, но стал парижанином.

В.П.Некрасов, автор «В окопах Сталинграда».

Могила А. Галича.

Около этой могилы кто-то из молодых туристов спросил меня, кто такой Галич. Я даже растерялась. Говорить, что это успешный советский сценарист, драматург, как пишет Лунгина, его знавшая, «советский буржуа и сноб», здесь ни к чему. Для меня Александр Галич – автор протестных стихов и песен, исполняемых под гитару. Еще студентами мы пели «Про печальную историю про Москву и про Париж, как наши физики проспорили ихним физикам пари ». Следствием этой печальной истории было:

«И лечусь «столичною» лично я,

Чтобы мне с ума не стронуться,

Истопник сказал – «столичная» -

Очень хороша от стронция».

Еще:

«Я иду и размышляю, не спеша,

-То ли стать мне президентом США,

Т о ли взять да и окончить ВПШ!..» (Для тех, кто не знает, ВПШ – Высшая партийная школа).

А еще трагические стихи-песни:

«Облака плывут в Абакан», «Когда я вернусь». Галич пишет о доступных формах протеста против «фанфарного безмолвия и прославления многодумного безмыслия»:

«Есть - стоит картина на подрамнике!

Есть - отстуканы четыре копии!

Есть магнитофон системы "Яуза"!

Этого достаточно!»

Галич первый задал вопрос о возможности протеста в советских условиях:

«И все так же, не проще,

Век наш пробует нас.

Можешь выйти на площадь,

Смеешь выйти на площадь,

В тот назначенный час?!»

Так я должна бы ответить молодому человеку, задавшему вопрос, кто такой Галич, если бы не растерялась.

Здесь похоронен В.Е. Максимов, основатель и главный редактор журнала «Континент». Вокруг этого журнала объединялись литераторы, публицисты, критики, правозащитники, мемуаристы. В нем сотрудничали нобелевские лауреаты А. Сахаров, А. Солженицын, Г. Бёлль, И. Бродский. В. Некрасов, Н. Коржавин, В Аксёнов и многие другие творческие люди, не нашедшие себя в советской системе, входили в состав редколлегии.

Здесь же похоронен Андрей Тарковский, кинорежиссер, сценарист. Он – автор известных фильмов: Андрей Рублев, Иваново детство, Солярис, Зеркало, Сталкер, Жертвоприношение. А.Тарковский оставил литературное наследие, глубине которого удивляешься. Вот некоторые цитаты из него:

«Бросив даже мимолетный взгляд назад, на ту жизнь, которая остается за тобою, вспоминая даже не самые яркие минуты прошлого, все-таки всякий раз поражаешься уникальности тех событий, в которых ты принимал участие, неповторимости тех характеров, с которыми ты сталкивался.

Пусть надежда - обман, но он дает возможность жить и любить прекрасное. Без надежды нет человека.

Жизнь - всего-навсего отведенный человеку срок, в течение которого он может и должен сформировать свой дух в соответствии с собственным пониманием Цели человеческого существования.

Жизнь никакого смысла, конечно, не имеет.

Цель искусства заключается в том, чтобы подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу, сделать ее способной обратиться к добру.

Время - это условие существования нашего «Я».

Жизнь оказывается богаче фантазии.

Книга, прочитанная тысячами людей, это тысячи разных книг.

Чтобы быть свободным, нужно просто им быть, не спрашивая ни у кого на это разрешения.

Мы создали цивилизацию, грозящую уничтожением человечества.

По-настоящему свободный человек не может быть свободным в эгоистическом смысле слова».

Одним из последних здесь похоронен знаменитый Рудольф Нуреев, выпускник Вагановского хореографического училища, солист Мариинского театра в Ленинграде, скандально покинувший СССР. На Западе он сделал блестящую карьеру танцора и балетмейстера.

Закончить рассказ об этом кладбище мне хочется стихами А. Городницкого, написанными в 1996 году:

"На кла́дбище Сент-Женевьев-де-Буа
Забвения не вырастает трава, -
Её, разодет как любовник,
Стрижёт регулярно садовник.

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Где статуи стынут в песцовых боа́

Покой обрели эмигранты, -

Российской свободы гаранты.

….

Звенит у обители Сент-Женевьев

Скворцов прилетевших двусложный напев,

Связав её пением птичьим

С Донски́м или Ново-Деви́чьим.

Опять в ожидании новой весны
Покойникам снятся московские сны,
Где вьюга кружится витая,
Литые кресты облетая.

Знакомые с детства родные места,

И купол сияет над храмом Христа,

Склоняя усопших к надежде,

Что всё возвратится, как прежде.

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа,
Исчезнув с планеты как птица моа,
Лежит лебединая стая,
В парижскую землю врастая.

Меж мраморных ангелов и Терпсихор

Поёт им каноны невидимый хор,

И нету, понятно из пенья,

Свободы помимо успенья."

На этом парижском кладбище похоронены 10000 русских людей. Все они любили Россию.

Маргарита Рупперт.

♦ Рубрика: .

Плаксина (ур. Снитко) Надежда Дамиановна , 28-7-1899 - 1-9-1949. Сестра милосердия, кавалер ордена Святого Георгия трех степеней

О самой Надежде Плаксиной мне удалось найти всего несколько слов. Но они стоят многого, за ними ощущается ее характер, вера и стойкость, которые она сумела передать детям. Вот маленькие отрывки из интервью актера Глеба Плаксина, сына Надежды Плаксиной, одного из "возвращенцев" послевоенной поры, когда многие русские люди по тем или иным причинам оказавшиеся на Западе решали вернуться в Советскую Россию:

— ...Откуда же у вас американские награды? Ведь во время войны вы были гражданином Франции!

— Да, это так. Мои родители русские. Папа — офицер гусарского полка, дворянин. Он родом из Нижнего Новгорода. А мама выросла в Петербурге. Она сестра милосердия, георгиевский кавалер трех степеней. Кстати, моя бабушка по линии мамы — родственница известного польского писателя Генрика Сенкевича. Помните, он получил в 1905 году Нобелевскую премию? Мои родители познакомились во время Первой мировой в госпитале города Севастополь. Так уж вышло, что и мама, и папа проходили там курс лечения после боевых ранений. Спустя короткое время поженились...

Во время революции 1917 года родители вынуждены были эмигрировать во Францию. Устроились в городе Лионе. Вы знаете что-нибудь о Лионе? Да-да, это центр французского производства шелка и бархата.

— Известно, что в эмиграции представители русской знати, как правило, работали водителями или чернорабочими. Ваших родителей постигла та же участь?

— Моим родителям просто-напросто повезло. Папа получил должность инженера в универмаге "Grand Вazar de Lyon". А мама поначалу не могла найти работу по своей медицинской специальности и шила одежду для богатых людей, как говорят, "от кутюр". Позже она устроилась в частную хирургическую клинику ассистентом хирурга. Помню, родители часто повторяли мне: "Мы русские, рано или поздно вернемся в Россию, и ты будешь служить русскому народу". Это было впитано, как здесь говорят, с материнским молоком. Я искренно хотел служить России. Мечтал гастролировать по русским городам. Ведь я музыкант, выступал с концертами с четырех лет.

- Вам довелось побывать во Франции уже после того, как обосновались в Советском Союзе?

В 1976 году. Я снова увидел любимый Париж... Знаете, мне тяжело вспоминать об этом. Ведь, с одной стороны, только там, во Франции, у меня прошло золотое время моего творчества. Только во Франции я мог свободно разъезжать по Европе, гастролировать. Вот я вам рассказываю, а у меня аж мурашки по коже... А с другой стороны, уж так я воспитан, Россия - дом родной. Помню, когда я был еще от горшка три вершка, мама часто приговаривала: "Нужно жениться на русской, пусть на крестьянке, но на своей, русской". Так и вышло, правда, моя жена не крестьянка, а инженер-химик. Мы прожили с ней 47 счастливых лет.

На одной из могил

Лосский Владимир Николаевич , 8-6-1903 - 7-2-1958, философ, богослов
Лосская Магдалина Исааковна , 23-8-1905 - 15-3-1968, его супруга

Известный философ Николай Лосский, отец Владимира Лосского, в царское время был исключен из Петербургской гимназии "за пропаганду атеизма и социализма", а при большевиках был лишен каферды в университитете за христианские взгляды. В 1922 г. семья Лосских была "навечно выслана" из России. Покидали они страну на печально известном "философском пароходе", вместе с Бердяевым, Ильиным, Красавиным, Булгаковым и еще почти двумя сотнями лучших умов России. Операция проходила под личным контролем Ленина, каждый высылаемый обязан был подписать документ, указывающий, что в случае возвращения в РСФСР он будет немедленно расстрелян.

Лосские жили сначала в Праге, затем Владимир перебирается в Париж, чтобы завершить свое образование в Сорбонне. Он вступает в Свято-Фотиевское братство, члены которого стремились объединить усилия для защиты православия от возможных еретических искажений. Вскоре на ниве Свято-Сергиевского подворья и Свято-Фотиевского братства в Париже выросла плеяда замечательных русских философов, богословов, историков Церкви - и отечественная богословская мысль начала плодотворно трудиться в эмиграции. В 1940-1944 гг. В.Лосский участвовал во французском Сопротивлении. Занимался научно-исследовательской работой и преподавал догматическое богословие и историю Церкви в Институте св. Дионисия в Париже. С 1945 по 1953 гг. декан института. Стараниями Владимира Лосского был открыт первый франкоязычный православный приход на улице Сент-Женевьев в Париже.

Среди православных богословов своего поколения Владимир Лосский был одним из тех, кто стремился показать Западу, что Православие - не историческая форма восточного христианства, а непреходящая истина. Его труды пронизаны устремлением вести диалог с христианским Западом, сохраняя при этом всю целостность Православия. Лосский был тесно связан с католическими богословами и исследователями,
которые просили его разъяснить суть православия именно католикам, - рассказывал его сын. Тогда философ прочитал им в Сорбонне курс лекций, на очень высоком уровне, при участии известных профессоров, ученых и философов. Эти лекции были объединены впоследствии в труде под названием "Очерк мистического богословия Восточной Церкви". Этот труд стал теперь классическим и переведен с французского на многие языки, в том числе русский. Владимир Лосский дает в нем систематическое изложение того, чем являлось собственно богословие и восточное Православие.

1-3-1876 - 27-3-1963

По кладбищенским табличкам видишь, как постепенно утрачивается русский язык у потомков эмигрантских семей. То "И" превратится в "Н", то букву "Я" перевернут и не исправят, то русская фамилия вдруг оказывается обратным переводом французского варианта… Это общая проблема переселенцев всех поколений и всех волн: самое трудное - это не научить детей чужому языку, а сохранить свой, родной. Как это ни печально, но к третьему поколению русский язык в эмигрантской семье обычно умирает.

8-12-1884 - 4-12-1949, подводник, писатель
Меркушова Мария Ивановна , 1887 - 28-2-1962, его жена.

Выпускник Морского кадетского корпуса В.Меркушов начинает службу на Балтике, где его назначают на подводную лодку «Сиг» "для обучения подводному плаванию". После обучения получает звание офицера подводного плавания, впервые тогда введенное на флоте и присвоенное 68 человекам. В декабре 1908 года во Владивостоке, командуя подводной лодкой «Кефаль», В.Меркушов участвовал в уникальном эксперименте - погружении под лед Амурского залива.

В декабре 1912 года В.Меркушов получил в командование подводную лодку «Окунь» и на ней начал Первую мировую войну, став одним из самых известных командиров-подводников Балтийского флота. 21 мая 1915 года, находясь в Балтийском море, «Окунь» встретил соединение немецких кораблей, шедших в охранении миноносцев. Преодолев охранение, «Окунь» атаковал один из кораблей, который, обнаружив лодку, пытался её таранить. «Окунь» успел дать торпедный залп и погрузиться, хотя был сильно помят корпусом немецкого корабля. За эту атаку, вынудившую неприятельские корабли к отходу, командир лодки был удостоен ордена Св.Георгия 4-й степени, а команда - Георгиевских крестов той же степени. В июне 1915 года близ Виндавы «Окунь» атаковал немецкий крейсер «Аугсбург», за что лейтенант Меркушов был награжден Георгиевским оружием и Кавалерским крестом французского ордена Почетного Легиона.

Дальнейшей службе на подводных лодках Меркушову помешала полученная при таране «Окуня» травма позвоночника. Первая мировая война заканчивается для него 25 февраля 1918 года в Ревельском укрепленном районе, в этот день сданном немцам. Сам он после сдачи крепости остается в Ревеле, а после заключения Брестского мира перебирается в Одессу. Осенью 1918 года В.Меркушов уже в Севастополе, в составе добровольческих частей участвует в освобождении Одессы от петлюровцев, а в 1919 году участвует в десанте у Сухого лимана и взятии Одессы Вооруженными Силами Юга России. В ноябре 1920 года на пароходе «Харакс» Меркушов эвакуировал из Керчи донских казаков. В марте 1921 года в Константинополе служба 36-летнего капитана в русском военном флоте закончилась.

В ноябре 1922 года Меркушов, командуя буксиром «Скиф», принял участие в перегоне русских тральщиков и буксиров, реквизированных французским правительством, из Константинополя в Марсель. Так он попадает во Францию. Первые годы эмиграции Василий Александрович провёл неподалеку от Лиона, где был рабочим кабельного завода. Потом обосновался в Париже, жил, преодолевая прогрессирующие болезни; к концу жизни с трудом передвигался и ослеп на один глаз.

В эмиграции Меркушов написал две книги - «Подводники. (Очерки из жизни русского подводного флота 1905 — 1914 гг.)» и «Дневник подводника». О масштабах работы говорит такой факт: машинопись трех томов «Дневника подводника» насчитывала 1983 страницы, не считая карт, планов, текстовых приложений. А была еще и третья рукопись - «Агония Ревеля» (о событиях февраля 1918 г.). Но ни одна из этих книг не была издана за рубежом. В.А.Меркушов также сотрудничал с русским военно-морским журналом «Часовой», издававшимся в Париже. В нём имеется 41 его прижизненная публикация и несколько материалов, опубликованных после смерти. Кроме того, с 1927 года статьи Меркушова появлялись в парижских газетах «Возрождение» и «Русский инвалид», а с 1947-го - в «Русской мысли».

Дубенцев Петр Андреевич , 22-9-1893 - 6-9-1944. Минер, балтиец.
Дубенцева (ур. Антоновская) Елизавета Александровна , 20-10-1901 - 30-9-1983
Андро де Ланжерон Александр Алесандрович , 30-8-1893 - 14-9-1947, капитан, маркиз

Андро де Ланжерон - известный во Франции род, из которого происходил один из основателей Одессы, генерал русской армии Александр Андро де Ланжерон (1763-1861). Информацию о том, кем приходился генералу его тезка капитан, мне найти не удалось. Но стихи на могиле - о России…

Эйсмонт-Елисеева (ур. Кожина) Елена Петровна , 13-4-1901 - 3-5-1953

Еще одна могила со стихами о России. На плите высечена следующая надпись:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
____

Она была из этого большого
холоднаго города
Институтка, сиротка и
На чужой земле безропотная труженица

7-2-1889 - 27-12-1982, кубанский казак
, 1891 - 1972, его супруга

Исидор Захарьин был подхорунжим Кубанского войска, полным георгиевским кавалером. Некоторое время он служил в казачьей дивизии в Персии, о чем рассказал в своей работе "На службе у персидского шаха"

Краткая история службы российского казачества в шахских войсках такова. В 1879 году персидский шах Насер ад-Дин обратился к русскому правительству с просьбой оказать помощь в создании боеспособного воинского формирования, способного реально выполнять поставленные перед ним задачи. Подполковник российского генерального штаба Домантович вместе с казачьими офицерами создал персидский регулярный конный полк по образцу русских казачьих полков. Вскоре полк вырос до размеров бригады. Командовал Персидской казачьей Его Величества шаха бригадой российский офицер, подчинявшийся непосредственно шаху...

В годы Первой мировой войны бригада была развернута в дивизию, насчитывала более десяти тысяч человек, ее части находились во всех крупных городах страны. Под руководством русских офицеров, обучивших и вооруживших персидских казаков, бригада стала не только опорой трона, но и самым боеспособным регулярным соединением персидской армии с современной артиллерией и пулеметными взводами. Командовал ею полковник Ляхов, который фактически оказался и командующим Вооруженными силами страны, в то время как Верховным главнокомандующим был сам шах.

В бригаде все напоминало о России: командовал бригадой полковник русского Генерального штаба; личный состав обучали русские офицеры-инструкторы и урядники, а лечил русский военный врач; повседневной формой служили русские папаха, сапоги и рубаха; воинский устав был российский; русский язык подлежал обязательному изучению. Шах лично курировал бригаду, которая охраняла наиболее важные государственные учреждения. Каждый год в лагере Каср-Коджара в шести километрах к северу от Тегерана персидские казаки в присутствии шаха проходили смотр, который обычно заканчивался показательной джигитовкой. По дисциплине и боевой выучке казачья бригада наголову превосходила все воинские части в стране.

С 1916 года Казачьей бригадой командовал честолюбивый полковник Реза-хан. Именно он в феврале 1921 года организовал военный переворот, отстранил от власти тюркскую династию Каджаров, оказал сопротивление попыткам Англии учредить над Ираном протекторат и стал иранским шахом Реза-Пехлеви…

Материалов об эмигрантской жизни Исидора Захарьина мне пока обнаружить не удалось. Умер он в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа.

17-3-1921 - 3-01-1949

Эти фотографии на надгробии сразу приковали мое внимание и своим необычным единством, и трагической разделенностью. Долго я не мог найти никаких упоминаний об этих людях и их могиле. А потом, совершенно случайно, мелькнуло на страницах интернета имя Георгий Орсель. И я увидел вот такую запись в мемуарах отца Бориса Старка, священника при церквах Русского дома в Сент-Женевьев де Буа:

"Молодой француз имел русскую девушку — невесту. Она училась балетному искусству у знаменитой балерины О.О.Преображенской... Какая-то размолвка, какое-то упрямство... Юноша принял все это слишком близко к сердцу и... покончил с собой. Убитая горем невеста, укоряющая себя за легкомыслие, едва не последовала за ним. Пришлось приложить много сил и стараний, чтобы жизнь пошла дальше. Мы вместе молились на свежей могиле. Теперь она давно уже замужем, имеет троих сыновей, иногда приезжает к родным в Советский Союз, и мы с ней встречаемся. Но память о Жорже так и осталась незарубцевавшейся раной".

Плачущий православный крест на французской могиле…

4-4-1932 - 29-12-1986, кинорежиссер
Тарковская (ур. Егоркина) Лариса Павловна , 1933 - 19-2-1998, его супруга

Памятник на могиле А.Тарковского создан известным скульптором Эрнстом Неизвестным. Он символизирует Голгофу, а выбитые в мраморе семь ступенек - это семь фильмов Тарковского. Православный крест изготовлен по эскизам самого режиссера.

"Пугает ли меня смерть? — размышлял Андрей Тарковский в документальном фильме Донателлы Баливо, посвященном его творчеству. — По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю... Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе... Трудно сказать".

- В этом году годовщина смерти Тарковского. Не было идеи перевезти его останки на родину?

Я отрицательно к этому отношусь: раз уж судьба привела Андрея на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, значит так и нужно. Его ведь уже однажды перезахоранивали: первый раз его тело подзахоронили в могилу есаула Григорьева, а позднее мэр Сен-Женевьев выделил под могилу Тарковскому особое место. Сначала на могиле был простой деревянный крест, что мне лично было по душе. А потом, ничего не сказав мне о своих планах, вдова Андрея создала проект памятника. Надпись на нем неправильная с точки зрения русского языка: «Андрей Тарковский. Человеку, который увидел ангела». Мне кажется, такая надпись просто недопустима на памятнике (и священник мне говорил об этом). Нельзя такие вещи писать. Даже если он его и увидел…

Неизвестный

К счастью, таких могил на кладбище немного (гораздо меньше, чем можно увидеть на старых кладбищах России), но они всё же есть…

В зимнюю субботу людей на кладбище почти не видно. Несколько наших туристов, пара французов, пара японцев (и где их только нет?)... Тем не менее, у многих могил зажжены свечи, и кладбищенская служительница активно снует туда-сюда, убирая мусор или ставя на могилы цветы. По-видимому, кто-то оплачивает уход за могилами, и тогда за этими захоронениями "смотрят", создается впечатление, что кто-то недавно приходил.

Вот здесь горит свеча. И так на многих могилах

«Дроздовцы», воины Добровольческой армии, носили на малиновых погонах вензель и на мотив марша Сибирских стрелков (хорошо известный нам по песне «По долинам и по взгорьям») пели свой, Дроздовский марш:

Из Румынии походом
Шел Дроздовский славный полк,
Для спасения народа
Нес геройский, трудный долг.

Полковник Генерального штаба Михаил Гордеевич Дроздовский (1881-1919) в декабре 1917 года в Румынии начал формировать из русских, воевавших на Румынском фронте, добровольческий отряд. В марте 1918 года отряд, называвшийся 1-й отдельной бригадой русских добровольцев, выступил из Ясс на Дон. «Впереди лишь неизвестность дальнего похода. Но лучше славная гибель, чем позорный отказ от борьбы за освобождение России!» — напутствовал своих бойцов Дроздовский. Дроздовцы совершили 1200-верстный поход, с боями заняли Новочеркасск и Ростов и в июне 1918 года присоединились к только что вышедшей из Ледяного похода Добровольческой армии генерала А.И.Деникина. Полковник М.Г.Дроздовский принял командование 3-й дивизией, основу которой составил его отряд.

В ноябре 1918 года в бою под Ставрополем Дроздовский был ранен и 14 января 1919 года умер от заражения крови в ростовском госпитале. Тело его было перевезено в Екатеринодар и похоронено в Войсковом соборе. В память М.Г.Дроздовского, перед смертью произведенного в генерал-майоры, его шефство было дано стрелковому и конному полкам. В марте 1920 года в Екатеринодар, уже занятый красными войсками, ворвался отряд дроздовцев и вывез гроб генерал-майора, — чтобы не повторилось неслыханное надругательство, какое в апреле 1918 го да в том же Екатеринодаре было учинено над прахом генерала Л.Г.Корнилова. Гроб с телом генерала М.Г.Дроздовского морем был вывезен из Новороссийска в Севастополь и там в сокровенном месте похоронен. Где — теперь этого уже никто не знает...

Дроздовские части были одними из самых боеспособных. За три года гражданской войны дроздовцы провели 650 боев. Их стихией были особые атаки — без выстрелов, во весь рост, впереди — командиры. Более пятнадцати тысяч дроздовцев осталось лежать на полях сражений братоубийственной войны, ставшей трагедией России. Последние дроздовские части закончили свое существование в Болгарии, куда попали после эвакуации галлиполийского лагеря. А на участке Сент-Женевьев-де-Буа, именуемом «дроздовским», похоронены рядом друг с другом уцелевшие в гражданскую «дрозды», как они себя называли, и на чужбине сохранившие верность своему полковому братству.

Поручик Голицын, здесь ваши березы,
Корнет Оболенский, вот ваш эполет…

Успенская церковь

В самом начале 20-х годов, когда в Париже оказалась первая волна русской эмиграции, возникла проблема: что делать с пожилыми людьми, старшим поколением, покинувшим большевистскую Россию. Русский эмигрантский комитет решил создать убежище для престарелых соотечественников. И вот 7 апреля 1927 года в местечке Сент-Женевьев-де-Буа открылся дом-приют с примыкавшим к нему красивым парком - "Русский дом". Рядом находилось коммунальное кладбище, где со временем стали хоронить не только обитателей Русского дома, но и других россиян, сначала преимущественно живших в Париже, а потом и из других городов. Незадолго до Второй мировой войны, стараниями княгини Мещерской близ кладбища был куплен небольшой участок, где по проекту Альберта Бенуа была построена церковь в новгородском стиле XV-XVI веков. Храм был расписан самим А.Бенуа и его женой Маргаритой. Освятили церковь 14 октября 1939 года. С тех пор в ней отпевали многих наших соотечественников, чьи имена вошли в историю

Успенская церковь после постройки (фото из архива о. Б.Старка)

Под нефом, в крипте, захоронен прах митрополитов Евлогия и Владимира, архиепископа Георгия и других священнослужителей. Там же покоится сам зодчий А.Бенуа и его жена Маргарита Александровна. На арочных воротах при входе на кладбище изображены архангелы Гавриил и Михаил с иконой. Сразу за воротами по обе стороны ухоженной аллеи - березы и скамейки, а по бокам ступенек, ведущих в храм и вокруг храма, - елочки, кусты. В зелени деревьев и кустов справа от храма стоит звонница с маленьким куполом над двумя арками. Говорят, это единственный в Западной Европе ансамбль, созданный в псковско-новгородском стиле.

Внутри храма - строгий двухъярусный иконостас, расписанный художниками и прихожанами Львовой и Федоровым. На левой от входа стене изображены темы из жития Пресвятой Богородицы, на противоположной - сцены из жизни Христа. Как и росписи над апсидами, это - творение рук Альберта Бенуа. Западная (входная) стена расписана иконописцем Морозовым. В храме много икон - и на стенах, и на аналоях, и в киотах. Почти все они подарены русскими эмигрантами.

"Будет ли наш прах покоиться в родной земле или на чужбине — я не знаю, но пусть помнят наши дети, что где бы ни были наши могилы, это будут русские могилы и они будут призывать их к любви и верности России".
Князь С.Е.Трубецкой

Помимо источников, указанных в тексте, использована следующая литература:

1. Grezine I. Inventaire nominatif des sépultures russes du cimetière du Sainte-Geneviève-des-Bois. - Paris, 1995.

2. Носик Б. М. На погосте XX века. - СПб.: Золотой век; Диамант, 2000.

3. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917-1997 в шести томах. Составитель В.Н.Чуваков. - М.: Российская государственная библиотека, 1999-2007.

Париж - С.-Петербург, 2009-2010

Как добраться до Сен-Женевьев-де-Буа :

На метро до вокзала «Аустерлитц» (Gare d’Austerlitz)
Дальше на поезде RER до Сент-Женевьев-де-Буа (около 20 минут).
С привокзальной площади до кладбища ходит автобус № 4, остановка «PISCINE».

Кладбище Сен-Женевьев-де-Буа появилось благодаря Русскому старческому дому, основанному в 1927 году. Начиная с этого момента, русских парижан стали хранить на нем. К 1952 году существовало около 2 тысяч могил, среди них – представили белогвардейского движения, духовенства, писатели, художники и артисты.

На территории кладбища находится русская православная церковь Успения Божьей Матери, возведенная в 1938 году по проекту Бенуа.

Иван Алексеевич Бунин
Русский писатель и поэт Иван Алексеевич Бунин похоронен вместе со своей женой Верой Николаевной Муромцевой-Буниной. Родился Бунини в Воронеже в 1870 году, стал писать с гимназических лет, но первые литературные опусы не имели успеха у критиков. Признание пришло с выходом поэтического сборника «Листопад», затем были «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание» и другие произведения. Во время Октябрьской революции Иван Бунин жил в Москве, он отказался принимать советскую власть. В 1918 год он вместе женой перебрался в Одессу, а в 1920 году они отправились во Францию. В 1933 году Ивану Бунину присудили Нобелевскую премию. Он умер в 1953 году в Париже, памятник, установленный на могиле выполнен по рисунку художника Александра Бенуа.


Рудольф Нуреев
Великий танцор Рудольф Нуреев похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. В 1961годву во время гастролей труппы Кировского (Мариинского) театра в Париже за Нуреевым была организована слежка КГБ, он решил не возвращаться в СССР, совершив легендарный «прыжок к свободе» в руки французских полицейских.
32 года Рудольф Нуреев прожив в Европе, он выступал, гастролировал и любил. Ему приписывали романы с Ивом Сен-Лораном, актером Энтони Перкинсом, танцорами и дирижерами. В 1984 году Нуреев стал подозревать о своем страшном диагнозе, анализ крови подтвердил ВИЧ. Он танцевал, пока хватало сил. Умер Нуреев в Париже 6 января 1993 года.



Андрей Тарковский
Андрея Тарковского можно назвать культовым режиссером и сценаристом, из-под его «пера» вышли «Андрей Рублев», «Сталкер», «Солярис», «Зеркало» и другие фильмы. В 1980 году Тарковский приехал в Италию для съемок киноленты «Ностальгия» и больше не вернулся в СССР. На родине его фильмы запретили, имя не упоминали в печати. В 1985 году у Тарковского обнаружили рак легких, в 1986 году он умер в Париже.



Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая)
Русская писательница и поэтесса Тэффи является автором рассказов «Демоническая женщина» и «Ке фер». Она писала сатирические стихи и фельетоны, получив прозвище «первой русской юмористки» и «королевой русского юмора», после революции Тэффи эмигрировала. Она умерла в 1952 году.


Александр Галич
Бард, поэт, драматург и сценарист Александр Галич был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в 1977 году. Настоящая фамилия была Гинзбург, а Галич являлось аббревиатурой, составленной из разных букв фамилии, имени и отечества. В 1974 году Галич вынуждено эмигрировал из СССР, в том же году были запрещены все его произведения. В последние годы он жил в Париже, где скончался в результате несчастного случая, по другой версии, это было спланированным убийством.


Другие известные люди, похороненные на кладбище:

Архитектор и художник Альберт Бенуа
Поэтесса Зинаида Гиппиус
Владелец знаменитых магазинов Григорий Григорьевич Елисеев
Русский живописец Константин Алексеевич Коровин
Балерина Матильда Кшесинская
Поэт Юрий Мандельштам
Участница движения сопротивления Вера Оболенская
Княжна Ирина Александровна Романова
Художница Зинаида Серебрякова
Представители рода Юсуповых и Шереметьевых




Сен-Женевьев-де-Буа. Франция.

Сент-Женевьев-де-Буа (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Кладбище Cент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Geneviève-des-Bois) лежит в 30 километрах к югу от Парижа в маленьком городке, в честь которого кладбище и получило своё название. Именно на кладбище Cент-Женевьев-де-Буа с начала 20 века хоронили практически всех русских граждан, проживавших в Париже и его окрестностях.

В первой половине века на территории Cент-Женевьев-де-Буа была построена православная Успенская церковь по проекту архитектора Альберта Бенуа.

Сегодня кладбище занято преимущественно могилами русских эмигрантов, и во всём мире Cент-Женевьев-де-Буа считается именно русским кладбищем. Здесь можно найти могилы более 10 тысяч наших бывших соотечественников, в том числе таких известных людей, как: княгиня Оболенская Вера Апполоновна, балерина Семенникова Тамара Стефановна, есаул Яганов Илларион Давидович, офицеры царской армии и потомки знатных фамилий князь Феликс Юсупов, великий философ и богослов Сергий Булгаков, трогательный Иван Бунин, писатель Борис Зайцев, удивительная и талантливая Тэффи, художники Зинаида Серебрякова и Альберт Бенуа, режиссер Андрей Тарковский и многие другие.

Российские туристы нередко приезжают на кладбище Cент-Женевьев-де-Буа, чтобы отдать дань уважения всем усопшим и своим предкам. Находится кладбище в городке Cент-Женевьев-де-Буа на улице Лео-Лагранж, открыто март-сентябрь пн-вс 7.00–19.00, октябрь-февраль пн-вс 8.00–17.00.

Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа