Непознанное

С м майкапар все произведения. А сейчас предлагаю Вам, мои дорогие читатели, детский цикл "Бирюльки" С.Майкапара в виде сказки

Цель: Приобщение детей к творческому наследию композитора С.М. Майкапара.

Задачи:

  1. Учить детей различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, форму музыкальных произведений.
  2. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.

Оформление зала : Портрет С.М. Майкапара, музыкальная шкатулка, детские маленькие игрушки, книга сказок, фотографии Петербургской консерватории.

Ход мероприятия

Негромко звучит «Вальс» С. Майкапара. Дети входят в зал, садятся.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дорогие слушатели! Сегодня мы собрались с вами в музыкальной гостиной, чтобы услышать музыку, посвящённую вам – детям. Написал её композитор Самуил Моисеевич Майкапар.

(Показ портрета. Рисунок 1.)

Рисунок 1

Самуил Майкапар родился более ста сорока лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на рояле. Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах.

Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую консерваторию. (Рисунок 2. Рисунок 3.) Стал писать, сочинять музыку, в том числе и для детей. Очень известен его детский фортепианный цикл «Бирюльки». Вслушайтесь в само звучание этого слова – оно ласковое, нежное, музыкальное. Давным-давно «Бирюльки» - была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички: чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные.

Рисунок 2

Рисунок 3

Игра «Бирюльки» в современном варианте

Музыкальный руководитель: Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Послушайте одну из них «Пастушок»

(Исполнение.)

Пастушок – маленький мальчик, который ярким, солнечным днём вышел на летний, цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё маленькую свирель. Светлый, радостный наигрыш свирели звенит над лугами. В середине миниатюры мелодия звучит взволнованно, тревожно, а затем вновь солнечно и радостно. Давайте мы эту пьесу оркеструем: когда музыка будет звучать светло, радостно – сопровождать её будут звонкие треугольники. А если вы услышите тревожные, взволнованные нотки – сопровождать их будет тремоло тамбуринов, маракасов и бубнов.

Оркестровка пьесы «Пастушок»

Также Самуил Майкапар писал музыку, посвящённую природе, временам года. Что такое «пейзаж», вы все отлично знаете.(Ответы детей) Сейчас для вас прозвучит пьеса «Весною». В ней можно услышать голоса пробуждающейся после зимней спячки природы. Это и звон ручейков, оживлённые птичьи трели. Музыка светлая, нежная, прозрачная, совсем как свежий весенний воздух.

Слушание пьесы «Весною»

А может кто-нибудь из вас знает стихотворение о весне и нам его прочтёт?

Чтение стихотворения о весне.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы любите загадки? (Ответы детей.) Попробуйте отгадать эту загадку:

Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём!
(Роса, росинки )

У Самуила Майкапара есть пьеса с таким названием «Росинки». Давайте мы попробуем передать в движении лёгкость, прозрачность этих маленьких капелек-бусинок.

Музыкально-ритмическое упражнение «Лёгкий бег» на музыку С.Майкапара «Росинки»

Теперь нам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок. Но для того, чтобы туда попасть, необходимо произнести какое-нибудь заклинание или открыть маленькую волшебную музыкальную шкатулочку. Она то и приведет нас в мир сказок.

Звучит пьеса «Музыкальная шкатулочка»

Что вы можете сказать об этой музыке? (Ответы детей.) Она как будто игрушечная. Звуки её очень высокие, лёгкие, звенящие. Напоминают игру крошечных колокольчиков, приглашающих нас в сказку. А в сказках много разных чудес и волшебства. Вот, например, «Семимильные сапоги». Как же композитор изображает их? Это большие скачки отдельных акцентированных звуков, размеренных и тяжёлых, будто гигантские шаги великана, преодолевающего огромные расстояния.

Слушание пьесы «Семимильные сапоги»

Следующую пьесу композитор назвал «Сказочка». У вас есть свои любимые сказки? (Ответы детей.) Да, сказки бывают разными. Послушайте «Сказочку». Какими словами можно описать прозвучавшую музыку? (Ответы детей.) Напевная мелодия звучит мягко, немного грустно.
Создаётся настроение лёгкой задумчивости. А может кто-то представил свой сюжет, слушая эту пьесу? (Ответы детей.)

НГМБОУДОД ДМШ им. г. Нефтеюганск.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«С. Майкапар и его фортепианный цикл «Бирюльки»

Составил:

преподаватель

фортепианного отделения

С. Майкапар и его фортепианные циклы.

Цикл «Бирюльки»

С. Майкапар родился в Херсоне в 1867 году, его детские годы прошли в Таганроге, затем Майкапар поступает в Петербургский университет на юридический факультет , который окончил в 1891 году и одновременно в Петербургскую консерваторию, где учился по двум специальностям: композиции и фортепиано. По окончании консерватории и по совету Антона Рубинштейна Майкапар едет в Вену совершенствоваться у знаменитого пианиста профессора Теодора Лешетицкого. С 1903 года по 1910 год Майкапар живёт в Германии. Он много концертирует, сочиняет, занимается научной деятельностью . В 1910 году Майкапар получил приглашение от А. Глазунова преподавать в Петербургской консерватории. В 1930 году Майкапар уходит из консерватории и целиком посвящает себя творческой работе – композиции, исполнительству, научным трудам. Умер Майкапар 8 мая 1938 года.

Полное собрание Майкапара может уложиться в одном томе. Хотя их количество весьма велико (свыше 200 наименований), но большинство из них – фортепианные миниатюры, умещающиеся на одой или двух страничках. Пьесы Майкапара печатались в Германии, Австрии, Англии, Франции, Америке. Каталог сочинений Майкапара содержит фортепианные пьесы, романсы и сочинения для камерного ансамбля.

Майкапар начал сочинять в возрасте 14-15 лет и продолжал всю свою жизнь. И именно в области детской музыки имя С. Майкапара стало широко известным в стране. Он нашёл музыкальные образы и интонации близкие ребёнку; с помощью своих пьес для начинающих он учит детей любить музыку, открывая им широкие возможности собственного творчества и дорогу к познанию прекрасного искусства звуков.

Напрасно стали бы мы искать в детских пьесах Майкапара яркие стилистические особенности. Ценность их не в каких-либо неповторимых индивидуальных чертах мелодии, гармонии и т. д., а в сочетании всех элементов, каждый из которых быть может и не столь значителен. Ясная целеустремлённость, непосредственность высказывания, соединенные с большим исполнительским и педагогическим опытом, помогли Майкапару стать одним из зачинателей русской детской фортепианной литературы. Им разработана целостная система развития фортепианной техники. Его циклы фортепианных произведений, адресованные юным пианистам построены по совершенно определённому плану, охватывающему тот или иной раздел фортепианной техники или вид пианистической трудности. При этом строго соблюдён принцип «от простого к сложному». По такому плану создан цикл 12 кистевых прелюдий ор-14, две октавных интермеццоор-13, стаккато-прелюдии ор-31. Строго последовательно усложняются задачи в сборнике ансамблевых пьес «первые шаги ор-29 в фортепиано в 4 руки. Чёткий педагогический план виден в знаменитом цикле «бирюльки» (он связан с ознакомлением ученика со всеми 24 тональностями).

Если же взять творчество Майкапара в области мелких форм в целом, то наиболее близким ему и по форме, а отчасти и по духу оказывается Григ. Сочиняя детские пьесы, Майкапар исходил из убеждения, что общие требования маленьких художников те же, «что и у взрослых исполнителей; это требование образности красочности, затем простоты и безыскусственности композиций. Я отдал этому участку лучшие силы своего творчества».

Качества, которые характерны для Майкапара как «детского» композитора: жизненность и образность содержания (отсутствие искусственности, нарочитости, надуманности), искренность и эмоциональность, простота и лаконизм, законченность формы, органическая связь с инструментом.

Вот как распределял Майкапар пьесы по их содержанию:

Картины природы: «утром» соч.15 №1, «вечером», «ночь», «осень», «эхо в горах», «весной», «облака плывут» соч.23 №24, «у моря ночью», «в тумане», «росинки», «тихое утро», «бурный поток», «звёздная ночь» соч.33 №19.

Пьесы звукоподражательные: «свирель», «в кузнице», «музыкальный клоун» соч.16 №6, «на войне», «музыкальная шкатулка», «дружная работа», «конница идёт», «эолова арфа» соч.33.

Пьесы образно-изобразительные: «колыбельная» соч.8, «итальянская серенада» соч.8, «русалка», «танец клоунов» соч.21, «ловля бабочек», «в садике», «сиротка», «пастушок», «мимолетнее виденье», «мотылёк», «колыбельная», «песнь моряков», «семимильные сапоги», «на катке», «всадник в лесу», «бабочка» соч. 33 №8.

Пьесы настроения и чувства: «грустное настроение», «жалоба» соч.15, «грёза» соч.16, «в разлуке», «воспоминание», «песнь трубадура», «тревожная минута», «похоронный марш», «раздумье», «дальняя дорога», «призывная песнь», «элегия» соч.33, «весёлая игра» соч.33, «драматический отрывок».

Танцы: «гавот» соч.6, «тарантелла», «вальс», «менуэт» соч.16, «полька», «мазурка» соч.33.

Повествовательная музыка: «сказочка» соч.3, «романс», «диалог» соч.15, «падчерица и мачеха» соч.21, «колыбельные сказочки» соч.24 с №1-6, «легенда», «страшный рассказ», «рассказ моряка» соч.33.

Музыкальные заголовки : «детская пьеса», «прелюдия и фугетта», «оперетта», «мелодия» соч.8, «листок из альбома», «ноктюрн» соч.8, «скерцино» соч.8, «маленькое рондо», «прелюдия» соч.16, «вариации на русскую тему», «фугетта» соч.8, «соната» соч.27 и т. д.

Подавляющее большинство фортепианных пьес Майкапара – это программные произведения, это объясняется стремлением пробудить фантазию детей с помощью их характерных названий, т. е. путём ассоциативного сопоставления звуковых образов с явлениями и эмоциями, хорошо детям знакомыми. Майкапар конкретизировал содержание пьес, им была осознана особая необходимость создания детских пьес для начинающих, что и было выполнено с исключительным успехом в цикле «бирюльки».

«Бирюльки».

Цикл фортепианных пьес для детей С. Майкапара «Бирюльки» принадлежит к числу классических произведений педагогического репертуара и стоит в одном ряду с такими сборниками, как «нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» , «детский альбом» , «альбом для юношества» Ф. Шумана. Созданный в 1925-1926 годах цикл «Бирюльки» пользуется неизменной любовью как у юных музыкантов, так и их педагогов. Пьесы сборника отличает всё, что свойственно истинным шедеврам – независимо от того, монументальное это произведение или миниатюра – вдохновение, идеальная стройность формы, совершенная отделка деталей. Сейчас мало кто знает что такое бирюльки. Когда-то это была очень популярная у детворы игра: горсть нарезанных соломинок, кладётся ворошком на стол; играющие вытаскивают, чередуясь по одной не встряхивая вороха. «Бирюльки» - это сюита, включающая фортепианные пьесы самого различного содержания. Она состоит из шести тетрадей по четыре пьесы в каждой (в последней тетради 6 пьес). Сборник этот интересно сопоставить с циклами, как и «Х. Т.К» Баха, «Бирюльки» пьесы во всех 24 тональностях. Однако конструктивный принцип построения «бирюльки» несколько иной: I серия (тетрадь 1 и 2) с С до 3-х диезов; во II серии (тетрадь 3 и 4) с до мажор до 3-х бемолей; тетради 5 и 6 охватывают пьесы в тональностях с 4,5,6-ю знаками. Таким образом при том, что всего тональностей 24, а пьес 26 т. к. тональности С и а-moll как исходные точки движения в диезную и бемольную стороны повторены дважды. Понимая насколько важна для маленьких музыкантов образность, Майкапар очень серьезно относился к поиску возможно более ярких названий для пьес; не всегда это были первые приходившие на ум названия пьес. Так, в первоначальном варианте «тревожная минута» называлась «беспокойство», «мотылёк»-«эльф», «легенда»-«грёзы», «весною»-«малютка». Вместо «гавота» поначалу была задумана пьеса «лунный свет», хотя музыка этой пьесы не даёт оснований для такой иллюзии. Одни пьесы появлялись, как свидетельствуют черновики, сразу в законченном виде, другие же подвергались доработке и переработке. Так не сразу появился «маленький командир». Сначала родилось «непрерывная работа». Она и явилась мелодическим зерном для «маленького командира». «Миниатюра f-moll теперь это «семимильные сапоги» - по первоначальному замыслу имела совершенно другую музыкальную идею.

Темы пьес Майкапара всегда очень выразительны. Их характеризует мелодия яркая, запоминающаяся, как правило небольшой протяжённости. Энергична «песнь моряков», техничен наигрыш в «пастушке». Каждая пьеса своеобразна. Название её не случайно наклеенный ярлык, а определение содержания, дающее возможность развернуться творческой фантазии юного исполнителя. Достоинство пьес в самом тематическом материале и меньше – в его развитии. Он прибегает к контрастным сопоставлениям, а если они не нужны, то повторяющиеся фразы разнообразит изменением гармонического фона, фигуры аккомпанемента , переменой регистра. Гармонии в пьесах предельно просты.

Очень часто Майкапар прибегает к полифонии, если в начале своего творческого пути он пользовался приёмами полифонического письма скорее интуитивно, то в последствии пришёл к убеждению, что полифония является необходимым условием создания подлинно фортепианного произведения.

Майкапар не забывал о малом размере детской руки. Нигде в его детских пьесах мы не найдём октав, взятых одной рукой, или аккордов в широком расположении. Встречающиеся у него октавные удвоения всегда исполняются двумя руками. Широкое использование регистров рояля, связанное с размашистостью, полной свободой перемещения руки и даже корпуса, в пределах всего диапазона инструмента. Майкапар очень часто и умело прибегает к этому приёму. Уже непосредственное применение того или иного регистра даёт соответствующий художественный эффект (высокий регистр – «мотылёк», «росинки»; средний певучий «романс», «раздумье»; низкий «похоронный марш» и т. д.). Перемещение же в пределах одной пьесы какого либо отрывка, фразы или даже отдельного аккорда из одного регистра в другой даёт иную окраску звучания. Соединяя перенос с паузами, выдерживанием длительности звучания, едва заметными изменениями штрихов, динамических оттенков и т. д. Майкапар добивается усиления смыслового значения отдельных «кусков», подчёркивает перемены настроения и т. д. Использование регистровки в его пьесах – один из наиболее действенных приёмов фортепианной выразительности. Пьесы его всегда сопровождаются чётким указанием темпа исполнения, часто подкреплённого обозначением метронома. Темповым указаниям композитор придавал большое значение, правильно учитывая, что они дают представление не только в скорости движения, но и его характера. Штрихи, динамические оттенки и другие обозначения появлялись в неразрывной связи с нотным текстом. Фиксируя на бумаге нотные знаки, композитор воплощал одновременно и исполнительский замысел, предусматривая точность его реализации. На долю исполнителя пьес Майкапара остаётся только следовать его указаниям. В этом случае они в максимальной степени помогут художественности исполнения. У Майкапара всегда обозначено легато и стаккато (лёгкое и тяжёлое), портаменто, знаки протяжённости над нотой, акценты и т. д. Расставленные лиги точно указывают начало и конец фразы, а динамические обозначения – знаки ускорения и замедления движения (с помощью итальянской терминологии) всегда проставлена именно в том месте, где должны начинаться и где заканчиваться. Нельзя не отметить и особенности обозначения аппликатуры, проставленной Майкапаром в своих пьесах, придавая ей и правильному к ней отношению огромное значение. Исключительной точности придерживался Майкапар в обозначении педализации, считая её действенным средством художественности исполнения. Применение педали в его пьесах очень разнообразно и оно всегда оправдано художественными целями. К сожалению. Вопросам и обозначениям педализации в пьесах Майкапара не уделяется даже педагогами достаточно внимания и не придаётся того значения, которое придавал им композитор.

Особое внимание хочется обратить на то, что сборник «бирюльки» является циклом разнохарактерных пьес, т. е. имеет художественное значение как целое. И хотя, конечно, трудно ожидать его исполнения юными музыкантами целиком, как далеко не часто целиком исполняются циклы инвенций и симфоний Баха, ХТК, по изначальному замыслу «бирюльки» задумана как единое произведение. Каждый легко убедится в этом, если осознает особенности конструкции цикла (тональный план) и проиграет пьесы одну за другой: появление каждой следующей звучит как сюрприз, а не диссонанс с предыдущей. Совершенно очевидно, что создать стройную сюиту из 26 пьес мог лишь большой мастер.

Писать музыку для детей – очень нужное, почётное, но не лёгкое дело. Белинский писал «нужна душа благодатная, любящая, кроткая, мелодическая, простодушная; ум возвышенный, образованный, живое воображение, живая поэтическая фантазия, способная представить всё в одушевлённых радужных образах».

Литература.

1. Самуил Майкапар и его фортепианные циклы. «Классика» 2009 г.

2. Портреты пианистов. Д. Рабинович. М., 1963 г.

3. Начальный период обучения игры на фортепиано. , 1989 г.

Великие евреи Мудрова Ирина Анатольевна

Майкапар Самуил Моисеевич 1867–1938 пианист и композитор

Майкапар Самуил Моисеевич

пианист и композитор

Самуил Майкапар родился 18 декабря 1867 года в Херсоне. Вскоре семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог. Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с шести лет.

В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва. Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1891 году.

В 1894–1898 годах совершенствовался как пианист у Лешетицкого в Вене.

С 1898 по 1901 год выступал в концертах с Леопольдом Ауэром и Иваном Гржимали. Мастерство и дарование Майкапара – пианиста и композитора – были отмечены А. Рубинштейном, Э. Григом, И. Энгелем.

В 1901 году Майкапар основал музыкальную школу в Твери, руководил ею до 1903 года. Значителен вклад Майкапара в создание музыки для детей и юношества; им написано свыше 200 пьес, большинство которых поныне входит в учебный репертуар начинающих пианистов («Бирюльки», «Театр марионеток»). Большей частью эти пьесы программного содержания, они написаны на доступном юным исполнителям и вместе с тем высокохудожественном музыкальном языке.

С 1903 по 1910 год, живя преимущественно в Москве, занимался концертной деятельностью, систематически концертировал в Германии. Окончательно вернулся в Россию по инициативе А. Глазунова, директора Петербургской консерватории. Ему предложили место преподавателя в Петербургской консерватории. Он вел там класс фортепиано с 1910 года. В 1917 году становится прфессором консерватории. Майкапар воспитал около 40 профессиональных пианистов. После революции числился в «консерваторах», главным образом за нежелание одобрить навязанные консерватории реформы, в первую очередь – «отсев» абитуриентов непролетарского происхождения. В 1928 году в 61 год был вынужден уволиться.

По его инициативе в 1927 году впервые был исполнен цикл из 32 сонат Бетховена.

Его книги «Музыкальный слух. Его значение, природа, особенности и метод правильного развития» (1900 год; 2-е издание – 1915 год), «Значение творчества Бетховена для нашей современности» (1927 год), «Годы учения» (1938 год, первоначальное название «Почему и как я стал музыкантом») – редкие в мировой литературе произведения для юных читателей о начале пути концертирующего музыканта.

Из книги То ли быль, то ли небыль автора Рапопорт Наталья

СОБАКА АЛИК И КОТ ЛАЗАРЬ МОИСЕЕВИЧ Истинными хозяевами в Даниэлевском доме считали себя – да, пожалуй, и были – толстый черный спаниель Алик и кот Лазарь Моисеевич, прозванный так, надо полагать, за разбойничью морду. Юлик их обожал и никогда ни в чем им не

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ВОЛЬВАЧ Иван Моисеевич Подполковник РККАПодполковник ВС КОНРРодился 23 сентября 1901 г. в селе Черемушки Волковского уезда Харьковской губернии. Украинец. Из крестьян. Беспартийный. В РККА с 20 декабря 1921 г.24 декабря 1921 г. зачислен курсантом в 6-ю Чугуевскую пехотную школу

Из книги Миллионеры шоу-бизнеса автора Ленина Лена

Глава пятая Дмитрий Маликов, пианист

Из книги Сугубо доверительно [Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.)] автора Добрынин Анатолий Фёдорович

Пианист Рихтер и „правила поведения советских граждан за границей" На фоне довольно напряженной, в общем-то, атмосферы наших отношений с США приятной разрядкой бывали приезды в Америку наших всемирно известных музыкантов и творческих коллективов. Достаточно назвать

Из книги Раневская, что вы себе позволяете?! автора Войцеховский Збигнев

5. Самуил Маршак Стихи Маршака Раневская обожала. И вот что удивительно: Маяковский, который был очень честолюбив, среди своих современников, пожалуй, только Маршака считал выше себя. Он любил читать его стихи, правда, в своем, «рубленом» темпе, но от этого они звучали

Из книги Парень с Сивцева Вражка автора Симонов Алексей Кириллович

Деда Муля - Самуил Моисеевич Ласкин Деда Муля - свадебное фото, 1907 г.Сердцем Сивцева Вражка, источником его духа и основателем его традиций был дед. Дед был человек грамотный, хотя никакого последовательного образования не получил.Я очень горжусь выведенной мною

Из книги Музыка и медицина. На примере немецкой романтики автора Ноймайр Антон

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

КАГАНОВИЧ Лазарь Моисеевич (10.11.1893 - 25.07.1991). Член Политбюро (Президиума) ЦК ВКП(б) - КПСС с 13.07.1930 г. по 29.06.1957 г. Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) с 23.07.1926 г. по 13.07.1930 г. Член Оргбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) с 02.06.1924 г. по 18.12.1925 г. и с 12.07.1928 г. по 18.03 1946 г. Секретарь ЦК РКП(б) - ВКП(б) с

Из книги Великие евреи автора Мудрова Ирина Анатольевна

КАГАНОВИЧ Михаил Моисеевич (16.10.1888 - 01.07.1941). Кандидат в члены Оргбюро ЦК ВКП(б) с 10.02.1934 г. по 22.03.1939 г. Член ЦК ВКП(б) в 1934 - 1941 гг. Член ЦКК ВКП(б) в 1927 - 1934 гг. Член КПСС с 1905 г.Родной брат Л. М. Кагановича. Родился в деревне Кабаны Чернобыльского уезда Киевской губернии. Еврей.

Из книги О нас – наискосок автора Фрумкина Ревекка Марковна

Рубинштейн Антон Григорьевич 1829–1894 композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог Антон Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в приднестровском селе Выхватинец Подольской губернии. Он был третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец Рубинштейна – Григорий

Из книги Герои Гражданской войны автора Миронов Георгий

Рубинштейн Николай Григорьевич 1835–1881 пианист-виртуоз и дирижёр Родился 14 июня 1835 года в Москве. Семья Рубинштейнов перебралась в Москву из приднестровского села Выхватинец за три года до рождения Николая. К моменту рождения его была довольно состоятельной.Музыкой

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Гилельс Эмиль Григорьевич 1916–1985 выдающийся советский пианист Эмиль Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе, в еврейской семье. Отец, Григорий Гилельс, работал на сахарной фабрике, мать – Эсфирь – была домохозяйкой.Заниматься игрой на фортепиано Эмиль начал в

Из книги автора

Петров Николай Арнольдович 1943–2011 советский и российский пианист Николай Петров родился 14 апреля 1943 года в Москве, в семье музыкантов. Его отец – виолончелист Арнольд Яковлевич Феркельман – выступал в фортепианном сопровождении Дмитрия Шостаковича и был дружен с

Из книги автора

Михаил Моисеевич Бонгард Всем нам являлась традиция, всем обещала лицо, всем, по-разному, свое обещанье сдержала. Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить. Никогда, прикрывшись кличкой среды, не довольствовалась она сочиненным о ней

Из книги автора

Из книги автора

ПИЛЬСКИЙ Петр Моисеевич (Мосеевич) псевд. П. Хрущов;16(28).1.1879 – 21.12.1941Литературный и театральный критик, прозаик. Публикации в журналах «Наука и жизнь», «Перевал», «Журнал для всех», «Весна», «Пробуждение», «Образование», «Осколки», «Солнце России» и др. Сборники рассказов и

Проектное портфолио

Наименование учреждения

МБОУ ДОД «Детская школа искусств г. Нарьян-Мара», 166000, НАО, г. Нарьян-Мар, ул. Выучейского,

Руководитель учреждения

Тип и наименование проекта

Творческий проект

«Самуил Моисеевич Майкапар. Детская музыка»

Предметно-содержательная область

Коллективный, творческий

Руководители проекта

Преподаватели фортепианного отделения:

Характер контактов

Количество участников

Преподаватели:

, (координаторы, организаторы проекта).

Участники: учащиеся и преподаватели фортепианного отделения

Основные цели проекта

Основные задачи проекта

обучающие:

· - приобретение учащимся опыта творческой деятельности и публичных выступлений, умение исполнять музыкальные

· произведения на достаточном художественном уровне – в соответствии со стилевыми особенностями;

· - углубить знания о творчестве композитора С. Майкапара;

· развивающие:

· - развитие артистизма и музыкальности;

· - расширение музыкального кругозора учащихся путём ознакомления с произведениями композитора;

· - развитие эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;

воспитательные:

· - воспитание личностных качеств (трудолюбие, потребность к самостоятельной работе);

· - воспитание потребности в получении разносторонних знаний, в посещении культурных мероприятий, концертов, театров);

практические:

Подбор музыкального, литературного, художественного материала для проведения беседы-концерта, посвященного 150-летию со дня рождения

Подготовка к проведению бесед.

социально-значимые:

Любви к музыке;

Сроки реализации проекта

Долгосрочный, учебный 2016 - 2017 год

Место реализации проекта

ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств г. Нарьян-Мара»

Ожидаемые результаты реализации проекта

1.Для участников:

Воспитание грамотных любителей музыки, расширение их кругозора, формирование творческих способностей, музыкально-художественного вкуса.

Реализация возможности публичного представления своих музыкальных способностей;

Развитие навыков исполнительской деятельности.

Проведение открытого мероприятия посвященного

150- летию со дня рождения С. М. в апреле 2017 г.

2.Для слушателей:

Получены, расширены знания о композиторе С. Майкапаре, его творчестве

Возросший интерес к классической музыке в целом;

Поддержание интереса к обучению в детской музыкальной школе;

Формирование уважительного отношения к исполнителям – ученикам школы

Рефлексия деятельности

В современных условиях вопрос воспитания художественной культуры детей стоит достаточно остро. Музыка – одна из наиболее доступных сфер, позволяющих расширить кругозор, повысить культурный уровень, воспитать нравственную личность. Музыка сопровождает детей повсюду. Они слышат её в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования детей. Она окружает детей дома и на улице. Однако музыка бывает разная. Широко распространенная современная музыка часто не несет в себе эстетической и смысловой нагрузки, поэтому необходимо приобщать детей к традициям классического музыкального воспитания. Дети должны знакомиться с наиболее яркими образцами классической музыки. Знание биографии выдающихся композиторов, их творчества способствует как развитию мотивации, так и расширению кругозора. В процессе прослушивания классических сочинений, изучения основных музыкальных жанров, музыкально-выразительных средств и ознакомления с жизнью великих музыкантов более чем вероятен рост интереса к последующему обучению

игре на инструментах, к исполнению произведений классической музыки.

Концертная деятельность учащихся даёт им возможность проявить свой темперамент, воображение, развивает навыки владения красками звука, позволяет чувствовать себя настоящим артистом за инструментом.

Актуальность проекта: Активное привлечение учащихся к участию в организации систематической и планомерной музыкально просветительской работы, в освоении ими нового материала, использование их наблюдений и познаний, самостоятельно приобретенных в разностороннем общении с музыкой.

Актуальным представляется и изучение творческого наследия композитора среди фортепианного наследия которого есть немало пьес, изданных впервые сравнительно недавно и не вошедших еще в широкий пианистический обиход.

Цель:

Приобщение детей к творческому наследию композитора.

В связи с этим мы ставили перед собой следующие задачи:

Обучающие :

Приобретение учащимся опыта творческой деятельности и публичных выступлений, умение исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне – в соответствии со стилевыми особенностями;

Углубить знания о творчестве композитора С. Майкапара;

Развивающие;

Развитие артистизма и музыкальности;

Расширение музыкального кругозора учащихся путём ознакомления с произведениями композитора;

Развитие эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;

Популяризация музыки для детей С. Майкапара;

Воспитывающие :

Воспитание личностных качеств (трудолюбие, потребность к самостоятельной работе);

Воспитание потребности в получении разносторонних знаний, в посещении культурных мероприятий, концертов, театров);

Воспитание у учащихся чувства уважения, интереса к богатому культурному наследию России.

Практические:

Подбор музыкального, литературного, художественного материала для проведения беседы-концерта, посвященного 150-летию со дня рождения;

Подготовка к проведению беседы-концерта.

Социально-значимые:

Формирование музыкального вкуса;

Любви к музыке;

Желание слушать и исполнять ее.

Этапы реализации проекта

Работа над проектом включает совместную деятельность преподавателей и учащихся и распределяется поэтапно следующим образом:

Этапы пректа

Деятельность педагогов

Деятельность учеников

(подготови-

1. Формулируют проблему (цель) - при постановке цели определяется и продукт проекта;

2. Вводят в сюжетную ситуацию;

3.Формулируют задачу

1.Вхождение в проблему;

2. Вживание в сюжетную ситуацию;

3.Принятие задачи;

4. Дополнение задач проекта.

(основной)

4. Помогают в решении задач;

5. Помогают спланировать деятельность;

6.Организуют деятельность

7. Оказывают практическую помощь в подборе материала, готовят концертные номера;

5. Работа над концертно-лекционным материалом;

6.Формирование специфических знаний, умений, навыков;

7. Координация работы со всеми участниками проекта.

(итоговый)

Готовят и проводят беседу-концерт, посвященный 150-летию со дня рождения;

Представляют слушателям продукт деятельности.

Освоение проекта.

(подготови-

Сентябрь 2016 г.

1. Задачи преподавателей - создание условий, определение цели и задач проекта;

2.распределение музыкальных номеров между участниками беседы - концерта;

3. определение сроков реализации проекта.

(основной)

1. Работа над концертно-лекционным материалом, формирование специфических знаний, умений, навыков:

а) освоение учащимися музыкального материала,

б) сбор и систематизация информации для лекционной составляющей проекта,

в) побор иллюстраций картин для образного восприятия музыкального образа.

д) работа над презентацией

2. Проведение репетиционных мероприятий.

3 этап (итоговый)

Апрель 2017 г.

Проведение беседы - концерта посвященного 150-летию со дня рождения;

Оценивание степени достижения поставленных целей.

Оценивание качества результата.

Формы деятельности

1.Индивидуальная работа . Формирование мотивации участников.

2. Самостоятельная работа . Развитие навыков учащихся осмысленно и самостоятельно работать дома, соблюдая последовательность и ход этой работы выстроенной на уроке совместно с преподавателем.

3. Коллективная работа . Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи. Оформление сценария беседы - концерта.

4. Проведение беседы-концерта.

Форма реализации проекта

Тематическая беседа – концерт для учащихся и родителей ДШИ.

Сценарий беседы – концерта

«Самуил Моисеевич Майкапар.

Детская музыка».

Слайд №1

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые!

Сегодня мы собрались в нашем зале для знакомства с творчеством композитора, у которого в этом году юбилейная дата - 150 лет со дня рождения. (1867-1938).

Многие композиторы пишут музыку, которую с одинаковым увлечением слушают и взрослые, и дети. Но есть композиторы, которые всё своё творчество посвятили созданию только детской музыки, причём такой, которую дети могли бы не только слушать, но и сами исполнять. Имя этого композитора - Самуил Моисеевич Майкапар.

Широкой известностью в России и за рубежом пользуется его имя, композитора, автора многочисленных произведений для детей и юношества. Благодаря художественным достоинствам, пониманию детской психологии и учёту особенностей детского игрового аппарата, пьесы С. Майкапара прочно вошли в репертуар юных пианистов. Детям нравятся эти яркие, образные и вместе с тем простые по фактуре произведения, и не будет преувеличением сказать, что нет ни одного юного музыканта, не игравшего или не слышавшего в исполнении товарищей какой-нибудь пьески Самуила Моисеевича Майкапара.

И сегодня мы начнем наш концерт с выступления Бондаревой Насти и с пьесой из сборника «Первые шаги», который адресован, что явствует из его названия, самым маленьким детям, только начинающим свой путь в музыке. С. Майкапар считал, что игра в ансамбле необычайно развивает музыкальные способности детей и написал для детей дошкольного и младшего школьного возраста цикл из 16 пьес-ансамблей.

Несмотря на то, что имя Самуила Моисеевича Майкапара широко известно, мало кто знает о его жизни. Родился он в Херсоне в 1867 году. Музыкальные способности Самуил унаследовал от своей мамы, которая очень хорошо играла на фортепиано. Вскоре после рождения семья Самуила Майкапара переехала из Херсона в Таганрог. Здесь он поступил в Таганрогскую гимназию. Музыкой начал заниматься с 6 лет (уроки у

Г. Молла). В 11 лет он сам стал сочинять музыку, завёл тетрадь, в которую записывал все свои произведения. В 1885 году переехал в Петербург и поступил в консерваторию, где учился как пианист у Беньямино Чези, Владимира Демянского и И. Вейса, а также в классе композиции Николая Соловьёва. Параллельно занимался на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета (окончил в 1891 году). В семье было решено, что Самуил станет юристом, но от этой карьеры он отказался. В 34 года Майкапар переехал в город Тверь, где открыл собственную музыкальную школу.

Слайд №2

Тогда и пришла ему в голову мысль писать детские произведения, которые могли бы исполнять сами дети. Так были написаны, впоследствии ставшие классическими, циклы фортепианных пьес, «Маленькие новеллетты» op.8, «Пастушеская сюита» op.15, «Театр марионеток» op.21, «Миниатюры» op.33 и получивший мировое признание цикл «Бирюльки» op.28.

Сейчас прозвучит несколько пьес из этого сборника.(Бирюльки сб)

Слайд №3

Бирюльки - вслушайтесь в звучание этого слова. Какое оно ласковое, музыкальное. А что же оно означает? Когда-то, давным-давно, это была любимая игра детворы.

Слайд №4

На стол высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички бирюльки. Чаще всего это были вырезанные из дерева чашечки, кувшинки, половнички и другие кухонные предметы. Бирюльки нужно было достать маленьким крючком, одну за одной, не пошевелив остальные. Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Давайте познакомимся с этой музыкой. Что же можно найти среди бирюлек Майкапара? Прежде всего, это детские музыкальные портреты.

Слайд №5

Вот маленький пастушок. Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё свирель. Светлый, радостный наигрыш зазвенел над лугами. В середине пьески мелодия больше напоминает танец пастушка.

Сейчас вы услышите «Романс», который также вошёл в сборник «Бирюльки».

Очень выразительная и глубокая по содержанию миниатюра. Здесь выражены разные настроения. Сама песенная мелодия романса задумчивая, мечтательная, грустная. Она звучит медленнее, чем вступление, и заканчивается в каждой фразе направленными вверх вопросительными интонациями. Аккомпанемент напоминает звучание гитары.

«Романс» исп. ученик 6 класса Одегов Коля

Вальс - один из самых романтичных и любимых танцев, объединяющий поколения и погружающий нас в состояние некоторой эйфории. Слово «вальс» означает «вращательный» и, действительно в танце преобладают кружащиеся изящные движения. Жанр вальса любят многие композиторы. Не стал исключением и С. Майкапар.

Сегодня мы послушаем два вальса.

Слайд №11

Изящная фразировка, аккомпанемент очень мягкий и легкий. Как будто бы танцуют сказочные герои Золушка и Принц.

Скорей бы близился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда и как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе домой я вернусь.

«Вальс» исп. ученица 2 класса Сыропятова Аня

Слайд №12

«Вальс» – нежный, трогательно- грациозный. Представим картину бала, рождественскую елку, праздник.

Вальс снежинок – новогодний вечер…

Месяц в колыбели облаков.

Этот вечер – ожиданье встречи,

Дней счастливых, радостных часов.

исп. ученица 6 класса Корепанова Лиза

Слайд № 13

А сейчас мы перенесемся в другое время года.

Я думаю, что все видели, как весной вода ручьев большим, мощным потоком вливается в реку. Видели? Как вы думаете, можно ли это изобразить в музыке? Какая должна быть музыка? Давайте послушаем, как это изобразил Самуил Майкапар. «Бурный поток»- пьеса этюдного характера. Фактура пьесы, распределённая между двумя руками, позволяет достичь стремительного темпа и яркой динамики, что изображает звуками мощь стремящейся воды.

«Бурный поток» исп. Лодилова Соня

Обратимся к другому циклу пьес «Двадцать педальных прелюдий» .

Прелюдии были сочинены в 1937 году, уже в конце его жизни. Опубликовать их сам автор не успел.
Эти прелюдии посвящены развитию навыка художественной педализации учащихся. В основе этих пьесок лежит не только задача усвоения навыков пользования педалями в различных случаях, но и воспитание у учащегося соответствующего слухового контроля.

«Двадцать педальных прелюдий» представляют собой лёгкие фортепианные пьески.

Слайд №14

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам,

Гонит талые снега

С гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным.

«Прелюдия» №19, f - moll , исп. ученица 4 класса Полоскова Наташа.

Слайд №15

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.

Иван Бунин

«Прелюдия» № 2, e - moll , исп. ученица 6 класса Филиппова Яна

В годы основания музыкальной школы в Твери Майкапар пишет милые и изящные «Восемнадцать маленьких новеллетт для фортепиано».

Среди фортепианного наследия Майкапара есть также немало пьес, изданных впервые сравнительно недавно и не вошедших еще в широкий пианистический обиход. К ним, в частности, относятся и его «Маленькие новелетты» (легкие пьесы для фортепиано), увидевшие свет сто лет спустя после их написания. Некоторые сочинения композитора и доныне хранятся в архиве.

Новеллетта (итал. - небольшой рассказ, уменьшительное от novella - рассказ, новелла) - небольшая инструментальная пьеса повествовательного характера. Название «Новелетта» впервые применил Роберт Шуман. Хотя Шуман указывал на черты повествования в своих Новеллеттах, само название «Новеллетта» он производил не от новеллы, а от фамилии знаменитой английской певицы Клары Новелло.

Слайд № 17

Звучит пьеса из цикла «Маленькие новеллетты» «В кузнице»

Я кузнец весёлый,

Отдыха не знаю.

Молотом тяжёлым

Искры высекаю.

Бум-бум-бум!

Бум-бум-бум!

Есть подковы у меня.

Бум-бум-бум!

Бум-бум-бум!

Приводи скорей коня

«В кузнице» исп. Мирошниченко Даша, ученица 4 класса.

Слайд №18

Токката (от ит. слова toccare - трогать, толкать) - в старинной музыке пьеса, назначенная для клавиатурных инструментов (преимущественно органа). Характерная черта токкаты состоит в том, что известная техническая фигура постоянно проводится в пьесе то в левой, то в правой руке.

В переводе с итальянского слово «токката» означает «прикосновение», «удар». Первоначально токката для клавишных инструментов сочинялась

как вступление (прелюдия) к хоровому произведению, а затем она становится самостоятельным концертным жанром светской музыки.

Токаттина - это токатта малых размеров

«Токкатина» исп. Махнёва Марина, ученица 4класса.

Слайд №19

В музыкальном наследии композитора есть произведения разных форм. Это полифонические пьесы и произведения крупной формы. К ним относятся и вариации , которые мы сегодня услышим.

Вариации в музыке (от лат. vanatio - изменение) - музыкальная форма, суть которой в изменяемых повторах темы. В инструментальной музыке темой Вариаций обычно является одноголосная песенная мелодия или небольшая пьеса. Вариации - одна из древнейших музыкальных форм, существующая в фольклоре всех народов.

Следуя друг за другом, В. образуют цикл, который может быть самостоятельным произведением или частью многочастного сочинения (сонаты, симфонии и др.).

«Вариации на русскую народную песню» исп. Ладилова Соня

айкапаром написано более 200 пьес для детей и юношества. Большинство из них входит в репертуар начинающих пианистов. Эти произведения написаны на доступном для юных исполнителей и вместе с тем высоком художественно-музыкальном уровне.

Писать музыку для детей - очень нужное, почётное, но не лёгкое дело. "Да, много, много нужно условий для образования детского писателя, - указывал Белинский, - нужна душа благодатная, любящая, кроткая, младенчески простодушная; ум возвышенный, образованный, взгляд на предмет просветлённый, и не только живое воображение, но и живая поэтическая фантазия, способная представить всё в одушевлённых радужных образах".

Я думаю, эти прекрасные слова можно отнести к личности и его творчеству.

Закончить сегодняшнюю нашу встречу мы хотим пьесой «Детский танец» в исп, Зобниной Ульяны, ученица 4 класса.

Не постижима красота!
Душа поёт и рвётся.
А звуков дивных широта
С движением сольётся!
На сцене снова торжество:
Танцуют наши дети.
В рисунке танца колдовство!
Забудешь всё на свете!

Спасибо за внимание. До новых встреч.

Елена Курлович

Цель : Приобщение детей к творческому наследию композитора С . М. Майкапара .

Задачи : 1. Учить детей различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, форму музыкальных произведений.

2. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к музыке.

Оформление зала :

Портрет С. М. Майкапара , музыкальная шкатулка, детские маленькие игрушки, книга сказок, фотографии Петербургской консерватории.

Негромко звучит «Вальс» С. Майкапара . Дети входят в зал, садятся.

Музыкальный руководитель :

Здравствуйте, дорогие слушатели! Сегодня мы собрались с вами в музыкальной гостиной, чтобы услышать музыку, посвящённую вам – детям . Написал её композитор Самуил Моисеевич Майкапар . (Показ портрета. Рисунок1.) Самуил Майкапар родился более ста сорока лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на рояле. Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах.

Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую консерваторию. (Рисунок2. Рисунок3.) тал писать, сочинять музыку, в том числе и для детей . Очень известен его детский фортепианный цикл «Бирюльки» . Вслушайтесь в само звучание этого слова – оно ласковое, нежное, музыкальное. Давным-давно «Бирюльки» - была любимая игра детворы . На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички : чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные.

Игра «Бирюльки» в современном варианте

Музыкальный руководитель :

Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры . Послушайте одну из них «Пастушок» (Исполнение)

Пастушок – маленький мальчик, который ярким, солнечным днём вышел на летний, цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё маленькую свирель. Светлый, радостный наигрыш свирели звенит над лугами. В середине миниатюры мелодия звучит взволнованно, тревожно, а затем вновь солнечно и радостно. Давайте мы эту пьесу оркеструем : когда музыка будет звучать светло, радостно – сопровождать её будут звонкие треугольники. А если вы услышите тревожные, взволнованные нотки – сопровождать их будет тремоло тамбуринов, маракасов и бубнов.

Оркестровка пьесы «Пастушок»

Также Самуил Майкапар писал музыку , посвящённую природе , временам года. Что такое «пейзаж» , вы все отлично знаете. (Ответы детей ) Сейчас для вас прозвучит пьеса «Весною» . В ней можно услышать голоса пробуждающейся после зимней спячки природы. Это и звон ручейков, оживлённые птичьи трели. Музыка светлая, нежная, прозрачная, совсем как свежий весенний воздух.

Слушание пьесы «Весною»

А может кто-нибудь из вас знает стихотворение о весне и нам его прочтёт?

Чтение стихотворения о весне

Музыкальный руководитель :

Ребята, вы любите загадки? (Ответы детей ) Попробуйте отгадать эту загадку :

Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём –

Ищем, ищем – не найдём! (Роса, росинки)

У Самуила Майкапара есть пьеса с таким названием «Росинки» . Давайте мы попробуем передать в движении лёгкость, прозрачность этих маленьких капелек-бусинок.

Музыкально-ритмическое упражнение «Лёгкий бег» на музыку С. Майкапара «Росинки»

Теперь нам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок. Но для того, чтобы туда попасть, необходимо произнести какое-нибудь заклинание или открыть маленькую волшебную музыкальную шкатулочку. Она то и приведет нас в мир сказок.

Звучит пьеса «Музыкальная шкатулочка»

Что вы можете сказать об этой музыке? (Ответы детей ) Она как будто игрушечная. Звуки её очень высокие, лёгкие, звенящие. Напоминают игру крошечных колокольчиков, приглашающих нас в сказку. А в сказках много разных чудес и волшебства. Вот, например, «Семимильные сапоги» . Как же композитор изображает их ? Это большие скачки отдельных акцентированных звуков, размеренных и тяжёлых, будто гигантские шаги великана, преодолевающего огромные расстояния.

Слушание пьесы «Семимильные сапоги»

Следующую пьесу композитор назвал «Сказочка» . У вас есть свои любимые сказки? (Ответы детей ) Да, сказки бывают разными. Послушайте «Сказочку» . Какими словами можно описать прозвучавшую музыку? (Ответы детей ) Напевная мелодия звучит мягко, немного грустно.

Создаётся настроение лёгкой задумчивости. А может кто-то представил свой сюжет, слушая эту пьесу? (Ответы детей )

Сегодня, ребята, в нашей музыкальной гостиной мы прикоснулись к музыкальному наследию композитора С . М. Майкапара . Для вас звучали пьесы из детского фортепианного цикла «Бирюльки» . Это и озорной «Пастушок» (Рисунок4. Рисунок5.)

и «Семимильные сапоги» (Рисунок9. Рисунок10.)


и «Музыкальная шкатулочка» , и пьеса «Весною» (Рисунок6. Рисунок7.)



и маленькая «Сказочка» (Рисунок11.)

и «Росинки» (Рисунок8.)

И я предлагаю вам пройти в нашу художественную студию «Радуга» , и то, что вам больше всего запомнилось, понравилось выразите в своих рисунках. Желаю вам творческого подъёма и вдохновения!

Публикации по теме:

Наше дошкольное учреждение имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума. Мы осуществляем.

«История одной любви». Беседа-концерт с детьми старшего школьного возраста Автор: Ромахова Марина Геннадьевна, педагог по классу фортепиано ЦРТДЮ г. Крымска Цель: воспитание всесторонне развитой, гармоничной, духовной.

Беседа для детей старшего дошкольного возраста «Князь Владимир» Актуальность: личность князя Владимира, историческое значение Владимира Святого для русского народа является непреходящим и актуальным и.

Беседа для детей старшего дошкольного возраста «Кто создает кино?» Воспитатель: Ребята, вы любите смотреть кино? (Ответы детей) А какие фильмы вам больше всего нравятся? Воспитатель: А вы когда-нибудь задумывались.

Беседа для детей старшего дошкольного возраста с практической частью «Черное золото Югры» Цель: Расширять представления детей о природных.

Дискотека по творчеству композитора В. Я. Шаинского Дискотека по творчеству В. Я. Шаинского (развлечение для детей подготовительной к школе группы) Дети входят в зал под музыку песни «Вместе.