Государство

Самые красивые картины поля гогена.

Когда попадаешь в зал, где висят картины Гогена, оказываешься в особом мире образов, таинственно мерцающих красок, медлительных ритмов. Здесь все необычно – небо золотое, земля красная, желтая, розовая. Во всем царит торжественный покой.

Застыли в неподвижных позах подле хижин женщины, не двигаясь, сидит у лодки рыбак, присела на корточки мать с ребенком. Монументальные фигуры людей связаны с природой и кажутся ее частью. Нет ощущения движения даже в тех сценах, где персонажам, судя по характеру композиции, предстоит отправиться в путь. Атмосфера картины проникнута тишиной, не ощущается ни шум ветра, ни шорох листвы, ни плеск волн. Неподвижна и группа женщин, расположившихся на лужайке. «Слова, слова» (или «Разговор») назвал картину художник, наверное, имея в виду тщетность рассуждений, без которых и так все ясно. Многие полотна художника имеют странные названия: «Наве наве моэ», «Раве те хити ааму», «Фарари мару-ру». Одни из них легко расшифровываются, другие до сих пор представляют загадку.

Необычны не только произведения, но и полная превратностей жизнь Поля Гогена. Он родился в 1848 году в Париже, а окончил жизненный путь в 1903 году на маленьком островке Хива-Оа в Океании. Отец его был журналистом, а дальние родственники матери принадлежали к верхушке испано-перуанской знати и жили в Перу. Воспоминания о стране детства, большой, шумной патриархальной семье, оставили яркий след в сердце будущего художника. Они слились воедино с представлением об идиллической жизни в тропиках, ярких красках и жарком солнце.

Первые впечатления оказали решающее воздействие на формирование художественных вкусов Гогена, хотя до 23–летнего возраста ничто не предвещало в нем интереса к искусству. Мечта о дальних странах не оставит юношу и по возвращении во Францию. Шестнадцати лет он нанимается юнгой на торговый корабль и совершает несколько рейсов к берегам Южной Америки. Расставшись с флотом в 1871 году, Гоген поселяется в Париже.

Может показаться, что он живет интересами обычного буржуа – становится состоятельным, женится, обзаводится коллекцией картин. Необычным было лишь внезапное увлечение искусством, которое постепенно, но властно вытесняет из его жизни прочие интересы. В 1883 году он бросает службу в банке, благополучие вскоре сменяется нуждой. Гоген вынужден уехать из Парижа, оставив пятерых детей и жену на ее родине – в Копенгагене. Отныне его удел – одиночество, безденежье, скитания, борьба за признание, которое пришло только после смерти.

Первый, ученический период Гогена тесно связан с импрессионизмом – художественным направлением второй половины XIX века. Но школа импрессионизма явилась лишь началом формирования творческих интересов, как и для других постимпрессионистов – Ван Гога, Сезанна, Сера. Каждый из них в дальнейшем пошел своим путем поисков и находок.


Оставив Париж ради природы, Гоген исключает его из своего творчества. Город становится для него символом господства дельцов. Все в современной буржуазной культуре вызывает у него протест – образ жизни, художественные каноны. Куда бы отныне ни отправлялся художник, мечты о том, что вдали от Парижа и европейской цивилизации все сложится иначе, сопровождают его действия и творческие замыслы.

Бретань, север Франции, где Гоген провел ряд лет и создал первые шедевры, вскоре перестает удовлетворять его как художника. Бретонский мир – мир тихий, скорбный, здесь связи человека с природой сказываются не в гармоничном соответствии, а в подвластности людей суровой, враждебной стихии. Его глаз, ищущий красочных взрывов, наталкивается на приглушенные полутона бретонской земли, гранитные глыбы, неуклюжие фигуры в убогой одежде. Мечта о странах, где льется поток солнечного света, завладевает художником. Он убежден, что далекие от буржуазной цивилизации люди живут радостной, естественной жизнью на лоне щедрой природы, подчиняясь извечным законам бытия. Гоген вспоминает, что в жилах его течет кровь древних инков, и он надеется найти источник вдохновения на затерянном далеко в Океании острове, это необходимо для его искусства.

Восьмого июня 1891 года, после 63 дней плавания, Гоген ступил на землю «Ноа Ноа» – «Благоуханную» – острова Таити. За день до этого ему исполнилось 43 года. Художнику суждено было прожить еще только двенадцать лет, но именно в эти годы были созданы произведения, обессмертившие его имя. Там же, в Океании, написаны и пятнадцать картин, которые теперь украшают залы Эрмитажа.

Первое же соприкосновение с действительностью показало Гогену, что «цивилизация» в лице колониальных чиновников, торговцев и солдат давно восторжествовала в Папеэте – столице Таити. « Детство человечества », то идиллическое прошлое, в поисках которого он оставил Францию, нужно и здесь искать вне города. Художник поселяется на южном побережье острова, в Матаиеа, между морем и горой с огромной расселиной, прикрытой могучим деревом манго. Здесь написаны первые таитянские картины. Художник передает в них непосредственные впечатления от увиденного – типичные позы людей, характер природы.

Гогена поразила на Таити статуарная неподвижность людей, которая вызывала ощущение неизменности бытия и была в полном согласии с представлениями художника о первозданном мире. Поэтому и в картинах Гогена позы таитян всегда спокойны, устойчивы, гармоничны. Женщина, держащая плод (в одноименной композиции), может, кажется, простоять века, не шелохнувшись. Это придает особый оттенок таитянскому названию картины «Еу хаэре иа ое» («Иди!»).

Отбрасывая случайное, художник стремится выявить в полотнах тот духовный мир, то настроение, которое содержится в окружающей природе. Искусство – это обобщение, которое надо уметь извлечь из натуры, – таков основной тезис Гогена. И он находит формы и образы, наиболее полно передающие характерное во внешнем облике, манере поведения таитян. Отсюда частое повторение в ряде картин аналогичных поз, жестов, лиц, отсюда и несколько вариантов одной композиции. Казалось бы, сюжетно картины Гогена просты, в них ничего не происходит – люди сидят, стоят, лежат. Но ни одна не является повторением натуры, хотя все построено на реальных наблюдениях.


То, как обобщает художник накопленные впечатления, видно на примере картины «Таитянские пасторали». Само слово «пастораль» приобретает здесь новое значение. В композиции нет ни пастушек, ни нимф, а две обычные женщины – таитянки, одна с дудочкой у губ, другая несет белье. Но эти простые детали художник преображает в «пейзаж грез, целиком сотворенный». Все замерло, как во сне, как в заколдованном мире мечты: замерла на ходу женщина, которая то ли вслушивается во что-то, то ли погружена в раздумье. Оранжево-красная собака распласталась на земле, неподвижны ветви деревьев, вторящие контурам тела стоящей таитянки. Фигуры женщин отделены друг от друга деревом, лица обращены в противоположные стороны. Это как бы расширяет границы композиции за пределы изображенного пространства, где главный герой – разлитая в природе музыка, тихая, еле слышная среди полного безмолвия. Художник использует символическое, эмоциональное звучание красок. Зеленая рядом с красной, желтая подле красной определяют звучание третьей, главной, объединяющей все краски в общий аккорд, – это зеленая веронезе, которую часто использовали во фресковой живописи.

Возвращение во Францию, вызванное желанием показать свои работы, болезнью, нуждой, ничего не изменило в жизненных и художественных убеждениях Гогена. Океанийские впечатления вновь оживают в парижских полотнах, сотканных из образов недавнего прошлого. Однако как недруги, так и друзья, за редким исключением, не приняли искусства Гогена. Его картины подверглись резкой, издевательской критике. Художник приходит к решению навсегда покинуть Францию. Осенью 1895 года он снова на Таити.

Здесь Гоген с особой остротой воспринимает красоту таитянского пейзажа. Вопреки жизненным невзгодам радостное, мажорное звучание красок отличает его «Пирогу»: расплавленным золотом пролилось солнце в воды океана, подчеркнуло синеву островка на горизонте.

Творчество художника обогащается новым, органичным восприятием искусства Востока, в арсенал средств изображения он включает и элементы искусства архаической Греции. Глаз художника замечает сходство первобытных культур разных народов.

Стиль древнеегипетских росписей получает в «Пироге» своеобразное толкование. Легкая моделировка тела таитянина придает некоторую объемность его фигуре, затушевывающую характерную для египетского искусства силуэтность – с разворотом плеч в фас, а головы и ног – в профиль. В картине ощущается и влияние японской гравюры – в четких линиях, с помощью которых строится пространство. Согнутая в локте рука лежащей женщины повторяет как бы в зеркальном отражении жест руки таитянина. Искусное сопоставление жестов и поз, диагонально поставленной лодки и вертикали дерева определяют два пространственных плана.


Гоген пишет «Пирогу», как и многие другие полотна, на грубом холсте, неровная, шероховатая поверхность которого создает видимость поврежденной временем старой фрески. Прирожденный монументалист и декоратор, еще во Франции мечтавший о настенных росписях, Гоген широко использует этот прием в картине.

Иной характер носит картина «Младенец». Она исполнена вскоре после смерти ребенка художника и его таитянской жены – вахине. Но, как всегда, содержание картины шире, чем личное переживание Гогена.

1897 год из самых тяжелых в жизни Гогена: он узнает о смерти оставленной в Европе дочери, испытывает физические страдания от болезни, временами теряет зрение. Решив покончить жизнь самоубийством, он пишет монументальное полотно – своеобразное духовное завещание «Откуда мы, кто мы, куда мы идем?», итог размышлений мастера о судьбах человеческих, вечном круговороте природы.

С этой композицией связаны и эрмитажные картины: «Таитянский пейзаж с двумя козами» и «Мужчина, собирающий плоды с дерева».

Однако любовь к жизни и искусству одерживает верх над мрачными мыслями Гогена. Об этом свидетельствуют многочисленные работы последующих лет, часть которых связана с большим панно «Приготовления к празднику». Среди них две картины Эрмитажа: «Три таитянки на желтом фоне» и «Женщина с цветами в руках» («Месяц май», «Месяц Марии», то есть пробуждение природы, начало весны). Художник возвращается в них к теме первобытного рая. Пейзаж сводится к условному золотому фону, вернее, среде, в которой обитают бесплотные «райские» существа.

Изображения человеческой фигуры и пейзажа превращаются в игру стилизованных форм. Декоративный узор присутствует и в картине «Материнство» («Три женщины на берегу моря»). Плавная линия рисунка объединяет фигуры таитянок с пейзажем. Кусок красной ткани в одежде одной из них как бы раскручивается, превращаясь в ленту песка кораллового цвета, уходящую вглубь, за пределы рамы. Синяя накидка на плече женщины органично сливается с синевой моря. Тема материнства предстает как великое таинство природы, перед которым в благоговении останавливаются женщины, приносящие дары.


Прилив творческой энергии побуждает Гогена в 1901 году на последнюю поездку дальше в глубь Океании, остров Хива-Оа. Болезнь лишает его возможности надолго покидать дом, и он чаще, чем раньше, обращается к композициям с цветами, особенно подсолнечниками. Цветовые гармонии Гоген оживляет трепетным мазком, легкими голубыми тенями. Трудно представить, что произведения двух последних лет жизни исполнены художником, испытывающим тяжелые физические страдания, полуослепшим. К тому же он осложнил свое существование на острове конфликтом с колониальными властями, которые не замедлили расправиться с его работами. После смерти художника ни на Таити, ни на Хива-Оа не осталось ни одного его произведения. Созданный спустя полстолетия Музей Гогена на Таити имеет лишь их фотографические воспроизведения.

Подобно мастерам прошлого, Гоген обладал неисчерпаемой энергией и широтой творческих интересов – был живописцем и рисовальщиком, скульптором и резчиком по дереву, керамистом, критиком и писателем. Он относится к числу тех мастеров, создания которых являются вехой в истории искусств. Художник вырвал из забвения поэтический мир океанийской культуры и донес до нас роскошь ее форм и красок.

Имя: Поль Гоген (Paul Gauguin)

Возраст: 54 года

Деятельность: живописец, скульптор-керамист, график

Семейное положение: был женат

Поль Гоген: биография

Он был успешным предпринимателем и за несколько лет умудрился сколотить крупное состояние, которого хватило бы для обеспечения всей семьи – жены и пятерых детей. Но в один момент этот человек пришел домой и заявил, что хочет надоевшую финансовую занятость променять на масляные краски, кисти и холст. Таким образом, он покинул биржу и, увлекаясь любимым делом, остался ни с чем.


Сейчас постимпрессионистские полотна Поля Гогена оцениваются не в один миллион долларов. Например, в 2015 году картина художника под названием «Когда свадьба?» (1892), изображающая двух таитянок и живописный тропический ландшафт, была продана на аукционе за $300 млн. Но получилось так, что при жизни талантливый француз, как и его коллега по цеху , так и не удостоился заслуженных признания и славы. Ради искусства Гоген сознательно обрек себя на существование бедного скитальца и променял богатую жизнь на неприкрытую бедность.

Детство и юность

Будущий художник родился в городе любви – столице Франции – 7 июня 1848 года, в то смутное время, когда страну сезанна и пармезана ждали политические потрясения, отражающиеся на жизни всех граждан – от непримечательных торговцев до крупных предпринимателей. Отец Поля, Кловис, – выходец из мелкой буржуазии Орлеана, который трудился либеральным журналистом в местной газете «Насьональ» и скрупулезно освещал хроники государственных дел.


Его супруга Алина Мария была уроженкой солнечного Перу, росла и воспитывалась в знатной семье. Мать Алины и, соответственно, бабушка Гогена, незаконнорожденная дочь дворянина дона Мариано и Флоры Тристан, придерживалась политических идей утопического социализма, стала автором критических эссе и автобиографической книги «Скитания партии». Союз Флоры и ее мужа Андре Чазала закончился печально: горе-возлюбленный напал на супругу и попал в тюрьму за покушение на убийство.

Из-за политических переворотов во Франции Кловис, беспокоясь за безопасность семьи, был вынужден бежать из страны. К тому же власти прикрыли издательство, где он работал, и журналист остался без средств к существованию. Поэтому глава семейства вместе с супругой и маленькими детьми отправился на судне в Перу в 1850 году.


Отец Гогена был преисполнен благих надежд: он мечтал обосноваться в южноамериканском государстве и под эгидой родителей супруги основать собственную газету. Но планам мужчины не удалось сбыться, потому что во время пути Кловис неожиданно скончался от сердечного приступа. Поэтому Алина вернулась на родину вдовой вместе с 18-месячным Гогеном и его 2-летней сестрой Мари.

Поль до семилетнего возраста прожил в древнем южноамериканском государстве, горные живописные окраины которого будоражат воображение любого человека. За юным Гогеном был глаз да глаз: в поместье дяди в Лиме его окружали слуги и медсестры. Поль сохранил яркую память о том периоде детства, он с наслаждением вспоминал безграничные просторы Перу, впечатления от которого преследовали одаренного художника всю оставшуюся жизнь.


Идиллическое детство Гогена в этом тропическом раю внезапно закончилось. Из-за гражданских перуанских конфликтов в 1854 году именитые родственники со стороны матери лишились политической власти и привилегий. В 1855 году Алина вместе с Мари вернулась во Францию, чтобы получить наследство от дяди. Женщина обосновалась в Париже и начала зарабатывать на хлеб портнихой, а Поль остался в Орлеане, где воспитывался дедушкой по отцовской линии. Благодаря упорству и труду в 1861-м родительница Гогена стала владелицей собственной швейной мастерской.

После нескольких местных школ Гогена отправили в престижную католическую школу-интернат (Petit Sеminaire de La Chapelle-Saint-Mesmin). Поль был прилежным учеником, поэтому преуспевал во многих предметах, но в особенности хорошо талантливому юноше давался французский язык.


Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, тот поступил в парижскую военно-морскую подготовительную школу и готовился к поступлению в мореходное училище. Но, к счастью или сожалению, в 1865 году молодой человек провалил экзамены на приемной комиссии, поэтому, не теряя надежды, нанялся на судно лоцманом. Таким образом, молодой Гоген отправился в путешествие по безграничным водным пространствам и за все время объездил множество стран, побывал в Южной Америке, на побережье Средиземного моря, исследовал северные моря.

Пока Поль находился в плавании, его мать скончалась от болезни. Гоген в течение нескольких месяцев пребывал в неведении относительно ужасной трагедии, пока письмо с неприятной новостью от сестры не настигло его на пути в Индию. В завещании Алина рекомендовала отпрыску сделать карьеру, потому что, по ее мнению, Гоген из-за строптивого нрава не сможет в случае беды опереться на друзей или родственников.


Поль не перечил последней воле родительницы и в 1871 году отправился в Париж, дабы начать самостоятельную жизнь. Молодому человеку повезло, поскольку друг матери Гюстав Ароза помог 23-летнему осиротевшему парню выбиться из грязи в князи. Гюстав, биржевый делец, рекомендовал Поля в компании, за счет чего молодой человек получил должность брокера.

Живопись

Талантливый Гоген преуспел в своей профессии, у мужчины начали водиться деньги. За десять лет карьеры он стал почтенным человеком в обществе и сумел обеспечить семью комфортабельной квартирой в центре города. Подобно своему опекуну Гюставу Арозе, Поль стал скупать картины знаменитых импрессионистов, а в свободное время вдохновленный полотнами Гоген начал пробовать свой талант.


В период с 1873 по 1874 годы Поль создал первые яркие пейзажи, в которых отражалась перуанская культура. Одна из дебютных работ молодого художника – «Лесная чаща в Вироффе» – была выставлена в Салоне и получила восторженные отзывы критиков. Вскоре начинающий мастер познакомился с Камилем Писсарро, французским живописцем. Между этими двумя творческими людьми завязались теплые дружеские отношения, Гоген часто заходил в гости к своему наставнику в северно-западном пригороде Парижа – Понтуазе.


Художник, ненавидящий светскую жизнь и любящий уединение, все чаще проводил свободное время за рисованием картин, постепенно брокера начинают воспринимать не как работника крупной компании, а как одаренного художника. Во многом на судьбе Гогена сказалось знакомство с неким , оригинальным представителем импрессионистского движения. Дега поддерживает Поля как морально, так и материально, скупая его экспрессивные полотна.


В поисках вдохновения и отдыха от шумной столицы Франции мастер собрал чемоданчик и отправился в путешествие. Так он бывал в Панаме, жил у Ван Гога в Арле, посещал Бретань. В 1891 году, вспоминая счастливое детство, проведенное на родине матери, Гоген уезжает на Таити – вулканический остров, просторы которого дают волю фантазии. Он любовался коралловыми рифами, густыми джунглями, где произрастают сочные плоды, и лазурными морскими берегами. Поль старался передавать все увиденные природные краски на полотнах, за счет чего творения Гогена получались самобытными и яркими.


Художник наблюдал за происходящим вокруг и подсмотренное чутким художественным взором запечатлевал в своих произведениях. Так, сюжет картины «А, ты ревнуешь?» (1892) предстал перед глазами Гогена в реальности. Только что искупавшиеся две сестры-таитянки легли в непринужденных позах на берег под палящим солнцем. Из девичьего диалога о любви Гоген услышал раздоры: «Как? Ты ревнуешь!». Позже Поль признавался, что это полотно является одним из любимейших его творений.


В том же 1892 году мэтр написал мистическое полотно «Дух мертвых не дремлет», выполненное в мрачных, загадочных фиолетовых тонах. Взору зрителя предстает обнаженная таитянка, лежащая на кровати, а позади нее дух в мрачном одеянии. Дело в том, что однажды в светильнике художника закончилось масло. Он чиркнул спичкой, чтобы осветить пространство, тем самым напугав Техуру. Поль начал размышлять, могла бы эта девушка принять художника не за человека, а за привидение или духа, которых очень боятся таитяне. Эти мистические раздумья Гогена навеяли ему сюжет картины.


Через год мастер пишет другую картину под названием «Женщина, держащая плод». Следуя своей манере, Гоген подписывает этот шедевр вторым, маорийским, названием Euhaereiaoe («Куда [ты] идёшь?»). В этом произведении, как и во всех работах Поля, человек и природа статичны, будто бы сливаются воедино. Первоначально это полотно приобрел российский купец , в настоящее время произведение находится в стенах Государственного Эрмитажа. Помимо прочего, автор «Шьющей женщины» в последние годы жизни написал книгу «НоаНоа», опубликованную в 1901 году.

Личная жизнь

Поль Гоген в 1873 году сделал предложение руки и сердца датчанке Мэтте-Софи Гад, которая ответила согласием и подарила возлюбленному четверых детей: двоих мальчиков и двух девочек. Гоген обожал своего первенца Эмиля, который родился в 1874 году. Многие полотна мастера кистей и красок украшает изображение серьезного мальчика, который, судя по работам, увлекался чтением книг.


К сожалению, семейная жизнь великого импрессиониста не была безоблачной. Картины мэтра не продавались и не приносили былого дохода, а супруга художника не придерживалась мнения, что с милым рай и в шалаше. Из-за бедственного положения Поля, который еле сводил концы с концами, между супругами часто возникали ссоры и конфликты. После приезда на Таити Гоген взял в жены молодую местную красавицу.

Смерть

Пока Гоген находился в Папеэте, он работал весьма продуктивно и умудрился написать около восьмидесяти полотен, которые считаются лучшими в его послужном списке. Но судьба готовила талантливому мужчине новые препятствия. Гоген не сумел удостоиться признания и славы в кругу почитателей творчества, поэтому окунулся в депрессию.


Из-за черной полосы, которая настала в его жизни, Поль не раз предпринимал попытки самоубийства. Душевное состояние художника породило угнетение здоровья, автор «Бретонской деревни под снегом» заболел проказой. Великий мастер скончался на острове 9 мая 1903 года в возрасте 54 лет.


К сожалению, как часто это и бывает, слава пришла к Гогену только после смерти: через три года после кончины мэтра его полотна выставили в Париже на всеобщее обозрение. В память о Поле в 1986 году был снят фильм «Волк на пороге», где роль художника исполнил знаменитый актер Голливуда . Также британский прозаик написал биографическое произведение «Луна и грош», где прототипом главного героя стал Поль Гоген.

Произведения

  • 1880 – «Шьющая женщина»
  • 1888 – «Видение после проповеди»
  • 1888 – «Кафе в Арле»
  • 1889 – «Жёлтый Христос»
  • 1891 – «Женщина с цветком»
  • 1892 – «Дух мёртвых не дремлет»
  • 1892 – «А, ты ревнуешь?»
  • 1893 – «Женщина, держащая плод»
  • 1893 – «Её звали Вайраумати»
  • 1894 – «Забава злого духа»
  • 1897–1898 – «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
  • 1897 – «Больше никогда»»
  • 1899 – «Сбор плодов»
  • 1902 – «Натюрморт с попугаями»

11.10.2010 - 11:04

Очень часто люди судят о Поле Гогене по роману Сомерсета Моэма «Луна и грош». Главный герой этого произведения, добропорядочный буржуа, бросает работу и семью и начинает заниматься живописью. В книге Моэма этот выбор выглядит действительно неожиданным. Но у Гогена, послужившего прототипом художника-бунтаря, уход из привычного мира выглядел не таким уж странным - в детстве и юности ему пришлось пережить немало страстей...

Солнечное детство

7 июня 1848 года в Париже появился на свет ребенок, названный Пол-Эжен-Анри. В то время во Франции бушевала революция, в которой принимал непосредственное участие отец мальчика Пьер Кловис Гоген, редактор газеты «Насиональ». События развивались не самым лучшим образом, и Кловис был вынужден искать себе убежища заграницей. Он принял решение отправиться вместе с семьей в Перу, где жили родственники жены, принадлежавшей к знатному местному роду. Но в дороге Кловис внезапно скончался, и Алина Гоген прибыла в Перу вдовой - без денег, с двумя детьми на руках - крошечным Полем и его старшей сестрой Марией.

Родственники Алины встретили ей доброжелательно и приютили без всяких условий. Поль навсегда запомнил годы, проведенные в Перу, красоты местной природы - заснеженные горы, быстрые реки, непроходимые леса…

Когда мальчику исполнилось 7 лет, мать решила, что дети должны получать образование в Европе. Поль оказался в духовной семинарии Орлеана. Ему было очень трудно переходить от свободной жизни в Перу к размеренному и пресному существованию в учебном заведении, отличавшемся жесткой дисциплиной и душной атмосферой… Позже он написал: «Именно там я научился с юного возраста ненавидеть лицемерие, фальшивые добродетели, доносы».

Он провел в этом заведении 5 лет, а затем оказался в парижском частном пансионе. Скучные занятия, прогулки во дворе, недовольные судьбой преподаватели… Мальчик вспоминал свое привольное детство и мечтал опять вернуться туда, к первозданной природе.

И его мечта вскоре сбылась. Едва Гогену исполнилось 18 лет, как он сбежал из дома и стал простым матросом торгового флота. Бескрайний океан сменялся экзотическими странами - с буйством красок, запахов, звуков… Он побывал в Перу, где осталось его счастливое детство, в Бразилии, Чили, Аргентине, объехал весь мир.

Позже Гоген был призван на службу в военный флот и оказался на севере - Дании и Норвегии. Холодные ветра и вечная сырость сменили тепло юга, что вызывало у Гогена очень тяжелые чувства. Именно тогда он начал рисовать, стремясь передать на холсте свои мечты и грустные мысли.

Художник по ночам

После окончания службы Поль отправился в Париж, мечтая о спокойной и оседлой жизни - несколько лет странствий и тягот утомили его. Гоген устроился в банк, где стал постигать финансовые премудрости. Загорелый и обветренный матрос огромного роста удивительно легко вникал во все тонкости непростого банковского дела, и вскоре сделал в нем неплохую карьеру, обзавелся собственным счетом, жильем и всеми приметами благополучного человека.

Никто не знал, что этот выдержанный юноша по вечерам меняет белый воротничок на забрызганную красками блузу художника. Гоген чувствовал страстную тягу к живописи, стремился передать на холсте все свои впечатления, все буйство красок, что он видел в своих странствиях. Но он понимал, что является дилетантом и был робок в своих творческих попытках.

Когда Полю исполнилось 25 лет, он встретился с Мэтт-Софи Гад, датчанкой, приехавшей во Францию на каникулы. Бурный роман вскоре завершился свадьбой. Юная супруга была довольна прочным положением мужа в обществе, его достатком, и будущее ей рисовалось в самых радужных красках. Лишь одно удивляло Мэтт - странная страсть Поля к рисованию. Гоген продолжал свои занятия живописью, рисуя практически все, что видел вокруг. Его новорожденный сын стал излюбленной моделью Гогена - он изображен на знаменитой картине «Сон ребенка».

Мастерство молодого человека росло, картины уже не выглядели мазней дилетанта, и Гоген постепенно становился своим в тесном кружке художников. Работа в банке все больше мешала творчеству - в голове Поля теснились образы, а вместо этого он был вынужден весь день заниматься скучными подсчетами.
И в 1883 году Гоген принимает решение, вызвавшее шок у его сослуживцев, друзей семьи и жены, которая к тому времени стала матерью уже пятерых детей.

Краски Мартиники

Гоген уволился с работы и решил полностью отдаться творчеству. Он принес в жертву искусству не только себя, но и свою семью - ее былое благосостояние утрачено, роскошный особняк пришлось покинуть, а часть обстановки продать. Жить практически не на что, и Гоген подвергся вполне оправданным нападкам жены. Оп писал: «Вот уже шесть месяцев изоляция самая полная. Естественно, что для семьи я чудовище, которое не зарабатывает деньги, и я подвергаюсь упрекам. Естественно, в связи с живописью, из-за которой я не знаменитый финансист».

Вскоре семья поняла, что решение Поля твердое, и жена решила уехать с детьми в Копенгаген. Гоген долго пытался найти компромисс между своими желаниями и потребностями семьи и сделал выбор - искусство. После обеспеченной жизни - голод и холод, вместо любящей семьи - соседство со странными личностями, богемный вихрь страстей, отношений, полупризрачных отношений… Но он одержим искусством, готов жить на хлебе и воде и, наконец, полностью отдаться любимому делу.

А между тем картины Гогена уже замечают знатоки, он становится признанным мастером. Но ему было мало этого триумфа, хотелось чего-то совсем необычного. Если уж он смог так кардинально изменить свою жизнь, бросив семью и работу, то еще одна перемена уже просто пустяки. И Гоген решил совершить еще один шокирующий поступок. Он собрался покинуть Европу, приблизиться к самому сердцу природы и узнать все ее тайны, получить новые силы и краски для своего творчества.
В 1887 году Гоген уговорил своего друга, художника Шарля Лаваля, поехать вместе с ним на остров Мартиника, куда они добрались не без приключения - так, Гоген «по дороге» устроился землекопом на строительство Панамского канала. Наконец, друзья добрались до сказочной Мартиники, и ее яркий красочный мир придал Гогену новые силы - его картины того периода кажутся окнами в прекрасный мир.

Смерть от сифилиса

Друзья возвращаются с Мартиники в Париж, но Гоген продолжает грезить о дальних прекрасных странах. В 1891 Гоген решает уехать на Таити, где, по его представлению, жизнь полностью соответствует его идеалам. Друзья, уже привыкшие к его чудачествам, провожают его с напутствиями, собирают деньги на дорогу и жизнь. Гоген прибыл на Таити, поселился в маленькой хижине, купил себе жену-таитянку и начал жить так, как мечтал всю жизнь - в ладу с собой, окружающими и искусством. Все картины Гогена, написанные в то время, признанные шедевры - в них слилось и его мастерство, и новый взгляд на мир и покой творца, нашедшего себя.

Но шло время, у художника накопилась усталость, началась тоска по семье и старым друзьям, по интеллектуальному общению. Он вернулся в Париж, но здесь его уже никто особо не ждал. Гоген переживает тяжелейший душевный кризис. Без денег, никому не нужный, он бродит по Парижу, пьет, покупает проституток. Вскоре он заразился сифилисом и решил уехать на остров Хива-Оа, чтобы умереть среди туземцев на лоне природы. Перед отъездом Гоген, по воспоминаниям друзей, сказал, что был всю жизнь несчастным человеком, что слишком много принес в жертву искусству и теперь понимает это…

Гоген жил на острове в маленькой хижине, страдая от болей, постепенно разлагаясь заживо. Скончался он 8 мая 1903 года, по некоторым версиям - от слишком большой дозы морфия, введенной сознательно. После смерти с торгов продали его имущество, а все, показавшееся хламом, выбросили на помойку - письма, наброски, заметки…

Картины Гогена, когда-то стоившие несколько жалких франков, продаются в наши дни за миллионы долларов. Страшная жертва, которую Гоген принес искусству, принесла свои плоды. Вот только вкушают их совсем другие люди.

  • 3933 просмотра

Нет, начать жизнь заново в поисках лучшей доли, переквалифицировавшись из рыбака в охотника или из банкира в бизнесмена, - дело нехитрое. Уйти на пике успеха - куда более странный поступок с точки зрения обывателей. Странный, потому что непонятный. И действительно, у таких порывов нет одного объяснения. Кто-то бежит от реальности, кто-то бежит навстречу мечте, один по зову сердца, другой по зову других органов. Мы собрали самые известные случаи «взял и все бросил» в истории, происшедшие с более или менее психически здоровыми мужчинами, а ты уж сам решай - завидовать героям, сочувствовать им или следовать их примеру.

Кем был: сыном раджи, живущим во дворце наслаждений
На что променял: на жизнь странствующего проповедника
Возраст кризиса: 29 лет
Причина: шок от реальности


Согласно каноническим источникам, Сиддхартха Гаутама был рожден супругой влиятельного индийского раджи в майское полно­луние около 563 года до нашей эры. Как и положено в приличных семьях, благословить титулованного младенца пригласили знаменитого отшельника, который обнаружил 32 признака того, что дитя станет великим человеком. Однако никто не уточнил - великим правителем или великим учителем. Отцу, конечно, хотелось иметь в семье наследника, а не проповедника, и он принял решение с малолетства оградить сына от страданий, уродств и вообще непривлекательных сторон жизни. Сиддхартху поселили во дворце наслаждений, куда имели доступ только юные и прекрасные люди. В 16 лет его женили, и ближайшие 15 лет план хитрого раджи в общем-то работал успешно. Однако в какой-то момент принц все же заподозрил подвох, проник за пределы своей золотой клетки и вкусил все прелести индийской глубинки - с навозом по колено, прокаженными нищими и прочим незабываемым ориентальным колоритом, который успешно впечатляет поэтических юношей всей планеты вот уже не одну тысячу лет.


Естественно, царевич бросил постылый комфорт и на пять лет погрузился в блуждания по шумным базарам, разговоры с учителями разной степени просветленности, выживание под стеной муссонных дождей и выпрашивание мисочки риса на задворках забытой богами деревни.

В 35 лет, сидя под деревом Бодхи, Сиддхартха достиг просветления и стал основателем одной из самых популярных религий планеты.


Кем был: римским императором
На что променял: на жизнь садовода-огородника в провинции
Возраст кризиса: 60 лет
Причина: разочарование в согражданах


Будущий император родился в семье вольноотпущенника (бывшего раба). Еще в юном возрасте он был отправлен на военную службу и сделал невероятную карьеру - от обычного солдата до наместника провинции. Когда умер император Кар, а его наследника убили в ходе государственной интриги, популярного среди солдат Диоклетиана избрали на высшую государственную должность. Выбор оказался удачным, однако последним: Диоклетиан стал одним из самых эффективных правителей в античной истории, который превратил принципат* в монархию.

Форма государственного строя, при которой титул императора может как наследоваться сыном действующего правителя, так и перейти к абсолютно постороннему человеку в ходе голосования сената

Стратег и великолепный военачальник, он добился укрепления зыбких границ огромного государства и впервые за долгие годы установил мир на огромных территориях империи. Его правление было названо «возвращением золотого века». Однако избалованные римляне повели себя по-свински* - народ оказался недоволен недостаточной пышностью празднований после окончания войны. Рейтинги императора начали падать. И он принял решение передать власть преемнику и уехать в деревню, на историческую родину, - разводить огород. Это, правда, была не совсем деревня, а крепость-дворец в живописной Никомедии. И Диоклетиан не то чтобы сам работал тяпкой - скорее, прогуливался по оранжереям. Однако, по словам римского историка Евтропия, однажды на письмо из столицы, в котором преемник спрашивал, не желает ли император вернуться к управлению, Дио­клетиан ответил знаменитой фразой: «Если бы вы увидели, какую капусту я вырастил, то не стали бы задавать дурацких вопросов!»


Кем был: самым модным писателем США
На что променял: на жизнь затворника в провинции
Возраст кризиса: 34 лет
Причина: неизвестна


Джером родился в семье нью-йоркского ребе и с детства вел войну с родителями, не хотевшими видеть в сыне писателя. Сэлинджер сменил три университета и один колледж и опубликовал в журналах несколько ученических рассказов. Все закончилось отправкой на фронт, куда Сэлинджера долго не желали брать по состоянию здоровья, однако, к ужасу семьи, он сумел-таки пробиться на передовую Второй мировой. В Европе Сэлинджеру удалось познакомиться со своим кумиром Хемингуэем, который отметил талант начинающего писателя и вдохновил его на продолжение писательской карьеры.

Именно этим Джером и занялся по возвращении на родину. Его рассказ «Хорошо ловится рыбка-бананка» так понравился журналу New Yorker, что редакция договорилась о покупке прав на все дальнейшие рассказы перспективного писателя.

Это было начало невероятной славы. Сэлинджер жил в Нью-Йорке, писал запоем рассказы, вел переговоры с Голливудом об их экранизации, вращался в артистическом обществе и создавал свою самую удивительную повесть - «Над пропастью во ржи». В 1951 году она увидела свет и вскоре стала национальным бестселлером. Книгу называли библией для подростков по возрасту и духу, а ее автор был возведен в статус пророка. Однако чем дальше развивался культ, тем меньше это нравилось Сэлинджеру, который в это же время увлекся восточной философией и практиковал дзен-буддизм.

В 1953 году самый модный писатель Америки купил дом в Нью-Гэмпшире и неожиданно закрылся там - выходил лишь для трехразового ежедневного разгона папарацци со своего крыльца. Так Джером провел следующие 56 лет. В 1965-м он прекратил печататься и окончательно перестал появляться перед общественностью как автор и как человек.

Все эти годы поклонники надеялись, что Сэлинджер пишет и что где-то в нед­рах неприступного дома растет стопка гениальных романов и замечательных рассказов, которыми читатели смогут насладиться хотя бы после смерти экстравагантного затворника. В 2010 году смерть все-таки наступила, и оказалось, что «великое неопубликованное наследие» было пшиком. Вместо нескольких огромных томов «неизданного Сэлинджера» свет увидели только три небольших рассказа. Все это время бывший великий писатель спокойно медитировал на коврике в своем неприступном доме, посмеиваясь над ожиданиями толпы.


Кем был: преуспевающим биржевым маклером
На что променял: на жизнь прокаженного художника в соломенной хижине на Таити
Возраст кризиса: 45 лет
Причина: желание воплотить мечту


Гоген начал с того, что родился в семье французского журналиста и перуанской аристократки. Детство будущий гений провел в колониальном доме в Перу, среди ярких красок и экзотических традиций. В семь лет мальчика привезли в Париж, где он получил образование, однако так и не смог до конца вписаться в столичную жизнь. Провалив экзамены в университет, Поль сбежал из города и устроился моряком на корабль дальнего плавания. Когда шалопаю исполнилось 24 года, влиятельный друг матери устроил его на биржу. Гоген женился на девушке из приличной семьи, семейство произвело на свет четверых детей, переехало в престижный район.



Все, казалось, шло к тому, что приключения бурной юности превратятся в пару излюбленных анекдотов, рассказываемых за семейными обедами. Однако месье Гоген выкинул неожиданный фортель. Много лет он пописывал картины в свободное от работы время и вдруг решил бросить работу и семью и с головой окунуться в богемную жизнь. Поль перевез семью на родину жены в Данию, а сам возвратился в Париж. Он стал своим в компании художников-импрессионистов и даже участвовал в знаменитом эпизоде с отрезанием уха Ван Гога. Прогремев в парижских притонах, Гоген уехал из Франции сначала на Таити, а затем на совсем дикие Маркизские острова. В хижине под пальмами живописец-самоучка в невероятном темпе писал удивительные картины о красоте черных женщин и всесилии языческих богов. Больной проказой, в полной нищете, однако в окружении ярких мечтаний Гоген закончил свои дни, так и не узнав о том, что он один из самых великих художников XIX века.


Кем был: представителем золотой молодежи Ассизи
На что променял: нищенствующим монахом
Возраст кризиса: 22 лет
Причина: презрение к обществу потребления


Франциск, проводивший время в веселых кутежах и попойках, однажды устыдился роскоши и безделья. В XII веке юноша из хорошей семьи, отдающий плащ нищему, смотрелся экстравагантно - тогда еще благотворительные центры не были завалены джинсами и майками, которые люди ленятся донести до помойки. Поэтому Франциск, который полюбил раздавать свои шитые золотом камзолы побирушкам, почти сразу был признан святым. Существуют многочисленные рассказы о том, как на глазах у изумленной публики он целовал руку прокаженному, как выгребал из кармана горсть золотых и высыпал в коробочку для подаяния, как он уходил с праздничного обеда, чтобы посидеть в хлеву со свиньями. Франциск попал в жилу: мир и процветание в его округе тогда были высоки как никогда, а когда людям становится слишком скучно потреблять, им надо дать возможность поститься и опрощаться - это возбуждает самые сильные религиозные чувства. Франциска обожали и бедняки, и богачи, он на многие века стал одним из самых популярных христианских деятелей.


В конце концов Франциск основал орден нищенствующих монахов, ходил в дерюге, подпоясанной веревкой, читал проповеди птичкам и призывал всех следовать его примеру. К моменту смерти его орден - орден францисканцев - получил официальное признание и стал самым многочисленным в Европе.


Кем был: российским императором
На что променял: отстранившись от управления страной, уехал путешествовать
Возраст кризиса: 48 лет
Причина: чувство вины


Легенда о старце Федоре Кузьмиче появилась через десять лет после смерти Александра I. Люди говорили, что в Сибири появился некий странник, лицом чрезвычайно напоминающий императора Александра Благословенного. Старец тот хранит молчание относительно своего прошлого (правда, пару раз оговорился, что был кем-то очень влиятельным и променял заботы на «свободу духа»), ведет жизнь праведную и постную, совершает чудеса исцеления и учит детей, принимая только пищу в качестве подаяния.

Народ верил, что боготворимый им император, который привел Россию к победе в Отечественной войне 1812 года, не умер, а инсценировал свою смерть, чтобы уйти странствовать, - в этом отразилась вся русская любовь к сказкам и властителям.


Впрочем, даже если факт отшельничества императора Александра I был легендой, следует признать, что в последние годы жизни император терзался чувством вины за то, что участвовал в убийстве собственного отца, императора Павла, и за то, что вел многочисленные войны, в которых погибло множество народу - более мудрый правитель, вероятно, сумел бы этих жертв избежать. Александр неоднократно говорил о своих планах отречения от престола, увлекался мистицизмом, принимал при дворе всяческих проповедников экзотического толка. Царь не находил удовольствия в светских развлечениях и все больше ратовал за «освобождение от страстей через духовный путь». Правда, министр Аракчеев сумел при помощи искусной интриги разогнать эзотерическую братию и утвердить при дворе позицию официальной церкви, однако Александр в ходе этого экзорцизма совершенно потерял вкус к жизни и полностью удалился от государственных дел. Де-факто власть полностью перешла к Аракчееву, а император отправился путешествовать, чтобы разогнать хандру. По официальной версии, в пути, в Таганроге, вдали от столицы, Александра I настиг брюшной тиф, от которого он скоропостижно скончался. Дальше начинается легенда.


Кем был: лучшим шахматистом планеты
На что променял: на жизнь обывателя в Калифорнии
Возраст кризиса: 27 лет
Причина: добился цели


В 1956 году 13-летний Роберт Фишер стал победителем чемпионата США по шахматам, в 15 лет - самым юным гроссмейстером в мире. Фишер был суперзвездой и вел себя соответственно. Был капризен, эксцентричен, требовал невероятные гонорары за игру, установил непомерные расценки за интервью - и все равно отказывался разговаривать с журналистами. И да, он был настоящим гением, великим математиком и гениальным режиссером шахматной игры. Каждый турнир с его участием превращался в первоклассное шоу. Главной интригой в шахматном мире стала борьба Фишера за звание чемпиона мира. Русские не отдавали шахматную корону на протяжении 25 лет, это противостояние было символическим знаком превосходства социализма над «загнивающим Западом». В 1970 году Фишер наконец выиграл у Спасского и получил баснословный гонорар - 250 000 долларов. Это был его величайший триумф и исполнение всех желаний. А как известно, исполнения желаний нужно бояться. После матча гений пожертвовал большую часть гонорара какой-то странной церкви и поселился в калифорнийской глубинке, переезжая с одной дешевой квартиры на другую, пока не осел в подвале дома своей старой знакомой. Фишер ничем не занимался, гулял по городу, читал журналы и вел себя так, будто никакого великого шахматного шоу не было в его жизни. Почему он это сделал, не понимал никто. Фишер стал первым чемпионом, чья корона ушла другому из-за неявки бывшего короля. На все приглашения, на любые предложения Фишер отвечал отказом. Журналисты полагали, что Бобби просто боится поражений и хочет навсегда остаться в памяти поклонников на пике своей карьеры, что он сломался, потеряв цель. Так продолжалось двадцать лет. Однако в 1990 году случилось невероятное: Фишер согласился сыграть матч-реванш со Спасским, причем матч чрезвычайно скандальный. Битва должна была происходить в Югославии, которую Америка в тот момент считала врагом. США объявили, что приговорят Фишера к 10-летнему тюремному заключению, если он нарушит требования эмбарго и приедет в Югославию. А он приехал и выиграл турнир с призовым фондом в 5 миллионов долларов! Остаток жизни Фишер провел в Венгрии, Японии, на Филиппинах и в Исландии, скрываясь от американского правосудия. После смерти гения оказалось, что на его наследство претендуют сразу несколько вдов, одна из которых даже умудрилась в судебном порядке добиться эксгумации тела - только чтобы выяснить, что Фишер не был отцом ее ребенка.


Кем был: королем Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии
На что променял: на титул герцога и жизнь пенсионера во Франции
Возраст кризиса: 42 лет
Причина: женщина


Жизнь Эдуарда VIII можно было бы назвать «сказкой об анти-Золушке». Принц полюбил девушку из народа, однако вместо того, чтобы сделать ее принцессой, сам отрекся от престола и уехал жить в другую страну. Правда, возлюбленная Эдуарда оказалась вовсе не работящей простушкой из сказки, а дважды разведенной американской светской львицей из газетной хроники (о эти свежие, рослые, жадные американские барышни начала XX века!). Впрочем, еще до романа с Уоллис Симпсон принц прославился своим пристрастием к замужним женщинам. «Похоже, несчастный мальчишка остановился в своем развитии сразу после того, как достиг половой зрелости», - сокрушался его отец Георг V.


В итоге Эдуард VIII, унаследовавший трон в 1936 году, правил страной меньше года. Его роман с Уоллис был тогда в самом разгаре. Возможно, король рассчитывал, что церковь и государство уступят капризу наследника, когда тот заявил, что женится на своей любовнице, даже если это будет стоить ему отречения. Однако у Эдуарда был младший брат, и трон с легкостью отошел к нему, а узник нежной страсти был отправлен в отставку.

Была ли это великая жертва любви, или несостоявшийся король просто бежал от огромной ответственности по управлению гигантской империей в процессе Второй мировой, которая как раз собирались на горизонте? Мы никогда не узнаем. Однако остаток жизни экс-король провел в статусе светского мотылька, порхая с женой между Парижем и Нью-Йорком и являясь почетным гостем на всех модных мероприятиях.

Поль Гоген. Автопортрет с желтым Христом. 1890 г.

Поля Гогена можно корить за многое – измены официальной супруге, безответственное отношение к детям, сожительство с несовершеннолетними, богохульство, крайний эгоизм.

Но что это значит в сравнении с величайшим талантом, которым наградила его судьба?

Гоген – это сплошь противоречие, неразрешимый конфликт и жизнь, похожая на приключенческую драму. А ещё Гоген – это целый пласт мирового искусства и сотни картин. И совершенно новая эстетика, которая до сих пор удивляет и восхищает.

Жизнь обычная

Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в весьма незаурядной семье. Матерью будущего художника была дочь известной писательницы. Отец – журналистом политического журнала.

В 23 года Гоген находит хорошую работу. Он становится преуспевающим биржевым маклером. Но по вечерам и в выходные он рисует.

В 25 он женится на голландке Метте Софи Гад. Но их союз – не история о великой любви и почётном месте музы великого мастера. Ибо искреннюю любовь Гоген испытывал лишь к искусству. Которую жена не разделяла.

Если и изображал Гоген супругу, то редко и довольно специфично. Например, на фоне стены серо-коричневого цвета, отвернувшейся от зрителя.


Поль Гоген. Метте спит на диване. 1875 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com

Однако супруги родят пятерых детей, и, пожалуй, кроме них их в скором времени ничего не будет связывать. Метте считала занятия живописью мужа пустой тратой времени. Она выходила замуж за обеспеченного маклера. И хотела вести комфортную жизнь.

Поэтому однажды принятое мужем решение бросить работу и заниматься только живописью для Метте было сильнейшим ударом. Их союз, конечно, не выдержит такого испытания.

Начало искусства

Первые 10 лет брака Поля и Метте прошли спокойно и благополучно. Гоген был лишь любителем в живописи. И рисовал только в свободное от биржи время.

Более всего Гогена прельщали . Вот одна из работ Гогена, написанная с типичными для импрессионизма бликами света и милым уголком сельской местности.


Поль Гоген. Птичник. 1884 г. Частная коллекция. The-athenaeum.com

Гоген активно общается с такими выдающимися живописцами своего времени как Сезанн, .

Их влияние чувствуется в ранних работах Гогена. Например, в картине “Сюзанна за шитьем”.


Поль Гоген. Сюзанна за шитьем. 1880 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. The-athenaeum.com

Девушка занята своим делом, а мы словно подглядываем за ней. Вполне в духе Дега.

Гоген не стремится ее приукрасить. Она сгорбилась, что сделало ее осанку и живот малопривлекательными. Кожа же “безжалостно” передана не только бежевым и розовым, но и синим и зелёным цветами. А это уже вполне в духе Сезанна.

А некоторая безмятежность и умиротворение взяты явно у Писсарро.

1883 год, когда Гогену исполняется 35 лет, становится переломным в его биографии. Он ушёл с работы на бирже, уверенный, что быстро прославится, как живописец.

Но надежды не оправдались. Накопленные деньги быстро закончились. Супруга Метте, не пожелав жить в бедности, уезжает к родителям, забрав детей. Это означало крах их семейного союза.

Гоген в Бретани

Лето 1886 г. Гоген проводит в Бретани на севере Франции.

Именно здесь Гоген выработает свой индивидуальный стиль. Который уже будет мало меняться. И по которому он так узнаваем.

Простота рисунка, граничащая с карикатурой. Большие участки одного цвета. Яркие краски, особенно много желтой, синей, красной. Нереалистичность цветовых решений, когда земля могла быть красной, а деревья синими. А ещё таинственность и мистичность.

Все это мы видим в одном из главных шедевров Гогена бретонского периода – “Видение после проповеди или Борьба Иакова с Ангелом”.


Поль Гоген. Видение после проповеди (Борьба Иакова с Ангелом). 1888 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Реальное встретилось с фантастическим. Бретонские женщины в характерных белых чепцах видят сцену из Книги Бытия. Как Иаков борется с Ангелом.

Кто-то смотрит (в том числе корова), кто-то молится. И все это на фоне красной земли. Как будто дело происходит в тропиках, перенасыщенных яркими красками. Однажды Гоген уедет в настоящие тропики. Не потому ли, что его цвета более там уместны?

В Бретани был создан ещё один шедевр – «Жёлтый Христос». Именно это картина является фоном к его автопортрету (в начале статьи).

Поль Гоген. Желтый Христос. 1889 г. Художественная галерея Олбрайта-Нокса, Буффало. Muzei-Mira.com

Уже по этим картинам, созданным в Бретани, видно существенное отличие Гогена от импрессионистов. Впечатленцы изображали свои зрительные ощущения, не внося никакого скрытого смысла.

А вот для Гогена иносказательность была важна. Недаром он считается зачинателем символизма в живописи.

Посмотрите, насколько спокойны и даже равнодушны бретонки, сидящие вокруг распятого Христа. Так Гоген показывает, что жертва Христа давно забыта. И религия для многих стала лишь набором обязательных ритуалов.

Зачем же художник изобразил себя на фоне своей же картины с желтым Христом? За это его многие верующие не любили. Считая такие “жесты” богохульством. Гоген считал себя жертвой вкусов публики, которая не принимает его творчество. Откровенно сравнивая свои страдания с мученичеством Христа.

А публика на самом деле с трудом его понимала. В Бретани мэр одного городка заказал портрет своей жены. Так появилась “Прекрасная Анжела”.


Поль Гоген. Прекрасная Анжела. 1889 г. Музей д’Орсе, Париж. Vangogen.ru

Реальная Анжела была в шоке. Она и представить себе не могла, что будет такой “прекрасной”. Узкие поросячьи глазки. Распухшая переносица. Огромные костлявые руки.

А рядом экзотическая статуэтка. Которую девушка расценила, как пародию на своего мужа. Ведь он был ниже ее ростом. Удивительно, что заказчики не растерзали полотно в порыве гнева.

Гоген в Арле

Понятно, что случай с “Прекрасной Анжелой” заказчиков Гогену не прибавил. Нищета вынуждает его согласиться на предложение о совместной работе. Он поехал к нему в Арль, юг Франции. Надеясь, что совместный быт будет легче.

Здесь они пишут одних и тех же людей, одни и те же места. Как, например, мадам Жиду, владелицу местного кафе. Хотя стилистика разная. Думаю, вы легко догадаетесь (если раньше не видели этих картин), где рука Гогена, а где – Ван Гога.

Информация о картинах в конце статьи*

Но властный, самоуверенный Поль и нервный, вспыльчивый Винсент не смогли ужиться под одной крышей. И однажды, в пылу ссоры Ван Гог едва не убил Гогена.

С дружбой было покончено. А Ван Гог, терзаемый угрызениями совести, отрезал себе мочку уха.

Гоген в тропиках

В начале 1890-х художником овладевает новая идея – организовать мастерскую в тропиках. Обосноваться он решил на Таити.

Жизнь на островах оказалась не такой радужной, как представлялась Гогену поначалу. Туземцы его приняли холодно, да и «нетронутой культуры» осталось мало – колонисты давно привнесли в эти дикие места цивилизацию.

Местные жители редко соглашались позировать Гогену. А если и приходили в его хижину, то прихорашивались на европейский лад.

Поль Гоген. Женщина с цветком. 1891 г. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, Дания. Wikiart.org

Всю свою жизнь во французской Полинезии Гоген будет искать «чистую» туземную культуру, селясь как можно дальше от обустроенных французами городов и деревень.

Диковинное искусство

Несомненно, Гоген открыл новую эстетику в живописи для европейцев. С каждым пароходом он отправлял свои картины на «большую землю».

Полотна, изображавшие голых темнокожих красавиц в первобытном антураже вызывали большой интерес у европейского зрителя.


Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. , г. Москва

Гоген же скрупулёзно изучал местную культуру, обряды, мифологию. Так, в картине “Потеря девственности” Гоген иносказательно иллюстрирует предсвадебный обычай таитян.


Поль Гоген. Потеря девственности. 1891 г. Художественный музей Крайслер, Норфолк, США. Wikiart.org

Невесту накануне свадьбы крали друзья жениха. Они “помогали” ему сделать девушку женщиной. То есть по сути первая брачная ночь принадлежала им.

Правда, этой обычай к моменту приезда Гогена был уже искоренен миссионерами. О нем художник узнал по рассказам местных жителей.

Ещё Гоген любил пофилософствовать. Так появилась его знаменитая картина «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?».


Поль Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897 г. Музей изящных искусств, Бостон, США. Vangogen.ru

Личная жизнь Гогена в тропиках

Про личную жизнь Гогена на острове ходит много легенд.

Говорят, художник был весьма неразборчив в связях с местными мулатками. Страдал от многочисленных венерических заболеваний. Но имя некоторых возлюбленных история сохранила.

Самой известной привязанностью была 13-летняя Техура. Юную девушку можно увидеть на картине “Дух мертвых не дремлет”.


Поль Гоген. Дух мертвых не дремлет. 1892 г. Галерея искусств Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк. Wikipedia.org

Гоген бросил её беременную, уехав во Францию. От этой связи родился мальчик Эмиль. Воспитывал его местный мужчина, за которого Техура вышла замуж. Известно, что Эмиль дожил до 80 лет и умер в нищете.

Признание сразу после смерти

Гоген так и не успел насладиться успехом.

Многочисленные болезни, непростые отношения с миссионерами, безденежье – всё это подтачивало силы живописца. 8 мая 1903 года Гоген умер.

Вот одна из его последних картин “Заклинание”. В которой особенно заметно смешение туземного и колониального. Заклинание и крест. Обнажённая и одетая в глухую одежду.

И тонкий слой краски. Гогену приходилось экономить. Если вы видели работы Гогена вживую, то наверняка обращали на это внимание.

Как насмешка над нищим живописцем развиваются события после его смерти. Дилер Воллар организовывает грандиозную выставку Гогена. Салон** посвящает ему целый зал…

Но Гогену не суждено искупаться в этой грандиозной славе. Он не дожил до неё всего чуть-чуть…

Однако искусство живописца оказалось бессмертно – его картины до сих пор поражают своими упрямыми линиями, экзотическим колоритом и неповторимой стилистикой.

Поль Гоген. 2015 г. Коллекция художника

В России работ Гогена много. Все благодаря доволюционным коллекционерам Ивану Морозову и Сергею Щукину. Они привезли на родину немало картин мастера.

Один из главных шедевров Гогена “Девушка, держащая плод” хранится в в Санкт-Петербурге.


Поль Гоген. Женщина, держащая плод. 1893 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Artchive.ru