Государство

Самый древний музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты славян Какой из перечисленных музыкальных инструментов самый старинный

Первые убедительные свидетельства о музыкальных опытах относят к эпохе палеолита, когда человек научился изготовлять инструменты из камня, кости и дерева, чтобы с их помощью производить различные звуки. Позже звуки извлекали с помощью граненого ребра из кости, и этот издаваемый звук напоминал скрежет зубов. Также изготавливали погремушки из черепов, ко­торые заполнялись семенами или сушеными ягодами. Этот звук нередко сопровождал погребальную процессию.

Самыми древними музыкальными инструментами были ударные. Иднофон - древний ударный инструмент - возник в период формирования у древнего человека речи. Продолжительность звука и многократное его повторение ассоциировалось с ритмом биения сердца. Вообще, для древнего человека музыка - это прежде всего ритм.

Вслед за ударными были изобретены духовые. Поражает своим совершенством обнаруженный в Астурисе древний прототип флейты (20 000 лет до н. э,). В ней были выбиты боковые отверстия, и принцип звукоизвлечения был тот же, что и у современных флейт.

Струнные инструменты также были изобретены в глубокой древности. Изображении древних струнных сохранились на многочисленных наскальных рисунках, большинство из которых находится в Пиренеях, Так, в пешере Cogul рядом представлены «танцующие» фигуры, «несущие смычки». «Игрок на лире» ударял по струнам ребром кости или дерева, извлекая звук. Любопытно, что в хронологии развития изобретение струнных инструментов и танец занимают одно временное пространство.
В это время появляется аэрофон - инструмент из кости или камня, внешний вид которого напоминает ромб или наконечник копья.

В отверстия в дереве продевали и закрепляли нити, после чего музыкант рукой проводил по этим нитям, перекручивая их. В результате появлялся звук, напоминающий гул. Чаще всего играли на аэрофоне по вечерам. Звук, исходящий от этого инструмента, напоминал голос духов. Этот инструмент был усовершенствован в эпоху мезолита (3000 лет до н. э.). Появилась возможность звучания двух и трех звуков одновременно. Этого достигали, вырезая вертикальные отверстия. Несмотря на примитивность способа изготовления подобных инструментов, такая техника долго сохранялась в некоторых частях Океании, Африки и Европы.

Среди музыкальных инструментов, используемых древними цивилизациями, мы находим духовые: флейты (tigtigi) и гобой (abub). Мы знаем, что население Месопотамии, подобно египтянам, обладало высокой техникой изготовления духовых инструментов из тростника. Они модифицировали инструменты на всем протяжеРЅии существования своей цивилизации. Вскоре наряду с флейтой был изобретен пишик, который способствовал появлению гобоя. В этом инструменте звук извлекался с помощью быстрой вибрации воздуха в пищике, а не от ударов потоков воздуха по мундштуку, как это происходит в флейтах. Из струнных широко использовалисьлиры (algar) и арфы (zagsal), которые имели еще очень небольшие размеры

Часто корпус музыкального инструмента был расписан. Подтверждение этому мы видим на экспонатах, найденных в гробницах государства Ур (2500 лет до н.э.). Один из них находится в Британском музее. Поражает также множество ударных инструментов. Об этом часто свидетельствует иконография, ба­рельефы, посуда, вазы, стелы. Как правило, роспись на них указывает на использование больших барабанов и маленьких литавр, а также кастаньет и систров. На более поздних экспонатах встречаются также цимбалы и колокольчики.

Инструменты и репертуар передавались по наследству следующим поколениям, жившим на территории Месопотамии. К 2000 г. до н.э. ассирийцами была усовершенствована арфа и соР·дан прообраз первой лютни (pantur).

Во все времена и цивилизации людская душа требовала чего-то большего, извините за сравнение, чем простое удовлетворение плотских потребностей. И одно из этих хотений была потребность в музыке...Много-много лет тому назад, в древности, музыка брала свое начало у первобытных людей в виде хлопков и притопов, чуть позже люди научились извлекать звуки из окружающей их естественной среды, с помощью повседневных предметов обихода, и наконец, люди стали усовершенствовать эти же предметы до получения первых музыкальных инструментов. В разных уголках мира люди по-разному учились извлекать звуки из предметов, и древние музыкальные инструменты по всему миру достаточно непохожи друг на друга. Древнейшие музыкальные инструменты изготавливались из подручных средств: камня, глины, дерева, шкуры убитых животных, а также использовались рога убитых животных для всяких ритуальных обрядов.

Развитие древних цивилизаций Европы привело к созданию музыкальных инструментов, использовавшихся для увеселения и развлечения. Особенно большой вклад в современные искусства сделали древние греки и римляне, у коих музыкальное ремесло было очень в почете. Об этом говорят сохранившиеся многочисленные музыкальные инструменты и даже летописи. А вот в культуре славян музыкальные инструменты уважались и ценились не во все времена, и далеко не у всех. Надо отметить, что овладением любой техникой музыкального искусства в древности имели право только мужчины, так как это считалось ремеслом.
Славяне придавали музыкальным инструментам сакральный смысл. Считалось, чтобы играть на музыкальных инструментах, надо продать душу дьяволу... Также древние музыкальные инструменты часто использовались для сигнальных целей или для исполнения обрядов, как например, карпатская трембита - самый длинный в мире музыкальный инструмент, длина его может составлять 2,5 м.


Материал трембиты не меняется и по сей день: это смерека (пихта европейская). Особенно богат на предания славянский народ.....Считается, что трембиту надо делать из смереки, в которую попала молния, а такое в Карпатах происходит часто.

Наши предки думали, что у каждого музыкального инструмента есть душа, и если человек, игравший на этом инструменте, умирал, то с ним хоронили и инструмент. Исконно русскими народными инструментами еще можно считать травяную дудку (обертоновая флейта), двойную свирель (двуствольная флейта - на рис. ниже) - одни из древнейших инструментов кустарного изготовления.

Также наши предки заменяли музыкальные инструменты бытовыми предметами, создавая звучание. Такими предметами часто были ложки, заслонки, ведра и т.п., а еще они использовали природные материалы (кору деревьев, рога животных, стволы растений, бересту).

На Руси первое музыкальное искусство как-то не было особо развито, им занимались в основном пастухи. А вот такие народы, как украинцы и белорусы, очень любили повеселиться, а в Белоруси даже обозначили музыку как профессию: создавались древнейшие ансамбли, приглашались на праздности, веселья, свадьбы. И даже был обязательный набор звучавших вместе инструментов, у западных славян это были , а у южных славян — волынки и .В конце XIX — начале XX веке многие традиционные музыкальные инструменты у русского народа были заменены (струнные), а затем .

Музыкальные инструменты нашего времени - это результат работы не одного поколения музыкантов и мастеров, это долгий процесс развития культуры и цивилизации в целом. Так давайте ценить и уважать то, что прошло через годы усовершенствований, прежде чем попасть к нам в руки - искусство воспроизводить музыку!

Греческая богиня мудрости Афина придумала флейту, бог Пан изготовил пастушью дудку, а тем временем индийский бог Нарада изобрёл и подарил людям арфообразный инструмент – вину. Но это только мифы. Музыкальные инструменты придумали люди. Это не удивительно, ведь человек и есть – первый музыкальный инструмент. А звук, который он издает - это его голос.

Голосом первобытный человек, передавал информацию соплеменникам и сообщал о своих эмоциях: страхе, радости, любви. Чтобы «песня» была интереснее, он топал ногами и хлопал в ладоши, стучал камнем по камню и бил по натянутой шкуре мамонта. Так, предметы, окружавшие человека, стали превращаться в музыкальные инструменты.

Если разделить инструменты, по способу извлечения из них звука, то получится три группы – ударные, духовые и струнные. Так почему же стучал, во что дул и что дергал первобытный человек? Мы не знаем, какими именно были первые музыкальные инструменты, но мы можем это предположить.

Первые ударные инструменты были сделаны из высушенных шкур животных и всевозможных полых предметов: деревянных колод, скорлуп крупных плодов, позже глиняных горшков. Били по ним разными способами: пальцами, ладонями, палками. Использовались древние барабаны и бубны в ритуальных обрядах и военных действиях. А Африканские племена с помощью боя даже общались друг с другом на расстоянии.

Следующая группа – духовые . Неизвестно зачем древний человек подул в кусочек бамбука, камышовую тростинку, рог или полую кость животного, но инструментом это стало тогда, когда появились специальные отверстия. На территории современных Венгрии и Молдавии находят дудочки и пищалки, которые относятся к эпохе верхнего палеолита. А самым древнем инструментом считается флейта, найденная на юго-западе Германии. Точнее, это остатки от инструмента, напоминающего флейту, сделанную из кости лебедя, возраст которых более 35 тысяч лет! В наскальной живописи также можно встретить изображение первых духовых инструментов.

Первым струнным инструментом принято считать охотничий лук. Натягивая тетиву, древний охотник заметил, что от щипка, тетива «поёт». А натянутая жила животного «поёт» ещё лучше, а главное дольше, если потереть её волосом животного. Так появился смычок, палка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне, сделанной из кручёных жил животных, а позднее из шёлковых нитей. Это разделило струнные инструменты на щипковые и смычковые. Ещё, древние люди заметили, что натянутые на полый предмет струны резонируют - звучат громче и сочнее. Резонатором может быть глиняный сосуд, высушенная тыква, но лучше всего звучит, конечно, дерево.

Самыми древними струнными инструментами являются лира и арфа. Подобные им инструменты встречаются у всех древних народов. Урские арфы - древнейшие струнные инструменты, найденные археологами. Им более 4500 лет!

Истина в том, что мы не можем сказать, как именно выглядел первый музыкальный инструмент, но то, что музыка, пусть и в её примитивном виде была частью жизни первобытного человека, это точно!

23.09.2013

История возникновения руских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь руского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов. Шло время. Духовные связи поколений постепенно нарушались, прерывалась их преемственность. С исчезновением некогда повсеместно бытовавших в России народных музыкальных инструментов утратилось и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.

В наши дни, к сожалению, осталось не так уж и много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания простейших музыкальных инструментов. К тому же создают они свои шедевры только по индивидуальным заказам. Изготовление же инструментов на промышленной основе связано с немалыми финансовыми затратами, отсюда их высокая стоимость. Далеко не каждый может позволить себе сегодня купить музыкальный инструмент. Вот почему появилось желание собрать в одной статье материалы, которые помогут всем желающим сделать тот или иной инструмент своими руками. Вокруг нас большое количество привычных материалов растительного и животного происхождения, на которые мы порой не обращаем внимания. Любой материал зазвучит, если его коснутся умелые руки:

Из невзрачного кусочка глины можно изготовить свистульку или окарину;

Береста, снятая со ствола березы, превратится в большой рог с пищиком;

Пластмассовая трубочка обретет звучание, если сделать в ней свистковое устройство и отверстия;

Из деревянных брусочков и пластин можно сделать много разных ударных инструментов.

На основе публикаций о руских народных инструментах и опыта разных людей в их изготовлении составлены рекомендации, которые могут быть полезны в процессе работы над ними.

* * *

У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров. Древние греки приписывали Гермесу изобретение лиры: он изготовил инструмент, натянув струны на черепаховый панцирь. Его сына, лесного демона и покровителя пастухов, Пана изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника (флейта Пана).

В немецких сказках часто упоминаются звуки рожка, в финских — пятиструнной арфы кантеле. В руских сказках на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха. В украинских и белорусских сказках под звуки волынки (дуды) пускались в пляс даже животные.

Историк, фольклорист А.Н.Афанасьев, автор труда "Поэтические воззрения славян на природу" , писал, что разнообразные музыкальные тоны, рождаясь при дуновении ветра в воздухе, отождествляют "выражения для веяния и музыки": от глагола "дуть" произошли - дуда, дудка, дудеть; перс. dudu — звук флейты; нем. blasen — дуть, веять, трубить, играть на духовом инструменте; гудок и гусли — от гуду; гудеть — слово, употребляемое малороссами для обозначения дующего ветра; сравни: сопелка, сиповка от сопати, сопеть (шипеть), сиплый, свистелка — от свистать.

Звуки духовой музыки рождаются благодаря вдуванию воздуха в инструмент. Дуновение ветра воспринималось нашими предками как исходящее из открытых уст богов. Фантазия древних славян сближала вой бури и свист ветров с пением и музыкой. Так возникали сказания о пении, плясках, игре на музыкальных инструментах. Мифические представления, сочетавшиеся с музыкой, сделали их священной и необходимой принадлежностью языческих обрядов и праздников.

Какими бы несовершенными ни были первые музыкальные инструменты, тем не менее, они требовали от музыкантов умения изготавливать и играть на них.

На протяжении столетий не прекращались совершенствование народного инструментария и отбор лучших образцов. Музыкальные инструменты обретали новые формы. Возникали конструктивные решения их изготовления, способов извлечения звуков, приемов игры. Славянские народы были творцами и хранителями музыкальных ценностей.

Древние славяне чтили предков и славили Богов. Славление Богов совершалось перед священными божницами в храмах или под открытым небом. Обряды в честь Перуна (бога грома и молнии), Стрибога (бога ветров), Святовида (бога Солнца), Лады (богини любви) и т. д. сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах и заканчивались общим пиром. Славяне почитали не только невидимых божеств, но и места их обитания: леса, горы, реки и озера.

По предположениям исследователей, песенное и инструментарное искусство тех лет развивалось в тесной взаимосвязи. Возможно, обрядовое песнопение способствовало рождению инструментов с установлением их музыкального строя, так как храмовые песни-молитвы исполнялись с музыкальным сопровождением.

Византийский историк Феофилакт Симокатта, арабский путешественник Аль-Масуди, арабский географ Омар ибн Даст подтверждают существование музыкальных инструментов у древних славян. Последний в своей "Книге драгоценных сокровищ" пишет: "Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели..."

В "Очерках по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века" русский музыковед Н. Ф. Финдейзен отмечает: "Совершенно невозможно допустить, чтобы древние славяне, имевшие общинный быт, религиозные обряды которых были чрезвычайно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях".

О древней руской музыкальной культуре сохранилось мало упоминаний.

Музыкальное искусство Киевской Руси

По предположениям исследователей, в Киевской Руси были известны следующие музыкальные инструменты:

Деревянные трубы и рога (духовые ратные и охотничьи);

Колокольчики, глиняные свистульки (обрядовые);

Флейта Пана, состоящая из нескольких скрепленных между собой камышовых трубочек разной длины (духовой обрядовый);

Гусли (струнный);

Сопель и свирель (духовые ратные инструменты длиной в аршин);

При подготовке статьи были использованы материалы :


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

Удивительно, но первым музыкальным инструментом считается сам человек, а звук, который он издает, – это его собственный голос. Первобытные люди при помощи своего голоса сообщали своим соплеменникам о своих эмоциях и передавали информацию. При этом, дабы прибавить яркости своему рассказу, они хлопали в ладоши, топали ногами, стучали камнями или палками. Постепенно обычные предметы, окружавшие человека, стали перевоплощаться в музыкальные инструменты.

По способу извлечения звуков музыкальные инструменты можно разделить на ударные, духовые и струнные. Как и когда впервые человек стал использовать предметы для создания музыки, неизвестно. Но историки предполагают следующее развитие событий.

Ударные инструменты изготавливались из тщательно высушенных шкур животных и разнообразных полых предметов: скорлуп крупных плодов, больших деревянных колод. По ним люди били палками, ладонями, пальцами. Извлекаемые мелодии использовались в ритуальных обрядах и военных действиях.

Духовые инструменты изготавливали из рога животных, бамбуковой и камышовой тростины, полых костей животных. Подобные предметы стали музыкальным инструментом, когда человек додумался сделать в них специальные отверстия. На юго-западе Германии были найдены остатки древней флейты, возраст которой превышает 35 тысяч лет! Более того, упоминания о подобных инструментах имеются на древних наскальных рисунках.

Первым струнным инструментом считают охотничий лук. Древний охотник, натягивая тетиву, заметил, что от щипка она начинает «петь». А если провести по натянутой жиле животно пальцами, она «поет» еще лучше. Звук будет долгим, если жилу потереть волосом животного. Так человек придумал смычек и палку с натянутым на нее пучком волоса, которым водили по струне из жил животных.

Самыми древними, с возрастом более 4500 лет, являются лира и арфа, которыми пользовались многие народы того времени. Конечно, точно сказать, как выглядели те старинные инструменты, невозможно. Одно понятно, что музыкальные инструменты, пусть и достаточно примитивные, были частью культуры первобытных людей.