Семья и Дети

Савелий богатырь святорусский. Образ и характеристика савелия в поэме кому на руси жить хорошо

Н. Некрасов создал немало замечательных крестьянских образов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Из их числа выделяется столетний старик, немало тягот переживший на своем веку. Но, несмотря на возраст, он сохранил еще силу и крепость духа. «Богатырь святорусский» - такое определение получает в произведении дедушка Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание глав 3,4 части 3

Мужики-странники, решившие непременно найти ответ на поставленный в названии поэмы вопрос, узнали об этом герое от молодой женщины, Матрены Тимофеевны. «Тоже счастливец был», - отмечает она во время рассказа о своей жизни.

Матрена познакомилась с дедом Савелием, когда ему исполнилось уж около ста лет. Он жил отдельно от семьи сына, в своей горнице, и единственный ласково и заботливо относился к молодой жене внука. Герой всегда любил лес, где и в пору глубокой старости любил собирать грибы и ягоды, ставить силки на птиц. Такова первая характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» - поэма о жизни крестьян до и после рубежного 1861 года. История жизни старика, которую он поведал невестке, знакомит с временами, когда и мужики считались повыносливее да порешительнее, и кабала ощущалась не так сильно: "Раз в три года что-нибудь дадим помещику и достаточно", - говорил герой. И хотя немало трудностей выпало на его долю: и крепостная жизнь, и долгая каторга, и поселение - однако главное испытание ждало Савелия впереди. В старости он недоглядел за правнуком, которого загрызли свиньи. После этого ушел из дома, а вскоре поселился в монастыре, где до последних дней на этом свете молился за грехи: свои и чужие.

Чем же привлекателен образ Савелия в произведении «Кому на Руси жить хорошо»?

Внешность героя

По словам Матрены, старик и в сто лет выглядел рослым и крепким, так что больше смахивал на огромного медведя. С большой, давно не стриженной сивой гривой. Согнувшийся, но все еще поражавший своим величием - в молодости, по его рассказам, он в одиночку выступил против медведицы и поднял ее на рогатине. Теперь, конечно, мощь была уж не та: герой часто задавал вопрос: «Куда силушка былая делась?» Тем не менее Матрене казалось, коль распрямится дедушка во весь рост, непременно пробьет головой дыру в светелке. Таким описанием дополняется характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» повествует о молодых годах героя, включая рассказ о том, как он оказался на каторге.

Вольная жизнь

Во времена дедовой юности его родные корежские места являлись глухими и непроезжими. Леса да болота, раскинувшиеся вокруг, были хорошо знакомы местным крестьянам, но наводили страх на чужаков, включая барина. Некрасов не просто так вводит в поэму - с этого, по сути, начинается характеристика Савелия - «Кому на Руси жить хорошо» сочетание «корежский» край. Оно само по себе уже символизирует неимоверную физическую силу и выносливость.

Итак, помещик Шалашников к мужикам не заглядывал вовсе, а полицейские приезжали раз в год для сбора дани. Крепостные приравнивали себя к вольным: платили мало и жили в достатке, как купцы. Поначалу еще давали оброк медом, рыбой, звериными шкурами. Со временем, как подходил час выплаты, рядились нищими. И хотя Шалашников порол их так, что «шкуру» на целый век закалил, крестьяне, которые за вотчину стояли, оказывались непреклонны. «Как ни дери, а всей души не вытрясешь», - так думал и Савелий. «Кому на Руси жить хорошо» показывает, что характер героя закалялся и креп в условиях, когда он и его товарищи чувствовали свою свободу. И потому уже до конца жизни нельзя было изменить ни этого убеждения, ни гордого нрава. В сто лет Савелий также выступал за право быть независимым, в том числе и от родственников.

В своем рассказе дедушка обратил внимание еще на один момент - не всегда терпел издевательства мужик русский. Помнил он время, когда народ хотел и мог за себя постоять.

Протест против самоуправства

После смерти Шалашникова крестьяне надеялись, что теперь совсем свобода настанет. Но наследники прислали управляющего-немца. Тот сначала прикинулся тихим и спокойным, оброка не требовал. А сам хитростью заставил крестьян высушить болото и прорубить просеку. Когда опомнились, было поздно: по глупости сами дорогу к себе проложили. Вот тут-то их купеческое житье закончилось - отмечает в своем рассказе Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо» - произведение, в котором представлены лучшие В случае с немцем автор показывает то единение народа, о котором всегда мечтал. Оказалось, что сломить привыкших к вольной жизни мужиков было непросто. Восемнадцать лет они кое-как сносили власть управляющего, но пришел предел и их терпению. Однажды Христиан Христьяныч заставил их рыть яму, а к концу дня возмутился, что ничего не сделано. В уставших людях - работали не покладая рук - вскипела накопившаяся за годы злоба, и неожиданно пришло решение. Савелий легонько, плечом, подтолкнул немца к яме. Стоявшие рядом девять его товарищей тут же все поняли - и через несколько минут ненавистного Фогеля живьем закопали в той самой яме. Конечно, за такой поступок последовало наказание, но в душе каждого осталось удовлетворение от того, что не покорился. Не случайно старик на слово «каторжник», адресованное ему сыном, всякий раз отвечал: «Клейменный, да не раб». И это одно из главных качеств героя, которым он всегда гордился.

Каторга

Двадцать лет каторги и столько же поселений - таков был приговор бунтовщикам. Но он не мог изменить отношения к жизни у людей, к которым принадлежал Савелий. Образ героя из произведения «Кому на Руси жить хорошо» в новых испытаниях закалился еще больше. Порка в остроге, а потом в Сибири после неудавшихся побегов в сравнении с наказаниями Шалашникова казалась ему лишь ничего не стоящим мазаньем. Тяжелый труд тоже был не в новинку. Савелий даже сумел скопить денег, на которые, вернувшись в родные места, построил дом. Прежним осталось стремление к независимости и свободе. Вероятно, поэтому из всей семьи старик выделял только жену внука, Матрену. Она была такой же, как он: непокорной, целеустремленной, готовой к борьбе за собственное счастье.

Отношения с домочадцами

Это еще одна важная составляющая рассказа о герое - в итоге именно из мелких деталей складывается в небольшой главе характеристика Савелия.

«Кому на Руси жить хорошо» - поэма о «счастливцах». Но можно ли отнести к ним человека, который чувствовал себя одиноким в своей семье? Матрена отметила, что дедушка не любил общаться с родней и потому поселился в горнице. Причины были просты: чистый душой и добрый по натуре Савелий не мог принять злобы и зависти, царивших в семье. Сын старика не обладал ни одним из качеств, свойственных его отцу. В нем не было ни доброты, ни искренности, ни тяги к труду. Зато отмечались безразличие ко всему, склонность к праздности и выпивке. Мало отличались от него жена и оставшаяся в старых девках дочь. Чтобы как-то проучить родственников, Савелий порой начинал шутить. Например, подбрасывал сыну оловянную «монету», сделанную из пуговицы. В результате последний возвращался из кабака побитый. А герой только посмеивался.

Позже одиночество Савелия скрасят Матрена и Демушка. Уже после смерти ребенка старик признается, что рядом с внуком его ожесточившиеся сердце и душа оттаяли, и он вновь почувствовал себя полным сил и надежд.

История с Демушкой

Гибель мальчика стала для старика настоящей трагедией, хотя истоки случившегося нужно искать в самом укладе русской жизни того времени. Свекровь запретила Матрене брать с собой в поле сына, якобы мешавшего работать, и за ребенком стал приглядывать столетний Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо» - характеристика ее героев не всегда получается веселой - это поэма о тяжелых испытаниях, справиться с которыми не каждому по плечу. Вот и в данном случае повидавший многое на своем веку герой вдруг по-настоящему ощутил себя преступником. Он так и не смог простить себя за то, что уснул и не доглядел за дитятей. Неделю не покидал Савелий своей каморки, а потом ушел в лес, где всегда чувствовал себя свободнее и увереннее. Осенью же поселился в монастыре, чтобы покаяться и молиться. Он просил у Бога, чтобы сжалилось сердце матери-страдалицы и чтобы она простила его, неразумного. А еще душа старца болела за все крестьянство русское, страдное, с нелегкой судьбой - об этом он расскажет при встрече, случившейся спустя несколько лет после трагедии, Матрене.

Мысли о народе

Характеристика Савелия из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» будет неполной, если не упомянуть об отношении героя к русскому крестьянству. Страдным и вместе с тем мужественным называет он народ, способный вынести в этой жизни любое испытание. Руки и ноги вечно скованы, по спине словно прошли, а в груди - «Илья-пророк … гремит … на колеснице огненной». Так описывает мужика герой. Затем добавляет: истинный богатырь. И завершает свою речь словами о том, что и после смерти человеческие страдания не заканчиваются - в этом, к сожалению, слышатся мотивы смирения старца-послушника. Ибо на том свете ждут несчастных те же «муки адские», - считает Савелий.

«Кому на Руси жить хорошо»: характеристика «богатыря святогорского» (выводы)

Подводя итоги, можно отметить, что облик героя воплощает лучшие качества русского человека. Само повествование о нем напоминает народную сказку или былину. Сильный, гордый, независимый, он возвышается над остальными героями поэмы и, по сути, становится первым бунтарем, вставшим на защиту народных интересов. Однако сравнение героя со Святогором не случайно. Именно этот богатырь считался на Руси одновременно самым сильным и самым бездеятельным. В своих размышлениях о дальнейшей судьбе народа Савелий приходит к мало радующему выводу: «Богу ведомо». Следовательно, этот образ из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» весьма противоречив и не дает ответа на вопрос странников. А потому и повествование о поисках счастливого не заканчивается до той поры, пока не встретится мужикам молодой и деятельный Гриша.

Множество судеб проходит перед глазами странников поэмы Н.А.Некрасова, отправившихся искать счастливых. Образ и характеристика Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многогранны и разносторонни. Богатырь Савелий святорусский предстает реально. Его легко описать, но сложно понять.

Внешность героя

Читатель знакомится с персонажем, когда ему уже много лет. Всего Савелий прожил 107 лет. Сложно представить, каким он был в молодости, но богатырское телосложение не спрятала старость. Внешность старика схожа с царем северных лесов – медведем:

  • большая сивая грива (копна волос), которую не трогали ножницы больше 20 лет;
  • большущая борода;
  • согнутая в дугу спина.

Сам себя Савелий сравнивал с деревенским колодцем

…на очеп я похож.

Удивительно правдиво такое сравнение: крепкое вековое строение с кристально чистой водой.

Особенность характера

О Савелии странники узнают из рассказа Матрены Корчагиной. Савелий – дед ее мужа. В образе богатыря соединились несколько типов простого русского человека. Основная черта – героизм. Святорусский богатырь обладает огромной силой, он защищает страну, народ. Но Савелий – не воин:

«…жизнь его не ратная, и смерть ему не писана в бою…».

Дед Савелий – истинный христианин. Он держится на вере, молится о своей судьбе и за всю крестьянскую страну. Автор не придает персонажу сказочности, он реален и страшно грешен. На нем 2 человеческие смерти: управляющего немца и ребенка. Дед грамотен и остр на язык. Это удивительная особенность русского человека. Пословицы, поговорки, песни, пророчества насыщают и украшают речь Савелия. Простой мужик святорусский схож с богатырями Древней Руси и со святыми, вольно гуляющими по земле.

Судьба богатыря

Савелий прожил длинную жизнь, понятно, что в ней было множество событий. Он не все поведал Матрене, но того, что рассказал, хватило, чтобы его принял читатель, и полюбила сильная женщина. Дед жил в селе Карежине, куда не могли добраться помещики и управители. Посылали крестьяне редкие оброки и барщины. Но перехитрил крестьян немец. Превратил он жизнь свободолюбивых крестьян в каторгу. Недолго терпели мужик. Закопали они Фогеля живым. Подтолкнул к яме управляющего Савелий, произнес одно слово:

«Наддай»,

Товарищи молча поддержали. Этот эпизод подтверждает желание русского народа избавиться от рабства и говорит об уважении к старику. Пережил Савелий плети. 20 лет каторги, столько же поселения. Совершает мужик побеги и снова попадает под побои.

Крестьянин на каторге сумел накопить денег. Как в таких невыносимых условиях может человек думать о будущем? Это автору неизвестно. Вернулся он к родным, но они относились к нему хорошо, пока были деньги. Окаменело сердце богатыря от горя. Растопило его только отношение к нему маленького Демушки – сына Матрены. Но и здесь судьба сыграла злую шутку: проспал старик ребенка,

«…скормил свиньям…».

От горя за свой грех Савелий уходит в монастырь на покаяние. Он просит у Бога прощения и вымаливает смягчения материнского сердца. Такой же длинной как жизнь была и смерть у старика: он заболел, 100 не ел, сох и «хирел».

Характер героя поэмы

У Савелия много положительного, именно поэтому автор описывает персонаж устами женщины. Он единственный из семьи мужа принял ее и пожалел. Старик умеет шутить, юмор и сарказм помогают ему не замечать жестокости родственников. Он усмехается как радуга, смеется не только над окружающими, но и над собой. Добрая душа прячется и не каждому открыта.

Сильный мужской характер. Многие находящиеся рядом с Савелием не выдерживали тягот. Они сдавались. Савелий стоял до конца, не отступал, «перетерпливал». Он пытается сравнивать плети: одни «драли» больно, другие плохо. Мог Савелий стоять под розгами и не морщиться. Кожа крестьянина задубела, хватило ее на сто лет.

Свободолюбие. Дед не хочет быть рабом:

«…Клейменный, да не раб!».


Гордость. Старик не терпит по отношению к себе унижений и оскорблений. Он восхищается прошлыми поколениями.

Храбрость. Савелий ходил на медведя с ножом и рогатиной. Когда однажды он наступил в лесу на спящую медведицу, то не убежал, а начал с ней драться. Богатырь поднимает могучего зверя на рогатине. Хрустнуло в спине мужика, но до старости не сгибался он от боли.

Простой русский мужик выделяется среди других героев. Он умеет отличить истинную доброту ото лжи и обмана. Его характер крепок. Не спорит дед по пустякам, не связывается с глупыми людьми, не пытается перевоспитывать родню. Каторга для него обретает более широкий смысл – это вся его жизнь.
Савелий верит, что все русские мужики – богатыри, они терпеливы и мудры. Жалеет старик, что растерял силу под розгами и палками. Расходится удаль богатырская по мелочам, а могла бы изменить всю Русь, вернуть вольность крестьянину, принести счастье.

Одного из главных героев поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” - Савелия - читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика:

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно, как из лесу,
Согнувшись, выходил.

Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил в семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют “клейменым, каторжным”. А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: “Клейменый, да не раб.
Интересно понаблюдать, как Савелий не прочь подшутить над членами своей семьи:

А крепко досадят ему -
Подшутит: “Поглядите-тко
К нам сваты!” Незамужняя
Золовушка - к окну:
ан вместо сватов
- нищие!
Из оловянной пуговки
Дед вылепил двугривенный,
Подбросил на полу
-
Попался свекор-батюшка!
Не пьяный из питейного
-
Побитый приплелся!

О чем свидетельствует такое отношение между стариком и его семейством? Прежде всего в глаза бросается, что Савелий отличается как от своего сына, так и от всех родственников. Сын его не обладает никакими исключительными качествами, не гнушается пьянства, почти напрочь лишен доброты и благородства. А Савелий, наоборот, добр, умен, незауряден. Он сторонится своих домочадцев, по-видимому, ему претят мелочность, зависть, злоба, характерные для его родственников. Старик Савелий - единственный, кто в семье мужа был добр с Матреной. Старик не скрывает всех тягот, которые выпали на его долю:

“Эх, доля святорусского
Богатыря сермяжного!
Всю жизнь его дерут.
Раздумается временем
О смерти - муки адские
В ту-светной жизни ждут”.

Старик Савелий очень свободолюбив. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Савелий - настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. В молодости Савелий обладал недюжинной силой, никто не мог с ним соперничать. К тому же жизнь раньше была иной, крестьяне не были обременены тяжелейшей обязанностью платить оброки и отрабатывать барщину. Как говорит сам Савелий:

Не правили мы барщины,
Оброков не платили мы,
А так, когда рассудится,
В три года раз пошлем.

В таких обстоятельствах и закалился характер молодого Савелия. Никто не давил на нею, никто не заставлял чувствовать себя рабом. К тому же сама природа была на стороне крестьян:

Кругом леса дремучие,
Кругом болота топкие,
Ни конному проехать к нам,
Ни пешему пройти!

Сама природа защищала крестьян от вторжения барина, полиции и прочих нарушителей спокойствия. Поэтому крестьяне могли спокойно жить и работать, не чувствуя над собой чужой власти.
При чтении этих строк вспоминаются сказочные мотивы, потому что в сказках и легендах люди были абсолютно свободными, сами распоряжались своей жизнью.
Старик рассказывает о том, как справлялись крестьяне с медведями:

Нас только и тревожили
Медведи... да с медведями
Справлялись мы легко.
С ножищем да с рогатиной
Я сам страшней сохатого,
По заповедным тропочкам
Иду: “Мой лес!” - кричу.

Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, предъявляет свои права на окружающий его лес Именно лес - с его нехожеными тропами, могучими деревьями - является настоящей стихией богатыря Савелия. В лесу богатырь ничего не боится, он настоящий хозяин безмолвного царства вокруг себя. Именно поэтому в старости он оставляет семью и уходит в лес.
Единство богатыря Савелия и окружающей его природы представляется несомненным. Природа помогает Савелию стать сильнее. Даже в старости, когда годы и невзгоды согнули спину старика, все равно в нем чувствуется недюжинная сила.
Савелий рассказывает, как в молодости его односельчанам удавалось обманывать барина, скрывать от него имеющиеся богатства. И пусть за это приходилось немало вытерпеть, зато никто не мог упрекнуть людей в трусости и безволии. Крестьяне смогли уверить помещиков в своей абсолютной бедности, поэтому им удавалось избегать полного разорения и порабощения.
Савелий - очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Конечно, он сам к таким людям не относился:

Отменно драл Шалашников,
А не ахти великие Доходы получал:
Сдавались люди слабые,
А сильные за вотчину
Стояли хорошо.
Я тоже перетерпливал,
Помалчивал, подумывал:
“Как ни дери, собачий сын,
А всей души не вышибешь,
Оставишь что-нибудь!”

Старик Савелий с горечью говорит о том, что теперь уже в людях практически не осталось самоуважения. Теперь преобладают трусость, животный страх за себя и свое благополучие и отсутствие желания бороться:

Вот были люди гордые!
А нынче дай затрещину -
Исправнику, помещику
Тащат последний грош!

Молодые годы Савелия прошли в атмосфере свободы. Но крестьянская свобода не была долгой. Барин умер, а его наследник прислал немца, который сначала вел себя тихо и незаметно. Немец постепенно сдружился со всем местным населением, понемногу наблюдал за крестьянской жизнью.
Постепенно он втерся в доверие к крестьянам и велел им осушить болото, затем вырубить лес. Одним словом, крестьяне опомнились только тогда, когда появилась великолепная дорога, по которой до их богом забытого места можно было легко добраться.

И тут настала каторга
Корежскому крестьянину -
нитки разорил

Вольная жизнь кончилась, теперь крестьяне сполна ощутили все тяготы подневольного существования. Старик Савелий говорит о народном долготерпении, объясняя его мужеством и душевной силой людей. Только по-настоящему сильные и мужественные люди могут быть столь терпеливыми, чтобы вытерпеть над собой подобные издевательства, и столь великодушными, чтобы не прощать подобное отношение к себе.

А потому терпели мы,
Что мы
- богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик
- не богатырь"?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою
- а богатырь!

Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях:

Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней - сломалися.
А грудь? Илья-пророк

По ней гремит-катается
На колеснице огненной...
Все терпит богатырь!

Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия.
Но, разумеется, убийство управляющего не осталось безнаказанным:

Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он - всего лишь игрушка в руках судьбы.

Поэт-гражданин, поэт революционной борьбы, Н.А. Некрасов, написавший поразительные по силе и чувству стихи о своих соратниках Добролюбове, Чернышевском, Писареве, не мог не обратиться в своем творчестве к новому для русской литературы образу - образу народного заступника.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» показано, что зреют в народе силы, способные встать на защиту чести и достоинства людей низкого звания. Поэт представляет сразу несколько характеров людей, готовых вступить в борьбу за униженный и оскорбленный русский народ, находящийся в кабале. Среди них Савелий, богатырь святорусский, народный правдолюбец Яким Нагой, славящийся «строгой правдою, умом и добротой» Ермил Гирин, знающий, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет», Гриша Добросклонов.

Как одного из тех, кто за «вотчину стояли хорошо», рисует Некрасов Савелия-богатыря, видя в нем воплощение народной силы и мужества. Ни розги, ни каторга не смирили его со своей участью. «Клейменый, да не раб», - говорит он о себе. В нем сочетаются такие качества, как чувство собственного достоинства и ненависть к угнетателям, недюжинная сила и свободолюбие, любовь к природе и стойкость. Читая строки, посвященные Савелию, мы понимаем, что только по-настоящему сильные и мужественные могут быть такими терпеливыми и великодушными, чтобы переносить те страдания, которые выпали на их долю.

А потому терпели мы,

Что мы - богатыри.

В том богатырство русское.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик - не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою - а богатырь!

Говоря о народных богатырях мужицкого царства сермяжной Руси, Некрасов находит удивительные, поистине эпические сравнения:

.. .Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие

Прошли по ней - сломалися...

...И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится...

Ужли не богатырь?

Любимое словечко народного мстителя Савелия - наддай - помогает увидеть в нем человека, способного не только подбодрить, но, главное, сплотить, увлечь и повести за собой. Это-то слово и определит судьбу гордого богатыря. Вспоминая молодые годы, старик Савелий рассказывает о том, как восемнадцать лет терпели крестьяне произвол жестокого немца-управляющего, во власти которого фактически оказалась вся их жизнь. Постоянные издевательства с его стороны не могли не вызвать возмущения людей. И однажды они не выдержали и убили немца.

Кабак... острог в Буй-городе,

Там я учился грамоте,

Пока решили нас.

Решенье вышло: каторга

И плети предварительно...

...А жизнь была нелегкая.

Лет двадцать строгой каторги,

Лет двадцать поселения...»

Рядом с Савелием в поэме встает еще один величавый образ русского крестьянина - деревенского праведника Ермила Гирина. Само появление в мире рабства и разнузданного произвола таких, как он, служит для Некрасова основанием для веры в будущую победу народа и источником бодрого чувства, пронизывающего поэму:

Сила народная,

Сила могучая -

Совесть спокойная,

Правда живучая!

Не борьбой, как Савелий, а трудом и умением хочет изменить Ер-мил Гирин судьбу вечно угнетенного. Грамотный, он становится писарем, а потом, благодаря человечному отношению к людям, избирается бурмистром. Честный, порядочный, умный, однажды Гирин, спасая брата от рекрутчины, совершает несправедливый поступок. И грех, взятый им на душу, не дает ему покоя.

Не пьет, не ест; тем кончилось,

Что в деннике с веревкою

Застал его отец.

«С тех пор, как сына Власьевны

Поставил я не в очередь,

Постыл мне белый свет!»

Образ Ермилы Гирина, отказавшегося от должности, трагичен, но не может не вызвать уважения благородством, честностью, состраданием к людям. Окружающие Г ирина люди ценят его за это. И как показывает эпизод с покупкой мельницы, народ в нужную минуту готов прийти ему на помощь, ответить добром на добро. Ситуация, описанная Некрасовым, возможно, не самая типичная, но она позволяет поэту сказать, что в единстве и взаимопомощи простого народа сокрыта великая сила.

Яким Нагой - еще один мужик, с каким странники повстречались в своих поисках счастливого на Руси. Казалось бы, какой из него защитник:

Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле;

И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

В первых же строках о нем сказано:

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет.

Но есть в нем черточка, позволяющая и его причислить к народным заступникам: Яким Нагой защищает душу народную. Изможденный, потерявший силы и здоровье, во время пожара он спасает не накопленные тридцать пять целковых, а висящие в избе на стенке картинки, единственную радость его убогого и серого существования. Картинки - это символ чего-то прекрасного, что таится в измученной народной душе, случай позволяет поэту сказать читателю о присущей трудовому народу душевной красоте, которая, как известно, «спасет мир».

И все же будущее России, уверен Некрасов, за такими, как Гриша Добросклонов: грамотными, наиболее сознательными людьми из народа, посвятившими свою жизнь борьбе за народ. Образ семинариста Гриши Добросклонова, которому «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь», отразил не только надежды поэта на светлое будущее, но и его жизненные идеалы. Быть гам, где «трудно дышится, где горе слышится», - жизненная цель Добросклонова. В его песнях звучит даже не призыв к борьбе за освобождение, а констатация того, что борьба уже началась:

Рать подымается -

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Этот образ, по мысли поэта, заключал единственно возможный ответ на поставленный в поэме вопрос о возможности счастья в тогдашней России. Истинно счастливыми Некрасов считал лишь самоотверженных борцов за народное благо, тех, кто, как Гриша Добросклонов, слышал «в груди своей силы необъятные», чей слух услаждали «звуки лучезарные гимна благородного» - «воплощение счастия народного».

Как видим, и герой поэмы, и ее автор полны веры в то, что счастье человека - в революционном служении народу. Веры, основанной, как показала история, на достаточно утопичных идеях того времени, когда люди свято верили, что соберется с силами русский народ и научится быть гражданином.

Тайна прозвища Савелия, богатыря святорусского

О Савелии, дедушке мужа Матрёны, читатель узнаёт из её рассказа. В образе Савелия соединяются сразу два героических типа русского народа. С одной стороны, он богатырь – человек необыкновенной силы, защитник своей земли и своего народа, хоть и не воин: «И жизнь его не ратная, и смерть ему не писана в бою – а богатырь!»

С другой стороны, Савелий - богатырь Святой Руси, христианского наследия, человек верующий, мученик. У него множество примет святости: он претерпел телесные истязания, имеет увечье, совершил не один смертный грех (убив управляющего и став невольной причиной смерти Дёмушки), перед смертью пророчествует, обещая мужчинам три дороженьки (кабак, острог да каторга), а бабам три петли (шёлку белого, красного и чёрного). Савелий обучен грамоте, много молится и читает святцы.

Святая Русь для православного – та сильная страна времён Киевской Руси, когда народ боролся с врагом «за веру православную, за землю Русскую». Савелий подобен одновременно и богатырям, и святым древности, рождённым в вольной земле, живущим по законам православным, истинным законам совести.

Портрет Савелия

Савелий очень стар. Всего он прожил 107 лет, а с Матрёной познакомился в возрасте 100 лет. Он огромного роста, так что Матрёне кажется, что, распрямившись, он пробьёт потолок. Матрёна сравнивает его с медведем. Его большущая, 20 лет не стриженная грива называется сивой, борода тоже большущая (повторяющиеся эпитеты усиливают качество).

Согнутая спина Савелия - это символ русского человека, который гнётся, но не ломится и не валится. В молодости в лесу Савелий наступил на сонную медведицу, и, испугавшись однажды в жизни, всадил в неё рогатину, при этом повредив спину.

Объясняя Матрёне свою богатырскую природу, Савелий даёт обобщённый портрет богатыря, совпадающий с его собственным: руки кручены цепями, ноги кованы железом, на спине сломались целые леса, на груди катается Илья-пророк и гремит колесницей (гиперболы).

Характер Савелия и обстоятельства, сформировавшие его

В момент знакомства с Матрёной Савелий жил в особой горнице и никого не пускал в неё, несмотря на протесты семьи. Эту горницу он пристроил, вернувшись с каторги. Позже он сделал исключение для своего маленького правнука и Матрёны, спасавшейся от гнева свёкра.

Семья не жаловала Савелия, когда у него закончились скопленные на каторге деньги. С домашними он не спорил, хотя мог подшутить над сыном, который обзывал его каторжным и клеймёным. Улыбка дедушки сравнивается с радугой.

У старика была привычка иногда говорить слова-афоризмы, связанные с его прошлой жизнью и каторгой: «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть».

В своём преступлении, за которое Савелий попал на каторгу, он не раскаивается. С его точки зрения, терпеть было нельзя, хотя терпение - это свойство русского богатыря. Зато Савелий раскаивается в том, что стал причиной смерти правнука. Он приползает к Матрёне на коленях, уходит в леса, а затем на покаяние в монастырь. При этом Савелий способен поддержать Матрёну, сочувствовать ей.

История отношений Корёжинских мужиков и их господ – это история порабощения Святой Руси. Савелий как будто родом из тех древнерусских «благодатных» времён, когда крестьяне были свободными. Деревня его была в таких глухих болотах, что барин не мог доехать: «Нашей-то сторонушки три года чёрт искал». Жизнь в глуши была сопряжена с жестокой охотой, так что Савелий «окаменел , лютее зверя был», и только любовь к Дёмушке смягчила его.

Оброк барину Шалашникову мужики отдавали только тогда, когда он их драл. Для них это было то же самое, что военный подвиг: они стояли за вотчину, они побеждали Шалашникова.

Савелий – человек простой и прямой , под стать барину Шалашникову. Он не смог справиться с хитростью немца Фогеля, управляющего наследника, который незаметно поработил крестьян, до нитки разорил. Такое состояние Савелий и называет каторгой.

Мужики терпели восемнадцать лет: «Наши топоры лежали – до поры». А потом живьём закопали немца Фогеля, которого Некрасов назвал Христьяном Христианычем (сарказм). Именно Савелий первым толкнул немца в яму, именно он приговаривал: «Наддай». Савелий обладает качествами бунтаря .

Савелий умел использовать любые обстоятельства себе во благо . В остроге он выучил грамоту. Через 20 лет каторги и 20 лет поселения Савелий вернулся на родину, скопив денег. Начиная рассказ о Савелии, Матрёна иронично называет его счастливцем . Принимая удары судьбы, Савелий не унывал и не боялся.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»