Деньги

Сборник идеальных эссе по обществознанию. Федор сологуб правда сердца анализ произведения

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне.

(3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше

обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут

отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это

верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года,

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил

свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не

любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком

серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

– Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

– (8)А я во Францию, – говорил Бубенчиков, – и перейду во французское

подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

– И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где

спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и

ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом,

ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над

ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно

представила себе далёкое поле битвы – и он, большой, сильный, упадёт,

сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому,

уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала:

«Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась.

(22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему

тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит

русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня.

(28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники

почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось

солнечно-светлым, – он держал шляпу в руке, – и лёгкий ветерок развевал

его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался

очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники.

(36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться.

(40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки.

(42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге,

маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

– Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд.

(48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки

воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами.

(50)Он сказал:

– Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не

пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму.

(53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

– Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня

возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку

и повторял:

– Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

– Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете

представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна

Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась.

(66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

– Мама, поди сюда!

(68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были

счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков.

(71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

– А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление.

(72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

– Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? – спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

– Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

– Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

– Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу*)

* Фёдор Сологуб (1863–1927) – русский поэт, писатель, драматург,

Показать текст целиком

Я полностью согласна с писателем,ведь любовь,в первую очередь,доказывается своими поступками,готовностью пожертвовать всем,даже своей жизнью,что,к сожалению,не так часто встретишь в современном мире.
Примером того,что человек готов сделать и на какие жертвы пойти ради своей

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 1 из 3 К2

Война - это самое страшное, что может случится в жизни человека. Война губит жизни, рушит судьбы миллионов людей. Но если она все-таки началась, обязанность человека - встать на защиту своей страны, своего народа. Русский писатель Федор Сологуб поднимает в данном тексте проблему выполнения долга перед своим Отечеством.

Рассуждая о проблеме, Ф. Сологуб рассказывает о двух героях, которые не желали отбывать воинскую повинность.

Один из них, Козовалов, с досадой говорил о желании переехать в Африку, другой, Бубенчиков – о том, что хочет перейти во французское подданство. Этим была недовольна Лиза, слова которой отчётливо показывают бесчестие молодых людей: «И вам не стыдно! Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться». Этим двум героям автор противопоставляет Пауля Сеппа. Его призвали на войну, и он не стал искать убежища. Читатель видит, что герой настроен решительно в следующих словах: «Походка его была решительная и твердая, и глаза его смело глядели вперёд». Автор изображает Пауля смелым и решительным человеком, который способен отдать жизнь за родную страну.

Позиция автора однозначна и выражена чётко. Писатель убеждён в том, что долг заключается в том, чтобы в случае войны смело защищать Отечество, а не пытаться уклониться от призыва. Публицист с гордостью и уважением пишет о тех, кто готов отдать свою жизнь ради мирного неба над его страной.

Я разделяю точку зрения писателя. На мой взгляд, прятаться, когда страна нуждается в поддержке и помощи каждого, очень низко и недостойно. Люди, которые верны воинскому долгу, вызывают уважение окружающих.

Многие писатели обращались к проблеме выполнения долга перед Родиной. Вспомним поэму А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». Центральный герой произведения – Василий Тёркин – обычный русский парень, который искренне любит Отечество и свой народ, с юмором воспринимает любые жизненные невзгоды и находит выход даже из самого трудного положения. Благодаря своей отваге он стал примером народного героя, что вполне заслуженно.

Следующий литературный пример, как мне кажется, является ещё одним аргументом в пользу того, что выполнение долга перед Родиной – подвиг, достойный бесконечных слов благодарности. Обратимся к роману Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». Герои, еще совсем мальчики, отправляются на войну добровольцами. Попав на фронт, ребята узнают на собственном опыте всю горечь потерь, все тяготы военного времени. Но они хотят мира и покоя для своей страны и близких. Поэтому молодые бойцы храбро идут в атаку, глядя прямо в глаза опасности и смерти.

В заключение хочу сказать, что долг перед Родиной заключается не в высказывании лестных слов о ней, а в готовности отдать свою жизнь ради её светлого будущего. И людям, которые в своё время выполнили его, мы должны быть безмерно благодарны.

В чем заключается долг перед Родиной?Именно над этим вопросом задумывается Ф. Сологуб в своем произведении?

Комментируя данную проблему, стоит обратить внимание на то, как отреагировали Бубенчиков и Козовалов на слух, что призыв на военную службу будет раньше обычного, и отсрочки студентам не предвидится.Молодые люди не хотели воевать."Бубенчиков слишком любил свою молодую и...ценную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным." Поэтому юноши подумывали об отъезде из России в другие страны, чтобы избежать войны.Их поступки и мысли говорят нам о том, что ничего не связывает их с Родиной,и они не готовы встать на защиту Отечества.

Полной противоположностью молодым людям является Пауль Сепп.Родиной этого юноши была Эстония, но молодой человек встал в ряды солдат, идущих на защиту России.Пауль изменился как внешне так и внутренне"походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд."Юноша понимал, что он обязан встать на защиту страны, которая связывает его с самым дорогим человеком, а именно с Лизой.Слова и поступки Пауля дают нам понять, что он готов отдать свою жизнь, но защитить страну, подарившая ему человека, который готов идти за ним даже на смертный бой.

Я полностью согласна с мнением Ф Сологуба.Стоит обратиться к событиям истории нашей страны.Когда 22 июня 1941 без предупреждения немецкие войска пересекли границу Советского Союза,тысячи людей добровольно отправились военкомат.Туда шли как студенты, так и старики.Все понимали, что их Родина в опасности, что если они не встанут на ее защиту, то никто не встанет.В каждый дом провожал уходивших на фронт солдат, которые обещали защитить Родину и свою семью, выгнать немецких фашистов назад в Германию и обязательно вернуться.

Таким образом, каждый из нас должен любить свою Родину, защищать ее, чтобы никто не посмел осквернить ее просторы.

Обновлено: 2019-02-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Сочинение по тексту в формате ЕГЭ в 2019 году изменилось, но по-прежнему трудно его написать. На занятии электива в 10 классе Л.Д. Гусенцова показывает, как, двигаясь от проблемы к авторской позиции, можно понять художественный текст.

Тема элективного занятия: От проблемы к авторской позиции

Образовательные: формулировать основную проблему текста и второстепенные проблемы.

Развивающие: развивать умение учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, ответственность за свои поступки.

Ход занятия

I. Организационный момент. Приветствие, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Известный философ Михаэль Лайтман утверждал, что «внутренний рост осуществляется только посредством решения различных проблем. Нет проблем – нет возможности для развития».

Сегодня на занятии нам предстоит решать множество проблем, а значит, у нас будет повод для внутреннего развития и роста.

II. Определение темы, цели и задач урока.

Мы продолжаем готовиться к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Тема нашего занятия звучит так: «От проблемы текста к авторской позиции».

– Привычно ли звучит для вас эта формула? Нет ли в ней противоречия? (Обычно бывает наоборот: от позиции автора мы мы двигаемся к определению проблемы текста).

– Действительно. Но всегда ли в тексте есть четко сформулированная позиция автора?

(Нет. В художественных текстах она часто не формулируется автором.)

В этом трудность работы с художественным текстом.

III. Проверка домашнего задания.

1.Информация о тексте (слайд №2).

Вам был предложен для ознакомления текст известного русского писателя, поэта и драматурга Федора Сологуба. Его настоящее имя – Тетерников Федор Кузьмич. Самый известный его роман – «Мелкий бес». Отрывок из рассказа Ф. Сологуба переносит нас в эстонскую деревушку.

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьезным.

(6)Козовалов говорил уныло:

― Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

― (8)А я во Францию, ― говорил Бубенчиков, ― и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

― И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы ― и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная. жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (ЗЗ)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, ― он держал шляпу в руке, ― и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

― Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою.

(47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд.

(48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

― Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

― Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

― Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

― Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

― Мама, поди сюда!

(68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков.

(71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

― А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

― Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? ― спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

― Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

― Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

― Он защитник Отечества. (По Ф. Сологубу*)

*Фёдор Сологуб (1863―1927) ― русский поэт, писатель, драматург, публицист.

– Какое событие всколыхнуло мирную жизнь деревни? (Первая мировая война, 1914г.)

2.Словарная работа (слайды №3, 4, 5, 6).

– Вы должны были обратить внимание на трудные или незнакомые слова в тексте, поработать с ними.

Ушкуйники рус. пираты «Северной Руси». Лодки, на которых они ходили в свои походы, назывались ушкуями. Отсюда и название самих воинов. 11 век время их походов.

Викинги морские разбойники Скандинавии 9-11 веков. Дерзкие и бесстрашные люди.

Рыцарь Парсифаль – герой средневекового эпоса, совершил много подвигов. Стал персонажем многих литературных и музыкальных произведений.

Сардонический смех – 1)прям. знач. – болезненный смех с судорожным подергиванием лица; 2)переносн. знач. язвительный, горький смех.

IV.Работа по теме урока. Выявление главной проблемы урока.

Выявление и формулирование проблемы – это важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем критериям вы будете работать именно с этой проблемой: комментировать её, выражать отношение автора и собственное отношение именно к этой проблеме.

Вспомните, какие существуют способы для выявления проблемы? (слайд №7)

1. определение темы, основной мысли, идеи автора;

2. нахождение микротем текста, опорных слов;

– Все ли эти способы мы можем использовать, работая с этим текстом? (Нет. Здесь нет предложений с явной позицией автора, т.к. это худ. текст)

– В запасе есть 2 других способа. Итак, какова тема текста? Как её определить? (Поставить вопросы о ком или о чём текст?) (слайд №8)

- Помните: тема отражает то, что на поверхности текста. Это можно выразить одним словом или словосочетанием. В данном случае лучше поставить вопрос о ком? Он не позволит уйти в сторону и заблудиться. Позже мы сможем ответить и на вопрос о чём? Но сначала поработаем с текстом.

(На доске и в рабочих листах учащихся делаются записи наблюдений над текстом).

Тема : (о ком текст?) О молодых людях.

Основная мысль текста : (что говорится на данную тему?) Одни из них не хотят идти на войну, а другие готовы защищать Родину, выполнять свой гражданский долг.

V.Формулирование проблемы текста

Мы подошли к очень важному этапу- этапу выявления проблемы и ее формулирования. Американский журналист Луис Мерлен говорил: «Всякая проблема имеет решение – простое, удобное и ошибочное». Нам нельзя ошибаться: эта ошибка может стоить 8 баллов из 24. Попробуем найти решение простое и удобное.

– Обратите внимание на ключевые слова записанного на доске (подчеркнуть ключевые слова записей на доске: «защищать родину», « выполнять гражданский долг»).

– Вспомните, как можно сформулировать проблему ? (слайд №9)

1 способ: проблема + сущ. в род. падеже;

2 способ: вопросительное предложение.

– Сформулируйте проблему этими способами.

– Примерные формулировки проблем: (на доске)

  1. Проблема выполнения гражданского долга (защиты Отечества).
  2. Должен ли человек быть готов к защите Отечества?
  3. В чем заключается долг перед Родиной?
  4. Каждый ли готов к выполнению гражданского долга- защите Отечества

VI.Поиск альтернативных проблем

Перед вами стоит задача сформулировать одну из проблем. Художественные тексты обычно многослойны, многоаспектны. Важно ли это учесть? Это даёт нам право выбора. Это позволит выбрать тот смысловой аспект, который больше соответствует вашему опыту, знаниям. Постарайтесь на начальном этап просчитать, каким путем вам будет идти легче.

– Что же поможет нам увидеть эту многослойность текста? (план)

– Вы должны были дома подготовить план. Прочитайте.

(Чтение планов, написанных дома).

№ п/п

Названия микротем

Ключевые слова

1

Отсрочки не будет

угнетены, придется отбывать воинскую повинность

2

Воевать не хотелось

слишком любил… ценную жизнь, слишком серьезным, уеду в Африку

3

Упрек Лизы в адрес молодых людей

Стыдно, должны защищать, спрятаться

4

Перемены в чувствах Лизы к Паулю

неловко, стыдно, посмеивалась, нежность, с боязливым удивлением

5

Торжественные проводы

торжественно, вся деревня, принарядились 6

6

Изменения во внешности Пауля

мешковатость исчезла, казался очень красивым, викинги, ушкуйники

7

Объяснение в любви

решительная походка, смело, влюбленными глазами, не бойтесь, полюбила, пойду за вами, повенчаемся

8

Насмешки в адрес Пауля

точно рыцарь, сардонически улыбался, к лицу воинственное воодушевление, красавец

9

Защитник Отечества

радостно, мой жених, с гордостью

Я убеждаюсь, что мы с вами шли в одном направлении. Предлагаю вам план, в котором, как мне кажется, отражен результат нашей работы. (план, слайд №10)

Какие пункты плана отражают аспект, связанный с темой гражданского долга?

Обратите внимание на оставшиеся пункты плана. (1,2,3,9, слайд №11)

Можно ли увидеть другие смысловые аспекты текста? Какими ключевыми словами их можно выразить? (Любовь, красота, слайд №12 и №13)

У нас есть возможность сформулировать другие важные проблемы текста. К каждой из оставшихся микротем можно поставить те же вопросы, которые мы ставили ко всему тексту, выявляя его тему, основную мысль, идею автора.

VII.Работа по группам: нахождение и формулирование других проблем текста (работа отражается в рабочих листах учащихся):

Задание для группы№1 : на основе пунктов плана сформулируйте разными способами проблемы со словом «любовь».

Задание для группы№2 : на основе пунктов плана сформулируйте разными способами проблемы со словом «красота».

VIII. Отчет групп о проделанной работе: озвучивание найденных проблем и обоснование их.

Проблемы сформулированы, заданы проблемные вопросы. На них необходимо ответить.

Что мы получим, ответив на них? (авторскую позицию)

Что поможет нам правильно ответить на проблемные вопросы?

(портретные и речевые характеристики, поступки и мысли героев, средства языковой выразительности и т.д.)

IX.Итоговое задание урока – его продукт.

Авторская позиция, сформулированная в виде ответов на проблемные вопросы, поможет проверить логичность сочинения. Запишите в рабочие листы сформулированную вами авторскую позицию по каждой проблеме.

Прочитайте ответы(обсуждение и корректировка записей)

X.Домашнее задание.

– Сегодня мы подготовили основу для написания сочинения.

– Напишите начало работы: К1,К2, К3 по разным аспектам текста. Выбор проблем – за вами.

– Что будет основой для примеров – иллюстраций? (микротемы текста, план)

XI.Итоги занятия.

Итак, сегодня мы работали с худ. текстом и обратили внимание на некоторые сложности в работе с ним:

многослойность, многоаспектность текста, требующая усилий для погружения в текст.

Зато есть выбор, простор для творческой работы.

Какие аспекты предложенного для работы текста были найдены?

(Заполнение магнитной доски табличками со словами: «Многоаспектность текста», «долг», «красота», «любовь»)

Определяя тему текста, мы отвечали на вопрос: о ком этот текст? Сможем ли мы теперь ответить на вопрос: о чем этот текст? (о гражданском долге, о любви, об истинной красоте)

Какой аспект этого текста вам ближе? О чем будете писать работу?

XII.Рефлексия.

Вспомните, с чего начинался наш урок. Михаил Лайтман говорил о важности решения различных проблем для внутреннего роста человека.

Попробуйте ответить на несколько вопросов, подводящих итог нашему занятию.

Лиза остановила Сеппа:

Милая, милая!

Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. Козовалов сардонически улыбался.

Мама, поди сюда!

Вот мой жених, мамочка.

Лиза говорила с гордостью:

Он - защитник отечества.

Анна Сергеевна растерянно смотрела то на Пауля, то на Лизу. Не знала, что сказать. Придумала наконец:

Такое ли теперь время? Об этом ли ему надо думать?

Бубенчиков и Козовалов насмешливо улыбались. Пауль горделиво выпрямился и сказал:

Анна Сергеевна, я не хочу пользоваться минутным порывом вашей дочери. Она свободна, но я никогда в моей жизни не забуду этой минуты.

Нет, нет, - закричала Лиза, - милый Пауль, я люблю тебя, я хочу быть твоею!

Она бросилась к нему на шею, обняла его крепко и зарыдала. Анна Сергеевна восклицала:

Ужас, ужас! Но ведь это же - чистая психопатия!

Обручальное

Мама и Сережа долго спорили:

Все наши знакомые дамы так сделали, - говорила мама. - И я так сделаю.

Нет, мама, - возражал Сережа, - ты так не должна делать.

Почему я не должна, если другие делают? - спрашивала мама.

Они не хорошо делают, - спорил Сережа, - и я не хочу, чтобы ты это сделала.

Да это - не твое дело, Сережа! - говорила мама, досадливо краснея.

Тогда Сережа принимался плакать. Мама стыдила:

Четырнадцатилетний мальчик, а плачешь, как совсем маленький.

И так продолжалось несколько дней, - все из-за кольца обручального. Мама хотела его пожертвовать в пользу раненых. Говорила Сереже:

Так все делают. Из этого большие деньги можно собрать.

Сережа настойчиво требовал, чтобы его мама так не делала.

Папа сражается, а ты его кольцо отдашь! - кричал он.

Пойми, для раненых, - уговаривала мать.

Отдай что-нибудь другое, а не кольцо обручальное, - говорил Сережа. - Деньгами дай.

Мать пожимала плечами.

Сережа, ты знаешь, у нас не так много денег. Штабс-капитанское жалованье, - на него не раскутишься.

Не покупай яблоков, накопишь побольше, чем за колечко дадут; да и мало ли на чем можно сберечь!

Спорили, спорили. Мама почему-то не решалась сделать по-своему, отдать кольцо, - уж очень горящими глазами смотрел на нее Сережа, когда об этом заходила речь.

Каждый раз, когда мама уходила, Сережа решительно говорил ей:

Мама, без кольца не смей приходить.

Наконец, решили написать отцу, - как он скажет, так и сделать. Мама написала, а Сережа в своем письме отцу ничего о кольце не писал: что-то скажет сам папа?

Перестали спорить. Но Сережа все посматривал на мамины руки. Из гимназии придет, - к маме: блестит колечко? блестит, - и успокоится Сережа. Мама откуда-нибудь вернется, Сережа бежит к ней навстречу, нетерпеливо смотрит, как мама снимает перчатки: блестит колечко? блестит, - и успокоится Сережа.


В тексте, предложенном для анализа, русский писатель Ф.Сологуб затрагивает очень важную нравственную проблему – проблему патриотизма и долга перед своей Родиной.

Автор обращается к событиям Первой мировой войны. Рисуя образы молодых людей, студентов, которые должны попасть под призыв новобранцев, Сологуб показывает их разное отношение к предстоящей службе. Бубенчикову и Козовалову воевать не хочется, поэтому один из них готов уехать в Африку, где нет войны, а другой – перейти во французское подданство. Они с иронией, даже сардонически смотрят на Пауля Сеппа, одного из шестнадцати новобранцев, отправляющихся на войну. Создавая образ Пауля, автор обращает внимание на его воодушевлённость, он идёт на войну осознанно, понимает, что его долг – сражаться за Россию. Этот душевный порыв сделал Пауля очень красивым: «обычная мешковатость исчезла, лицо казалось солнечно-светлым», он становится похожим на викинга, отправляющегося в поход.

Авторская позиция очевидна: истинный патриотизм и долг перед Родиной заключается в том, чтобы не уклоняться от призыва, а честно защищать своё Отечество в случае опасности. Авторская симпатия, безусловно, на стороне Пауля Сеппа. На его фоне Бубенчиков и Козовалов выглядят мелкими и трусливыми.

Я разделяю позицию автора: священной обязанностью каждого мужчины является защита Родины в трудный час. Российские солдаты и офицеры во все времена были олицетворением чести, достоинства и высокого патриотизма. С воодушевлением шагают к линии фронта кремлёвские курсанты – герои повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой». Крепкие, здоровые, молодые, они пребывают в восторженном состоянии, мечтают о подвигах.

Иначе и быть не могло: они шли защищать столицу. Около пяти суток занимает временной промежуток повести. За это время взрослеют мальчишки, понимая, что такое война. Трагичен финал произведения: из двухсот сорока курсантов выжил только один. Но все герои произведения – это люди, которые осознали себя частичкой великого народа, сражающегося за освобождение своей Родины. Немало примеров самоотверженности продемонстрировала Великая Отечественная война. Один из них – подвиг лётчика Алексея Маресьева. В воздушном бою самолёт Маресьева был сбит, лётчик успел катапультироваться. Более двух недель сначала на покалеченных ногах, затем ползком лётчик пробирался к линии фронта. На обмороженных ногах началась гангрена. Казалось бы, после ампутации обеих ног, он должен был смириться со своей участью инвалида и поставить точку на своей карьере. Но Алексей не собирался сдаваться. Он принял решение – вернуться в авиацию и снова сесть за штурвал самолёта. Вернувшись в строй, управляя самолётом протезами, лётчик совершил ни один десяток боевых вылетов и сбил семь вражеских самолётов. Подвиг лётчика Маресьева – это пример высокого патриотизма, ответственности, силы воли и мужества.

Долг перед Отечеством – одна из самых высоких миссий человека на земле. Честное служение Родине делает из юноши настоящего мужчину.

Обновлено: 2018-01-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вечером опять сошлись у Старкиных. Говорили только о войне. Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу; и что отсрочки студентам будут отменены. Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены, - если это верно, то им придется отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

Воевать молодым людям не хотелось, - Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьезным.

Козовалов говорил уныло:

Я уеду в Африку. Там не будет войны.

А я во Францию, - говорил Бубенчиков, - и перейду во французское подданство.

Лиза досадливо вспыхнула. Закричала:

И вам не стыдно! Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

Из Орго призвали шестнадцать запасных. Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. Ей вспомнились его ясные, детски-чистые глаза. Она вдруг ясно представила себе далекое поле битвы, - и он, большой, сильный, упадет, сраженный вражескою пулею. Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в ее душе. С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. А я, - что же я? Прыгала, как обезьянка, и смеялась. Он пойдет сражаться. Может быть, умрет. И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнет: "Прощай, милая"? Вспомнит русскую барышню, чужую, далекую».

Призванных провожали торжественно. Собралась вся деревня. Говорили речи. Играл местный любительский оркестр. И дачники почти все пришли. Дачницы принарядились.

Пауль шел впереди и пел. Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, - он держал шляпу в руке, - и легкий ветерок развевал его светлые кудри. Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. Он пел. Эстонцы с одушевлением повторяли слова народного гимна.

Дошли до леска за деревнею. Лиза остановила Сеппа:

Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

Пауль отошел на боковую тропинку. Он шел рядом с Лизою. Походка его была решительная и твердая, и глаза смело глядели вперед. Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. Лиза смотрела на него влюбленными глазами. Он сказал:

Ничего не бойтесь, Лиза. Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. А кто войдет в Россию, тот не обрадуется нашему приему. Чем больше их войдет, тем меньше их вернется в Германию.

Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

Пауль, в эти дни я вас полюбила. Я поеду за вами. Меня возьмут в сестры милосердия. При первой возможности мы повенчаемся.

Пауль вспыхнул. Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

Милая, милая!

И когда он опять посмотрел в ее лицо, его ясные глаза были влажны.

Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

Какие нежности с эстонцем! Он Бог знает что о себе вообразит. Можете представить, - целует руку, точно рыцарь своей даме!

Лиза обернулась к матери и крикнула:

Мама, поди сюда!

Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. У обоих были счастливые, сияющие лица.

Вмести с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

Анна Сергеевна с досадою проворчала:

Ну уж красавец! Ну что, Лизонька? - спросила она удочери.

Лиза сказала, радостно улыбаясь:

Вот мой жених, мамочка.

Анна Сергеевна в ужасе перекрестилась. Воскликнула:

Лиза, побойся Бога! Что ты говоришь!

Лиза говорила с гордостью:

Он - защитник отечества.

(текст по Ф.Сологубу)

Показать текст целиком

Федор Сологуб - русский поэт, писатель, драматург, публицист. Он в совершенстве владеет словом. Автор поднимает проблему осознания истинной любви на примере сложного военного времени. Любовь во все времена играет важную роль для человека.

Федор Сологуб описывает реакцию Лизы, после того, как она узнала, что ухаживающий за ней Пауль Сепп был призван служить (предложения 15-25) . Именно этот фрагмент важен для понимания проблемы. Лиза осознает, что влюблена в этого эстонца, поэтому решается на такой поступок: "Я поеду за вами. Меня возьмут в сёстры милосердия. При первой возможности повенчаемся."

Федор Сологуб считает, что проблема любви хорошо видна именно в военное время. В те моменты, когда понимаешь, что человека можешь не увидеть , осознаешь насколько он действительно дорог. Я полностью согласна с мнением автора, потому что истинную любовь можно распознать только в самые тяжелые времена. Ведь когда у нас все хорошо, то и друзей много, и сразу нужны всем и любят нас, а как только появляются какие-то проблемы, тогда и становится видно кто любит и кому дороги .

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2

Подготовка

к написанию сочинения в жанре эссе

1.Какие умения требуются от вас:

1.Владеть приёмами изучающего чтения - вы должны уметь ставить вопросы к данному тексту, уметь озаглавить этот текст, найти в нём ключевые слова.

2.Находить информацию в разных источниках.

3. Уметь передавать информацию в сжатом и развёрнутом виде.

4. Выражать словесно свои позиции и взгляды других. Этим умениям нужно постоянно учиться, и не только на уроках русского языка и литературы.

2.Требования к самому сочинению, признаки данного жанра:

- высказывания личных оценок и суждений;

Эмоциональность (применять в работе оценочные выражения, восклицательные и

вопросительные предложения);

Обращаться к читателю и к самому себе;

;язык работы присутствует разговорный.

3.Практическая работа с черновиком сочинения:

Планы сочинения:

1 план : классическое рассуждение: тезис-аргументы-вывод;

2 план : нестандартное рассуждение (необходимо показать, до какой степени вы согласны с тезисом, вынесенным в заглавие текста);

3 план : нестандартное рассуждение (рассматривается проблема с разных сторон-показываются противоположные точки зрения и выясняется ваше мнение);

4 план: это лирическая зарисовка, где пишущий выражает свои эмоции, рисует образы-картины.

4. Объём сочинения-250-300 слов.

5. Самостоятельность мышления, а не списанный текст!

6. Работаем с текстом Ф. Сологуба (проект демоверсии 2017-2018 г)

    Задаём вопросы по содержанию текста:

1) Какой слух обсуждают собравшиеся в эстонской деревне у Старкиных? (о досрочном призыве в армию).

2) Чем были угнетены Бубенчиков и Козовалов? (если слух верный, «то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче»).

3) Каким образом Бубенчиков и Козовалов хотели избежать досрочного призыва? (хотели уехать за границу).

4) Кто упрекнул героев за их такое решение? (Лиза).

5) Что почувствовала Лиза, когда узнала, что эстонец Пауль Сепп был призван досрочно? («ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно»). Почему?

6) Что взволновало Лизу? («Она вдруг ясно представила себе поле битвы» и печальный конец для своего возлюбленного).

7. Как провожали призванных? («Собралась вся деревня).

8) Как выглядел Пауль во время проводов? («Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым»).

9.Почему Лиза остановила Сеппа, когда дошли до леса? (Лиза призналась ему в любви).

10) Как отреагировал на признание Лизы Пауль? («… его ясные глаза были влажны»).

11) С какой целью Лиза позвала маму? (Лиза сказала: «Вот мой жених, мамочка»).

12) Как реагировала мать? (Мать была недовольна).

13) Чем гордилась Лиза? («Лиза проговорила с гордостью: «Он защитник Отечества»).

14. Из какого рассказа данный текст? (Из рассказа Фёдора Сологуба «Правда сердца»).

    Анализируем текст с помощью вопросов:

1) О чём этот текст?

2) Какие проблемы вы видите в данном отрывке?

    Проблема долга перед Родиной (В чём заключается долг перед Родиной?).

    Проблема истинной любви (В чём проявляется настоящая любовь?).

    Проблема зарождения любви (Что может вызвать любовь к человеку?).

    Проблема твёрдости и решительности (Что придаёт человеку твёрдость и решительность?).

    Проблема истинной красоты (Что делает человека красивым?).

3) Какую проблему вы выбрали для сочинения с учётом имеющихся аргументов в вашем багаже

знаний? (Обязательно учитывайте это условие!).

5. Тщательно продумываем