Собственный опыт

Сборник идеальных эссе по обществознанию. Перейдём к теоретической части

Какую роль играет добро в жизни человека? Такой вопрос ставит автор в данном тексте. Несомненно, добро – это светлая и бескорыстная сфера, построенная на взаимопомощи, добрых поступках, благом отношении к нашей культуре и любви к окружающей среде. Сферу добра создаем мы сами, но, к сожалению, не каждый человек понимает важность и ценность доброты. Поэтому поставленная автором проблема важна для осмысления.

Лихачев рассуждает в тексте о роли добра в нашем мире, говоря о том, что добрые дела не забываются, в отличие от злых. Добро живет в душах людей очень долго и самое важное, отмечает автор: «Оно соединяет, объединяет, роднит». Действительно, сфера добра сближает людей, делает общество прочным и сильным.


«Доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью», - говорит автор. Таким образом, человек, который совершает добрые поступки, обретает душевное спокойствие, внутреннюю силу и становится по-настоящему счастливым.

Взятые мной цитаты помогают понять, что роль добра в жизни людей действительно огромна. Доброта не только вызывает приятные чувства и эмоции, но и помогает человеку найти гармонию с собой и с окружающим миром.

Я согласна с мнением автора. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Только добро рождает в душе людей самые хорошие, бескорыстные, нравственные качества. Вспомним произведение Толстого «Война и мир». Героиня Марья Болконская никогда не отказывала в помощи нищим и больным. Она взяла на воспитание своего племянника, ухаживала за умирающим отцом и была готова забыть о себе ради других. Так, вскоре девушка обрела семейное счастье, а муж полюбил ее за искренность и отзывчивость.

Таком образом, добро вызывает дружбу и любовь, объединяет людей и делает их, безусловно, счастливыми.

Полезный материал по теме:

  1. Правильное воспитание играет значительную роль в становлении любого человека как личности. Какую роль играет воспитание в жизни человека? ЕГЭ 41 ВАРИАНТ
  2. Для чего нужна сказка? Какую роль в жизни человека она играет?
  3. Какую роль в нашей жизни играет детство? (Даниил Гранин, Марк Твен)

  1. План 1. Добро и зло – важнейшие проблемы человеческой жизни. 2. Понятие “доброта”. 3. Человек в ответе за свои поступки. 4. Добро, доброта – понятия вечные. За все, что сотворишь ты, Да воздастся тебе… Из Библии Одна из неразрешимых проблем человечества – это проблема добра и зла. Честь и совесть, любовь и нежность, патриотизм и […]...
  2. В предложенном тексте Дмитрием Сергеевичем Лихачевым поднимается такая проблема, как интеллигентность человека. Она продолжает оставаться актуальной в современное время. Раскрытие проблемы проводится в тексте на основе стереотипов, царствующих в обществе, а так же на личном жизненном опыте автора. Кроме этого, помогают развивать мысль множество риторических вопросов, также используемых в рассуждении. Дмитрий Сергеевич в своем тексте […]...
  3. Довольно часто современными гражданами употребляется словосочетание “интеллигентный человек”, но мало кто озадачивается вопросом, связанным с истинным значением данного понятия. Нам свойственно путать “интеллигентность” с “образованностью”, а эти два понятия имеют совершено разные обозначения. По – настоящему интеллигентный гражданин Дмитрий Сергеевич Лихачев стремится оказать помощь своим читателям в распознании отличий между интеллигентностью ложной и истинной. Сегодня […]...
  4. Проблемы, которые автор поднимает в этом тексте таковы. Какого человека можно считать интеллигентным? Что такое интеллигентность? Нужна ли интеллигентность вообще? Именно эти проблемы поднимает Д. С. Лихачев. Рассуждая над этими вопросами, автор считает, что интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна для окружающих, и для самого человека. Интеллигентность нужна всегда и везде. Человек должен быть […]...
  5. Каждый человек наделен способностью чувствовать. Он может чувствовать радость, злость, опасение, страх, зависть и другие чувства, в том числе любовь. Способность чувствовать — это отличительная черта человека, которая отличает людей от животных. Но нельзя жить одними чувствами, иначе можно сильно пострадать от этого. Человек, живущий только чувствами, начинает им подчиняться и жить, опираясь только на […]...
  6. В небольшом, но очень содержательном тексте автор предлагает поразмышлять над тем, как чтение книг важно для нас. Что книга это невероятный кладезь знаний, который развивает нас как личность, может пронести через разные временные эпохи, раскрывает перед нами невероятные горизонты ” Одним словом, делает вас мудрыми”. Так же автор пишет о том, что очень важно читать […]...
  7. Без литературы невозможно представить духовное развитие мыслях его человека. Но какую роль она играет в нравственные воспитании? Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста Д. С. Лихачева. Автор предлагает поразмышлять над важной проблемой-ролью и значением литературы. В тексте филолог рассуждает о знаниях, которые прививает нам чтение: ‘Литература дает нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт […]...
  8. Может ли литература изменить что-либо в человеке? Известный советский и российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев раскрывает проблему роли книг в жизни людей. В предложенном для анализа тексте автор говорит о том, как важно правильно читать нужные книги и как чтение влияет на человека. Для понимания данной проблемы важны примеры из текста, в которых рассказывается о […]...
  9. Д. С Лихачев – один из замечательных мастеров художественного слова. Его труды, посвященные духовному развитию личности и нравственному воспитанию молодых поколений, имеют очень важное значение. Вот и в прочитанном мною тексте, автор повествует об удивительных свойствах памяти. В чем величайшее нравственное значение культурной памяти? Именно эту проблему ставит в своем тексте автор. Раскрывая проблему, Дмитрий […]...
  10. Роль литературы в жизни одного человека и в истории всего человечества очень велика, ее трудно переоценить. Именно над проблемой роли книги в жизни человека размышляет советский и российский филолог, искусствовед и автор прочитанного мною текста – Дмитрий Сергеевич Лихачев. Выдвинутая Дмитрием Сергеевичем эстетическая проблема является особенно актуальной в наше время. Многие люди сейчас предпочитают посмотреть […]...
  11. Очень молодой отраслью научных исследований человека о мире считается сфера экологии. Хотя с уверенностью можно утверждать, что данная область приобретает огромное значение в жизни человека потому что, превращается планета наша в чрезвычайно зависимую от людей. Такое заключение было сделано всеми читателями, ознакомившимися с текстом Д. Лихачева, из которого следует, что “культура…дом для человека, …создаваемый самим […]...
  12. В центре нашего внимания текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, культуролога и искусствоведа, в котором описана проблема роли памяти в жизни человека и общества. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает своим читателям о роли памяти в жизни каждого человека, сравнивая ее с корнями и кроной большого дерева. Это опыт, полученный человечеством и передаваемый следующими поколениями. У памяти […]...
  13. Особенность среднерусского пейзажа складывается не только благодаря ландшафту и климату… Вступление Академик Д. С. Лихачев в своей статье анализирует особенности взаимодействия человека и природы. Д. С. Лихачев подчеркивает, что влияние человека на природу может носить не только потребительский характер, но быть конструктивным и созидательным. Проблема, которую поднял автор текста Проблема влияния природы на душевное состояние […]...
  14. В центре внимания Дмитрия Сергеевича Лихачева проблема влияния книги на внутренний мир человека. Эта проблема очень актуальна. Автор раскрывает ее, вспоминая случай из своего детства. Любовь к книгам ему привил учитель литературы, Леонид Владимирович, который умел преподнести детям самые интересные моменты из произведений так, чтобы всем захотелось прочитать книгу. Он умел удивиться искусству писателя и […]...
  15. Каждому человеку присущи определенные качества, характеризующие его как личность. Но какие-то из этих качеств сохраняются в течение всей жизни, а какие-то изменяются или остаются в прошлом. Нужно ли в наше время сохранять милосердие и сострадание к окружающим? Именно над этой проблемой задумывается Е. А. Лаптев в предложенном тексте. Автор описывает случай с молодыми врачами Артемом […]...
  16. Языку, на котором говорит человек, и языку народа отводится ключевая роль в человеческой жизни. Ведь используя язык, мы развиваем свое мышление и думаем обо всем, следовательно, посредством языка проявляется и наш менталитет. Именно тема, касающаяся значимости языка для любого человека в каждом конкретном случае, и в целом нации, была затронута русским ученым с великим именем […]...
  17. Проблема обнищания человеческой души из-за казнокрадства и стяжательства в России была актуальна во все времена. Н. В. Гоголь в свое время, изображая на балу у губернатора “толстых и тонких” чиновников, метко подметил, что среди государевых служащих нет порядочных людей. Гоголь писал, что “тонкие” бегают да суетятся, а “толстые… уж если сядут где, то сядут крепко […]...
  18. В центре нашего внимания текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, советского и российского филолога, в котором описана проблема роли книг в жизни человека. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает читателям о том, какой важный опыт может принести книга. Ведь именно она открывает в человеке чувство красоты, способна перенести его в другие миры. При этом автор уточняет, что […]...
  19. Теме культуры многие авторы посвятили свои произведения. Д. С. Лихачев в своем тексте снова стремиться затронуть проблему, связанную с бескультурьем и отсутствием духовности в обществе современного образца. Ученый считает, что причинами этого явления есть общее падение культурного уровня в мире, засилье техники, агрессивное воздействие “популярной культуры”. По мнению Лихачева, истинной культуре свойственно превращать людей в […]...
  20. Проблема, которую поднял автор текста Известный русский академик Д. С. Лихачев в одном из своих “Писем о добром и прекрасном” рассуждает о важности привития любви к чтению. Автор убеждает молодое поколение в пользе литературы, которая делает людей мудрыми, “дает… обширнейший и глубочайший опыт жизни”. Позиция автора текста Ученый считает, что в чтении не стоит искать […]...
  21. Что представляют из себя добро и зло? И почему сегодня человек несет другим больше зла, чем добра? Именно над этими вопросами задумался автор данного нам текста Дудинцев. Писатель поднимает важную проблему проявления добра и зла. “… Добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя – под великое добро”. Мне кажется предложенный текст Дудинцева именно […]...
  22. Человек – самое развитое существо на планете. Человек – это не просто высшая ступень эволюции, но и уникальное разумное существо. Каждый человек является уникальным и совершенным. Но в то же время, человек не только возвышенное существо, но и низко упавшее. Божественное и дьявольское совмещает в себе человек. Б. Паскаль сказал, что человек не должен приравнивать […]...
  23. Известный публицист и литературовед Д. С. Лихачев рассуждает в своем тексте о границах лжи и непорядочности. Автор задается вопросом: может ли человек, считающий себя интеллигентным и культурным, позволять себе бесчестные поступки? Лихачев предлагает рассмотреть, казалось бы, заурядный случай: человек взял у кого-то книгу для чтения и “забыл” вернуть хозяину. При этом у него даже не […]...
  24. По праву профессия врача считается достаточно ответственной, так как целиком и полностью человек доверяет собственное здоровье и жизнь доктору. Однако какими качествами обязан обладать настоящий профессиональный врач: холодным сердцем или душевной человеческой добротой? Данной проблемы коснулся в своих рассуждениях Е. А. Лаптев. Чтобы акцентировать внимание на этой теме, автор решил ознакомить нас с историей, посвященной […]...
  25. Предшествующие поколения оставили нам огромное и неоценимое богатство в виде архитектурных памятников, парков и скверов, литературных и живописных творений, улиц и старинных домов, семейных фотографий. Это все составляющие культурной среды человека. Огромную роль они играют при воспитании патриотических чувств к Родине, любви к родному городу и семье, в том числе. Они воспитывают нравственность человека. Проблема, […]...
  26. Дружба в жизни человека играет важную роль. Ведь мы не можем жить без друзей так, как нам всегда надо с кем-то посоветоваться или поделиться какой-то новостью. Что такое настоящая дружба и какую роль она играет в жизни человека? Над этой проблемой размышляет В. П. Астафьев. Автор убеждает нас в том, что друзья людям несомненно нужны […]...
  27. Человечество тысячелетиями копит полезную информацию, бережно хранит ее, передает из поколения в поколение. В тексте Романа Сергеевича Савинова речь идет о памяти человеческой, автор предлагает читателю задуматься над этой важной темой. Анализируя вопрос о существенности прошлого, рассказчик обращается к примеру из собственного опыта, когда напрямую пришлось столкнуться с фактом значимости воспоминаний для человека, прошедшего немалый […]...
  28. В данном тексте Сергей Иванович Сивоконь поднимает проблему качеств, характерных для талантливого человека. В предложениях 1-2 говорится о том, что главное качество талантливого человека – это любовь к людям и своему делу. Действительно, без этих качеств невозможно раскрыть свой талант, не возможно даже узнать о его существовании. Это два больших кита, на которых держится все […]...
  29. Черствость – это страшный порок человечества. Он закрывает глаза на боль людей, делает сердце жестоким. Быть черствым означает быть мертвым. Хоть сердце еще бьется, то внутри пустота. В рассказе Куприна мы видим страшную картину. Вся семья, слыша голос мольбы, осталась в своей постели. У них было все. Уютный дом, большие ворота и крепкие замки охраняли […]...
  30. Человек и природа всегда были взаимосвязаны друг с другом. Но почему же многие люди проявляют жестокость по отношению к диким или бездомным животным? В данном тексте В. Астафьев затрагивает проблему взаимоотношения человека с природой. Мы неразрывно связаны с окружающим нас миром. Природа является единственным источником нашего существования. Люди пользуются всеми благами природы, удовлетворяя свои жизненные […]...
  31. Проблема, связанная с памятью, свойственной старым вещам, затронута русским публицистом Леонидом Ароновичем Жуховицким в его размышлениях. В настоящее время нельзя отрицать возникновения тенденции к росту актуальности данной темы. Современной молодежи свойственно жить настоящим, то есть, без лишних раздумий, выбрасывая старые вещи. Однако многим из них присуще нести целую историю в себе. Размышления Л. Жуховицкого посвящены […]...
  32. Писатель и публицист Г. И. Андреев в своем тексте рассуждает над вопросом: остаются ли мать и отец самыми близкими людьми для своего ребенка? Анализируя проблему детской привязанности, Георгий Иванович повествует историю девушки, оставшейся в свое время без отца. Он ушел из семьи, поэтому девочка старалась внушить себе, что отныне папа для нее совершенно посторонний человек. […]...
  33. Есть профессия в мире – Сердце отдавать детям! Школьные годы – время, которое мы всегда вспоминаем с улыбкой на лице, это тот период, который будет жить в нашей памяти вечно. Те часы, дни, недели, годы тянулись долго, но в то же время очень быстро пролетели. Школа – место, где ты встретил своих лучших друзей, впервые […]...
  34. Как человек должен относиться к природе – вот вопрос, над которым рассуждает Г. Черников. Автор раскрывает данную проблему на примерах из повседневной жизни, когда человека наказывают силы природы по его же вине. Публицист убежден в том, что большинство катастроф происходит из-за разгильдяйства и халатного отношения человека к природе. Г. Черников призывает нас задуматься над своей […]...
  35. Человеческая память – уникальный механизм, устройство которого не поддается объяснению. Писатель Даниил Гранин в своем тексте рассуждает над вопросами: зачем дана человеку память, каково ее значение? Подчеркивая необъяснимость способности избирательного хранения информации, автор обращает внимание на то, что в памяти человека не остается самых первых 3-4 лет жизни, хотя они играют важное значение в становлении […]...
  36. Что есть для нас память? Так ли важно помнить события, которые произошли в прошлом и, возможно, никогда не повторятся снова? Чего бы мы достигли без опыта предыдущих поколений? Над этими и другими вопросами предлагает нам задуматься Дмитрий Лихачев. Наверняка, каждый из нас не раз слышал выражение “Запоминается только хорошее”. И ведь, действительно, это так. Намного […]...
  37. Патриотизм – это одна из лучших черт, присущих человеку. Любить свою Родину, ценить ее, заботиться о ее будущем – вот задача, которую ставит перед собой каждый истинный патриот. Однако есть у этого качества грань, переступив которую, ты перестаешь быть патриотом, а становишься нацистом, который любит не свою отчизну, а себя в ней. В тексте Лихачев […]...
  38. У разностороннего человека много жизненных ценностей: нравственные, культурные, общественно-политические, материальные. Все они важны для жизни, но самые главные – моральные ценности, основой которых является семья. В окружении самых близких людей человек растет, воспитывается, познает первые жизненные истины: любовь, доброту, уважение. Впоследствии он создает собственную семью и повторяет эту важную цепочку. Доказательством такого утверждения может служить […]...
  39. Жизненный путь невозможен без преград. Некоторые считают, что проблемы и Препятствия на жизненном пути человека стоит преодолевать, прибегая к прямым и решительным действиям. Другие же уверены, что любые проблемы можно решать спокойно и не спеша, не вступая в открытое противостояние с оппонентами, а ища другие пути. Мой взгляд на эту проблему: Как должен поступать человек, […]...
  40. Человек должен быть интеллигентным! А если его профессия не нуждается в интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А если эта интеллигентность сделала его “белой Вороной ” среди сотрудников, друзей, родных, становится помехой сближения с другими людьми? Нет, нет и еще раз нет! Интеллигентность нужна при любых обстоятельствах. Она нужна вам […]...

Д.С.Лихачев раскрывает проблему, рассуждая о “сферах” добра и зла. Во-первых, он подчеркивает, что “добро социально в широком смысле этого слова”. Оно объединяет и роднит людей, вызывает дружбу и любовь. Особый акцент автор делает на том, что добро вечно и несокрушимо. Во-вторых, Д.С.Лихачев противопоставляет сферу добра сфере зла. Он привлекает внимание читателей к тому, что зло, в отличие от добра, разобщает людей, дробит общество. Также заслуживает внимания высказывание о том, что “злые объединения недолговечны”. Таким образом, автор критикует зло и превозносит добро.

Позиция Д.С.Лихачева четко сформулирована и аргументирована: человек должен жить в сфере добра и сам творить добро. Это качество - самое ценное в человеке.

Для подтверждения мыслей Д.С.Лихачева обратимся к образу Наташи Ростовой, одной из главных героинь романа-эпопеи Л.Н.Толстого “Война и мир”. Наташа – отзывчивая и добрая девушка, способная к состраданию и готовая помочь. Ключевым в раскрытии образа героини является эпизод, когда она решает помочь раненым солдатам, которых перевозили через Москву после Бородинской битвы, жертвуя имуществом своей семьи. Наташа понимает, что у раненых не будет возможности выбраться из Москвы, в которую в скором времени прибудут французские войска, поэтому она предоставляет подводы, предназначенные для перевозки вещей семьи Ростовых, для перевозки раненых. Можно заключить, что Наташа проявляет доброту и милосердие, тем самым спасая жизни многих солдат.

Тема добра и бескорыстия также поднимается в рассказе А.И.Солженицына “Матренин двор”. Образ Матрены служит примером человека, способного проявлять эти важные качества души. Матрена – персонаж, у этой женщины тяжелая судьба, она пережила смерть шестерых детей, однако она не озлобилась и продолжила совершать добрые поступки. Героиня безвозмездно оказывает помощь любому жителю деревни. Мелкую картошку оставляет себе, а крупную варит своего постояльцу-рассказчику. По просьбе Фаддея Матрена отдает свою горницу Кире, приемной дочери, хотя от этого может разрушиться вся изба. А.И.Солженицын заканчивает свое произведение, говоря, что Матрена – тот самый праведник, без которого не стоит село, город и вся земля наша.

В заключение можно сделать вывод: добрые дела и поступки делают нас лучше, помогают пережить жизненные трудности и объединяют людей.

Сочинение по тексту Д.С. Лихачева обновлено: 19 августа, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Д.С. Лихачёв рассматривает проблему добра и зла. После прочтения данного текста возникает вопрос: что человеку необходимо ценить - добро или зло?

"Зло дробит общество... сепаратно по своей природе". Д.С. Лихачёв утверждает: "Злые объединения недолговечны", приводя пример жестокой волчьей стаи. А добро, в отличие от зла, крепко и надёжно, "ближе к вечности". " Оно...объединяет, роднит... вызывает симпатию, дружбу, любовь". Добро основано на гуманитарных, нравственных ценностях и не имеет практической нужды.

Не могу не согласиться с мнением Д.С. Лихачёва. Ведь добро - это светлое чувство, благодаря которому человек способен любить, стремится оказывать поддержку другим людям. Оно приносит огромную пользу. А зло и отсутствие добра, наоборот, вредят обществу, поскольку приносят только несчастья.

Аргументирую собственную точку зрения примерами из художественной литературы.

В пьесе А.Н. Островского "Гроза" показано, как злое и жестокое отношение к человеку привело к трагедии. Мать Тихона Кабаниха - злая и деспотичная женщина, которая не давала спуску его жене Катерине. Кабанова командовала ею, упрекала в неправильных поступках. А Тихон был хоть и добр, но глуп: он подчинялся приказам своей матери и бил свою жену. Катерина была несчастлива в браке, в доме Кабановой не жизнь, а каторга. Выходом её тяжёлого была любовь к Борису, племяннику Дикого. Но последняя надежда на счастье покинула Катерину: в ответ на её просьбу взять с собой в Сибирь Борис трусливо отказывает и бросает в самый тяжёлый момент. Злое отношение и отсутствие милосердия довели Катю до самоубийства.

Ярким примером добра является храбрый герой Данко из эпизода "Легенда о Данко" рассказа М.Горького "Старуха Изергиль". Когда его племя попало в беду, он решил помочь людям и повёл их через лес. Но слабые истощились в пути и стали падать духом. Неблагодарность сначала разозлила его, но Данко, человек добрейшей души, чувствовал любовь к людям и искренне желал их спасти. И юноша пошёл на подвиг. Он вырвал сердце из груди, которое от большой любви к людям горело и осветило путь им. Данко совершил добрый поступок, благодаря которому люди обрели долгожданную свободу, а сам он погиб.

Каждому из нас необходимо ценить добро и искоренять зло. Жизнь на основе добра становится лучше, прекраснее. Ведь добро - источник любви. А любовь, как известно, объединяет, согревает сердца людей.

Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Конечно, приятнее! Но дело и в другом. Зло - бродит общество. Оно «сепаратно» по своей природе. Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов.

«Волчья стая» рано или поздно кончается дракой волков.

Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.

Добро выше практической нужды!

И вот тут обратим внимание на одну черту сферы добра. Она плотнее связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим. Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.

Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории - своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, с ценностями гуманитарными в первую очередь.

Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, - изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества.

А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.

И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.

Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе - приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную, и всего человечества.

Я вспоминаю…

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СЕБЕ

Я родился в среднеинтеллигентской семье. Мой отец был инженер-электрик, добившийся высшего электротехнического образования только благодаря своей энергии и работоспособности. Уже в старших классах реального училища он зарабатывал себе на жизнь репетиторством, а в студенческие годы - и преподаванием в реальном училище Шкловского, отца известного литературоведа В. Б. Шкловского.

Известную роль сыграло для меня увлечение моих родителей Мариинским балетом, а затем озорная и увлекательная атмосфера артистической молодежи в дешевой дачной местности, под Петербургом - Куоккале. Имена многих знаменитых художников, актеров, писателей, живших в Куоккале или только посещавших ее, были для меня живыми и повседневными.

Многим в своем воспитании я обязан школам, в которых учился. В старшем приготовительном классе я учился в гимназии Человеколюбивого общества на Крюковом канале.

ГИМНАЗИЯ И РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ К. И. МАЯ

В 1915 году я поступил в Гимназию и реальное училище К. И. Мая на 14-й линии Васильевского острова. К этому времени мой отец получил в заведование электрическую станцию при Главном управлении почт и телеграфов и казенную квартиру при этой станции. День и ночь квартира наша содрогалась от действия паровой машины. Сейчас этой станции и в помине нет. Двор пустой, нет и нашей квартиры. Но тогда посещение станции доставляло мне большое удовольствие. Громадное колесо вращалось поршнем, оно блестело от масла, было необычайно красивым.

В школу Мая мне надо было ездить на трамвае, но пробиться в трамвай было чрезвычайно трудно: площадки были заполнены солдатами («нижними чинами», как их называли). Им разрешалось ездить бесплатно, но только на площадках вагонов.

Жили мы рядом с Конногвардейским бульваром, и я наслаждался тогда вербными базарами, где можно было потолкаться около букинистических ларьков, купить народные игрушки и игрушки специально вербные (вроде чертей на булавках для прикалывания к пальто, акробатов на трапециях, «тещиных языков» и пр.), полакомиться вербными кушаньями. Вербная неделя была лучшей неделей для детей в старом Петрограде, и именно здесь можно было почувствовать народное веселье и красоту народного искусства, привозимого сюда из всего Заонежья.

Ведь Петербург-Петроград не только стоял лицом к Европе, что ощущалось прежде всего в его пестром населении (немцы, французы, англичане, шведы, финны, эстонцы наполняли собой и школу К. И. Мая), но за его спиной находился весь Русский Север с его фольклором, народным искусством, народной архитектурой, с поездками по рекам и озерам, близостью к Новгороду и пр.

Гимназии и реальном училище К. И. Мая написано много. Не буду повторять всего того хорошего, что о школе уже сообщалось, отмечу только, что школа эта сыграла большую роль в моей жизни. Я чувствовал себя там прекрасно и, если бы не трудности дороги, не мог бы и желать лучшего.

Я взрослел и был как раз в таком возрасте, когда особенно тяжело переживаются военные неудачи. Обсуждение военных неудач и всех возмутительных неурядиц в правительстве и в русской армии занимали изрядное место в вечерних семейных разговорах, тем более что все происходившее было как будто тут же, рядом. Распутин появлялся в ресторанах и домах, которые я видел, мимо которых гулял; солдат обучали совсем рядом на любой свободной площади; спектакли начинались с томительного исполнения всех гимнов союзных России держав и прежде всего с бельгийского гимна «Барбансон». Национальное чувство и ущемлялось, и подогревалось. Я жил известиями с театра военных действий, слухами, надеждами и опасениями.

Школа К. И. Мая наложила сильный отпечаток и на мои интересы, и на мой жизненный, я бы сказал мировоззренческий, опыт. Класс был разношерстный. Учились и внук Мечникова, и сын банкира Рубинштейна, и сын швейцара. Преподаватели тоже были разные. Старый майский преподаватель M. Г. Горохов обучал нас два года перспективе почти как точной науке; преподаватель географии изумительно рассказывал о своих путешествиях и по России, и за границей, демонстрируя диапозитивы; библиотекарь умела порекомендовать каждому свое. Я вспоминаю те несколько лет, которые я провел у Мая, с великой благодарностью. Даже почтенный швейцар, который приветствовал нас по-немецки, а прощался по-итальянски, учил нас вежливости собственным примером, - как много все это значило для нас, мальчиков!

Учителя не заставляли нас выдавать «зачинщиков» шалостей, разрешали на переменах играть в шумные игры и возиться. На уроках гимнастики мы главным образом играли в активные игры - такие, как лапта, горелки, хэндбол (ручной мяч).

На школьные каникулы выезжали всей школой в какое-то имение на станцию Струги-Белые по дороге на Псков.

Мы выпускали разные классные журналы и даже писали и размножали собственные сочинения в духе повестей Буссенара и Луи Жаколио без преподавательского надзора.

Я жалею, что не мог ходить на все вечерние занятия и школьные кружки, - уж очень трудная была дорога в переполненных трамваях.

УРОКИ РИСОВАНИЯ

Уроки рисования в школе Мая вел наш классный наставник Михаил Григорьевич Горохов. Он всегда входил в класс серьезный, как бы «выполняющий высокий долг» (а долг его и в самом деле был высоким). Часто читал нам нотации. Учил нас корректности в обращении друг с другом, манере держаться. Помню, что ставил нам в пример учеников старших классов, в частности ученика старших классов Игоря Ивановича Фомина, впоследствии архитектора.