Семья и Дети

Сценарий мероприятия "блокада ленинграда". К дню снятия блокады ленинграда

Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных страниц в истории нашей страны. Подвиг, который не меркнет в памяти поколений. В память о мужестве и самоотверженности защитников города Ленинграда был учрежден День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.).

74 года назад, 27 января 1944 года была прорвана блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 долгих дней и ночей. В библиотеке-филиала №7 ГБУК г. Севастополя «ЦБС для взрослых» к дню прорыва блокады Ленинграда прошли мероприятия для молодежи и более старшего поколения.

22 января сотрудники библиотеки для учащихся СПТК имени маршала инженерных войск А.В. Геловани провели устный журнал «Не затихающая боль блокады».

Открылся устный журнал видеофильмом и демонстрацией фотографий блокадного Ленинграда и стихами, которые озвучивал Васильев-Юмин: «И жизнью смерть была побеждена и победили человек и город… ».

Заведующая библиотекой Людмила Павловна Стасовская попросила участников почтить погибших и умерших от голода и холода защитников Ленинграда минутой молчания. На экране демонстрировался видеофильм «Непокоренный Ленинград».

Людмила Павловна Стасовская рассказала о том, какую цену заплатили ленинградцы, чтобы выжить в блокаде, представила странички героической летописи тяжелых блокадных дней, прочитала стихи О. Берггольц «Ленинградский дневник»:

«Время - лекарь и эту роль повторяет оно со всеми.
Но бывает людская боль, над которой не властно время…».

Еще ребята услышали стихотворение Ольги Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов», историю ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады вела дневник, содержащий девять страшных строк: каждая строка посвящена смерти одного из близких.

Еще один дневник, Тани Вассоевич, строки которого стали обвинительным документом на Нюрнбергском процессе. Обе они жили на Васильевском острове. Дневники двух Тань – как две стороны медали. Темная сторона – трагическая смерть, светлая – победа выживших.

Ведущий библиотекарь читального зала Рахманова Галина Алексеевна выступила с обзором литературы «Непокоренный Ленинград», посвященному обороне и освобождению города. Большое впечатление произвел рассказ о норме хлеба блокадников, о том, что значили в то время хлебные карточки. Ребята узнали о «дороге жизни», которая помогала людям продержаться и не умереть голодной смертью. Вниманию участников была представлена книжная и фотовыставка «900 дней веры, отваги, мужества», наглядно показывающая тяжелую жизнь ленинградцев в те нелегкие для всей страны времена. Рахманова Галина Алексеевна рассказала о тяжелых испытаниях, выпавших на долю жителей осажденного закрытого города Ленинграда: о голоде и холоде, о детях и женщинах, работавших наравне с мужчинами на заводах, о защите и обороне Ленинграда советскими солдатами. Подвиг защитников Ленинграда, жителей блокадного города оставил яркий след в художественной и мемуарной литературе.

Ведущий библиотекарь Галина Рахманова познакомила участников с произведениями Н. Ходзы «Дорога жизни», В. Воскобойникова «900 дней мужества», О. Берггольц «Из блокнота 41 года», А. Чаковского «Блокада», И. Миксона «Жила, была», которые описывают героизм и стойкость жителей Ленинграда, строительство спасительной «дороги жизни» через Ладожское озеро и др.

Мероприятие вызвало у юных читателей не только сострадание и гордость за героический подвиг ленинградцев и защитников города, но и интерес к творчеству о великом подвиге героев обороны Ленинградцев.

25 января на базе библиотеки прошло заседание клуба «Круг чтения», посвященное дню снятия блокады города Ленинграда, участниками которого были Севастопольские писатели, поэты и артисты: Ильченко Н.И., Подосинникова Л.А., Кармаза А.А., Проскурякова Е.В., Зеленкина Г.А., Великая Э., Подгорная Э.А., Дегтярева Р.М. Жуковская В.А. и другие.

Кривцова Н. П.,
ведущий библиотекарь библиотеки-филиала №7
ГБУК г. Севастополя «ЦБС для взрослых»

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Составитель: Шхаева Светлана Абубекировна, учитель английского языка.

Место проведения: МОУ «Гимназия № 17».

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: формирование у учащихся осознания исторического прошлого,

сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;

воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Участники: учащиеся 7 « з » класса.

Оборудование: компакт-диск с песней «Темная ночь», слова В. Агатова, музыка Н.Богословского, «Седьмая симфония Шостаковича», «Пятая симфония Шостаковича».

Слайды: «Пискаревское кладбище», «Дорога жизни», «В блокадном Ленинграде», «Дневник Тани Савичевой».

Ведущий 1: Внимание! Внимание! Внимание!

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление. (Слайд «Оборона Ленинграда». Звучит «Пятая симфония Шостаковича»).

Ведущий 2: 68 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Чтец:

Была война, прошла война,

Над полем боя тишина.

Но по стране, по тишине

Идут легенды о войне.

Ведущий 1: Битва за Ленинград является одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города. Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и длилось более трёх лет. На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.

Блокада города и вражеские обстрелы продолжались 900 дней. За это время на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тыс. снарядов. (Слайд «Оборона Ленинграда»). Звучит песня «Темная ночь», слова В. Агатова, музыка Н.Богословского.

Ведущий 2 : В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и артобстрелов погибло 900 тыс. мирных жителей. Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению. (Слайд «Оборона Ленинграда»).

Ведущий 1: Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. (Слайд «Блокада Ленинграда»).

Чтец:

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”

Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на черную ночь. Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

Мудрено ли, что в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?..

Петр построил его на болоте,

Но прочнее его не найдешь. (Елена Рывина, “Ночь”)

Ведущий 2: Но никакие вражеские обстрелы не могли деморализовать население. В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки. (Слайд «Блокада Ленинграда»).

Чтец: Вспоминает Галина Павловна Вишневская. (Отрывок из книги “Галина”).

Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…

Чтец:

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

но мы умеем жить, хотим и будем,

Мы отстояли это право – жить.

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких

И этот город тем непобедим,

Что мы за чечевичную похлёбку

Достоинство своё не продадим.

Есть передышка – мы передохнём,

Нет передышки, снова будем драться

За город, пожираемый огнём,

За милый мир, за всё, что было в нём,

За милый мир, за всё, что будет в нём,

За город наш испытанный огнём,

За право называться ленинградцем!

Ведущий 1: Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех – закопченные лица; электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой-то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптить немилосердно, отсюда и название. И у учительницы нашей скопилась в морщинах эта копоть. Обессилевшие от голода люди постепенно стали опускаться – не мылись, покрылись вшами. (Слайд «Блокада Ленинграда»).

Чтец:

Вы памятник «детям блокады» видали?

Стоит у дороги из камня цветок,

Он символ трагедии, символ печали,

Непрожитых жизней, надежд и тревог.

Тела истощались, глаза потухали,

Он – память погибшим, он – гимн пережившим

Весь ужас тех страшных «девятисот».

Сердца замирали в надежде и страхе:

Недетские горести выпали им –

И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;

И памятник мертвым, и память живым.

Уж стали седыми «блокадные дети»,

Прошло полстолетья, а сердце болит.

И памятник этот, на постаменте,

Живым об ушедших забыть не велит. (Савченко Лидия Михайловна, дитя блокадного Ленинграда).

Ведущий 2: Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников. (Слайд «Дневник Тани Савичевой»).

Чтец:

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок,

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет,

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца – до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Это - всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явленья вник, -

Время

Возвышает

Образ Тани

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда с руки.

И гласят о жизненном накале

Сорок две святых его строки.

В каждом слове - емкость телеграммы,

Глубь подтекста,

Ключ к людской судьбе,

Свет души, простой и многогранной,

И почти молчанье о себе...

Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это – боль, которая клубится.

Это – сердце, что летит сюда...

Время удлиняет расстоянья

Между всеми нами и тобой.

Встань пред миром,

Савичева Таня,

Со своей

Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно

Шествует она,

Пусть живет, не ведая старенья,

И гласит

Про наши времена!

(Сергей Смирнов. Из поэмы «Дневник и сердце»)

Ведущий 2: Были столовые, где за талончик на 20 г крупы давали тарелку супа. Правда, суп – одно только название, но хоть что-нибудь, все лучше, чем ничего…” (Слайд “Ленинградский хлеб”).

Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие – высохли – вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Власти зарегистрировали более 250 случаев людоедства, а на рынках торговали сомнительным студнем.

Ведущий 1: Надо отметить, что предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.

По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”. (На фоне музыки показ слайдов о “Дороге жизни”).

Чтец:

Сквозь бури-шторма, через все преграды

Ты, песнь о Ладоге, лети.

Дорога Жизни здесь пробита сквозь блокаду,

Другой дороги не найти.

Ох, Ладога, родная Ладога.

Метели, штормы, грозные снега

Недаром Ладога родная

Дорогой Жизни названа.

Зимой машины мчались вереницей,

А лёд на Ладоге трещал –

Возили хлеб для Северной столицы,

И Ленинград нас радостно встречал.

И знаем мы – кровавая блокада

Исчезнет скоро, словно тень.

Растут и крепнут силы Ленинграда,

растут и крепнут каждый день. (Песнь о Ладоге. П.Богданов).

Ведущий 1: В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”.9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.

(Звучит «Седьмая симфония Шостаковича»).

Чтец:

Я помню блеск немеркнущих свечей

И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей,

Чуть согнутые плечи дирижера,

Взмах палочки - и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Все рупора Симфонию твою... (Из поэмы Л. Поповой "Седьмая симфония")

Ведущий 1: Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». (Слайд «Пискаревское кладбище»). За фигурой Родины-матери на гранитной стене строки Ольги Бергольц:

Чтец:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты - красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград.

Так пусть же пред жизнью

Бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

Ведущий 2: Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. Более 930 тыс. человек удостоились медали “За оборону Ленинграда”. (Слайд «Пискаревское кладбище»).

Чтец:

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (Минута молчания).

Говорят, тот, кто не знает истории, вынужден ее повторить. Именно поэтому так важно вспоминать даже ее страшные моменты и периоды. К таким, бесспорно, относится блокада Ленинграда. Почти 900 дней жители города выживали в немыслимых условиях, пытаясь спастись от холода, голода и натиска фашистов. Попробуем понять, как грамотно написать сценарий: «Блокада Ленинграда». Что в нем озвучить, о чем промолчать и как рассказать об этом жутком периоде в истории России современным школьникам.

Исторические факты

Прежде чем начать писать сценарий, посвященный блокаде Ленинграда, стоит вспомнить, что это за период. Именно страшные факты, героизм обычных людей должны быть в нем отражены.

Во-первых, жители города до конца своих дней вспоминали суровую зиму 41-42 годов. В тот год было отключено отопление, не работала канализация, воды в кране не было. А между тем температура на улице редко поднималась выше -18 градусов. Благоустроенные дома, таким образом, превратились в огромные холодные склепы, практически непригодные для жилья. Спасались только так называемыми печками-буржуйками. За неимением дров топились такие печки книгами, мебелью и всем, что могло гореть.

Во-вторых, фашисты не только взяли город во вражеское кольцо, но и регулярно его обстреливали, а также сбрасывали бомбы. Больше 200 тысяч снарядов и бомб было сброшено на жителей Ленинграда.

Однако по статистике, от бомбежек погибло не более 3% жителей. Остальные скончались от тотального голода. И этот факт важно внести в сценарий. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. На тот момент в городе, в принципе, не было припасов. Очень быстро люди стали голодать и использовать в пищу:

  • мучной клей (им раньше клеили обои);
  • целлюлозу;
  • изделия из кожи (куртки и сапоги обжигали на огне и варили);
  • глицерин.

И многое другое, что сложно сейчас представить. Конечно, на стол попадали и домашние любимцы, и помойные крысы.

Блокадный хлеб Ленинграда

Отдельное внимание нужно уделить хлебу, который делили между собой горожане в те тяжелые дни. В начале оккупации цифры выглядели следующим образом:

  • рабочие получали 600 граммов хлеба;
  • служащие - 400 граммов;
  • дети - 300 граммов.

Это была норма на сутки. При этом хлеб не раздавался бесплатно, его надо было покупать, даже пока шла блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия будет более честным, если озвучить в нем этот факт.

Однако уже в конце ноября 41-го года норму снизили более чем в два раза:

  1. Рабочие стали получать по 250 граммов.
  2. Дети и иждивенцы - 125 граммов.

В тот страшный декабрь от голода скончалось свыше 50 тысяч человек. После чего норму немного повысили.

В этом году в нескольких городах России провели акцию «Блокадный хлеб Ленинграда». Людям предлагали сутки продержаться на 125 граммах хлеба. При этом повара старались максимально воссоздать его рецепт. Добавляли в тесто опилки, кору и целлюлозу. Акция нашла, как своих сторонников, так и ярых противников.

Впрочем, если позволяет бюджет, можно попробовать испечь для зрителей подобный хлеб. Это сделает более живым сценарий. Блокада Ленинграда - слишком тяжелый период в истории нашей страны, чтобы говорить о ней, используя только цифры и факты.

Дневники блокадного Ленинграда

Оживить сценарий помогут воспоминания очевидцев. Правда, надо выбирать отрывки, соблюдая некоторую цензуру. Слишком страшно читать эти записи. Особенно когда речь о детях и подростках, которые пытались выжить в период блокады.

17-летняя школьница Лена Мухина писала о своих планах на жизнь, о мечтах, о своих разговорах с мамой. Но чаще всего она писала о страшном голоде. И ждала, когда этот период закончится:

«Я куплю кило черного хлеба, кило пряников, пол литра хлопкового масла, - рассуждала девушка, - наемся до отвала. Потом мы с мамой напечем разных пирожков». Но даже таким простым желаниям не суждено было сбыться, мама умерла.

Читая дневники блокадного Ленинграда, понимаешь, как мало человеку надо для жизни и для счастья. Именно воспоминания очевидцев, особенно детей, были доказательством страшной вины фашистов перед советскими людьми.

В наше время бытует мнение, что школьников не надо знакомить с подобными дневниками. Но, к сожалению, в окруженном городе их было немало. На Нюрнбергском процессе был представлен дневник 12-летней Тани Савичевой. Это всего 9 страшных записей на листочках. Каждая из них - констатация смерти близкого человека. «Все умерли. Осталась одна Таня».

Именно поэтому выдержки из дневников должны попасть в сценарий: «Блокада Ленинграда».

Каким может быть сценарий блокады?

Итак, мы непосредственно подошли к вопросу о самом сценарии мероприятия. Тут надо отметить, что есть две памятные даты:

  • 8 сентября - день, когда Ленинград оказался в фашистском кольце;
  • 27 января - снятие блокады.

И вспоминать нужно обе. А значит, стоит рассмотреть, каким может быть сценарий: «Снятие блокады Ленинграда» и сценарий: «Жизнь в окруженном городе».

Если писать план празднования освобождения города, то лучше выбрать следующие формы:

  1. Сделать мероприятие в виде концерта.
  2. Группой посетить библиотеку.

Почти 900 дней жизни в «кольце» стоит показать:

  1. В качестве экскурсии по памятным местам.
  2. Попробовать воссоздать в форме ролевой игры.

Пусть никого не смущает слово «игра». Ведь только с помощью такого приема можно точнее понять, как тяжело приходилось горожанам в те страшные дни.

В любом случае, нужно обязательно рассказать о «дороге жизни» через Ладожское озеро. Именно по ней эвакуировали часть населения из Ленинграда, а также завозили продовольствие в оккупированный город.

Сценарий самой блокады

Чтобы наглядней показать, что такое блокада Ленинграда, сценарий мероприятия лучше разделить на две части. В первой показывать наши дни, во второй - период оккупации.

Ведущих также может быть двое. Допустим, мужчина и женщина:

Ведущая (делится с коллегой ). "Почти час выбирала в интернете сносный магазин с роллами. У одних доставка только через час, другие дополнительно напитки привезти отказываются. Это какой-то кошмар".

Выходит девочка, школьница.

Девочка . "Завтра пойдем в школу. Неделю назад нас окружили немцы. Они взорвали Говорят, там хранились мука и другие крупы. Но я помню только аттракцион «Американские горки». Осада города скоро закончится, и продукты привезут. Но этого аттракциона до конца войны не будет" (информация из дневников - примечание автора ).

Ведущий при этом может соглашаться со своей коллегой или, напротив, спорить с ней. Его задача озвучивать факты и цифры:

Ведущий. "В начале осады в Ленинграде находилось 2,5 миллиона горожан. И больше 300 тысяч жителей из области. В официальных документах пишут, что в городе погибли 650 тысяч человек. Однако после снятия осады в Ленинграде осталось чуть больше полумиллиона живых людей».

И на таком контрасте построить весь позволит обычному человеку немного погрузиться в страшную атмосферу блокады. Сравнить с нашими днями.

Мероприятие ко дню снятия блокады

Сценарий «Снятие Блокады Ленинграда» можно начать с 7-ой симфонии Шостаковича. Именно она звучала осенью 41-го года в филармонии. Уже измученные голодом и бомбежкой горожане шли на концерт:

Ведущий. " Гитлер готовил городу страшную участь. «Сравнять с землей», - можно прочитать сегодня в рассекреченном документе. Никакого интереса культурная столица России для так называемых арийцев не представляла. Уже 12 октября 1941 года немцы были уверены, что в городе не осталось живых людей. И тут зазвучала музыка.

Звучит 7-ая симфония Шостаковича. Пока чтец говорит, на сцену могут выходить актеры, играющие ленинградцев, солдат. Садиться и слушать.

Ведущий. "Дмитрий Шостакович дописал свою симфонию уже в окруженном немцами городе".

Солдат. " Я не мог целый день посвятить музыке. Этот день нужен фронту. Но я мог один час послушать концерт".

Ведущий. "Позже, в дневниках гитлеровцев мы прочитаем, что именно во время этого концерта они поняли, что Ленинград не сдастся. И оказались правы. 27 января 1944 года фашисты отступились от города. Этот легендарный день чтут все жители современного Санкт-Петербурга".

Получается, в те жуткие дни люди слушали музыку, ходили в зоопарки, дети посещали школы. Вырабатывали по несколько норм на заводе, как взрослые, так и школьники. Героизм рядового жителя очень важно внести в сценарий. Освобождение Ленинграда от блокады стало возможным потому, что горожане не сдавались.

Сценарий для школьников

Психологи спорят, с какого возраста можно рассказывать детям об ужасах войны. И конкретно об окруженном фашистами городе. Считается, что аккуратно можно начать рассказывать с 3-го класса.

В 9 лет ребята уже могут понять, что такое блокада Ленинграда. Сценарий при этом должен быть мягче, чем для взрослых. В нем не стоит рассказывать о:

  • каннибализме;
  • вопиющем садизме;
  • насилии.

Но в общих чертах о самом периоде рассказать нужно. Что же можно сделать:

  1. Провести экскурсию по памятным местам Ленинграда.
  2. Посетить библиотеку, где в картинках расскажут о событии.
  3. Посетить или самим организовать концерт, посвященный блокаде.

Чем старше школьник, тем насыщеннее будет программа мероприятия.

Экскурсия или ролевая игра

Сценарий, посвященный дню снятия блокады Ленинграда, может быть написан в разных жанрах. К примеру, как детективная история. Можно предложить школьникам несколько часов «прожить в осажденном городе». Сходить в школу, на работу, купить хлеб, а также пройтись по основным блокадным местам.

Где стоит побывать:

  1. В квартире (2-ая линия Васильевского острова, 13).
  2. У памятника герою-школьнику. Известно, что во время боя с фашистами Володя Ермак закрыл телом вражескую амбразуру. У советских солдат появилась возможность самим наступать на немцев.
  3. В зоопарке. За годы войны и блокады жители города не съели ни одного животного из зоопарка. Напротив, всячески старались им помочь выжить. Особенно тяжело было бегемотихе по кличке Красавица. Нехватка воды (как говорилось выше, водопровод одно время не работал) грозила ей смертью. Бассейн Красавицы заполняли водой из Невы.
  4. У памятника детям блокады (сквер на Наличной улице).
  5. У «Опасной стороны». В городе висело 4 таблички, предупреждающие, что «это сторона улицы» наиболее опасна при артобстреле. В настоящее время доска сохранилась на Невском проспекте.

Это далеко не весь список памятных мест, которые можно посетить. Если нет времени разрабатывать свой маршрут, можно воспользоваться услугами экскурсоводов Санкт-Петербурга.

В библиотеке

Конечно, находясь в Санкт-Петербурге, легче почувствовать, что такое блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия в библиотеке, составленный на основе воспоминаний, отрывков фильмов, а также исторических фактов, поможет рассказать об этом периоде школьникам из других городов.

Ведущим может выступить библиотекарь. Сначала рассказать о войне, самом осаждении города, о героизме ленинградцев. После рассказа можно показать кино об этом периоде. К примеру, документальный фильм Сергия Лозницы - «Блокада Ленинграда». Лента длится всего 17 минут, но дает очень четкое представление о том жутком моменте в истории нашей страны.

После можно вместе просмотреть вырезки из газет и журналов. Устроить небольшой коллоквиум (обсуждение). Прочитать стихи поэтов того времени. И почтить погибших минутой молчания.

В виде концерта

В свою очередь сценарий концерта «Блокада Ленинграда» можно условно разделить на три блока:

  • песни и танцы;
  • стихи.
  • сценки.

Таким образом, будут задействованы школьники всех возрастов, если речь идет о детях. Да и взрослым людям проще воспринимать информацию в виде концерта.

Песен об оккупационном городе написано немало. В концертную программу можно взять самые популярные. Например, «Балладу о Ленинграде», «Бессмертный Ленинград», «Балладу о Тане Савичевой». Помимо этого, подойдут любые военные песни 40-х годов. Под эти песни можно показывать кадры и фотографии города, поставить танцы, или их просто могут исполнить талантливые певцы.

Стихи о блокаде не составит труда найти и подобрать более подходящие. Если это школьное мероприятие, можно предложить ребятам самим выучить понравившиеся произведения.

Сценки также могут быть разнообразными. Во время представления можно читать дневники и воспоминания людей, переживших блокаду.

P.S. Зачем вспоминать этот период?

В настоящее время можно услышать, что город Ленинград (современный Санкт-Петербург) уже более 70 лет назад был освобожден от оккупации. И, наверное, пора забыть об этом печальном событии. Но это то же самое, что предложить армянам забыть о геноциде 1915 года или евреям об Освенциме.

Это был тяжелый и страшный период. Преступление против целого города: его мужчин, женщин и беспомощных детей. Забыть - это значит простить. Однако с психологической точки зрения, мы не имеем права прощать за других людей. За 630 тысяч погибших (а это только официальные цифры).

Помимо страха, этот период в истории подарил всей огромной стране веру. В мужество и героизм. Недаром ледяное озеро получило название «Дорога жизни». Ленинградцы показали, что бороться надо до последнего. И Советский Союз боролся. Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не мужество тех храбрых людей из пасмурного города.

72 года назад была снята Блокада, которая продолжалась 900 долгих дней и ночей. Специалисты библиотек-филиалов Симферопольского района не могли не уделить это дате внимания, для читателей были проведены следующие мероприятия:

Специалистами центральной библиотеки МБУК Симферопольского района «РЦБС» для посетителей Гвардейского отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов был проведен час истории «Непокоренный Ленинград». Участники мероприятия слушали, затаив дыхание, рассказ о стойкости и мужестве людей в блокадном Ленинграде. Информационный материал был наглядно представлен видеопрезентацией. Также в стенах библиотеки к знаменательной дате оформлена книжная выставка «Выстояли и победили».

Специалистом Константиновской сельской библиотеки-филиала № 28 для учащихся 1-4 классов Константиновской общеобразовательной школы был проведен час истории «Бессмертие и сила Ленинграда». Ребята узнали о мужестве, стойкости и патриотизме ленинградцев в 900-дневной обороне осаждённого Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Большое впечатление на детей произвел рассказ о норме хлебам блокадникам, узнали о «дороге жизни», которая помогла людям продержаться и не умереть голодной смертью, о дневнике девочки-ленинградки Тани Савичевой. Познакомились со сборником стихов Юрия Воронова «Блокада».

Библиотекарь Мирновской сельской библиотеки-филиала № 58 провела для учащихся 8-х и 10-х классов Мирновской школы №1 урок памяти «900 дней надежды», посвященный Дню снятия блокады Ленинграда. Присутствующим было рассказано о том, как жил и боролся Ленинград в те страшные для него дни блокады, показан видеоролик «Блокада Ленинграда», представлены книги по теме.

Ко дню снятия блокады Ленинграда в Новоселовской сельской библиотеке-филиал № 9 была оформлена книжная выставка «900 дней и ночей мужества, отваги и стойкости…», где были представлены книги, журналы, документы, фотографии о тех страшных днях. Целый день 27 января в библиотеке для посетителей проводились мини-беседы «Непокоренный Ленинград». Для всех людей на планете город Ленинград стал символом мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа. А еще этот город стал символом неисчислимых бед и страданий, находясь в блокаде 28 месяцев. Читатели услышали историю одной ленинградской девочки Тани Савичевой, потерявшей в

блокаду всю семью, узнали о «дороге жизни», просмотрели электронную презентацию, прослушали стихотворения о ленинградцах.

В Ивановской сельской библиотеке-филиале № 24 была оформлена книжная выставка под названием «Бессмертие и сила Ленинграда» и проведен урок памяти «Запомни это навсегда». Библиотекарь рассказала о героизме, проявленном жителями блокадного города в годы Великой Отечественной войны. Затаив дыхание, участники мероприятия слушали о глубине трагедии и величии подвига людей осаждённого города. Была затронута тема о «Дороге жизни» — единственной ниточке, связывающая блокадный Ленинград с продовольственными базами.

В Лекарственской сельской библиотеке-филиале № 32 проведен урок мужества «Бессмертие и сила Ленинграда». Чем дальше от нас уходят события ВОВ, тем меньше дети знают о прошедшей войне. Данное мероприятие способствует формированию у детей чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда. Используя иллюстрации, библиотекарь и волонтеры раскрыли страшные события того времени, голод, нашли свое отражение в дневнике Тани Савичевой. Девочка вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых. Легендарная ледовая трасса проложена по Ладожскому озеру. Дорога жизни, от которой зависело спасение жителей от голодной смерти, вывоз детей, крайне истощенных людей. Волонтер библиотеки прочитала волнительные строки из поэмы Шишовой З. «Блокада» и стихотворение Берггольц. О. «Ленинградский салют». Это мероприятие никого не оставило равнодушным, помогло осознать глубину трагедии и величие подвига жителей осажденного Ленинграда. Они живы, пока мы о них помним.

Специалистом Новоандреевской сельской библиотеки-филиала № 8 совместно с Домом культуры в Новоандреевской общеобразовательной школе И.И. для учащихся 9-10 классов была проведена литературно-музыкальная композиция «У времени есть память», посвященная блокаде Ленинграда. Было рассказано о страшных событиях блокадного Ленинграда, показан видеоряд «Озеро Ладога», по которому перевозились продукты. Ребята с интересом слушали рассказ о Тане Савичевой и ее дневнике. О подвиге шофера Филиппа Сапожникова. В композиции прозвучали песни «Ах, война, что ты сделала подлая» Варум, «Дорога жизни» Розенбаума, «Священная война». Под музыку Шестаковича и Моцарта были зачитаны стихи.

Также в библиотеках-филиалах Симферопольского района были проведены следующие мероприятия: вечер-встреча «Пережившие блокаду» (Верхнекургановская сельская библиотека-филиал № 19); урок мужества «Летопись блокадного Ленинграда» (Краснозорькинская сельская библиотека-филиал № 30); урок патриотизма «Как воевали наши деды» (Кленовская сельская библиотека-филиал № 26); час памяти «Дети блокадного Ленинграда» (Школьненская поселковая библиотека-филиал № 18); урок мужества «900 дней

мужества и стойкости» (Кизиловская сельская библиотека-филиал № 54); беседа «Не смейте забывать об этом» (Солнечненская сельская библиотека-филиал № 59); урок мужества «И победили человек и город» (Широковская сельская библиотека-филиал № 17); патриотический час «Далекому мужеству верность, храня» (Урожайновская сельская библиотека-филиал № 15).

27 января – один из самых значимых дней для всех петербуржцев. День памяти и скорби в городе, который пережил страшную блокаду, длившуюся 872 дня. Завтра мы отмечаем 74 годовщину ее полного снятия. По традиции в Петербурге пройдет очень много интересных мероприятий, посвященных этому великому событию. НЕВСКИЕ НОВОСТИ публикуют список праздничных мероприятий и приглашают всех жителей и гостей города присоединиться к ним.

Возложение цветов к памятным местам

– в 09:30 на Невском проспекте, 14;

– в 11:00 на Пискаревском мемориальном кладбище;

– в 11:00 на Серафимовском кладбище;

– в 11:00 на площади Победы;

– в 11:00 на Смоленском мемориальном кладбище;

– в 11:00 на Невском воинском кладбище «Журавли»;

– в 11:00 на мемориале Красная Слобода;

– в 11:00 у Триумфальной Арки Победы (Красное село, площадь Воинской славы);

– в 11:00 на Богословском кладбище (Холм славы);

– в 12:15 на других мемориалах и местах захоронения защитников и жителей блокадного Ленинграда.

Акция «Муза блокады»

Около памятного знака Ольге Берггольц на протяжении всего дня будут звучать стихи о блокаде. Там установят сцену, а вокруг воссоздадут обстановку блокадного Ленинграда. Также в ходе мемориальной акции будет создан «Блокадный альманах», где все желающие смогут написать слова благодарности ветеранам.

Адрес: Итальянская улица, 27.

Бесплатные кинопоказы фильмов о блокаде «Городу-герою посвящается…»

С 25 по 29 января бесплатные кинопоказы фильмов о блокаде пройдут в кинотеатрах сети «Петербург-кино». Их организуют совместно с Госфильмофондом России.

Расписание:

Адрес: Московский пр., 202, кинотеатр «Дружба»

Адрес: Пограничника Гарькавого, 22, корп. 1, кинотеатр «Восход»

Адрес: Петергоф, Санкт-Петербургский пр., 17, кинотеатр «Аврора»

Адрес: Караванная ул., 12, кинотеатр «Родина»

Адрес: Новочеркасский пр., 47, корп. 1, кинотеатр «Заневский»

Зажжение факелов на Ростральных колоннах

В память о тяжёлых блокадных днях зажгут факелы на Ростральных колоннах. Огни будут гореть 27 января с 10:00 до 13:00, а затем с 19:00 до 22:00.

49-й Международный зимний марафон «Дорога жизни»

В память годовщины снятия блокады Ленинграда по Дороге жизни пробегут около 2000 петербуржцев. Подготовили сразу несколько дистанций - 42 километра 195 метров, 21 километр 97 метров и 5 километров, что позволит принять участие всем желающим.

Участники памятного мероприятия возьмут старт от мемориала «Разорванное кольцо», а финиш бегунов на самую длинную дистанцию состоится у «Цветка жизни». Традиционно перед стартом на берегу Ладожского озера у монумента «Разорванное кольцо» состоится встреча с ветеранами, посвящённая годовщине полного снятия блокады Ленинграда. Начало - в 11:00.

Акция «Во имя жизни»

В рамках акции сотрудники нового мультимедийного музея «Россия – моя история» сложат 872 цветка из старых газет - по одному за каждый из блокадных дней. А гости смогут их «оживить» в сопровождении стихов, посвящённых страшному времени.

Кроме того, у участников акции появится возможность интерактивного погружения в то суровое время, когда вокруг истерзанного Ленинграда сомкнулось кольцо блокады: в музее подготовили полномасштабную мультимедийную историческую реконструкцию «Дорога жизни». Благодаря шлемам виртуальной реальности посетители почувствуют себя непосредственными участниками строительства и героической обороны ледовой трассы. История оживёт благодаря исторической хронике в формате 3D, которую сопроводит аудиогид.

Адрес: Исторический парк «Россия – моя история», Бассейная улица, 32.

Акция памяти «900 дней и ночей»

Действо развернётся как под открытым небом, так и в стенах Капеллы. В память о героическом подвиге жителей и солдат, защищавших наш город в годы Великой Отечественной войны, молодые петербуржцы создадут живой мемориал во дворе, где выставят артиллерийские орудия и противотанковые заграждения. На фоне мемориала появится подиум, с которого прозвучат стихи о войне. Инсталляция, по задумке авторов, станет образом стойкости, мужества и твёрдости человеческой воли жителей несломленного города.

Также в этот день пройдут два концерта в зале Капеллы. На общедоступном концерте в 14:00 хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга под руководством народного артиста СССР Владислава Чернушенко исполнят песни Георгия Свиридова, Валерия Гаврилина, Исаака Дунаевского и Геннадия Гладкова. А для ветеранов и блокадников подготовили музыкальные номера в соавторстве с Домом народного творчества и досуга. Концерт начнётся в 19:00.

Адрес: наб. реки Мойки, 20.

Акция «Свеча памяти»

На площади перед Аничковым дворцом будут расставлены свечи, а окна здания станут экранами, на которые спроецируют видеоролик из коллекционных блокадных открыток и плакатов. В ходе акции развернётся театрализованная постановка, после которой состоится зажжение свечей. Затем участники отправятся к мемориалу «Блокадная полынья» на Фонтанке, откуда в годы осады ленинградцы брали воду. Там состоится возложение еловых венков и минута молчания.

Адрес: Невский пр., 39.

Концерт в Исаакиевском соборе

Песни военных лет, песни, посвященные войне, песни о мире, о Родине и о любви прозвучат в деликатных и ярких обработках, созданных специально для этого уникального коллектива. В сюжет программы тонко вплетены «Грезы» Р. Шумана, Адажио С. Барбера и молитва «Ave Maria», известная как произведение Дж. Каччини.

Поэтическую канву концерта составят стихи А. Ахматовой, О. Берггольц и Б. Пастернака в исполнении заслуженного артиста России Виталия Гордиенко. Особый блок составят произведения Владимира Высоцкого, которому 25 января исполнилось бы 80 лет.

Вход свободный.

«Победный Салют» на Марсовом поле

В Петербурге вновь пройдёт реконструкция победного артиллерийского салюта, который прогремел в Ленинграде в 1944 году и ознаменовал собой полное освобождение города от блокады.

На Марсовом поле будут установлены дивизионные орудия выпуска военных лет - те, из которых наши артиллеристы жгли немецкие танки, рвали линии обороны и расчищали путь нашей наступающей пехоте. Каждый из 12 залпов салюта будет посвящён воинскому подразделению или формированию, которое отличилось во время операции «Январский гром».

Акция памяти «Блокадный свет»

Петербургские студенты запустят в небо 900 белых и 900 чёрных шаров, символизирующих 900 блокадных дней и ночей, и минутой молчания почтут подвиг героев.

Адрес: Петропавловская крепость.

Салют у Петропавловской крепости

По традиции праздничные мероприятия ко Дню полного освобождения от фашистской блокады завершат салютом: в 21:00 у стен Петропавловской крепости прогремит артиллерийский салют, а небо над городом раскрасят тысячи ярких искр.