Семья и Дети

Сергей Безруков: «Я люблю русскую культуру. Но когда она доводится до китча — березка, балалайка, медведь, — это перебор

На большие экраны страны вышел фильм «После тебя», рассказывающий о жизни знаменитого артиста балета Алексея Темникова, чья карьера внезапно прервалась из-за травмы. Главную роль сыграл глава Московского Губернского театра Сергей Безруков. А сценаристом и режиссером картины выступила супруга артиста Анна Матисон.

Сергей Безруков в фильме «После тебя»

— Сергей, роль Алексея Темникова была написана специально для вас. Такое в вашей актерской карьере бывает часто?

— Два раза. Первым фильмом стал «Есенин», который снимался по книге моего отца. И тогда, естественно, изначально главным героем видели меня. А это — второй сценарий, который был написан под меня. Наверное, это может показаться странным, а для кого-то даже удивительным, но я так же, как все артисты, прохожу пробы, читаю сценарии, которые мне присылают. На что-то соглашался, на что-то — нет. И я благодарен Анне. Ведь это редкий случай, когда актеру везет настолько, что у него есть личный сценарист и режиссер, который действительно подарит роль. Мне, как артисту, очень важно развиваться, не стоять на месте. И в этом большая заслуга режиссеров, которые увидят в актере что-то новое, а не будут тиражировать то, что и так уже было пятьсот тысяч раз. Поэтому хочу сказать спасибо Анне за то, что она открыла во мне совершенно другой образ. Придумав такого персонажа, она подарила мне эту роль

— В фильме у вашего героя на шее висит крестик и иконка. Насколько религия важна для вас? Во что вы сами верите?

— Это не у героя, это у меня. И я их никогда не снимаю. Сразу оговорюсь: я и мой герой – это совершенно разные люди. Абсолютно нельзя сравнивать меня с Темниковым, потому что я таким никогда не был и, дай Бог, никогда не буду. (Улыбается.) Его поведение в обществе и с близкими людьми чудовищно. Скажу вам, я впервые сыграл такого откровенного подонка. Да, мой герой абсолютный подонок — если вы посмотрите, какой он в самом начале. И мне было интересно сыграть такую отрицательную личность. Мы только потом начинаем понимать, насколько больно ему внутри. Ему так больно, что он готов обижать каждого, кто находится с ним рядом, но в первую очередь он обижает самого себя. Да, в его жизни произошла трагическая ситуация, он получил травму. Но можно закрыться от всех, а можно попытаться создать действительно настоящую школу, а не то заведение для богатых тёточек, которое он имеет. При этом он их призирает, но сам ничего серьезного так и не сделал: не подготовил ученика, не создал балет, который хотел все эти годы поставить, не стал хореографом… Темников — абсолютно гениальный человек в своей профессии, но только в последний момент он очнулся. Он не попробовал — он струсил. Представьте: 20 лет быть трусом — и ничего не сделать для своей профессии, которую он бесконечно любит. Он трус! И сам себе в этом признается в монологе в троллейбусе. Он, как минимум, презирает самого себя

— В фильме даже есть момент, когда он предполагает, что над ним мог «посмеяться» Бог…

— Я думаю, Бог над ним не посмеялся, Господь всегда дает человеку шанс. В данном случае он подарил моему герою этот шанс в виде звонка из Маринки. Темников им воспользовался. Другое дело, что он поступил не по-христиански: он добровольно ушел из жизни. А это уже — сумасшествие человека, который находится вне веры в Бога. Такого человека можно назвать фанатом своей профессии, он готов пожертвовать жизнью ради того, чтобы этот балет был показан по центральному каналу. Он даже сам шутил, что балет показывают только в экстренных ситуациях: надо, чтобы случился переворот или что-нибудь в этом духе, или чтобы он умер… И он воспользовался этой ситуацией, все просчитав

— А вы можете оправдать добровольный уход из жизни своего героя?

— Я с ним не согласен. Мне кажется, нужно было дождаться премьеры, прийти на нее, да и вообще — продолжать жить. Он бы мог поставить еще не один балет. Темников — талантливый человек, и у него получилась первоклассная постановка. Почему бы ему не стать прекрасным хореографом? Не знаю. Я спорил со своим героем. Но Аня держала меня в стальных ежовых рукавицах — я это говорю в хорошем смысле слова. (Улыбается.)

Сергей Безруков с Анной Матисон на премьере фильма «После тебя»

— Как вам работалось с супругой на съемочной площадке?

— Аня – очень чуткий и вежливый режиссер, с ней невероятно легко работать. Эта картина – целиком и полностью ее заслуга. На площадке всегда царила атмосфера любви: ни одного бранного слова! Я, наверное, впервые снимался в кино, в котором никто ни с кем не ругался. Обычно оператор – с осветителями, те – еще с кем-нибудь, и так далее. Иногда артисту нужно собраться для очень важной сцены, а рядом происходит такое: кто-то горланит, кто-то кричит ему в ответ — спокойствия нет, а ты пытаешься смотреть людям в глаза и объяснять: «Дайте собраться, у меня впереди очень сложная сцена!» А здесь на площадке все работали с полной отдачей и были нацелены на создание хорошего фильма. Все вежливые, все тактичные. Мне кажется, это отношение потом лучшим образом отражается и на самой картине

— Чем еще эта лента интересна лично для вас?

— Я соскучился по фильмам, в которых нет пошлости, по умным картинам, где есть, над чем подумать, поразмышлять. Мне кажется этот фильм – единственная попытка за последнее время вернуть серьезного умного зрителя в кинозал. Мне недавно сказали, что сейчас в Европе мода — на безпопкорновые кинотеатры, они пользуются большим успехом. Может быть, пришло время вернуться к тому, что было когда-то при Советском Союзе?..

— Во время работы над фильмом возникали сложности?

— Было сложно ходить всегда с идеально прямой спиной и не выпадать из образа, который мне внутренне ненавистен. Это было ужасно. Но я постарался сделать все возможное — и надеюсь, что у меня получилось. Я целиком и полностью доверял Ане. В картине есть сцена, когда мой герой впервые за эти 20 лет выпивает. Казалось бы, это элементарная физиология: сыграть немного выпившего человека. Тем более, что мне «выпадало счастье» играть это состояние в своих ролях много раз. Причем, с разной амплитудой опьянения. (Улыбается.) И мне, как человеку непьющему, это было очень интересно. А тут сцену, где мой герой выпивает, мы репетировали и снимали очень долго. Аня постоянно говорила: «Не то! Да, хорошо — но это не Темников!» В какой-то момент я стал злиться на себя: у меня не получалось! А ведь я уже столько раз играл пьяного! Но мы искали. И наконец Аня сказала: «Вот сейчас ты попал! Да, это именно он!» В свои 43 года, сыграв столько ролей, это было потрясающе — выдохнуть и сказать самому себе: «Ух! Получилось!» Это невероятное ощущение. Ты пробуешь — у тебя получается — ты выдыхаешь и ставишь перед собой следующую планку. И это прекрасно: идти дальше, развиваться и не думать о том, что ты сделал раньше

— А как вы снимали сцены постановки нового балета? Ведь тогда на самом деле проходили репетиции одноименной постановки «Симфонии в 3 движениях», которая вошла в репертуар Мариинского театра.

— Когда мы потом делали имитацию того, что я ставлю этот балет с настоящими артистами Мариинского театра, то рядом с нами был известный хореограф Раду Поклитару. Вы представляете: перед мной стоят настоящие профессионалы, а я играю их хореографа. К счастью, рядом находился Раду. Я постоянно ему говорил: «Я тебя очень прошу, делай замечания, подходи, говори, как надо, потому что я — драматический артист, я не хореограф-постановщик». И тут Раду мне с улыбкой отвечает: «Ты знаешь, а я тебя заслушался! Стою и думаю: все нормально, все хорошо». И в какой-то момент я поймал себя на мысли, что работаю с артистами как режиссер в своем Московском Губернском театре, когда ставлю спектакли. Я стал вести себя, как со своими артистами: расслабился, стал шутить, они начали смеяться… И как только мне стало хорошо, Аня подошла и сказала, что это плохо. «А теперь мы все это отменяем, и ты возвращаешься в Темникова, — объявила она. — Это мы снимать не будем». И мне пришлось снова вернуться в неприятный образ, к жесткости, и опять стать Темниковым. Он — очень жесткий человек…

Народный артист РФ Сергей Безруков

— А вы сами серьезно занимались танцами?

— В Школе-студии МХАТ очень любил дисциплину «танец», поэтому станок я помню до сих пор. Для меня придумать, каким я могу быть танцором балета — это не просто фантазия. Я — драматический актер, но многому учился, и помню это

— Есть люди, которыми вы восхищаетесь в этой сфере?

— Я большой поклонник хореографа Пины Бауш, очень люблю современный танец. А еще я являюсь поклонником бесспорного гения, который жив и ныне — Михаила Барышникова. Преклоняюсь перед ним. Сразу вспоминаю фильм «Белые ночи», который я засмотрел до дыр, и его эмоциональный танец под Высоцкого. Раду поставил финальный танец под Гаврилина, но когда я его танцевал, то внутренне все равно думал о том, как бы гениально это сделал Барышников, которого я могу назвать кумиром. Я же, в силу своей актерской профессии, старался это, скорее, сыграть. Но Раду в меня поверил. 90 процентов танцевал я сам! Конечно, у меня был дублер — Денис Матвиенко, все прыжки исполнял он. Для того, чтобы так прыгать, нужно с детства заниматься хореографией и быть актером балета. Кстати, с Барышниковым я успел лично познакомиться. Прошлым летом ездил на премьеру в Ригу, куда он приезжал со спектаклем «Письмо человеку», поставленному по дневникам танцовщика и балетмейстера Вацлава Нижинского. Барышников — замечательный, скромный, потрясающий человек. Я даже успел с ним сфотографироваться. Знаете, кто-то мечтает о фотографии со мной, и я этого не очень понимаю. (Улыбается.) Но зато я прекрасно помню свои чувства, когда я сфотографировался с Барышниковым. Вы не представляете — это такое ощущение счастья и внутреннего восторга!

— А вы не предложили ему посмотреть фильм?

— Мне бы очень бы хотелось, чтобы он увидел картину. Я передал ему диск. Мне интересна оценка таких мастеров. Тем более, что эта история — не про балет, она про характер, про человека, который, имея стальной характер, уничтожил в финале самого себя для того, чтобы воплотить собственную идею в жизнь

— Вы говорите, в первую очередь, о людях искусства?

— Это касается каждого из нас, не только людей творческих. Любой человек рано или поздно ставит перед собой вопрос: что я оставлю после себя в этой жизни? Мы недаром вместе с Благотворительным Фондом Константина Хабенского придумали акцию, которая будет идти до 16 апреля. На определенный номер можно отправить СМС с суммой денежного перечисления — и таким образом помочь детям, которые борются с тяжелыми болезнями. И все люди, которые пришли в кинотеатр, имеют возможность помочь. И таким образом тоже можно после себя оставить что-то хорошее и доброе. Даже элементарные 100 или 300 рублей. И уже будет возможность сказать самому себе, что ты спас чью-то жизнь…

Сергей Безруков: «Что я оставлю после себя в этой жизни?» опубликовано: Октябрь 26th, 2018 авторство: Катюша Шитикова

Сергей, в какой момент ситуация с березами вышла из-под контроля?

Ну смотри. 2003-й год, сериал «Участок», где я играл хорошего милиционера. Там заглавная песня «Березы». Она стала очень популярна, и до сих пор, где бы я ни выступал, «Березы» поются всем залом. 2005-й год, выходит Есенин. Его символ - это березы. И все, с тех пор пошло. Из КВНа в КВН. Но мне не жалко, пусть.

Ты действительно так любишь всю эту исконную эстетику?

Я люблю русскую культуру. Когда она доводится до китча - березка, балалайка, медведь, - это перебор. И, честно говоря, от этого уже тошнит.

Тем не менее в массовом сознании ты самый русский актер. Дежурный по русской душе: страсти, метания, загулы.

Страсти, метания есть. С загулами хуже, я не пью.

Просто я себе не очень нравлюсь пьяным: я перестаю быть остроумным, обаятельным.

Странно! У меня все наоборот!

А я не могу шутить, быстрота ума теряется, становишься вязким, не успеваешь среагировать. Я могу сыграть пьяного и быть смешным, а по-настоящему - становлюсь несмешным. Когда меня спрашивают почему, я обычно отвечаю, что все уже выпито до меня. Во времена моего отца у актерской братии была фраза: «Ты не пьешь - не гений». Поэтому пили все, ресторан ВТО был культовым местом.

Странное ощущение: как будто режиссеры меня боятся

Отец мне очень много дал. При всем моем скептичном отношении к той эпохе - к людям той эпохи, поколению наших отцов я отношусь с огромным уважением. Отец меня воспитывал своим примером. Это, конечно, банальность, но личный пример - главный принцип воспитания. Хочешь отучить сына курить - не кури сам. Хочешь, чтобы он занимался спортом, - занимайся сам.

Ты, кстати, сейчас в хорошей форме? Сколько раз можешь подтянуться?

В хорошей форме, я считаю. Занимаюсь боксом, а подтянуться раз двенадцать смогу.

Боксом? А ты дрался?

Да нет, как-то бог миловал, никогда не подбрасывал мне такой ситуации. Я бы, наверное, сорвался на некоторых представителей СМИ, иногда хочется вызвать и реально по лицу возразить. Но приходится передоверять это дело адвокатам.

Ты обмолвился, что скептически относишься к той эпохе. Что в ней было плохого? А то многие сейчас не очень понимают.

Количество лицемерия и лжи, которое было. Неимоверное количество запретов. Фильм Германа «Проверка на дорогах» пролежал на полке двадцать лет! Говорят - «за державу обидно», а тут за народ обидно. Народ верил. При том что в народе было больше морали при полном отсутствии морали наверху. СССР - это страна, которая создавалась на крови. Вот сейчас мы ставим спектакль по повести Астафьева «Веселый солдат». Все, что там сказано о войне, идет вразрез с общим мнением даже сейчас. Астафьев относился по-другому к Жукову и к тому, что происходило. Какую войну вели все против того же самого русского солдата, который победил вопреки тому, что наплевательски относились к любой жизни. И потом, после войны, сколько было уничтожено людей, тех же самых солдат, простого народа. Чудовищное отношение к простым людям!

Понятно. Поговорим о «Высоцком». Ты был готов к такой реакции, ко всем этим шуткам?

Да пускай шутят! Человек должен как-то изливать обилие любви и счастья. Я, наоборот, был готов к тому, что секрет не раскроется и никто ничего не скажет. Я сам за это ратовал. Меня на съемках в гриме не узнавали. В вызывном листе я значился как «Витальевич», и со всеми был подписан договор о неразглашении. Это вообще история удивительная. Я прочитал в газете, что готовится съемка, что Машков пробуется, и подумал: жалко, что мне не предложили... но и слава богу. К тому моменту я уже сыграл Иешуа, потом Есенина и Пушкина. Фильмы снимались с интервалом в семь лет, но вышли один за другим. Я понимал, что добавляю таким образом количество шуток в свой адрес. Думаю, если бы сейчас еще и Высоцкий - тогда все, диагноз. Мания величия. И тут звонит продюсер и предлагает! Я говорю: нет, ни в коем случае, меня просто заранее распнут. Проходит год. За это время сменился режиссер и пробовалась масса актеров. Я встречаюсь с продюсером, он мне говорит: «Все-таки прочитай сценарий». Ладно, читаю. Смело, конечно, но я же сказал «нет». Он мне показывает мой портрет, измененный на компьютере, и я вижу лицо Высоцкого. Продюсер уговорил просто попробоваться, просто для себя, никому, мол, не покажем. Мне делают грим, а ночью звонит Эрнст и говорит: «Ты утвержден». Что я мог сказать? Я очень хотел сыграть эту роль, но сопротивлялся изо всех сил. И тут меня ставят перед фактом.

Как долго накладывали грим?

Три с половиной часа. У нас было девять проб маски, ничего не получалось. Сначала она была больше похожа, но не такая эластичная. Она же не дышит, через полчаса начинаются процессы на коже. И то, что я работал по девятнадцать часов в маске, вызвало потом большие проблемы со здоровьем. Это было неправильно. Но такого никто не делал раньше. Я себя ассоциировал с Гагариным, которого пока почему-то не сыграл. Меня как будто выпустили в космос и проверяли: ты как там, жив еще? К тому же это было лето 2010 года: дым, жара... А я, как солдат, терпел и кричал изнутри: все отлично, работаем! Еще мне каждый раз после съемки вправляли спину, потому что приходилось плечи внутрь держать - по пластике Высоцкого. У него были плечи внутрь, боксерская такая фигура. В конце дня спина просто разламывалась. Я не жалуюсь, я просто хотел бы дать понять, что все это было с огромным риском, с большими проб­лемами физическими.

Хит-лист героя

Актер:

Город:

Питер

Блюдо:

вобла

Твои фильмы больше коммерческие. Почему тебя не видно в авторском кино?

Честно говоря, это очень обидно. Я готов и открыт, порой снимался абсолютно бесплатно, за идею. У меня был один авторский фильм лет десять назад - «Город без солнца», где я сыграл художника. Странное ощущение: как будто режиссеры боятся. После «Бригады» боялись - даже простые люди думали, что я бандит. И вот этот глянцевый образ звезды экрана мне вредит. Сейчас стало лучше. Идет работа над фильмом «После тебя», где я играю артиста балета. Это абсолютно авторский проект.

А если бы тебя Звягинцев позвал? Во что-то типа «Левиафана»?

Дело тут не в конкретном режиссере. Если бы мне понравился сценарий, я бы с удовольствием снимался у Звягинцева, он большой мастер. Для меня главное - интересная история. И тогда не важно, маститый это режиссер или начинающий. Я порой отказывался от предложений очень известных режиссеров только потому, что мне не нравился сценарий.

Если бы сейчас возрождали программу «Кук­лы», которую ты озвучивал, и тебя бы снова позвали?

Опять пародия... Нет, это пройденный этап. Я был слишком молод, чтобы отдавать себе отчет в том, что происходит в стране. Сейчас все стало гораздо сложнее и страшнее. Мнение общественности накалено до таких пределов, что уже не до шуток. Тут за каждым своим словом приходится следить, потому что любая фраза может быть переиначена, перевернута по смыслу и использована не только против тебя, но и против коллег. Сейчас одно слово может перессорить огромное количество людей так, что они перестанут здороваться друг с другом. Элементарные претензии к творчеству могут быть истолкованы как политическое высказывание. А я не могу позволить себе этого, поскольку сейчас отвечаю не только за себя, но и за огромный коллектив Губернского театра.

Да, у тебя же ни много ни мало свой театр. Есть достижения?

Вы придите, посмотрите сами. Скажу только, что нам всего два года, но у нас уже довольно мощный репертуар, пятнадцать новых постановок. Причем не только для взрослых, есть замечательные спектакли и для детей.

В «Млечном пути» я впервые сыграл обычного человека!

Первого января выходит фильм «Млечный путь» режиссера Анны Матисон. Сходить?

Безусловно. Это семейное новогоднее кино, комедия, но не такая, где тебе стыдно и за шутки, и за смеющихся зрителей. Это более глубокая история. Здесь я впервые сыграл простого человека. Такого - с кредитами, разводами, метаниями. Многие мужчины точно узнают себя, свои проблемы, а может, даже увидят их решение. Но по жанру это все-таки комедия. Под Новый год муж и жена случайно прочитывают записки с желаниями, которые нужно сжечь...

А у тебя самого случаются эти типичные проб­лемы? Например, кризис среднего возраста у тебя был?

Моя жизнь кардинально изменилась за этот год, о чем уже все написали. Может, это и есть тот самый кризис. Не вдаваясь в подробности, признаюсь: был эмоционально очень сложный год.

Не вдаваясь в подробности, скажи: что делать в ситуации, когда ты много лет живешь с одной женщиной, а потом вдруг понимаешь, что любишь другую?

Нужно быть честным по отношению к себе. И оставаться людьми. То есть избежать кровопролития. По крайней мере, постараться это сделать. И если требуется помощь, то помогать. Вести себя достойно в любой ситуации - обязательно: ты мужчина. Точно не нужно бояться общественного мнения. Мужчина в сорок, достигая некоторого положения в обществе, боится что-то потерять, быть непонятым, стать героем анекдота. В сорок лет страшно потерять все, начинать заново, потому что можно уже не взлететь. Я считаю, что в любом возрасте не нужно этого бояться. Если ты сам себе не врешь, то не бойся. Ведь жизнь на самом деле короткая. Мне отец как-то сказал: «Сережа, как она быстро проходит! Ты даже не представляешь! Еще вчера все было, а сейчас тебе семьдесят лет. Как один день!» Чего-то бояться в этой жизни не надо. Живи! И не бойся этой жизни!

Ты ведь верующий человек. И наверняка считаешь себя грешником.

Я думаю, что любой человек...

Отлично! Вот я тут выписал список смертных грехов, давай по нему пройдемся с целью покаяния. Гордыня?

Бывает. Грешен. Конечно... Это профессиональное. Когда на душе плохо, случается, что и залезешь в Интернет почитать про себя хорошее. Чтобы почувствовать себя нужным хотя бы своим поклонникам. Сбежать туда.

Напишите так: просто я нашел своего режиссера — вот и все. Бывает, всю жизнь актер живет и, к сожалению, так его и не находит. У меня вот сложилось в мои 42 года... Причем Аня же не просто режиссер, она и сценарист — в ней сочетается все! Потрясающее чувство меры, вкус и абсолютное чувство правды.

Новая совместная картина стала не просто волшебством, соединившим творческий и личный путь Анны и Сергея, она также раскрыла их отношение к разводу и к любви в целом. Как призналась Матисон, иногда развод — то, что нужно, чтобы спасти отношения и не травмировать детей, если они есть. Но Безруков, выразил немного иную точку зрения, особенно .

Я тут просто промолчу. Потому что у каждого свой опыт. У всех по-разному. Наша картина — про обретение счастья. Получится оно или нет. Каждому хочется любви. У кого-то, оказывается, она есть. А у кого-то, бывает, что уже и нет. И тогда надо ее искать. Фильм на самом деле о том, что надо найти свою любовь. И для каждого, думаю, будет свой ответ в этой картине.

И если , не пряча себя за семью замками, то Анна Матисон призналась, что для нее отношения — сугубо личное, что ни в коем случае не выносится в публичную плоскость. Режиссер надеется, что поклонников будут интересовать ее работа в первую очередь, а не личная жизнь.


Ирина Безрукова: "Я нашла в себе силы простить. И отпустить..."

Актриса Ирина Безрукова рассказала HELLO! о потере сына, расставании с Сергеем Безруковым и новом витке жизни - с чистого листа. О том, как этот разговор стал возможен, мы уже писали. Настал момент представить само интервью.

Ирина Безрукова в фотосессии для HELLO!

Этот год стал для нее годом потерь - жизнь предложила Ирине испытания, которые выдержит не каждый. Она выдержала. И вернулась к работе в театре, снимается в кино, выпустила авторскую телепрограмму. О переменах и событиях последнего времени, с надеждой на то, что ее слова могут помочь людям, которые сталкиваются с утратами, актриса впервые рассказывает в интервью HELLO!

Минувшим летом стартовала телепрограмма Ирины Безруковой "Разговор на сцене" на подмосковном канале 360. Новость стала неожиданной во всех смыслах: роль интервьюера, в которой решила выступить актриса, выбор для этого дебюта малоизвестного подмосковного телеканала, стремительность, с которой Ирина начала новую работу и сделала первые передачи. Но что очень важно, телепрограмма стала своего рода ее заявлением о возвращении на авансцену жизни после трагического события - потери сына.

Ответом на вопрос "А что теперь будет с Ириной?", который уже несколько месяцев не давал покоя желтой прессе и обсуждался там, как водится, вслепую. И еще один значимый нюанс - героем первой передачи Ирины стал Сергей Безруков. Их дружеский, профессиональный, партнерский разговор выглядел настоящим вызовом тому напряженному информационному контексту, в котором оба существуют последние месяцы и который касается кризиса в их личных отношениях.

Своим интервью HELLO! Ирина прерывает долгое молчание. Ее выход к публике - отнюдь не исповедь и не комментарии, Ирина говорит об этом сразу: "Я не из тех людей, кто комментирует слухи". Это продуманный и ответственный шаг человека, который в силу своей профессии и положения невольно находится в центре внимания. И еще это очень смелый поступок женщины, надеющейся, что "некоторые мои ответы, может быть, хоть чем-то помогут людям, которые сталкиваются с потерями". В разговоре она искренна, доброжелательна, сдержанна. Она по-прежнему очень красива какой-то особенной, теплой и светлой, красотой. В ее словах и интонациях нет и тени обиды или раздражения, и это умение владеть своими эмоциями исключительно - учитывая те исключительные по драматизму обстоятельства, которые предложила Ирине жизнь.

Ирина, как возникла ваша телепрограмма "Разговор на сцене"? Вы не журналист, и опыта интервьюера у вас нет.

Да, для меня это было достаточно смелое решение, но совсем не случайное. Вот уже два года я участвую в строительстве Губернского театра, который организовал Сергей Безруков, буквально живу там, как и другие наши актеры, все люди, причастные к этой работе. За это время удалось сделать почти немыслимые вещи - и по количеству спектаклей, и по их качеству, и по созданию труппы, всех служб театра. Это было непростое занятие, фактически круглосуточное. И очень приятно, что результаты так нравятся зрителям, что Губернский театр быстро и уверенно занял свое место на театральной карте Москвы. А поскольку учредителем нашего театра является Министерство культуры Московской области, ее губернатор, то о нашей деятельности чаще всего рассказывал подмосковный телеканал 360. Канал молодой, энергичный, азартный, очень профессиональный, там делают прекрасное документальное кино, там думают о новых программах и форматах - для старта он очень хорош. Я человек узнаваемый, а каналу нужны известные лица.

И вам предложили стать ведущей программы? Или это была ваша идея?

Это был обоюдный процесс. Сначала мне предложили делать в режиме записи десятиминутные интервью с артистами. Каналу хотелось видеть в программе людей уровня Константина Хабенского, Егора Кончаловского, Максима Дунаевского, Чулпан Хаматовой. Идея мне понравилась, но что такое десять минут эфира? Приглашать знаменитых и сверхзанятых людей, чтобы делать такие короткие блицы? Поэтому я в ответ предложила часовой эфир, и мое предложение было принято.

С каким чувством вы пустились в это плавание?

С позитивным! Ну, конечно, было страшновато: получится - не получится, как будет оценено. Интервью есть интервью, все уже придумано - сидят друг напротив друга два человека, как мы с вами сейчас. Но как сделать интересный разговор? Не бытовой, не пустой щебет о том о сем, без желтизны, которая, не секрет, и делает каналам рейтинги. Наиболее сложным для меня в подготовке первых передач было найти новый подход к тому или иному человеку, задать вопросы, которые еще не были ему заданы. Вот что можно спросить у Дениса Мацуева, который раздает интервью по всем странам мира?

Что-нибудь про его пристрастие к футболу, например.

Тоже спрашивали. (Улыбается.) Но лиха беда начало. Я отказалась от услуг редактора и сказала: "Если уж программа называется авторской - буду ее сама делать".

Неужели сами вопросы придумываете?

Да, именно так. Я активный пользователь Интернета, помимо общих источников у меня еще три ресурса: Instagram, Twitter и Facebook.

Роете новости и биографии героев?

Рою. Еще беру прямые интервью. Просто слушаю прямую речь, часами. Пришла на интервью с Димой Дюжевым и говорю ему: "Дима, я фактически двое суток провела с тобой. Готовлю себе салат, еще чем-то занимаюсь, а у меня рядом ноутбук и фоном идет: Дюжев, Дюжев..."

Мацуев вам прямо в эфире сказал, что у него давно не было такого интересного разговора. А это было уже после его юбилея, тогда он интервью раздавал в больших количествах.

Да, и меня очень развеселила его фраза в середине разговора: "Ну я же говорил, что в тебе есть что-то человеческое!" Невероятное чувство юмора. Мы оба просто зависли на этой фразе и хохотали... Хорошо, что у нас идет запись, а то бы попали в прямой эфир. А если серьезно, наверное, это и хорошо, что я не журналист, у меня нет клише, пристроек, повторов себя самой. Я пытаюсь сделать разговор как дружеское общение, но такое, которое не только нам двоим будет интересно.

Первые программы показали, что у вас это получается.

Очень надеюсь. Передача начинает жить своей жизнью, и мне это нравится. Уже подтвердила свое участие Чулпан Хаматова, для меня это большая честь. Я знаю, как она занята, как редко дает интервью. То же можно сказать и о других моих героях.

Героем вашей первой программы стал Сергей Безруков. В последнее время вокруг вашей семьи было очень много слухов, но вы оба ничего не комментировали, как и прежде, когда дело касалось вашей частной жизни. В финале интервью был такой момент: вы вручили Сергею конверт с чистым листом. Видно было, что он удивлен...

Это был символичный жест. Чистый лист возник оттого, что я знаю: в нынешний период жизни это именно то, в чем Сергей действительно нуждается. Я дала ему возможность начать жизнь с чистого листа. Да, как супруги мы расстались, но продолжаем работать вместе. За 15 лет совместной жизни мы стали по-настоящему близкими людьми и соратниками, и наше расставание этого отменить не может. Нас по-прежнему объединяет общее дело - Московский Губернский театр, Фонд поддержки и развития социокультурных проектов, который мы вместе создали. Я благодарна Сергею за поддержку моего телепроекта, за то, что он нашел время прийти на мою первую программу и озвучил проморолик к ней, - это было его предложением. Но на этом мне бы хотелось поставить точку и, пользуясь случаем, попросить средства массовой информации не беспокоить меня вопросами на эту тему, ничего не додумывать и не сочинять.

Ирина, так получилось, что этот год стал для вас очень тяжелым в личном плане. Весной вы потеряли сына, своего Андрея, - и одно то, что вы не отгородились от мира, не ушли в себя, вызывает и невероятное уважение, и восхищение. Если только вообще здесь уместны эти слова...

Мы можем поговорить об этом. Я, конечно, думала о нашем интервью, не могла же я о нем не думать. И мне кажется, что некоторые мои ответы хоть чем-то помогут людям, которые внезапно сталкиваются с потерями.

Вокруг гибели Андрея столько разных слухов...

Давайте проясним. Я не из тех людей, которые комментируют слухи, и делать этого не буду. Но что касается Андрюши, я могу сказать несколько вещей, и они не будут комментариями. С ним произошел несчастный случай. Это была трагедия абсолютно внезапная, и этого не должно было произойти. Он был один в квартире, ударился виском, и мгновенно наступила смерть. Я была на гастролях в Иркутске, Андрюша около суток не выходил на связь, и я попросила подругу приехать ко мне домой. Она врач. Было решено вскрыть квартиру, потому что ни у кого не было запасных ключей. С ней вошел участковый, два человека из МЧС, врачи скорой помощи и еще одна моя подруга - директор нашего театра. Выводы однозначные - это несчастный случай.

Не у всех найдутся силы пережить такую утрату.

Вы знаете, а я не уверена, что я это пережила и что еще это переживу. У меня были моменты - сейчас я уже могу говорить об этом, - когда я бы не возражала, чтобы моя жизнь кончилась сама собой. Но она не заканчивается.

Ирина Безрукова с сыном Андреем Ливановым, архив

В чем вы находите источники - я не могу сказать "утешения", потому что это неточное слово... Но силы выглядеть и разговаривать так, как вы выглядите и разговариваете, не чувствовать обиды на весь мир, не изводить себя вопросом "Почему это случилось со мной?"

Я их ниоткуда не беру. Я уже сказала, что у меня были минуты такого отчаяния - и я думаю, что они знакомы всем людям, у которых умирали детки, - что в какой-то момент не хочется жить. Это не значит, что ты думаешь шагнуть с балкона, но, в принципе, если бы я просто заснула и не проснулась - меня бы это устроило. Отчаяние и душевная боль. Если физическую боль, даже невыносимую, можно гасить - есть препараты, то душевная боль просто не отпускает. Она болит ровно столько, сколько она болит.

Но, мне кажется, есть что-то, что вы уже можете определить и дать этому название, что позволяет вам просто жить, вставать по утрам, делать свое дело...

Есть. То, что раньше я видела в фантастических фильмах или читала в каких-то удивительных книгах и романах, после ухода Андрюши стало со мной происходить на самом деле. Или, может, я просто так хотела в это верить, что оно происходило?.. Но я получала информацию. Друзья рассказывали сны, которые до последнего слова совпадали со словами, которые говорил мне Андрей. Как-то он сказал: "Я бы хотел, чтобы радости и любви стало на Земле больше". Вот с этими словами ко мне пришли друзья и еще с другими - тоже про радость... Однажды подруга повела меня в кафе - на людях мне становилось немного легче. Мы сидим с ней за столиком, а я все спрашиваю Андрюшу: "Как же мне дальше без тебя? Что мне делать?" - поднимаю глаза и вижу перед собой черную грифельную доску - знаете такие, на которых в кафешках мелом меню пишут? А там по-английски: "Наслаждайся каждой минутой своей жизни!" Один раз я случайно нажала на клавишу своего ноутбука, у меня там сотни разных музыкальных записей, и вдруг зазвучала песня Woman Don"t Cry. В другой раз включила наугад - песня "Мама". Я ощущала присутствие сына...

Вы верующий человек?

Да, верующий, хотя не религиозный. И, знаете, сейчас я думаю, что если они нас оттуда, сверху, видят, им, наверное, невыносимо больно смотреть, как мы мучаемся. И они пытаются нас утешать, а мы не справляемся. Потому что слезы никак не заканчиваются.

Так бывает, только когда люди действительно были очень близки.

Мы с Андрюшей незадолго до того, что случилось, уехали на десять дней во Вьетнам, он всегда туда хотел. У меня были другие планы - приглашали на фестиваль в Белград, но Андрей сам предложил: "Мам, у меня есть несколько дней для отпуска, ты бы хотела со мной поехать?" И я так счастлива, что поехала! Наверное, это было самое близкое общение в моей жизни, по-человечески самое близкое... Андрей был для меня не просто сын, а духовно и душевно очень родной мне человек. Самая безусловная любовь в моей жизни. Любовь к мужчине может быть огромной, всепоглощающей, но она никогда не носит безусловного характера.

Андрей собирался стать актером, как вы и его отец, но не стал им.

Он был непохож на актерских детей. Он был философ, мудрый мальчик, одаренный в разных планах, но он никогда не хотел концентрировать на себе внимание. Поэтому и не выбрал эту профессию, хотя у него все хорошо складывалось: его уже приглашали играть Ромео в профессиональном театре. Он ушел со второго курса театрального, увлекся японистикой, у него были мечты работать в ЮНИСЕФ, его мотивацией с детства было всем помогать - народам, странам, отдельным людям. Из своей небольшой зарплаты он всегда десять процентов отдавал на благотворительность либо мне со словами: "Мам, ты кому-нибудь перечисли". Он работал вместе с нами в Губернском театре, администратором, помогал всем, не делил работу на свою и чужую, буквально жил в театре. Когда Андрюши не стало, когда зашкаливало отчаяние, страх, чувство вины - а что было бы, если бы я не уехала на гастроли? может, не случилось бы беды? - театр сделал мне невероятный подарок. Передали флешку, на которую наши актеры записали свои истории про Андрея. Они меня просто выкупали в любви. Я столько нового о сыне узнала! Как для каждого он находил особое доброе слово. Как поддерживал в тяжелый момент. Один актер рассказал, что, когда приехала его мама из провинции, Андрюша подошел к ней и сказал: "В вашей семье все такие же красивые и талантливые, как ваш сын?" И мама плакала от счастья. Когда я это слушала, я тоже плакала - это согревало мне душу.

Друзья поддержали вас в это тяжелое время?

Да, они просто передавали меня из рук в руки. В какой-то момент я перестала есть. Просто забывала, на день или два. Но когда кто-то со мной был рядом, разговаривал, я садилась и ела. Моя сестра была со мной на даче неотлучно. Моя подруга стучала в ванную, если я долго не выходила. Мой близкий приятель и его семья, которые находились во Франции, буквально вытащили к себе, и так бережно, осторожно, как бы невзначай возвращали к жизни. Друзья. Которые терпеливы, которые с тобой, и не в моменты твоей силы и успеха, а в моменты отчаяния - рядом и слушают. Молчат. Просто тебя обнимают. Отвлекают, выводят на прогулку.

Ирина, насколько прошлое имеет над вами власть? Или оно однажды уходит в почву, из которой потом вырастает будущее - каким бы оно ни было?

Об этом можно говорить только с точки зрения сегодняшнего момента. Поскольку так случилось, что именно эта весна принесла невероятные события и изменения в моей жизни, я попробую сейчас как-то образно это выразить, потому что слова иногда бывают очень бедны. Возникло ощущение, что у меня не то что почвы под ногами нет, вокруг вообще ничего нет. Так бывает с людьми, которые в первый раз погружаются с
аквалангом. Ты уходишь на глубину и перестаешь понимать, где верх, низ, право, лево, и наступает паника. Вокруг тебя, во все стороны - одна глубокая бездна, и нет опоры. Наверное, люди такое переживали в революции, войны, землетрясения, когда вот только что была жизнь, и в одну минуту она закончилась. И уже непонятно, где прошлое, настоящее и будущее.

Где же снова взять ориентиры?

Они есть, нужно только увидеть. Однажды я села за компьютер Андрюши, спросила у него разрешения, сказала ему: "Извини, но мне сейчас так хочется поговорить с тобой, как если бы ты был жив, узнать, о чем ты думал, что тебя интересовало". И вот я стала читать. Его переписку с другом, который влюбился, а Андрей подсказывал ему, как сводить девушку в театр, какой купить букет, как за ней ухаживать. Он просто помогал парню, который не знал, как себя вести, к тому же был беден. И Андрей ему пишет, что он договорится, чтобы в нашем театральном буфете сделали пирожные по внутренним ценам, накрыли стол на балконе, и друг может пригласить свою девушку на романтический вечер. Я читала и слышала Андрюшу, его интонации в каждом слове... Чувствовала его доброту. И поняла, что все это просто не может раствориться, исчезнуть, что это-то и остается навсегда. Письма меня ободрили, даже открыли нового Андрюшу - я не предполагала, что у сына есть литературный талант, а он у него был.

Ирина, очевидно, что вы обладаете эмпатией, умением не просто понимать другого человека, но чувствовать его, как саму себя. Для актрисы это прекрасное качество, и для матери, а вот для женщины - это хорошо?

Иногда это является проблемой - то, что ты чересчур хорошо всех понимаешь. "Ну ты же меня поймешь? Ты же знаешь, почему я так поступаю?" Я действительно понимаю, почему совершаются не самые лучшие, не самые благородные и не самые красивые поступки. Но в отношениях с близким окружением это приносит иногда невероятную боль. Поэтому, может, проще не понимать и швырять предметами об пол?

Но вы этого не делаете?

Ни разу в жизни не разбила ни одной тарелки.

Сегодня, когда у вас своя программа и роли в театре, вам не кажется, что в браке с Сергеем Безруковым вы всегда отходили чуть-чуть на второй план?

Мое мнение сегодня - быть может, через полгода я буду думать иначе, - что в браке женщина всегда на полшага позади мужчины, у него за плечом. Если женщина вырывается вперед, у мужчины появляется внутренняя агрессия, и она постепенно возрастает. Наверное, это справедливо. В общем-то, это мужское дело: завоевывать мир, идти на войну, защищать, совершать открытия и поступки. А женщина - просто пространство, в котором мужчина живет. Это любовь, которая его питает, движет, поддерживает. У меня был период, когда я сетовала, что могла бы быть уже в другой актерской обойме, что свою карьеру я запустила. Но на тот момент я считала, что работаю на хорошее дело, на очень талантливого человека, который несет людям радость. И я помогаю ему в этом.

Вы когда-нибудь думали о том, что совершили в прошлом какую-то ошибку и хотели бы ее исправить? Или вы из тех людей, которые считают, что в истории не бывает сослагательного наклонения, ничего переписать не только невозможно, но и не нужно?

С уходом сына я переоценила очень-очень многие вещи. Я нашла в себе силы через 15 лет попросить прощения у отца Андрюши, Игоря Ливанова. Я плакала, мы обнялись. Я нашла в себе силы на прощании с Андрюшей держаться и утешать тех, кто рыдал. Супруга Игоря, такого невысокого роста, - маленький воробушек, полный горя и слез, - я ее увидела впервые в жизни. Она прижалась ко мне и плакала у меня на груди. Я нашла в себе силы простить многие вещи... И отпустить.

Ирина Безрукова в спектакле "Бесконечный апрель" на сцене Губернского театра

С Андреем Ильиным в "Бесконечном апреле", постановка Анны Горушкиной по пьесе Ярославы Пулинович. Главный герой вспоминает свою жизнь - длиною в целый ХХ век. В воспоминаниях к нему приходит мать, и в этой призме прошлого она присутствует как свет, абсолютное счастье и единственная правда в его жизни

В Губернском театре вы вместе с Андреем Ильиным замечательно играете в спектакле "Бесконечный апрель". Он - старик, вспоминающий свою жизнь, и в этих воспоминаниях буквально за секунды превращается на сцене в ребенка, в юношу, во взрослого мужчину.

Андрей - уникальный артист.

Без сомнения. Вы - мама героя, которая приходит к нему в воспоминаниях. Но роль матери очень пронзительная, почти исповедальная. Вы будете продолжать ее играть? Я подумала, что, вполне возможно, откажетесь.

Нет, не откажусь. Я только один раз попросила, чтобы за меня сыграла другая актриса, которая работает во втором составе, Лена Киркова - одна из лучших в нашем театре. И не потому, что я не могла сыграть, но это было вскоре после случившегося с Андрюшей, и я понимала, что в зале могут оказаться журналисты таблоидов. Они будут снимать, как я выйду в роли матери: играю - не играю, плачу - не плачу. Я не хотела, не могла допустить, чтобы фокус со спектакля сместился на то, как актриса Ирина Безрукова после смерти сына играет маму. Но один раз я сыграла. В свой день рождения я приняла решение выйти в этом спектакле. На него все-таки попали журналисты желтого издания. Они просто купили билеты. И сняли скрытой камерой несколько сцен. А потом они гнались за мной на машине, чтобы сфотографировать. Была погоня, самая настоящая: подрезали, проезжали на красный свет, выбегали с фотоаппаратом прямо перед моим автомобилем. Они меня сфотографировали, удалось. Я остановилась - не выдержали нервы, тряслись руки, я просто боялась, что разобьюсь.

Чудовищная история. Стыдно за коллег, хотя вряд ли их можно назвать журналистами.

Этим вопросом уже занимаются мои юристы, но разве это только юридическое дело?.. Я человек, который еле-еле себя собрал, посадил в машину и поехал играть такой важный для себя спектакль... У меня есть право на личную неприкосновенность. Да, будет судебный процесс. Может, и не один, потому что я совсем не уверена, что они остановятся.

Вы будете продолжать играть в Губернском театре? Вы ведь и не думали оттуда уходить?

Не думала. Очень надеюсь, что и не придется. У нас прекрасный театр, замечательные люди, и я люблю их, а они любят меня. Это моя семья уже.

И публика в новом сезоне снова увидит вас с удивительным Андреем Ильиным в "Бесконечном апреле". Знаете, что мне напоминает этот спектакль? Когда подходишь к морю, слышишь плеск волн и думаешь о чем-то своем, но потом остаются только волны и море - ты просто входишь и плывешь, не оглядываясь.

Вот видите... Я 15 лет не играла в театре, пришла в этот маленький спектакль, и вы такие вещи говорите. Разве я не счастливый человек?..

Фильм, в котором фамилии режиссера Анны Матисон и актера Сергея Безрукова впервые появятся рядом в титрах, Сергей и Анна рассказали журналу «7 Дней» о своей первой встрече, о поездке на Байкал на съемки фильма «Млечный путь», о появлении в российском кино юной актрисы с фамилией Безрукова, а также поделились планами на будущее.

- Сергей, в фильме Анны Матисон «Млечный путь» вы сыграли главную роль. Как вы познакомились?

Безруков: В феврале этого года мой давний друг, продюсер Алексей Куб­лицкий, с которым мы работали вместе на картине «Высоцкий . Спасибо, что живой», предложил прочитать сценарий Анны Матисон. Мне он понравился, очень искренний, непохожий на стандартные новогодние фильмы. Было что-то от авторского кино, в котором я всегда хотел сниматься. Но мне почему-то никогда раньше такого не предлагали. Может, меня боятся. Наверное, думают, раз Сергей Безруков , то он снимается только в блокбастерах. «Хорошо, - сказал я Алексею. - Давай встретимся с режиссером, познакомимся, обсудим».

- Не было удивления, когда вы узнали, что автор сценария и режиссер - это молодая женщина?

Безруков: Моим самым первым режиссером в 1993 году в фильме «Нок­тюрн для барабана и мотоцикла» была Каринэ Фолиянц. У меня вообще нет предубеждений на этот счет, я не считаю, что кино должны снимать исключительно мужчины.

- А возраст режиссера имеет значение?

Безруков: Никакого! Я снимался у Алеши Сидорова в «Бригаде». Это была его первая работа в кино. Казалось бы, сложнейшая история, гангстерская сага может быть по плечу только опытному человеку, который уже прошел огонь и воду. Но Леша - из Северодвинска, он уже к тому времени, несмотря на совсем молодой возраст, наверное, много чего хлебнул в жизни. И сделал потрясающее большое кино. А уж Аня в сравнении с ним тогдашним - уже опытный режиссер, у нее несколько документальных картин и фильм «Сатисфакция» с Евгением Гришковцом . Эта картина в свое время произвела на меня очень сильное впечатление.

- Анна, а это помогло, что ваш первый фильм понравился Безрукову?

Матисон: Я не знала, видел Сергей «Сатисфакцию» или нет. Поэтому была некая неуверенность. Что бы там ни говорили, а при первой встрече почти всегда есть некоторое предвзятое отношение к девушке-режиссеру. Поэтому я всегда предпочитаю, чтобы сначала посмотрели мои работы, а потом уже знакомиться лично. Хорошо помню - в тот день, когда Сергей назначил нам встречу в Московском Губернском театре, мы с тем же продюсером Алексеем Кублицким были сначала на других переговорах. И между этими встречами я попросила Алексея завезти меня домой, чтобы переодеться. Он спросил: «Зачем? Ты хорошо выглядишь». А я как раз и хотела максимально не привлекать внимания.