Инф. технологии

Сергей Лукьяненко «Сумеречный Дозор. Сергей лукьяненко сумеречный дозор

Честно говоря, после первых двух Дозоров я не ждал продолжения. Мне показалось, что, установив равновесие в «Ночном...» и «Дневном...», автор оставит этот мир. Ко всему, ещё и «Лик Чёрной Пальмиры» увиделся мне явным поворотом «налево». Во всяком случае, если бы новой книги не появилось, я бы совсем не удивился и не требовал бы следующего свидания с этим миром.

Но «Сумеречный дозор» всё-таки вышел, и в начале 2004-го года я с волнением и радостью дежал в руке только что приобретённую книгу. Правда, несколько настораживала вызывающая надпись на обложке - «НОВЫЙ супербестселлер». Признаться, не очень люблю вещи, которые уже загодя объявляются «супер», «гипер», «мега» и т. д.

Но в случае с этой книгой иноземные слова по праву можно заменить нашими, привычными и понятными - «очень хорошая книга».

Здесь идея борьбы «Дозоров» уже не является главной, и события не оказываются не только производными от этой борьбы.

Понимаете ли, на мой взгляд, эта книга - вершина дозорной серии. Сразу скажу, мне всегда по нраву был откровенный, немного интимный стиль Лукьяненко, я люблю изложение от первого лица, хотя это и не является обязательным условием того, чтобы я высоко оценил книгу. Но такое изложение всегда накладывает на автора обязанность описывать не столь события, сколь мысли и переживания главного героя, мотивы его поступков, внутреннюю борьбу, сомнения и тревоги. Читатель в этом случае уже не является сторонним наблюдателем, он воспринимает мир книги глазами и умом главного героя. Конечно, иногда это замедляет скорость повествования и многим может прийтись не по вкусу, но при умелом использовании автором этих приёмов делает книгу полней, многоплановей (ИМХО!) Мне показалось, что в этом плане «Сумеречный дозор» - одна из лучших книг автора.

Повествование разбито на три части, но каждая из них подчинена общей цели, является фрагментом мозаики, которую автор умело складывает на протяжении книги. Привлекает детективная составляющая сюжета, появляющиеся новые персонажи весьма колоритны и органично вписываются в картину повествования, а некоторые старые раскрываются с неожиданной стороны. В этой книге ещё не видно вырождения сюжета и повторения его ходов, мир ещё развивается, и мы с удовольствием дополняем его картину новыми сведеньями, которые логично и непротиворечиво укладываются в наши представления о ней из прошлых книг. Ещё одна интересная особенность немалого количества книг автора - в них очень мало однозначно негативных, злых персонажей, почти каждого можно понять и принять - присутствует и здесь. Время от времени возникают персонажи нашего, человеческого мира, в которых мы с удивлением узнаём людей, окружающих нас, и уж если в нашей жизни не остаётся времени, чтоб обратить на них внимание, то стоит это сделать хотя бы в книгах Сергея Лукьяненко. Они того достойны.

Прочитал (нет, не то, - проглотил) мгновенно, и перечитывал потом неоднократно, но на этой книге с дозорной серией мысленно попрощался (хоть и хотелось узнать, что там, на пятом слое Сумрака:wink:). Я не мог тогда предполагать, что...

Оценка: 10

Третья книга городской саги об Иных очень похожа на компьютерную игру: только что второй слой сумрака был тяжёлым, а вот и нет - раз долг зовет - сразу на третий. Раз! И на четвёртый! Материнская ярость - опа! и без потерь из реального мира - сразу (!) на пятый слой Сумрака. Вот как надо! Читерство!)

Дочку похитила ведьма, а все равно её преступницу отпущу, потому что я, дескать, увидела на пятом слое что-то такое, что теперь поняла смысл жизни)).

Я добуду книгу, дающую безграничные возможности, про которую все думают, что её не существовало, но не убегу, не спрячусь и не использую её - я буду всё время ходить рядом с тремя магами вне категорий и ещё кучей Иных, пока кто-нибудь наконец не догадается, что я - главный злодей. И только после этого попытаюсь осуществить свой страшный и коварный план.

Я - главный герой, и я настолько крут, что смотрю на всех свысока и плюю на всех, даже на своих друзей и хороших, нормальных, адекватных людей, несмотря на то, что они правы, а я нет, и я это прекрасно понимаю, более того, я согласен с ними, но слишком, повторюсь, крут, чтобы это признать.

А потом в меня вливают силы, я ещё круче, а потом ещё круче и ещё, и ещё, я супер крут, и никто не против, никто не использует эти способности никогда, все плетут коварные интриги, калеча судьбы, убивая людей и Иных, чтобы прокачать Светлану до жалкого третьего уровня, как во второй части первой книжки, тем более, что Светлана, оказывается, особо то и не нужна. А потом оказывается, что... А потом нет, всё по-другому, а потом снова по-другому, а потом ещё круче, и ещё, и ещё.

И таких вещей про нелогичность можно написать ещё много. Но книгу читать интересно. Язык книги хорош. Легко, просто, непринуждённо, с юмором и философией.

Оценка: 7

>Кто-то упрекает Лукьяненко что тот «приспособился к вкусам массового читателя», а я Лукьяненко за это хвалю.>

Книги Лукьяненко это примитивная фантастика с «красивым» антуражем. Все равно что хот-доги или гамбургеры. Любят их многие, но пользы от них никакой. Если только ими питаться то получишь вред.

Оценка: 8

Вы когда-нибудь пробовали когда-нибудь смотреть сериалы, сделанные на идее и персонажах какого –нибудь известного хорошего фильма? Я сейчас не говорю о безобразных халтурных поделках, а о тех случаях, когда более-менее честно старались не уходить далеко от оригинала. Но, как мудро заметил классик «в одну повозку впрячь не можно коня и трепетную лань». «Дозоры», по сути, не что иное как шпионский детектив про противоборство спецслужб. Попробуйте заменить Гесера – на М, Городецкого – на Бонда, заклинания – на чудо-гаджеты, спятившего Иного, решившего при помощи артефакта совершить что-то глобальное на какого-нибудь доктора Ноу с водородной бомбой – и вуаля! А такому жанру вялость противопоказана. Можно, конечно, придать такой расслабон в духе Джона Ле Карре, но чтобы это получилось вкусно, надо быть, пардон, Джоном Ле Карре.

Я все это к тому, что «Сумеречный дозор», перечитанный недавно, напомнил мне такой сериал. Спешить автору некуда, серий много, действие размазывается тоненьким слоем по булочке эфирного времени. Создается впечатление, что два первых «дозора» написаны автором веселым, злым и голодным, а «Сумеречный» - только что пообедавшим, отдувающимся и цыкающим зубом:wink: :smile: Все как-то вяленько как дачный отдых Антона Городецкого в первой части книги.

Впрочем, написано некоряво, Лукьяненко все же автор грамотный и мастеровитый, несмотря на кажущуюся примитивность. Но вяло. Лениво. Нехотя. Без искорки.

Оценка: 7

Третья книга, полет нормальный. Правда, уже начинаю уставать от мира Дозоров, а ведь еще три книги впереди. В целом «Сумеречная» часть цикла получилась лучше «Дневной»: где-то на уровне «Ночной». Вновь три повести, вновь в конце все взаимосвязано и все случайности just as planned. Итак, что мы имеем:

История о том, как Антон Городецкий расследовал дело о попытке инициации обычного человека (неплохой детектив, не слишком загружающий мозг);

История о том, как Антон Городецкий, отдыхая на даче, наткнулся на забытую всеми старую ведьму вне категорий (это уже почти приключения, сильно разбавленные диалогами и размышлениями);

История о том, как один Иной решил сделать всех людей Иными, чтоб никто не был белой вороной.

На этот раз у повестей сильная завязка друг на друге, семена первой части дают всходы уже во второй, а не в третьей, как это было раньше.

Мегаплюс: исследование более глубоких слоев Сумрака.

Микроминус: персонажи по-прежнему не закодировались от спиртного.

Герои уже не совсем безлики, однако, возможно, это я к ним привык и наделил для себя индивидуальностью вместо автора.

Роман неплох, но это лишь часть цикла, не имеющая самостоятельной ценности.

Оценка: 8

Переломная для серии книга, знаменующая (имхо) переход от Литературы с большой буквы к простой добротной беллетристике. То есть с одной стороны именно здесь выстраивается шаблон, позволяющий далее, путем введения все новых сверхмощных артефактов и Великих магов, клепать эпические квесты хоть до бесконечности. С другой, здесь же автор делится теми мыслями и идеями, ради которых, по-видимому, все и затевалось.

Это уже не полный перспективных планов и надежд на светлое будущее «Ночной Дозор». Не «Дневной», утверждающий, что несмотря на наличие сил, поддерживающих равновесие, борьба за умы и души людей все равно должна продолжаться. «Сумеречный Дозор» - это книга о прощании героев с детством. Своеобразная метафора того переходного периода, когда человек понимает, что мира ему не изменить, и все, что он может – попытаться прожить достойную жизнь в тех далеких от совершенства условиях, которые ему достались.

Спойлер (раскрытие сюжета)

И превращение Антона в Великого мага, и гибель Кости Саушкина

Все это символы такого взросления. Наверное у юношей с горящим взором роман вызовет протест, а у зрелых, солидных дядек, так и не успокоивших внутреннего революционера-максималиста – баттхёрт. Но полезен он будет в равной степени и тем и другим.

На этой книге знакомство с серией можно прекратить. Или продолжить, отдавая себе при этом отчет, что дальше вас ждет лишь набор остросюжетных историй. Но «Сумеречный» я безусловно рекомендую прочесть, воспринимая цикл «Дозоров» как полноценную и законченную трилогию.

Оценка: 10

Спасибо, тебе, профессор, что ты положил перо…

А. Свиридов

Чем отличается писатель хороший от писателя посредственного? Даже посредственный автор может написать весьма достойное произведение, создать интересный мир и ярких героев. Но если хороший автор пишет разнообразно, меняет стиль повествования, подступается к решению новых проблем, с легкостью расстается с одними героями, чтобы создать других, не менее интересных, то посредственный автор понимает: второй раз такая удача может и не случиться. Да еще и издатель частенько требует от автора не чего-то оригинального, а продолжений получившей популярность книги. Вот и начинает писатель строчить сиквелы один за другим, отправляя своих героев на все новые и новые однообразные приключения, выжимая из своего мира все до капли и доводя свою эпопею до неслыханных размеров.

Долгое время Сергей Лукьяненко успешно избегал подобных соблазнов, ограничиваясь максимум дилогиями. Но, увы, в этот раз не устоял и он. Не знаю, что было основной тому причиной: Коммерческий успех первых Дозоров или действительно богатые возможности противостояния Светлых и Темных, которые автору хотелось использовать сполна, но Лукьяненко впервые изменил себе и написал третий полноценный роман на ту же тему.

И ведь неплохая получилась книга! Читается она по-прежнему очень легко. Интриги весьма остроумны и занимательны. Знакомых по первым двум книгам персонажей автор пытается показать с несколько другой стороны. В противоборство двух основных сил все серьезней вмешивается третья – Инквизиция. Да и вообще мы видим, что ничто человеческое не чуждо и Иным

В целом, книга написана еще на довольно высоком уровне, но, увы, это оказался лишь первый шаг на пути погони автора за коммерческим успехом в ущерб качеству книг

Оценка: 7

Третья книга цикла о дозорах. Завершающая. По крайней мере, должна была быть последней. После прочтения романа почти не остается вопросов, разве только лишь непонятно, что же увидели персонажи на самых последних слоях сумрака. Для меня «Сумеречный дозор» из всей троицы наиболее тяжелый для прочтения. Философские вопросы, подымаемые автором в книге глобальны и вечны. Извечное противостояние одаренного меньшинства и усредненного большинства. Понимание мелочности сознания обычного человека, не видящего и не желающего видеть ничего за пределами своей убогой скорлупки. Нравственные метания главного героя пытающегося найти компромисс между человечностью-обыденностью и сверхспособностями вкупе с нестандартным мышлением. Кстати, если б не типично интеллигентские рефлексии Антона Городецкого, цикл не читался бы так живо. Соблюден принцип развития героя и его постоянный душевный раздрай заставляет вдумчивого читателя внимательно следить за сюжетными перипетиями. По итогу, основные точки над i расставлены, цикл талантливо завершен, последующий «Последний дозор» ничего основополагающего не добавит. Десять.

Оценка: 10

Самая слабая книга цикла. Лукьяненко вероятно сдулся под напором жадных издателей и писал через силу, через стоическое «немогу». Книга напичкана дичайшим сленгом, Иные которым по сотни и тысячи лет вдруг заговорили бадитским/подростковым говором. К тому же наблюдаются нестыковки (так Светлые научились врать, хотя в Ночном дозоре утверждалось, что это невозможно; плюс - чтение памяти. Раньше было нельзя, но автор походу пьесы подзабыл, и теперь можно).

Первые две истории - унылые. Персонаж Ларса вообще непонятно зачем введен. Третья заслуживает внимания, но, разумеется, книгу на уровень предыдущих частей вытащить не может.

Ну и доставляют в неприятном смысле этого слова шовинистические мыслишки Городецкого про великую страну, коммунизм, как могло бы быть если и тд. И это при том, что сей товарищ не раз (в предыдущих частях) обозначал, что для Иного страна и Родина имеет лишь косвенное значение. Что Сумрак - вот их дом родной, а страны сегодня есть, а завтра их нет. Как и народности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Плюс пару слов о Косте и последней истории. Ну не бред ли? Почему он изначально не замел следы, почему не нашел записку Арины? Скажете неопытный? Но Городецкий сам в конце сказал, что для ввсшего иного (тем более абсолюта) все по другому. Он иной среди иных. А то как Костя с легкостью читал мысли высшего? В общем сюжет третьей истории полностью завязан на рояле в кустах (венском, с гнутыми ножками)

Оценка: 6

На мой взгляд, это лучший из Дозоров. Здесь нет как такового противостояния Света и Тьмы, здесь есть умелая игра и неумелые игроки. Да и сюжет выверен и нескучен, в отличие от первых двух частей.

Очень нравятся разговоры Эдгара и Антона. О, эти темный Светлый и светлый Темный просто создают атмосферу книги!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Косте – туда и дорога. Сомнения, построенные на жалости к себе, ни к чему хорошему не приводят. Жалко Витезслава. Большую жалость вызывает разве что то, как он был убит. Ну, не верится, что чех, не доверявший даже своей тени, пошел на поводу у Кости, да и Костя шарахался от убийств, как черт от ладана, и вдруг хладнокровно прикончил фактически собрата.

Третья книга истории о противостоянии Ночного и Дневного Дозоров Сергея Лукьяненко – «Сумеречный дозор», роман, в котором противоборствующие организации вынуждены будут объединиться против обшей угрозы – угрозы того, что кто-то нашел способ делать обычных людей Иными.

Это может причинить серьезный вред не только иным, но также и людям – ведть если люди без проблем будут становиться Иными и колдовать, не проходя обучения, без разбору, то мир очень быстро погрузится во тьму. Сюжет крутится вокруг старинной книги «Фуаран», названной так по имени создательницы: древней индийской ведьмы. Та мечтала сделать свою смертную дочь Иной, и перепробовала для этого множество заклинаний, в результате создав то самое, заставляющее Сумрак, магическое пространство Иных, пустить в него человека.

Увы, эта книга считалась лишь легендой даже в среде Иных, однако находились безумцы, верившие в то, что она на самом деле существует, и пытавшиеся ее найти. С этой легендой лицом к лицу сталкивается Антон Городецкий – маг второй категории, сотрудник Ночного Дозора, и его начальник Гесер, который обеспокоен странным письмом, подброшенным в офис: кто-то пообещал некоему смертному сделать его Иным.

Антон Городецкий предстает перед нами уже не одиноким, мечущимся человеком, а счастливым мужем и отцом: он женат на своей любимой Светлане, и у них родилась дочка с символическим именем Надежда: девочке суждено стать величайшей Светлой Иной в мире. Однако пока что она всего лишь трехлетняя малышка, которая, хоть и проявляет особенные таланты, должна во всем слушаться маму и папу.

Мирному отдыху семьи Городецких в деревне суждено прерваться во второй части: Антон, потребовав отпуск у шефа, уезжает в село, в котором уже отдыхают жена и дочь. Но спокойно отдохнуть не удается: случайно Антон натыкается на древнюю ведьму, которая рассказывает ему новые истории о книге «Фуаран». Антон и не подозревает, к чему это может его привести; и не только его, но и всю его семью.

Третья часть «Сумеречного дозора» имеет непосредственное отношение к самой легендарной книге. Она есть, существует, и остались даже ориентиры, указывающие на ее местоположение. Собрание лучших магов Дневного и Ночного дозоров и Инквизиции бросается в погоню за неизвестным похитителем книги, у которого на уме может быть что угодно. Антон вынужден в особенно острый момент попросить о помощи своего друга – хоть и не совсем обычного, но все же человека, музыканта Ласа.

«Сумеречный дозор» Сергея Лукьяненко раскрывает перед читателями все новые и новые грани таланта автора и множество удивительных интриг мира Иных. Такие близкие к нашему, реальному миру, пользующиеся мобильными, автомобилями, поездами – герои Лукьяненко настоящие волшебники: как добрые, так и злые. «Дозоры» — одна из самых популярных серий книг в творчестве Сергея Лукьяненко, популярного российского фантаста.

ISBN 5-17-021088-4,
ISBN 5-9578-3160-3,
ISBN 5-9713-0964-1 Предыдущая: Дневной дозор (роман) Следующая: Последний дозор (роман) Электронная версия

«Су́меречный дозо́р» - фантастический роман Сергея Лукьяненко , третий из серии романов о жизни сообществ людей с магическими способностями - Иных . Действие происходит в 2003 году .

Аннотация

Часть 1. Ничье время

Вернувшись из отпуска, Антон Городецкий получает срочный вызов от Гесера . Гесер демонстрирует Антону полученное им анонимное письмо. Автор письма сообщает, что «один Иной раскрыл одному человеку всю правду об Иных и сейчас собирается сделать этого человека Иным». Копии письма были посланы Завулону в Дневной Дозор и в главный офис Инквизиции. Последнее придаёт письму серьёзность и вес: адрес Инквизиции знает в Ночном Дозоре только Гесер, а в Дневном Дозоре, по мнению Гесера - только Завулон.

В самом письме особых примет нет: оно составлено из букв, вырезанных из газет и наклеенных на туалетную бумагу (чистую). Единственная зацепка в почтовом штемпеле : судя по нему, письмо отправлено из элитного жилого комплекса «Ассоль». Антон должен на месте провести расследование. Он будет работать под прикрытием, то есть изображать человека, лишённого магических способностей. Магические действия Антону совершать запрещено.

Антон знакомится с Ласом - странным типом, который поёт забавные песни собственного сочинения, аккомпанируя себе на бас-гитаре . Антон и Лас становятся друзьями. Антон прощупывает Ласа (это он может делать): тот не Иной.

Появившиеся в комплексе Витезслав и Эдгар воздействуют на начальника охраны и приказывают ему относиться к Антону очень хорошо и во всём, что он ни потребует, ему помогать.

Антон получает у начальника охраны досье на всех жильцов элитного комплекса. Среди жильцов его внимание привлекает 63-летний бизнесмен Тимур Борисович Равенбах, очень похожий на Гесера. Антон предполагает в Ином-отступнике Гесера.

Желая выяснить детали Антон приходит в квартиру к Тимуру Борисовичу. Тот охотно признаёт, что просил превратиться в Иного. Кто был маг, с которым он контактировал, бизнесмен не знает: тот принимал облик молодого Олега Стриженова . Во время беседы в квартире появляются Саушкин, Витезслав и Эдгар (ляп автора, поскольку он сам неоднократно заявляет о неспособности вампиров войти в жилище без приглашения хозяина). Витезслав сразу обращает внимание на сходство бизнесмена с Гесером, оглушает Тимура Борисовича и требует вызвать Гесера.

Гесер клянётся Светом, что никогда не видел этого человека, не говорил с ним, не обещал ему ничего, не отправлял писем в Дозоры или Инквизицию и никого не просил встречаться с ним или отправлять эти письма. Сразу после этого Гесер обвиняет инквизиторов в том, что те толкнули его сына к тёмной стороне Силы. Инквизиторам приходится извиняться, закрывать дело, и, в качестве компенсации, давать ему разрешение на реморализацию сына. Сын Гесера становится Светлым Иным.

Часть 2. Ничье пространство

Антон проводит отпуск в Подмосковье с женой, дочерью и тёщей. Светлана передаёт Антону историю о том как 10-летняя Ксюша и 5-летний Ромка, заблудились в лесу, но к вечеру вернулись домой. По словам детей, они встретили волка, который гнал их и выгнал на волчат. Но тут появилась женщина, которая прочитала какие-то стишки, и волки убежали. После беседы с детьми Антон убеждается в том, что волки были оборотнями, а женщина - ведьмой.

Антон навещает ведьму. Уровень Силы Арины - первый или вне категорий. Антон приходит к выводу, что мелкие нарушения простительны, учитывая особые обстоятельства жизни и заслугу в спасении детей.

Городецкий узнает о заклинании Фуаран: оно названо по имени древней восточной колдуньи, желавшей сделать магом свою дочь. После ряда проб и ошибок она сумела сделать свою дочь Иной и, вероятно, поднять свою силу. Но потом за рецептом бросились все, до кого дошла весть о чуде. Как ни сильна была Фуаран, она, даже вместе с дочерью, не могла длительное время отражать совместные атаки большого числа магов. Она сделала Иными своих слуг, но те были неумелы и растеряны. Погибла и Фуаран, и дочь, но один из слуг забрал книгу и сбежал.

Антона навещает Эдгар. Он просит помощи Антона в расследовании деятельности Арины в начале XX века. Эдгар и Антон навещают Арину и беседуют с ней. Улики инквизитора сильны и Арина скрывается в Сумрак.

Антон возвращается домой. Вскоре выясняется, Арина что похитила Надю. За возвращение Нади Арина требует, чтобы ей помогли пройти через кордоны инквизиции, в ином случае угрожает убить девочку. Во время раздумий приходят сдаваться оборотень и трое щенков, напавшие на детей. Оборотень говорит, что видел похищение Нади и готов помочь в её розысках. За это он просит квалифицировать его действия как мелкую халатность (мальчишки заигрались с детьми, а он недосмотрел), а не как попытку убийства. Антон требует, чтобы оборотень и его щенки помогли ему в битве с Ариной. Оборотень вынужден согласится.

Антон и волки находят Арину. Пока оборотни отвлекают Арину разговорами, а Антон - малоудачными попытками её атаковать, появляется Светлана и побеждает Арину, полностью подчинив её своей воле, и спасает девочку.

Арина хочет сбежать от Инквизиции в Сибирь. Светлана, неожиданно для Антона, отпускает её в обмен на клятву в течение 100 лет не лишать жизни людей или Иных, кроме как для самозащиты, и только если не будет другого выхода. На прощание Надя получает от Арины в дар умение магически использовать растения.

Нас устроит только мир, в котором люди будут озабочены размером кормушек и качеством сена. Потому что как только они вынут голову из кормушки, оглянутся и увидят нас - нам придёт конец.

Арина знает всё это, и расскажет на суде. Поэтому суда над ней нельзя допустить.

Часть 3. Ничья сила

Антон едет к Гесеру. С Ариной у Гесера с ней долгие и уважительные отношения. Гесер рассказывает о своем понимании «магической температуры».

В этот момент Гесер получает вызов в дом колдуньи. Гесер и Антон едут туда. Там уже собрались Эдгар, Завулон, Саушкин и Светлана. В домике колдуньи есть тайник, а там - одежда Витезслава и ровный серый прах - обычные останки вампира. Кто-то убил Витезслава. Эдгар сообщает, что 2 часа назад позвонил Витезслав и сообщил, что в тайнике лежит подлинный «Фуаран». На месте преступления находят записку, написанную почерком Арины, в которой она предлагает Инквизиции сделку: «Фуаран» в обмен на прощение. После этого Гесер признаёт, что он ошибался, и «Фуаран», по-видимому, действительно существует. Все соглашаются, что Витезслава убили из-за «Фуарана».

Используя записку Антон с помощью магии подобия создаёт образ книги и «компас», который всё время указывает на книгу. Точность «компаса» около 100 метров. В соответствии с его указаниями Гесер, Завулон, Антон, Светлана, Костя и Эдгар попадают на Казанский вокзал в Москве. Стрелка крутится во все стороны: расстояние слишком мало, чтобы можно было определить направление.

Стрелка внезапно останавливается и указывает направление на поезд Москва-Алматы. Показания «компаса» подтверждают - книга в поезде. Антон внезапно встречает в поезде Ласа. Попытки выявить в Ласе маскирующегося Иного к успеху не приводят.

Антон узнает от Светланы подробности о заклинании Фуаран: нужно около 10 минут, и единственный ингредиент - кровь 12 человек, хотя бы по капле. В ходе беседы с Костей Саушкиным Антон узнает о рецептуре «коктейль Саушкина»: коктейль из крови 12 человек. И тут Антон понимает, что Саушкин - именно тот, кто украл Фуаран. С помощью книги Костя стал сильнейшим магом на земле. Антон требует отдать книгу. Начинается драка, в которой гибнут 2 инквизитора, а Костя выпрыгивает из поезда и движется в аэропорт. С помощью портала в поезд приходят Гесер и Завулон. Они решают послать в аэропорт Антона: к нему у Кости сентиментальные чувства. Используя их Антон сможет подобраться к Косте близко и убить его. Гесер и Завулон привлекают всех магов Москвы (и Светлых, и Темных) и начинают накачивать Антона Силой.

Антон едет на аэродром на «Фольксвагене» друга Ласа, Ромы. В машине Антон произносит формулу обращения к Свету, после которой Рома с энтузиазмом служит делу Света и выполняет все указания Антона. Обращать Ласа Антон считает излишним. Антон признаётся Ласу, что он светлый маг, и предупреждает, что придётся ему стереть воспоминания.

Антон в аэропорту находит Костю. Костя рассказывает как убил Витезслава и демонстрирует, как работает заклинание на Ласе. Лас становится Иным. Побочным эффектом становится получение Антоном высшего уровня силы. Костя объясняет Антону, что он не ищет власти и вообще никакой личной корысти у него нет: он хочет сделать Иными всех людей. Заклинание делает Иными всех попавших в поле зрения мага; следовательно, оказавшись в космическом корабле и глядя через иллюминатор на Землю, маг может сделать Иными всё человечество.

Антон атакует Костю, но тот уходит в портал на космодром Байконур. Антон и Лас идут следом. Костя надевает скафандр и призывает Антона напасть на него. Гесер, Эдгар, Завулон, связавшись с Антоном, передают ему Силу и знание мощнейших заклинаний, которыми он должен атаковать Костю. Но Антон тратит всю колоссальную энергию на сооружение вокруг себя непроницаемого щита.

Антон в результате действия заклинания Фуаран становится высшим магом. Лас, ставший магом, начинает обучение в Ночном Дозоре.

Примечания

См. также

  • Лик Чёрной Пальмиры (роман)


Пролог

Настоящие дворы исчезли в Москве где-то между Высоцким и Окуджавой.

Странное дело. Даже после революции, когда в целях борьбы с кухонным рабством в домах ликвидировались кухни, на дворы никто не покушался. У каждой гордой «сталинки», развернувшейся потемкинским фасадом на ближайший проспект, обязательно был двор – большой, зеленый, со столиками и скамейками, с дворником, скребущим асфальт по утрам. Но пришла пора панельных пятиэтажек – и дворы съежились, полысели, когда-то степенные дворники сменили пол и превратились в дворничих, считавших своим долгом отодрать за ухо расшалившихся мальчишек и укоризненно выговорить вернувшимся пьяненькими жильцам. Но все-таки дворы еще жили.

А потом, будто откликаясь на акселерацию, дома потянулись вверх. От девяти этажей до шестнадцати, а то и до двадцати четырех. И будто каждому дому отводился в пользование объем, а не площадь – дворы усохли до самых подъездов, подъезды открыли двери прямо на проезжие улицы, дворники и дворничихи исчезли, сменившись работниками коммунального хозяйства.

Нет, позже дворы вернулись. Но, будто обидевшись на былое небрежение, далеко не ко всем домам. Новые дворы были опоясаны высокой оградой, на проходных сидели подтянутые молодые люди, под английским газоном прятались подземные паркинги. Дети на этих дворах играли под присмотром гувернанток, пьяных жильцов извлекали из «мерседесов» и «БМВ» ко всему привычные телохранители, а мусор с английских газонов новые дворники подчищали маленькими немецкими машинками.

Этот двор был из новых.

Многоэтажные башни на берегу Москвы-реки знали по всей России. Они стали новым символом столицы – вместо потускневшего Кремля и превратившегося в рядовой магазин ЦУМа. Гранитная набережная с собственной пристанью, отделанные венецианской штукатуркой подъезды, кафе и рестораны, салоны красоты и супермаркеты, ну и, конечно же, квартиры по две-три сотни метров. Наверное, новой России нужен был такой символ – помпезный и кичевый, будто толстая золотая цепь на шее в эпоху первичного накопления капитала. И неважно, что большая часть давно купленных квартир стояла пустой, кафе и рестораны были закрыты до лучших времен, а о бетонную пристань били грязные волны.

Человек, теплым летним вечером прогуливающийся по набережной, золотой цепи никогда не носил. У него было хорошее чутье, вполне заменявшее вкус. Он вовремя сменил спортивный костюм «Адидас» китайского пошива на малиновый пиджак, первым отказался от малинового пиджака в пользу костюма от Версаче. Он даже спортом занимался с опережением – забросив теннисную ракетку и перейдя на горные лыжи на месяц раньше всех кремлевских чиновников… даром, что в его годы с удовольствием на горных лыжах можно только стоять.

И жить он предпочитал в особняке в Горках-9, посещая квартиру с окнами на реку только с любовницей.

Впрочем, от постоянной любовницы он тоже собирался отказаться. Все-таки возраст не победит никакая виагра, а супружеская верность начинала входить в моду.

Водитель и охранник стояли достаточно далеко, чтобы не слышать голос хозяина. Впрочем, если ветер и доносил до них обрывки слов – что в этом странного? Почему бы человеку и не поговорить самому с собой на исходе трудового дня, стоя в полном одиночестве над плещущими волнами? Нет более понимающего собеседника, чем ты сам.

– И все-таки я повторяю свое предложение… – сказал человек. – Снова повторяю.

Тускло светили звезды, пробившиеся сквозь городской смог. На другом берегу реки зажигались крошечные окошки лишенных двора многоэтажек. Из красивых фонарей, тянущихся вдоль пристани, горел каждый пятый – и то лишь по прихоти большого человека, вздумавшего прогуляться у реки.

– Снова повторяю, – тихо сказал человек.

О набережную плеснула волна – и с ней пришел ответ:

– Это невозможно. Абсолютно невозможно.

– А как насчет вампиров?

– Да, это вариант, – согласился невидимый собеседник. – Вампиры могут вас инициировать. Если вас устроит существование нежити… нет, я не буду врать, солнечный свет им неприятен, но не смертелен, да и от ризотто с чесноком отказываться не придется…

– Тогда что? – спросил человек, невольно поднося руку к груди. – Душа? Необходимость пить кровь?

Пустота тихо засмеялась:

– Всего лишь голод. Вечный голод. И пустота внутри. Вам это не понравится, я уверен.

– Что еще? – спросил человек.

– Оборотни, – почти весело ответил невидимка. – Они тоже способны инициировать человека. Но и оборотни – низшая форма Темных Иных. Большую часть времени все прекрасно… но когда приступ приближается, вы не сможете себя контролировать. Три-четыре ночи в месяц. Иногда меньше, иногда больше.

– Новолуние, – понимающе кивнул человек.

Пустота снова засмеялась:

– Нет. Приступы оборотней не связаны с лунным циклом. Вы будете чувствовать приближение безумия – за десять-двенадцать часов до момента превращения. Но точного графика вам никто не составит.

– Отпадает, – холодно сказал человек. – Я повторяю свою… просьбу. Я хочу стать Иным. Не низшим Иным, которого охватывают приступы животного безумия. Не великим магом, творящим великие дела. Самым обычным, рядовым Иным… как там по вашей классификации? Седьмого уровня?

– Это невозможно, – ответила ночь. – У вас нет способностей Иного. Ни малейших. Можно научить играть на скрипке человека, лишенного музыкального слуха. Можно стать спортсменом, не имея к тому никаких данных. Но Иным вы не станете. Вы просто другой породы. Мне очень жаль.

Человек на набережной засмеялся:

– Не бывает ничего невозможного. Если низшая форма Иных способна инициировать людей – то должен существовать и способ превратиться в мага.

Темнота молчала.

– Кстати, я не говорил, что хочу стать Темным Иным. Я не испытываю никакого желания пить невинную кровь, гоняться в полях за девственницами или с мерзким хихиканьем наводить порчу, – раздраженно сказал человек. – Куда с большим удовольствием я стану совершать добрые дела… в общем – ваши внутренние разборки мне совершенно безразличны!

– Это… – устало сказала ночь.

– Это ваша проблема, – ответил человек. – Я даю вам неделю. После этого я хочу получить ответ на свою просьбу.

– Просьбу? – уточнила ночь.

Человек на набережной улыбнулся:

– Да. Пока я лишь прошу.

Он повернулся и пошел к машине – «Волге», которая вновь войдет в моду примерно через полгода.

Настоящие дворы исчезли в Москве где-то между Высоцким и Окуджавой.

Странное дело. Даже после революции, когда в целях борьбы с кухонным рабством в домах ликвидировались кухни, на дворы никто не покушался. У каждой гордой «сталинки», развернувшейся потемкинским фасадом на ближайший проспект, обязательно был двор – большой, зеленый, со столиками и скамейками, с дворником, скребущим асфальт по утрам. Но пришла пора панельных пятиэтажек – и дворы съежились, полысели, когда-то степенные дворники сменили пол и превратились в дворничих, считавших своим долгом отодрать за ухо расшалившихся мальчишек и укоризненно выговорить вернувшимся пьяненькими жильцам. Но все-таки дворы еще жили.

А потом, будто откликаясь на акселерацию, дома потянулись вверх. От девяти этажей до шестнадцати, а то и до двадцати четырех. И будто каждому дому отводился в пользование объем, а не площадь – дворы усохли до самых подъездов, подъезды открыли двери прямо на проезжие улицы, дворники и дворничихи исчезли, сменившись работниками коммунального хозяйства.

Нет, позже дворы вернулись. Но, будто обидевшись на былое небрежение, далеко не ко всем домам. Новые дворы были опоясаны высокой оградой, на проходных сидели подтянутые молодые люди, под английским газоном прятались подземные паркинги. Дети на этих дворах играли под присмотром гувернанток, пьяных жильцов извлекали из «мерседесов» и «БМВ» ко всему привычные телохранители, а мусор с английских газонов новые дворники подчищали маленькими немецкими машинками.

Этот двор был из новых.

Многоэтажные башни на берегу Москвы-реки знали по всей России. Они стали новым символом столицы – вместо потускневшего Кремля и превратившегося в рядовой магазин ЦУМа. Гранитная набережная с собственной пристанью, отделанные венецианской штукатуркой подъезды, кафе и рестораны, салоны красоты и супермаркеты, ну и конечно же, квартиры по две-три сотни метров. Наверное, новой России нужен был такой символ – помпезный и кичовый, будто толстая золотая цепь на шее в эпоху первичного накопления капитала. И не важно, что большая часть давно купленных квартир стояла пустой, кафе и рестораны были закрыты до лучших времен, а о бетонную пристань били грязные волны.

Человек, теплым летним вечером прогуливающийся по набережной, золотой цепи никогда не носил. У него было хорошее чутье, вполне заменявшее вкус. Он вовремя сменил спортивный костюм «Адидас» китайского пошива на малиновый пиджак, первым отказался от малинового пиджака в пользу костюма от Версачи. Он даже спортом занимался с опережением – забросив теннисную ракетку и перейдя на горные лыжи на месяц раньше всех кремлевских чиновников… даром что в его годы с удовольствием на горных лужах можно только стоять.

И жить он предпочитал в особняке в Горках-9, посещая квартиру с окнами на реку только с любовницей.

Впрочем, от постоянной любовницы он тоже собирался отказаться. Все-таки возраст не победит никакая виагра, а супружеская верность начинала входить в моду.

Водитель и охранник стояли достаточно далеко, чтобы не слышать голос хозяина. Впрочем, если ветер и доносил до них обрывки слов – что в этом странного? Почему бы человеку и не поговорить самому с собой на исходе трудового дня, стоя в полном одиночестве над плещущими волнами? Нет более понимающего собеседника, чем ты сам.

– И все-таки я повторяю свое предложение… – сказал человек. – Снова повторяю.

Тускло светили звезды, пробившиеся сквозь городской смог. На другом берегу реки зажигались крошечные окошки лишенных двора многоэтажек. Из красивых фонарей, тянущихся вдоль пристани, горел каждый пятый – и то лишь по поводу блажи большого человека, вздумавшего прогуляться у реки.

– Снова повторяю, – тихо сказал человек.

О набережную плеснула волна – и с ней пришел ответ:

– Это невозможно. Абсолютно невозможно.

Кивнул и спросил:

– А как насчет вампиров?

– Да, это вариант, – согласился невидимый собеседник. – Вампиры могут вас инициировать. Если вас устроит существование нежити… нет, я не буду врать, солнечный свет им неприятен, но не смертелен, да и от ризотто с чесноком отказываться не придется…

– Тогда что? – спросил человек, невольно поднося руку к груди. – Душа? Необходимость пить кровь?

Пустота тихо засмеялась:

– Всего лишь голод. Вечный голод. И пустота внутри. Вам это не понравится, я уверен.

– Что еще? – спросил человек.

– Оборотни, – почти весело ответил невидимка. – Они тоже способны инициировать человека. Но и оборотни – низшая форма Темных Иных. Большую часть времени все прекрасно… но когда приступ приближается, вы не сможете себя контролировать. Три-четыре ночи в месяц. Иногда меньше, иногда больше.

– Новолуние, – понимающе кивнул человек.

Пустота снова засмеялась:

– Нет. Приступы оборотней не связаны с лунным циклом. Вы будете чувствовать приближение безумия за десять – двенадцать часов до момента превращения. Но точного графика вам никто не составит.

– Отпадает, – холодно сказал человек. – Я повторяю свою… просьбу. Я хочу стать Иным. Не низшим Иным, которого охватывают приступы животного безумия. Не великим магом, творящим великие дела. Самым обычным, рядовым Иным… как там по вашей классификации? Седьмого уровня?

– Это невозможно, – ответила ночь. – У вас нет способностей Иного. Ни малейших. Можно научить играть на скрипке человека, лишенного музыкального слуха. Можно стать спортсменом, не имея к тому никаких данных. Но Иным вы не станете. Вы просто другой породы. Мне очень жаль.

Человек на набережной засмеялся:

– Не бывает ничего невозможного. Если низшая форма Иных способна инициировать людей – то должен существовать и способ превратиться в мага.

Темнота молчала.

– Кстати, я не говорил, что хочу стать Темным Иным. Я не испытываю никакого желания пить невинную кровь, гоняться в полях за девственницами или с мерзким хихиканьем наводить порчу, – раздраженно сказал человек. – Куда с большим удовольствием я стану совершать добрые дела… в общем – ваши внутренние разборки мне совершенно безразличны!

– Это… – устало сказала ночь.

– Это ваша проблема, – ответил человек. – Я даю вам неделю. После этого я хочу получить ответ на свою просьбу.

– Просьбу? – уточнила ночь.

Человек на набережной улыбнулся:

– Да. Пока я лишь прошу.

Он повернулся и пошел к машине – «волге», которая вновь войдет в моду примерно через полгода.

Даже если любишь свою работу – последний день отпуска навевает тоску. Еще неделю назад я жарился на чистеньком испанском пляже, вкушал паэлью (если честно – узбекский плов вкуснее), пил в китайском ресторанчике холодную сангрию (и как так получается, что китайцы национальный испанский напиток готовят лучше аборигенов?) и покупал по магазинчикам всякую курортную сувенирную ерунду.

А теперь вновь была летняя Москва – не то чтобы жаркая, но томительно-душная. И последний день отпуска, когда голова отдыхать уже не способна, но работать отказывается наотрез.

Может быть, поэтому звонок Гесера я встретил с радостью.

Доброе утро, Антон, – не представляясь начал шеф. – С возвращением. Узнал?

С каких-то пор звонки Гесера я начал чувствовать. Будто менялась трель телефона, обретала требовательный, властный оттенок.

Но говорить шефу об этом я не спешил.