Домашний очаг

Сергей Никоненко: «Прочитав воспоминания первой жены Есенина, я понял, что она идет ко мне домой. Московские адреса сергея есенина Кто сейчас живет в квартире есенина

Наступивший 2015 год объявлен в нашей стране Годом литературы. В этот период по всей России пройдет множество различных мероприятий. Одним из самых масштабных событий станет празднование 120-летнего юбилея известного и любимого русского поэта С.А. Есенина, которое будет отмечаться 3 октября (21 сентября) этого года. Подготовка к торжествам в культурных учреждениях столицы уже началась, а мы в свою очередь, предлагаем Вам вспомнить историю есенинской Москвы. Всего в столице около 300 адресов, где жил, выступал или бывал в гостях поэт. В нашей статье мы расскажем о некоторых из них, связанных с главными событиями жизни Есенина.

Лучше всего, что я видел в этом мире — это все-таки Москва…

С.А. Есенин

Первым и единственным официальным адресом Сергея Есенина в Москве стал дом №24 в Большом Строченовском переулке. Сюда в 1912 году юноша приехал к отцу, который почти три десятка лет служил приказчиком в мясной лавке купца Крылова. В начале XX столетия Крылов являлся хозяином четырех зданий. В двухэтажном деревянном доме, построенном по проекту архитектора М.Медведева в 1891 году, располагалось "Общежитие одиноких приказчиков во владении купца Н. В. Крылова". Здесь на первом этаже, в квартире № 6, состоящей из 3-х комнат, долгие годы жил отец будущего поэта. Поначалу Александр Никитич пристроил сына в лавку конторщиком, но такая карьера оказалась малопривлекательной для начинающего поэта, и, спустя короткое время Сергей бросил работу. Через некоторое время он покинул и отцовский дом, хотя вплоть до 1918 года дом №24 в Большом Строченовском переулке официально считался местом проживания Есенина.

В 1995 году, накануне 100-летия со дня рождения поэта, в доме, откуда началось знакомство Есенина с Москвой, открылся музей. Сегодня в представлены экспонаты, освещающие все периоды жизни Есенина, от ранней юности, до трагической смерти, но большая часть экспозиции посвящена московскому отрезку его жизни и творчества. Из всех поэтов Серебряного века Сергей Есенин теснее всего был связан с Москвой - здесь прошла почти треть его жизни, было напечатано первое стихотворение и создана большая часть произведений.

Для молодого талантливого Есенина поэзия и мясная лавка оказались несовместимы, и юноша начал искать работу, более соответствующую положению начинающего поэта. Короткое время он проработал в книжном магазине на , затем устроился в типографию "Товарищества И.Д. Сытина" на . Здесь он рассчитывал печатать свои стихотворения, и даже мизерное жалованье подчитчика корректора не испугало юношу. Сотрудники корректорской не сразу разглядели в нем дарование. Невысокий самолюбивый златокудрый паренек, которого в типографии окрестили "вербочным херувимом", нашел понимание только у Анны Изрядновой. Ей Есенин читал свои стихи, по выходным они вместе посещали занятия в университете Шанявского (университет располагался на , дом 6, с 1991 здание занимает РГГУ), слушали лекции о поэзии. В начале 1914 года молодые люди вступили в гражданский брак и сняли квартиру около . В декабре у молодой пары родился сын Юрий. Первенцу Есенин посвятил небольшое стихотворение (для печати не предназначавшееся). Сын по рождению уже считался москвичом, о чем с гордостью пишет рязанский парень, недавно начавший покорять Москву:

Будь Юрием, москвич.

Живи, в лесу аукай.

И ты увидишь сон свой наяву.

Давным-давно твой тезка Юрий Долгорукий

Тебе в подарок основал Москву.

В сентябре 1914 года Есенин занял место корректора в типографии Чернышева-Кобелькова в (дом №10). К тому времени он уже начал публиковаться. Знаменитое стихотворение "Береза", напечатанное в январе 1914 года в детском журнале "Мирок", стало первым произведением Есенина увидевшим свет. Затем его стихи начали появляться в других московских газетах и журналах, но этого казалось недостаточно. Незадолго до рождения сына Есенин решил бросить работу и посвятить себя лишь поэзии. Творчеству мешала не только работа: отношения в семье не складывались. Неудовлетворенный литературными возможностями в Москве, оставив жену и сына, в марте 1915 года молодой поэт решил переехать в Петроград. В Москву он возвратился три года спустя, но к Анне Изрядновой уже не вернулся. После разрыва супруги поддерживали дружеские отношения, Есенин иногда помогал и навещал Анну Романовну в ее квартире на .

В 1994 году в бывшей коммунальной квартире по адресу Сивцев Вражек, дом № 44, кв. 14, где проживала Изряднова с сыном Юрием, народный артист России С. П. Никоненко создал (Музей-квартиру А.Р. Изрядновой). В этой квартире первая гражданская жена Есенина прожила более 20 лет, здесь вырос и был арестован его сын (расстрелян в 1937 году), сюда в 1930-х годах приезжала его мать, и, наконец, сам поэт бывал здесь неоднократно. Перед роковым отъездом в Ленинград в 1925 году, словно предчувствуя беду, в квартире бывшей жены Сергей Есенин сжег свои черновики. Сейчас в Есенинском центре наряду с выставкой, посвященной жизни и творчеству С.Есенина, в отдельной комнате представлена экспозиция, рассказывающая об А.Р. Изрядновой.

30 июля 1917 года С. Есенин обвенчался с Зинаидой Райх. Сначала молодые жили в Петрограде в квартире Зинаиды, но семейная жизнь снова не складывалась, да и сама духовная атмосфера города на Неве была чужда юному поэту. В 1918 году Есенин решил возвратиться в Москву, а беременная дочерью Татьяной Зинаида Райх уехала к родителям в Орел.

В Москву 23-летний Есенин вернулся уже известным поэтом. Но жилось ему от этого ничуть не легче, чем остальным. Молодой модный поэт поселился сначала в гостинице «Люкс», ныне ( , дом № 10), затем перебрался на в дом №19. Время от времени он жил то в мастерской у скульптора Сергея Коненкова на , то у других друзей и знакомых - у кого приходилось.

В это время Есенин тесно сошелся с Анатолием Мариенгофом. С 1919 года приятели стали вместе снимать квартиры и жить "одним домом, одними деньгами". Молодые люди поселились в в доме № 3 (ныне Петровский переулок, дом 5 стр. 9) - бывшем доме купца Алексея Бахрушина, известного мецената и собирателя театральной старины, рядом с (в настоящее время ). В квартире № 46 поэты занимали три комнаты, одной из которых была бывшая ванная. По воспоминаниям А. Мариенгофа - лучшее место в квартире: "Ванну мы закрыли матрасом - ложе; умывальник досками - письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами. Тепло от колонки вдохновляло на лирику… "

В то время на квартире у приятелей собиралась почти вся творческая элита Серебряного века.

В память о тех годах на здании установлена мемориальная доска с барельефом поэта и надписью: "В этом доме с 1918 по 1923 год жил и работал выдающийся советский поэт Сергей Александрович Есенин".

Под влиянием Мариенгофа, одного из основателей и теоретиков имажинизма (литературное течение, где на первый план выходит образ, а к нему сводится форма и содержание), Есенин тоже увлекся модным направлением. В то время писатели сами открывали лавки и торговали собственными книгами и автографами. Книжный магазин появился и у поэтов-имажинистов. В "Лавке имажинистов" на (д. №15) щегольски одетый Есенин иногда сам стоял за прилавком. Его стихи расходились особенно быстро.

Еще одним проектов имажинистов стало литературное кафе "Стойло Пегаса" на 37. Раньше оно называлось "Бом" и принадлежало популярному клоуну-эксцентрику М. Станевскому, работающему в известном дуэте "Бим-Бом" (Радунский-Станевский). В 1919 году его заняли поэты-имажинисты. Театральный художник Георгий Якулов, который оформлял заведение, поместил над входом необычную вывеску - в середине в облаках находился пегас, а вокруг летящим затейливым шрифтом "парило" название кафе. Внутри на ультрамариновых стенах яркими желтыми красками были набросаны портреты имажинистов. Под портретом С.Есенина помещалась цитата:

Срежет мудрый садовник - осень

Головы моей желтый лист.

Портрет А. Мариенгофа украшало четверостишье:

В Солнце кулаком бац,

А вы там, - каждый собачьей шерсти блоха,

Ползаете, собираете осколки

Разбитой клизмы.

В клубе-кафе собиралась богемная публика того времени - поэты, писатели, художники, артисты. Бывали здесь и полукриминальный, и криминальный элемент, и "недорезанные буржуи". Известный на всю столицу своими скандальными выходками Есенин, однажды вывел одного посетителя из кафе буквально за нос. Поэту не понравилось, что мужчина говорил громче выступавшего Рюрика Ивнева. Недолго думая, Есенин взял его за нос, провел через весь зал и выставил за дверь. Как ни странно, но после этого случая количество посетителей в кафе только увеличилось.

Стоит сказать, что довольно близко от "Стойла Пегаса", в располагалось кафе футуристов - противников имажинистов.

В 1930-х годах Тверская улица была реконструирована. И сейчас лишь приблизительно можно обозначить место, где находилось кафе "Стойла Пегаса" - в районе дома №17.

Несколько лет Есенин и Мариенгоф были неразлучны. Они вместе путешествовали, выступали на различных вечерах, водили дружбу с одними и теми же людьми.

3 октября 1921 года в 26-й день рождения Сергея Есенина веселая компания собралась у известного театрального художника Жоржа Якулова. Его мастерская находилась в квартире №38 на 10. Этот дом сейчас более известен благодаря другой квартире, которая с легкой руки , стала называться "нехорошей". На вечеринке выступала всемирно известная американская танцовщица Айседора Дункан. По словам присутствующих, балерина влюбилась в Есенина с первого взгляда. К тому времени у Есенина с Зинаидой Райх было уже двое детей, но, как и первый брак, этот не сложился. В вечер знакомства с Айседорой Дункан, поэт и великая "босоножка" сбежали с Большой Садовой к Айседоре в особняк на . Говорят, что довольно непродолжительный путь от Большой Садовой до Пречистенки, занял времени намного больше чем обычно. Заснувший извозчик трижды объехал в , на что Есенин в шутку заметил, что возница их так повенчал. Но официально мужем и женой они стали весной 1922 года. Айседоре Дункан необходимо было уезжать за границу на гастроли, ехать без Есенина она не представляла возможным. Чтобы не создавать лишних проблем в поездке, необходимо было пожениться. Есенин легко согласился на брак.

В последнем в начале прошлого века существовал своеобразный клуб литераторов под руководством ассоциации пролетарских писателей, а в подвале был ресторанчик, любимый пишущей братией за предоставленные им скидки. (В знаменитом романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" "Дом Герцена" выведен как "Дом Грибоедова"). В этом доме, где Есенин читал "Персидские мотивы" и "Анну Снегину", при участии Софьи Андреевны Толстой-Есениной был организован первый музей прославленного поэта. Но просуществовал он недолго. После запрета на поэзию Есенина, музей был закрыт. В настоящее время "Дом Герцена" занимает литературный институт им. Горького. Печально, но здесь не сохранилось никаких вещественных доказательств, относящихся к Есенину.

В конце этого года будет отмечаться 90 лет со дня смерти Сергея Есенина. Всего 30 лет прожил поэт. Но эта короткая, романтическая, бесшабашная и яркая жизнь оставила глубокий след в русской поэзии. Вот уже почти целый век стихи Есенина любимы в России. Вместе с тем интерес вызывает не только его творчество, но и все то, чем жил поэт и к чему каким-то образом прикасался.


Непростой судьбе Сергея Есенина сочувствуют по сей день, его талантом восхищаются. Однако мало кто знает, как сложилась судьба его первой жены - той женщины, которая, по сути, помогла ему стать тем, кем он стал. А ведь ее жизненный путь не менее интересен...
Любовный треугольник, как известно, - самая распространенная основа сюжета романов, пьес, кинофильмов… Но жизнь, увы, преподносит иногда такое, чего не придумает и самый изобретательный драматург.
Её называли демонической женщиной, которая играючи разрушила жизни двух гениальных мужчин. Кем же она была? Музой поэта? Ведущей актрисой театра Мейерхольда? Или просто женщиной, которая любила и была любима?
Зинаида родилась 1894 году, в семье обрусевшего немца Николая Райха и дворянки Анны Викторовой, в селе Ближние Мельницы под Одессой. Отец ее был социал-демократом, и дочь придерживалась взглядов отца, за, что ее и исключили из гимназии.
Революцию Зинаида встретила в Петрограде, работая машинисткой в левоэсеровской газете «Дело народа». В библиотеку этой газеты часто заходил Есенин, там они и познакомились. Райх думала, что Сергею нравится библиотекарша Мина Свирская, и сама уже собралась замуж за его друга Алексея Ганина. Перед помолвкой друзья все вместе решили съездить на Соловки. В этом путешествии, забыв про Ганина, в маленькой церкви и обвенчались Сергей Есенин и Зинаида Райх.
Денег не было, срочно была отбита телеграмма в Орёл, и отец, не требуя объяснений, выслал дочери деньги. На них купили наряд для невесты и обручальные кольца. По пути в церковь жених нарвал букет полевых цветов.
Вернувшись в Петроград, молодожены первое время жили врозь: скоропалительный союз не оставил времени привыкнуть к статусу супружеской пары.
«Всё-таки они стали мужем и женой, не успев опомниться и представить себе хотя бы на минуту, как сложится их совместная жизнь, договорились поэтому друг другу «не мешать», - пишет в воспоминаниях дочь Райх и Есенина Татьяна.
Однако молодые привыкли к реальности быстро и вскоре воссоединились. На правах требовательного супруга Сергун, как называла мужа Зинаида, пожелал, чтобы жена оставила работу в редакции и занималась домашним очагом и семейным уютом.
Требованию она подчинилась, ведь хотелось иметь нормальную семью, да и энергичный характер Зинаиды придавал уверенности, что она справится со всем и создаст тёплое семейное гнездышко.
Жили супруги без особого комфорта в съёмной квартире. Есенин много работал, часто печатался, неплохо зарабатывал, поэтому, несмотря на голодные времена, были хлебосолами, часто принимали гостей.
Друзьям Есенин благожелательно отзывался о жене, выделял её умение вести домашнее хозяйство, кулинарные способности, талант при скудном наборе продуктов готовить вкусные блюда: «Если бы она пошла по поварской линии, из неё получился бы мастер своего дела. Я не раз наблюдал, как она священнодействовала…»
По воспоминаниям современников, Зинаида была человеком открытым, легко сходилась с людьми, любила общение. Она старалась ненавязчиво и бескорыстно помочь человеку, приободрить шуткой тех, кто переживал нерадостные времена, вселить надежду.
Райх отличалась превосходным качеством, подмеченным не одним мемуаристом, - способностью притягивать к себе людей. Однако, при всех этих замечательных свойствах, была вспыльчива, резка в суждениях - сказывался характер отца, во многом повторившийся в характере дочери.
Лучшие месяцы супружеской жизни закончились с переездом в Москву, на некоторое время Зинаида и Сергун расстались. Совместного жилья в Москве не нашли, Есенин скитался по знакомым, его слава разрасталась, и всюду он был желанным гостем.
Женщин пленяли не только его стихотворные строки, но большей частью и красивое напудренное лицо, завитые локоны волос пшеничного цвета.
Любопытно высказывание Ахматовой о Есенине той поры: «…Слишком уж он был занят собой. Одним собой. Даже женщины его не интересовали нисколько. Его занимало одно - как ему лучше носить чуб: на правую сторону или на левую сторону?»
Беременная Зинаида поневоле держалась в тени гениального мужа и поодаль от его богемных друзей. Она поселилась в гостиничном номере, но рожать уехала в Орёл, где в мае 1918 года на свет появилась старшая дочь поэта Татьяна.
Не только неустроенность заставила уехать из Москвы. Есенин попросил своего друга Анатолия Мариенгофа… «вынуть из петли», избавить от любви собственной жены.
«Не могу я с Зинаидой жить… говорил ей - понимать не хочет… не уйдёт… вбила себе в голову: «Любишь ты меня, Сергун, это знаю и другого знать не хочу». Скажи ты ей, Толя… что есть у меня другая женщина… С весны, мол, путаюсь и влюблён накрепко… а таить того не велел…».
На другой день Зинаида уехала к родителям.
Это не было окончательным расставанием. Оставив дочь в Орле, Райх вернулась к Есенину. Известны воспоминания Мариенгофа о первом приезде Райх с дочкой в Москву.
Девочка, прекрасно чувствовавшая себя в компании чужих людей, не признавала отца, чем вызывала его негодование. Он сердился, а неприятие его личности ребёнком считал «кознями» жены.
Через два года родился сын Константин, и его появление на свет также произошло вдали от отца. На новорожденного поэт не пожелал посмотреть.
«Лишь случайно на платформе ростовского вокзала ему сказали, что в вагоне кисловодского поезда Райх с сыном - приглашают взглянуть на дитя, - рассказывает Мариенгоф. - «Фу! Чёрный!.. Есенины чёрными не бывают…» С тем и ушел.
Этот отвергнутый отцом сын даст свой ответ на вопрос, почему Есенин расстался с Зинаидой Райх: «Безусловно, судя по рассказам матери и её подруги - Зинаиды Гейман, сыграли роль и «друзья» отца из группы «мужиковствующих», неприязненно относившихся к моей матери.
Она и сама относилась к ним с неприязнью, видя их тлетворное влияние на отца. Видимо, сыграла во всём этом деле роль и нерусская фамилия матери - Райх, которую она получила в наследство от отца - моего деда.
«Мужиковствующие» настаивали на еврейском, нерусском происхождении, в то время как мать у неё была русской, даже вышедшей из захудалого дворянского рода (Анна Ивановна Викторова).
Отец матери - Николай Андреевич Райх - железнодорожник, выходец из Силезии. Национальная принадлежность его затерялась в метриках прошлого века».
Всем, кто интересовался есенинской темой, известно описание Райх, данное А. Мариенгофом: «Это дебёлая еврейская дама. Щедрая природа одарила её чувственными губами на лице круглом, как тарелка… Кривоватые её ноги ходили по сцене, как по палубе корабля, плывущего в качку».
Окружение Есенина не признавало за ней ни обладание красотой, ни актерскими способностями.
Осенью 1921 года З. Райх стала студенткой Высших театральных мастерских, руководил которыми знаменитый Всеволод Мейерхольд. Они были знакомы, встречались в период работы в Наркомпроссе, на заседаниях знаменитой «Бродячей собаки», в редакции журнала, издаваемого Мейерхольдом.
Пленительная женственность, яркая внешность Зинаиды Райх окончательно покорили человека, имевшего «убийственные» внешние данные - «лицо топором, скрипучий голос». После встречи с молодой женщиной он словно переживал второе рождение.
Незадолго до нахлынувшей на него любви приговоренный к расстрелу «вождь театрального Октября» месяц находился в камере смертников в Новороссийске, и вот судьба подарила встречу с удивительной женщиной.
На одной из вечеринок он якобы сказал Есенину: «Знаешь, Серёжа, я ведь в твою жену влюблён… если поженимся, сердиться на меня не будешь?». И Есенин шутливо поклонился режиссеру в ноги: «Возьми ее, сделай милость… По гроб тебе благодарен буду».
Правда, когда Зинаида окончательно ушла от него, ругался: «Втёрся ко мне в семью, изображал непризнанного гения… Жену увёл…»

Адрес: г.Москва, Петровский пер., д. 5 , м. Чеховская, Пушкинская, Тверская

Дом принадлежал купцу Алексею Бахрушину - известному меценату и собирателю театральной старины. Здесь, на третьем этаже в квартире № 46 снимал комнаты поэт Анатолий Мариенгоф. С 1918 по 1923 вместе с ним проживал и Сергей Есенин. На входной двери висело объявление: "Поэты Есенин и Мариенгоф работают. Посетителей просят не беспокоить". Есенин тогда действительно много работал - он заканчивал "Пугачева".

В распоряжении поэтов было три комнаты. Причем, одна из них - бывшая ванная комната. По воспоминаниям А. Мариенгофа - это было лучшее место в квартире. "Ванну мы закрыли матрасом - ложе; умывальник досками - письменный стол; колонку для согревания воды топили книгами. Тепло от колонки вдохновляло на лирику… Вся квартира, с завистью глядя на наше теплое беспечное существование, устраивала собрания и выносила резолюции, требующие установления очереди на житье под благосклонной эгидой колонки… ".

В гости в Есенину и Мариенгофу ходила, практически, вся творческая элита серебряного века. Здесь бывала поэтесса Надежда Вольпин, поэт Сергей Городецкий, актриса Зинаида Райх, танцовщица Айседора Дункан и многие другие.

В память о том времени на фасаде дома установлена мемориальная доска с барельефом.

Где еще можно найти описание дома? На сайте агенств по аренде и продаже элитного жилья. Кто знает, может когда-нибудь здесь появиться и ваша памятная доска. Жизнь удивительна и непредсказуема. Ну, а мы идем дальше.

В концепциях:

> Свидание с прошлым. Сергей Есенин

Есенин и Москва. Была ли у поэта прописка? Зачем он жил в ванной? Разговаривал ли с Пушкиным? Сегодня романтический вечер с Сергеем Есениным. Захватите томик его стихов!

Сергей Есенин: встреча с прошлым

Есенин и Москва. Была ли у поэта прописка? Зачем он жил в ванной? Разговаривал ли с Пушкиным? Устройте себе романтический вечер с Сергеем Есениным! И захватите томик его стихов.

Дома-музеи, усадьбы, мемориальные кабинеты и мастерские, музеи-квартиры… Вот этот вид из окна, покуривая, наблюдал , по этой лестнице вышагивал на 4-й этаж в свою коммуналку № 12 «красивый, двадцати-двухлетний» , вот эти тома книг в шкафах собирал Плучек .

Брат Питера Брука

Выдающийся театральный режиссёр Валентин Николаевич Плучек , двоюродный брат великого британского театрального режиссёра , 55 лет назад возглавил Театр сатиры, худруком которого служил до самой своей смерти (его не стало 10 лет назад, в 2002 году). И 32 года, с 1970-го, он прожил с супругой Зинаидой Павловной на Большой Бронной, на 13-м этаже д. 2/6 в квартире № 47. Здесь в 2009-м, к 100-летию со дня рождения Плучека, открылся мемориальный музей-квартира в три небольшие комнаты, где главное богатство - книги (2 тыс. томов), расположившиеся даже в прихожей. Хозяин был страст-ным книгочеем и собирателем книг. Родился в Москве, был последним учеником великого .

Дом № 2/6 на пересечении Большой и Малой Бронных по праву называют «домом знаменитостей». В нём проживали Святослав Рихтер, Юрий Никулин, Ростислав Плятт, Андрей Гончаров … Дом - с виду обычная башня из кирпича с застеклёнными лоджиями.

Квартира Плучека - образец интеллигентного «гнезда»: две светлые комнаты совсем невелики, а в большой собирались компании людей уникальных: , Питер Брук, Эльза Триоле , сестра Лили, с мужем Луи Арагоном - и буквально вся театрально-литературно-музыкальная столичная элита. Все предметы мебели, живопись, графика сохранены, как при жизни хозяев. Сделать квартиру музеем было волей самого хозяина. Начало положила после его смерти Зинаида Павловна, но через два года её тоже не стало. Новорождённый музей взялся опекать театральный музей им. А. А. Бахрушина. Уже при жизни Плучека его квартира напоминала музей: авторские предметы мебели (подарки самих мастеров) просты и изящны, подлинный рисунок Маяковского к «Мистерии-Буфф», картины Тышлера и Фалька , тарелка работы (подарок Брука), костюм Фигаро (в котором он так внезапно умер во время спектакля на гастролях в Риге), портреты Мейерхольда, и Пастернака

Адрес музея: ул. Б. Бронная, д. 2/6, открыт с понедельника по пятницу с 12.00 до 19.00. Выходной - последний понедельник месяца. Посещение по предварительной записи.

«Комнатёнка-лодочка»

Приказ о создании Государственной библио-теки-музея В. В. Маяковского был подписан в Наркомпросе (Народном комиссариате просвещения) в гибельном 1937-м (символично, что и сам дом № 3/6 в Лубян-ском проезде стиснут объятиями огромного здания НКВД-КГБ, - столь нерасторжима связь поэта с кровавой эпохой). Сегодня музею почти 75 лет, он пережил переезд, реконструкцию и стал одним из интереснейших в столице.

В аскетично убранной (поэт ненавидел быт и мещанство) «комнатёнке-лодочке», так её называл сам поэт, в 20 м², он прожил 11 лет, с 1919 года. Но комната - это только мемориальная часть, а всё, что вокруг в бывшей коммуналке, - попытка воссоздать футуристический, авангардный мир, окружавший поэта при жизни, как Жизненный Лабиринт, по которому он блуждал и в итоге попал в тупик. Музей вмещает всю жизнь поэта с рождения. Фонды его огромны - более 50 тыс. единиц. В основе - 68 записных книжек Маяковского, его рукописи и письма, личные вещи, в том числе уникальные - обручальное кольцо его матери и шашка деда.

Адрес музея: Лубян-ский проезд, д. 3/6, стр. 4. Работает ежедневно, выходной день - среда.

«Грустная» комната

В Москве у Сергея Есенина около 300 адресов, по которым он жил, выступал, бывал у друзей. Но особое место занимает комната в коммуналке на 1-м этаже в доме у Арбата, в переулке Сивцев Вражек. Есенин любил Москву: «Я люблю этот город вязевый». Вся жизнь поэта была связана с ней - с 1912 года, когда 100 лет назад он приехал сюда в 17 лет из села Константиново Рязанской губернии с тетрадкой стихов учиться.

На самом деле этот музей - не музей-квартира, а Есенин-ский культурный центр, хотя его можно было бы посвятить ещё и светлой памяти хозяйки комнаты, прожившей здесь с 1923 по 1946 год, Анны Романовны Изрядновой , первой, гражданской жены Есенина. Эта удивительная женщина всегда оставалась в тени - и у окружения поэта (вскоре он обвенчался с Зинаидой Райх , затем, уйдя и от неё, - с Айседорой Дункан ), и у биографов. Хотя она сыграла в жизни Есенина неоценимую роль - стала матерью его первого сына Юрия и воспитала его одна, дав свою фамилию. И именно к ней пришёл сюда Есенин перед своим роковым визитом в Ленинград, в октябре 1925 года, в 8 утра, чтобы срочно сжечь вот в этой печи ворох каких-то бумаг.

Анна была старше на 4 года. Когда она с маленьким Юрием поселилась в этой комнате на 1-м этаже близ Арбата, они с Есениным уже были врозь (а жили вместе совсем недолго). Узнав о её беременности, родные изгнали Анну из дома - её проклял отец. Есенин же чадолюбием не отличался. После смерти поэта она передружила всех его детей, прописала у себя в этой комнате его мать, считавшую её любимой невесткой, подружилась с его сёстрами.

Кто-то назвал эту комнату «грустной». Соседи (в квартире 5 комнат) рассказывали, что Изряднова жила тихо, как мышка. Всю жизнь после ареста 22-летнего сына в 1937 г. она страшно боялась, что придут и за ней. И так и не узнала, что его расстреляли на Лубянке в том же 1937-м после долгих допросов «с пристрастием», с особой жестокостью, и всё носила на Лубянку посылки, вязала сыну свитера…

История этого удивительного музея, куда стало возможно попасть лишь недавно, около года, тоже удивительна. Он создан благодаря энтузиазму известного артиста Сергея Петровича Никоненко . Когда он учился во ВГИКе у , тот предрёк ему: ты сыграешь Есенина! И в 1971 году (Никоненко было 30 лет - столько, сколько прожил Есенин) его пригласили на роль поэта в фильме «Пой песню, поэт...». Актёр получил допуск к архивам, где обнаружил воспоминания Изрядновой. И оказалось, что он живёт в том доме, где жила и Анна Романовна, где теперь центр-музей, созданный благодаря Никоненко.

Адрес музея: пер. Сивцев Вражек, д. 44, кв. 14. Посещение по записи.

Фото Двамала, 2006 г.
Бениславская Галина Артуровна (1897-1926)

Подруга поэта Сергея Есенина, безумно любившая его, но всегда остававшаяся в тени более именитых женщин поэта (Айседоры Дункан, например, или внучки Льва Толстого Софьи Толстой). Он то уходил от Г. Бениславской, то вновь к ней возвращался. Вот строчки из её дневника, говорящие о чувствах к нему: "Уехал, улетел с Айседорой. Она вернется - так ответили в студии - через год. Значит, и он тоже. Как же ждать, когда внутри такая засуха? Я опять больна. Опять тоска по нём, опять к каждой мысли прибавляется неотвязное ощущение его. Вот, как верная собака, когда хозяин ушёл - положила бы голову и лежала бы, ждала его возвращения…"
И ещё из дневника: "До Сергея я не любила никого. Здесь же отчетливо поняла - всё могу отдать: и принципы (не выходить замуж), и тело (чего до тех пор не могла даже представить себе), и не только могу, а хочу этого. Знаю, что сразу же поставила крест на своей мечте о независимости, и - подчинилась. Не знала, что в будущем буду бороться с этим чувством и раздувать в себе малейшее расположение к другим, лишь бы освободиться от Сергея, от этой блаженной и мучительной болезни… "
После трагической гибели поэта 27 декабря 1925 года в ленинградской гостинице "Англетер" (возможно, это было убийство), жизнь для Г. Бениславской. потеряла всякий смысл. 3 декабря 1926 года она застрелилась на его могиле. В предсмертной записке написала: "Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это будет всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое, поэтому напоследок наплевать на Сосновского и общественное мнение, которое у Сосновского на поводу". Похоронили Г. Бениславскую в Москве на Ваганьковском кладбище, рядом с Есениным (17 уч.); могила сразу за памятником на его могиле, если стоять к нему лицом.


Первая официальная жена С.Есенина.
Эта живая бойкая девушка работала в лево-эсеровской редакции. Вместе с Есениным они отправились в путешествие на Север, где и обвенчались. Сергей не жил с ней постоянно, хотя она и родила от него двоих детей – Татьяну (1918) и Константина (1920), насчет которого Есенин вообще сомневался, что это его сын. После развода Райх вышла замуж вторично, но требовала от Есенина алименты. Возможно, Зинаида до конца своих дней любила Есенина, и перед своей гибелью она публично пыталась рассказать людям тайну о смерти Есенина. Ее нашли убитой ножом в собственной квартире...

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...

Октябрь (c) Анатолий Губанов

Уже октябрь! О, этот милый месяц,
Когда сгорает янтарём листва.
"И, может быть, мы снова будем вместе...", -
Как листья клён, роняю я слова.

Со сладкой грустью детство вспоминаю,
С тобой я полюбил кружение листвы.
Когда опять зима придёт, не знаю,
Снег будет падать на холодный плед травы.

Листаешь пожелтевшие страницы -
Таких стихов мне никогда не написать.
Лишь журавлей последние станицы
Я со слезами буду провожать.

Пойдём поздравим с днём рождения поэта
И навестим берёзовую Русь,
Стихи Есенина читаем до рассвета.
Я на Тверской бульвар ещё не раз вернусь

С тобой, моя любимая. Пусть осень
Под белым небом согревает тишиной.
И листопад, как золотые косы,
Вновь заплетает ветер над страной.

Откуда взять слова, коль не из сердца?
Но лишь одно зависит от тебя,
Чтоб мне в твоих объятиях согреться
И рифмы посвящать тебе любя.


Родители Сергея Есенина
Александр Никитич и Татьяна Федоровна Есенины 1926 год. Татьяна дочь деда - Федора Титова.

Вот что пишет о своем детстве Есенин: "С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду".

Сергей Есенин с сестрами Екатериной и Шурой
Жены и любимые женщины поэта

В Москве, в Большом Строченовском переулке, стиснутый современными зданиями, притаился двухэтажный деревянный дом, в котором в 1912 году поселился Сергей Есенин. Отсюда началось «освоение» им Москвы. Вскоре он сможет назвать себя «московским озорным гулякой» и признаться: «Я люблю этот город вязевый».

"Ванны обетованной" мы все-таки не отстояли. Пришлось отступить в ледяные просторы нашей комнаты. Стали спать с Есениным вдвоем на одной кровати. Наваливали на себя гору одеял и шуб. По четным дням я, а по нечетным Есенин первым корчился на ледяной простыне, согревая ее теплотой тела.
Одна поэтесса просила Есенина помочь устроиться ей на службу. У нее были розовые щеки, круглые бедра и пышные плечи. Есенин предложил поэтессе жалованье советской машинистки с тем, чтобы она приходила к нам в час ночи, раздевалась, ложилась под одеяло и, согрев постель ("пятнадцатиминутная работа! "), вылезала из нее, облекалась в свои одежды и уходила домой.
Дал слово, что во время всей церемонии мы будем сидеть к ней спинами, уткнувшись носами в рукописи.
Три дня мы ложились в теплую постель.
На четвертый день поэтесса ушла от нас, заявив, что она не намерена дольше продолжать своей службы. Когда она говорила, голос ее захлебывался от возмущения, а гнев расширил зрачки. Глаза из небесно-голубых стали черными, как пуговицы на наших лаковых ботинках.
- В чем дело?.. Мы свято блюли условия.
- Именно!.. Но я не нанималась греть простыни у святых.
- А!..
Но было уже поздно: перед моим лбом так бабахнула входная дверь, что все шесть винтов английского замка вылезли из своих нор".

Вид в сторону Высокопетровского монастыря
Петровский переулок, дома: 3 строение 2, 5 корпус 1, 8; улица Петровка, 28 строение 9

Петровский переулок, 8, снято 06.05.2004 © Informap

Москва Сергея Есенина . Часть III. Есенин-Райх-Мейерхольд

Часть первая

В 1917 году в редакции левоэсерской газеты "Голос народа" Сергей Есенин познакомился с красавицей секретаршей Зинаидой Райх. Вместе с вологодским поэтом Алексеем Ганиным они отправились в путешествие по русскому Северу - на Соловки и дальше в Мурманск. Через три месяца после знакомства под Вологдой Есенин и Райх обвенчались в церкви Кирика и Иулиты.
Вернувшись в Петроград молодожены поселились в квартире Зинаиды, а в 1918 году уехали из Питера: Зинаида - к родителям в Орлов, рожать, а Сергей вернулся в Москву. После непродолжительной дружбы с поэтами Пролеткульта Есенин примкнул к имажинистам. Вместе с Анатолием Мариенгофом они приобрели книжную лавочку на Большой Никитской, а затем "Стойло Пегаса" на Тверской. (См. "Москва Сергея Есенина. Часть II).
Семейная жизнь молодой четы не заладилась.
В мае 1918 года Зинаида Райх родила девочку, которую назвали Татьяной, в честь матери Есенина. С маленькой дочкой она приехала в Москву к мужу, в то время снимавшему комнату в Богословском переулке.
Мариенгоф в книге "Роман без вранья" так описывает эту встречу:
""Из Орла приехала жена Есенина - Зинаида Николаевна Райх. Привезла она с собой дочку: надо же было показать ее отцу. Танюшке тогда года еще не минуло. А из Пензы заявился наш закадычный друг Михаил Молабух... А вдобавок - Танюшка, как в старых писали книжках, "живая была живулечка, не сходила с живого стулечка"; с няниных колен - к Зинаиде Николаевне, от нее - к Молабуху, от того - ко мне. Только отцовского "живого стулечка" ни в какую она не признавала. И на хитрость пускались, и на лесть, и на подкуп, и на строгость - все попусту".
Есенин сердился, во всем упрекая жену, Райх еле сдерживала слезы. На следующий день после очередного скандала Зинаида с дочкой вернулась к родителям в Орлов. Потом Есенин просил прощения, они помирились, но скандалы в семье не прекращались. После того как он избил ее, беременную вторым ребенком, Зинаида сбежала от него к родителям окончательно.
Зимой 1920 года Зинаида Николаевна родила мальчика. Есенин смотреть на сына не поехал, и имя ребенку назвал по телефону, долго выбирая "не литературное": Константин. После крещения спохватился: "Черт побери, а ведь Бальмонта Константином зовут".
Впервые сына Сергей Есенин увидел на ростовском вокзале: Зинаида ехала с мальчиком в Кисловодск.
И опять из книги Мариенгофа:
"Заметив на ростовской платформе меня, разговаривающим с Райх, Есенин описал полукруг на каблуках и, вскочив на рельсу, пошел в обратную сторону...
Зинаида Николаевна попросила: "Скажите Сереже, что я еду с Костей. Он его не видал. Пусть зайдет взглянет. Если не хочет со мной встречаться, могу выйти из купе".
Есенин все-таки зашел в купе глянуть на сына. Посмотрев на мальчика, сказал, что тот черненький, а Есенины черные не бывают".
В дороге мальчик заболел. Мать выходила ребенка, но сама заразилась тифом. Из-за отравления сыпнотифозными ядами она потеряла рассудок, попала в сумасшедший дом и вышла оттуда другим человеком: взрослым и отлично знающим, что судьба ничего не дает даром. 2 октября 1921 года народный суд г. Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх.
Мариенгоф как-то обмолвился, что больше всех своих женщин Есенин ненавидел Зинаиду Райх. А значит, считал он, Сергей больше всех остальных ее - единственную - любил по-настоящему. А ненависть из любви возникла потому, что перед тем, как выйти за Есенина, она сказала ему, что он у нее - первый мужчина, а это оказалось неправдой. И вот этого Есенин - мужик по крови - никогда ей не простил. Всякий раз, когда он вспоминал Зинаиду, судорога сводила лицо, глаза багровели, руки сжимались в кулаки: "Зачем соврала, гадина!" И у нее другой любви не было. Возможно, это и правда. После окончательного разрыва с Зинаидой Райх Есенин с легкостью относился к случайным встречам, с удовольствием пил и скандалил в кабаках...
Зинаиде Райх Есенин посвятил свое знаменитое "Письмо к женщине".

Часть вторая

После развода с Есениным Зинаида Райх поступила на режиссерские курсы, которыми руководил знаменитый Всеволод Мейерхольд. К моменту их встречи Мейерхольд уже был не молод: ему было 47 лет. Вдобавок ко всему он женат и у него три дочери. Но влюбившись в молодую очаровательную женщину, в 1922 году Мейерхольд женился на Зинаиде Райх. Отныне у него новая семья и новая фамилия: Мейерхольд-Райх. Еще будучи на гастролях, он послал телеграмму своей бывшей жене с просьбой освободить квартиру для его молодой жены.
Знаменитый режиссер воспитывал Костика и Танечку, заботливо ухаживал за Зинаидой, болезнь которой после перенесенного тифа, периодически давала о себе знать.
Зинаида Николаевна стала ведущей актрисой в театре знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. Из-за Райх Театр имени Мейерхольда оставили и Эраст Гарин, и Мария Бабанова.
В 1923 году из заграничного путешествия вернулся Сергей Есенин, и оказалось, что отношения между ним и Зинаидой Райх разорваны не окончательно. Он приходил к детям, когда был трезв, пытался их увидеть и пьяным: звонил в дверь и не уходил до тех пор, пока их к нему не выносили. Более того, Есенин и Райх стали встречаться на квартире ее подруги Зинаиды Гейман. Мейерхольд знал об этом, мучительно переживал, пытаясь хоть как-то помешать происходящему. Гейман запомнила его слова: "Я знаю, что вы помогаете Зинаиде встречаться с Есениным. Прошу вас, прекратите это: они снова сойдутся, и она будет несчастна"...
А потом было 28 декабря 1925 года: ночной звонок о самоубийстве Есенина, отчаянная истерика Зинаиды Райх и хлопоты Меейрхольда, приносившего ей воду и мокрые полотенца. У гроба Есенина, мать Сергея Татьяна Федоровна бросила ей в лицо: "Ты виновата!"...
Зинаида Гейман получила фотографию Райх с надписью: "Тебе, Зинуша, как воспоминание о самом главном и самом страшном в моей жизни - о Сергее".
В 1935 году недовольство властей обернулось полуопалой: Мейерхольду не дали звания народного артиста СССР. Затем его отстранили от руководства строительством нового здания для его театра, и это уже было предвестием большой беды. Семья чувствовала ее приближение. В разгар нападок на мужа Зинаида Райх заболела тяжелейшим нервным расстройством, связанным с полным помрачением сознания, и лечилась у психиатра.
В 1938 году началась настоящая травля: газеты буквально обливали грязью знаменитого режиссера и Театр имени Мейерхольда был закрыт.
Зинаида по-своему пыталась защитить мужа. В качестве примера можно привести дерзкое по своему содержанию письмо, написанное ею не кому-нибудь, а самому Сталину, с требованием не вмешиваться в творчество Меейрхольда, как человеку ничего не понимающему в искусстве,.. и приглашала в гости. По воспоминаниям современников "она везде кричала, что ее мужей травят: сперва затравили Есенина, а теперь уничтожают Мейерхольда".
20 июня 1939 года Мейерхольда арестовали. Его бывшая жена, Ольга Михайловна, приехала в Москву и вместе с Зинаидой Николаевной собирала документы для его освобождения. Но помочь ему было уже невозможно. Вскоре он был расстрелян.
А в ночь на 15 июля неизвестные зверски убили Зинаиду Райх. Преступление так и осталось нераскрытым. Соседи слышали крики, доносившиеся из квартиры, но все уже привыкли к ним: весной 1938 года, во время приступа невменяемости, Райх кричала три ночи подряд.
Из квартиры не взяли ничего, в коридоре с разбитой головой лежала домработница, тело хозяйки нашли в кабинете - ей нанесли восемь ножевых ран, и по дороге в больницу она умерла от потери крови. В разделенную на две квартиру Мейерхольда Берия вселил своего шофера с семьей и секретаршу.

В этом доме жили Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд

В доме открыт музей-мемориальная квартира известного режиссера
Мемориальная доска: "В этом доме в 1928-1939 гг. жил выдающийся советский режиссер
народный артист РСФСР Всеволод Эмильевич Мейерхольд"
Из письма Всеволода Мейерхольда Зинаиде Райх:
"Дорогая, горячо любимая Зиночка!
Мне без Тебя, как слепому без поводыря. Это в делах. В часы без забот о делах мне без тебя как несозревшему плоду без солнца.
Приехал я в Горенки 13-го, глянул на березы, и ахнул. Что это? Какой ювелир Ренессанса развесил все это, будто на показ, на невидимых паутинках? Ведь это же листья золота! (Ты помнишь: в детстве такими нежными листьями золота закрывали мы волнистую кору грецких орехов, готовя их к елке). Смотри: эти листья рассыпаны по воздуху. Рассыпанные, они застыли, они будто замерзли...
Секунды их последней жизни я считал, как пульс умирающего.
Когда я смотрел 13-го на сказочный мир золотой осени, на все эти ее чудеса, я мысленно лепетал: Зина, Зиночка, смотри на эти чудеса и... не покидай меня, тебя любящего, тебя - жену, сестру, маму, друга, возлюбленную. Золотую, как эта природа, творящая чудеса!
Зина, не покидай меня!
Нет на свете ничего страшнее одиночества!
Почему "чудеса" природы навели на меня мысли о страшном одиночестве? Ведь его нет на самом деле! Ведь оно - одиночество это - кратковременно?..
Любимая Зина! Береги себя! Отдыхай! Лечись! Мы здесь справляемся. И справимся. А что скучно мне без тебя непередаваемо, так это уж надо претерпеть. Ведь не на месяцы же эта разлука? Скоро мы снова будем как две половины одного сладкого спелого яблока, вкусного яблока.
Крепко обнимаю тебя, моя любимая...
Крепко целую.
Всеволод.
15 октября 1938 года".

Берёзовая виртуальность Есенина

Любой березняк -
По Есенину звонница!
Никто уже так
Перед ней не помолится.

У нас деревень
Нынче тыщи разрушено,
И злато полей
По ветрам буйным пущено.

Увечье земли -
Как от гнета тиранского.
К чему мы пришли
Без уклона крестьянского?

Как храм, березняк
В честь Поэта возносится.
Никто уже так
На нож правды не бросится!

Поэт, член Союза писателей России. 1993 год

С детства создавала о Есенине стихи, но не терпится вдребезги разбить некоторые устоявшиеся прозаические мнения, высказать то, что не сказано ...

По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное "ку-гу",
Здравствуй, мать голубая осина!
Скоро месяц, купаясь в снегу,
Сядет в редкие кудри сына.

Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звезд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желать?