Все вопросы

Сезанн гора св виктории.         Гора Св

Опубликовано: Июнь 3, 2009


Около 1896-1898 La montagne Sainte-Victoire Холст, масло. 78,5x98,5 ГЭ
Пост, в 1948 из ГМНЗИ; ранее - галерея Воллара; с 1907 - собрание И. А. Морозова (приобр. у Воллара за 20 000 фр.); С 1918 - МНЗЖ-2; с 1923 - ГМНЗИ

Сравнение картины с фотографией мотива, сделанной Ревалдом в 1935, показывает, что, точно воспроизводя реальные подробности. Сезанн прибег к значительному перспективному искажению, сильно придвинув вперед гору. Особое, „энергоемкое" понимание перспективы, которая была призвана запечатлеть всю мощь цвета, отличает эрмитажный пейзаж от других изображений горы святой Виктории. Необычная пространственность пейзажа поражает особенно сильно при сопоставлении его с более поздней, кливлендской, версией из Художественного музея в Кливленде, где гора, увиденная почти с той же точки зрения, уходит вглубь значительно дальше.

Картина довольно сильно повреждена в верхней и нижней частях оттого, что до поступления к Ивану Морозову не имела подрамника и хранилась свернутой в рулон. Известно, что именно в таком виде Воллару удалось заполучить немало холстов мастера. Наиболее убедительную датировку картины дал Ревалд: 1896-1898. Он выяснил, что, создавая пейзаж, Сезанн смотрел на гору с дороги из Толоне (в его каталоге картина названа „Le Mont Saint-Victoire au-dessus de la route du Tholonet")-На полпути из Толоне к горе святой Виктории находится Черный замок, гдехудожникснимал комнату для работы,- на полотне этот дом скрыт за деревьями.

С внутренним трепетом я встал на то самое место на холме Лов, с которого Поль Сезанн нарисовал десятки знаменитых пейзажей с горой Сент-Виктуар.

Гора Сент-Виктуар — вид с холма Лов в сентябре

Глядя на прекрасную и величественную Святую Викторию, я вдруг понял одну из главных проблем пейзажного искусства. Чтобы правильно оценить работу художника зрителю обязательно нужно увидеть своими глазами оригинал того объекта природы, который изображен на пейзаже.


Гора Сент-Виктуар — вид с холма Лов. Прованс в сентябре.

Эта большая сосна видела Сезанна.


Сосны Сезанна на холме Лов (Прованс в сентябре)

Предыдущий пост о Сезанне и Сент-Виктуар читайте .

Этот обзор посвящен четвертому и заключительному периоду в творчестве художника — синтетическому. В девяностые годы и нулевые годы Сезанн использует все навыки и приемы, наработанные им за всю предыдущую жизнь. Это уже не реализм, не импрессионизм и не конструктивизм. Именно в эти годы художник заложил фундамент нового художественного пространства для современного искусства ХХ века.

Одна из задач данного исследования — наглядно показать трансформацию художественных приемов Сезанна на примере одного неизменного сюжета: горы Сент-Виктуар в Провансе. В следующих 12 работах художник постепенно уводит нас в небывалое для того времени пространство кубизма, предвосхищая триумф Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Сезанн и гора Сент-Виктуар - работы № 62-73

Работа № 62

Заболев сахарным диабетом, когда художнику стало трудно носить тяжелые краски и предметы, он все чаще обращается к акварели, которую одно время забросил. К концу своего творчества Поль Сезанн научился работать быстро и безошибочно, что особенно важно для акварели, не терпящей переработки в отличие от работы с маслом. Кроме того, это больше соответствовало его порывистому и вспыльчивому характеру.


Поль Сезанн -Гора Сент-Виктуар (акварель) -1902 (Museum of Modern Art, New York, USA)

Работа № 63

Знаменитые «Купальщики» на фоне горы Сент-Виктуар.


Поль Сезанн- Bathers. Mont Sainte-Victoire in the Background-1902

Работа № 64

Виды с горой становятся все более лаконичными, из них устраняются несущественные детали и лишнее мельтешение. Остается только самое существенное, отражающее красоту провансальской природы, ее тишину, безмолвие и мощь.


Поль Сезанн — Sainte-Victoire vue de la colline des Lauves, 1902-1906 (Zurich Kunstmuseum)

Работа № 65

«…Поль Сезанн шел медленно, очень медленно, всматриваясь и вдумываясь в то, что видел перед собой. Ни одного лишнего мазка, ни одной лишней детали, все было тщательно продумано и пригнано. Те, кто в поздний период наблюдал за работой мастера, говорили, что он мог часами наблюдать, а потом сделать только один мазок и снова погружаться в то, что было перед ним….


Поль Сезанн — Вид на гору Сент-Виктуар из Les Lauves (акварель) -1903

…Изменения в его манере становятся заметными только спустя многие годы после наступления очередного этапа. Даже искусствоведы затрудняются иногда отнести ту или иную его картину к конкретному году и периоду, настолько медленными были изменения в его художественной манере, настолько медленно он шел….» (Тина Гай)

Работа № 66

Иногда мне кажется, что Сезанн просто складывает картину из кусочков мозаики.


Поль Сезанн — Sainte-Victoire vue de la colline des Lauves — 1904-06 (Basel Kunstmuseum)

Работа № 67

Его акварели восхитительно легки, точны и прозрачны. Он часто не закрашивает бумагу, оставляя белые пятна, которые смотрятся как единое целое, усиливая эффект прозрачности рисунка.


Поль Сезанн — Mont Sainte-Victoire from Les Lauves, акварель, 1900-1906

Работа № 68

Одна из распространенных теорий, объясняющих любовь Сезанна к этому пейзажу, апеллирует к уникальной игре солнечного света на склонах горы: яркое солнце Прованса, положение и цвет горы в разных сочетаниях дают совершенно разные оттенки. Сент-Виктуар умеет быть сурово-черной, нежно-розовой или беззаботно-сиреневой.


Поль Сезанн La Montagne Sainte-Victoire -1897 (Detroit, Institute of Art, USA)

Работа № 69


Поль Сезанн — La Montagne Sainte-Victoire -1904

Работа № 70


Поль Сезанн — Mont Sainte-Victoire (акварель) -1904 (Metropolitan Museum of Art)

Работа № 71

“Линии, параллельные горизонту, передают пространство, линии, перпендикулярные горизонту, сообщают картине глубину”, - писал Сезанн. Таким образом, он полностью перевернул традиционные представления о перспективе, которые разделяли даже новаторы-импрессионисты.


Поль Сезанн La Montagne Sainte-Victoire vue des Lauves, 1902–06 (Philadelphie, Collection Annenberg)

При взгляде на сезанновские пейзажи создается впечатление, будто находишься внутри изображенного на картине пространства, которое, кажется, то сужается, то расширяется, становясь гораздо более динамичным.

Работа № 72

«…Пытаясь как можно точнее изобразить то, что видел, он сам становился частью своих картин, словно помещаясь в центр и показывая зрителю предметы с разных сторон одновременно: то снизу, то сверху, то сбоку. Этот прием потом возьмет на вооружение Пикассо…» (Тина Гай)


Поль Сезанн La Montagne Sainte-Victoire vue des Lauves -1902–06 (Kansas City, Rockhill, Nelson, Atkins Museum)

Работа № 73

Из сочетания красных, желтых, пурпурных и синих оттенков рождается гора, под кистью Сезанна цвета словно превращаются один в другой. Мастерски используя игру света и тени, художник создает нечто материальное. Он не передает реального изображения, а лишь использует необходимые для целостной картины формы и краски пейзажа.

Разбитие изображения на простые геометрические составляющие и перемена настоящего цвета на собственно ощущаемый в поздних работах Сезанна предопределили будущее развитие кубизма и фовизма.


Поль Сезанн -La Montagne Sainte-Victoire vue des Lauves-1904-06 (Pearlman Foundation)

«Чистый рисунок, – писал Сезанн, – это абстракция. Рисунок и цвет неразделимы. Верный тон сразу дает цвет и рельеф. Чем гармоничнее цвет, тем точнее рисунок. Контрасты и соответствие тонов – вот весь секрет рисунка и моделировки».

(Продолжение следует)

Одна из основных мыслей Сезанна состояла в том, что невозможно передать природу достоверно, сидя при этом в студии, по памяти, как это делало великие мастера. Да, похоже на фото, но НЕТ, своеобразия и правдивости, присущей природе. А поскольку он был влюблен в первозданный мир, то отвел написанию пейзажей большую часть своей жизни. Сезанн говорил, что не всякое изображение может называться и стать картиной. Картина - это больше, чем изображение.

Как я ранее упоминала, Сезанн сбежал в Прованс, уединился, и день за днем сидел у горы или моря, пытаясь проникнуться видом. Или проникнуть в него? Это оказалось сложнее, чем он ожидал. Находя один способ, он сталкивался с противоположными сложностями, как например отображая достоверно масштаб и перспективу, вылезают неточности композиции или искажения формы. К чему же он пришел?

Вид на гору Сент Виктуар он писал более 60 раз. В разное время и с разных точек зрения.

Это - вид на гору с западной части Экса, со стороны фамильного поместья Сезанна. Мы видим лоскуты зеленых и золотых полей, которые как одеяло покрывают долину (поля написаны под двумя углами, как минимум) и растелены до самого подножия синевато-розовой громады. То, как написана гора, позволяет нам думать, что Сезанн находился неподалеку, хотя на самом деле расстояние составляло около 13 км. Он намеренно уходит от точной перспективы, давая понять, что для него она доминирующий объект, а сюжет предлагает ощущать через линию и цвет. Холодноватые тона горы призваны передать суровость каменного монолита, на фоне более мягких, теплых красок полей.

Созерцание и логический склад ума привело Сезанна к мысли, что все, что нас окружает - простые формы - это основа основ. Поле - прямоугольник, дом - куб+пирамида, а камень - шар.

Таким образом, в последующих полотнах Сезанна виды с горой будут становиться все более лаконичными, из них уйдут несущественные детали и лишнее мельтешение. Останется только самое существенное, отражающее красоту провансальской природы, ее тишину, безмолвие и мощь.

Для превращения импрессионизма в «нечно более основательное и вечное» Сезанну остается придумать только одно - ввести в пейзаж что-то наподобие координатной сетки.

Все на той же картине «Гора Сент-Виктуан» мы можем увидеть и геометрию и систему параллельных горизонтальных линий, выстроенных при помощи полей, виадука, крыш домов - она тянется до подножия горы. А дерево, тянущееся снизу вверх по всей левой стороне холста, создает ощущение глубины - этот прием создает иллюзию, будто гора и поля находятся в отдалении (несмотря на то, что написаны «ближе», чем они есть, не в пропорции). Попробуйте просто заслонить рукой ствол, и вы увидете, что иллюзия исчезает. Полностью меняется восприятие ветвей. Они повторяют форму горного хребта, но как только ствол уходит из поля зрения, становятся элементом неба. Верните ствол - и ветви вернутся на передний план, словно навесая над головой художника.

Но у дерева есть еще одна роль - вот та странная ветка, торчащая из середины ствола. С ее помощью Сезанн соединяет задний план с передним. Расстояние в 13 километров перекрывается, когда пассажи красивых мазков и фактур зеленой краски будто склеивают время и пространство путем наложения и объединения отдельных плоскостей цвета. И это тоже дань «гармонии природы», тому как мы видим предметы и пространство, когда созерцаем, а не анализируем расстояния и законы перспективы.

Собственно, четыре «закона» (вид одновременно с нескольких точек, простота форм, координатная сетка и особое использование цвета) делают картины Сеазнна узнаваемыми и особенными что ли. И в то же время дают толчок развития всех последующих стилей, квинтэссенцией которых в последствии станет конструктивизм.

(В то время как предыдущие популярные направления искусства чаще всего не переходили друг в друга с подобным заимствованием, а наоборот сильно отличались)

Поль Сезанн
Гора Сент-Виктуар
1885–1895. Фонд Барнса, Мерион, штат Пенсильвания

В последние десятилетия своего творчества Сезанн особенно увлекся пейзажами Прованса, который он считал одним из классических ландшафтов наряду с Грецией и Италией. Выжженная солнцем земля, прозрачный воздух, резкие тени будоражили воображение художника, помогали ему видеть “основы мироздания”, земной каркас. Дни напролет он бродил по этим местам, иногда даже просился на ночлег к какому-нибудь фермеру.

“В Провансе таятся сокровища, но они еще не нашли достойного истолкователя…” - писал Сезанн своему другу и покровителю Виктору Шоке и изо всех сил старался извлечь эти сокровища и показать их своим зрителям. Некоторые места заставляли его возвращаться снова и снова - Гардан, окрестности Эстака, но больше всего его привлекала гора Сент-Виктуар. Сохранилось более шестидесяти (!) живописных ее видов, в разных ракурсах, при разном освещении. С середины 1880-х гг. эта гора стала едва ли не единственной и, безусловно, самой важной темой сезанновских пейзажей, оставаясь таковой до конца его жизни.

В своих многочисленных картинах Сезанн старался выявить мощь геологических пластов, открывающихся перед ним, их незыблемость и постоянство, которые являлись для него символом величия нашего мира. Любимая треугольная композиция художника еще больше подчеркивает эту устойчивость. В образах Святой Виктории полностью исчезает беспокойное настроение, наполнявшее более ранние работы Сезанна, напротив, эти пейзажи полны простоты и сдержанной силы.

Гора Сент-Виктуар (Виадук). 1882–1885. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Здесь как нельзя лучше проявляются поиски художника в области передачи пространства, например его представления о перспективе. “Линии, параллельные горизонту, передают пространство, линии, перпендикулярные горизонту, сообщают картине глубину”, - писал Сезанн. Таким образом, он полностью перевернул традиционные представления о перспективе, которые разделяли даже новаторы-импрессионисты. При взгляде на сезанновские пейзажи создается впечатление, будто художник, да и зритель вместе с ним, находятся внутри изображенного на картине пространства, которое, кажется, то сужается, то расширяется, становясь гораздо более динамичным.

Искусствоведы часто отмечают, что пейзажи Сезанна напоминают его же натюрморты, как бы странно это ни звучало, в том смысле, что художнику не важно, с какими объектами иметь дело - с созданными природой либо с творениями рук человеческих. С одинаковой тщательностью он расставляет по поверхности холста блюда с яблоками и кувшины или горы, дома и деревья. Все они подчиняются единому замыслу выявления их тектоники, попыткам отыскать логику в природе и научить зрителей видеть по-новому.

Гора Сент-Виктуар вблизи Гардана.
1886–1890. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Художника не интересуют мимолетные состояния природы, он не пытается остановить “прекрасное мгновение”, зато выявляет самую сущность ландшафта, постоянство форм и красок мира.

В пейзажах с горой Сент-Виктуар Сезанн, с одной стороны, создает довольно точную картину реального мира (любой житель Прованса с уверенностью скажет: да, без сомнения, это именно Святая Виктория и не что иное), но с другой - демонстрирует зрителю как бы “идею” горы, сглаживая второстепенные детали и привлекая внимание к первооснове.

Пейзаж «Гора Святой Виктории» — светлая, яркая работа. Пастельные, лазурные оттенки придают чувственное, романтическое ощущение. Полотно отличают простые формы и композиционные решения. Для пейзажа характерна многоплановость. На переднем плане изображены небольшие дома, закомпонованные в тесном соседстве друг с другом. Дальний план выстраивает образ горы Святой Виктории.

Для картины характерны колористическое перетекание, переливы, своего рода подвижки цвета. Небо, чистое и безоблачное, написано единым тоном без прерывистых оттеночных переходов. Силуэтное изображение горы обрамлено насыщенным, глубоким синим цветом. Гора Святой Виктории напоминает крупного размера торос льда, который окрашивает и добавляет холодные оттенки окружающей действительности. Голубые, сиреневатые оттенки создают лёгкие тени и призрачное сияние окон в домах. Холмистое, неровное пространство французского пейзажа пробуждает это разнообразие и цветовую динамику, усложняя, обогащая изобразительный ряд.

Пейзаж получился многоцветным, но при этом без чрезмерной пестроты и декоративности. Напротив, для полотна характерна мягкая, сглаженная колористическая гамма, без цветовых всплесков и резких контрастных излишек. В картине много этюдного, лёгкого, воздушного. Сложной, непростой гармонией предстаёт соотношение всех перекличек, цветовых и свето-теневых нюансов.

В пейзажной ткани полотна преобладают голубые, золотистые зелёные оттенки. Свет выстроен таким образом, что он пронзает собой всё пространство холста, насыщая его тёплым золотым бархатом солнечных лучей. Объём картине придают тонкие контурные очертания построек, горных вершин, линий холмистой поверхности. Подобная контурная обводка смотрится ненавязчиво и придаёт необходимую глубину и объём изображению. Пейзаж не устаёшь рассматривать и любоваться интересными оттеночными сочетаниями. Картинная плоскость пейзажа точно раскрашена разноцветными мелками. Гора Святой Виктории – красивое место французского Прованса, напоминающее сказочные пейзажи, воплощающее детские сказочные сны, наполненные покоя и мирного, радостного бытия. Изображение горы Святой Виктории отдалено, выведено на дальний план и не выступает, как центральный образ, а скорее, как выстроенный элемент композиции. Холодные неприступные горы Прованса вступают в своеобразное противоречие с изображением домов, которые наполнены жизнью, домашними хлопотами и заботами. Изображение домов трепещет красками и тёплым дыханием жизни, в то время, как образ горы отличается единым колоритом, исключая перехлёсты цвета, навязчивое дребезжание, мерцание света и тени.