Государство

Шах мамай. Айвазовское (Крым)

За 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал».

Таким описал Чехов свой визит к Айвазовскому. Сегодня Айвазовский — «великий маринист»:

с этих слов начнет свой отзыв о художнике любой школьник, профессор или бездельник. С этим определением почти никто не спорит — величие принято принимать на веру. Точно так же, как принято фотографироваться на фоне его полотен спиной: стою, смотрю на море. В окружении его трагически-романтичных картин задаваться вопросом: «Как, а главное, зачем жил и творил художник?», — лишнее, почти моветон. Море — оно и есть море. Красиво.

Кто он есть

Портрет Ивана Айвазовского работы Алексея Тыранова на выставке в Третьяковской галерее, 2016 год

Сергей Пятаков/РИА «Новости»

Настоящее имя Ивана Айвазовского — Ованнес Айвазян. Предки художника еще до его рождения переселились из Армении в Русское воеводство — Галицию, входившую в состав Малой Польши. Фамилию стали писать на польский манер «Гайвазовские». Уже в середине XIX века Иван и его брат Габриэл решили отбросить букву «г», в русском языке некстати отяжелявшую их звучную фамилию. Так родилось имя, которое пережило уже два столетия.

Биография Айвазовского — тишь да гладь, ни кораблекрушений, ни девятого вала.

Рано начал, хорошо писал, был по душе власть имущим. Прожил долгую жизнь, в современном представлении не типичную для выдающегося художника: ни нервических склонностей к алкоголю и порочным женщинам, ни бедности, ни мучений непризнанного гения — в 1839 году он пишет картину «Десант Н.Н. Раевского в Субаши», которую приобретает император Николай I. Император решил завести при дворе личного художника-баталиста и использовать талант Айвазовского для изображения подвигов русского флота. Посадил рядом и сказал: «Я — царь земли, а ты — моря». С легкой руки государя художнику был дарован первый чин и личное дворянство.

Потом он становится живописцем Главного морского штаба России — и да, много пишет не по велению музы, а на госзаказ. Но кто назовет «Синопский бой» (1853) или «Петр I при Красной горке» (1846) масскультом, джинсой изобразительного искусства? Живопись Айвазовского прекрасна и без ореола непризнанности и неприкаянности.

Как его понимать


Иван Айвазовский. Буря на море. 1898. Фрагмент

РИА «Новости»

Самые любимые полотна Айвазовского — всегда про бурю: «Кораблекрушение», «Девятый вал», «Буря на море ночью», «Хаос. Сотворение мира». Однако эти на первый взгляд волнующие, беспокойные, тревожные картины напрочь лишены истерики. Их писало не разгоряченное сердце, наблюдающее за стихией с причала и сравнивающее ее со стихией у себя внутри. Взгляд Айвазовского — это взгляд Творца, созерцающего шторм из вечности, — безучастный и величавый. Не о спокойствии, но о покое.

Если Айвазовского не критикуют за работу на царя, его критикуют за однообразие.

Актер одного амплуа, певец, исполняющий одну и ту же песню на разный мотив. Одно и то же — волна неотличима от волны, Италия — от Крыма. А то, что из другой оперы, — портреты, пейзажи — посредственны и неинтересны. Чем дальше его эпоха уходила от романтизма, тем больше скепсиса слышалось в голосах критиков.

С точки зрения мирового искусства Айвазовский — великий консерватор. Его ранняя живопись на взгляд любителя неотличима от поздней, оттенки моря на картинах неизменно воспроизводят самые сложные краски природы. Он не выдумщик, а констататор. Не новатор, а старый бородатый романтик.

Но Айвазовский и вправду был таким: прикованным к морю, зачарованным им, как ребенок с синими губами, которого не вытащить из воды.

В 1842 году журнал «Отечественные записки» писал: «Айвазовский чувствует море страстно, всем существом своим». Работая по 10-12 часов в день, он штамповал море в разных агрегатных состояниях не из занудства и неумения писать что-то другое — ему просто нравилось. Те, кто видел, как художник без устали пишет картины одна прекраснее другой и иной радости знать не хочет, активно пользовались этим: незадолго до начала Русско-турецкой войны 1877-1878 годов турецкий султан Абдул-Азиз поручил Айвазовскому дипломатический заказ размером в 30 картин.

Через 30 лет после «Девятого вала» он будет за шаг до абстракции — но этого никто не заметит. Картина «Черное море» (1881) висит в Третьяковке, мимо нее ходят парочки и экскурсии, туристы и командировочные. На ней такое же море, как везде, но совсем из другого века — двадцатого. Так написал бы море Малевич: черное и белое. Но это минималистичное море ближе к природе, чем многие — да почти все — картины Айвазовского. Оно не величественное, как «Девятый вал», оно сильное и страшное — как настоящее. Бледные пятна света, рябые барашки волн — на этой картине художник из романтиков почти шагнул к импрессионистам.

Где его искать


Иван Айвазовский. Старая Феодосия. 1839. Фрагмент

Владимир Вдовин/РИА «Новости»

День, когда Айвазовскому исполняется 200 лет, скуп на события в обеих российских столицах. Третьяковская галерея в Москве, где в постоянной экспозиции находится несколько картин художника, отметила день его рождения заранее — ровно год назад. Зато с размахом.

Выставка из 120 хрестоматийных полотен Айвазовского, собранных по музеям страны, вошла в десятку самых посещаемых в мире в 2016 году.

Выставка работала 101 день и побила рекорд выставки Серова: в очередь на мариниста выстроились почти 600 тысяч человек, на «Девочку с персиками» — только 486 тысяч. Русский музей в Санкт-Петербурге, в собрании которого находится 54 полотна художника, тоже отметил его юбилей досрочно: выставка к 200-летию проходила в начале года и закрылась к концу марта. В более скромных количествах Айвазовский хранится в Петергофе, музее Царского села, Центральном военно-морском музее, Морском кадетском корпусе и различных музеях Крыма, где художник родился и провел последние годы жизни.

В отличие от Москвы и Петербурга родная Айвазовскому Феодосия отмечает его день рождения вовремя.

Крым будет гулять три дня — с пятницы по воскресенье. Список мероприятий колоритен и непредсказуем: флешмобы, автопробег и аэрография на машинах, квест «По следам Айвазовского», выступление безызвестных альтернативных групп и нескольких эстрадных артистов, присланных в подарок из Москвы. Самое интересное, пожалуй, день открытого трапа на фрегате «Херсонес» — там научат вязать настоящие морские узлы. Хотя самая главная выставка к юбилею Айвазовского в Крыму открыта круглогодично и бесплатно: море — главный натурщик художника — за 200 лет почти не постарело.

В 1837 году на академической выставке Иван Айвазовский показал шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, который постановил: «Как I-ой степени академист, Иван Гайвазовский, фамилию он изменил в 1841 году на Айвазовский, удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования» . Весной 1838 года из Санкт-Петербурга Иван Айвазовский за молодостью лет был послан в Крым на два года для самостоятельных работ.

За время двухлетнего пребывания в Крыму Айвазовский написал ряд картин, среди которых были прекрасно исполненные вещи: «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839 ), «Морской берег» (1840) и другие.

Приехав в Крым, Айвазовский окинул пристальным взглядом художника холмы в живописных окрестностях Феодосии и Керчи. Айвазовскому показалось, что холмы Керчи и Феодосии явно искусственного происхождения, и он организовал археологические раскопки на собственные средства, и выстроил здание Археологического музея. В ходе раскопок в одном из имений Ивана Айвазовского, деревне Шейх-Мамай, найдены останки, которые можно было счесть местом захоронения Мамая, но это так и не было доказано, но сенсации о находках появляются и поныне.

В деревне Шейх-Мамай на месте возможной могилы ордынского темника Мамая Иван Айвазовский соорудил беседку, чтобы в ней «размышлять о бренности человеческой жизни», но в 1917 году имение художника вместе с беседкой сгорело. Современные археологические исследования показали, что поселение носящее название Шейх-Мамай, с 60-х годов III века до нашей эры входило в состав античной хоры Феодосии. Сейчас это село называется Айвазовское.

В 1839 году молодой художник принял участие в военно-морском походе к берегам Кавказа, в походе он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью. На борту военного корабля он познакомился с прославленными русскими флотоводцами: М. П. Лазаревым и героями будущей обороны Севастополя молодыми офицерами В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым, В. Н. Истоминым. Айвазовский наблюдал с берега за военными действиями на побережье Черкессии, за высадкой русского десанта в долине реки Шахе, и сделал наброски к картине «Десант отряда в долине Субаши».

В конце лета 1839 года Айвазовский вернулся в Санкт-Петербург, и 23 сентября получил аттестат об окончании Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга, свой первый чин и личное дворянство .

На веку Айвазовского сменилось пять императоров. Иногда говорят, что он «со всеми был в добрых отношениях» , что не совсем справедливо. Айвазовский не был представлен императору Александру I, а с остальными царскими особами он, действительно, был в хороших отношениях. Неизвестно, как бы складывались отношения Айвазовского с российскими императорами, не покинь Айвазовский Петербург. Возможно, ему было значительно проще выстраивать отношения с властями, находясь в Феодосии, а не в Петербурге.

Иван Айвазовский в Феодосии устроил фактически «страну Айвазовского » , в которой он жил и творил свои удивительные шедевры во благо империи. На средства, собранные Айвазовским, в Феодосии был установлен монумент российскому императору Александру III, в благодарность за покровительство императора в создании в Феодосии торгового порта, что позволило городу успешно развиваться экономически.

Иван Айвазовский был очень хлебосольным и щедрым хозяином. Он любил принимать гостей в своём доме, гости его самые разные по происхождению, социальному положению, роду занятий, он радушно встречал и принимал всех. Как-то в доме Айвазовского одновременно гостили известный скрипач Венявский и нечистый на руку коммерсант, с которым Венявский отказался знакомиться. Впрочем, гости всех рангов и сословий не могли задерживаться долго в доме Айвазовского, и через несколько дней приветливый хозяин сообщал за обедом, что велел заложить лошадей… И вовсе не потому, что ему надоели гости, просто ему жизненно необходимо было уединение для работать, тишина для вдохновения и сосредоточенности на картине. Говорят, что в такие моменты некоторые гости чувствовали себя обиженными, но пора и «честь знать».

Айвазовский умел удивить гостей десертом. Нередко художник вместе с поваром продумывал меню для приёмов и банкетов. В его доме часто подавали шампанское, которое очень любил маэстро. На место фабричной этикетки Айвазовский наклеивал собственноручно изготовленную этикетку с бурлящим, как шампанское, морем.

На 50-летие художника был организован пышный банкет. Ближе к его завершению Айвазовский обратился к своим гостям с речью: «Господа, я приношу вам свои извинения. Мой повар забыл про десерт! Поэтому вам придётся отведать блюдо моего приготовления». Гостям подали маленькие подносы, на каждом из которых лежал небольшой пейзаж от Айвазовского.

Описание окружающей местности

ТАЙНИК ПОМЕЩЁН В АРХИВ МОДЕРАТОРОМ ПО ПРОБЛЕМНЫМ ТАЙНИКАМ AURORA BOREALIS

ОСНОВАНИЕ - ТАЙНИК ЯВЛЯЕТСЯ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ БОЛЕЕ ТРЁХ ЛЕТ

И НАРУШЕНИЕ П. П. 4.1. " Тайник должен быть приурочен к природной, архитектурной, культурной, исторической, техногенной достопримечательности либо реализовывать какую-то оригинальную и увлекательную поисковую задачу " .

Имение Айвазовского

Тайник из серии «Усадьбы Таврики»

Село Айвазовское - обычное, ничем не примечательное село в степном Крыму. Однако, ничем не примечательно оно только на первый взгляд. А если заглянуть в историю…
Именно в этом селе находилась когда-то усадьба известного художника Айвазовского (довольно подробная информация о нем - http://aivazovsky.info/)
В надежде отыскать эту усадьбу мы направились в Айвазовское. Однако с первых же минут поняли, от усадьбы вряд ли что осталось. Проехав по главной улице села, мы не смогли обнаружить ничего, что напоминало бы старинную усадьбу. Обратились к местным. Благодаря ним узнали, что от усадьбы остался только один колодец. (координаты колодца N 45,06,602 / E 35.04.673). И тот завален камнями. Ничего другого не нашли. И все же решили попробовать поискать более подробную информацию об имении. Как оказалось, имение было довольно большим и объединяло кроме села Айвазовское еще три окрестных села. Об этом имении упоминается в связи с чудесным даром, преподнесенным Айвазовским городу Феодосии.
«Когда Крым вошел в состав Российской империи, генуэзская система водоснабжения Феодосии была полностью забыта. Из 33 фонтанов и водоемов к 1820 году осталось только 5, состояние их было плачевным. К 1886 году в Феодосии наступил настоящий водный голод: на 11 тыс. населения приходилось 3—4 тыс. ведер воды в сутки.
«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году.
Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в Феодосию. В городе построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно.
В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях». Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. У фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи».
Первый водовод, по которому Субашская вода пришла в Феодосию, построили в 1888 году. В 1940 году произвели реконструкцию: заменили существующие чугунные трубы на трубы большего размера. Протяженность Субашского водовода — 29 км!
Несмотря на то, что уже несколько лет Субашский водопровод не действует, память о подарке Айвазовского сохранилась. В Феодосии еще есть фонтан (очень советуем посетить его). А село, где находилось когда-то имение Шах-Мамай теперь называется Айвазовское.
Сразу уточняем, что информация о точном месте расположения имения и о самом имении еще в разработке, так что со временем тайник будет доработан.

200 лет назад, 17(29) июля 1817 года, в этот мир пришёл человек, на могильной плите которого 83 года спустя высекли: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».

В мае этого года в галерее им. Айвазовского в Феодосии побывал премьер-министр РФ Дмитрий
Медведев, он обещал подумать над помощью в реставрации одного из залов галереи. Фото: РИА «Новости».

63 года он стоял у мольберта - и за эти шесть десятилетий написал около 6000 картин. Он подарил родной и любимой Феодосии свой дом, сделав из него известную на весь мир картинную галерею. Он дал феодосийцам драгоценную воду, помог провести в город железную дорогу, построил один из старейших в Европе краеведческих музеев. Его знали и уважали все - от простых работяг до самых высокопоставленных особ. Мы предлагаем вам семь малоизвестных фактов из жизни этого великого художника.

Факт № 1. Три мелодии для Глинки

С детских лет Айвазовский любил музыку, сам играл на скрипке народные мелодии. Вспоминая об этом, он нарисовал себя со скрипкой, причём сам художник-мальчик сидит на полу, а скрипку держит на коленях - так обычно держат смычковые инструменты на Востоке.

Айвазовский не раз играл на вечерах у Глинки. Три мелодии, услышанные им от Айвазовского, Глинка включил в оперу «Руслан и Людмила». В «Записках» Глинки читаем: «Айвазовский сообщил мне три татарских напева, впоследствии два из них я употребил для лезгинки, а третий для Andante сцены Ратмира в 3-м акте оперы «Руслан и Людмила».

Имение Айвазовского в Судаке находилось рядом с дачей композитора Спендиарова. И два этих великих человека часто засиживались до глубокой ночи: Айвазовский играл на скрипке, Спендиаров аккомпанировал на рояле.

Факт № 2. Удивил, женившись на гувернантке

Айвазовский был женат дважды. Обстоятельства его первой женитьбы, в 1848 году, были весьма необычны. В один из своих приездов в Петербург он был представлен знатной вдове, имевшей двух дочерей на выданье. Девушки пожелали учиться живописи у знаменитого художника. И через некоторое время вдова стала замечать, что художник слишком часто засиживается в её доме, не только даёт девушкам уроки живописи, но и устраивает музыкальные вечера, играя на скрипке под аккомпанемент гувернантки её дочерей. Вдова уже гадала, какой из дочерей художник отдаст предпочтение (тайно надеясь, что руку и сердце предложат ей самой). Однако финал оказался таким, какого никто и не предполагал: Айвазовский вскоре женился на гувернантке - Юлии Гревс. Увы, нежелание Айвазовского жить в столице стало причиной того, что Юлия Яковлевна ушла от него спустя 12 лет, успев, однако, за это время родить ему четырёх дочерей.

Со своей второй женой, красавицей Анной Саркисовой-Бурназян, Айвазовский познакомился на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Спустя год они поженились. Анна Никитична была на 40 лет моложе мужа и пережила его на 44 года - она умерла в Симферополе во время немецкой оккупации Крыма.

Факт № 3. Подарок разбойника

Айвазовского любили и богатые и бедные, и подчас эта любовь проявлялась довольно неожиданным образом. Однажды, когда Айвазовский работал в мастерской в своём имении Шах-Мамай, визит ему нанёс... легендарный крымский разбойник Алим. Этот неуловимый местный Робин Гуд (всё награбленное у толстосумов он раздавал нуждающимся) якобы сказал Айвазовскому следующее: «Все тебя знают и хвалят. Давно хотел видеть тебя. Говорят, картины пишешь. Можно ли посмотреть?» Айвазовский показал Алиму свои картины да ещё и пригласил необычного гостя выпить кофе. Алим сердечно поблагодарил Айвазовского, пообещав непременно побывать на его свадьбе (художник обмолвился, что вскоре собирается жениться). И выполнил своё обещание: когда новобрачные подъезжали к Шах-Мамаю, им наперерез выехал всадник - это был Алим. Он поздравил жениха и невесту, подарив последней дорогой шёлковый турецкий платок, пожелал счастья - и умчался прочь.

Факт № 4. 80 курганов

Айвазовский всерьёз интересовался археологией. В 1853 году он официально обратился с письмом-заявкой в министерство уделов за разрешением начать в Феодосии археологические раскопки. Получив разрешение, Айвазовский вместе с археологом Сибирским приступил к работе. Раскопки первых четырёх курганов не дали результатов, а вот пятый курган, на мысе Ильи, поразил исследователей своими находками. Ими было открыто женское погребение IV века до н. э. Как писал сам художник, «эта находка даёт надежду, что древняя Феодосия была на этом же месте. Я в восхищении от Феодосии!». Айвазовский отправил драгоценные находки в Петербург, и ныне они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа.

Всего же в течение лета 1853 года Айвазовский раскопал 80 курганов.

В 1871 году на средства, полученные от выставки своих картин в Петербурге, Айвазовский построил на холме Митридат, неподалёку от дома, в котором он родился, здание для Музея древностей (до этого коллекция музея размещалась в небольшой турецкой мечети). Здание было разрушено во время Великой Отечественной войны - предположительно от попадания корабельного снаряда.

Факт № 5. Третья в стране

Феодосийская картинная галерея стала третьей в стране. До её открытия в России были доступны для посещения только два художественных музея: Эрмитаж в Петербурге и Румянцевский музей в Москве. И Третьяковская галерея, и Русский музей были открыты для народа на десяток лет позднее.

Торжественное открытие картинной галереи было приурочено ко дню рождения Айвазовского и состоялось 17 июля 1880 года. В выставочном зале были размещены 23 картины, а также копии античных скульптур и бюсты Пушкина и Глинки - любимого поэта и любимого композитора Айвазовского.

Сейчас картинная галерея Айвазовского находится в самом центре Феодосии. А в 1845 году, когда Иван Константинович только приступал к её строительству (собственно, художник строил дом для себя, а галереей он стал потом), то выбрал для этого пустынное место на окраине города, на берегу моря.

Факт № 6. Географический деятель

Природу России изображали выдающиеся русские поэты, писатели и художники. Крым же многие годы оставался малоизвестной окраиной страны - и творчество Айвазовского познакомило русское общество с этим полуденным краем. Не случайно на заседании Академии художеств, посвящённом 50-летию творческой деятельности Айвазовского, исследователь и путешественник, вице-председатель Русского географического общества Семёнов-Тян-Шанский, обращаясь к художнику, сказал: «Русское географическое общество давно признало вас выдающимся географическим деятелем, первым русским самобытным художником того моря, которое в русских летописях носит название «Русского моря» (так в X-XII веках называли Чёрное море. - Ред.)»

Факт № 7. Любимый внук

Айвазовский подарил родному городу и миру не только, скажем так, ценности материального характера. Константин Арцеулов, легендарный крымский лётчик, первым в России победивший «штопор» (в 1916-м он научился выводить самолёт из этого гибельного положения) был младшим, любимым внуком Айвазовского, сыном одной из дочерей художника, Жанны Ивановны. Костя рано начал писать маслом и в десять лет уже рисовал морские пейзажи с парусниками и людьми. Дед охотно правил его работы, а иногда и подписывал. Покупатели подчас не замечали подмены, что доставляло Айвазовскому большое удовольствие.

Каждую из своих четырех дочерей Иван Константинович Айвазовский одарил имением в Крыму. ИМЕНИЯ И ЗЕМЛИ ПОМЕЩИКА АЙВАЗОВСКОГО
Бытующее мнение о том, что главные доходы художника связаны с его творческой деятельностью и получены им в результате продажи художественных произведений, не совсем верно. Айвазовский был крупным землевладельцем, которому принадлежали обширные земельные наделы и многие имения в Восточном Крыму.
Какие имения и земли принадлежали Ивану Константиновичу Айвазовскому? Где они находились? Ответить на эти вопросы сейчас, спустя более чем столетие после его смерти, крайне сложно.

Художник, скончавшийся в 1900 году, подарил каждой из своих четырех дочерей имения. Старшая - Елена Ивановна (в первом браке Латри, во втором браке Рыбицкая) - получила Баран-Эли (Боран-Эли), Мария Ганзен - Ромаш-Эли (Роман-Эли), Александра Лампси - Шах-Мамай (Шейх-Мамай). Имение младшей дочери Жанны находилось в деревне Отузы (ныне Щебетовка). Владения трех старших дочерей располагались в степной части Крыма в 25-27 верстах от Феодосии, рядом с поместьем самого Айвазовского - Субаш, ставшего затем собственностью его вдовы Анны Никитичны.

Еще в предреволюционные годы некоторые имения перешли внукам Айвазовского. Хозяином знаменитого Шах-Мамая стал любимый внук художника - Николай Михайлович Лампси. Михаил Пелопидович Латри, талантливый живописец, получил имение Баран-Эли (ныне село Каштановка), его сестре Софье (в первом браке Новосельской, во втором браке Микеладзе) отошел хутор Кринички, находившийся «по почтовой дороге из Карасубазара в Феодосию, при источниках». Алексей Васильевич Ганзен владел Ромаш-Эли. Из его писем известно, что он жил в этом имении и в Старом Крыму после отъезда из Петрограда, перед эмиграцией.

Революция лишила наследников Айвазовского владений. Почти все усадьбы были разрушены, многие близкие родственники художника (дочери Мария и Александра с семьями) покинули Россию. Из крымских газет того времени известно, что в 1918 году в Ялте умерла Елена Ивановна Рыбицкая, а в 1922 году - Жанна Ивановна Арцеулова, замечательная пианистка, увлекавшаяся также и живописью. В Феодосии до 1941 года жила лишь вдова Айвазовского Анна Никитична. Ей после национализации дома художника принадлежало в нем несколько комнат, примыкавших к выходившему во двор деревянному балкону. Если бы Анна Никитична, сидя на этом балконе (а она, как известно, очень часто там сидела), написала воспоминания о восемнадцати годах своей жизни, проведенных рядом с Иваном Константиновичем, в них, возможно, нашлось бы место и для описания владений семьи Айвазовского. Но, к сожалению, она этого не сделала.

Краткие воспоминания об Айвазовском, которые использованы в статье, оставила жена племянника Айвазовского Нина Александровна (урожденная Нотара). О своем деде вспоминают Александр Айвазовский и Константин Арцеулов. Эти воспоминания хранятся в Феодосийской картинной галерее имени И.К. Айвазовского. Кроме того, использованы материалы, полученные в результате работы в архивах Крыма и Петербурга. Некоторые сведения удалось также найти в немногочисленных дореволюционных и современных изданиях.

Один из источников информации, к которому приходилось многократно обращаться, - формулярные списки Айвазовского. В галерее хранятся три списка разных лет. Согласно записям в них, родители художника (отец был купцом третьей гильдии) не имели никакого недвижимого имущества.

В 1848 году Айвазовский получил личный дворянский титул, а в 1864-м ему была пожалована Грамота о даровании титула потомственного дворянства, и род его был приписан к дворянскому сословию. К этому времени он уже владел каменным домом в Феодосии и землей Шах-Мамай в Феодосийском уезде, составлявшей в то время 2500 десятин (десятина равна 1,09 га). Однако еще весной 1846 года художник в письме к графу П.Н. Зубову сообщает о покупке земли на Южном берегу Крыма. Письмо написано в Феодосии 16 марта: «Всю осень я провел почти на Южном берегу Крыма, где я совершенно наслаждался природой, видя одно из лучших мест в Европе... И потому я купил маленький фруктовый сад на Южном берегу. Удивительное место. Зимой почти все зелено, ибо много кипарису и лавровых деревьев, а месячные розы цветут беспрестанно зимой. Я в восхищении от этой покупки, хотя доходу ни копейки, но зато никакие виллы в Италии не заставят меня завидовать».

Была ли эта покупка первой? И где именно на Южном берегу Айвазовский приобрел сад? Известно, что в 1858 году он продал графу А.Н. Мордвинову имение в Ялте. Не связана ли эта продажа с приобретением художника земли в середине 1840-х?

По свидетельству биографа Айвазовского Н.Н. Кузьмина, автора книги «Воспоминания об Айвазовском» (СПб., 1901), «Айвазовский проводил 8 или 9 месяцев у себя в Феодосии, остальное время года - лето и часть осени - он имел обыкновение проводить в своем загородном имении Шейх-Мамай или Шах-Мамай по русскому написанию, живописная природа которого и близость моря его вдохновляли». Имение получило название от большого холма, под которым, согласно преданию, покоится прах знаменитого татарского полководца (ныне Шах-Мамай - село Айвазовское Кировского района).

В Шах-Мамае Айвазовский принимал многочисленных гостей. Одним из них был Антон Чехов. 22 июля 1888 года Антон Павлович писал из Феодосии сестре Марии Павловне: «Вчера я ездил в Шах-Мамай, имение И.К. Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Имение роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии».

Дошедшие до нас фотографии дома в Шах-Мамае подтверждают впечатления Чехова. Здание построено в восточном стиле, его украшают тонкие высокие резные колонны, арочные окна.

Сохранились и описания имения Шах-Мамай. Первое из них принадлежит Н.Н. Кузьмину: «К барскому дому этой загородной усадьбы художника вела длинная аллея высоких пирамидальных тополей и кипарисов, окаймлявших живою оградой все строения, утопающие в зелени красивого тенистого сада и напоминавшие столь любимые им малороссийские хутора под далеким небом Украины. В густой тени сада и на берегу озера, казалось, был приют задумчивых дриад».

А вот отрывок из воспоминаний внука художника Александра Латри, который с 1899 года носил фамилию «Айвазовский». Его воспоминания под названием «Из далекого прошлого» были опубликованы в журнале «Морские записки» в 1948 году в Нью-Йорке (издание «Общества бывших русских морских офицеров в Америке»): «Государь жалует ему землю в 23-х верстах от Феодосии, к которой Айвазовский прикупает еще участки земли и, в конце концов, создает очень большое для Крыма хлебородное имение «Шейх-Мамай» в 6000 десятин земли. Там он устраивает молочную ферму, а впоследствии и паровую мельницу».

(О существовании мельницы свидетельствует один из документов Госархива Крыма под названием «Об освобождении профессора Айвазовского от представления плана на паровую мельницу, которая существует в имении Шейх-Мамай Феодосийского уезда более 50 лет».) Автор продолжает: «Дом в имении он строит небольшой, в татарском стиле, всего 8-10 комнат, но с большой и очень высокой мастерской. А зато недалеко от мастерской флигель для гостей в 22 комнаты... Перед домом в цветнике был большой бассейн, состоявший из трех кругов, соединенных каналом. И в каждом углу стояла на якоре модель корабля аршина на два вышиной (аршин равен 71 см. - И.П.). Это были точные копии кораблей парусного флота с парусами, пушками и т. д., и выкрашены они были в черный и белый цвета, как окрашивались в то время наши суда...»


Айвазовский с зятьями и внуками

Время пребывания в Шах-Мамае было насыщено для Айвазовского плодотворной творческой работой. «В Феодосию, - по словам Н.Н. Кузьмина, - он возвращался с массой новых холстов и с новым приливом энергии. “Воздушные и световые ванны”, очевидно, по собственным его словам, приносили ему громадную пользу...»

Младший внук художника Константин Константинович Арцеулов в своих воспоминаниях пишет, что во время нахождения в Шах-Мамае, начиная работу над картиной, Айвазовский переселялся в мастерскую, где у него «за перегородкой стояла кровать походного типа и столик со свечой и спичками». Такое уединение помогало художнику полностью сосредоточиться на работе.

Замечательными источниками славилось имение Субаш (ныне Субаш - поселок Золотой Ключ), заключавшее 2400-2500 десятин земли. Очевидно, Айвазовскому первоначально принадлежала лишь часть субашской земли, не имевшая воды и находившаяся по соседству с владениями наследников полковника Ланского.

Ряд документов Госархива Крыма (дела 1851-1852 годов) рассказывают о споре профессора Айвазовского с полковником Ланским по поводу права пользования водой, текущей в деревню Субаш. Как следует из дел, наследники Ланского перекрывали субашскую воду, лишая возможности пользоваться ею обитателей имения Айвазовского и близлежащего села. В результате судебного разбирательства Айвазовский выиграл дело: вода Субаша стала использоваться всеми местными жителями.

В 1864-1865 годах Айвазовский купил у Ланских их земли - 2362 десятины. И стал полноправным хозяином субашских земель и источников. Известно, что, женившись в 1882 году на Анне Никитичне Саркизовой (урожденной Бурназовой), Айвазовский собирался подарить ей Субаш, но затем ограничился передачей 50 000 ведер воды в сутки, которые Анна Никитична в свою очередь передала в дар городу Феодосии. Согласно воспоминаниям племянницы художника Н.А. Айвазовской, Иван Константинович незадолго до смерти хотел продать имение Субаш и деньги разделить между дочерьми. Но этого не произошло.

Интересные сведения удалось обнаружить в Госархиве Крыма о поместье Ромаш-Эли (ныне село Романовка). В архиве хранится переоценочное свидетельство на это имение Айвазовского, датированное 1873 годом: «[имение. - И.П.], заключающее в себе 338 десятин земли, из коей 250 десятин хлебопахотной, приносящей в год доход 300 руб.; 50 десятин баштанной, приносящей дохода в год 300 р.; луговой, поливной, удобной для разведения фруктового сада - 30 десятин, приносящей в год дохода 100 руб.; и фруктовый сад на 8 десятинах, который для орошения обведен канавою; в саду том дерев плод приносящих 2200, а именно: яблонь крымского сенапу - 1000, груш - 600, слив разных сортов - 600, вишен - 250, орехов - 500 деревьев, приносящих в год чистого доходу 600 рублей».
Таким образом, это небольшое имение давало 1300 рублей годового дохода.

Каким помещиком и хозяином был Иван Константинович? Как он относился к работникам своих имений? Вспоминает Нина Александровна Айвазовская: «При жизни Айвазовского главными управляющими его имениями Субаш и Шах-Мамай были только двое: армянин Перони и Иванов. На обширных полях Субаша занимались овцеводством, а в Шах-Мамае сдавали землю под огурцы. Это был главный приток дохода. Иван Константинович был равнодушен к хозяйству, представляя все своим управляющим. Управляющие имели свои посевы и своих овец. Арендаторам жилось очень хорошо, их не притесняли; когда хотели платить, - платили. Хозяин Айвазовский чудно относился к своим служащим, которые богатели около него и годами жили у него. Он входил во все их нужды, бывал на их свадьбах, устраивал им празднества. Он любил татарскую музыку - “бумбулу” и зурну. Из Карасубазара специально к нему приезжали татарские музыканты. Он увлекался, слушая их, и сам брался за скрипку и играл с ними».

Хотя некоторые современники Айвазовского (Н.Н. Кузьмин, Н.А. Айвазовская) отмечали его безразличное отношение к сельскому хозяйству, он, безусловно, интересовался покупкой новых земель и стремился расширить свои владения. Земли, приобретаемые Айвазовским, находились, как правило, невдалеке от Феодосии.

Как следует из документов, хранящихся в архивах Петербурга и Симферополя, еще в 1851 году художник взял в аренду участок земли. Об этом записано и в его формулярном списке: «С высочайшего благоизволения не в пример другим отдано ему во владение с 8 окт. 1851 года на 99 лет в беспереоброчное содержание 1500 десятин земли из казенного оброчного участка, называемого Ойгуйским Таврической губернии в Феодосийском уезде с платою по 22 коп. за десятину». По данным справочника «Административно-территориальные преобразования в Крыму. 1783-1998 гг.» (Симферополь, 1999), Ойгуя - старое название Владиславовки. Через восемнадцать лет Айвазовский выкупил этот участок. «Государь Император 19 сент. 1869 года Высочайше повелеть соизволил продать действительному Статскому советнику Айвазовскому состоящий в арендном содержании Ойгуйский участок Феодосийского уезда за 6.600 рублей».

О продаже без торгов профессору живописи Айвазовскому Ойгуйского участка по представлению министра государственных имуществ сообщает также журнал Комитета Министров.

Хорошо известна щедрая благотворительная деятельность, которой Айвазовский занимался до конца жизни. Во время Крымской войны 1853-1856 годов художник пожертвовал Феодосийскому военному госпиталю 150 рублей для покупки холста на тюфяки. А из своего поместья он разрешил взять солому для их набивки «сколько таковой потребуется». Факт благотворительности Айвазовского не остался незамеченным. В феврале 1855 года «...за похвальный опыт сочувствия к раненым воинам» художнику была объявлена благодарность от государя императора.

Утверждению Н.Н. Кузьмина о том, что в имениях Айвазовского сельское хозяйство велось, как в старину, без всяких современных улучшений, противоречат данные биолога Александра Николаевича Киселева, занимавшегося изучением пчел и растений-медоносов. По его сведениям, на пасеках в поместьях Айвазовского использовались рамки, окрашенные в разные цвета, что было новшеством для того времени. Он же сообщает, что Айвазовский сам давал названия ульям: «Пушкин», «Генерал Скобелев», «Не тронь меня» и другие. К сожалению, источник сведений, которым пользовался Киселев, нам неизвестен.


За рулем Михаил Латри - внук Айвазовского. Крайний справа, так же внук Айвазовского - Н.М. Лампси. Господин Волошин с левой стороны, стоит за машиной

Нина Александровна Айвазовская упоминает также, что в Шах-Мамае были лимонные насаждения.

Какими землями еще владел Иван Константинович?

Во всех формулярных списках значится виноградник с домиком при Феодосии. Где они находились, неизвестно, но, по свидетельству Кузьмина, вина, изготовленные в имениях Айвазовского, продавались в магазинах Феодосии.

В 1860-х годах художник приобрел 12 десятин виноградных садов в Судакской долине. В Судаке невдалеке от генуэзских укреплений находилась принадлежавшая ему дача.

Из воспоминаний внука художника Константина Константиновича Арцеулова узнаем: «В 90-е годы Айвазовский выезжал для отдыха со всей семьей на свою дачу в Судак. Здесь не было мастерской, и он не писал совершенно. Целыми днями просиживал на террасе, наблюдая море».

Кроме того, Айвазовскому принадлежали дома в Старом Крыму, Ялте, возможно, и в других местах. Один из домов в Ялте он строил для своей дочери Елены Ивановны в 1886 году.

Увеличивалось количество земель, имений, которыми владел художник. Увеличивалась и их стоимость. В 1901 году, уже после смерти Айвазовского, Кузьмин писал: «Иван Константинович сознавал и радовался, что с каждым годом цена земли растет. В 1883 году он ценил имение в 300 тысяч рублей, а через пять лет не хотел продавать дешевле полумиллиона. На юге вода - громадная ценность, а у него в имении были богатые субашские ключи, питающие теперь водою всю Феодосию...»

Иван Константинович гордился своей хозяйственной деятельностью. В письме, адресованном великому князю Константину Николаевичу, говоря о своей любви к Крыму, художник отмечает, что изучил «свою родину не одною кистью, но и многолетним опытом по хозяйству».

2 марта 1868 года Айвазовский избран действительным членом Императорского общества сельского хозяйства южной России. За успехи в развитии сельского хозяйства им получены две бронзовые медали, хранящиеся в Феодосийской картинной галерее.

Подводя краткий итог, можно отметить: бытующее мнение о том, что главные доходы художника связаны с его творческой деятельностью и получены им в результате продажи художественных произведений, не совсем верно. Айвазовский был крупным землевладельцем, которому принадлежали обширные земельные наделы и многие имения в Восточном Крыму.

Собранный материал дает возможность лишь начать изучение этой темы. Будущие поиски и находки - впереди и ждут своих исследователей. Придет время, когда удастся получить более подробные и точные сведения о землях и имениях Айвазовского. А значит, восполнить неизвестные страницы биографии великого художника

False
falsefalsefalse Ой! Постоянно такая история - не могу разместить фото в своем сообщении на Лиру!
...
И.К. Айвазовский с гостями у источника в имении Шах-Мамай. 1870-е.

...
Имение И.К. Айвазовского Шах-Мамай. 1890-е" "

...
Субашское озеро в имении И.К. Айвазовского Шах-Мамай. 1900-е" "айв"