Здоровье

Сила характера Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза.


Является ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях?

Действительно, Катерина- сложный персонаж, в котором за внешней хрупкостью скрывается внутренняя сила и решительность. Эта личность ничуть не слабее представителей “ тёмного царства”. Катерина не намерена приспосабливаться и терпеть старый уклад жизни. Первый её протест- это любовь к Борису, а второй - самоубийство.

Н.А.Добролюбов, автор статьи “Луч света в тёмном царстве”, утверждает, что в образе Катерины отражается та скрытая сила, которая выражена в стремлении народа к свободе и не может пробудиться в обществе, подобному “ тёмному царству” .

Самый сильный протест исходит от слабых личностей, долгому терпению которых рано или поздно приходит конец.

Особенно остро эта проблема поставлена в произведении Островского "Бесприданница". Личная жизнь не имела существования, поскольку общество вечно давало указания к жизни.Убийство Ларисы является душевным протестом против безразличия к интересам.

Таким образом, протест обществу возникает при долгой борьбе с образом жизни пагубно влияющих на личность людей.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-02-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Гибель Катерины - стихийный протест против гнетущих порядков общества («темного царства»). В пьесе впервые прозвучал гневный протест против самодурства, семейного деспотизма. Этот протест стихийно выражен Катериной. Читая пьесу, увидели, как постепенно в этой чистой, мечтательной, непосредственной женщине, жаждущей настоящей любви, подлинного счастья, все начинает возмущаться, кипеть и негодовать против фальши, лицемерия, искусственности отношений в патриархальной семье, где царствует Кабаниха. Самоубийство Катерины - это не проявление слабости духа, а результат полной безысходности ее положения и невозможности примирения с нравственностью домостроевского режима. Драма доказывает, что счастье женщины невозможно в браке, основанном на денежном расчете, в семье лицемеров. 9.

Картинка 12 из презентации «Островский Гроза» к урокам литературы на тему «Пьесы Островского»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Островский Гроза.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 182 КБ.

Скачать презентацию

Пьесы Островского

«А.Н.Островский пьесы» - «Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шли мои пьесы.». У нас есть свой русский драматический театр. А.Н.Островский 1884год. «Шире дорогу! Театр Островского- «правдивое бытописание». Другие имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… Вершина творчества – «Гроза» Последняя пьеса – «Бесприданница».

«Островский драматург» - Родился в 1823 году, умер в 1886 году. В течение лета и осени Островский написал драму «Гроза». Презентация по теме: Произведение начинающего драматурга привлекло внимание властей. Молодость А. Н. Островского. Драматург сумел выразить стремление народа к освобождению от гнёта «тёмного царства». Так двери театра были закрыты перед Островским.

«Бесприданница» - Духовное одиночество-проявление силы или слабости? Литературоведы. Что означало слово «бесприданница» во времена Островского? Музыковеды. Вопросы для литературоведов: Проследить жизненный путь Ларисы Огудаловой. Творческое название: Бедность не порок. Каковы причины трагедии Ларисы Огудаловой? Историки.

«Островский пьесы» - Своеобразие конфликта. Специфические авторские ремарки. Слушаем подготовленные учащимися индивидуальные задания. Интересно, что в переводе с арамейского имя Марфа переводится как «госпожа». Домашнее задание. Бедность не порок. Пьеса Островского - “Без вины виноватые”. Индивидуальные задания. Конкурс «Презентация к уроку».

«Пьесы А.Н.Островского» - Что такое музыка? «Снегурочка». Вывод: Романс. Баратынский сумел воплотить богатство и сложность эмоционального мира Ларисы. «Разуверение» Слова Е.Баратынского Музыка М.И.Глинка. Народная песня в пьесах Островского. Песни используются для иллюстрации народной жизни, передачи колорита эпохи. «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…».

«Биография Островского» - Памятник А.Н.Островскому у Малого театра в Москве. Жена и дети драматурга. Островский среди членов Общества драматических писателей. В небольшой, но очень уютной гостиной, любимой всей семьей Островских, стоит фортепиано. Островский в Торжке. Островский вспоминал: «Самый памятный день в моей жизни: 14 февраля 1847 года.

Всего в теме 22 презентации


В Катерине видели мы протест против
кабановских понятий о нравственности,
протест, доведенный до конца.

Н. А. Добролюбов

Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. “Гроза”, по мнению Н. А. Добролюбова, “самое решительное произведение Островского”, так как в ней показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души.
В пьесе мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь показана и живучесть морали “темного царства”, и ее шаткость, и сила характера, которая смогла переступить через нее даже ценой собственной жизни. И со всей жестокостью, несправедливостью “темного царства” борется Катерина - главная героиня пьесы А. Н. Островского.
Светлым и тихим было ее детство. Катерина ходила в церковь, слушала рассказы странниц, вышивала золотом по бархату. Но религиозность Катерины - это вера в волшебные сказки, которые она слушала в детстве. В религии Катерину привлекает прежде всего красота преданий, церковная музыка, иконопись, ее воображение работает неутомимо и уносит ее в новый мир, “тихий и светлый”.
Смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она рассказывает Варваре: “Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!”
Светлое детство прошло, и Катерину выдают замуж за нелюбимого человека. Жизнь в доме свекрови сразу не понравилась Катерине. Вздорная и жестокая Кабаниха, которая своих родных “поедом ест”, “точит, как ржа железо”, стремится подавить свободолюбивую натуру Катерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихой. Честная и правдолюбивая, Катерина не может приспосабливаться к жизни “темного царства”. “Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” - решительно говорит она Варваре.
Нежно и страстно Катерина любит Бориса. Ее любовь - это тоже протест против моральных устоев “темного царства”. Сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями: “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!”
Но счастье только поманило Катерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедшей барыни, Катерина во всем признается мужу.
“Что, сынок? Куда воля-то ведет? Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!” - со злобой говорит Кабаниха Тихону. Она злорадствует, что одержала верх над Катериной.
Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Катерина, а не Кабаниха. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис “не по своей воле” уезжает, он полностью зависит от своего дядюшки, купца Дикого.
Последняя надежда погасла в душе Катерины. “Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!” -думает она. Катерина понимает, что жить в доме Кабановых - это безнравственно. Уж лучше не жить совсем, чем мириться с “жалким прозябанием”.
Н.А. Добролюбов пишет: “...она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве”. Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, “доведенный до конца!”
В ответ на статью Н.А. Добролюбова через четыре года вышла статья Д.И. Писарева “Мотивы русской драмы”. В ней Писарев критикует статью Добролюбова “Луч света в “темном царстве” и удивляется, что критики не смогли “сделать Добролюбову ни одного возражения”. Писарев говорит о Катерине: “Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов?.. Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?” Критик утверждает, что Добролюбов, увидя в каждом поступке Катерины что-либо хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствие этого “луч света в “тем-
ном царстве”. Писарев не может согласиться с этим, так как “воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Ум дороже всего, или, вернее, ум - все”.
Почему же так расходятся взгляды Писарева и Добролюбова? Что заставляет одного писать о силе характера Катерины, а другого - о слабости этого характера? Вспомним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительные герои, стремившиеся к новой жизни, готовые к смерти ради нее. В то время иного протеста быть не могло, но даже такой протест утверждал силу характера личности.
Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху реакции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэтому Д.И. Писарев так и пишет о поступке Катерины: “...Совершив много глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую нелепость”.
Как я отношусь к Катерине? Считаю ли ее “лучом света в темном царстве”? Да, я люблю Катерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правдивость. Я считаю, что Катерину можно назвать “лучом света в темном царстве”, так как она протестует против кабановских понятий о нравственности, “не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу”.
В этом и состоит, по-моему, сила характера Катерины.

Чем вызван протест Катерины в драме "Гроза" и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька...

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь?

Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык...

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.

Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Экая важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!

Показать текст целиком

Протест Катерины вызван нежеланием мириться с нравами “темного царства”, которые противоречат свободолюбивой и искренней душе героини.

Многие писатели XIX века обращались к образу героев-бунтарей.

Например, в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри” главный герой поднимает бунт, который выражается в побеге из плена, являющегося для Мцыри “тюрьмой”. Его судьба схожа с судьбой Катерины тем, что и героиня драмы “Гроза” жила “как будто из-под неволи”. Но Катерина не смогла сбежать, как это сделал Мцыри. Однако, их жизни завершились одинаково трагически: Катерина, не выдержав гнета, спрыгнула с горы , посчитав, что “в могиле лучше”, чем дома; а Мцыри оказался не приспособленным к жизни в дикой природе, о которой он грезил

Оборудование: портрет а. н. Островского; иллюстрации к драме; фрагменты из кинофильма или спектакля; тексты драмы; эпиграф на доске.

Под деревцом могилушка… как хорошо… а. н. Островский. Катерина

Надо мной, чтоб вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

М. Ю. Лермонтов

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. приветствие учителя

2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1. Вопросы на восприятие содержания драмы

♦ Какие чувства вызвало у вас чтение «Грозы»?

♦ Ожидали ли вы такого финала?

2. обращение к эпиграфам урока

♦ Почему к сегодняшнему уроку взяты такие эпиграфы? Как они связаны с темой?

♦ Что в миропонимании героини драмы «Гроза» и поэта Лермонтова их объединяет? О чём это говорит? (О неприятии «земного» мира; у героини Островского - «тёмного царства»; о понимании смерти как избавления, освобождения от него)

III. Проверка домашнего задания

1. Выразительное чтение наизусть монолога Кулигина

2. Выразительное чтение наизусть монолога Катерины

IV. Проблемно-исследовательская беседа по теме урока

♦ Какие черты характера Катерины проявляются в первых же репликах? (Неспособность лицемерить, лгать, прямота, неумение приспосабливаться и покоряться)

♦ Откуда появились в героине эти черты? Почему автор только о Катерине рассказывает так подробно? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала её в детстве и окружает в семье мужа? Заполним таблицу.

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Катерины главное - жить согласно своей душе Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему

Š В чём выражается протест Катерины? Можем ли мы назвать её любовь к Борису протестом? (Вопрос спорный. Можно, если считать, что любовь - это и есть стремление жить по законам своей души. Нельзя, если считать, что Катерина поступает вопреки своим нравственным нормам.)

Š В чём сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису - это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви - это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения.)

Š Почему Катерину пугает приближающаяся гроза? Какое символическое звучание в пьесе получает это природное явление, помогая воплощению авторского замысла?

Š Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и её сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. (Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь - всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за неё. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.)

Š Островский писал: «Катерина - женщина с страстной натурой и сильным характером. Она доказала это своей любовью к Борису и самоубийством. Катерина, хотя и забитая средой, при первой же возможности отдаётся своей страсти, говоря перед этим: «Будь что будет, а Бориса я увижу!». …Положение Катерины стало безвыходным. Жить в доме мужа нельзя. …Катерина пришла к убеждению, что жить, как жила раньше, нельзя, и, имея сильную волю, утопилась…». Во всём ли вы принимаете авторскую интерпретацию характера героини? Можно ли её назвать трагической героиней?

Š Докажите, что смерть Катерины - это протест. (Смерть Катерины - это протест, бунт, призыв к действию, который услышан другими героями: Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрёк в немилосердии.)

Š Сможет ли город Калинов жить по-старому?

V. Обобщающая беседа на основе литературного наблюдения

Литературное наблюдение

Учитель. Сравните монолог Катерины (действие V, явление 4) и отрывок из стихотворения М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу… ». найдите общие черты: мысли, лексику, ритм и т. п. а в чём разница?

Монолог Катерины

Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день, мой слух

Лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, надо мной, чтоб вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел В могиле лучше… Под деревцом могилушка… Как хорошо!.. Солнышко её греет, дождичком её мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жёлтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается), всякие… так тихо! так хорошо! Мне как будто легче! а об жизни и думать не хочется если попробовать записать монолог Катерины стихотворными строками, что получится? (Что-то похожее на народную лирическую песню)

Это случайность? Что таким образом выражает Островский? (Народное понимание смерти как освобождения от страданий, как примирения с самим собой.)

VI. Подведение итогов урока

VII. Домашнее задание

1) группе «критиков»:

Рассказать о взглядах н. а. Добролюбова на драму «Гроза» с опорой на цитатный к его статье «луч света в тёмном царстве»;

Рассказать о взглядах а. Григорьева на драму «Гроза» с опорой на план к его статье «После “Грозы” Островского»;

Рассказать о взглядах Д. Писарева на драму «Гроза» с опорой на план к его статье «Мотивы русской драмы».

2) группе «театроведов»: подготовить сообщение о сцени

Ческой истории «Грозы».